Сообщение о воздушном шаре. Кто изобрел воздушный шар

Долгие годы одним из недостижимых желаний людей была способность летать или хотя бы подниматься в воздух. Каких только изобретений не было придумано, чтобы это осуществить. Однажды, был зафиксирован тот факт, что предметы небольшого веса могут подниматься при воздействии горячего воздуха, это и стало толчком в развитии воздухоплавания.

Считается, что первый в мире воздушный шар создан в 1783 году. Как же это случилось? История нас отправляет в далекие XVI-XVII века. Именно тогда появились прототипы первых шаров, которые не смогли себя показать на практике. Параллельно, в 1766 году ученым-химиком Генри Кавендишем были впервые подробно изложены свойства такого газа, как водород, который использовал в своих работах с мыльными пузырями итальянский ученый-физик Тиберио Кавалло. Он наполнял пузыри этим газом, и они быстро взмывали в воздух, поскольку водород в 14 раз легче, чем воздух. Так появились основные две подъемные силы, используемые при полетах аэростатов и в наши дни – это водород и горячий воздух.

Данные открытия не решили всех проблем осуществления полетов. Для создания воздушного шара требовался специальный материал, который не будет слишком тяжелым, а также сможет удерживать газ внутри. Решение этой задачи ученые-изобретатели выполняли разными способами. Причем за первенство открытий конкурировали сразу несколько конструкторов, основные из них – это братья Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье, а также известный профессор Жак Александр Шарль из Франции.

У братьев Монгольфье не было специальных знаний о свойствах и характеристиках различных газов, но он обладали большим стремлением к открытиям. Вначале они экспериментировали с дымом и паром. Были попытки и использования водорода, но их коснулась проблема отсутствия специальной ткани, которая бы не пропускала этот газ. Также его стоимость была достаточно дорогой, и Монгольфье вернулись к экспериментам с горячим воздухом.

Первый воздушный шар создан в 1782 году. Смастерили его братья Монгольфье, правда он имел небольшой размер, всего лишь 1 кубический метр в объеме. Но все-таки это был уже настоящий шар, который поднимался на высоту более 30 метров над землей. В скором времени экспериментаторы изготовили и второй воздушный шар. Он был уже гораздо больше предшественника: объемом в 600 кубических метров и диаметром 11 метров, под шаром расположили жаровню. Тканью для аэростата послужил шелк, обклеенный бумагой с внутренней стороны. Торжественный запуск воздушного шара в присутствии многочисленной публики был осуществлен 5 июня 1783 года, который организовали уже известные братья Монгольфье. С помощью горячего воздуха аэростат подняли на высоту 2 тысячи метров! Об этом факте даже написали в парижскую Академию. С тех пор воздушные шары, в которых используется горячий воздух, стали называться в честь своих изобретателей – монгольфьерами.

Такие достижения Монгольфье сподвигли Жака Александра Шарля к усиленным разработкам своего нового изобретения – воздушного шара, при подъеме которого используется водород. У него были помощники – механики братья Роберы. Им удалось изготовить шелковый шар, пропитанный каучуком, диаметр которого составил 3,6 м. Заполняли его водородом при помощи специального шланга с клапаном. Была сделана также особая установка добывания газа, который получали в результате химических реакций при взаимодействии металлических опилок с водой и серной кислотой. Чтобы испарения от кислоты не портили оболочку шара, полученный газ очищали при помощи холодной воды.

Первый воздушный шар, созданный на водороде, был запущен 27 августа 1783 года. Произошло это на Марсовом поле. На глазах двухсот тысяч человек шар поднялся так высоко, что за облаками его уже не было видно. Через 1 км водород стал расширяться, вследствие чего оболочка шара разорвалась, и аэростат упал на землю в деревеньке недалеко от Парижа. Но там ничего не знали о столь важном эксперименте, и не успели приехать изобретатели, как испуганные жители разорвали необычный шар в клочья. Так пришло в негодность великое изобретение стоимостью 10 000 франков. С 1783 года воздушные шары на водороде именуются шарльерами, в честь Шарля.

6 января 1745 года в маленьком французском городке Аннонэ родился Жак-Этьенн Монгольфье. Его отец, владелец небольшой бумажной фабрики, даже представить себе не мог,что его "младшенький" Жак-Этьенн, а вместе с ним и старший сын Жозеф-Мишель станут теми, кто откроет человечеству дорогу в небо: они изобретут воздушный шар.

