Презентация развитие связной речи. Презентация на тему: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Скачать презентацию основные этапы развития связной речи

Слайд 2

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Понятие «связной речи» относят к монологической и диалогической речи.

Слайд 3

В методике, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи

Слайд 4

Связная Речь Диалогическая речь (диалог) –процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе. 1.Состоит из реплик. 2.Разговор двух или нескольких участников. 3.Не нуждается в развертывании мысли. 4.Разговорная лексика. 5.Кратковременное обдумывание. 6.Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами 1.Логически последовательное высказывание. 2.Выражает мысль одного человека. 3.Полная формулировка и развернутость. 4.Литературная лексика. 5.Длительное и предварительное обдумывание. 6.Стимулируется внутренними мотивами.

Слайд 5

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является ее связность.В.П. Глухов выделяет следующие критерии связности: смысловые смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего. Кроме этого, Л.И. Лосева, Т.А. Ладыженская выделяют такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы, взаимосвязь элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.

Слайд 6

Связную речь можно разделить на компоненты:

Ситуативная речь – грамматически малооформленная речь, ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает (контекст заменяют жесты, мимика и интонация). Такая речь формируется на третьем году жизни. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Такая речь зачастую менее эммоциональна, в ней практически отсутствуют невербальные средства. Контекстной речью, помнению С.Л. Рубенштейна, ребенок овладевает под влиянием систематического обученияв дошкольном возрасте

Слайд 7

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи, по мнению Т.Б. Филичевой, может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития. Г.В. Чиркина, изучая детей дошкольного возраста с ОНР, выделила четвертый уровень.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Обследование словарного запаса по Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста(серии картинок)

Слайд 11

Слайд 12

В целях комплексного исследования связной речи детей используются серия заданий, которая включает:

Слайд 13

1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985)

Ребенку, поочередно предлагают серию картинок (5-6 картинок-действий)

Слайд 15

2. Составление предложений по трем картинкам, связанным тематически

Ребенку предлагают назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Это задание направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Слайд 16

3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого текста)

Это задание позволяет выявить возможность детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистичные рассказы. Текст задания читается дважды; перед повторным прочтением дается установка на составление пересказа.

Слайд 17

Тексты для пересказа

1. «Котенок».У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. 2. «Рыбалка».Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом – окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Слайд 18

4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок (Н.Э. Радлов Книга без слов)

Такое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания картинок с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. Затем ребенок составляет рассказ самостоятельно или с помощью наводящих вопросов.

Слайд 19

Слайд 20

Также для обследования состояния связной речи дошкольников с ОНР можно использовать:

Составление рассказа на основе личного опыта детей; Составление описательного рассказа; Продолжение рассказа по заданному началу; Составление рассказа на заданную тему; И т.д.

Слайд 21

Система формирования навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи

Слайд 22

В.К. Воробьева выделила в системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:I РАЗДЕЛ. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.II РАЗДЕЛ. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.III РАЗДЕЛ. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.IV РАЗДЕЛ.Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Слайд 23

ГА. Золотова указывает, что на этапе формирования ориентировки в смысловой целостности рассказа дети учатся сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с различными вариантами ненормированной речи. На этапе формирования ориентировки в языковых средствах перед детьми ставится задача сравнить два нормативных образца связной речи, в которых об одном и том же рассказывается по-разному.

Слайд 24

Развитие навыка связного говорения (1этап) Для активации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого сообщения могут быть использованы следующие приемы: Игры на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. 2. Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. Игры такого плана способствуют развитию прогностических умений, так необходимых для развития навыков связной речи. 3. Игры на развитие замысла, побуждающие детей с тяжелыми нарушениями речи к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением. 4. Игры в «семантические абсурды» (небылицы) 5. Ассоциативные словесные игры, такие игры направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона. 6. Чтение как прием развития связной речи создает возможность развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т.п.

