Речевой материал для дифференцировки звуков л в. Автоматизация звуки л, ль, р, рь


76

Дифференциация звуков Ль - Рь


Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.

Ученица-озорница получила единицу.

Проворонила ворона воронёнка.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Радуга-коромысло полукругом повисло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.

Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы - домой.

Вол в огород завёл меня.

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

Шла с базара кошка.

У кошки лукошко.

Утром спозаранку

Купил баран баранки.

Надел баранки на рога,

Понес барашкам на луга!

Пошёл спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзину Назар.

Метлу взяла

И двор подмела.

Е. Благинина

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.

Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.

Забыл Панкрат

Дома домкрат,

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ

1. Произнеси звуки Ль - Рь.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - само­лётик, Рь - легковая машина.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.

ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё

рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля

3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.

аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль

уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль

иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель

ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль

яль - ярь ярь - яль

4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.

али - ари але - аре алё - арё алю - арю

оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю

ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю

ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю

или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри

кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре

клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё

клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю

кля - кря фля - фря гля - гря для - дря

6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.

Лёва - рёва лис - рис лиф - риф

лечь - речь лепка - репка лейка - рейка

7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.

шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг

Дифференциация сонорных звуков

А часы стоят на месте.

В. Орлов

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды, Напои сады.

В. Суслов

Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.

Е. Александрова

Совята

Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

С. Маршак

У реки, у реки,

Поют песни кулики.

A. Хмелева

Потешка

Поехали,поехали

За грибами,

За орехами...

Приехали, приехали

С грибами,

С орехами.

Произв. народн. творчества

Считалка

Эники-беники

Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –

Я ботинки принесу.

И. Кузьмин

У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

И. Демьянов

Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

B. Степанов

84 Дифференциация сонорных звуков

Марина варит малину, На кошке сапожки,

А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.

У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,

Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.

Е. Крутий А. Хмелёва

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль - Рь.
Перескажи рассказы.

Как меня называли

Б. Житков

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:


  • Смотри, уже девять часов. А я говорю:

  • Почему? Мне скажут:

  • Иди спать!
А я опять говорю:

  • Почему? Мне говорят:

  • Потому что поздно.

  • А почему поздно?

  • Потому что девять часов.
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так назы­вали, а по-настоящему меня зовут Алёшей.

Букварь

А. Хмелёва

Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.

16. Повтори скороговорки.

Суп надо сварить, У маленькой Сани

Дерево надо свалить. Перевернулись сани.

А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,

В скрюченном домишке Валеньке - варежки,

Жили летом и зимой Саньке - санки,

Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.

Введение 3

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Л 4

Автоматизация звука ЛЬ..13

Автоматизация звука Р 21

Автоматизация звука РЬ 30

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35

Дифференциация звуков Р -РЬ 48

Дифференциация звуков Л - Р 58

Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77


49

жар - жарь хор - хорь бур - нет бурь

9. Повтори слова со звуками Р - Рь в одном слове.

рекорд рёбра гримёр природа

коридор вратарь проверь прекрасный

серебро примеры тренер тренировка


пример примерка примерный крекер

крейсер проверять оранжерея коридоры

10. Повтори словосочетания.

хитрый хорёк деревянная веранда крутой берег

крупная редька мокрая тряпка кривая тропинка

чёрный ворон огромный гриб деревянная горка

крутой берег открытая дверь деревянная рама

твердый орех дырявый рукав упрямый баран

громкий крик ароматное варенье яркий фонарь

бархатный берет деревенский пруд варёные раки

кривой рог рогатая бурёнка деревянная рама

первый ряд ремонтные работы кедровые орехи

пёстрая курица шерстяные варежки бирюзовая краска

ржавая решётка стройная берёзка жареный карась

быстрый зверь старый ремень горная речушка

горячие пироги морской прибой нарядный шарф

ручной зверёк русские богатыри дружный отряд

красный перец хорошая привычка крепкая дружба

жареная рыба варёная картошка мудрый старик

широкие брюки острая бритва жирная треска

стройное дерево расписная матрёшка прочная верёвка

рисовая пудра прозрачный янтарь трескучий мороз

речной паром резиновая игрушка перьевая ручка

речная рыба деревянная трость гречневая крупа

берёзовая роща деревянный забор дружные ребята

проросший рис запертая Дверь быстрая река

огромная очередь старинные кружева резной трон


ржавая скрепка русская речь срочный ремонт

острый крючок грушевое варенье прекрасная роза

11. Повтори предложения.

Четыре слова. Доярка кормит Бурёнку травой. Боря кормит воробьев зерном. Рита стирает сарафан. Си­рень расцветёт весной. Ребята остерегаются крапивы. Егор и Ирина - друзья. Красные розы подарю Марине. Римма варит грушевое варенье. Нас угощают горячи­ми пирогами. Сережа топором рубит дрова. У ворона чёрные перья. Гриша строит Шарику конуру. Сестра играет на скрипке. Роману нравится абрикосовое ва­ренье.

Пять слов. Во дворе ребята играют в прятки. На рисун­ке Ромы красногрудые снегири. На грядках сажают семена гороха. Рабочие украшают сцену розовыми шариками. Пароход вовремя прибудет на пристань. С крутой горы бегут ручьи. Верба растёт на речных бере­гах. Сестра читает сказку «Курочка Ряба». Куст сире­ни растёт во дворе. На речной пристани много народа. Мама вяжет Роме варежки крючком. У Гриши в ведре раки. Подруги варят варенье из брусники. На конверте три разноцветные марки. Кота Мурзика угощают реч­ной рыбкой. Воробей понёс в гнездо чёрное перышко. Вечером рыбак принёс пескарей и ершей. Ворона стро­ит гнездо на кудрявой берёзе. В картонной коробке ка­рандаши и скрепки. Красногрудые снегири сидят на ветках рябины.

Шесть слов. По широкой дороге едут три грузовика. На огороде растёт репа и редька.

Семь слов. Рабочий грузит в грузовик редис и редьку. В бору много рыжиков, подберёзовиков и боровиков. Ря­бинки и берёзки растут на берегу озера. Воробьи ран­ним утром чирикают в нашем дворе. Ребята несут в руках астры и ромашки. Ренат принёс в корзине круп­ные красные помидоры. На берегу реки ребята строят песочный город. В жаркий день в сквере много ребят.

Дифференциация звуков Р - Ръ р_£

Ребята сидят на бревне и играют на гитаре. Ранним ут­ром рыбаки идут на речной берег.

12. Повтори пословицы и поговорки.

