Кто был архитектором успенского собора. Успенский собор Московского Кремля: история и архитектура

История Успенского Собора начинается со Святителя Петра, митрополита Руси.

Святитель Петр, первый глава Русской Церкви, обосновавшийся в Москве, был похоронен в еще не достроенном храме. Впоследствии большинство преемников митрополита, следуя как его примеру, так и давней традиции обретать вечный покой при кафедральном соборе, захоранивались здесь же.

Ко второй половине XV столетия первый Успенский собор заметно обветшал, да и молодое Русское государство, объединявшееся тогда железной рукой великих князей Московских, нуждалось в новом архитектурном творении, которое бы явилось символом могущества новой державы. Не меньшее желание прославить Церковь имели и митрополиты всея Руси.

Но как и многие великие начинания величественный Успенский собор, каким видим его мы сейчас, построился не с первой попытки. Много раз за свою историю Успенский собор перестраивался и реставрировался.


Саша Митрахович 04.01.2017 13:38


Сохранившиеся свидетельства о возведении первого в весьма необычны — ни одно древнерусское строительство не удостоилось такого подробного описания в летописях.

Предварительные работы при возведении Успенского собора начались осенью 1471 года, когда управлявший в то время Русской Церковью митрополит Филипп повелел готовить камень для будущей постройки. Возможно, на это решение повлиял большой пожар, пронесшийся огненным вихрем по Кремлю годом раньше и повредивший древнее здание.

Впрочем, один лишь пожар вряд ли мог стать главной причиной столь мощной перестройки. Одновременно были проведены обмеры Успенского собора во Владимире, выбранного в качестве образца для московского храма-тезки, после чего мастеровые приступил к рытью котлована и возведению новых фундаментов. Закладка фундаментов в апреле 1472 года сопровождалась большим торжеством, в котором приняли участие и глава Церкви, и глава государства.

На начальном этапе строительные работы, которыми руководили зодчие Кривцов и Мышкин, шли одновременно с разборкой стен старого Успенского собора. Дело в том, что новый соборный храм, хотя и возводился на том же самом месте, что и его предшественник, заметно превышал его своими размерами.

29 мая 1472 года состоялась торжественная церемония — эксгумация, или, говоря церковным языком, обретение мощей захороненных в прежнем соборе митрополитов. Внимательный летописец, описав состояние обнаруженных мощей, ядовито заметил в адрес горе-современников, почитавших только угодников с нетленными мощами: «Занеже кой толко не в теле лежить, тот у них и не свят, а того не помянуть, яко кости наги истачають исцелениа».

К концу весны 1474 года здание поднялось до уровня сводов. Наверное, в великокняжеских и митрополичьих покоях уже подумывали о скором освящении храма, но 20 мая произошла беда: из-за слишком большой нагрузки северная стена рухнула, «утянув» за собой своды, часть столпов, хоры и половину западной стены. Согласно некоторым сведениям, здание не выдержало произошедшего тогда в Москве землетрясения.

По счастливой случайности, никто не пострадал. Разрушение строящегося храма вызвало решительные действия Ивана III. Он велел разобрать завалы и отправил в Италию посольство с целью приглашения оттуда авторитетного архитектора. Одновременно Иван III обратился за мастерами и во Псков, зодчие которого особенно славились на Руси в XV столетии.

Через год в Москву прибыл известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.


Саша Митрахович 04.01.2017 14:01


Архитектор Успенского собора в Московском кремле - Аристотель Фьораванти - родился около 1415 года в Болонье. До 1473 года в основном работал в Италии, также выполнял заказы знаменитого венгерского короля Матьяша Корвина

В Москве Фьораванти, по сути, заново начал строительство : новшества итальянца обнаруживаются уже в принципах закладки фундаментов. При этом новое здание имеет чуть меньшие размеры и ориентировано несколько иначе, чем собор 1472 года.

Фьораванти, как и его предшественники, опирался на образец — Успенский собор Владимира (существует предание, согласно которому архитектор, приехавший во Владимир познакомиться с прототипом, воскликнул, глядя на местный собор: «Наши строили!»).

Однако он не копировал план владимирского храма, а использовал многие приемы, не известные доселе русскому зодчеству: кованые внутристенные и проемные железные связи, облегченные своды и т. д. Присущее Фьораванти совершенное знание строительной техники, рационализм его планировочно-пространственного мышления наложили особый отпечаток на облик Успенского собора, формы которого воспроизводились в большинстве значительных церковных построек XVI — начала XVII веков.

Возведение нового кафедрального храма митрополии всея Руси было успешно завершено, и 12 августа 1479 года состоялось его освящение.


Саша Митрахович 04.01.2017 14:11

Завершение строительства и торжества, связанные с его освящением 12 августа 1479 года, сопровождались порядочным скандалом. Страсти разгорелись из-за спора о том, как правильно производить сам чин освящения — совершая крестный ход по часовой стрелке вокруг храма или против нее.

