Апостол и евангелие читаемые на литургии. Почему в некоторых храмах во время Божественной Литургии Евангелие читается на русском языке

Почему в некоторых храмах во время Божественной Литургии Евангелие читается на русском языке? Не является ли это нарушеним устава Церкви?


17.11.2008, Елена, Валдай


Уважаемая Елена!

Уставное богослужение в Русской Православной Церкви должно совершаться на церковно-славянском языке, который более адекватно доносит до молящихся благодатную Евангельскую весть. К сожалению, такое положение устраивает далеко не всех, и часть богословов, священнослужителей и мирян полагают, что многие из молящихся не понимают богослужения на церковно-славянском языке. Поэтому они делают попытки совершать богослужение по-русски. Этот вопрос широко обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917-18 гг. Часть соборян требовала «разрешить… читать Святое Евангелие, св. Апостольские послания и др. на родном русском языке». Но, вместе с тем, слышны были и разумные призывы к осторожности, ибо боялись, что «люди придут в Церковь, услышат новые слова и скажут: это не та церковь, которую мы чтим, которую мы любим и знаем, и уйдут от нас». Точка в этом споре до сих пор не поставлена. Архиерейский Собор 1994 г., обсуждая миссионерское служение Церкви в наши дни, постановил продолжить начатые, но не завершенные Поместным Собором 1917-18 гг. труды по упорядочению богослужебной практики. Этим должна заниматься специальная комиссия Священного Синода. Но некоторые священники, как видно, самочинно вводят в богослужение чтение Евангелия на русском языке, чем вызывают смущение своей паствы.

ВЕЛИКИЕ ДНИ

С апостольских времён дни Страстной седмицы были в глубоком почтении у христиан. Они проводили их в строжайшем воздержании и усердной молитве. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане в Страстную седмицу усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, старались быть добрыми и снисходительными к немощам своих ближних и больше творить дела милосердия. Христиане первых веков считали неприличным не только осуждать коголибо, но и прекращали в эти дни все тяжбы, суды, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

В эти святые дни не совершаются ни память святых, ни поминовение усопших, ни молебные пения. Поскольку, как бы участвуя в страданиях Спасителя, сообразуясь смерти Его (Флп. 3:10), церковное богослужение принимает характер печали и сокрушения - «со-страстия» страданиям Христовым.

По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется великим. Церковные службы представляют все события последних дней Спасителя совершающимися пред нами, и мы проходим мысленно всю величественно трогательную и назидательную историю страданий Христовых. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить всё суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

Храм попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы отличаются возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту неделю. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идёт за Господом, грядущим на страдания.

Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом.

ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ

В историческом смысле последняя неделя земной жизни Спасителя начинается со входа Господня в Иерусалим. Жители Иерусалима встречали Христа с криками «осанна Сыну Давидову» - победителю смерти, воскресившему четверодневного Лазаря,- они не подозревали ещё о том, что уже составился заговор - «лютый совет беззаконных» - об убийстве Того, Кто сейчас для них является ожидаемым земным царём. И, наверное, некоторые из тех, кто кричал «осанна», всего через пять дней будут также громко повторять вслед за озлобленными первосвященниками - «распни».

Спаситель провидел ужасные последствия такого отступления для родного Ему иудейского народа, и Его сердце так сильно исполнилось скорбью, что Он не мог сдержать слёз. Посреди всеобщей радости и ликования вокруг Его шествия, Христос, увидев город Иерусалим… плакал о нём (Лк 19:41).

Поэтому, хотя Неделя Ваий, или Вербное воскресенье, есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня совершается не великая, а вседневная вечерня, в конце которой впервые звучит, предвозвещая начало воспоминаний страданий Спасителя, богослужебный отпуст первых трёх дней Страстной седмицы: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…».

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию Крестных страданий Спасителя. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, со-распяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении этих дней удерживается ещё общий покаянный характер.

В Великую среду. Ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф 26:617). Здесь в доме Симона прокажённого, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин уже решено взять Иисуса хитростью и убить Его, некая женщина грешница возлила драгоценное мvро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об её поступке. Здесь же, в противоположность безкорыстному поступку женщины грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати, преступное намерение предать беззаконному «Совету» своего учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется женщина грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

Каким образом избежать этого осуждения, Церковь предлагает нам познать из исполняемого после мирной ектении на утренях Великих понедельника, вторника и среды тропаря

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!

В этом песнопении, которое, согласно Типикону, должно звучать «велегласно и со сладкопением», отсылкой к евангельской притче о десяти девах указывается, что наша встреча (то есть конец нашего земного бытия) со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент: «… и блажен раб, Егоже обрящет бдяща», «недостоин же паки, Егоже обрящет унывающе» . Словами этого тропаря мы обращаемся к своей душе: «блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши» ,- и чтобы этого не произошло: «воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». А по завершении канона утрени, также во все первые три дня Страстной седмицы, звучит так называемый ексапостиларий, или, по-русски, светилен:

Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.

В нём продолжает раскрываться глубокий богослужебный образ взаимосвязи Христа Спасителя и человеческой души, как взаимоотношений Жениха и невесты. Брак души со Христом - это таинственное единение Бога и человека в вечности, в Царстве Небесном. И этот небесный брачный «чертог» христианин уже видит, но сокрушается о том: «одежды не имам», то есть плодов духовной жизни (см.: Гал. 5:22), «да вниду в онь» (чтобы войти в него); и далее уже прямое прошение к Богу о даровании необходимой для спасения душевной чистоты: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Также по Уставу в первые три дня Страстной седмицы на 3, 6 и 9 часах должно прочитываться всё Четвероевангелие. Однако на практике часто читается полностью только Евангелие от Иоанна, которое специально для этого разбивается на девять частей.

Великая Среда есть последний день поста и покаяния и ею заканчивается ряд великопостных служб. Это выражается в некоторых особенностях церковной службы, а именно: на отпусте часов читается над преклонившимся до земли народом молитва «Владыко многомилостиве», которая обыкновенно читается на великом повечерии; в последний раз совершаются Литургия Преждеосвященных Даров и общие земный поклоны на ней. В Великую Среду оканчивается также совершение Великого Повечерия и чтение кафизм.

Евангелие, читаемое на утрени - от Иоанна, глава 12, стихи с 17 по 50

Лю­ди же, ко­то­рые бы­ли с Ии­су­сом, ко­г­да Он вос­кре­сил Ла­за­ря из мёр­т­вых, вы­звав его из гроб­ни­цы, рас­ска­зы­ва­ли об этом (по­всю­ду),

и мно­гие вы­хо­ди­ли встре­чать Его, по­то­му что бы­ли на­слы­ша­ны о чу­де, ко­то­рое Он со­вер­шил.

А фа­ри­сеи го­во­ри­ли друг дру­гу: мы так ни­че­го и не ус­пе­ли сде­лать; смо­т­ри­те, весь го­род идёт за Ним.

Сре­ди па­лом­ни­ков, ко­то­рые при­шли на празд­ник, бы­ли эл­ли­ны.

Они по­до­шли к Фи­лип­пу, ко­то­рый был из Виф­са­и­ды Га­ли­лей­ской, и об­ра­ти­лись к не­му с прось­бой по­мочь им уви­деть Ии­су­са.

Тот по­до­шёл и ска­зал об этом Ан­д­рею, а за­тем Ан­д­рей и Фи­липп ска­за­ли об этом Ии­су­су.

Ии­сус же ска­зал, об­ра­ща­ясь к ним: при­бли­жа­ет­ся вре­мя, ко­г­да Сын Че­ло­ве­че­с­кий бу­дет про­сла­в­лен.

