Предложения с буквами п т. Дифференциация в устной и письменной речи

Шипилова Е.Н., учитель-логопед, МОУ «Каплинская СОШ», Старооскольский р-н Белгородской обл.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Учить различать п, т в слогах, словах, предложениях, тексте.
Отрабатывать механические навыки движения руки.
Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения, умение образовывать новое слово от исходного.
Развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственное представление.
Развивать графические навыки, речь, внимание, мышление, лексику.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, доброту, отзывчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ
Индивидуальные зеркала; «чудесный мешочек»; нарисованное облако; цветочная поляна; краски; свечка для написания слов на цветах; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки со слогами и буквами; бумажные ленты с названиями сказочных героев; картинки с изображением цветов; предложения на ватмане; индивидуальные перфокарты и карточки с рядами букв; ассоциативные картинки (на какие предметы похожи буквы).
* * *
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, дети. Каждый из вас должен достать из «чудесного мешочка» картинку и назвать сказочного героя, изображенного на ней.
Дети называют, логопед вывешивает бумажные ленты с выделенными буквами п, т:
Доктор Айболит
Гадкий Утенок
Кот в сапогах
Золотая Рыбка
Глупый Мышонок
Золотой Петушок
Спящая Красавица
Красная Шапочка

Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены?
Дети. Буквы п, т.
Логопед. Вам надо научиться различать эти буквы на письме в слогах, словах, предложениях. Кто из вас угадает, как зовут сказочного героя, которого я держу?
Дети. Незнайка.
Логопед. Кто написал книгу о Незнайке?
Дети. Н. Носов.
Логопед. Как зовут друзей Незнайки?
Дети. Знайка, Торопыжка, … .
Логопед. Я хочу вас поближе познакомить с Торопыжкой.
Анализ букв
Логопед. Из-за своей торопливости у него не хватало терпения дописывать букве т третью ножку и получалось у т только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету». А получалось: «Я хочу конфепу». Все смеялись над ним. Пошел тогда малыш к Знайке и рассказал про свою беду. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова “три”?» «Т», – отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т – три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек. Помни об этом и перестань торопиться!»
Среди вас тоже есть ученики, которые путают п и т. Поэтому сегодня выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы. Посмотрите на них и назовите основное отличие.
Дети. Буква т состоит из трех элементов, а п – из двух.
Логопед. Чем они похожи?
Дети. При написании повторяется первый элемент.
Логопед. На какие предметы похожи п, т? (Показывает ассоциативные картинки.)
Дети отвечают.
Пропишите пальчиком на столе, а потом в воздухе буквы п, т.
Дети выполняют.
А теперь я продиктую цифры, которые нужно записать в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у букв т и п? Под каждой записанной цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число элементов.
Дети выполняют.
Следующее задание выполним с картонными карточками. На них написан ряд букв. Снимите кальку и наложите контур на нужную букву.
Дети выполняют.
Давайте вспомним, сколько ножек у п и т. На картинках найдите эти буквы и запишите из названий цветов только буквы п, т.
Дети выполняют графический диктант.
Артикуляционная
гимнастика
Логопед. В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки [п], [т]. Где находится язык при произнесении звука [т]?
Дети. За верхними зубами.
Логопед. А какая помеха встречается при произнесении звука [п]?
Дети. Губы.
Логопед. Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем пропеть их голосом, значит оба звука будут согласными. Если мы приложим к горлышку руку, то сможем определить звонкие они или глухие.
Мозговая гимнастика
Логопед. Ребята, а какой из наших «дежурных» звуков встречается в названии этого цветка? (Показывает картинку – одуванчик.) Наших звуков здесь нет. Но этот цветок поможет выполнить упражнение на дыхание: сделайте глубокий вдох и сдуйте пушинки.
Дети выполняют 5 раз.
Мы так сильно дули, что поднялся ветер и похолодало. Давайте наденем «Шапочки»: сверху вниз – надели, снизу вверх – сняли.
Дети заворачивают ушки 5-
7 раз.
Шапочку сняли. Голова устала, опустите ее на грудь, поверните влево-вправо.
Дети выполняют упражнение «Часики» 5-7 раз.
Поднимите правую руку и потрите шею, затем левую руку и потрите затылок.