Слайд 25

Знакомство с правилами строения рассказа (II этап) Определяя приемы знакомства с правилами строения рассказа, Н.И. Жинкин рекомендует на начальном этапе обучения провести совместно с детьми анализ готового образца, т.е. показать им, как устроен рассказ. Этот прием и был выбран в качестве ведущего в процессе формирования представлений о правилах (т.е. закономерностях) смысловой исинтаксической сочетаемости отдельных предложений в единый, логически цельный и связный Рассказ. На этом этапе ставится задача формирования у детей не только представлений, но и определенного знания (компетенции) о вышеуказанных правилах соответственно естественному протеканию процесса создания связного сообщения от замысла к его реализации средствами языка.

Слайд 26

Формирование навыков связной повествовательной речи (III этап) На этом этапе используются рассказы, состоящие из простых предложений, причем их минимальная степень распространенности обеспечивает возможность выделения тех элементов содержания, за счет которых и осуществляется их смысловая связь. Поэтому предварительная адаптация текстов должна заключаться в упрощении структуры предложений, в замене местоимений и синонимов соответствующими существительными. Предпочтительно, чтобы тексты, подобранные для первых занятий, посвященных знакомству с правилами строения рассказа, включали в себя минимальное количество предлогов. Наличие предлога в начальной позиции предложения переакцентирует внимание ребенка на изменение грамматических отношений в нем, и тогда основная задача переместится на второй план. Вначале по данной предметно-подстановочной схеме В.К. Воробьева предлагает организовывать внешние развернутые действия детей по обследованию смысловой структуры конкретного рассказа и выявлению его предметной организации. На основе составленного предметно-графического плана дети учатся находить те элементы, которые выполняют роль смысловых связок между предложениями.

Слайд 27

Тип логопедического занятия по формированию навыков связной повествовательной речи Структура логопедического занятия: I этап. Организационный. II этап. Чтение логопедом рассказа. Логопед предлагает детям в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком! или о чем!) сообщается в нем(рассказ «Лакомка»): Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед. Запах меда шел из малинника. В малиннике стоял улей. Улей охраняли пчелы. Пчелы и покусали нашу кошку Мурку. Теперь Мурка близко не подходит к меду.

Слайд 28

III этап. Сенсорно-словарная работа. После прочтения рассказа детям предлагается из предметных картинок отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе. IV этап занятия. Знакомство детей с предметно-графическим планом. На этом этапе логопедического занятия детям предлагается «записать» рассказ на предложенной странице. Предъявляя графическую схему, необходимо объяснить значение всех ее элементов: «первый квадрат - это первое слово, далее стрелка - это тоже слово, второй квадрат - это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Посчитаем количество предложений в нашем рассказе - их шесть». V этап занятия. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе. На этом этапе логопед должен таким образом построить работу, чтобы дети сами нашли правило смысловой связи предложений. Чтобы сосредоточить внимание детей на стыке двух предложений, целесообразно закрыть экраном все предложения, кроме первых двух. Анализируя предметную канву начальных предложений, они замечают, что в двух соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане это фиксируется двумя одинаковыми картинками.Так дети подводятся к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое - рассказ.

Слайд 29

VI этап занятия. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе. Закрепляя найденное правило, предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые предметные картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определенную цепочку смысловых связей через единство предметных обозначений. В заключение этой части занятия закрепляем первый опыт детей по установлению правил смысловой дружбы предложений в целый рассказ через сравнение с процессом изготовления елочной гирлянды. Логопед: «Помните, дети, как мы с вами делали, гирлянду на новогоднюю елку? Покажите пальчиками, как вы соединяли отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ. VII этап занятия. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему. Этот этап является результирующим, его цель заключается в том, чтобы показать детям «правоту» проведенного анализа.

Слайд 30

Работа по усвоению правил смысловой связи предложений в повествовательном рассказе цепной организации включает не только формирование действий по установлению повторяемости предметных компонентов двух соседних предложений. Очень важно сформировать и действия по преобразованию последовательного ряда высказываний, основными из которых являются действия замены денотатов, разрушающие предметную повторяемость, и действия изъятия и перестановки отдельных горизонтальных элементов в графической программе.

