Предсмертная записка с подлодки «Курск. Предсмертная записка с подлодки «Курск Уважаемый Виктор Степанович

Курск атомная подводная лодка, затонувшая 12 августа 2000г. Была самой современной подводной лодкой Российского Флота.Огромная, по своей длине с футбольный стадион, по высоте с 7- этажное здание снабжена ракетами, каждая из которых в 40 раз мощнее бомбы Хиросимы.

Курск на небольшой глубине для субмарин такого типа, которые проводят боевые ученья, затонул так неглубоко что его можно видеть с поверхности.

Чтобы хорошо понять, нужно представить Курск в вертикальном положении, его задняя часть бы выступала на 50 метров над уровням моря, и люк аварийно- спасательного шлюза оказался бы над водой.

Не смотря на все это, Российский флот официально заявляет, что ему понадобится 30 часов, чтобы найти Курск.

Только 2 дня спустя, в понедельник вечером, по телевиденью объявляют о происшествии: В воскресение 13 августа, Курск затонул со всем экипажем. Факс, отравленный в СМИ, подписанный пресс-службой ВМФ начинается со лжи: «Курск лег на грунт в воскресение 13-го, произошли технические неполадки, ядерного оружия на борту нет».

Адмирал Георгий Костев: Атомные лодки на грунт не ложатся, это должно быть что-то серьезное, и все подводники это знают.

Норвежские и английские водолазы открыли люк за 25 минут! Тогда как Российские утверждали, что это невозможно. Они констатируют своей камерой, что Курск полностью затоплен водой. И все подводники мертвы. К сожалению, когда стало возможно использовать LR-5 , было уже поздно.

Там были обнаружены записки, две из них это записка Колесникова и записка Садиленко. Из этих записок было известно, что после взрыва подводники в 7 и 8 отсеках оставались там живыми какое-то время (2,5 дня) в записке было написано: нас убили. Только часть той записки показали СМИ. Другие страницы засекречены.

Журналистам газеты "Жизнь" удалось получить сведения от судмедэксперта Игоря Грязнова. Он утверждает, что в карманах Дмитрия Колесникова была найдена ещё одна записка, написанная через 3 дня после аварии. Она написана для главнокомандующих и содержит информацию о гибели Курска. Судмедэксперт утверждал, что вице-адмирал Моцак настойчиво просил об этом молчать. Содержание этого письма так никогда и не будет опубликовано. Эти открытия ещё раз подтверждают, что власти намеренно отставили экипаж Курска погибать.

Все тела моряков были извлечены из Курска и вскрыты. Устинов хочет минимизировать ответственность Путина, который не предпринял ни каких действий для спасения моряков. Устинов утверждает, что взрыв и пожар на борту погубили большую часть экипажа. Но из 118 моряков всего 3 тела, которые находились в торпедном отсеке, не могут быть опознаны, доказывая что только они мгновенно погибли.

"В начале выпуска о чрезвычайном происшествии в Баренцевом море. При проведении учений в установленное время не вышла на связь многоцелевая атомная подводная лодка "Курск", находившаяся в море в районе учений…"

С подобных сообщений в понедельник 14 августа двухтысячного года начинались все новостные выпуски российских телеканалов. Уже в течение двух суток атомный подводный ракетоносец "Курск" лежал на дне Баренцева моря в 175 километрах от Мурманска. Потом потребовалось еще 9 дней, чтобы руководство Северного флота огласило официальную версию случившегося: в кормовой части подлодки произошел взрыв экспериментальной перекисно-водородной торпеды проекта 65-76. Сейчас хорошо известно, что один из членов экипажа за неделю до выхода корабля в море написал родственникам: "У нас на борту находится смерть". 12 августа двухтысячного года смерть получила чудовищное воплощение. Незадолго до полудня во время учений в Баренцевом море лодка поднялась на перископную глубину, чтобы произвести торпедный залп по целям условного противника. В 11 часов 28 минут норвежская сейсмическая станция зафиксировала первый взрыв, мощность которого составила от 150 до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте. С этого момента начался отсчет трагедии, название которой "Курск".

В начале августа 2000-го в Баренцевом море идут учения. 20 июля на борт загружена практическая пероксидная торпеда 65-76 ПВ. 12 августа за час до полудня через район стрельб «Курска» идет условный противник — «авианосная группа» во главе с атомным крейсером "Петр Великий" по которому К-141 в промежутке 11:40—13:40 должен выпустить практическую торпеду.

