Защитные механизмы по фрейду с примерами. Механизмы психологической защиты

08.12.2016

Люди - большие мастера в обмане друг друга, но, пожалуй, они еще большие мастера в обмане самих себя. Именно самообман и вскрывает механизмы психологической защиты по Фрейду. Разберем их на доступных примерах.

Вытеснение или забывание

Это первичный психологический механизм. Как справиться с тревогой проще всего? Забыть ее. Примеров сколько угодно. Но мы используем гиперболу. Например, человек не любит математику. Понятно, что в школе от нее никуда не деться, но выйдя из школы, то есть, закончив последний класс, он забывает все, даже таблицу умножения.

Мы с легкостью можем представить, как мужчину или женщину бьет нервный озноб, когда они думают о цифрах. Такая же реакция может быть и на литературу и Пушкина. Но Фрейд предостерегает и говорит, что психике стоит больших усилий удержать вытесненное в бессознательном, и когда контроль слабеет, то нечто прорывается на поверхность в виде оговорок, описок, очиток.

Проекция

Защитный механизм, при котором человек отказывается признавать свои недостатки и дурные черты и приписывает их окружающим. Почти хрестоматийный пример: студент провалился на экзамене. И у него кругом все виноваты: другие сокурсники, которым больше повезло, профессор, который был сегодня особенно зол и лютовал, как бешеный бык. Истинная причина в том, как вы понимаете, что незадачливый студент просто не подготовился. Но разве такое можно признать?

Замещение

Замещение - это перенаправление импульса, как правило, агрессивного с сильного объекта, на слабый. Не пугайтесь формулировок. С замещением многие сталкивались. Ребенка наказывают родители, а он пинает свою или чужую кошку. Другой пример, на мужчину накричал начальник, а он, в свою очередь, спустил всех собак на жену, потому что она как-то не так подала обед. Дело не в обеде, а в том, что подчиненный не может ответить начальнику, а очень хочется. Психике необходимо стравливать пар.

Рационализация

С ней тоже многие знакомы. Вспомните басню «Лиса и виноград». Рационализация - это способ подобрать к иррациональному или аморальному поведению разумную аргументацию, чтобы успокоить себя. Например, мальчик бьет того, кто слабее или меньше, и говорит при этом, что тот сам напросился,. Или, к примеру, женщина изменяет мужу и говорит всем, кто в это посвящен, что, конечно, виноват во всем муж. Он слишком холоден, много работает и вообще не уделяет ей время. Подруги, как правило, с такой аргументацией согласны, что не делает ее более убедительной.

Регрессия

Так называется защитный механизм, когда взрослый человек ведет себя как ребенок, чтобы избавиться от тревоги и тоски. Примеров сколько угодно. Когда супруги по два месяца не разговаривают друг с другом, они ведут себя по-детски. Когда человек пятидесяти лет, чтобы снять напряжение за праздничным столом, начинает рассказывать пошлые анекдоты, он регрессирует до подростка.

Сублимация

Наверное, этот защитный механизм знают все. Его смысл в том, чтобы перенаправить «злые» импульсы на творческую или социальную деятельность. Например, скрытые садисты становятся врачами-проктологами или хирургами. Человек, чувствующий в себе серьезные агрессивные импульсы, пишет боевики или ужасы и тем самым удовлетворяет свою страсть. Фрейд полагал, что сублимация - это основа любого творчества.

Отрицание

Тут не нужны дополнительные разъяснения. Человек не признает факты. Например, когда умирает мать, девочка не верит в ее смерть и продолжает говорить с ней, желать ей спокойной ночи. Если умирает отец, то смерть заменяется командировкой. Вообще, сама культура всячески отрицает конечность человеческого существования, причем у многих народов это зафиксировано в языке. Подумайте, как часто вы слышите, что кто-то умер? Чаще слово «умер» заменяют эвфемизмами.

Страшиться защитных механизмов не стоит - так работает психика. Но их нужно знать, чтобы вовремя ловить себя на лжи. И не беда, когда человек врет окружающим, главное, чтобы он был честным с собой.