С точки зрения Ивана III, митрополит Геронтий, возглавлявший тогда Русскую Церковь, нарушил правила: «Не по солнечному восходу ходил митрополит со кресты около церкви», — записал летописец о недовольстве великого князя. Интерес книжника, отметившего данный казус, понятен: размолвка произошла на самом высшем уровне, причем недовольство исходило от светской власти, которая, по идее, должна полагаться в решении канонических и обрядовых вопросов на власть духовную.

Иван III долго оставался непреклонен, споры, то затихая, то возобновляясь с новой силой, продолжались более двух лет, при этом другие московские церкви, созданные на средства великого князя, стояли неосвященными.

Русское же духовенство в массе своей заняло сторону митрополита, не приняв доводов великого князя: «А по великом князе мало их, един владыка Ростовский князь Асаф да архимандрит Чюдовский Генадей». Но только решительный шаг Геронтия, заявившего, что он готов отказаться от кафедры, и уехавшего в Симонов монастырь, заставил великого князя осенью 1481 года смириться


Саша Митрахович 04.01.2017 14:22


Несмотря на сложности с освящением храма, сразу превратился в культовый и политический центр Московской державы. Именно здесь находились перенесенные из старого Успенского собора мощи святителей, считавшихся главными заступниками княжества.

Сюда в напряженные осенние дни 1480 года, когда на реке Угре решался вопрос о том, быть или не быть независимости молодого государства, направляется Иван III к «Пречистой Госпожи Богородици и ко святым чюдотворцем, прося помощи и заступлениа православному хрестьяньству».

4 февраля 1498 года в Успенском соборе состоялось венчание на великое княжение наследника престола Дмитрия, внука Ивана III, объявленного соправителем при деде. Обряд венчания подготовили чрезвычайно пышный, за его основу приняли византийский императорский церемониал. Подобное событие произошло впервые в истории великого княжества Московского.

В качестве кафедрального храма единого Русского государства Успенский собор становился и местом рукоположения глав Церкви, сначала митрополитов, впоследствии — Патриархов. Именно здесь в 1589 году состоялась первая патриаршая хиротония в русской истории: митрополит Иов был рукоположен Константинопольским Патриархом Иеремией II, став «святейшим Патриархом царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия».

Когда с середины XVI века в России начали собираться сословно представительные учреждения — земские соборы, Успенский храм был выбран местом их открытия. По предположению советского историка Л. В. Черепнина, первый земский собор 1549 года начался церковной службой именно в Успенском кафедральном соборе, а затем продолжил свою работу в царских палатах. Обычно этот первый сословный съезд называют «Собором примирения», ибо съехавшиеся на него представители сословий должны были обсудить важнейшие проблемы самых разных слоев общества, накопившиеся за время боярского правления при малолетнем Иване Грозном.


Саша Митрахович 04.01.2017 14:36


Однако, согласно неумолимому закону жизни, со всякой радостью соседствует печаль. , всецело поддерживаемый и светской, и церковной властью, а также облагодетельствованный дарами знати, видел не только торжество, но переживал и беды.

Так, в 1493 году два пожара, зажженных молнией, повредили его кровлю. Возгорания неоднократно случались и впоследствии. Особенно губительными стали для храма «большие» пожары 1547 и 1682 годов. В их всепоглощающем пламени, которое не щадило даже негорючие элементы, погибло белокаменное убранство барабанов. Обгорели также мощные архивольты закомар и аркатурно-колончатый фриз над западной папертью, пострадала сама паперть.

Вообще, западная сторона собора, наряду со сводами, оказалась самой слабой частью во всем здании. По причине неравномерной осадки фундаментов она находилась в аварийном состоянии на протяжении всего XVII века. А своды храма, угрожавшие падением, были разобраны «до единого кирпича» еще в 1624 году. На следующий год мастера Д. Талер и Б. Огурцов заново сложили их по измененному рисунку, учтя образовавшиеся в верхнем ярусе деформации. Ко всему прочему, тонкие полутораметровые стены собора дали трещины и начали расходиться в верхних своих ярусах.

Непростым было экономическое положение Успенского собора в трудный «бунташный» XVII век. В то же время считается, что к 1670-м годам храм сумел полностью оправиться от разорения предшествующего времени, главным из которых являлась Смута, разразившаяся в начале столетия. Как всегда, большую роль сыграла поддержка верхов государства.

На протяжении XVIII—XIX веков — как правило, в связи с очередными коронационными торжествами — собор неоднократно приводился в порядок и ремонтировался. Реставрационные работы затрагивали как внешний его облик (замена облицовки, чистка стен, перекладка оконных проемов), так и внутреннее убранство.

Реставрационные работы проводились в течение 1882 года. Их основной задачей являлось восстановление главного иконостаса собора, укрепление его деревянных конструкций и создание нового серебряного оклада, вывезенного французами в Отечественную войну 1812 года.