Берись дружно - не будет грузно. Утро вечера мудренее. Грамоте учиться - всегда пригодится. Нет друга - ищи, а найдёшь - береги. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Разговорами кашу не сва­ришь. Рыба в реке - не в руке. Рыбка хороша, да бережок крут. Не мудри без меры - перемудришь. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Терпенье и труд - все перетрут. Правда, как ни прячь, - наружу выйдет.

13. Повтори и отгадай загадки.

Кто четыре раза в год переодевается? (Земля) Кого один раз в год наряжают? (Ёлка) Рыба в море, хвост на заборе. (Ковш) Накормишь - живёт, напоишь - умрёт. (Огонь) На деревьях живет и орешки грызет. (Белка) Один костёр весь свет согревает. (Солнце) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо) Кто без брёвен через реки мосты строит? (Мороз) Два братца через дорожку живут, друг друга не видят. (Глаза)

Сестра к брату в гости идёт, он от неё прячется. (Солнце и месяц)

Два братца спереди бегут, да два братца их догоняют. (Ко­леса)

Она хранит мой сон.

(Дверь)

Я в деревне на дворе Просыпаюсь на заре. «Ку-ка-ре-ку» я кричу, Разбудить ребят хочу. (Петух)

Я румяную матрешку От подруг не оторву. Подожду, пока матрешка Упадет сама в траву. (Груша)

У черепашонка костяная рубашонка. В. Орлов

Дифференциация сонорных звуков

Дифференциация звуков Р - Рь

Добрый ветер, Ветровей, Ты густой туман развей. И. Токмакова

У норы добычи ждет, Притаившись, серый кот. А. Грачев

На дворе снежок идет, Скоро праздник Новый год! Е. Благинина

Наши уточки с утра -Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га! Произв. народы, творч.

Песенка-потешка

Черный ворон на дубу Он играет во трубу. Утром он в трубу трубит, К ночи сказки говорит. Собираются зверьки Ворона послушать, Пряники покушать. Русское-народное творчество

Рано, рано мы встаём, Громко сторожа зовём: Сторож, сторож, поскорей Выходи кормить зверей. С. Маршак

Доктор

Доктора не бойтесь, дети, Он добрее всех на свете. С ним давно знакома я: Это мамочка моя! Г. Виеру

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!

A. Барто

Посреди двора - гора. На горе идет игра.

B. Берестов

На березке снегири Ярче утренней зари. 3. Александрова

У медведя во бору Грибы-ягоды беру, А медведь сердит И на нас... рычит! Произв. народн. творч.

Петух

Ку-ка-ре-ку! Гордой поступью хожу, За собой подруг вожу. Распушу свой гребешок -Вот каков я, петушок! Всей известно детворе -Я - хозяин во дворе! В. Стоянов

Деревянный мосток Из семи досок, Через речку иду, Рому в садик веду. А. Хмелёва

В тесноте

На пеньке сто опят.


  • Очень тесно тут! - вопят.

  • Позовите грибника Собирать опят с пенька. Е. Серова

  • Ты скажи мне, рыба-ёрш, Эхо, эхо, Ты на ёжика похож? Вот потеха.

  • Я речная рыба-ёрш, Обезьянка - это эхо. Ёж на щеточку похож. Это эхо каждый раз А. Хмелёва Передразнивает нас.
Э-э-о-о-о-о-э. Е. Благина

Я выросла

Мне теперь не до игрушек - Деревянную посуду

Я учусь по букварю, Я пока дарить не буду.

Соберу я все игрушки Заяц нужен мне самой -

И Сереже подарю. Ничего, что он хромой.

Мне теперь не до игрушек -


Я учусь по букварю...
Но Сереже

Ничего не подарю. А. Барто

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Р - Рь. Перескажи рассказы.

Кто что заслужил?

По Л. Успенской, М. Успенскому (адаптированный текст)


  • Рома, кто мне поможет картошку чистить?

  • Конечно, Рита.

  • А кто папе письмо напишет?

  • Тоже Рита.

  • Ну хорошо. А игрушки папа, когда приедет, тоже Рите привезёт?

  • Нет, игрушки, конечно, мне.

  • А мне кажется, что игрушки папа купит Рите.

  • А почему не мне?

  • Потому что... сам догадайся почему.
Рабочие инструменты

А. Хмелёва Чтобы что-то нарисовать, нужны: краски, кисточки, каран­даши. Все, чем ты рисуешь, - это твои рабочие инструменты.

56 Дифференциация сонорных звуков

У мамы - свои рабочие инструменты. С их помощью она готовит вкусные обеды - это тёрка, сковорода, противень.

У папы тоже свои рабочие инструменты: топор, отвёртки, рубанки, кисти. С помощью отвёртки папа чинит розетку. Кистью красит рамы.

Всякой работе нужны свои инструменты.

Весенняя радость

А. Хмелёва На дворе весна. Тает снег. Бегут ручьи. Радостно чирика­ют серые воробьи. Радуюсь и я: особенно, когда вижу, как эти серые комочки озорно купаются в ручейках. Рядом хо­дит народ, а они не обращают на него никакого внимания!

16. Дифференциация звуков Р - Ръ в скороговорках.

Три тропинки, три тропки.

Хорош пирожок, внутри - творожок.

На дворе трава, на траве дрова.

На горе дубы, под горой грибы.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Панкрат да Кондрат несут домкрат.

На горе, на горке герой наш Егорка.

Егорка быстро говорит скороговорки.

Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

игла - игра пола - пора


юла - Юра вела - Вера хлам - храм булки - бурки глаза - гроза плот -брод плыть - прыть


плошка - Прошка иглы - игры

ветла - ветра плов - Пров мела - мера жалкий - жаркий колко - корка платок - проток колобок - коробок котелок - катерок колонна - корона

10. Повтори слова со звуками Л - Р в конце слова.

стал - стар сел - сер жал - жар пил - пир

жил - жир мул - мур мил - мир вал - вар

пал - пар веял - веер удал - удар дар - дал


зеркало

крокодил


журнал

проволока

разгладить

раздевалка
рыхлый

берлога


проглотить

аэроплан

рыболов

эскалатор

мармелад


радиола

раздел


рослый
раскрыл
вырвал

кларнет


11. Повтори слова со звуками Л - Р в одном слове.

горлышко


крыло

генерал


карнавал

лучезарный

разбалтывать

разложить

коромысло

сорвал

скорлупа


Клара

60 Дифференциация сонорных звуков

Дифференциация звуков Л - Р


12. Повтори словосочетания.

проворная галка глубокая нора



13. Повтори предложения.

Три слова. Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова дает молоко. Юла - подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мок­рое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок.