Человеческая психика оснащена механизмами, которые помогают нам инстинктивно защищать собственное Я. Их использование помогает делать наш опыт менее травматичным, но при этом снижает наши шансы на успешное взаимодействие с реальностью. По мнению автора книги «Психология Я и защитные механизмы», дочери Зигмунда Фрейда Анны Фрейд, каждый из нас применяет около пяти подобных стратегий ежедневно. T&P объясняют, почему сублимация не всегда связана с творчеством, как проекция заставляет нас критиковать ни в чем не повинных людей и почему аутоагрессия связана с семейными проблемами.

Отрицание: без признания проблемы

Отрицание - один из самых простых защитных механизмов психики. Это полный отказ от неприятной информации, который позволяет достаточно эффективно отгородиться от нее. Классическим примером здесь может служить ситуация, когда вы на протяжении долгого времени ежедневно выпиваете по несколько бокалов вина или пива, однако при этом сохраняете уверенность, что в любой момент сможете отказаться от своей привычки. Для отрицания характерна острая реакция на постановку проблемы: если кто-нибудь в таком случае намекнет вам, что вы стали зависимы от алкоголя, этот человек, скорее всего, пострадает от вашего приступа гнева.

Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери и является первой «стадией переживания горя» по мнению ряда специалистов (впрочем, в этом случае его также называют «этапом недоверия»). Человек, неожиданно потерявший работу, скажет: «Не может быть!» Свидетель автокатастрофы, пытавшийся помочь пострадавшим, может не сразу смириться с тем, что один из них перестал дышать. В таком случае этот механизм не защищает никого, кроме человека, который его бессознательно использует, - однако в ситуациях, когда необходим холодный рассудок, отрицание опасности или собственного шока может быть очень полезным для всех участников событий.

Проекция: вынос вон

Проекция позволяет нам перенести свои разрушительные или неприемлемые мысли, желания, черты, мнения и мотивы на других людей. Цель - защищаться от себя самого или отсрочить решение проблемы. Например, человек может думать, будто партнер критически относится к его заработкам, - в то время как на самом деле со стороны партнера ничего подобного нет. Если такой человек преодолеет свою проекцию и осознает ситуацию, он увидит, что критика исходит от него самого, а в ее основе лежит, скажем, негативное мнение родителей, настаивавших на его несостоятельности.

Негативным следствием проекции может стать желание «исправить» объект, который якобы служит носителем неприятных черт, или вовсе избавиться от него. При этом такой внешний «носитель» иногда не имеет ничего общего с тем, что на него спроецировано. В то же время механизм проекции лежит в основе эмпатии - нашей способности разделять с другими их чувства, глубоко вникать в то, что происходит не с нами, и достигать взаимопонимания с окружающими.

Аутоагрессия: обвинить себя

Аутоагрессия, или поворот против себя, - весьма деструктивный защитный механизм. Она часто бывает свойственна детям, переживающим непростые моменты в отношениях с родителями. Человеку может быть тяжело признать, что его родитель ведет себя с ним пренебрежительно или агрессивно, и вместо этого он предполагает, будто это он сам плохой. Самообвинение, самоунижение, нанесение себе физических повреждений, саморазрушение за счет наркотиков или алкоголя, чрезмерное увлечение опасными аспектами экстремальных видов спорта, - все это результаты работы этого механизма.

Аутоагрессия возникает чаще всего тогда, когда от внешнего объекта, обусловившего ее появление, зависит наше выживание или благополучие. Но, несмотря на множество негативных последствий этого процесса, с эмоциональной точки зрения он может переноситься лучше, чем агрессия, направленная на первоначальную цель: родителя, опекуна или другую важную фигуру.

Сублимация: основа поп-культуры

Сублимация - один из самых широко применяемых защитных механизмов психики. В этом случае энергия нежелательных, травмирующих или негативных переживаний перенаправляется на достижение социально одобряемых конструктивных целей. Его часто используют люди творческих профессий, в том числе знаменитые. Песни о неразделенной любви или книги о темных периодах жизни нередко становятся плодами сублимации. Именно это делает их доступными для понимания - и в конечном итоге популярными.