3 января 1918 года Успенский собор вместе с принадлежащими ему реликвиями и ценностями был национализирован. Правда, богослужения продолжались в нем еще несколько лет — духовный центр соседствовал с оплотом советской власти.

(рус. Успенский собор; англ. Dormition Cathedral)

Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.

Успенский собор Московского Кремля – одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Это старейшее, полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор, на месте нынешнего, был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I. 4 августа 1326 года, на месте прежнего деревянного храма, был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы, во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси –Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. В северной части собора Петр собственноручно устроил себе гробницу.

Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, от древности и от многих пожаров, грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми». Строительство нового собора, огромных для того времени размеров, было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора, он должен был иметь пять нефов, пять глав и хоры. Длина собора, с требуемой прибавкой в 1,5 сажени, составляла примерно 40 м, ширина – 34 м и высота – около 35 м. Когда стены нового собора поднялись на высоту человеческого роста, в них были сделаны ниши, и туда были помещены мощи московских святителей – Петра, Киприана, Фотия и Ионы. 20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Собор часто страдал от пожаров. Уже в 1493 г. собор дважды зажгла молния. И в конце XV века великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Семен Толбузин, за приличную для того времени сумму в 10 рублей в месяц, уговорил приехать в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти. В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Надо сказать, что в русских летописях сохранилось очень подробное описание строительства Успенского собора. Так, сообщается, что итальянский мастер велел «изнова рвы копати», глубже, чем русские мастера, забил в них дубовые сваи. В летописях также есть упоминание о том, что Аристотель применял при постройке «колеса» (блоки), в результате чего «вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и възвлекаше, и верху цепляше малые колесца, еже плотники векшою зовут, еже им на избы землю волочать, и чюдно видети». Здесь, в 1498 году, Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки), в обход своего старшего сына Василия, от Софьи Палеолог. Хотя впоследствии, в самом начале XVI века, Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни, склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 году, по византийскому образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в основу коронации Ивана IV, в 1547 году, царским венцом.

Первые земельные вклады в Успенский собор восходят к концу XV века, когда его земли начали отделяться от земель митрополичьей кафедры. В 1486 году, накануне своей смерти, верейский князь Михаил Андреевич дал «к Пречистой соборной церкви на Москву, протопопу и священником, в Ерославском уезде, свое село Татаренки в Заечкове со всем, что к тому селу исъстарины потягло по своей души, после своего живота». Интересно, что этот вклад был условным – оговаривалось, что если бы Великому Князю потребовалось это сельцо, то он мог забрать его себе, дав протопопу и священникам Успенского собора за него 60 рублей. Помимо прямых земельных вкладов собору жертвовали и деньги, с условием покупки на них земли.

В начале XVII века продолжился рост вотчин Успенского собора, и в 1630-х годах размер достиг максимума. Земельные владения собора были наделены значительными льготами. Первая жалованная грамота была дана еще в 1575 году Иваном Грозным. Борис Годунов, в 1598 году, дал новую жалованную грамоту.

В 1605 году восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца Лжедмитрия I, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор «со оружием и дреколием», как вспоминал впоследствии патриарх Иов, прервали богослужение и «извлекши его из алтаря, по церкви и по площади таская позорища многими позоры». Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство, 21 июля 1605 года, патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку.

После избрания в 1606 году, на Красной площади, Василия Шуйского его сторонниками царем, он отправился в Успенский собор, где дал «крестоцеловальную запись» в том, что при нем не будет нарушений феодальной законности, совершавшихся при Грозном и Годунове. Другое шумное церковное выступление было организовано в Успенском соборе в связи с затянувшейся осадой Калуги, где укрылся после отступления от Москвы, с остатками своего войска, Болотников. Исход борьбы был еще неясен, и в Успенском соборе, в присутствии царя, патриарха Гермогена, царского двора, и московских жителей специально привезенный из Старицы, бывший патриарх Иов освободил москвичей от прежних клятв, в том числе «царю Дмитрию», под лозунгом которого развивалось восстание. Пострадал собор и во время разорения Москвы польскими войсками и большим отрядом немецких наемников в 1611-1612 годах.

В 1624 году, угрожавшие падением своды собора были разобраны «до единого кирпича» и вновь сложены, с учетом образовавшихся в верхнем ярусе деформаций по измененному рисунку («вспарушенной» конфигурации), с армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

Начиная с XVII века точно известен состав причта собора. Так, в 1627 году причт составляли: протопоп, протодьякон, два ключаря, 5 попов, 5 дьяконов и 2 пономаря. (Для сравнения: причт Архангельского собора состоял из 14 священников, Благовещенского – из 11-ти). Из патриаршего казенного приказа выдавались свечи и церковное вино. Причем до 1675 года свечные огарки поступали в пользу причта, но после стали отдаваться назад, в патриарший казенный приказ, где их перетапливали на свечи.