Четыре слова. Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветви кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пи­рог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш. Луша раскраши­вала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег.

горный орел рыжая белка еловые дрова ароматное мыло холодный ветер круглая юрта круглый стол сладкий арбуз парусная лодка рыбные палочки красивая салфетка голодная рысь сладкий коржик золотой перстень острая пила полосатый шарф просторный класс полосатая зебра тёплые рукавицы рассыпчатый плов толстая тетрадь тяжёлый ковёр

яблочный пирог румяный колобок глубокий ров бархатный халат голубая коробка фарфоровая кукла красное яблоко смелый воробей весёлая прогулка сладкий мармелад румяные яблоки шерстяные колготки красный колпак весёлый рассказ мраморный стол ручной щегол чёрный клубок славная детвора закрытая бутылка яркий луч русый локон шёлковый веер

умелые руки глубокий пруд полное ведро коровье молоко доброе дело белый пароход глубокий овраг тёплый свитер разбитая лампа пестрый дятел фруктовый салат красный флаг жёлтая груша розовое одеяло золотая рыбка спелый фрукт яркая лампочка крутой склон теплый шарф полная корзина белая простыня белые ромашки младшая сестра

Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рас­сказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие глаза. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть эскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон - друзья. Доярка поила молоком тёлочку. Лопух рос у дороги.

Пять слов. Лара уронила веер на пол. Рыбак удил рыбу в пруду. Молодой ворон ходил по дороге. Морж плавал в холодной воде. Лара видела в зоопарке крокодила. Лола на тёрке тёрла морковь. Дятел сел на ветку яб­лони. Доярка надоила полные вёдра молока. Трамвай ехал по городу. Соловей пел на ветке вербы. Мышка грызла корку в норке. Трое матросов плывут в лодке. Проворная крыса утащила кусок сыра. Рая положила в сумку помидоры. Захар вёл корову на базар. Пёстрый дятел долбил ствол кедра. Лола была на лыжной про­гулке. Продавщица Алла продавала сладкий марме­лад. Ручка закатилась под письменный стол. У старой ёлки иголки колки. Вера на платке вышивала астры. Михаил на лугу косил траву. Павел и Юра собирают марки. Луша собирала в бору рыжики. Рома вырастил гладиолусы и розы. К утру ветер разогнал тучи. Ма-руся увидела над лугом жаворонка. Белые ромашки растут на клумбе. Лошадь ела свёклу и морковь. В кор­мушке было много проса. Из жёлудя вырос крохотный дубок. Хор пел громко и слаженно. Павел дал малышу кружку молока. Рома забил в ворота гол. Ветер сорвал с лодки парус. Розовый фламинго стоял у ручья. Му­равей быстро бежал в муравейник. Малыш первый раз видел пчёл. Дорога в рощу была неровная. Мама купи­ла Володе красный карандаш. Колобок был румяный и сладкий. Белка уронила из лап шишку. Около школы растут раскидистые растения. Ровная дорожка вела в парк. Барсук быстро юркнул в нору. Продавец разло-

62 Дифференциация сонорных звуков

Дифференциация звуков Л - Р


Упражнение 2.

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5 (выучить наизусть).

Звук Ч

Упражнение 1.

ач – оч – уч – ич –еч – яч – ыч (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Водичка, водичка, умой моё личико.

Чики-чики-чикалочки – едет Ваня на палочке.

Чок-чок, каблучок!

Чуки-чуки-чуки-чок!

Упражнение 7

ВОВОЧКА В ДЕРЕВНЕ

Вовочка живёт в деревне у бабушки и у дедушки. Утром он пасет овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Вовочке помогает собачка Жучка. Днём Вовочка берёт удочку и идёт с Жучкой на речку. Там дети рыбачат и играют в мяч. Вечером Вовочка вместе с бабушкой и дедушкой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение 8.

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чиню тачку…

Я пеку булочки в печке….

Я качаюсь на качелях…

Дифференциация звуков Ч и ТЬ:

Упражнение 9.

Упражнение 10.

Тёмные тучи по небу плывут, птички молчат и поют.

На тёплой печи чугунный котёл.

В тёмном чулане много паутины.

Петя любит качать на качелях Анечку.

Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.

Упражнение 11 (подготовить пересказ).

ПАУЧОК И ПАУТИНА

Ткёт паучок паутину. Ниточка к ниточке, от ниточки к веточке. Думает паучок: «Попадёт муха в паутину. Тут я её и кончу». Но вот птичка летела и качнула паутину, и паутина лопнула. Нет у паучка ни мухи ни паутины.

Звук Щ

Упражнение 1.

ща –що – щу – щи – ще (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

ЩЕНОК

Вчера Тане подарили щенка. Она посадила его в ящик. Все утро щенок спал в ящике. Потом он проснулся и вылез из ящика. Стащил с полки щётку и поиграл с ней. Потом щенку стало скучно. Он выбежал во двор и на грядке с овощами встретил ящерицу. Щенок бросился за ней, но ящерица убежала. Женок жалостно запищал. Таня услышала, что щенок пищит, вышла во двор и забрала его домой.

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

Дифференциация звуков Щ и Ч:

Упражнение 8.

Упражнение 9.

Измени предложения по образцу:

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чищу плащ…

Я щёлкаю семечки….

Дифференциация звуков Щ и СЬ:

Упражнение 10.

Дифференциация звуков Щ и Ш:

Упражнение 11.

Щавель для щей, а шалфей для полоскания.

Нашей Маше дали щей и манной каши.

Есть и щёчки и ушки у нашей лягушки.

Звук Ж

Упражнение 1.

жа –жо – жу – жи – же (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

Однажды Жанна и Женя пошли в лес за желудями. Жанна нашла много желудей, а Женя увидел жука. Он побежал за жуком и увидел ежей. Ежи испугались и убежали под ёлку. Женя позвал Жанну и показал ей ежей.

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

-подготовить пересказ:

МЕДВЕЖАТА

На лужайке гуляли четыре весёлых медвежонка. Один медвежонок полез на дуб. Другой медвежонок увидел около кустов ежевики много жуков. А ещё двое дружных медвежат кувыркались на лужайке.

Дифференциация звуков Ши Ж:

Упражнение 8.

ЖЕНЯ ОШИБСЯ

Напиши Женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи. Женя написал. И вот, что у него получилось. Ёжик лазает по деревьям. Ужи летают. Журавль колется. Медвежонок ползает.

Женя, конечно, ошибся. Исправь его ошибки, скажи правильно, кто что умеет делать.