Работа со слогом
Логопед. Пока мы проводили разминку, друзья Незнайки решили пригласить всех в свой город. Там очень много цветов, поэтому они назвали свой город …
Дети. Цветочным.
Логопед. Малыши этого города очень любят цветы.
А кому из вас нравятся цветы? Кто знает, как ухаживать за ними?
Дети. Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, чтобы не поломались, удобрять землю.
Логопед. Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам, растущим в поле, лесу, на лугу?
Дети. Не топтать, не рвать большие букеты.
Логопед. Как называются цветы, растущие в лесу, на лугу, в поле?
Дети. Лесные, луговые, полевые.
Логопед. Надо бережно относиться к цветам и ко всем растениям вообще, чтобы во-круг нас было красиво, чисто; от этого зависят наше настроение и здоровье. Поэтому малыши в цветочном городе такие добрые и отзывчивые. Я хочу для жителей цветочного города совершить маленькое чудо. Вот перед вами раскинулась цветочная поляна (показывает карточки), но некоторые цветы на ней бесцветны. Давайте превратим их в яркие и красивые.
Один ребенок раскрашивает цветок в правом верхнем углу.
Как ты думаешь, как он называется?
Ребенок. Василек.
Логопед. Каким цветом ты его раскрасил?
Ребенок. Синим.
Логопед. Посмотрите, и правда произошло чудо – на цветке появилась надпись. Что это за слово?
Дети. Слог.
Логопед. Этот цветок подсказывает нам, что надо выполнить несколько заданий со слогом. Я заметила, что Незнайка прячет слоги, которые надо вставить в эти кармашки. (На кармашках написаны буквы п, т.)
Выполним следующее задание с перфокартами. Внизу под слогами подпишите количество элементов, составляющих буквы п, т, т.е. цифры 2 и 3. Проверьте их, вытащив листочки из перфокарт. Если мои и ваши цифры совпадут, то все выполнено правильно.
Дети выполняют.
Вы отлично справились с заданием, поэтому можно раскрасить следующий цветок – тюльпан. Где он находится?
Ребенок. В левом нижнем углу.
Логопед. Что написано на тюльпане?
Ребенок. Слово.
Работа со словом
Логопед. Этот цветочек указывает на задания, которые надо выполнить со словами. Первое написано на доске. Там, вместо двух палочек вставим букву.., а вместо трех – … Прочитайте слова, запишите их.
Дети выполняют.
Следующее задание выполните самостоятельно. Подберите п, т и подставьте в данные слова, записав их. Давайте проверим.
Дети выполняют.
Правильно, молодцы. А теперь поможем распуститься самому большому цветку – желтой ромашке. Где она находится?
Дети. В нижнем правом углу.
Логопед. А какое слово появилось?
Дети. Словосочетание.
Работа со словосочетанием
Логопед. Что такое словосочетание?
Дети отвечают.
Составьте его, подставляя нужную букву. От правильности выбора зависит смысл словосочетания.
Тяжелая пустая
(п-т)ачка (п-т)ара
старая танцевальная
А теперь под диктовку запишите словосочетание, подчеркните п, т.
Капитан флота.
Топтал траву.
Отпустил погулять.
Плетеные лапти.
Дети выполняют.
Следующий ребенок раскрасит цветок, который находится в ряду колокольчиков. Где этот ряд? В какой цвет красят колокольчики? Где находится нераскрашенный цветок?
Дети. Посередине.
Логопед. Какое слово появилось?
Дети. Предложение.
Работа с предложением
Логопед. Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу.

Теплоход приходит в (порт – торт).
Мало (толка – полка) от лентяя.

Как понять эту пословицу? Не зря говорят: «Труд кормит, а лень портит». Запишите эту пословицу в тетрадь, подчеркните п, т.
Дети выполняют.
А теперь ваша задача прочитать предложения, которые написаны в столбик. Нужно подчеркнуть на доске все буквы п и т.
Следующий цветок находится в нижнем ряду. Он растет в тропиках. Какое слово появилось?
Дети. Текст.
Работа с текстом
Логопед. Из текста выпишите слова в три столбика: п; т; п, т.
Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве пауки. Прыгают по веткам обезьяны.
Следующий текст запишите графически, выписав только «дежурные» буквы.
По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. Зато расцвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись. Подросший овес зелеными солдатиками стоит по черному полю.
Упражнения на релаксацию
Логопед. Дети, вы проделали большую работу, поэтому сейчас мы отдохнем, представив себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим в небо. (Вывешивает белое облако.)
Будто я лежу на травке,
На зеленой, мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно,
глубоко.
Итог занятия
Логопед. Сегодня вы изучали буквы п, т, их отличия и сходство. Спасибо вам за помощь. Урок закончен. До свидания.