В 1642-1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим, дошедшим до нас, образцом фресковой живописи на территории Кремля. Кроме того, в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами. В 1660-х годах поновлялась живопись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. Из-за неравномерной осадки фундаментов на протяжении всего XVII века западная стена собора находилась в аварийном состоянии. Собор из противоаварийных соображений был связан в уровне пять сводов дополнительными связями.


В XVII веке (а вероятно и ранее), дворы Успенских соборян были расположены в Кремле около Тайницких ворот. Земля, на которой были расположены дворы богородицких священнослужителей, принадлежала Успенскому собору, но сами строения, дворы, составляли частную собственность, принадлежали тем, кто там жил. С 1654 году дворы Успенских соборян были «обелены» (освобождены от налогов), но в начале XVIII века Петр I, несмотря на свою жалованною грамоту, взимал с дворов «банные» деньги, в размере 1 рубля с каждой бани.

В 1721 году вместо единого патриарха во главе русской церкви была поставлена коллегия духовных сановников. Ближайшее заведование Успенским собором и его духовенством принадлежало московской Синодальной Конторе, начало которой, как самостоятельного учреждения, было положено указом Петра I от 19 января 1722 года. 24 мая 1721 года Синод издал указ о том, чтобы «в Москве к соборным и знатным приходским церквам» рукополагать в священники и дьяконы учеников московских «Славено-Латинска диалекта школ». От духовного лица, которое хотело сделаться протодьяконом Успенского собора, кроме того требовалось «громогласие». Для того чтобы избрать вполне достойного протодьякона, отличающегося «громогласием» иногда устраивали состязание между несколькими кандидатами в церкви двенадцати апостолов.


Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября 1812 года, в самый день вступления французов в Москву, и продолжавшийся до 8 сентября, истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что поселившийся в нем, со своей гвардией, Наполеон должен был на время оставить его. Раки святителей московских – Петра, Ионы и Филиппа были покрыты серебряными досками. Все это было похищено, осталась только рака святого митрополита Ионы и часть риз на иконах, находящихся на третьем ярусе иконостаса, с правой стороны. Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так, они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчовые облачения. Вся стенопись собора, которая была произведена в конце XVIII столетия, была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, еще не имевший печей, и летевший из горна изгарью от пережигавшихся парчовых облачений. Насколько было велико опустошение собора видно из того, что на его возобновление издержано было 192 135 рублей 54 копейки.

Собор был отреставрирован и заново освящён 30 августа 1813 года, епископом Дмитровским Августином (Виноградским). 2-го февраля 1818 года для Успенского собора были установлены новые штаты, по которым священно- и церковно-служители стали получать следующее содержание: протопресвитер – 2000 рублей, сакелларии по 950 рублей, четыре пресвитера по 850 рублей, протодьякон 1000 рублей, 4 дьякона по 750 рублей, псаломщики и пономари по 150 рублей. В 1822 году император Александр I даровал некоторым служителям дополнительное содержание: сакеллариям «как хранителям Ризы Господней и святыни собора вообще» и двум пресвитерам, приставленным к мощам святого Петра митрополита – по 250 рублей, псаломщикам и пономарям по 150 рублей.


Первым старостой Успенского собора 29 января 1817 года, стал московский, 2-й гильдии, купец Сергей Федорович Болдырев. В обязанности старост входило заведование церковным хозяйством собора совместно с сакеллариями, под высшим наблюдением протопресвитера.

Коронация Николая II 14 мая 1896 года оказалась последней коронацией в Успенском соборе.

В конце XIX - начале XX века была произведена реставрация Успенского собора. Новые откосы, чтобы меньше повредить роспись стен, делались не каменными, а алебастровыми по проволочной сетке. По найденным остаткам восстановлены валики окон второго яруса, а по аналогии – и окон абсид. Восстановлены и валики окон малых барабанов, но здесь, из-за малой толщины стенок, не перелицовывали кладку, а сделали профиль только из штукатурки. Много споров вызвал вопрос о покрытиях собора. Открылись замки сводов в виде больших каменных плит с углублением посередине для установки креста, а на расстоянии около 3 аршинов от вершины, в кладке обнаружены железные ушки, для растяжек к нему. Другие возражали, что должны были быть деревянные журавцы, поскольку в летописях есть упоминания о пожарах, начинавшихся с глав. 15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви.


Новая эпоха в жизни памятника началась с революционных событий в Кремле произошедших второго ноября 1917 года. Успенский собор, как и некоторые другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле: пострадали центральная, юго-западная и юго-восточная главы. 20 ноября 1918 года собор был обследован архитектором Московского дворцового управления, академиком И.В. Рыльским, а сметы на реставрацию составлены архитектором В. Марковниковым. Одна из пояснительных записок, относящихся к реставрационным работам в Кремле, сообщает, что «работами 1917- 1918 годов было почти все исправлено, и сейчас трудно уловить уже, что Кремль обстреливался».