Звук Ц

Упражнение 1.

атс– отс – утс – итс – этс (отдельно каждый слог)

ац – оц – уц – иц – эц (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЦЫБИК И ЦЫПЛЯТКИ

Маленького Цыбика посадили на цепь. Целый день сидит Цибик на цепи, а около него гуляют цыплята. Цибик целится цапнуть одного цыплёнка, но цыплёнок целится клюнуть Цыбика в нос. Кто кого боится?

Дифференциация звуков Ц и С:

Упражнение 8.

Упражнение 9 (выучить наизусть).

Упражнение 10 (подготовить пересказ).

О ГУСЕНИЦАХ И ПТИЦАХ

В садах и полях много насекомых. Особенно опасны гусеницы. Гусеницы в садах и лесах поедают листья и цветки. А гусениц поедают птицы. Без птиц леса останутся без листьев, а сады останутся без яблок, слив и ягод. Береги птиц! Подкорми их зимой.

Дифференциация звуков Ц и ТЬ:

Упражнение 11.

Упражнение 12.

Измени предложения по образцу:

Одна лисица, две лисицы,много лисиц.

Одно полотенце...

Одна птица…

Один птенец…

Звук З

Упражнение 1.

за – зо – зу – зы – зэ (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды! - смеялись Лиза и Зоя. - Так далеко от земли, а нас видят!»

Поупражняйтесь в чтении слогов, слов, словосочетаний, предложений, в которых одновременно встречаются звуки р-рь, л-ль .

Измените фразы по образцам на с. 7-8.

Продолжаю разговор.

Я работаю лаборантом.

Я пришел проверить результат.

Мне пригодился журнал «Лиза».

Меня радуют красивые лица.

Я решила рассказать стихотворение.

Я люблю старые мелодии.

Мне нравятся прогулки по морозному лесу.

Прочитайте тексты и постарайтесь запомнить понравившиеся вам пословицы, чистоговорки и афоризмы.

Не забывайте следить за своим произношением в быту.

Уникальные коралловые рифы мы наблюдали на Красном море в Тургаде.

Зовет за тридевять земель трубы серебряная трель.

Кривое зеркало действовало удручающе.

Оригинальную хризантему перенесли в оранжерею.

По третьей программе телевидения демонстрируется комедия с титрами для глухих зрителей.

Февраль. Достать чернил и плакать.

Писать о феврале навзрыд.

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.



(Б. Пастернак. )

Если злоба спит в твоей груди, невзначай ее не разбуди.

Человек без ремесла - как безлистая ветла.

Пусть лучше друг тебя ударит палкой, чем поцелует недруг жалкий.

Я шел по лужайке,

Гляжу - адмирал...

Я тихо подкрался к нему - и поймал.

Наконец-то поймал адмирала,

Богатой коллекция бабочек стала.

Бабушки ворчали:

Не было печали,

так родились внуки,

нам связали руки.

Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

Сущность человека... благороднее и совершеннее всего выражается через... его труд и творчество.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Либо пан, либо пропал. Лови ветер в поле.

Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.

На ловца и зверь бежит. Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

Видел веселое - стерпи и тяжелое.

Лето - припасиха, зима - прибериха. Артель и богатыря свалит.

У деревьев - кора, у людей - лицо. Молва без крыльев, а летает.

Тигр хоть и лют, а своих тигрят не сожрет.

Правдивое слово - как лекарство: горько, зато излечивает.

Говорить легко, делать трудно. Многословие - не мудрость.

Двери милосердия трудно открыть. Легко сломать, а сделать трудно.

Труд без усилий - что суп без соли. На ловца и зверь бежит.

Чем вначале тяжелей труды, тем потом милей плоды.

Горбатого могила исправит. Глазу верь, а прибором проверь.

Лучшее лекарство - всегда говорить правду.

Родная сторона - золотая колыбель. Только трудом держится дом. .

Трус и дурак первым поднимает кулак. Ум - хорошо, а два - лучше.

С хорошим другом горы свернешь, с плохим другом горя хлебнешь.

Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.

Грош, что потом заработан, милей даровых рублей.

Хороша веревка долгая, а речь короткая. Положа руку на сердце.

Ты его за стол накрытый, а он тебя - к корыту. Правда глаза колет.

Коли нет у души зрачков, и глаза во лбу - как дырки от сучков.

Чтоб навредить - и одной руки много, чтоб добро творить -и двух мало.

Человек не станет ангелом, а репейник репой.

Скрытый бугорок невелик, а дровни может повалить.

Не перестанет лягушка квакать, не перестанет болтушка калякать.

Глубокая река молчалива, а мелкая река шумлива.

Красна гора скалой, а человек головой. В долг брать - волю терять.

Кто словом скор, тот в деле редко спор. Смелость города берет.

Корова черна, да молоко у нее бело. Бог троицу любит.

Голод - лучший повар. Горька работа, да сладок хлеб.

Долг платежом красен. Запретный плод всегда сладок.

Глаза страшатся, а руки делают. Любви все возрасты покорны.

Мал золотник, да дорог. Метать гром и молнии.

У кого что болит, тот о том и говорит. Слово - серебро, молчанье - золото.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

Соловья баснями не кормят. Старая любовь не ржавеет.

Сытый голодного не разумеет. Старый - что малый.

Просо полоть - руки колоть. Пример лучше правила.

Красному яблочку червоточинка не укор.

Крысы знают крысиные тропки. Мудрость в голове, а не в бороде.

Снег холодный, а от мороза укрывает. Доброе слово окрыляет.

За правду-матку и умереть сладко. Пришла беда - отворяй ворота.

Прямо только вороны летают. Риск - благородное дело.

Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. (Островский. )

Благоразумие - лучшая черта храбрости. (В. Шекспир. )

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. Макаренко. )

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. (Н. Чернышевский. )

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Бетховен. )

Краткость - сестра таланта. (А. Чехов. )

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно. (Н. Некрасов. )

Капли дождя, беспрерывно сбегающие по стеклу, прокладывают бороздки, вроде маленькой тропинки в лесу. (Ж. Ренар. )

Серые и беловатые камни, желто-зеленый мох, покрытые росой кусты держи-дерева, кизила и карагача обозначались с чрезвычайной ясностью и выпуклостью на прозрачном золотистом воздухе. (Л. Толстой. )

Калиныч был человек веселого, кроткого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, прищуривал свои светло-голубые глаза; часто брался руками за свою жиденькую каштановую бородку. (И. Тургенев. )

Он [Олег] был всегда деятелен, весел и в то же время аккуратен, расчетлив, требователен. (А. Фадеев. )

Караульщик кончил работу, встряхнул свою рухлядь, приколол иголку к рукаву, сел на пушку верхом и запел во все горло старую меланхолическую песню.