У братьев, получивших неплохое образование, обнаружился огромный интерес к наукам. Правда, после смерти отца им пришлось вплотную заняться бумажным делом. Впрочем, предприятие приносило хороший доход, деньги были. И братья с головой окунулись в изобретательство. Трудно сказать, кто первый из них задался катерининским вопросом: почему люди не летают? Но факт остается фактом: идея подняться в небо овладела ими раз и навсегда.

Одержимые мечтой о полете, братья разработали и построили первые воздушные шары шары, наполненные горячим воздухом, - монгольфьеры. Задворки фабрики стали "испытательным полигоном".

Впервые воздушный шар поднялся в небо 5 июня 1783 года. Диаметр "летающего мешка" составлял около 12 метров. Он был сшит из холста и обклеен бумагой. Мало кто из присутствующих верил, что это чудо может взлететь. В топке под оболочкой сжигали шерсть, бумагу, дерево и мокрую солому. Как выяснилось, если оболочку наполнять нагретым сырым воздухом, а не сухим, то подъемная сила аэростата будет больше.

О том, как прошел первый полет, был составлен протокол. В нем зафиксировано: воздушный шар продержался в воздухе 8 минут и пролетел на высоте 520 метров около 3 км.

Историки пишут, что сами изобретатели безумно боялись высоты и не рискнули опробовать свое детище. Первые полеты были вообще без пассажиров. Они появились на борту монгольфьера лишь спустя три месяца, 19 сентября: при демонстрации шара в Версале в гондолу посадили овцу, утку и петуха. Остались воспоминания, что за полетом наблюдали король Людовик XVI и Мария-Антуанетта. Животные прекрасно перенесли воздушное путешествие, но петух, говорят, все-таки пострадал: на него наступил баран.

А вот 21 ноября того же года из замка в окрестностях Парижа отправился в полет первый монгольфьер, управляемый людьми - физиком Жаном-Франсуа Пилатром де Розье и маркизом д’Арлавдом. В гондоле аэростата высотой 20,7 м и диаметром 13,6 м эти смельчаки поднялись над землей на высоту 1 км и преодолели за 25 минут больше 8 км. Они стали первыми аэронавтами.

Но по иронии судьбы первый воздухоплаватель стал и первой в мире жертвой авиакатастрофы. 15 июня 1785 года Пилатр де Розье поднялся в небо на монгольфьере, состоящем из двух баллонов: один был наполнен воздухом, а второй водородом. Вместе со своим другом, механиком Пьером-Анжем Роменом физик собирался пересечь Ла-Манш. Увы: буквально через 15 минут после взлета монгольфьер загорелся и взорвался...

Изобретение братьев Монгольфье принесло им огромную известность. Они стали членами Академии наук, а король пожаловал им дворянский титул и герб с девизом "Так поднимаются к звездам".

Воздушные шарики. История изобретения

Говорят, что самая ранняя информация об изготовлении летящих в воздухе шаров была найдена в карельских рукописях. Там описывается создание шара из кожи кита и быка. А в летописях XII века рассказывается нам о том, что в карельских поселках воздушный шар имела практически каждая семья.

С помощью таких шаров древние карелы передвигались - шары помогали людям преодолевать расстояния между поселениями. Но такие путешествия были довольно опасными: оболочка из шкур животных не могла выдерживать давление воздуха долгое время - эти воздушные шары были взрывоопасными. И в итоге от них остались одни легенды, которым можно то ли верить, то ли не верить.

По другой версии первые шары были сделаны из животного мочевого пузыря (свиней).

Современные воздушные шары появились на свет в 1824 году. Они были изобретены английским ученым Майклом Фарадеем, во время его экспериментов с водородом (который позже стали заменять гелием). Ученый изучил эластические свойства каучука - и соорудил из этого материала две «лепешки». Для того, чтобы «лепешки» не слипались, Фарадей обработал их внутренние стороны мукой. И после этого пальцами склеил их необработанные, оставшиеся липкими края. В итоге получилось нечто вроде мешочка - который можно было использовать для опытов с водородом.

Лет через 80 после этого научный мешочек для водорода превратился в популярную забаву: каучуковые шары широко использовалась в Европе во время городских праздников. За счет наполнявшего их газа они могли подниматься вверх - и это очень нравилось публике, еще не избалованной ни воздушными полетами, ни другими чудесами техники.


В 1922 году в США на одном из городских праздников нашелся шутник, который забавы ради взорвал художественное оформление праздника - воздушные шарики. В результате этого взрыва пострадал чиновник. Вследствие этого забаву, оказавшуюся довольно опасной, запретили. Вместо водорода шарики стали наполнять более безопасным гелием.

Шар, привязанный изобретательным воздухоплавателем Жиффардом, позволял оказаться головой в облаках, он мог вместить около 50 пассажиров и поднимался на высоту почти 600м.