Успенский собор был закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР. Последняя, перед закрытием храма, служба была совершена на Пасху 1918 года – 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии – епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. В период конца 10-х - начала 20-х годов XX века были произведены реставрации и раскрытия многих древних икон.

На протяжении 1930 -1940-х годов, из Успенского собора и других памятников Кремля, прежде всего, упраздненных, продолжалась выдача предметов, главным образом, из драгоценных и цветных металлов, в Госфонд, Рудметаллторг, Антиквариат (только за 1930 год было сдано 1219 предметов). Состояние собора резко ухудшилось, протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи. Лишь в 1946 году начались систематические работы по укреплению икон и фресок в соборе. Обследование стенописи в интерьере собора показало, что в центральном барабане пробоина (1917 г) не была оштукатурена, часть росписей была расчищена и вновь записана в 1914-1917 годах (северный неф). В южном нефе закончены главы и своды, а на стене и столбах живопись была лишь расчищена. Комиссия приняла решение провести только консервационные работы, при которых вся поверхность настенной живописи была укреплена, промыта и приведена в экспозиционный вид. Одновременно был поставлен вопрос о необходимости восстановить отопление и электроосвещение в соборе, что было сделано лишь в 1949-1950 годах.

В 1954 году, после долгого перерыва, организуются экскурсии в только что отреставрированные Успенский (экскурсовод Н.В. Гордеев) и Благовещенский (экскурсовод Е.И. Сергеева) соборы, а с 20 июня 1955 года Кремль открывается для свободного доступа посетителей. В феврале 1960 года он был передан в ведение Министерства культуры СССР.

В 70-х годах начинается комплексное исследование памятника на основе программы, утвержденной Ученым советом Музеев Кремля еще в сентябре 1964 года. Оно предусматривало выяснение технического состояния ограждающих конструкций здания, его фундаментов, сводов, подпружных арок и связей, а также причин, вызывающих повышенную влажность и засоленность кладки, что вызывает повреждение и разрушение стенописи в соборе. В течение 1974-1976 годов, была проведена цементация фундамента по периметру здания и у восточных пилонов, для предотвращения его осадки. Новая система кондиционирования воздуха обеспечила поддержание стабильных параметров температуры и влажности в соборе, необходимых для создания оптимальных условий сохранения памятников в его интерьере.

Успенский собор сегодня - величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники поражаются величеством и высотою, светлостью и пространством собора.

Фасады собора делятся лопатками на равные части: северный и южный – на четыре, западный и восточный – на три. Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Наиболее ответственные элементы здания – подпружные арки, своды и барабаны сложены из кирпича (карнизы белокаменные). Размер фиоравантиевского кирпича (28х16х7 см). Стены и своды над западной папертью сложены из другого, большемерного кирпича (30х14,5х8 см, а также 22х11х5 см). Возможно, они сложены позднее. Все вертикальные членения фасада одинаковы по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты.

Нижний свет Успенского собора состоит сейчас из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий. Новым, в композиции Успенского собора, было, также, применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи, а со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом.


Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод. Своды Успенского собора представляют особый интерес – двенадцать равновеликих частей были перекрыты: пять – барабанами, семь – крестовыми сводами. В архитектуре великокняжеской Москвы, крестовые своды были применены Аристотелем, по-видимому, впервые, хотя домонгольская Русь их знала. Как средний, так и угловые барабаны, в соборе, расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. Прием взят из композиции крестово-купольного храма. Диаметр же центрального барабана, приблизительно на метр, превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Несмотря на все проблемы, здание удалось построить так, что в нем преобладает ощущение цельности внутреннего пространства, не разгороженного, а лишь архитектурно расчлененного, широко расставленными стройными круглыми столбами.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля - изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 годов (над ними работала группа из 150 художников, во главе с царскими изографами – Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым), и грандиозный иконостас 1653 года, созданный по инициативе Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII веков, в Успенском соборе, является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов, в период собирания русских земель. Особенно интересна огромная композиция «Страшный суд», помещенная на западной стене собора.

Царское моленное место – Мономахов трон, было создано в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. Квадратное в плане сооружение, со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчано затейливым шатром, с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах, на стенках, иллюстрировано «Сказание о Князьях Владимирских», повествующее о привозе, на Русь, царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен святой Петр, и до 1700 года, собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви – митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках - мощехранительницах. Сегодня собор, в котором сохраняется усыпальница глав русской церкви, древняя стенопись, уникальное собрание икон – является одним из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

В Московском Кремле Успенский собор является главной святыней страны, в которой сосредоточены самые важные атрибуты этой святости: гробницы святителей и иконы. История создания Собора насчитывает не одно столетие, с ней связаны имена многих значимых для России людей.

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера - Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.

Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе

Важно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига.

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году. Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.