Толпа дрогнула, все замерло, насторожилось! (М. Горький. )

Сверток издавал сильный запах типографской краски... Я нетерпеливо развернул бумагу и увидел два номера «Иллюстрированного листка». (А. Куприн. )

Мелкий ветер с юго-запада развел небольшую волну. Море запенилось, зазвенело. (К. Паустовский. )

Я дам вам порошок... Вы разведите его в бутылке и полощите себе горло утром и вечером. (А. Чехов. )

Моросил дождик, туман развеяло. (А.Н. Толстой. )

Басни Крылова - сокровищница русского практического смысла, русского остроумия и юмора, русского разговорного языка. (В. Белинский. )

Ветер раздул тучи, и серое небо подернулось легкой голубизной. (Г. Марков. )

Соня разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. (Л. Толстой. )

Серная кислота реагирует с окислами металлов.

Море ревело, перебрасывая волны через каменный мол. (А. Новиков-Прибой. )

Раку Гусь твердил одно:

Ты ударь клешней о дно

И на берег из реки

Вылезь, мудрость изреки!

Я послушать выйду, Рак...

Рак ответил:

Ты дурак!

(Я. Козловский. )

Трудно без друга,

Когда он потерян,

Но трудно и с другом,

Когда он неверен.

(Айбек. )

Когда нежданно вдруг

Тебя постигнет горе,

Пусть будет рядом друг -

И горе схлынет вскоре.

(Джами. )

Богатство лишь в трудах приходит к нам всегда,

Но все богатство - прах пред радостью труда.

(Фирдоуси. )

Кто в споре дружбу отвергает, себя на горе обрекает.

Бывает трудно в друга превратить врага,

Но просто, друга потеряв, нажить врага.

Усердствуй, знанья обретешь в трудах.

Пред знаньями богатства мира - прах.

(Джами. )

Добро, сколь ни было б оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.

(Низами. )

Когда в стихи превращены слова,

Они - основа чар и колдовства.

(Джами. )

К работе никогда не привлекай глупца,

Хоть говорят, что труд - не дело мудреца.

(Саади. )

Богатство, власть - что б к подлым ни пришло,

У них в руках все порождает зло.

(Руми. )

Дороги, что лукавы и кровавы,

Нас не ведут к вершинам доброй славы.

(Фаррухи. )

Не золотое ложе,

Не золото венца -

Сокровищ нет дороже,

Чем слово мудреца.

Человек, что разумом высок,

Должен, чтобы золото добыть,

Все слова, как золотой песок,

Через сито сердца пропустить.

(Насир Хосров. )

Кто кровь свою прольет я закалится в горе,

Тот счастье обретет, достигнет цели вскоре.

Рубинами блистать не всем камням в горах,

Жемчужиною стать не каждой капле в море.

(Бедиль. )

Пока из знаний мудреца

Мир пользы не извлек,

Мудрец отличен от глупца

Всего на волосок.

(Зебуннисо. )

Вступить в напрасный спор мудрец

Желаньем возгорится,

И мудрости его конец:

В глупца он превратится.

(Бедиль. )

Незнанье - ствол в сердцах людей,

На нем лишь зло растет.

Тот ствол в себе сруби скорей,

Покуда зелен плод.

(Насир Хосров. )

Ты сторону прими того,

Кто в споре пострадал.

Быстрее подними того,

Кто в горе в грязь упал.

(Насир Хосров. )

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

И журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

И ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит огонь рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком,

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

(С. Есенин. )

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

………………………………….

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

(И. Бунин. )

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде...

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:

«Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду за моря-окияны -

Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ...»

(Н. Некрасов )

Иной заслышит слово «ворон»,

Решает, что сказали: вор он!

И на его, конечно, счет;

А если кто проговорится

Невинным словом: «воробей»,

Он начинает сторониться,

Поймавши звуки: «вора бей!»

(Д. Минаев. )

Грач летает над рекой:

Кра-кра-кра!

Поглядите-ка, какой

Рак-рак-рак!

(А. Шибаев. )

Прочитайте эти тексты не торопясь, делая остановки там, где обозначены паузы. Подберите и отработайте самостоятельно несколько подобных текстов.

Приехав на гастроли в США /Шаляпин должен был/ пройти проверку в Нью-Йоркской таможне. //В очереди к чиновнику,/ производящему осмотр багажа,/ его узнали.//

/- Знаменитый Шаляпин, -/ сказал кто-то, - /у него золотое горло...

Услышав это, /чиновник потребовал сделать/ рентгеновский снимок «золотого горла».//

Как-то вечером /Резерфорд зашел в лабораторию.// Несмотря на позднее время, /там склонялся над приборами/ один из его учеников.//

Что вы делаете так поздно? - /спросил Резерфорд.//

Работаю, - /последовал ответ.//

А что вы делаете днем?//

Работаю, - ответил ученик.//

И рано утром тоже работаете? -//

И утром работаю, -/ смиренно подтвердил ученик,/ рассчитывая на похвалу профессора.//

Резерфорд помрачнел /и коротко бросил:/

Послушайте, // а когда же вы думаете?//

Один иностранный дипломат,/ придя на прием к американскому президенту /Аврааму Линкольну,/ застал его за чисткой ботинок.//

Как, вы, президент, - /удивился дипломат, - /и чистите себе ботинки?//

Конечно, - ответил Линкольн./ - /А вы кому чистите?//

У Виктора Гюго была срочная работа. //Чтобы лишить себя возможности отрываться от нее,/ писатель остриг наполовину голову и бороду,/ а ножницы выбросил в открытое окно.// Этим он вынудил себя /оставаться дома,/ пока волосы не отрастут,/ и поэтому смог закончить работу/ к положенному сроку.//

Английского писателя,/ путешествовавшего по Франции,/ пригласили на литературный вечер.// Чтобы скрыть незнание языка,/ он аплодировал всякий раз/, когда видел,/ что это делает его сосед.// Когда вечер окончился, /к нему подошел один юноша/ и спросил его: /«Скажите, пожалуйста, / почему вы аплодировали громче всего тогда, / когда хвалили ваши произведения?»//

Ушел Прокоп - кипел укроп,

Пришел Прокоп - кипел укроп,

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

Сено грабь граблями, краб.

За деревней, за поселком

Пела, пела перепелка.

Перепел прилетел,

Перепелку перепел.

На лугу под горкой

Лежит сырок

С красивой красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку - цап.