Уве­ряю вас: ес­ли пше­ни­ч­ное зер­но, упав в зе­м­лю, не ум­рёт, оно ос­та­нет­ся од­но, а ес­ли ум­рёт, то при­не­сёт мно­го но­вых зё­рен.

Кто до­ро­жит сво­ей жиз­нью, тот по­те­ря­ет её, а кто пре­не­б­ре­га­ет сво­ей жиз­нью в этом міре, тот при­об­ре­тёт Жизнь Ве­ч­ную.

Пусть тот, кто хо­чет слу­жить Мне, сле­ду­ет за Мною, и где Я бу­ду, там бу­дет и слу­га Мой, и Отец Мой воз­на­гра­дит то­го, кто бу­дет слу­жить Мне.

Те­перь же смя­те­ни­ем объ­я­та ду­ша Моя. Что Мне ска­зать? От­че, из­бавь Ме­ня от то­го, что предсто­ит Мне? Но ведь ра­ди это­го Я и при­шёл сю­да. (Пс. 41:7)

От­че! Про­славь имя Своё! Тут раз­дал­ся го­лос с не­бес: и про­сла­вил, и ещё про­сла­в­лю .

Сре­ди лю­дей, ко­то­рые сто­я­ли и слы­ша­ли это, од­ни го­во­ри­ли: гром гре­мел; а дру­гие го­во­ри­ли: это ан­гел раз­го­ва­ри­вал с Ним.

Ии­сус же ска­зал, об­ра­ща­ясь к ним: не для Ме­ня был этот го­лос, но для вас.

Ско­ро со­сто­ит­ся суд над этим міром; ско­ро вла­ды­ка міра бу­дет из­г­нан вон.

И ко­г­да Я бу­ду воз­не­сён над зе­м­лёй, Я всех при­вле­ку к Се­бе. -

Это Он ска­зал, да­вая по­нять, ка­кой смер­тью Ему пред­сто­ит уме­реть. -

На это лю­ди ска­за­ли Ему: из Пи­са­ния нам из­ве­ст­но, что Хри­стос пре­бу­дет во­ве­ки; по­че­му же Ты гово­ришь, что Сын Че­ло­ве­че­с­кий дол­жен быть воз­не­сён? И кто Он - Этот Сын Че­ло­ве­че­с­кий?

Ии­сус же ска­зал им: не­дол­го ос­та­лось Све­ту быть сре­ди вас; иди­те до­ко­ле у вас есть Свет и тьма не объ­я­ла вас. А кто хо­дит во тьме, тот не зна­ет, ку­да он идёт.

И по­ка Свет сре­ди вас, у вас есть вре­мя уве­ро­вать в Не­го, что­бы стать сы­новь­я­ми Све­та.
С эти­ми сло­ва­ми Ии­сус ото­шёл и скрыл­ся от них.

Столь­ко чу­дес со­вер­шил Он у них на ви­ду, но они так и не уве­ро­ва­ли в Не­го!

В этом сбы­лись сло­ва про­ро­ка Исайи, ко­то­рый ска­зал: Гос­по­ди! По­ве­рил ли кто-ни­будь то­му, что ус­лы­шал от нас? Бы­ло ли да­но хоть ко­му-ни­будь уви­деть си­лу Гос­под­ню? (Ис. 53:1)

Уве­ро­вать же они не мог­ли по­то­му, что как опять-та­ки ска­зал Исайя:

у них ос­ле­п­ли гла­за и ока­ме­не­ло серд­це, и по­то­му они не ви­дят гла­за­ми и не чув­ст­ву­ют серд­цем; но и по­ка­ять­ся они не хо­тят, что­бы Я по­ми­ло­вал их. (Ис. 6:10)

Эти сло­ва бы­ли ска­за­ны Исай­ей, ко­г­да он уви­дел сла­ву Его и го­во­рил с Ним.

Впро­чем, да­же из ста­рей­шин мно­гие уве­ро­ва­ли в Не­го, но из-за фа­ри­се­ев не при­зна­ва­лись в этом, что­бы не быть от­лу­чён­ны­ми от си­на­го­ги, ибо люд­ская сла­ва для них зна­чи­ла боль­ше, чем сла­ва Божья.

А (ра­нее) Ии­сус про­воз­г­ла­сил: кто ве­ру­ет в Ме­ня, тот не в Ме­ня ве­ру­ет, но в То­го, Кто по­слал Ме­ня.

И кто ви­дит Ме­ня, тот ви­дит То­го, Кто по­слал Ме­ня.

Я - Свет, и при­шёл в мір для то­го, что­бы ка­ж­дый, кто ве­ру­ет в Ме­ня, не ос­тал­ся во тьме.

Я не осу­ж­даю тех, ко­то­рые не по­сту­па­ют со­г­ла­с­но сло­вам Мо­им, ибо Я при­шёл не за­тем, что­бы осудить мір, но что­бы спа­сти мір.*

У тех, ко­то­рые от­вер­га­ют Ме­ня и не вни­ма­ют сло­вам Мо­им, есть су­дья - уче­ние, ко­то­рое Я про­п­ве­до­вал; оно бу­дет су­дить их в по­с­лед­ний день,

по­то­му что Я учил не от Сво­его име­ни, но учил то­му, что за­по­ве­дал Мне го­во­рить Отец, Ко­то­рый послал Ме­ня.

И Я знаю, что за­по­ве­ди Его ве­дут к Жиз­ни Ве­ч­ной, по­э­то­му Я про­по­ве­дую то, что го­во­рил Мне Отец.

* досл.: «и ес­ли кто ус­лы­шит сло­ва Мои и не со­блю­дёт, Я не осу­ж­даю его».

Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря бы­ло вер­ши­ной всех ве­ли­ких Хри­сто­вых дел. Мно­же­ст­во на­ро­да об­ра­ща­ет­ся ко Гос­по­ду с верою, и по­то­му ещё боль­ше раз­го­ра­ет­ся не­на­висть к Не­му иу­дей­ских вла­стей. Они ищут убить не толь­ко По­дате­ля жиз­ни, но и то­го, кто яв­ля­ет­ся жи­вым сви­де­те­лем Его си­лы. «Ви­ди­те ли вы, - го­во­рят они ме­ж­ду собою, - что вы не ус­пе­ва­е­те ни­че­го? Весь мір идёт за Ним». Иу­дей­ские вла­сти го­во­рят прав­ди­вее, чем они ду­мают. «Из при­шед­ших на по­кло­не­ние в празд­ник бы­ли не­ко­то­рые Ел­ли­ны». Еван­ге­лие от Ио­ан­на да­ёт пер­вый слабый на­мёк на то, что бла­гая весть о спа­се­нии вы­хо­дит за пре­де­лы Из­ра­и­ля. Они при­хо­дят с прось­бой ви­деть Ии­су­са к Фи­лип­пу, уче­ни­ку Гос­по­да с гре­че­с­ким име­нем. Фи­липп не зна­ет, что де­лать, и идёт к Ан­д­рею. По­с­ле не­ко­то­ро­го раз­мыш­ле­ния Ан­д­рей ве­дёт их ко Хри­сту. Он знал, что Гос­подь ни­ко­г­да не от­вер­га­ет ни од­но­го челове­ка, при­хо­дя­ще­го к Не­му. Итак, ко­г­да слу­же­ние Гос­по­да до­с­ти­га­ет пре­дель­ной вы­со­ты сре­ди иу­де­ев, Ему го­во­рят, что язы­ч­ни­ки ищут Его. Мо­ж­но по­ду­мать, что во­л­на бла­го­ве­с­тия Хри­сто­ва на­чи­на­ет рас­про­стра­нять­ся от Ие­ру­са­ли­ма по все­му міру. Но это не так. Спа­си­тель­ное де­ло Бо­жие, ко­то­рым «князь міра се­го бу­дет из­г­нан вон» и все на­ро­ды воз­вра­тят­ся к Еди­но­му Бо­гу, не есть след­ст­вие иу­дей­ско­го ре­ли­ги­оз­но­го подъ­ё­ма или не­уто­ми­мой в по­ис­ках эл­лин­ской му­д­ро­сти. Они не мо­гут от­крыть пря­мой до­ро­ги к Бо­гу и Его сла­ве. Ско­рее, на­обо­рот: сущест­ву­ет не­пре­одо­ли­мый раз­рыв ме­ж­ду жиз­нью и смер­тью, о ко­то­ром при­ро­да по­сто­ян­но на­по­ми­на­ет жи­вой прит­чей.