Описание собора

Образцом для храма стал собор в честь Успения Богородицы в г. Владимире. Перед Аристотелем Фиораванти стояла задача значительно расширить внутреннее пространство храма, а также следовать традициям русского зодчества, что ему прекрасно удалось. Архитектурные элементы храма выполнены следующим образом:


Успенский собор выглядит как единое целое, создается ощущение, что он просто выточен из одного большого белого камня.

Интересный факт! Чтобы увеличить внутренний объем Аристотель Фиораванти в конструкции храма использовал крестовые своды, толщина которых один кирпич, а также металлические связи внутри стен и проемные. Такое решение в истории русской архитектуры было применено впервые.

Святыни

В Успенском соборе с 1395 года и вплоть до Октябрьской революции находилась главная святыня домонгольской Руси Владимирская икона Божией Матери. Ныне эта икона находится в храме в честь святителя Николая Чудотворца в Толмачах, он является домовым храмом Третьяковской галереи.

Интересно! По преданию, икона всегда сама выбирала место, где ей находиться, теперь это небольшой храм Москвы.

Из тех святынь, которые ныне находятся в соборе, сохранились иконы:

  • Божией Матери «Влахернская». По преданию, она была написана евангелистом Лукой и из Антиохии попала в Константинополь, а в 1653 году была передана в дар русскому царю Алексею Михайловичу. Сама икона выполнена в технике воскомастики, т. е. она как бы рельефна, а в качестве мастики использовался воск с частицами мощей многих святых;
  • Петровская икона Божией Матери. Считают, что она была написана самим митрополитом Петром в бытность его еще игуменом на Волыни, он подарил её митрополиту Киевскому Максиму, который привез икону во Владимир, а потом она оказалась в Москве;
  • Корсунская икона Божией Матери. Предание утверждает, что икона была написана евангелистом Лукой с самой Богородицы, а список этой иконы был перенесен в Корсунь во время Крещения князя Владимира. Первоначально она находилась в Новгороде, а затем была перенесена в Москву.

Также мощи святителей Московских:


Святые мощи первого русского патриарха Иова, а также святого патриарха Гермогена. Помимо этого, в Успенском соборе хранятся такие реликвии христианского мира, как Гвоздь Господень и посох святого митрополита Петра Московского.

Уникальная стенная живопись и иконостас собора XVII с многочисленными знаменитыми по всему миру иконами, среди которых: «Спас Ярое око», «Спас в силах», «Спас Златые власы».

Престольные праздники и адрес

Кроме него, еще есть три придела:

  • в честь апостолов Петра и Павла (12 июля);
  • Похвала Богородицы (5-я неделя Великого поста в субботу);
  • в честь святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).
Важно! У Собора статус кафедрального Патриаршего храма, поэтому службы здесь совершаются по решению Патриарха, как правило, в дни престолов и больших праздников.

Но Успенский собор можно посетить в любое время, кроме четверга, как музей, который действует с 10-00 до 17-00, а в период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 и до 18-00.

Добраться до Успенского собора, который расположен на Успенской площади Московского Кремля, для этого лучше воспользоваться метро и добраться до станции «Библиотека им. В. И. Ленина» или «Александровский сад».

Успенский собор Московского Кремля

Говорят, что у каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.

«Тайное имя»

Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти как у Кощея: «…смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».

Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе. В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше - с печатей Тверского княжества. Отношения к городу это никакого не имела.

«Сердце града»

На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».

Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.

В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?

Перестройка

Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.

Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина – ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.

Аристотель Фьораванти

Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.

Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.

Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог. Об это немного подробнее.

Софья и«латинская вера»

Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.

Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что Софья перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что Софья перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку примерно за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной.

Что же произошло?

Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик – Фьораванти. Что же это могло быть?

Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ – это святые мощи.

Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, Софья привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.

Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.

“Бысть же та церковь чудна вельми
величеством, и высотою,
и светлостью, и звонностью, и пространством,
такова же прежде того не бывала в Руси,
опроче Владимирские церкви,
а мастер Аристотель.”
Никоновская летопись

Чтобы понять и оценить архитектурные особенности Успенского собора Московского Кремля, нужно хорошо представлять себе образец, следуя которому Аристотель Фиорованти в конце XV века построил главный храм Московской Руси. Это Успенский собор города Владимира. В настоящее время у нас нет возможности представить иллюстрации владимирского храма. Поэтому, абстрагируемся от сравнительного анализа двух выдающихся соборов и кратко охарактеризуем основные приёмы зодчего, которые он применил в строительстве Успенского собора Московского Кремля.

В отличие от традиционной русской архитектуры того времени, Успенский собор НЕ является крестово-купольным. Храм относится к зальному или палатному типу сооружений. Это означает, что все части внутреннего пространства собора равновеликие.

План внутреннего устройства Успенского собора взят из книги “Памятники архитектуры Москвы”, М., “Искусство”, 1982.