Забыл Панкрат дома домкрат.

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Вот серый крот, вот серый крот,

Вот серый-серый-серый крот.

Он не красавец, не урод,

Он просто серый-серый крот.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели Карамель на мели ели.

Роя норку,

Старый крот

Разрыхлил нам

НОРКА У НОРКИ


Вылезла из норки

К знакомой норке.

В норку норкину

Норку в норке

Не нашла.

Нету норки,

Может, норка -

Возле норки?

Нет нигде,

Пропал и след.

Норка - здесь,

А норки - нет!

(А. Шибаев. )



Большая драка:

Поссорились

Два рака.

Рак пятится

Четвертый час

Хотят другие

Подраться

В этой драке,

Но тоже почему-то

Все пятятся

Зеленая рачиха

Очень тихо,

Взяв за клешню

Сынишку своего;

Она сказала:

Не могут жить

Без драки!

Но с этим

Не поделать,

Как видно,


Последующая работа над стихами и развернутыми текстами проводится для окончательного закрепления поставленных звуков в подготовленной речи. Рекомендуется стихотворные тексты заучивать наизусть, а прозаические пересказывать своими словами. Полезно подбирать по аналогии и отрабатывать самостоятельно стихи и прозу, контролируя себя в правильном произношении поставленных звуков.

Был прекрасный июльский день... С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное, мирно всплывает из-под... тучи, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман... В такие дни краски все смягчены: светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кроткости.

(И. Тургенев. )

Талант - вопрос количества.

Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста. Нет такого романа, который не мог бы родиться в самом заурядном воображении; нет такой прекрасной фразы, которую не мог бы построить начинающий писатель. И тогда остается только взяться за перо, разложить перед собою бумагу и терпеливо ее исписывать. Сильные не колеблются. Они садятся за стол, они корпят... Вот в чем отличие людей талантливых от малодушных, которые ничего не начнут. Литературу могут делать только волы. Самые мощные волы - это гении, те, что не покладая рук работают по восемнадцать часов в сутки. Слава - это непрерывное усилие.

(Ж. Ренар. )

Совесть, если она неподкупна, скажет одно: делай! Не ищи оправдания в равнодушии других, в клевете врагов, в изнурительной болезней, в слабости друзей. Делай! Украшай землю и жизнь! Сей хлеб, если ты агроном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель! Делай! И ни в чем не ищи себе оправдания, если делаешь плохо!

(Г. Николаева. )

ДЕКАБРЬ САДОВОДА

Ну вот, теперь все кончено. До сих пор он рыл, копал и рыхлил, переворачивал, известковал и унавоживал, пересыпал землю торфом, золой и сажей, подстригал, сеял, сажал, пересаживал, делал отводки, опускал в землю луковицы и вынимал на зиму клубни, поливал и опрыскивал, косил траву, полол, укрывал посадки хвоей или окучивал их. Все это он делал с февраля по декабрь, и только теперь, когда весь сад завален снегом, вдруг вспомнил, что забыл одно: полюбоваться им. Некогда было.

(К. Чапек. )

ЕЩЕ О ЗВЕЗДЕ

У Венеры была манера

Появляться пред самой зарей.

Утро шло, как отряд пионеров,

По долине глухой и сырой;

И когда ее лунное тело

Пламенело сиянием линз,

Вся Земля онемело летела

Прямо в ноги, кувырком вниз;

А когда она выше взлетала,

Тая яблочком римской свечи,

Солнце шло в полыханье металла,

Расщепляя о скалы лучи.

(Н. Асеев. )

БУКВА «Р»

Если были вы картавы - значит, знали муки рта вы! Я был в юности картав, ныла бедная гортань, шарахались красавицы прославленной картавости, не раскрою рта я, и исхудал картавя! Писал стихи: «О Русь! О Русь!» Произносил: «О Гусь, о Гусь!» - И приходил на зов - о грусть! - соседский гусь, картавый гусь... От соклассников свист: «Медное пузо, гимназист, гимназист, скажи: кукуруза!» Вместо «Карл, офицер» - ныло «Кагл, офицег». Перерыл медицинские книги, я ищу тебя, эР, я зову тебя, эР, в обессиленной глотке возникни! И актер из театрика «Гамаюн» изливал над картавостью ругань, заставлял повторять: - Те-дюм деде-дюм, теде-дюм, деде-дюм - р-рюмка! Рамка! Коррунд! Каррборунд! Боррона! Как горошинка, буква забилась, виноградною косточкой силилась вылезть, и горела на нёбе она. Хорохорилась буква жемчужиной черной, по гортани рассыпанный перл... Я ходил прополаскивал горло, как борной, изумительной буквою эР! И, гортань растворивши, расщелиной трубной, я провыл над столицей трикрат: «На горе Арарат растет красный и крупный виноград, виноград, виноград!» (С. Кирсанов. )

ЗАМОК ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ

Вардзия - так называется этот город, высеченный в скале из желтовато-розового туфа. Прошло более восьми столетий с тех пор, как строители, вооруженные всего лишь киркой и лопатой, возвели этот дворец на берегу Куры.

Это было время расцвета грузинского искусства, время поэта Шота Руставели, замечательных грузинских зодчих.

Часть замка - покои царицы Тамары. Ее спальня, конечно, выглядела в те времена далеко не так голо, как на этом снимке. В старинных книгах описывается роскошное убранство дворца, двери были окованы червонным золотом, полы и стены покрыты коврами и шкурами диких животных.

В замке было много света и воздуха. Окна были устроены с таким расчетом, чтобы улавливать даже слабые отблески света.

У жителей Вардзии всегда в достатке была вода: глиняный пятикилометровый водопровод доставлял ее из родников. На случай войны было водохранилище на тысячу ведер. В момент опасности на девяти этажах города-крепости могли укрыться от неприятеля около двенадцати тысяч жителей.

И все же замок достался врагу. Изменники провели по тайному подземному ходу войско Тахмаспа. Город был взят и разграблен.

Но, несмотря на все разрушения и сильное действие подземных вод, пещерный город и сейчас поражает своей необычной архитектурой и мастерством древних строителей.

(О. Бирзгалис. )

ИЗ ИСТОРИИ ВАЛЕНОК

Валенки ведут свою историю от войлока. А производство войлока и изделий из него возникло, вероятнее всего, вскоре после того, как человек одомашнил овцу.