Об­раз Цар­ст­ва Бо­жия да­ёт­ся в Еван­ге­лии че­рез се­мя, ко­то­рое дол­ж­но упасть в зе­м­лю, пре­ж­де чем оно даст плод. Хри­стос - при­сут­ст­вие это­го Цар­ст­вия, и по­то­му Он дол­жен, как зер­но пше­ни­ч­ное, уме­реть и быть погребён­ным. Толь­ко так бу­дет со­б­ра­на ве­ли­кая жат­ва на­ро­дов. И час, ко­г­да это дол­ж­но про­изой­ти, про­бил. «При­шёл час про­сла­вить­ся Сы­ну Че­ло­ве­че­с­ко­му». При­ход ко Гос­по­ду во­п­ро­ша­те­лей из язы­ч­ни­ков - знак это­го часа. Но их же­ла­ние ви­деть Ии­су­са не ис­по­л­нит­ся - так, как они ожи­да­ют, так, как хо­те­ли это­го иу­дей­ские толпы, при­вет­ст­во­вав­шие кри­ка­ми «осан­на» тор­же­ст­вен­ный вход Ца­ря Из­ра­и­ля в Ие­ру­са­лим. Ско­ро они убе­дят­ся, что Его Цар­ст­во со­вер­шен­но от­ли­ча­ет­ся от их ожи­да­ний. От­кро­ве­ние Бо­жи­ей сла­вы явит­ся в Его уми­ра­нии на Кре­сте. И как иу­деи, так и язы­ч­ни­ки при­мут со­в­ме­ст­ное уча­стие в пре­да­нии Его смер­ти. Но Его смерть по­ис­ти­не бу­дет про­сла­в­ле­ни­ем Сы­на Че­ло­ве­че­с­ко­го, по­то­му что в ней бу­дет про­сла­в­лен Бог. То, что рас­пя­тие че­ло­ве­ка мо­жет быть вы­с­шим яв­ле­ни­ем сла­вы Бо­жи­ей, - со­блазн для иу­дей­ско­го ре­ли­ги­оз­но­го мес­си­ан­с­т­ва и аб­сурд для эл­лин­ской фи­ло­со­фии (1 Кор. 1:22-24). Но это и есть ис­ти­на, ибо сла­ва Бо­жия - из­ли­я­ние Его люб­ви. Она открыва­ет­ся в по­л­но­те в по­слу­ша­нии Хри­ста до смер­ти и в от­да­че От­цом Не­бес­ным Сы­на Сво­его Еди­но­род­но­го за жизнь міра, и в пре­бы­ва­нии с Ним до кон­ца в Его по­слу­ша­нии (Ин 17:1-5). Здесь про­сла­в­ле­ние Бо­гом Сво­его име­ни и про­сла­в­ле­ние То­го, Кто стал ис­тин­ным че­ло­ве­ком, - Сы­на Че­ло­ве­че­с­ко­го. Прит­ча о пше­ни­ч­ном зер­не - прит­ча о Кре­сте. Это жизнь не­за­щи­щён­ная, как бы вы­бро­шен­ная, и од­но­вре­мен­но жизнь, по­сто­ян­но яв­ля­е­мая как но­вый дар от Ис­то­ч­ни­ка вся­кой жиз­ни. В этой ве­ч­но из­ли­ва­е­мой люб­ви - уве­ре­ние, что смерть ут­ра­ти­ла своё владычест­во.

Но ны­не Гос­подь пред­сто­ит пе­ред ли­цом смер­ти, и ду­ша Его в тре­пе­те - как ду­ши свя­тых, мо­лит­вы ко­то­рых так ча­с­то бы­ли на ус­тах Его. «Серд­це моё смя­те­ся во мне и бо­язнь смер­ти на­па­де на мя. Страх и тре­пет при­иде на мя и по­кры мя тьма. И рех: кто даст ми кри­ле яко го­лу­би­не, и по­ле­щу и по­чию» (Пс. 54:5-7). В По­сла­нии к Ев­ре­ям апо­стол Па­вел пи­шет, что «Он, во дни пло­ти Сво­ей, с силь­ным во­плем и со сле­за­ми при­нёс мо­лит­вы и мо­ле­ния Мо­гу­ще­му спа­сти Его от смер­ти» (Евр. 5:7). По­с­ле­зав­тра на ут­ре­ни мы ус­лы­шим Еван­ге­лие о мо­лит­ве Гос­по­да до кро­ва­во­го по­та в Геф­си­ма­нии. Смерть - не про­с­то ес­те­ст­вен­ное со­бы­тие, ина­че че­ло­век был бы про­с­то ча­стью при­ро­ды. Смерть - ви­ди­мый знак Су­да Бо­жия над на­шей жиз­нью и на­ши­ми де­ла­ми - во сви­де­тель­ст­во, что они не ус­то­ят пе­ред ве­ч­но­стью. Смерть - внеш­нее вы­ра­же­ние Су­да Бо­жия над гре­хом. Без­греш­ный Сын Человеческий, взе­м­лю­щий грех міра, пред­сто­ит пе­ред этим Су­дом. Мо­лит­ва псал­мо­пев­ца: «по­ле­щу и по­чию» трепе­щет на Его ус­тах, но Он тот­час от­вер­га­ет её. Он не бу­дет про­сить об из­ба­в­ле­нии от это­го страш­но­го ча­са, ибо имен­но ра­ди это­го ча­са Он при­шёл - по­не­с­ти на Се­бе грех міра, по­ло­жить жизнь Свою за овец, в том чи­с­ле тех, кто ещё «не дво­ра се­го». «От­че, про­славь имя Твоё» - это мо­лит­ва, в ко­то­рой за­клю­чён весь смысл Его жизни. И это мо­лит­ва, ко­то­рую Он учил по­в­то­рять Сво­их уче­ни­ков, по­то­му что смысл её со­вер­шен­но тот же: «да свя­тит­ся имя Твоё».

Как при Кре­ще­нии, ко­г­да Он взял на Се­бя грех лю­дей, как на го­ре Пре­об­ра­же­ния, ко­г­да Он го­во­рил с Мо­и­се­ем и Или­ей об ис­хо­де Сво­ём, - на Его мо­лит­ву от­ве­ча­ет глас с Не­бес. Этот глас - не для уте­ше­ния, не для укрепления Его, ибо Он зна­ет, что ка­ж­дая мо­лит­ва Его бы­ва­ет ус­лы­ша­на и по­лу­ча­ет от­вет, «но для на­ро­да». Во сви­де­тель­ст­во о при­ня­тии От­цом по­слу­ша­ния Сы­на, да­же ес­ли на­род не спо­со­бен сей­час к ра­зу­ме­нию это­го. Как на­пи­шет апо­стол Ио­анн Бо­го­слов: «Ес­ли мы при­ни­ма­ем сви­де­тель­ст­во че­ло­ве­че­с­кое, сви­де­тель­ст­во Бо­жие - боль­ше, ибо это есть сви­де­тель­ст­во Бо­жие, ко­то­рым Бог сви­де­тель­ст­во­вал о Сы­не Сво­ём» (1 Ин. 5:9).