Собор увенчан традиционным пятиглавием, символизирующим Иисуса Христа и четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку. Здесь возникает логический вопрос – если все части Успенского собора одинаковы, то и его главы должны быть равными по размеру. Дабы подчеркнуть традиционность собора, Аристотель Фиорованти намеренно выстроил центральную главу выше остальных и окружил её дополнительной стеной, чтобы она выглядела больше остальных. По непроверенным сведениями, в пространстве между двумя стенками центральной главы устроили тайник, где неоднократно прятали государственную казну от татей, например, от поляков в 1612 году.

Палатное устройство собора повлияло на его внешний вид. (Напомним, что внутреннее пространство крестово-купольных храмов делится на нефы, то есть продольные части интерьера, разделённые колоннами или опорными столпами. В русских храмах традиционно бывает три нефа – два боковых (южный и северный) и центральный. В крестово-купольной конструкции центральный неф заметно шире, чем боковые. В Успенском соборе все нефы равны по ширине.


Схема внутреннего устройства крестово-купольного храма. На схеме видно, что центральная часть такого собора заметно больше других частей.

В связи с особенностями конструкции, внешние стены Успенского храма разделены на равновеликие прясла. Вспомните крестово-купольный , в нём прясла разнятся по ширине. В Успенском соборе ритмичное вертикальное деление стен на равные части подчёркивает монолитность всего здания, недаром наши предки говорили, что собор построен “яко един камень”.

Южная стена Успенского собора, выходящая на Соборную площадь – наиболее выразительная.


Южная стена Успенского собора обращена к Соборной площади

Вертикальные лопатки-пилястры делят её на четыре равновеликих прясла. Каждое прясло завершается закомарой. В верхний ярус вписаны щелевидные окна.

Горизонтальное деление стены подчёркнуто аркатурно-колончатым поясом. Колонны пояса наполовину выступают из толщи стены, они словно врезаны в неё. Ровно посередине пояса в каждом прясле устроено по одному окну нижнего яруса.

Парадный входы в Успенский собор были как с в южной, так и с северной стороны. Через южный портал в храм можно было войти со стороны Соборной площади.

С северной стороны войти в собор можно было от митрополичьего двора.

Главные ворота оформлены в виде перспективных порталов. Они украшены полуциркульными арками.


Южный портал Успенского собора

Арки украшают так называемые “бусины” – элемент, распространённый в московском зодчестве.


“Бусины” украшают южный и северный порталы Успенского собора

К порталам ведут лестницы с широкими площадками у входа. Они предназначались для торжественных выходов государей и иерархов.

Глядя на Успенский собор, можно заметить его асимметрию. Главы собора, а также южный и северный порталы храма несколько сдвинуты к востоку. Алтарные апсиды как бы сглажены, они невысокие и не объёмные. С севера и юга их прикрывают выступающие пилоны. Эти приёмы ещё более усиливают впечатление монолитности. Вновь приходит на ум выражение современников собора: “яко един камень”.


Вид Успенского собора с восточной стороны. На снимке хорошо видно, что небольшие апсиды справа и слева (с юга и севера) прикрыты глубоко выступающими из стен пилонами.
Фрагмент восточной стены Успенского собора

Внешние стены Успенского собора, кроме западной, украшены росписями.

Росписи южного фасада Успенского собора

Сразу укажем, что все росписи на стенах Успенского собора появились сразу после окончания его строительства, то есть в конце XV века. Они неоднократно поновлялись, но концепция росписей оставалась прежней.

В верхней части украшенного росписями прясла южной стены изображён образ Богородицы Владимирской. Это увеличенная иконография знаменитой иконы “Богоматерь Владимирская”, которая была перенесена из Владимира в Москву и долгое время находилась в Успенском соборе. Возможно, она была написана в 1480 году, когда, как предполагают, древняя чудотворная икона осталась в московском соборе.

Богоматерь Владимирская изображена с предстоящими архангелами Михаилом (слева) и Гавриилом (справа).
Вероятно, появление этого образа связано с бескровной победой русского войска в “стоянии на Угре”. Событие связано с заступничеством пресвятой Богородицы.

Ярусом ниже находятся изображения святителей. Их шесть.

Первое изображение слева вызывает сомнения. В книге Т.В.Толстой “Успенский собор” указано, что изображён митрополит Пётр. Цитирую из книги: “… на южном фасаде Успенского собора размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна”. На фреске же над святым явно читается “Леонтий митрополит Ростовский”.


Фрагмент фрески. Изображение одного из шести святителей, первого слева. Митрополит ростовский Леонтий В центре – митрополит Московский Иона Слева от окна – митрополит Московский Пётр

Следующие три святителя: митрополит московский Алексий, митрополит московский Филипп, святой Никита Новгородский.


Справа от окна – митрополит Московский Алексий В центре – митрополит московский Филипп

В источниках не указано, какой именно Филипп изображён на южной стене собора. Есть мнение, что первоначально изобразили Филиппа I. Он был инициатором строительства современного Успенского собора. Позже изображение заменили и сейчас мы видим образ митрополита московского Филиппа II (в миру Фёдора Колычева), которого канонизировали в 1672 году при царе Алексее Михайловиче.

