Как можно растолковать смысл названия рассказа цифры. И

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Смысл названия

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

Суть

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Темы

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Название произведения: Цифры

Год написания: 1906

Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Женя , его дядя , мама и бабушка

После прочтения краткого содержания рассказа «Цифры» для читательского дневника вы обязательно обратитесь к полному тексту рассказа о сложных взаимоотношениях взрослых и детей.

Сюжет

Женя живет с мамой и бабушкой, а дядя приезжает к ним в гости и привозит подарки. Женя - большой шалун, он редко получает отказы в своих желаниях, но в то же время это жизнерадостный, здоровый, очень активный ребенок в возрасте, когда хочется познавать мир и выплескивать свою радость на окружающих. Дядя обещал показать ему, как пишутся цифры и научить его самого писать. В порыве счастья мальчик начал шуметь и шалить, за что был наказан и посажен в темную тихую комнату. Ссора между ребенком и взрослыми продолжалась до самого вечера, поскольку он не хотел просить прощения за свое баловство. И только бабушка уже в сумерках смогла уговорить мальчика помириться с дядей. И на следующее утром мальчик и мужчина вместе занимались интересным делом: писали цифры разноцветными карандашами.

Вывод (мое мнение)

Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает реальное происшествие, его ссору с племянником и напоминает о ней ему, уже повзрослевшему. Этот рассказ полезен как детям, так и взрослым, поскольку автор в мельчайших подробностях рассказывает о смене чувств и переживаний во время некрасивой ссоры. Я думаю, что и дети, и их родители найдут что-то полезное для себя в этом произведении.

На уроке литературы мы познакомились с очередным рассказом Бунина Цифры за 7 класс. Читается оно легко и с удовольствием, а поднимает актуальную тему отношения взрослых и детей. Познакомившись с работой, можем теперь кратко записать информацию для читательского дневника и его произведении Цифры, сделав .

Рассказ Бунина Цифры

Анализируя рассказ Бунина, хочется сказать, данная работа посвящена неукротимой жажде познания человеком, который только подрастает и хочет знать все и сразу. Вот только взрослые этого не понимают. Им кажется, что это всего лишь козни детей, поэтому и возникают конфликтные ситуации. А ведь как без истерики заявить о себе, достучаться до взрослых и обратить на себя внимание? Именно так поступает герой, котором отказали в такой простой вещи, как изучение цифр.

Сам рассказ — это описание одного дня. Состоит он из семи глав, где мы знакомимся с героями произведения.

Особенности жанра и повествования

Если говорить о жанре, то данная работа — это психологический роман, который автор построил на изложении отдельных моментов ссоры. Рассказ о нежелании взрослого пойти на встречу ребенку, а все потому, что лень.

Если остановиться подробнее на особенностях повествования, то это рассказ, который ведется от первого лица. От лица взрослого героя, того самого дяди, который отказал своему племяннику изучать с ним цифры. Эта ситуация дала возможность герою посмотреть на себя со стороны и дать оценку своему поступку. Дядю все же мучит совесть, он обеспокоен, поэтому старается под любым предлогом заглянуть в комнату к обиженному и наказанному ребенку. Но опять же, это он делает с серьезным лицом, не признавая своей ошибки. Его гордыня не позволила пойти на примирение, в то время как ребенок оказался нравственно мудрее. Он первый попросил прощение за свое поведение, после чего все-таки дядя показал ребенку, как пишутся и как называются цифры. Эту историю ребенок давно уже забыл, а вот дядя до сих пор помнит случай, где он не смог правильно оценить ситуацию.

Герои рассказа

Героями рассказа Бунина являются мальчик Женя и его дядя. Второстепенные герои — мама и бабушка.

Женя — любознательный ребенок, которому все интересно. Он захотел изучить цифры, но по лени взрослых, ему отказывают. Он не может понять, почему нельзя с ним позаниматься, поэтому закатывает истерику. В итоге ребенок сумел забыть обиду и извиниться. Дядя все же уделил внимание ребенку, ведь и сам признал свою вину и неправильность действий, свою жестокость по отношению к племяннику.

Дядя — строгий, сдержанный. Приняв искреннее желание ребенка изучить цифры за прихоть, отказал ему, забыв свои желания в детстве. А когда понял свою ошибку, не смог переступить через свою гордость, поэтому и не делает первый шаг к примирению. Но после извинений ребенка, схватился за первую возможность и с удовольствием стал изучать с ним цифры.

В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.

А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.

Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.

Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.

Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…

Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.

Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.

"Цифры"

По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным... Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных героя - дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется любовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно баловать детей». И душой он понимает, что надо сразу откликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.

«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя...» Главное чувство этой фразы - ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное - то, каким он был сам в детстве.

Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувствами, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не баловать его.

А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуемыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, почему ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от огромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а просто дяде этого сейчас делать не хочется.

оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт окатил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нравоучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Взрослые переживают во время конфликта: «У бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу». -«Ужасно испорченный ребенок», - сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристрастной, мама». Хотя она понимает, что это не так.

«Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он сожалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь горячим словом пресечь твои страдания».

Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний вечер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не мучает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья...

Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его коробочки, пустые спичечные коробочки, которые передвигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки - символ беспомощности, незащищенности, неприспособленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»

Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.

А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.

«Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила подделка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой - теряет самого себя. А это слишком дорогая