Тема: «Дифференциация П и Т».

Цель : Научить дифференцировать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • развитие умения сравнивать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях;
  • развитие словаря;

Коррекционные:

  • развитие зрительно-моторных координаций;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие языкового, фонематического анализа и синтеза;
  • развитие фонематических дифференцировок;
  • развитие навыка письма и чтения;
  • развитие связной речи;
  • развитие ВПФ.
  • Воспитательные:
  • развитие самоконтроля, самостоятельно оценивать результат логопедической деятельности;
  • развитие интереса к занятию;
  • организация порядка на рабочем месте.

Оборудование: карточки с буквами, карточки с заданиями на звуки П и Т, тетради, ручки и карандаши, мяч, цифровая линейка, слоговые таблицы.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость. Его имя зашифровано на доске. Чтобы его узнать, нам надо познакомиться с темой нашего занятия и тогда мы быстро вставим недостающие буквы в его имя. Активно поднимаем ручки и отвечаем, за правильные ответы каждый будет получать звёздочку. В конце занятия посчитаем у кого сколько звёздочек.

Задания на пространственную ориентацию:

возьмите правой рукой за левое ухо;

левой рукой за правый локоть;

правой рукой закрыть правый глаз;

левой рукой дотронуться до правой коленки;

2. Введение в тему. А сейчас, каждый прочитает то, что записано на его карточке.

Ребята, скажите, какие первые буквы стоят с названиях этих слов? (П и Т).

Характеристика звуков П и Т. (согл., глух., тв./мягк.).

Давайте вставим в имя нашего гостя нужные буквы и узнаем как его зовут. (Топтыжка).

Сегодня он будет смотреть кто из вас был самым активным, не выкрикивал и поднимал руку.

3. Основная часть. Определение их сходства и различия букв по написанию.

Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы Т ? у буквы П ?

Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

Чем различаются? (Написанием одного элемента - 1 палочки)

4. Вычленение букв п и т. У каждого из вас на столах есть карточка с буквой. Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточку, в зависимости от того, какой звук вы услышали в слове: П или Т. Слова: туман, пила, парус, тарелка, торт, пирог, танк.

5. Дифференциация букв П - Т в слогах. Чтение слоговой таблицы.

6. Игра «Волшебный ластик».

Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах П и Т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

7. Дифференциация букв П - Т в словах. Сравнение слов по написанию.

В начале урока вы читали слова на карточке (тачка, пачка, точка, почка, пушка). Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “Т”.

На доске карточка “тачка”. Убираем одну палочку у буквы Т. Какое слово получилось? (“Пачка”).

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы П и Т.

8. На столах у вас есть карточки. Давайте прочитаем задание: вставить в слово недостающий слог ПА или ТА.

8. Игра «Шпионы». Прочитайте слова, используя ключ шифра.

Запишите слова в тетрадь. В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.

9. Физ. Минутка.

Нужно словить мячик правой рукой, если услышите звук [П] в словах, если услышите звук [Т] - словить левой. (Слова: пушка, танец, тир, павлин, крупа, танк).

10. Классификация слов по наличию букв П - Т. Запишите слова в два столбика:

11. Назови картинки, соедини их с буквой. Определение места букв П - Т в слове.

Определите место букв П и Т в словах с помощью цифровой линейки.

Назовите слова, в которых буква “П” и “Т” есть одновременно. (Это портфель и лопата).

портфель

12. Дифференциация букв П - Т в предложениях. Формирование навыка понимания прочитанного.

Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова:

Над столом висит (толка, полка).

Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.

Теплоход приходит в (торт, порт).

Мише подарили (порт, торт).

От лентяев мало (полка, толка).

13. Работа с деформированными предложениями. Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы П или Т.

Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.

#одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и.

ку#ил, па#а, #ор#.

14. Итог занятия. Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [П] и [Т]. Чему учились сегодня на занятии? Как различать при написании буквы П и Т?

Тема. Дифференциация [п], [б] в словах.

Цель: - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [ б ] по звонкости – глухости;

Развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез слов,

Фонематические представления;

Расширять лексический запас,

Вырабатывать навыки самоконтроля.