В 11:28:26 акустики флагмана Северного флота фиксируют первый взрыв, в 11:30:42 — второй.

Он для норвежских сейсмических станций — небольшое землетрясение. Между взрывами с дифферентом на нос в 40 градусов «Курск» опускается на дно. Глубина в 108 метров для крейсера длиной 154 — смешная. Если поставить его вертикально, треть корпуса будет возвышаться над водой.

В 13:50 в вахтенном журнале на командном пункте Северного флота появляется запись: «В 13:50 начать действовать по худшему сценарию», но лишь спустя 10 часов объявляют боевую тревогу. В 4:38 «Петр Великий» обнаруживает «Курск». Только в 8:33 — спустя почти сутки после аварии — вылетает поисковый самолет. Водолазы раз за разом спускаются на дно — безрезультатно. Крейсер лежит с креном на правый борт, и герметично пристыковаться к комингс-площадке невозможно. За люком 9-го отсека остаются живые люди. Как минимум до 11 утра 14 августа акустики надводных кораблей фиксируют отстукиваемый SOS. Через неделю все-таки попросят помощи у норвежцев. Когда через 30 часов они вскроют люк 9-го отсека, внутри будет вода. Никаких воздушных пузырей, на которые так надеялись родственники.

Версий случившегося будет много. Согласно официальной, первый взрыв — практической торпеды, пришедшей в негодность (из неофициальных версий — экипаж не умел обращаться с ней). Из-за взрыва затапливается водой первый — торпедный — отсек, и лодка опускается на грунт. При столкновении с дном (еще по одной версии — из-за пожара) детонирует весь боекомплект торпед, мгновенно убивая 95 человек — замкнутое пространство лодки становится крематорием с 500-градусной температурой.

Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников и еще 22 человека в воде и без света перемещаются в кормовой 9-й отсек. 27-летний офицер пишет знаменитую записку, благодаря которой становятся известны имена погибших не в результате взрыва и последняя временная отметка: 15:15 (12 августа).

Среди версий гибели «Курска» — атака американскими подлодками «Мемфис» или «Толедо», наблюдавшими за испытаниями торпеды-ракеты «Шквал»: услышав открытие торпедного аппарата К-141 , американец решил, что собираются атаковать его, и сделал это первым (дескать, в условиях потепления отношений с США руководство России решило пожертвовать жизнями 118 человек и не устраивать третью мировую). Из фактов: российские масс-медиа будут снимать исключительно левый борт уже поднятого «Курска». Круглое отверстие с вогнутыми краями на правом борту останется только в кадрах французских документалистов — про торпеду MK48 вспомнят сразу. Вариант этой теории заговора — взрыв российской торпеды 65-76 ПВ из-за контакта с носовыми рулями «Толедо» — то ли случайного, то ли целенаправленного. Была версия и «дружественного огня»: ПКР, вышедшая с «Петра Великого», попала в «Курск».

Год спустя вся страна знает, что такое GIANT 4 (баржа, которая будет транспортировать поднятый крейсер), сколько технологических отверстий будет прорезано в корпусе (26) и зачем огромной пилой под водой отрезают первый отсек (чтобы обезопасить от детонации). «Курск» поднимают голландцы, но кажется, что всем миром.

Президенту Путину будут долго припоминать ухмылку, фразу «она утонула» в интервью Ларри Кингу и то, что отпуск в Сочи он прервал лишь через 5 дней. Путин скажет открытым текстом: «Военных обвинять я бы не стал», хотя было очевидно, что официальные версии о произошедшем с подлодкой менялись одна за другой. Встреча президента с родственниками погибших в Видяево без телекамер, в сердцах сказанное им «нет в стране ни шиша» и признание «на вопросы за мои сто дней я готов ответить, а за те 15 лет я готов сесть с вами на скамейку и задавать их другим» в массовом сознании такого же распространения не получат.