Слайд 31

Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи В качестве регулятора процесса связного говорения в учебную практику вводятся ориентировочные карточки, на которых записан порядок действий по построению связного сообщения различной смысловой структуры, содержание которых дошкольники вспоминают совместно с логопедом перед заданием, а школьники прочитывают пункты ориентировочной карточки. Ориентировочная карточка № 1 План рассказа о событии 1. Какой случай (событие) можно представить, посмотрев на эту страничку? 2. Подумай (посмотри), о ком (или о чем) нужно рассказать. 3. Посчитай, сколько в твоем рассказе получится предложений. Ориентировочная карточка № 2 План рассказа о событии 1. «Нарисуй» (представь себе) предмет, о котором собираешься рассказать. 2. Какие признаки предмета ты увидел? 3. «Потрогай» предмет, каков он? 4. К каким предметам его можно отнести? 5. Зачем нам этот предмет нужен?

Слайд 32

Задание № 1: Придумайте рассказ к этой страничке. Рассказ должен называться: «Как птицы помогают саду». Посмотрите, все предложения в рассказе дружат между собой (схема 19). В этом случае дети вводились в типичную познавательную ситуацию и были подготовлены к составлению простых по содержанию рассказов: Весной ребята построили скворечник. Скворечникповесили на дерево. Вскоре на дереве поселились скворцы. Скворцыоблюбовали наш сад. В садуони собирали жучков и гусениц. Ведь жучки и гусеницывредят листве деревьев. Такого характера упражнения целесообразно предлагать детям старшего дошкольного возраста.

Слайд 33

Задачей данного раздела является обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей. Эта задача ориентирована на младших школьников. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

Посмотреть все слайды

Хорошо развитая связная речь помогает ребенку лучше и качественнее подготовиться к школе, быть успешным в школьном обучении, а также способствует формированию навыков полноценного взаимодействия с окружающими. Поэтому говорить об успешной коммуникации малыша можно в том случае, если он:

  • освоил всю звуковую культуру речи;
  • пополнил свой словарный запас;
  • овладел грамматическим строем речи, ее связанностью при построении высказывания;
  • а также, развил в себе все психические процессы (внимание, память, воображение, мышление и т.д.).

Для овладения речью необходимо включить ее в жизнь и деятельность малыша. Очень полезно и эффективно к каждому режимному моменту иметь небольшое стихотворение. Например, в ванной, умываясь, проговариваем: «Водичка, водичка умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели». Обуваясь на улицу можно повторять: «Башмачок-то, башмачок не сидел на ножке, башмачок-то как волчок бегал по дорожке и т.д.»

Для того чтобы ребенок заговорил родители должны прикладывать усилия и старания. Основной акцент в развитии малыша надо сделать в период от рождения до 3 лет. Благоприятная развивающая среда в этом возрасте - залог овладения полноценной речью, а также идеальная основа для формирования активной и развитой личности. Цель данной презентации состоит не в коррекционной логопедической помощи, а в предупреждении и профилактики речевых нарушений. При нормальном речевом развитии логопедические занятия ребенку не потребуются.

В данной презентации рассмотрены типичные заблуждения о законах речи, а также приведены советы логопеда которые помогут и научат вас весело и с удовольствием развивать речь ваших детей по ходу обычной жизни семьи.


Актуальность В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей




Методы и приемы, применяемые в опыте: художественное слово, художественное слово, сказки, загадки, сказки, загадки, словесные дидактические игры, словесные дидактические игры, моделирование и мнемотехника, моделирование и мнемотехника, элементы ТРИЗ, элементы ТРИЗ, театрализованная деятельность, театрализованная деятельность, универсальная методика работы со сказкой Л.Б. Фесюковой, универсальная методика работы со сказкой Л.Б. Фесюковой,


Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью. Совершенствовать разговорную речь. Совершенствовать разговорную речь. Обогащать словарь. Обогащать словарь. Формировать грамматический строй языка. Формировать грамматический строй языка.