Дидактические средства: индивидуальные комплекты бук Б, П ;

Цветные карандаши;

Демонстрационные картинки с буквами Б, П ;

Игра «Эстафета»;

Индивидуальные блиц - тесты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

  1. - Назовите одинаковые звуки в словах:

1) бублики, батон, булка, баранки, блины;

2) пирожки, печенье, пицца, пончики.

Какое общее название можно дать всем этим словам?

Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

Послушайте отрывок из стихотворения Парамоновой «Капли – барабаны».

Послушаем вместе «пугаться», «пускать»

А в слове «бороться» и в слове «бежать»

Слышится звонкое «Б»

Запомните, «Б» - барабанов бой,

А «П» - лишь капли дождя.

Ребята, почему «Б» - барабанов бой? «П» - капли дождя?

  1. Уточнение артикуляции звуков [п], [ б].

Ребята, давайте сравним звуки Б – Б’, П – П’, . Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков.

Вывод . В звуках п, б

сходство: они согласные, парные, т.к. имеют одинаковую преграду, могут быть мягкими и твёрдыми;

различие: звук п – глухой, звук б – звонкий.

  1. Дифференциация п - б в словах (устно).

Игра «Эстафета».

Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

У каждого ученика беговые дорожки и фишки желтого и коричневого цвета.

Логопед диктует слова, дети продвигают фишки.

Слова: бутон, добро, подарок, капитан, топот, абрикос, апрель. работа, компот альбом, бусы.

Кто победил? С каким счётом?

  1. Анализ слов – паронимов.

Ребята, буквы б и п прислали нам шифровку. Попробуйте прочитать, что они написали. Объясните значение слов.

Слова: бочка – почка, балка – палка, бил – пил, забор – запор, плещут – блещут.

Слова прочитываются, объясняется значение. Запись в тетради.

  1. Игра «Доскажи словечко». У детей комплекты букв б-п , подсказывая слово, показывают нужную букву.

Ребята, у меня есть незаконченные стихи, подскажите, пожалуйста, нужное словечко.

  1. Капусту вытащили из … (бочки)

Листья появились из … (почки).

  1. Я холодную воду не … (пил)

И собаку свою я не … (бил).

  1. Старик опирался на … (палку)

Крыша опирается на … (балку)

  1. На воротах хороший … (запор)

Вокруг дома построен … (забор)

  1. В синем море волны … (плещут)

В синем небе звёзды … (блещут).

  1. Динамическая пауза.

Зарядка для отличника.

1.«Перекрёстные шаги». Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу – к ней опускаем правую руку. «Встретиться» им суждено примерно на уровне живота. Затем рука и нога меняются.

2.«Крюки Дэннисона». Руки вперёд, соединяем тыльной стороной ладоней. Перекрещиваем руки и делаем замочек из пальцев. Сгибаем руки в локтях и прижимаем к груди. Закрываем глаза.

3.Ноги параллельно, носочки чуть внутрь, коленки расслаблены. Руки вытягиваем вперёд и соединяем пальцы домиком. Большой палец направлен в потолок, остальные в пол. Глаза открыты, тоже смотрят в пол.

  1. Графический диктант. Игра «Поймай рыбку»

Мы сейчас будем ловить рыбку из аквариума. На каждой рыбке ест картинка, вы назовёте картинку, скажете, какой звук есть в этом слове, п или б , и на каком месте он стоит.

Каждый ученик выходит к доске, ловит рыбку, записывает на доске букву и её место в слове.

  1. Игра «Самый умный».

Логопед задаёт вопросы, дети отвечают одним словом, ответы записываются в тетради, звуки п – б выделяются желтым и коричневым цветом. Правильно ответивший, получает звёздочку. В конце игры подсчитываются звёздочки, определяется «самый умный» ученик.

Вопросы.

Кого ловят рыболовы?

Какое дерево имеет белую кору?

Что ставит на зуб врач – стоматолог?

Какое вежливое слово вы говорите, когда благодарите?

О каком овоще говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»?

Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это …?

- Ёмкость, в которой продают лимонад?

Назови одним словом: стол, стул, диван, шкаф -…

Как зовут лучшего друга Винни-Пуха?

Какой день недели наступает после четверга? а после пятницы?

  1. Заполнить блиц – тест. Вставить в слова буквы б или п .

III. Итог.

О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

Чем эти звуки похожи?

Назовите отличительный признак звука б (п).

Что больше всего понравилось на занятии?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»

Занятие по теме:

«Дифференциация букв, имеющих

кинетическое сходство.