Путин не побоялся приехать к беснующимся людям: «Ну и самоубийца… мы же его на куски порвем», — с таким настроением встречали президента. Страна смотрит на квартиру вдовы командира новейшего атомного крейсера и не верит: на стенах тускло освещенного подъезда облупившаяся краска — в таких подъездах Россия в начале 2000-х и живет. Кортеж президента, едущего в Видяево, возглавляет милицейская пятерка — никаких «черных меринов». ОРТ, принадлежащее Борису Березовскому, который перешел в оппозицию президенту, показывает это все.

Реакция масс-медиа отнюдь не единодушна. «Красная Звезда» 15 августа пишет: «С подводной лодкой установлена связь, имеется контакт с личным составом» (позже — до появления записки Колесникова — официальные лица в один голос будут утверждать: «экипаж погиб в первые часы после аварии»). Синхрон корреспондента НТВ 16 августа: «Иностранная помощь принята Россией только спустя трое суток после того, как ее предложили несколько стран». 17 августа «Известия» подробно описывают сочинский загар президента. В репортаже полный цинизма риторический вопрос: «Рассказывают, Путин сильно переживал — командира „Курска“ он знает (или уже знал?) лично». Первая полоса МК от 21 августа: фото президента Путина на отдыхе в Сочи, министра обороны Сергеева, играющего на бильярде, и главкома ВМФ Куроедова с подписью «Они не тонут».

Адмирал Попов в прямом эфире снимет пилотку и попросит прощения «за то, что не уберег ваших мужиков». В 2001 году покинет пост командующего СФ и станет членом Совфеда. Адмирал флота Владимир Куроедов будет командовать ВМФ до 2005 года. Маршал Сергеев в марте 2001 года подаст в отставку и три года проработает помощником президента. Президент Владимир Путин успешно изберется еще на два срока с перерывом на кресло в Белом доме. Из 118 тел погибших на «Курске» будут опознаны 115.

32 моряка-подводника похоронены в Санкт-Петербурге, на кладбище имени святого Серафима Саровского.

1.

в Мурманске, на смотровой площадке у храма Спаса на Водах

26 августа 2000 года был подписан Указ президента России об увековечении памяти его экипажа. 11 сентября 2000 года одна из горных вершин Центрального Кавказского хребта была названа «Курском» - в честь погибших членов экипажа подводной лодки «Курск».

На гранитном памятнике выгравированы слова: "Не отчаивайтесь!" Они взяты из письма лейтенанта Дмитрия Колесникова, который он написал их в задраенном 9 отсеке затонувшей подводной лодки. там в течение 10 долгих дней ждали помощи 23 спасшихся подводника.

"КУРСК". Письма из бездны...

Кто о смерти скажет нам пару честных слов,
Жаль нет черных ящиков у павших моряков -
Карандаш ломается, холодно, темно,
Капитан Колесников пишет нам письмо.

Нас осталось несколько на холодном дне -
Три отсека взорваны, два еще в огне,
Знаю нет спасения, но, если веришь, жди,
Ты найдешь письмо мое на своей груди.

Курск могилой рваною дернулся, застыл,
На прощание разрубив канаты рваных жил.
Над водою пасмурно, чайки, корабли,
На земле подлодка спит, но как далёко до земли.

После о случившемся долго будут врать,
Расскажет ли комиссия как трудно умирать,
Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо...
Капитан Колесников пишет нам письмо.

Ю. Шевчук

Мистика?

В 1995 г АПЛ "КУРСК" вошла в состав Северного флота России.

Так выглядел знак на спуск АПЛ. Вглядитесь внимательно в детали знака.
Герб города Курска, на фоне которого,- три летящие вверх куропатки...
Безобидные птахи, ну и что? Тем паче - герб, подшефного лодке, города...
Но, у моряков всего мира, издревле, свои традиции,законы и приметы...
М и с т и к а... Но на морском языке, улетающие в небеса птицы, это души
погибших моряков. А ведь такой герб красовался на рубке подлодки...
В центре знака,как и положено, развевается Андреевский флаг... а по бокам-
приспущенный флаг России... А ведь это только 1994 год...

https://defendingrussia.ru/a/podlodka_k_141_kursk-3457/

http://www.svoboda.org/a/24674230.html

”Кто о смерти, скажет нам пару честных слов,
Жаль, нет черных ящиков у павших моряков

Карандаш ломается, холодно, темно
Капитан Колесников пишет нам письмо
Нас осталось несколько на холодном дне,
Три отсека взорваны, да три еще в огне,

Знаю, нет спасения, но если веришь ты
Ты найдешь письмо мое на своей груди,
Чтоб взлететь на небеса выпал этот акт,
До свиданья милая мы приняли парад

Помнишь нашу лестницу солнце, эскимо
Капитан Колесников пишет ее письмо
Курск могилой рваною дернулся за взрыв
На прощанье разрубил канаты рваных жил

Над водою пасмурно чайки, корабли
На земле подлодка спит, но так далеко до земли
Позже о случившемся долго будут врать
Расскажет ли комиссия как трудно умирать.

Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо,
Капитан Колесников пишет нам письмо”

Ю.Ю. Шевчук (ДДТ)

В прессе появляется содержание записки капитан-лейтенанта Колесникова. Как следует из отчёта водолазных работ, ведущегося нашими водолазами, 25 октября в нём есть такая запись: « При проведении осмотра у одного из неопознанных трупов были обнаружены два листа бумаги формата А-4». Эти листы были, вероятно, вырваны из какого-то журнала, потому что на них были исполненные типографским шрифтом таблицы под заголовком «Раздел 4. Замечания проверяющих», а в правом верхнем углу лицевой стороны исполненные от руки ручкой синего цвета записи нумерации: «67» и «69» соответственно. Так принято на лодках, что все листы эксплуатационных, вахтенных журналов, и не только секретных, пронумерованы подобным образом, прошнурованы и скреплены корабельной печатью для пакетов.
На лицевой стороне листа с №66 есть рукописный текст, следующего содержания:
«Список л/с 6,7,8,9 отс., находящихся в 9-м отсеке после аварии 12.08.2000г.» И ниже этой записи идёт пронумерованный с 1 по 23 перечень фамилий. Начинается он со строки: «1, 5-6-31 - Майнагашев» и заканчивается строкой: «23. 5-88-21 - Неустроев». Справа от фамилий имеется два столбца. В первом сверху написано 13.34, и затем напротив каждой фамилии проставлен знак «+». Во втором столбце сверху не удалось разобрать время, нет и плюсов напротив фамилий, только напротив фамилий: Кубиков, Кузнецов, Аникеев, Козадёров, матрос Борисов и мичман Борисов, Неустроев имеется знак в виде галочки. Ниже перечня фамилий запись: «13.58 (стрелка вверх) Р 7 отс». Больше на этом листе под номером 66 записей нет.
На оборотной стороне листа под №69 имеется запись следующего содержания:
«13.15. Весь личный состав из 6, 7 и 8 отсеков перешел в 9. Нас здесь 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием угарного газа. Давление повышается. Кончаются регенаративные патроны. При выходе на поверхность не выдержим декомпрессии. Не хватает ремней на индивидуальных дыхательных аппаратах. Отсутствуют карабины на стопорах. Протянем ещё не более суток».
Потом ещё одна запись: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».
Удалось установить по данному списку, кто был в 9-м отсеке:
1. Главный старшина контрактной службы Майнагашев В.В., 6-й отсек.
2. Матрос Коркин А.А., 6 отсек.
3. Капитан-лейтенант Аряпов Р.Р., 6 отсек.
4. Мичман Ишмурадов Ф.М., 7 отсек.
5. Матрос Налётов И.Е., 7 отсек.
6. Старшина 2 статьи контрактной службы Садовой В.С., 7 отсек.
7. Матрос Сидюхин В.Ю., 7 отсек.
8. Матрос Некрасов А.Н., 7 отсек.
9. Матрос Мартынов Р.В., 7 отсек.
10. Старшина 2 статьи контрактной службы Геслер Р.А., 8 отсек.
11. Матрос Кубиков Р.В., 8 отсек.
12. Старший мичман Кузнецов В.В., 8 отсек.
13. Старшина 2 статьи контрактной службы Аникеев Р.В., 8 отсек.
14. Старший мичман Козадёров В.В., 8 отсек.
15. Матрос Борисов Ю.А., 8 отсек.
16. Старший мичман Борисов А.М., 8 отсек.
17. Капитан-лейтенант Колесников Д.Р., 7 отсек.
18. Капитан-лейтенант Садиленко С.В., 8 отсек.
19. Старший лейтенант Бражкин А.В., 9 отсек.
20. Мичман Бочков М.А., 9 отсек.
21. Старшина 2 статьи контрактной службы Леонов Д.А., 9 отсек.
22. Старшина 1 статьи контрактной службы Зубайдулин Р.Р., 7 отсек.
23. Главный корабельный старшина контрактной службы Неустроев А.В., 8 отсек.
Но этот список не был опубликован.
Записка стала объектом пристального интереса. Сообщения о «новых» и «ранее неизвестных» частях записки будоражили публику, подогревая праздный, в общем-то, интерес к этому аспекту трагедии. Праздный, потому что сразу было понятно: человеку, находящемуся в 9-м, наиболее удаленном от места аварии отсеке лодки, не может быть ничего известно о причине аварии. Максимум, что можно понять, находясь там, что произошло несколько взрывов.
Записка не содержит фактов, которые «открывали бы тайну» произошедшего на «Курске». То, что она не публикуется, вызвано двумя понятными причинами.
Во-первых, она находится в материалах следствия, разглашение которых незаконно.