Этапы работы по обучению детей составлению рассказов с помощью моделирования: На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели. На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели. На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели. На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели. На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план


Метод каталога из любого сказочного текста выбираются случайные слова, которые показывает сам ребенок, которые затем становятся опорными для составления определенного сюжета – сказки. из любого сказочного текста выбираются случайные слова, которые показывает сам ребенок, которые затем становятся опорными для составления определенного сюжета – сказки. из данных слов составить сюжет, согласовав их правильно и правильно построив предложения. из данных слов составить сюжет, согласовав их правильно и правильно построив предложения.


Метод модификации сюжета карточки с буквами карточки с буквами дается задание придумать слова на определенный звук дается задание придумать слова на определенный звук затем из данных слов выбираются, наиболее понравившиеся и с их помощью составляем какой-нибудь сюжет затем из данных слов выбираются, наиболее понравившиеся и с их помощью составляем какой-нибудь сюжет (игра Зверь, птица, насекомое, небылица)




Дидактические игры: Цель работы ф формирование и развитие фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи. «Японская печатная машинка» «Испорченный телефон» «Светофор» «Переезжаем на новую квартиру» «Вершки- корешки» «Фрукты- овощи» «Новоселье» Лото «В мире растений» «Летает, а не птица» «Размытое письмо» «Живые слова» «Дополни предложение» «Придумай предложение» «Кто больше заметит небылиц» «Где начало рассказа?» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Какая картинка не нужна?»


Дидактические игры Цель: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок. Цель: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.


«Повтори» «Похоже- непохоже» «Поймай звук» Лото «Назови картинку и найди гласный звук» «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «Назови картинку и найди первый звук» «Замкни цепочку» «Найди на фишке место» «Пройди вокруг и не заблудись» Лото «Паронимы» «Каждому звуку- свою комнату» «Кого позовут в гости» «Разгадай ребус» «Собери шесть» «Кто как голос подаёт» «Эстафета» «Наоборот» «Кто больше знает» «Скажи по- другому» «Подбери слово» «первоклассник» «Кузовок» «Найди лишнюю картинку» «Назови три предмета» «Напишем кукле письмо» «Доскажи словечко» «Кого я вижу, что я вижу» «Прятки» «Объясните, почему…» «Один и много» «Добавь слово» «Распутай слова» «Найди ошибку» «Правильно или нет?» «Отгадай-ка» «Нарисуй сказку» «Фотограф» «Чего на свете не бывает»


Дидактические игры: Цель работы закрепление полученных знаний и навыков детей. «Составь слово» «Разгадай ребус» «Из слогов - предложение «Четвёртый лишний» «Верно ли это?» «Найди лишнее слово» «Подними цифру» «Зачем нам эти вещи» «Составь фразу» «Составь два рассказа» «Поиск пропавших деталей»


Речевые круги Луллия В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.





Развивать фонематические процессы; развивать фонематические процессы; уточнять и активизировать словарный запас; уточнять и активизировать словарный запас; совершенствовать слоговую структуру слова; совершенствовать слоговую структуру слова; автоматизировать звуки речи; автоматизировать звуки речи; формировать структуру предложений; формировать структуру предложений; совершенствовать развитие связной речи. совершенствовать развитие связной речи.


Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико- грамматических категорий и связной речи. Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико- грамматических категорий и связной речи.



Работа с «Речевыми кругами» ведётся: на индивидуальных и подгрупповых занятиях на индивидуальных и подгрупповых занятиях на НОД по развитию речи на НОД по развитию речи игровой деятельности вне НОД игровой деятельности вне НОД в самостоятельной деятельности детей в самостоятельной деятельности детей










Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.


Результат Дети самостоятельно объясняют правила игры; оценивают ответы; высказывание сверстников; начали употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составляют простые рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочиняют концовки к сказкам, пересказывают событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; отгадывают загадки; могут определять место звука в слове; могут подбирать к существительным несколько прилагательных. Дети самостоятельно объясняют правила игры; оценивают ответы; высказывание сверстников; начали употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составляют простые рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочиняют концовки к сказкам, пересказывают событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; отгадывают загадки; могут определять место звука в слове; могут подбирать к существительным несколько прилагательных.