«И ко­г­да Я воз­не­сён бу­ду от зе­м­ли, всех при­вле­ку к Се­бе», - го­во­рит Хри­стос. Крест Хри­стов бу­дет во­дру­же­ни­ем зна­ме­ни, под ко­то­рым все лю­ди зе­м­ли мо­гут со­брать­ся, что­бы стать еди­ны­ми в при­об­ще­нии жиз­ни Са­мо­го Бо­га. Сын Че­ло­ве­че­с­кий ста­нет на Кре­сте как бы ни­ч­то, - и это бу­дет ме­с­то, где сы­ны че­ло­ве­че­с­кие со­еди­нят­ся с Ним и друг с дру­гом, по­то­му что здесь они на­у­чат­ся за­бы­вать о сво­ей сла­ве и бу­дут ис­кать сла­ву Еди­но­го Бо­га. «Сие го­во­рил Он, да­вая ра­зу­меть, ка­кою смер­тью Он ум­рёт». Хри­стос не ум­рёт от рук иу­де­ев, по­би­ва­ю­щих Его кам­ня­ми по ре­ли­ги­оз­но­му об­ви­не­нию в бо­го­хуль­ст­ве, Он ум­рёт от рук ри­м­лян, рас­пи­на­ю­щих Его на Кре­сте по политическо­му об­ви­не­нию в том, что Он на­зы­ва­ет Се­бя Ца­рём. По­ис­ти­не, Он был Царь. И Его цар­ст­во­ва­ни­ем власть ке­са­ря и власть Пи­ла­та су­ще­ст­вен­но из­ме­нят своё зна­че­ние, хо­тя и не бу­дут уп­разд­не­ны. Он - под­лин­но Царь и Гла­ва че­ло­ве­че­с­ко­го ро­да - эл­ли­нов и иу­де­ев, - и Он бу­дет воз­не­сён ими на Крест, что­бы осу­ще­ст­в­лять Свою власть с Кре­ста, как с Пре­сто­ла.

«Кто Этот Сын Че­ло­ве­че­с­кий», - спра­ши­ва­ют иу­деи. Ес­ли Он - по­бе­до­но­с­ный Мес­сия, где же ис­по­л­не­ние обетова­ний Бо­жи­их для бо­го­из­бран­но­го на­ро­да? Свет, ко­то­рый есть свет Са­мо­го Бо­га, при­шёл в мір. Един­ст­вен­но ис­тин­ный от­вет на этот дар - при­нять его, ус­т­ре­м­лять­ся к не­му, хо­дить этим све­том. Свет во тьме све­тит, ес­ли мы не при­мем его, тьма по­гло­тит нас, «а хо­дя­щий во тьме не зна­ет, ку­да идёт». Тьма - от­сут­ст­вие смы­с­ла, царство­ва­ние ни­ч­то. И чем боль­ше лю­ди упор­ст­ву­ют в сво­их за­блу­ж­де­ни­ях, тем труд­нее им вы­брать­ся из тьмы. «До­ко­ле свет с ва­ми, - го­во­рит Гос­подь, - ве­руй­те в свет, да бу­де­те сы­на­ми све­та». «Ска­зав это, Ии­сус ото­шёл и скрыл­ся от них».

Как мо­жет быть ис­ти­на по­стиг­ну­та міром, ле­жа­щим во зле и во лжи? Как мо­жет быть сла­ва Бо­жия уз­на­на те­ми, для ко­го един­ст­вен­ная сла­ва - сла­ва, ко­то­рую они при­ни­ма­ют друг от дру­га? В Па­с­ху Гос­под­ню мы ус­лы­шим: «В міре был и мір чрез Не­го на­чал быть, и мір Его не по­з­нал. При­шёл к Сво­им, и Свои Его не при­ня­ли. А тем, которые при­ня­ли Его, дал власть быть ча­да­ми Бо­жи­и­ми». А се­го­д­ня из уст Гос­под­них зву­чит сло­во Иса­ии про­ро­ка: «Гос­по­ди! кто по­ве­рил слы­шан­но­му от нас? и ко­му от­кры­лась мыш­ца Гос­под­ня?» «Впро­чем, - до­ба­в­ля­ет Евангелие, - и из на­чаль­ни­ков мно­гие уве­ро­ва­ли в Не­го; но ра­ди фа­ри­се­ев не ис­по­ве­ды­ва­ли, что­бы не быть отлучён­ны­ми от си­на­го­ги». Ра­ди уве­рен­но­сти в зав­т­раш­нем дне они пред­по­чи­та­ли быть с людь­ми, не­же­ли с Богом, и счи­та­ли се­бя му­д­ры­ми и рас­су­ди­тель­ны­ми. Но они за­бы­ва­ли, что люд­ские мне­ния име­ют зна­че­ние толь­ко в те­че­ние тех не­мно­гих лет, ко­то­рые че­ло­век жи­вёт на зе­м­ле, а Суд Бо­жий длит­ся в не­скон­ча­е­мой вечности.

И мы слы­шим по­с­лед­ние сло­ва Спа­си­те­ля, ко­то­ры­ми за­вер­ша­ет­ся Его об­ще­ст­вен­ное слу­же­ние. Ещё бу­дет сокровен­ная бе­се­да с уче­ни­ка­ми на Тай­ной Ве­че­ри и сто­я­ние пе­ред Пи­ла­том, но это - по­с­лед­ние сло­ва, обращён­ные ко все­му на­ро­ду: «Ве­ру­ю­щий в Ме­ня не в Ме­ня ве­ру­ет, но в По­слав­ше­го Ме­ня». Как пе­ре­кли­ка­ют­ся они со все­ми Его сло­ва­ми во всех Еван­ге­ли­ях! Вся жизнь Хри­ста за­клю­ча­ет­ся в том, что в Нем лю­ди пред­сто­ят перед Бо­гом. Слу­шать Его - зна­чит слу­шать Бо­га. Ви­деть Его - зна­чит ви­деть Бо­га. В Нем Бог встре­ча­ет че­ло­ве­ка и че­ло­век встре­ча­ет Бо­га. Он при­шёл не су­дить мір, но спа­сти мір. Он при­шёл в люб­ви, но, тем не ме­нее, Его приход оз­на­ча­ет Суд. В Его све­те ка­ж­дый че­ло­век об­на­ру­жи­ва­ет се­бя до кон­ца. Сво­им от­но­ше­ни­ем ко Хри­сту каждый че­ло­век оп­ре­де­ля­ет свою зем­ную и ве­ч­ную участь. «И ес­ли кто ус­лы­шит Мои сло­ва и не по­ве­рит, Я не сужу его, - го­во­рит Гос­подь, - сло­во, ко­то­рое Я го­во­рил, оно бу­дет су­дить его в по­с­лед­ний день». Кто зна­ет исти­ну и не жи­вёт по ней, тот бу­дет осу­ж­дён. Всё, что мы слы­ша­ли в Еван­ге­лии, в мо­лит­вах, в по­уче­ни­ях свя­тых от­цов, все воз­мо­ж­но­сти, ко­то­рые бы­ли нам да­ны для по­з­на­ния ис­ти­ны, бу­дет в кон­це сви­де­тель­ст­во­вать за нас или про­тив нас. Всё, что мы слы­шим в эти Стра­ст­ные дни, осо­бен­но се­го­д­ня и в Ве­ли­кий Чет­верг, в Ве­ли­кую Пятни­цу, в Ве­ли­кую Суб­бо­ту и в Па­с­ху Гос­под­ню, - это суд над все­ми людь­ми, и в пер­вую оче­редь над на­ми, над те­ми, кто в Цер­к­ви.