Виды шаров

Классические латексные воздушные шары — воздушные шары из латекса. В 1931 году Нейлом Тайлотсоном был выпущен первый современный, латексный воздушный шарик (полимер латекс получают из водных дисперсий каучуков). И с тех пор воздушные шарики наконец-то смогли измениться! До этого они могли быть только круглыми - а с приходом латекса впервые появилась возможность создавать длинные, узкие шарики.

ШДМ (Шары для моделирования) — длинные шарики-колбаски из которых скручиваются различные фигуры (изготовляются также из латекса)

Воздушные шары с двумя и более хвостиками (используются для составления сложных пространственных конструкций)

Шары для упаковки — это прозрачные или полупрозрачные шары с широким горлышком, в которые с помощью специального устройства кладут предметы, требующие упаковки

Миларовые (фольгированные) воздушные шары

Ходячие фигуры, обычно изображают длинноногого гуманоида, который за ноги прикреплен к опоре. Надутые гелием, под дуновением ветра они создают иллюзию, что фигура шагает

Шары-Самодувы (способны надуваться сами посредством химической реакции)


Форма шаров

Большинство воздушных шариков имеет форму эллипсоида вращения. Другими распространёнными формами являются форма сердца (особенно популярна на День святого Валентина),

зайца, коня, цветка и длинного эллипсоида, в просторечии называемого «колбасой», которому можно придавать форму собачки, сложных колец и других фигур.

Несмотря на многообразие форм, воздушные шарики всё равно называются шариками, хотя их форма не всегда имеет форму шара.


Предлагаем вам погрузиться в интереснейшую частичку истории человечества — освоение воздуха. Из этой статьи вы узнаете кто первым поднялся в небо, за чьими именами стоят изобретения воздушного шара и дирижабля, и многое другое…

Существует множество способов превращения клокочущего в сердце вулкана эмоций в благородный поступок: под балконом любимой сыграть на гитаре серенаду; щедрым взмахом кисти отразить на полотне чарующее разнообразие природы. Любой красивый жест влечет за собой подтверждение высказанных чувств. А вот объясниться в любви на высоте птичьего полета – такой жест под силу не каждому влюбленному. Только тот, кто хотя бы раз почувствовал умиротворяющую тишину неба, дикую радость осознания победы над ежедневными заботами, навсегда останется поклонником вертикальной бездны воздухоплавания.

История создания воздушного шара уходит в начало ХVIII века. К числу пионеров освоения атмосферы относится несправедливо забытый бразильский и португальский священник Бартоломео Лоренцо, известный как Гузмао. После долгого изучения физических явлений, он удивил королевскую семью невиданным фокусом: яйцевидная оболочка, растянутая над миниатюрной жаровней, поднялась на 4 метра вверх.

Механик Жан-Пьер Бланшар давно мечтал о создании летательного аппарата. В 1781 году он подарил миру чудо, которое привязывалось веревкой через блок к противовесу, и с помощью рук и ног поднималось на несколько метров вверх.
Братья Монгольфье всю жизнь безумно боялись высоты, однако упрямство подталкивало мечту покорить небо. Однажды они получили в наследство бумажную фабрику. Во время процесса выпаривания целлюлозного раствора стали обращать внимание на клокочущие пузыри – прообраз летающего судна. Длительные эксперименты по поиску газа, который был бы легче воздуха, не увенчались успехом. Но однажды за ужином их служанка кинулась к плите спасать подгоревшее жаркое — жар от открытой печи поднял ее юбку…

Идея приобрела определенные очертания. Вскоре братья Монгольфье соорудили тканевую оболочку в 3,5 м диаметром. Наполненная дымом, она продержалась на высоте 300 метров около 10 минут. А 5 июня 1783 года толпа зевак и важная комиссия увидели запуск с базарной площади десятиметрового шара. Именно эта дата является началом «окрыления» человечества.

Открытие братьев Монгольфье подтолкнули Жан-Пьер Бланшара к мысли оснастить аэростат крыльчатыми веслами для управления полетом. На экспериментальном образце он перелетел Ла-Манш, доказав возможность перелета из страны в страну.

Парижская академия наук поручила молодому профессору Жаку Шарлю усовершенствовать аппарат братьев Монгольфье. Ученый верил в преимущество огня над дымом, мешало только отсутствие легкого материала, достаточно крепкого, чтобы удержать летучий газ. Эта роль досталась шелку, пропитанному скипидарным раствором каучука.

27 августа 1783 года полмиллиона парижских жителей наблюдали старт детища Шарля с Марсового поля. Его изобретение стало предшественником дирижабля.