Методика работы со сказкой Л.Б. Фесюковой: знакомство со сказкой носит разносторонний характер знакомство со сказкой носит разносторонний характер научить детей оригинально и творчески преобразовывать ход повествования научить детей оригинально и творчески преобразовывать ход повествования придумывать различные концовки придумывать различные концовки вводить непредвиденные ситуации вводить непредвиденные ситуации смешивать несколько сюжетов в один и т. д. смешивать несколько сюжетов в один и т. д.


Название сказки Название сказки - Нравственный урок. - Нравственный урок. - Воспитание добрых чувств. - Воспитание добрых чувств. - Речевая зарядка. - Речевая зарядка. - Развитие мышления и воображения. - Развитие мышления и воображения. - Сказка и математика. - Сказка и математика. - Сказка и экология. - Сказка и экология. - Сказка развивает руки - Сказка развивает руки



Вывод все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты наблюдений, где прослеживается динамика роста качественных показателей: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты наблюдений, где прослеживается динамика роста качественных показателей:


Результаты: - использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы. - использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы. - система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность. - система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность. - использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения. - использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.


Рекомендации - активно используйте предметную обогащенность среды, а именно пространственно-временную модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров; - активно используйте предметную обогащенность среды, а именно пространственно-временную модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров; - давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации); - давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации); - применяйте вариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки); - применяйте вариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки); - используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство - используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство

1 слайд

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Начальный этап Диалог – разговор между двумя или несколькими собеседниками. Обучение умению отвечать на вопросы (Репродуктивные(кто? Что?), поисковые (где? куда? Откуда?), проблемные Беседа – диалог на определённую тему. По содержанию рассказа По картине

5 слайд

Основной этап Формирование монологической речи: Повествование Описание Рассуждение

6 слайд

Направления работы по формированию монологической речи Обучение пересказу Обучение составлению рассказов по картине по предложенному сюжету по теме - по данному началу

7 слайд

Критерии отбора текста для пересказа Небольшой объём текста Доступность содержания для данного возраста Чёткость композиции Простота сюжета (одна сюжетная линия) Доступность языка Нравственность содержания Художественность текста

8 слайд

Значение пересказа в формировании монологической речи Качественное и количественное обогащение словаря Употребление обобщений в активной речи. Формирование грамматического строя Усвоение структуры связных высказываний Развитие способности к речевому самоконтролю Усвоение художественных приёмов и средств. Активизация познавательных процессов6внимания, памяти, мышления, воображения, представления. Закрепление правильного произношения.

9 слайд

Содержание подготовительной работы Знакомство с материалом, связанным с темой пересказа и его содержанием(логопед) Рассматривание книг, картин, иллюстраций Наблюдение в природе, в жизни Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию пересказа Лексико-грамматические упражненияна материале пересказа Материальное обеспечение Заучивание наизусть потешек, скороговорок, стихов, способствующих пониманию текста.

10 слайд

Обучение пересказу Первичное чтение текста без установки на пересказ Второе чтение текста с установкой на запоминание Беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются) Работа над текстом Рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности Выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста Лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений) Третье чтение произведения (расставление смысловых акцентов, деление текста на части) Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на занятии) Пересказ.

11 слайд

Формы оформления плана пересказа Цитатный план –ключевой, значимые фразы из текста. Вопросительный план – вопросительные предложения, подсказывающий пересказ Повествовательный план –простые повествовательные предложения Назывной план – односоставные назывные предложения Пересказ по плану с опорой (зрительной и вербальной)

12 слайд

Виды зрительных опор для пересказа Иллюстрации Сюжетные серии Набор предметных картинок к тексту Символы и пиктограммы

13 слайд

Виды вербальных опор Деформированный текст Подсказка первой фразы Опорные слова Опорные фразы

14 слайд

Виды пересказа Коллективный с с обсуждением вариантов фраз Выборочный –пересказ фрагментов По цепочке С элементами драматизации С изменением повествующего лица

15 слайд

По характеру литературного жанра рассказы бывают Описательные Повествовательные Рассуждения (в дошкольном возрасте не используются)

16 слайд

Рассказы по восприятию Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок Повествовательные рассказы по сюжетной картине Описательные рассказы по предметной картинке или предмету Рассказы по представлению Рассказы по воображению

Cлайд 1

Формирование связной речи детей через познавательно-речевую деятельность Учитель-логопед: Микова Л.Н.