Во-вторых, записка, как это и было сказано главкомом ВМФ с самого начала, на встрече с жёнами моряков в Видяево, помимо того, что говорит о количестве личного состава в отсеке, носит ещё и сугубо личный характер, так как в ней есть слова, обращённые к жене, и с этой точки зрения ее обнародование - из каких бы то ни было соображений - являлось бы безнравственным. Родственники подводников и без того являются объектом ажиотажного интереса. Итак, записка не содержит никаких тайн - это сугубо частный документ, письмо жене, письмо исключительно личного характера.
Через 9 месяцев, 16 июля 2001 года, перед этапом подготовки «Курска» к подъёму, главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов, рассказал, про эту записку: «Опять же записка, она ведь опубликована практически полностью. Там нет ни одного слова упущенного. Поверьте мне, пожалуйста, вы увидите это, когда действительно будет возможность в этом убедиться, может быть, фотография ее будет опубликована или еще что-то. Ни одного слова не упущено из нее. То, что в этой записке прозвучало, - это та информация, которая касается всех. А дальше личное, для жены. Это буквально одна строка. Она действительно сугубо личного характера, в ней нет никакой информации, позволяющей о чем-то судить, о каких-то причинах или о том, что там творилось в лодке, там вообще ничего такого нет. В той части, в которой она прозвучала, это повлияло очень серьезно на характер водолазных работ. Стало ясно, что ребята были сконцентрированы в 9 отсеке, а значит, нечего искать в других отсеках, значит, не надо больше в другие отсеки лезть, резать, а это достаточно большая работа. Записка Колесникова, она не просто сузила, она серьезно облегчила работу. Мы бы изрезали всю лодку, а тут мы сконцентрировались на 9 отсеке, и, в общем-то, стало ясно, что если стоит задача - подъем тел, то в другие отсеки лезть нечего».
Спустя год после гибли «Курска» промощника Президента РФ Сергея Ястржембского спросили: «Когда будет полностью опубликована записка Колесникова?» Он ответил: «Сроки опубликования записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова определяются следственными органами. Только Главная Военная Прокуратура определит этот срок».
Жена Дмитрия Колесникова, Ольга, свадьбу с которой они сыграли за 4 месяца до гибели «Курска», так говорила про эту записку: «Записку я видела, но мне её не отдали. Отдали ксерокопию того, что было посвящено мне, это его завещание мне. Записку не отдали потому, что на обратной стороне её были записаны фамилии 22 человек, которые были с ним в отсеке. Не дали потому, что не всех их подняли, и не хотели разглашать для родственников, кто ещё был в отсеке. Мне сказали, что записку я получу тогда, когда будет закрыто уголовное дело. Но правду мы никогда не узнаем, так как дело будет бессмертным».
Ещё она рассказала, что они часто подкладывали друг другу короткие записки, которые потом невольно попадались им в различных неожиданных ситуациях. Например, она могла положить ему в носок бумажку со словами: «Я тебя люблю!». Он мог в ванной написать тоже самое, или в сахарницу положить записку. За несколько дней до гибели он написал ей четверостишие. Она говорит, что в это время они были слишком счастливы, и он не мог написать такие слова, но почему-то написал их. Вот они:
А когда час придёт умирать,
Хотя мысли такие гоню,
Мне придётся тогда прошептать:
«Родная, тебя я люблю!»
Кратко промелькнула в кадре в её руках копия записки, было видно, что в ней список личного состава, оказавшегося в отсеке, и даже напротив каждой фамилии стоит знак +, так обычно у военных отмечают присутствие людей при их перекличке. Рядом были ещё сделаны столбцы для дальнейших перекличек. Но она, эта поверка в 9 отсеке оказалась для всех последней.
А содержание записки жене стало известно, она сама потом показывала её копию, на которой можно было прочесть: «Олечка, я тебя люблю, не переживай сильно.
Г.В. привет. Моим привет. (Подпись в виде нечитаемого росчерка).