Первые валенки на Руси были похожи на туфли или галоши - их делали без голенищ. Но летом в таких туфлях жарко, а зимой не особенно тепло. Поэтому со временем к туфлям стали пришивать голенища, свалянные отдельно. Красотой такая обувь не отличалась, но зато ногам было тепло. Лишь спустя примерно столетие после возникновения валяльного промысла на Руси валенки стали делать цельными. Обычно валенки подкрашивали белым мелом. Только не очень прочной была эта белизна. Обувь быстро теряла свою красоту, приобретала грязно-бурый цвет. Чтобы валенки выглядели нарядными как можно дольше, их красили в белый цвет. Для этого составляли особый красящий раствор: бутылка парного молока, полбутылки чистой воды и 40 граммов свинцовых белил (на пять пар валенок). Все это тщательно размешивали, а затем готовую краску тряпкой втирали в изделие. Окрашенные таким образом валенки сушили в теплой печке. Для щеголих Вятской губернии просто белые валенки были недостаточно хороши. Они предпочитали валенки с узорами и ягодками на голенищах. Ягодки делали из цветного сукна, а узоры вокруг них - из крашеной шерсти.

По спокойному морю вдруг пробежала потемневшая узкая полоса бесчисленных морщинок. Налетел ветер, шевельнул парус, вздул на спине Андрейки рубаху и понесся дальше вместе с мелкой рябью, темнившей светлое лицо моря.

Море покрылось пятнами ряби и вдруг почернело на необозримом пространстве от края до края. Ветер превратился в ураган и, свистя в ушах, наполнял парус. Волны шли зелеными рядами вздымающейся воды, шли, как грозная рать с белыми колеблющимися головами, и кругом настал ад. Огромные волны шли на лодку без перерыва, без отдыха. Прижимаясь к дрожавшей мачте, Андрейка расширенными глазами глядел на бунтовавшие волны, которые без числа и без конца шли на их одинокую, заброшенную лодку. Она то совсем ложилась набок, то выпрямлялась и взлетала на самый гребень. Хлеставшие через борт волны все больше заполняли лодку, и она все тяжелее взбиралась наверх.

Серафимович. )

УМИРАЮЩИЙ ГЛАДИАТОР
(Отрывок)

Ликует буйный Рим... торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена.

А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор...

Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

Он презрен и забыт... освистанный актер.

И кровь его течет - последние мгновенья

Мелькают, - близок час... Вот луч воображенья

Сверкнул в его душе... Пред ним шумит Дунай...

И родина цветет... свободный жизни край;

Он видит круг семьи, оставленный для брани,

Отца, простершего немеющие длани,

Зовущего к себе опору дряхлых дней...

Детей играющих - возлюбленных детей.

Все ждут его назад с добычею и славой...

Напрасно: жалкий раб, он пал, как зверь лесной,

Бесчувственной толпы минутного забавой.

Прости, развратный Рим, - прости, о край родной...

(М. Лермонтов. )

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит,

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал...

Пушкин. )

Ф.Г. Раневская: «Работаю над чем? Преимущественно над собой - симулирую здоровье».

Для тренировки, введения в речь поставленных звуков р-рь-л-ль прочтите образцы и подберите сами имена, фамилии известных людей, названия городов, государств, населенных пунктов, содержащие эти звуки.

Р РЬ Р-РЬ Р-Л Роман, Вера, Варвара, Бернард, Аркадий, Тамара, Зураб, Заур. Шекспир, Раевский, Кромвель, Крамской, Державин, Крылов, Радищев, Тургенев, Андерсен, Раневская, Врубель, Распутин. Петербург, Ровно, Тегеран, Самара, Орша, Сан-Франциско, Саратов, Бордо, Варшава, Прага, Краков, Дрезден. Аргентина, Перу, Европа, Франция, Германия, Россия, Иран, Ирак, Украина, Бурунди, Бирма, Марокко. Андрей, Дмитрий, Ирина, Борис, Мария, Кристина, Арина, Генрих, Варя, Екатерина, Орест. Горький, Рерих, Репин, Суриков, Огарев, Григ. Урюпинск, Рига, Тверь, Бухарест, Рим, Мадрид, Париж, Рязань. Африка, Америка, Австрия, Корея. Григорий, Аристарх, Кристофер, Роберт, Герберт. Рембрандт, Ремарк, Григорович, Рихтер, Ростропович, Шварценеггер. Екатеринбург, Оренбург, Краснодар, Красноярск, Армавир, Нарьян-Мар. Эльвира, Корнелия, Клара, Лариса, Рудольф, Тамерлан, Тамара, Александр, Валерий, Рауль. Леонардо-да-Винчи, Люмьер, Легран, Лютер, Равель, Лермонтов, Рублев, Рузвельт, Кромвель, Аристотель, Крылов. Александрия, Салехард, Браззавиль, Симферополь, Берлин, Ставрополь, Брюссель, Ткварчели, Ярославль, Мельбурн, Барселона, Палермо. Люксембург, Израиль, Австралия, Беларусь, Бразилия, Сальвадор, Нидерланды, Португалия.

ЗВУКИ к-г-х

ЗВУК к

Начинайте работу с четкого произношения слогов. Потом переходите к словам и фразам со звуком к. Постоянно контролируйте положение языка и губ перед зеркалом.

ка-кэ-кы-ко-ку
кабель кобра кудри автоматика далеко
каверза ковш кузница азбука молоко
казнь кожа кузов аптека широко
камень козни куль атака вприсядку
камера козырь купол балалайка вразбивку
капля кол курево ежевика всмятку
капсула колба курица физика нараспашку
карта колос курс чайка насмарку
кассета комната куст велико начеку
кыш конница кучер высоко помаленьку
бакалея замыкание закон покос оккупация
баррикада оказия знакомство частокол окулист
блокада пеликан икона волокуша опекун
бокал шакал насекомое документ секунда
великан беспокойство околица закусочная факультет
декан дракон покой молекула якут

Король умер - да здравствует король.

Обойдя корабль, мы только на камбузе увидели попа.

Каракум и Кызылкум - пустыни Туркмении.

Дверь купе отворили и протянули руку старику.

Смотрит в реку плакучая ива. Своеобразна культура Кубы.

Мы дивились кучевому облаку в форме курицы.

Николай сидел у костра и курил. XX век - век космоса.

Я поехала на Яик, села с милым я на ялик.

В лесу мы видели пересмешника, кулика и сороку.

Колокольчик синел в траве. А путь и далек, и долог [к].

На порог[к] положили мешок яблок.

Около рек есть цветок «сусак», похожий на зонтик.

В академии наук заседает князь Дундук.

И взяла она лопату, еще теплую от рук,

обернулась... и увидела подруг[к].

Наш бог - бег.

Катя и Коля пили какао и кофе. Конюх кормил коня.