Тем не менее сублимация может быть не только литературной или «изобразительной». Садистские желания могут сублимироваться в ходе хирургической практики, а нежелательное (например, с точки зрения религии) сексуальное влечение - в создание гениальных произведений архитектуры (как это было в случае Антонио Гауди, который вел крайне аскетичный образ жизни). Сублимация также может быть частью психотерапевтического процесса, когда клиент выплескивает свои внутренние конфликты через творчество: создает тексты, картины, сценарии и другие произведения, позволяющие привести личность в равновесие.

Регрессия: возвращение в детство

Механизм регрессии позволяет приспособиться к травмирующей ситуации конфликта, тревоги или давления за счет возвращения к привычным с детства практикам поведения: крику, плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Это происходит, поскольку мы, как правило, рано усваиваем, что именно они гарантируют поддержку и безопасность. Демонстрация беззащитности, болезненности, ущербности очень часто приносит психологические «дивиденды» - ведь люди, как и другие живые существа, на нейрофизиологическом уровне склонны защищать слабых и маленьких - то есть потомство, и не только свое собственное.

Регрессия позволяет сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве вместо нас за многое отвечают родители. Этот защитный механизм можно назвать весьма эффективным и достаточно беспроблемным. Трудности возникают, когда он работает слишком долго. Злоупотребление регрессией приводит к появлению психосоматических заболеваний, ипохондрии, отсутствию успешной жизненной стратегии, разрушению отношений с окружающими людьми.

Рационализация: объяснения для всего

Рационализация - это способность тщательно отбирать подходящие разумные причины возникновения негативной ситуации. Цель здесь - самоубеждение в том, что мы не виноваты, что мы достаточно хороши или значимы и проблема не в нас. Человек, который получил отказ на собеседовании, может убеждать себя и окружающих в том, что ему не нужна была такая работа или компания оказалась слишком «скучной», - тогда как в действительности он испытал сильнейшее сожаление. «Не очень-то и хотелось», - классическая для рационализации фраза.

Пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - стремлением дать окружающим больше самостоятельности. Главный результат работы этого механизма - мнимое восстановление равновесия между желаемым и реальным положением вещей и степени самоуважения. Тем не менее рационализация часто не полностью снимает негативные эффекты травмирующей ситуации, так что она еще долго продолжает причинять боль.

Интеллектуализация: теоретические чувства

Интеллектуализация позволяет нам нейтрализовать гнев, горе или боль за счет перенаправления внимания на совершенно постороннюю область. Человек, которого недавно бросила супруга, может все свободное время отдавать изучению истории Древнего Рима, - и это позволит ему «не так много думать» о потере. Этот механизм психологической защиты основан на стремлении абстрагироваться от чувств и интеллектуализировать их, превратив в теоретические понятия.

Поведение интеллектуализирующего человека часто воспринимается как взрослое и зрелое, и это делает такую форму защиты социально привлекательной. У нее есть и другой плюс: интеллектуализация позволяет снизить зависимость от собственных эмоций и «очистить» от них поведение. Тем не менее длительное применение этого механизма чревато разрушением эмоциональных связей с окружающим миром, снижением способности к взаимопониманию и обсуждению чувств с другими людьми.

Реактивное образование: драка вместо объятий

Реактивное образование - это своего рода поведенческая магия. Такая стратегия защиты позволяет превращать негативное в положительное - и наоборот. Мы часто сталкиваемся с ее эффектами, безобидными и не очень. Мальчики дергают за косы девочек, которые им нравятся; люди старшего поколения с осуждением говорят о распущенности юнцов и стремятся унизить их, тогда как в действительности открытая одежда и провокационный стиль вызывает у них влечение. Реактивное образование часто выдает его неадекватность ситуации и периодические «прорывы» истинного чувства сквозь маску.

Гомофобия, антисемитизм и другие формы неприятия социальных и национальных групп также иногда становятся следствием реактивного образования. В таком случае с помощью механизма защиты нейтрализуется собственное влечение или собственная связь с национальной группой, которая по какой-то причине рассматривается как неприемлемая. Такое применение защитного механизма наносит вред другим людям, но при этом никак не устраняет внутренний конфликт у человека, который применяет его, и не повышает уровень его осознанности.