Как мы встре­ча­ем сей­час Гос­по­да, та­кой и бу­дет на­ша встре­ча с Ним, ко­г­да Он явит­ся во сла­ве. За­по­ведь Его есть жизнь ве­ч­ная, при­гла­ше­ние всем хо­дить в све­те и иметь жизнь. Это сло­во Своё Он об­ра­ща­ет ко всем без исключения, Он не на ухо его го­во­рит, а про­воз­г­ла­ша­ет на кро­в­лях. В нем - зву­ча­ние тру­бы Суд­но­го Дня, предложе­ние спа­се­ния все­му міру.

Протоиерей Александр Шаргунов

Евангелие, читаемое на Литургии - от Матфея, глава 26, стихи с 6 по 16

И вот, ко­г­да Ии­сус был в Ви­фа­нии, в до­ме Си­мо­на про­ка­жён­но­го,

и обе­дал, к не­му по­до­шла жен­щи­на, при­не­с­шая не­боль­шой со­суд очень до­ро­го­го мvра, и ста­ла возли­вать ми­ро на го­ло­ву Его.

Уви­дев это, уче­ни­ки ста­ли го­во­рить в не­го­до­ва­нии: к че­му та­кая тра­та мvра?

Ведь его мо­ж­но бы­ло про­дать за боль­шие день­ги и раз­дать ни­щим.

Ус­лы­шав это, Ии­сус ска­зал им: за­чем вы огор­ча­е­те жен­щи­ну? Она до­б­рое де­ло сде­ла­ла для Ме­ня.

Ведь ни­щие все­гда бу­дут с ва­ми, а Я не все­гда бу­ду с ва­ми.

Воз­лив мvро на те­ло Моё, она тем са­мым под­го­то­ви­ла Ме­ня к по­гре­бе­нию.

Уве­ряю вас: во всём міре, где толь­ко бу­дет про­по­ве­да­но Еван­ге­лие, в па­мять о ней ска­за­но бу­дет о том, что со­вер­ши­ла она.

То­г­да один из две­на­д­ца­ти, по име­ни Иу­да Ис­ка­ри­от, по­шёл к пер­во­свя­щен­ни­кам

и спро­сил: сколь­ко вы со­г­ла­с­ны за­пла­тить мне за то, что я пре­дам Его вам? Они же от­счи­та­ли ему три­д­цать сре­б­ре­ни­ков.

И с это­го вре­ме­ни он стал ис­кать удоб­ный слу­чай, что­бы пре­дать Его.

* мvро (читается: мúро) - ма­с­ло, вы­жи­ма­е­мое из кор­ня нар­до­во­го рас­те­ния, про­из­ра­став­ше­го в Ин­дии. Обы­ч­но хра­ни­лось и про­да­ва­лось в на­глу­хо за­ку­по­рен­ных але­ба­ст­ро­вых со­су­дах. В си­лу сво­ей очень вы­со­кой сто­и­мо­сти (1 грамм сто­ил 1 ди­на­рий) оно ча­с­то сме­ши­ва­лось с дру­ги­ми рас­ти­тель­ны­ми ма­с­ла­ми и вы­да­ва­лось за «чи­с­тое», «на­сто­я­щее» (ср. Мр 14:3; Ин 12:3).

Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла мvро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя мvро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его.

В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отёрла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе разсуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и разсуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение её было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить мvро на главу Свою. Если Он не отказался со-делаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, её расположение…

Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники ещё сохранияются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокажённого в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют её…

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непристанного попечения. Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главы преклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд, – и при всём том не вразумился. Как же ты надеешья избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания и не прилагаешь сильного старания? Ужасен, по истине ужасен этот зверь. Впрочем, если захочешь, легко победишь его. Это не есть похоть врождённая, как то доказывают освободившиеся от неё. Естественные влечения всем общи; а эта похоть происходит от одного нерадения; от него рождается, от него возрастает, и когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно. В самом деле, когда они не признают единоплеменников, друзей, братьев, сродников, словом – всех, а с ними вместе не знают и самих себя, то не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем. Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подаёт советы, – всё делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдёшь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Отого, что был безпечен. От безпечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…

Всё это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

СИНАКСАРЬ ВО СВЯТУЮ ВЕЛИКУЮ СРЕДУ

Жена, помазавши Христово тело миром,

Предвосхищает смирну и алоэ Никодима.

Во святую и Великую Среду божественные отцы повелели творить воспоминание о женщине-блуднице, которая помазала Господа мvром, потому что это было незадолго до спасительных страданий. Для того установлено совершать теперь её память, чтобы, по слову Спасителя, везде и всем было возвещено о её ревностном поступке.

Когда Иисус вошёл в Иерусалим и был в доме Симона прокажённого, к Нему подошла женщина и возлила на Его голову драгоценное мvро. Чем же побуждаемая, она решилась прийти? - Поскольку наблюдала Христово сострадание и щедрость ко всем, особенно теперь, видя, что Он вошёл в дом прокажённого, которого закон повелевал считать нечистым и запрещал общение с ним, - то подумала, что Христос так же исцелит её нечистоту душевную, как и проказу Симона. И вот, в то время как Господь возлежал на вечери, женщина возлила сверху на Его голову мvро ценой примерно в триста динариев, то есть шестьдесят ассариев, десять пенязей или три сребреника. Ученики, и прежде всего Иуда Искариот, возбраняли ей, а Христос защитил, чтобы не препятствовали её благому намерению. Потом Он упомянул о Своём погребении, чтобы отвратить Иуду от предательства, и сподобил женщину награды - тем, что повсюду в мiре проповедано будет это доброе дело.

Некоторые думают, будто у всех евангелистов упоминается одна и та же женщина. - Нужно знать, что это не так. Только у трёх евангелистов, как говорит святой Златоуст, говорится об одной и той же, которая так и называется блудницей, а у Иоанна - уже не о ней, но о некоторой другой чудной жене, святой жизни,- о сестре Лазаря Марии, которая, не будучи блудницей, была любима Христом.

Из них эта, последняя, Мария за шесть дней до Пасхи в своём доме, что в Вифании, когда Господь возлежал на вечери, совершила помазание, возливая мvро на пречистые ноги Его и отирая их волосами головы своей. Она принесла Ему как Богу мvро, купленное за большую цену, ибо хорошо знала, что и в жертвах приносится Богу масло, и священников помазывают мvром, и Иаков в древности возлил елей на памятник каменный, посвятив его Богу. Принесла же это открыто в дар Учителю, как Богу, ещё и за воскрешение брата. Потомуто ей и не обещается награда, но и роптал тогда только один Иуда, поскольку был корыстолюбив.

Другая, действительно блудница, за два дня до Пасхи, когда Христос ещё был в Вифании и возлежал на вечери в доме Симона прокажённого, возливала драгоценное мvро Ему на голову, как повествуют святые Матфей и Марк. На эту-то блудницу и ученики негодовали, ибо они постоянно слышали поучения Христа об усердии к милостыне; зато и награда ей дана - в прославлении её доброго дела по всему мiру.

Христе Боже, помазанный духовным мvром, освободи нас от находящих страстей и помилуй нас, ибо Ты один Свят и Человеколюбец. Аминь.

Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания Уминский Протоиерей Алексей

Чтение Евангелия

Чтение Евангелия

Центральное место в Литургии слова, конечно же, занимает само Евангелие. Можно даже сказать, что эта часть Литургии посвящена Евангелию, и все, что происходит на ней, является некоей подготовкой к тому, чтобы Евангелие было явлено и прочтено.

В Литургии слова, которая называется также и Литургией оглашенных, есть некая самостоятельная жизнь и завершенность, потому что для оглашенных она заканчивается именно чтением Евангелия, после которого по правилам древней Церкви им следует покинуть храм.

Четвероевангелие, которые мы сейчас читаем, было написано в период с 60-го по 110–115 годы, то есть в течение нескольких десятилетий Евангелие было только Священным Преданием, которое апостолы передавали своим последователям устно. И все же это было истинное Евангелие, это было слово Божие. Тем не менее, Евангелие как Священное Писание появилось в жизни Церкви довольно рано и отношение к нему было исключительно серьезным.

На Пасху мы читаем: «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Очень часто и в Священном Писании, и в творениях святых отцов Иисус Христос, Сын Божий, называется Словом Божиим, Божественным Логосом (от греч. ????? - «слово»). Открывая первую книгу Библии, Книгу Бытия, мы видим, что ее начало очень похоже на первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1). Затем описывается, как происходит творение: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3). Бог изрекает свое Слово, и весь мир творится через него. Об этом псалмопевец говорит: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс. 32: 6).

Мир, если можно так сказать, «словесен» - он действительно принимает свое бытие через Слово. Слово Божие настолько всесильно и всемогуще, что через вторую ипостась Святой Троицы весь мир из небытия приходит в бытие.

Апостол Павел так определяет слово Божие: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12).

И вот Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое слово, запечатленное в Евангелии. Это слово живо и действенно.

Евангелие - не просто фразы, выстроенные в строки, разделенные на главы и несущие некую информацию. Обычный текст не может быть полностью отождествлен с его автором, даже если речь идет об автобиографии. Сотворенное человеком - книга, художественное полотно или музыка не может быть самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Господом как чудо пребывания Бога в Слове. На это указывают и некоторые моменты богослужения. Например, во время архиерейской службы владыка снимает с себя омофор и митру - знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную Вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит.

Когда на всенощной выносят Евангелие, мы прикладываемся к нему вместо иконы Воскресения Христова, потому что это - Слово Божие, воплощенное и воскресшее, это - присутствие на Литургии Самого Христа. Евангелие являет собой икону, образ Божий. Евангелие кадит священник, Евангелие мы целуем, когда Господь прощает нам грехи на исповеди.

Иногда говорят, что, если бы Евангелие, как книга, вдруг исчезло, его можно было бы восстановить по писаниям ранних отцов христианства, настолько точно и полно они его цитируют. И вот что удивительно: Церковь в те времена распространялась, как благовестие того Евангелия, которое никто не читал, а может быть, даже и в руках никогда не держал!

Книга была одной из величайших ценностей античного мира, и не все даже богатые люди могли позволить себе их приобретение. В течение веков христиане лишь в храме во время богослужения могли приобщиться слову Божию, узнать его, чтобы потом им жить, за него страдать и воплощать его в своей жизни.

Евангелие - это знамя Церкви, ее духовное сокровище. Внесение Евангелия в храм считалось вхождением в храм вместе со Христом, а само звучание Евангелия - кульминацией Литургии слова. Можно сказать, что это было действительно причащением Самому Христу: слово Божие звучит, ты его воспринимаешь, соединяешься с ним, оно пронзает тебя, как меч обоюдоострый, и судит твои помышления и намерения сердечные.

Не удивительно, что в житиях святых встречаются истории, подобные той, что произошла с раннехристианским подвижником Антонием Великим. Он пришел в церковь, услышал воскресное евангельское чтение о богатом юноше, вышел из храма, раздал свое имущество и ушел в пустыню. Антоний осознал, что прочитанное непосредственно относится к нему, приобщился слову Божию и полностью изменил свою жизнь, став другим человеком.

Евангелие, звучащее в храме, по своей благодатной силе нисколько не уступает живой проповеди Христа, звучавшей две тысячи лет назад в Галилее. Это то же самое Слово, которое сотворило мир. Этим словом воскрешались мертвые, слепые прозревали, глухие обретали слух, хромые начинали ходить, а прокаженные очищались. Ничего не изменилось с тех пор, потому что Христос вовеки тот же, и слово Его не может со временем обесцениться, потерять свою силу.

Потому-то мы и называем Церковь святой, что каждое мгновение своего существования она тождественна самой себе. Все происходящее в ней происходит точно так же, как это было всегда. Христос учит нас своим словом и лишь от нас зависит, как мы это слово слышим, как его принимаем, как живем им.

К сожалению, во время Литургии мы почему-то ждем начала «самого главного» - Великого входа, Евхаристии, причащения. «Вот тогда-то мы и начнем молиться!» - думаем мы. Но ведь на самом деле все уже давно началось! Когда священник провозглашает «Благословенно Царство», это Царство уже грядет!

Для оглашенных чтение Евангелия является главной встречей со словом Божиим, потому что остальное им пока еще недоступно. Они еще не родились во Христе, однако слово Божие преображает их уже сейчас.

Даже когда это слово звучало из уст Самого Господа, люди воспринимали его по-разному. Семь тысяч человек уходили в пустыню, все бросив и забыв взять с собой еду, только для того, чтобы услышать Иисуса. Господь говорил им о хлебе, сошедшем с небес, но некоторые ожидали от Него удовлетворения своих сиюминутных потребностей и, не дождавшись этого, уходили разочарованными. «Какие странные слова! - недоумевали они, - О чем это Он?» Но апостолы остались с Господом, ведь только Он имеет глаголы вечной жизни. Вот эти глаголы вечной жизни и есть Евангелие.

Слово Божие на Литургии без сомнения является настоящим Богоявлением. Но узнать Господа, услышать Его должны мы. Это - необходимый этап, через который мы должны прийти к приобщению Его Тела и Крови.

Чтение Евангелия в храме - возможность нашей встречи с Богом. Что с нами происходит в этот момент? Как мы живем этим словом потом? Какими мы уходим из храма? Это - важнейшие вопросы, на которые нам предстоит дать правдивые ответы.

Из книги Когда болеют дети. Советы врача-священника автора Грачев священник Алексий

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Что значит чтение всех Евангелий в первые три дня Страстной седмицы? Это есть повторение завещания, данного нам Господом нашим Иисусом Христом. Умерши за нас, Он оставил завещание всем имевшим уверовать в Него -

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Беседы о Литургии автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Беседа восьмая ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ Когда Господь явился на землю, что услышал и увидел Он? - Стоны несчастных, слезы горя, мольбу об исцелении больных, страждущих от нечистых духов. "Помилуй нас, спаси нас" - вот с каким воплем обращались к Нему прокаженные, слепые. Жена

Из книги О слышании и делании автора Сурожский Митрополит Антоний

Введение в чтение Евангелия (Мк 1-4)...Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается, особенно чтение Св. Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Прокимен, чтение Евангелия За степенными следуют молитвословия и возгласы, которые обычно всегда бывают перед чтением Евангелия и служат в качестве приготовления верующих к достойному слушанию Евангелия. Диакон возглашает: Вонмем. Премудрость. И затем произносит

Из книги Творения автора Двоеслов Григорий

Беседа II, произнесенная к народу в храме Св. Ап. Петра в неделю 50–ю. Чтение Св. Евангелия: Лк.18:31–44 Во время оно, поем (Иисус) обанадесяте ученика своя, рече к ним: се, восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная Пророки о Сыне человечесте. Предадят бо Его языком и