Дифференциация п - т »

6. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

Дифференциация п – т.

I Оргмомент:

1. Игра «Знакомство» (написать свое имя в воздухе).

2. Работа по таблице:

Сколько птиц летит вправо?

Сколько птиц летит влево?

Сколько птиц летит вверх?

Сколько птиц летит вниз?

(посчитавший птиц садится на свое место)

II Ход урока:

1. Чтение сказки «Торопыжкина беда».

Сравнение слов по написанию и смыслу;

Работа оп опорным табличкам «три ноги» и «пара ног».

2. Анализ смыслового значения слов с буквами п и т :

точка – почка стал – спал

торт – порт топил – попил

3. Работа с таблицами:

Конструирование букв п и т;

Зачеркнуть неправильно написанные буквы и определить местоположение в таблице оставшихся букв п и т .

4. Найти место звука в слове:

[п]: пашня, апрель, лопата, капуста;

[т]: тройка, утро, лопата, закат, простор.

(использовать карточки с цифрами)

При помощи карточек с буквами п и т обозначить какой звук услышали в слове: парк, туман, утка, дупло, молоток, крепкий, конфета.

5. Игра «Муха».

(нахождение по инструкции и запись в тетрадь по слогам слов: лопата, лето, пакеты, пираты)

6. Физминутка (игра с мячом).

Меняем в словах звук [п] на [т]: почка – точка, порт – торт, пачка – тачка, спал – стал.

7. Работа со словом:

Инструкция: 2-п , 3-т.

Расшифровка и чтение слов по цепочке: 2ло3, 2ар3а, 3е2ло, 2лака3, 2у3ь, 3ро2инка, 2рос3уда.

Выполнить в тетрадях обратное задание: пакет, пальто, топор, плотина, тапочки, лопата.

8. Составить словосочетания:

Березовая

(точка, почка)

(торт, порт)

Маленькая

9. Работа с предложениями:

(вставить и обозначить сигнальными точками пропущенные буквы п и т )

челы гудя

В оле лея,

С оля иду

Медок несу.

10. Собрать рассыпавшиеся предложения:

плетет, паутину, Паучок.

пишет, Петя, листочке, на.

пирожки, тарелке, На, лежат.

последние, с деревьев, Падают, листочки.

(записать в тетради и обозначить сигнальными точками буквы п и т )

III Итог занятия:

Какие буквы различали на письме?

Какие подсказки помогут их различить?

В каком слове пословицы: «Труд кормит, а лень портит» есть звуки [п] и [т]?

Учебно- методическое обеспечение:

Наглядные пособия:

Опорные таблицы;

Сюжетные картины;

Наборы индивидуальных карточек.

Дидактические материалы:

Образцы графических упражнений (схемы);

Дидактические карточки и тексты стихов;

Оборудование:

Мяч и массажные мячики;

Шаблоны, звуковые линейки;

Список литературы:

1. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

2. Селиверстов в логопедической работе с детьми. М.: Просвещение, 1987.

3. Костромина преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось - 89, 1999.

4. Кузнецова от звука к букве. Томск: ТОИПКРО, 2008.

Тема: «Звуки Т, П»

Цель : 1.Коррекционно- образовательные задачи: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков П-Т, выделять последний согласный в слове, образовывать и употреблять существ с уменьшительно – ласкательными суффиксами , анализировать обратные слоги типа АТ, УТ, ИТ , АП, УП, ИП , продолжать учить выделять первый согласный в слове,согласованию количественных числительных 1,2,5 и существительных, пространственно-временным понятиям.

2.Коррекционно - развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику.

3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать организованность, контроль и взаимоконтроль, темп.

Оборудование: 2 куклы; мяч; символы звуков Т и П; предметные картинки (сноп, шуруп, бегемот,тулуп, суп, самолет, кот, кит, хвост, аист, букет); игрушки (кот, крот, бегемот, поезд, попугай, панда) на столах у детей; цифры 1,2, 5; звуковые пеналы; «Звуковая птичка» и у каждого ребенка, фланелеграф.

Ход:

I . Организационный момент «Назови себя ласково» - игра с мячом. Ребята, я буду называть вас по имени и бросать мяч, а вы отвечайте как вас ласково называет мама и возвращаете мяч.

П . Сообщение темы и повторение пройденого .