P.S. Есть фильм «Добровольцы», где подводник, роль которого исполнил Леонид Быков, в подводной лодке, затонувшей во время войны, задыхавшийся от недостатка кислорода, пишет свою предсмертную записку девушке, которую любил, но которая об этом не знала.

А это было написано Владимиром Высоцким за 30-ть лет до гибели Курска…

Уходим под воду в нейтральной воде,
Мы можем по году плевать на погоду,
А если накроют, локаторы взвоют
О нашей беде.
Спасите наши души,
Мы бредим от удушья,
Услышьте нас на суше,
Наш SOS всё глуше, глуше,
И рвутся аорты, но наверх не сметь,
Там слева по борту, там справа по борту,
Там прямо по ходу мешает проходу
Рогатая смерть.
Спасите наши души,
Мы бредим от удушья,
Спасите наши души, спешите к нам.
Услышьте нас на суше,
Наш SOS всё глуше, глуше,
И ужас режет души напополам.
Но здесь мы на воле, ведь это наш мир,
Свихнулись мы что ли
Всплывать в минном поле,
А ну, без истерик, мы врежемся в берег, -
Сказал командир.
Спасите наши души,
Мы бредим от удушья,
Спасите наши души, спешите к нам.
Услышьте нас на суше,
Наш SOS всё глуше, глуше,
И ужас режет души напополам.
Всплывём на рассвете, приказ есть приказ,
А гибнуть во цвете уж лучше при свете,
Наш путь не отмечен, нам нечем, нам нечем,
Но помните нас.
Спасите наши души,
Мы бредим от удушья,
Спасите наши души, спешите к нам.
Услышьте нас на суше,
Наш SOS всё глуше, глуше,
И ужас режет души напополам.
Вот вышли наверх мы, но выхода нет,
Вот полный, на верфи натянуты нервы,
Конец всем печалям концам и началам,
Мы рвёмся к причалам заместо торпед.
Спасите наши души,
Мы бредим от удушья,
Спасите наши души, спешите к нам.
Услышьте нас на суше,
Наш SOS всё глуше, глуше,
И ужас режет души напополам.
Спасите наши души, спасите наши души.
Спасите наши души, спасите наши души…

На вопрос о том, что случилось с подводной лодкой "Курск", президент России Путин, мягко улыбнувшись, ответил: "Она утонула".

Оказывается, она "просто" утонула.



И вместе с ней "просто" утонули члены её экипажа. Которые многие часы, умирая, стучали по стенам своего корабля и были уверены до последнего вздоха, что Родина, правительство и президент придут на помощь своим верным сынам, несущим государственную службу. Они ошибались...
Родина, правительство и президент не спешили к ним на помощь. Они консолидировано отдыхали в Сочи и им было сильно недосуг, да и отдых прерывать было неохота..
Поэтому Курск утонул.
Вглядимся в глаза и лица погибших моряков. Мы все перед ними в долгу.

















Вечная память погибшим мученикам.
А нам по-прежнему пишет письмо Капитан Колесников.

12 августа 2000 года на атомоходе «Курск» произошли два взрыва. Трагедия, взволновавшая тогда каждого, спустя 15 лет начинает забываться. Историю гибели экипажа все сложнее отделить от домыслов и лжи.

Была ли преступная халатность?

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд — второй — более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой — кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей — данные о технических дефектах подлодки, с четвертой — противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа — все это породило слухи о некомпетентности руководителей.

Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих — всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки — «Винтик».

До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.

В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.

Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные — в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта — вторая по счету — записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.

А дальше в записке было ставшее знаменитым — завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И — какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней — личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало — только копию.

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.

Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но — главное — даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.