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

Дифференциация звуков [л], [л, ] – [р], [р, ] в словах

  1. Повтори слова.

1.1. Вол – вор,

классный – красный,

волан – варан,

ласка – краска,

удал – удар,

тлеть – треть,

калина – Карина,

леска – резко,

вылезать – вырезать,

слюда – среда.

2.1. Перламутр, брилиартн, хлор, эскалатор, прилив, поролон, рулон, контролер, регулярный, регулировщик, балерина, проволока, лакированный, полированный, горловина, ларек, коралловый, слесарь, лавровый, украл, форель, полтора, кларнет, Карл, Валерия, Лариса, Клара, Лукерья, фломастер.

3.1. Контролировал, регулировал, переливал, рыл, громыхал, лакировал, полировал, гравировал, драпировал, украл, прорвал, проколол, храпел, ворковал, просверлил.

  1. Рассмотри картинки

2.1. Назови слова, в которых есть звук [л], и определи, где он находится в слове (в начале, в середине или в конце).

2.2. Назови слова, в которых есть звук [р] и определи, где он находится в слове.

2.3. Назови слова, в которых есть звук [л, ], и определи, где он находится в слове.

2.4. Назови слова, в которых есть звук [р, ], и определи, где он находится в слове.

2.5. Объедини изображенные предметы в группы и подбери к этим группам обобщающие понятия.

Образец. Клен, береза, ель – деревья.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Ларек – рельсы – поролон.

Ворковал – лакировал – полировал.

Крикливый – говорливый – бурливый.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Лак – крыло – Клара (1 -2-2).

Рыхлый – лавровый – круглый (2-3-2). .

Балерина – пелерина – горло (4-4-2).

  1. Игра «Образуй новое слово».

5.1. Добавь к данным словам приставку ПРИ-.

Липнуть – (прилипнуть),

лететь – (прилететь),

лепить – (прилепить),

лечь – (прилечь),

летать – (прилетать).

5.2. Добавь к данным словам приставку ПЕРЕ-.

Легли – (перелегли),

летели – (перелетели),

листали – (перелистали)

лили – (перелили),

лежали – (перележали),

лезли – (перелезли),

линовали – (перелиновали).

5.3. Добавь к данным словам приставку ПОЛУ-.

Круглый – (полукруглый),

метровый – (полуметровый),

жирный – (полужирный),

прозрачный – (полупрозрачный),

раскрытый – (полураскрытый),

разваленный – (полуразваленный).

  1. Четко произнеси.

7. Назови слово по описанию.

Шест, при помощи которого акробат на канате сохраняет равновесие, – (балансир).

Спортсмен, занимающийся горнолыжным спортом, – (горнолыжник).

Специалист, занимающийся регулировкой чего-либо, – (регулировщик).

Специалист по работе, большой высоте – (верхолаз).

Специалист по бурению – (бурильщик).

Специалист, работающий на бульдозере, – (бульдозерист).

Цирковой артист, выполняющий трюки при неустойчивом положении тела, – (эквилибрист).

Музыкант, играющий на кларнете, – (кларнетист).

Музыкант, играющий на валторне, – (валторнист).

  1. Игра «Скажи одним словом».

Белая грудь – (белогрудый),

черные глаза – (черноглазый),

серые глаза – (сероглазый),

круглое лицо – (круглолицый),

  1. Продолжи по образцу.

9.1. Образец. Литр — пол-литра.

Рыбина – (полрыбины),

метр – (полметра),

корабль – (полкорабля),

рулон – (полрулона),

королевство – (полкоролевства),

Волгоград – (пол-Волгограда),

Белгород – (пол-Белгорода).

9.2. Образец. Рулон – полтора рулона.

Килограмм – (полтора килограмма),

километр – (полтора километра),

миллиметр – (полтора миллиметра),

литр – (полтора литра),

миля – (полторы мили),

неделя – (полторы недели).

  1. Произнеси слова и объясни, что они означают.

Отбирал – разбирал – подбирал.

Раскрывал – укрывал – открывал.

Выбрасывал – разбрасывал – подбрасывал.

Разливал – переливал – подливал.

Примерял – отмерял – вымерял.

Закрасил – подкрасил – перекрасил.

  1. Игра « Подбери рифму».

Лак – (рак),

Марина – (малина),

коробок – (колобок),

трон – (слон),

Лука – (рука),

рейка – (лейка).

(Для облегчения подбора рифмы используются рисунки.)

  1. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?».

Матрац из поролона – (поролоновый).

Кольцо с бриллиантом – (бриллиантовое).

Брошь с перламутром – (перламутровая).

Бусы из кораллов (коралловые).

Туфли из лакированной кожи – (лакированные).

Каша из перловой крупы – (перловая).

Каша из геркулеса – (геркулесовая).

  1. Измени слово по образцу.

Образец. Орел – орлиный.

Журавль – (журавлиный),

леопард – (леопардовый),

крокодил – (крокодиловый),

перепелка – (перепелиный),

верблюд – (верблюжий).

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Варан – волан,

вол – вор,

калина – Карина.

  1. Игра «Хитрые слова».

15.1. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого звука? Прост – (рост),

улица – (лица),

клад – (лад),

град – (рад),

мил – (ил),

зрачок – (рачок),

кролики – (ролики),

Клара – (Лара).

15.2. Какое слово получится, если вставить в данное слово вторым по порядку звук [р] или [р, ]?

Бал – (брал),

вал – (врал),

губил – (грубил),

поволока – (проволока),

полив – (пролив),

добил – (дробил),

дожал – (дрожал),

попал – (пропал),

полет – (пролет),

бил – (брил),

белки – (брелки – брелоки).

15.3. Какое слово получится, если заменить первый звук в названном слове на звук [л] или [л, ], а затем в полученном слове — на звук [р] или [р, ]?

Образец. Сад – лад – рад.

Мука – (Лука – рука),

мама – (лама – рама),

ножки (ложки – рожки),

нож – (ложь – рожь),

мак – (лак – рак),

сом – (лом – ром),

печь – (лечь – речь),

кепка – (лепка – репка),

бис – (лис – рис).

15.4. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Малина – (Лина),

Борис – (рис),

булыжник – (лыжник),

затвор – (вор),

каблук – (лук),

грубил – (бил),

гремел – (мел),

солист – (лист),

король – (роль).

16. Рассмотри картинки и скажи, о чем (о ком) мы так говорим.

Бурливая – (река),

металлические – (грабли),

лавровый – (лист),

вырубленный – (лес),

накрахмаленная – (блузка),

крикливый – (ребенок).