1. На занятии вы будете оценивать сами себя. Посмотрите, у вас в подставках лежат смайлики. За каждое правильно выполненное задание вы кладете одного смайлика на край стола. Если задание не удалось, смайлик не выкладываем. Назовите ласково и имена наших друзей (Толя и Поля). Какие звуки в их именах первые? Правильно, сегодня мы будем повторять звуки П и Т

2.Какие это звуки, дайте характеристику. Звук П –согласный, твердый, глухой.

Звук Т- согласный, твердый, глухой.

3. Каким цветом обозначаем? Какие символы у наших звуков? (обозначаются синим цветом, пытит тесто, молоток).

4. Почему они называются согласными?

(Так как воздушная струя встречает на своем пути преграду).

III . Дифференциация звуков Т П.

1. Выделение из ряда звуков. А сейчас Поля и Толя будут произносить звуки, а вы если услышите звук П – хлопните в ладоши, а если Т – топните ногой, закрывайте глаза и начнем.

А П У П И Т О Т П

2 . Дифференциация слогов. Речевая зарядка.

Ребята, что-то наши друзья спорят Поля говорит АП, а Толя АТ, давйте их помирим, я с Полей буду говорить слоги со звуком П, а вы с Толей со звуком Т.

Воспроизведение слоговых рядов:

АП УП ИП ОП АП-АП УП-УП ИП-ИП АП-УП-ИП

IV . Дифференциация в словах.

а) проговаривание названий картинок на фланелеграфе.

б) «отбор картинок на П , Т для Поли и Толи ». На фланелеграфе у нас много картинок. Давайте выберем картинки для Поли со звуком П, а для Толи со звуком Т. (бант, лист, кот, сапоги,шапка, поезд, еж, гармошка, мяч).

в) А теперь поиграем в игру «Закончи слово», я произношу слово без последнего звука, а вы договариваете Т или П: ко., лиф., сто., бан., бин., хло., сно., вин., пото., бале., биле., сиро., mono., хобо., гало..

V. Игры на развитие внимания и памяти.

«Что прибавилось?» (увеличение с 4 до 8 картинок), «Что с чем поменяли местами?» (8-10 картинок)

VI .Звуковая птичка. Различение на слух звуков П-Т и определение места в слове.

1) Ребята кто к нам прилетел ? (звуковая птичка), что же мы сейчас будем делать ? (находить и определять место звука в словах ). Правильно, достаньте своих птичек и внимательно слушайте слова. (Дети должны найти место звука всловах – если он в начале слова, они показывают голову птички, если в середине – туловище, если в конце - хвостик). Вы должны показать только ту часть птички, где находится звук. (Тыква, паук, салат, шуруп, билет, танк, самокат, пушка. хлоп, букет, окоп).

VII. Физкультминутка

Раз- два – все вставайте,

Три-четыре – приседайте,

Пять-шесть – повернитесь,

Семь-восемь – улыбнитесь,

Девять-десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

VIII. «Живые звуки» (Звуковой анализ)

А) Ребята, давайте с помощью звуковых фишек выложим слог «АТ». Кто пойдет к доске? Даниил работает у доски, все остальные индивидуально.

Проверка работы у доски

Сколько звуков ? Какой первый звук? (А - гласный), второй ? (Т - согласный).

Б) А теперь выложите слог АП. Какой первый звук? (А - гласный), второй ? (П - согласный). Поменяйте местами карточки и прочитайте, что получилось ? Какое слово получится, если этот слог повторить два раза? Молодцы!

IX. Игра «Хвастунишки» Поиграем в хвастуишек. Кто скажет правильно, добавит себе еще смайлик. Яговорю предложение с одним предметом(показываю 1), а вы с цифрой, какую я покажу.

Таня завязывает 1 бант. (2..., 5...)

В озере плавает 1 утка (2..., 5...)

На огороде выросла 1 тыква. (2..., 5...)

В саду зеленеет 1 липа. (2..., 5...)

В клетке сидит попугай. (2..., 5...)

X. Итог . Какие звуки сравнивали? Сопоставление их. Какое задание вам понравилось? Что было сложным? Атеперь посчитаем смайлики и узнаем, кто же был самым активным на занятии.

Игра «Подарки для Поли и Толи».

Ребята у вас на столах стоят игрушки. Назовите их. Давайте подарим игрушки Поле и Толе. Дети дарят игрушкисо звуком П – Поле, со звуком Т – Толе.