Cлайд 2

Из всех...знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. В.И. Чернышев

Cлайд 3

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Язык – средство общения и познания.

Cлайд 4

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира.

Cлайд 5

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Начальный этап Диалог – разговор между двумя или несколькими собеседниками. Обучение умению отвечать на вопросы (Репродуктивные(кто? Что?), поисковые (где? куда? Откуда?), проблемные Беседа – диалог на определённую тему. По содержанию рассказа По картине

Cлайд 9

Основной этап Формирование монологической речи: Повествование Описание Рассуждение

Cлайд 10

Направления работы по формированию монологической речи Обучение пересказу Обучение составлению рассказов по картине по предложенному сюжету по теме - по данному началу

Cлайд 11

Критерии отбора текста для пересказа Небольшой объём текста Доступность содержания для данного возраста Чёткость композиции Простота сюжета (одна сюжетная линия) Доступность языка Нравственность содержания Художественность текста

Cлайд 12

Значение пересказа в формировании монологической речи Качественное и количественное обогащение словаря Употребление обобщений в активной речи. Формирование грамматического строя Усвоение структуры связных высказываний Развитие способности к речевому самоконтролю Усвоение художественных приёмов и средств. Активизация познавательных процессов внимания, памяти, мышления, воображения, представления. Закрепление правильного произношения.

Cлайд 13

Содержание подготовительной работы Знакомство с материалом, связанным с темой пересказа и его содержанием Рассматривание книг, картин, иллюстраций Наблюдение в природе, в жизни Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию пересказа Лексико-грамматические упражнения на материале пересказа Материальное обеспечение Заучивание наизусть потешек, скороговорок, стихов, способствующих пониманию текста.

Cлайд 14

Обучение пересказу Первичное чтение текста без установки на пересказ Второе чтение текста с установкой на запоминание Беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются) Работа над текстом Рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности Выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста Лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений) Третье чтение произведения (расставление смысловых акцентов, деление текста на части) Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на занятии) Пересказ.

Cлайд 15

Формы оформления плана пересказа Цитатный план –ключевой, значимые фразы из текста. Вопросительный план – вопросительные предложения, подсказывающий пересказ Повествовательный план –простые повествовательные предложения Назывной план – односоставные назывные предложения Пересказ по плану с опорой (зрительной и вербальной)

Cлайд 16

Виды зрительных опор для пересказа Иллюстрации Сюжетные серии Набор предметных картинок к тексту Символы и пиктограммы

Cлайд 17

Виды вербальных опор Деформированный текст Подсказка первой фразы Опорные слова Опорные фразы

Cлайд 18

Виды пересказа Коллективный с с обсуждением вариантов фраз Выборочный –пересказ фрагментов По цепочке С элементами драматизации С изменением повествующего лица

Cлайд 19

По характеру литературного жанра рассказы бывают Описательные Повествовательные Рассуждения (в дошкольном возрасте не используются)

Cлайд 20

Рассказы по восприятию Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок Повествовательные рассказы по сюжетной картине Описательные рассказы по предметной картинке или предмету Рассказы по представлению Рассказы по воображению

Cлайд 21

Рассказы по представлению Носят произвольный характер Имеют менее чёткую композицию Зависят от объёма знаний ребёнка Темы взяты из жизни детей

Cлайд 22

Рассказы по воображению Требуют развития воображения Требуют образного мышления Требуют моделирования сюжета и композиции Могут различаться по степени сложности: -придумывание конца рассказа - составление рассказа по аналогии - составление рассказа по готовому сюжету - составление рассказа на заданную тему