Из книги автора

Беседа IX, говоренная к народу в Церкви Св. Сильвестра в день его мученичества. Чтение Св. Евангелия: Мф.25:14–30 Рече Господь притчу сию: человек некий отходя призва своя рабы и предаде им имение свое. И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу

Из книги автора

Беседа XII, говоренная к народу в храме Св. Агнеты в день страдания ее. Чтение Св. Евангелия: Мф.25:1–13 Во время оно, рече Иисус ученикам Своим притчу сию: уподобися Царствие Небесное десяти девам, яже прияша светильники своя и изыдоша в сретение жениху. Пять же бе от них мудры и

Из книги автора

Беседа XVII, произнесенная к Епископам на источниках Латеранских. Чтение Св. Евангелия: Лк.10:1–9 Во время оно, яви Господь и инех седмьдесят, и посла их по двема пред лицем Своим во всяк град и место, аможе хотяше Сам ити. Глаголаше же к ним: жатва убо многа, делателей же мало:

Из книги автора

Беседа XIX, говоренная к народу в храме Св. Мученика Лаврентия в неделю 17–ю . Чтение Св. Евангелия: Мф.20:1–16 Во время оно, рече Иисус учеником Своим притчу сию: подобно есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в виноград Свой. И совещав

Из книги автора

Беседа XXXVII. Чтение Св. Евангелия: Лк.14:26–33 Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

Из книги автора

Беседа XXXVIII. Чтение Св. Евангелия: Мф.22:1–14 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что

Из книги автора

Беседа XXXIХ. Чтение Св. Евангелия: Лк.19:42–47 И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и

Из книги автора

Беседа XL. Чтение Св. Евангелия: Лк.16:19–31 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача,

(5 голосов : 5.0 из 5 )

Об истории чина и о том, что две традиции чтения Евангелия: лицом к алтарю и лицом к народу - могут быть равно приемлемы, - протоиерей Владимир Хулап, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии наук, доктор теологии.

Для того чтобы быть услышанным, говорящий обращается лицом к своей аудитории. Это не только акустически облегчает понимание произносимого, но и обеспечивает лучший контакт со слушателями. Нередко оратор для этого находится на особом возвышении: профессор читает лекцию с возвышения кафедры, докладчик поднимается на трибуну.

Уже в Ветхом Завете мы видим, что именно так поступает Ездра, уча Закону вернувшихся из Вавилонского плена иудеев: «И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин… и читал из него на площади… пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали… И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал… И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (). Возможно, именно так читал и толковал книгу пророка Исайи в Назаретской синагоге Христос, когда «глаза всех были устремлены на Него» ().

«Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (). Слово - важнейший способ личностной коммуникации, поэтому в христианстве слово благовествия (откровение Бога) и слово молитвы (ответ человека) являются основными богослужебными элементами. Однако богослужебное слово служит не просто для передачи информации. Оно действительно есть со-общение, то есть глубинная причастность: Слово Христа открывает сущность Бога, позволяет нам стать участниками богослужебного диалога и литургического богообщения. Мы встречаемся со Христом, не только вкушая Его Тело и Кровь, но и в откровении Его спасительного Слова - в чтении Священного Писания. Именно поэтому единственная книга, которая находится на престоле, это Евангелие, видимым образом представляющее нам воплощенное Слово Божие, Христа.

Уже в III-IV веках появляются свидетельства о существовании особого места для чтения Евангелия в христианском храме. В различных литургических традициях и в разные эпохи оно могло располагаться в алтарной части, в центре храма, сбоку у стены или на колонне и т. д. Например, т. н. «Апостольские постановления» (конец IV века) ясно предписывают: «В середине же чтец, став на некотором возвышении, пусть читает книги». Расположение места определяло направление читавшего Евангелие: он мог делать это лицом к народу, к алтарю, полуобернувшись к народу (чтобы не стоять спиной к епископу). В Сирии на такой площадке (вима), находившейся в центре храма, находились места для клира, поэтому именно здесь проходила вся Литургия Слова. А в западных храмах нередко было даже два специальных места по бокам алтарной части: с одного читали Апостол, с другого - Евангелие.

В Византии такое место получило название «амвон» (греч. «возвышение»). Оно располагалось в центре храма и обычно имело форму высокого (1-2 метра) цилиндра, полукруга или восьмиугольника, на который читающий поднимался по ступеням небольшой лестницы. Тем самым Евангелие возглашалось в центре общины, диакон читал его лицом к алтарю, будучи окружен верующими. Это не только обеспечивало прекрасное восприятие священного текста, но голос Христа звучал посреди общины Его учеников, видимым образом подтверждая обетование о том, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (). Тем самым видимым центром Литургии Слова был амвон, а Евхаристической литургии - престол, верующие же вкушали как от трапезы Слова, так и от трапезы Тела и Крови Христовых. Святитель (VIII век) символически называл амвон «образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа». Эта практика чтения Евангелия в центре храма сохраняется до сих пор в архиерейском богослужении - протодиакон читает его на небольшом помосте, называющемся архиерейским амвоном.

Однако существовали и другие традиции. Так, в день Пасхи Константинопольский патриарх читал Евангелие с горнего места (возвышенный трон в алтарной апсиде), т. е. лицом к народу. О таком обычае напоминает нам сегодня чтение священником Евангелия лицом к народу на пасхальной вечерне, особо предписанное уставом.

С течением времени амвон в приходских храмах трансформировался в примыкающий к солее полукруглый выступ, и ситуация изменилась. Диакон оказался читающим Евангелие уже не в центре собрания верующих, а спиной к ним. Если же священник служит без диакона, то он вообще читает Евангелие в алтаре, на престоле, будучи к тому же отгороженным от молящихся иконостасом. Проповедь, которая также постепенно исчезла со своего традиционного места (после Евангелия) и переместилась в самый конец службы, лишила Литургию Слова еще одного существенно элемента. Неудивительно, что для многих самым главным в первой части Божественной литургии сейчас является чтение поминальных записок, а тексты Писания воспринимаются как нечто малопонятное (особенно Апостол), трудно воспринимаемое акустически и иногда содержательно перегруженное (два-три чтения подряд). Да и сама манера чтения некоторых диаконов, к сожалению, скорее затемняем смысл читаемого, а не способствует его пониманию.

В начале XX века вопрос о возможности чтения Евангелия лицом к народу не только обсуждался в церковной печати, но эту практику начали вводить в целом ряде приходов. Именно поэтому на Поместном соборе 1917-1918 годов в числе обсуждавшихся «Мер к упорядочению богослужения» было указано: «Всякое богослужебное чтение должно совершаться на средине храма, на особом возвышении. Чтение Евангелия допускается лицом к народу». Однако данный элемент стал одной из характерных богослужебных особенностей некоторых обновленческих групп, поэтому в ходе борьбы с обновленчеством Местоблюститель митрополит включил его в 1925 году в число «смущающих совесть верующих новшеств», которых необходимо было избегать в то непростое время.

Однако в современной практике ряда поместных Православных Церквей диакон читает Евангелие на амвоне лицом к народу, и это имеет свою внутреннюю логику. Евангелие - это голос Божий, обращенный к нам, а наши молитвы - ответ на Его призыв. Такое понимание определяет различное положение диакона во время чтения Евангелия (лицом к верующим) и произнесения ектений (лицом к алтарю). Аналогичным образом проповедь - актуализация вечного Евангелия в современных условиях - произносится лицом к людям, к которым она обращена.