Замещение: перенос гнева

Замещение позволяет перенести нежелательные чувства (в особенности гнев и раздражение) с одного объекта на другой с целью самозащиты. Человек, на которого накричал шеф, может ничего ему не ответить, но накричать вечером на своего ребенка дома. Ему необходимо выместить возникший гнев, однако делать это в общении с начальником опасно, а вот ребенок вряд ли может дать достойный отпор.

Объектом замещения может стать и случайный объект. В таком случае следствием работы этого механизма защиты становятся, к примеру, хамство в транспорте или грубость на рабочем месте. Порванный в гневе незаконченный рисунок - это тоже форма замещения, впрочем, намного более безобидная.

Фантазии: дивный новый мир

Фантазии позволяют временно улучшить эмоциональное состояние за счет работы воображения. Мечты, чтение, компьютерные игры и даже просмотр порно дают нам возможность перенестись из сложной ситуации туда, где нам будет комфортнее. С точки зрения психоанализа, возникновение фантазий обусловлено стремлением к исполнению, удовлетворению и осуществлению желаний, которые пока не получается удовлетворить в реальном мире.

Фантазии амортизируют страдания и способствуют успокоению личности. Тем не менее психика не всегда способна до конца распознать, где заканчивается реальность и начинается воображаемый мир. В эпоху развития информационных технологий человек может вступить в отношения с медиаобразом, мечтая о любимой актрисе или взаимодействуя с понравившимся персонажем компьютерной игры. Разрушение таких отношений из-за неудачного контакта с реальным наполнением образа или неприятных ситуаций будет переживаться как реальная потеря и принесет эмоциональную боль. Фантазии также могут отвлекать человека от реального мира. В то же время они часто становятся плодотворной почвой для творчества и ложатся в основу удачных произведений, принося положительные плоды и в реальности.

Защитные механизмы - внутренний предохранитель Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение или (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение "психопатологии обыденной жизни", то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом. Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением "Сверх-Я" хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами. При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее. в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Вытеснение ,

защитный механизм психики, который состоит в изгнании из сознания неприемлемых для сознательного "Я" (Эго) переживаний - влечений и импульсов, а также их производных - эмоций, воспоминаний и др. Понятие В. одно из основных в психоанализе и за его пределами не имеет специального психологического значения.

Вытесненное из сознания забывается субъектом, но сохраняет в бессознательном присущую ему энергию влечения (катексис психической энергии). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психологические комплексы. Со стороны Эго требуются постоянные затраты энергии на поддержание В. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов - антикатексисов может привести к возвращению вытесненного: такие случаи наблюдаются при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также в условиях сна. Прямое В., связанное с психическим шоком, может привести к тяжёлым травматическим неврозам; неполное или неудачное В. - к образованию невротических симптомов. Напротив, полное растворение, исчезновение вытесненного имеет место лишь в редких случаях полной сублимации .

Среди психоаналитиков нет единого мнения о месте В. среди других защитных механизмов. Первоначальное представление о В. как о главном и универсальном психическом механизме ныне уступает место взгляду, согласно которому В. вступает в действие лишь после того, как не сработают другие механизмы (проекции, изоляции, реактивного образования и многие др.). Большинство современных психоаналитиков причиной, вызывающей В., склонно считать страх, которым Эго реагирует в ситуации опасности.

Концепция В. была применена в области этнологии Б. Малиновским (Великобритания).

Проекция - по Фрейду - механизм психологической защиты индивида, заключающийся в неосознанном наделении другого индивида собственными чертами и свойствами. Проекция - восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств.

Рационализация - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в поиске разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам. Посредством рационализации от сознания субъекта скрываются истинные мотивы его действий, мыслей, чувств. Психологические механизмы защиты

Регрессия - по Фрейду - защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

лат.Regressus - обратное движение

Сублимация - в психоаналитической теории - направление сексуальной энергии (либидо) на несексуальные сферы человеческой деятельности. Сублимация представляет собой защитный механизм, способствующий выходу социальной энергии и предотвращающий человека от серьезных неврозов, связанных с невозможностью половой жизни.

Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.), позволяет "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами". Фрейд выделял семь защитных механизмов :

1. подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности;

2. отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3. рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

4. инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5. проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи – обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю";


6. изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я";

7. регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

Бихевиоризм

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение". Отсюда и название – от английского behavior – "поведение" (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, – не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как "чёрный ящик". Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул – реакция" (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S – R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

Защитные механизмы (ЗМ) психики по Фрейду
Зачем?
ЗМ используются психикой перед лицом
внутренней
и внешней
угрозы.
В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго
Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших
потребностей,
страхов
и стремлений
они создают.
Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся.
Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности
Замещение
Что?
это направление энергии влечения на более безопасный объект
Пример:
человек,
на которого накричал начальник,
дома набрасывается с руганью на жену и детей, хотя они ничем не провинились.
Или мужчина,
влюбленный в очень красивую женщину,
но предпочитающий сексуальные контакты с другой, менее красивой, из боязни, что первая ему откажет.
Реактивное образование
Что?
сложный защитный механизм, включающий две стадии:
1.
неприемлемое переживание подавляется,
2.
а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство
Пример:
женщина,
не реализующая свою сексуальность,
вполне может превратиться в мужененавистницу
Брат,
ненавидящий свою сестру,
но не могущий себе в этом признаться,
может
воспылать к сестренке особой любовью
и окружить ее всяческой опекой.
Правда вскоре можно будет заметить, что его забота
создает сестре значительные
трудности
и проблемы
и явно тяготит ее.
Компенсация
Что?
бессознательная попытка преодоления
реальных
и воображаемых
недостатков
Как?
проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности,
как бы «компенсирующей» недостатки человека
Пример:
занятия спортом для инвалида будут являться компенсацией
Ги́перкомпенсация
Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими
Вытеснение
Что?
это
подавление
подсознательных
влечений
и переживаний,
создающих угрозу для
самосознания
и вытеснение их в сферу бессознательно.
Как?
В этом случае человек вынужден тратить значительное количество психической энергии,
но подавленные влечения все равно периодически «прорываются» в реальность через
оговорки,
сновидения и т.д.
Пример:
добропорядочный отец семейства может не допускать мысли, что он хочет изменить своей супруге
В то же время каждую ночь ему снятся безумные оргии, в которых он принимает участие
Отрицание
Как?
человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие
Пример:
Отец, который
отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита;
он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило
Ребенок,
отрицающий смерть любимой кошки
и упорно продолжающего верить, что она все еще жива
Люди говорят или настаивают:
«Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного
так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание
Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для
маленьких детей
и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом
(хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).
Проекция
Что?
это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний
Пример:
Скажем ханжа - человек,
скрывающий свои сексуальные влечения
и выискивающий малейшие «грязные» намерения в действиях окружающих
Или мания преследования,
когда человек
приписывает другим свои агрессивные импульсы,
искренне считая, что они хотят его убить.
Сублимация
Что?
защитный механизм, дающий возможность человеку
в целях адаптации
изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно 6ыло выражать посредством социально приемлемых
мыслей
или действий
рассматривается как единственно
здоровая,
конструктивная
стратегия обуздания нежелательных импульсов,
потому что
она позволяет эго изменить
импульсов без сдерживания их проявления
цель или /и
объект
Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения
тем, которые общество полагает приемлемыми .
Пример:
если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу,
он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - такую, как
футбол,
хоккей
или другие виды спорта.
Сходным образом женщина
с сильными неосознанными садистическими наклонностями
может стать
хирургом
или первоклассной романисткой.
В этих видах деятельности она может демонстрировать
свое превосходство над другими,
но таким способом, который будет давать общественно полезный результат
Рационализация
Что?
то, что в обыденной жизни называют самооправданием
Как?
Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам,
совершенным под влиянием инстинктивных влечений.
Пример:
начальник накричал на своих работников, только потому, что «встал не с той ноги».
Однако он объясняет это тем, что работники сами виноваты - плохо исполняли обязанности.
Регрессия
Что?
это возврат к детским, ранним формам поведения
Кто?
К этому типу защитных механизмов прибегают, как правило,
незрелые,
инфантильные личности.
Примеры:
- это такие реакции
на
травмирующие переживания
или ситуации,
как
плач,
«надуться»
и ни с кем не разговаривать и т.д.