Последнее изображение справа – святой Никита Новгородский

Изображения именно этих святителей весьма логичны. В Успенском соборе покоятся мощи святых московских митрополитов Петра, Ионы и Филиппа. Неподалёку, в Чудовом монастыре хранились святые мощи митрополита Алексия. Изображение новгородского святого Никиты связано с покорением Новгорода Иваном III в 1478 году.

Под изображением святителей в центре прясла под окном помещено изображение Спаса Нерукотоворного. Этот образ связан с покровительством, божественной защитой и часто эту икону помещали на вратах, над входами, над дверьми.

Ниже, над арками порталов, изображен Деисус – в центре изображение Христа, слева – Богородицы, справа – Иоанна Предтечи.

Ниже слева от двери изображён Архангел Михаил,

справа – Ангел хранитель.

Это тема связана со входом в храм. Архангел Михаил и Ангел-Хранитель держат в руках свитки, в которых они “вносят имена со страхом Божиим входящих в церковь”.

Интересны медные южные врата, ведущие в храм. Они выполнены в Москве в технике золотой наводки во второй половине XVI века. В настоящее время они закрыты решёткой и поздней стеклянной дверью, поэтому рассмотреть изображения не представляется возможным.

Росписи северного фасада Успенского собора

Верхняя композиция росписи северного фасада – изображение Собора апостолов. Наверху изображён Деисус – в центре Иисус Христос, слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Ниже изображены двенадцать апостолов. Медальоны с ликами оплетены вьющейся лозой.

Также, как и на южном фасаде, на северной стене в аркатурном фризе изображены шесть святителей. Слева направо: святой Пафнутий Боровский, святой Исайя епископ Ростовский, святой Леонтий.



Слева – святой Пафнутий Боровский

Кажется странным, что святой Леонтий изображён и на южном, и на северном фасаде. Скорее всего, это два разных святых. Один – Леонтий I, епископ ростовский и суздальский (умер не позже 1077 года), другой – Леонтий II архиепископ ростовский (1158-1161?). Кто из них написан на какой стене, выяснить не удалось.

Следующие три святителя – справа от окна – святой Игнатий Ростовский, святой Дмитрий Прилуцкий, святой Сергий Радонежский.

Справа от окна – святой Игнатий Ростовский В центре – святой Дмитрий Прилуцкий Справа – святой Сергий Радонежский

Выбор именно этих святых обычен для русской иконописи конца XV начала XVI веков. Включение ростовских святых можно объяснить тем, что духовником Ивана III был ростовский архиепископ Вассиан. Он также был заказчиком иконостаса Успенского собора.

По бокам от входа, так же, как и на южной стене изображены Архангел Михаил и Ангел Хранитель со свитками.

Также на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.

Западный фасад Успенского собора. Крыльцо-паперть

Порталы на южной и северной стене собора служили парадными входами в храм. Эти врата открывались по особо торжественным случаям. Основным входом в храм по сей день служат западные врата. Их также использовали по особым дням во время торжественных шествий, крестных ходов и коронаций. С западной стороны, обращённой к церкви Ризоположения, Аристотель Фиораванти пристроил открытое каменное крыльцо-паперть. Свод паперти опирается на колонны.

Западный фасад крыльца украшен висячей гирькой, в архитектуре эту деталь часто называют вислым камнем.


“Гирька” – архитектурная деталь, замыкающая свод. “Гирька” в верхней части крыльца-паперти Успенского собора смотрит на Ризоположенскую церковь.

Крыльцо Аристотеля Фиораванти не сохранилось. Паперть “распалась на части” во время пожара 1547 года. Горела кровля собора, разрушилось западное крыльцо, позже его восстановили.

Первоначально на фронтоне над портиком было изображение сцены Успения Пресвятой Богородицы, ныне оно утрачено.

В середине XIX века крыльцо переделали. В 1858 году в собор провели отопление. Открытый портик переделали в застеклённый тамбур. К 1896 году, к коронации Николая II сделали новые металлические переплёты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М.Быковского.
Во внутреннем своде портика западного входа сохранились росписи. Внутри тамбура сквозь верхнее стекло можно разглядеть живописные изображения, это сцены из Апокалипсиса.

Это роспись XVII века. Первоначальная – 1513-1515 года, по всей видимости, погибла в пожаре 1547 года.

Росписи восточной стены Успенского собора

На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи.

Центальная фреска – новозаветная Троица.

Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”.

Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.

Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.

Мы рассмотрели все изображения на фасадах Успенского собора. Осталось невыясненным только содержание надписей над южной и северной арками порталов.


Над нижней аркой южного портала видна надпись.

Статья написана по материалам книги Татьяны Владимировны Толстой “Успенский собор”, М. 2009.