В России сейчас тоже появляются приходы, где Евангелие на Литургии читается лицом к народу, и эта практика органически вписывается в ход богослужения (особенно если за чтением сразу же следует проповедь). Конечно, данную традицию не нужно насильно вводить в качестве общеобязательной, но и не следует обвинять в «обновленчестве» тех священников, на приходах которых эта практика уже существует. Ведь Евангелие, например, читается у нас лицом к народу во время молебна, и это не вызывает никакого смущения.

Некто остроумно заметил, что в Церкви есть книги «читаемые» и «почитаемые» - к сожалению, Евангелие для многих относится к числу последних. К нему нужно не просто прикладываться на всенощном бдении, но необходимо осознать, что содержащийся в нем голос Спасителя обращен лично к нам. Только в этом случае Слово Божие, согласно причте о сеятеле, пустит корни в нашем сердце, вырастет и принесет плод как в нашей жизни.

Есть ли канонические препятствия для чтения Евангелия лицом к народу?

Отвечает протоиерей , заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, доктор церковной истории:

Канонических предписаний, обосновывающих положение чтеца во время богослужения, нет. Чтение Евангелия лицом к алтарю есть некая дань традиции и связано с восприятием Писания как неотъемлемой части богослужения и молитвы. Ведь и молитвы священника перед чтением Евангелия, имеющие назидательный характер, читаются лицом к алтарю. Конечно, если воспринимать Евангелие именно как проповедь и назидание для верующих, то уместно его читать лицом к молящимся. Но, по крайней мере, сейчас, такое положение чтеца воспринимается как вольность, поскольку оно не соответствует привычному богослужебному порядку.

Центральное место в Литургии слова, конечно же, занимает само Евангелие. Можно даже сказать, что эта часть Литургии посвящена Евангелию, и все, что происходит на ней, является некоей подготовкой к тому, чтобы Евангелие было явлено и прочтено.

В Литургии слова, которая называется также и Литургией оглашенных, есть некая самостоятельная жизнь и завершенность, потому что для оглашенных она заканчивается именно чтением Евангелия, после которого по правилам древней Церкви им следует покинуть храм.

Четвероевангелие, которые мы сейчас читаем, было написано в период с 60-го по 110-115 годы, то есть в течение нескольких десятилетий Евангелие было только Священным Преданием, которое апостолы передавали своим последователям устно. И все же это было истинное Евангелие, это было слово Божие. Тем не менее, Евангелие как Священное Писание появилось в жизни Церкви довольно рано и отношение к нему было исключительно серьезным.

На Пасху мы читаем: «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Очень часто и в Священном Писании, и в творениях святых отцов Иисус Христос, Сын Божий, называется Словом Божиим, Божественным Логосом (от греч. λόγος — «слово»). Открывая первую книгу Библии, Книгу Бытия, мы видим, что ее начало очень похоже на первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1). Затем описывается, как происходит творение: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3). Бог изрекает свое Слово, и весь мир творится через него. Об этом псалмопевец говорит: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32: 6).

Мир, если можно так сказать, «словесен» — он действительно принимает свое бытие через Слово. Слово Божие настолько всесильно и всемогуще, что через вторую ипостась Святой Троицы весь мир из небытия приходит в бытие.

Апостол Павел так определяет слово Божие: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12).

И вот Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое слово, запечатленное в Евангелии. Это слово живо и действенно.

Евангелие — не просто фразы, выстроенные в строки, разделенные на главы и несущие некую информацию. Обычный текст не может быть полностью отождествлен с его автором, даже если речь идет об автобиографии. Сотворенное человеком — книга, художественное полотно или музыка не может быть самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Господом как чудо пребывания Бога в Слове. На это указывают и некоторые моменты богослужения. Например, во время архиерейской службы владыка снимает с себя омофор и митру — знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную Вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит.

Когда на всенощной выносят Евангелие, мы прикладываемся к нему вместо иконы Воскресения Христова, потому что это — Слово Божие, воплощенное и воскресшее, это — присутствие на Литургии Самого Христа. Евангелие являет собой икону, образ Божий. Евангелие кадит священник, Евангелие мы целуем, когда Господь прощает нам грехи на исповеди.

Иногда говорят, что, если бы Евангелие, как книга, вдруг исчезло, его можно было бы восстановить по писаниям ранних отцов христианства, настолько точно и полно они его цитируют. И вот что удивительно: Церковь в те времена распространялась, как благовестие того Евангелия, которое никто не читал, а может быть, даже и в руках никогда не держал!

Книги были одной из величайших ценностей античного мира, и не все даже богатые люди могли позволить себе их приобретение. В течение веков христиане лишь в храме во время богослужения могли приобщиться слову Божию, узнать его, чтобы потом им жить, за него страдать и воплощать его в своей жизни.

Евангелие — это знамя Церкви, ее духовное сокровище. Внесение Евангелия в храм считалось вхождением в храм вместе со Христом, а само звучание Евангелия — кульминацией Литургии слова. Можно сказать, что это было действительно причащением Самому Христу: слово Божие звучит, ты его воспринимаешь, соединяешься с ним, оно пронзает тебя, как меч обоюдоострый, и судит твои помышления и намерения сердечные.

Не удивительно, что в житиях святых встречаются истории, подобные той, что произошла с раннехристианским подвижником Антонием Великим. Он пришел в церковь, услышал воскресное евангельское чтение о богатом юноше, вышел из храма, раздал свое имущество и ушел в пустыню. Антоний осознал, что прочитанное непосредственно относится к нему, приобщился слову Божию и полностью изменил свою жизнь, став другим человеком.

Евангелие, звучащее в храме, по своей благодатной силе нисколько не уступает живой проповеди Христа, звучавшей две тысячи лет назад в Галилее. Это то же самое Слово, которое сотворило мир. Этим словом воскрешались мертвые, слепые прозревали, глухие обретали слух, хромые начинали ходить, а прокаженные очищались. Ничего не изменилось с тех пор, потому что Христос вовеки тот же, и слово Его не может со временем обесцениться, потерять свою силу.

Потому-то мы и называем Церковь святой, что каждое мгновение своего существования она тождественна самой себе. Все происходящее в ней происходит точно так же, как это было всегда. Христос учит нас Своим словом, и лишь от нас зависит, как мы это слово слышим, как его принимаем, как живем им.

К сожалению, во время Литургии мы почему-то ждем начала «самого главного» — Великого входа, Евхаристии, причащения. «Вот тогда-то мы и начнем молиться!» — думаем мы. Но ведь на самом деле все уже давно началось! Когда священник провозглашает «Благословенно Царство», это Царство уже грядет!

Для оглашенных чтение Евангелия является главной встречей со словом Божиим, потому что остальное им пока еще недоступно. Они еще не родились во Христе, однако слово Божие преображает их уже сейчас.

Даже когда это слово звучало из уст Самого Господа, люди воспринимали его по-разному. Семь тысяч человек уходили в пустыню, все бросив и забыв взять с собой еду, только для того, чтобы услышать Иисуса. Господь говорил им о хлебе, сошедшем с небес, но некоторые ожидали от Него удовлетворения своих сиюминутных потребностей и, не дождавшись этого, уходили разочарованными. «Какие странные слова! — недоумевали они, — О чем это Он?» Но апостолы остались с Господом, ведь только Он имеет глаголы вечной жизни. Вот эти глаголы вечной жизни и есть Евангелие.

Слово Божие на Литургии без сомнения является настоящим Богоявлением. Но узнать Господа, услышать Его должны мы. Это — необходимый этап, через который мы должны прийти к приобщению Его Тела и Крови.

Чтение Евангелия в храме — возможность нашей встречи с Богом. Что с нами происходит в этот момент? Как мы живем этим словом потом? Какими мы уходим из храма? Это — важнейшие вопросы, на которые нам предстоит дать правдивые ответы.