Но братья Монгольфье не горели желанием отдать пальму первенства в чужие руки и продолжали отстаивать собственное изобретение. Чтоб удивить короля, был продемонстрирован полет разукрашенного шара с прицепленной к ней корзиной, в которой сидели баран, курица и петух. Через 8 минут первые в истории пассажиры воздушного шара приземлились в четырех километрах от места взлета. С тех пор два направления воздухоплавания развивались параллельно.

Людовик ХVI запретил братьям лично участвовать в испытаниях воздушного шара. Для рискованного предприятия выбрали двух осужденных к смерти преступников. Но ярые поклонники нового развлечения де Розье и маркиз Д`Арланд завоевали право быть первыми людьми на борту воздушного шара. 21 ноября 1783 года они за полчаса пролетели 10 км. А спустя 10 дней профессор Шарль пролетел 40 км на невиданной высоте – 2750 м. Разработанные ним в погоне за конкурентами некоторые технические решения использовались его последователями без изменений почти сто лет.

Так освоение воздушных просторов превратилось в профессию. Во времена Великой Французской революции для наблюдений за позициями противника была основана воздухоплавательная рота – донесения с гондолы, находящейся на высоте 500 м, доставляли на землю по шнурку, к которому был прикреплен своеобразный якорек.

Освоение неба в России

Российская империя не особо приветствовала аэростаты. Они считались развлечением для дворян. И лишь 3 декабря 1870 года открылось Русское воздушное общество. Позднее Дмитрий Менделеев разработал уникальную модель герметичной гондолы для полета на большую высоту.

Кадровые пилоты появились на границе ХХ века. В советское время, благодаря стремительному наступлению авиации, интерес к аэростатам не угас – в 1924 году проходили Всесоюзные соревнования по воздухоплаванию, организатором которых был предшественник ДОСААФ – ОСОАВИАХИМ, в распоряжении которого было значительное количество воздушных шаров.

Стремление человечества к полетам существует ровно столько, сколько существует цивилизация. Но реальные шаги в этом направлении были сделаны только к концу XIX века, когда и состоялся первый полет на воздушном шаре. Это величайшее событие потрясло не только Францию, в которой собственно и состоялось, но и весь мир. Братья Монгольфье вошли в историю как первооткрыватели и революционеры. Зарождение воздухоплавания следует считать значимой вехой в развитии всей науки и человеческой цивилизации.

Начинания братьев Монгольфье

Когда речь заходит о том, кто придумал первый воздушный шар, практически каждый образованный и начитанный человек вспоминает фамилию братьев Жозефа и Жака-Этьена Монгольфье. Конечно, этих изобретателей не следует считать единственными в своем роде, поскольку исследования подобных явлений проводились и ранее.

Толчком к тому, что воздушный шар был создан, стало открытие ученым Генри Кавендишем водорода: ученый выяснил, что плотность «горючего воздуха» гораздо меньше обычного воздуха.

Именно это свойство и было использовано в первых экспериментах и последующих открытиях Монгольфье. Братья проводили многочисленные испытания с рубашками, мешками и пробными шарами из натуральных тканей, которые хоть и взлетали, но невысоко. Но для того времени даже подобные факты оказывались пугающе новыми и едва ли не революционными.

Первые полноценные пробы прошли в 1782 году, когда в воздух поднялся шар объемом три кубометра. Следующий воздушный шар был уже намного больше: конструкция весила 225 килограммов и состояла из четырех боковых полос и купола из обклеенного бумагой хлопка. 4 июня изобретатели запустили этот опытный образец в воздух, но преодолеть удалось лишь около полутора километров, а закончился полет падением. Братья Монгольфье были не единственными, кто в этот период проводил подобные исследования: француз Жак Шарль запускал шары, наполненные водородом, что было значительным скачком в развитии данного направления.

Если шары от братьев-исследователей, наполняемые теплым воздухом, называли монгольфьерами, то творения мсье Шарля – шарльерами.

После подобного старта, считавшегося практически успешным, братья Монгольфье получили мощную поддержку от Академии наук. Финансовые вложения позволили им проводить новые запуски, так что следующий шар, на котором прокатились странная компания – овца, гусь и петух, был значительно больше своего предшественника: 450 килограммов при объеме в 1000 кубометров. После относительно успешного его приземления (плавного падения корзины с высоты около полукилометра) было принято решение провести испытания воздушной конструкции с людьми на борту.

В это же время Жак Шарль запустил шар из пропитанного каучуком шелка, который за время первого полета смог преодолеть расстояние в 28 километров.

Первый успешный полет

Братья Монгольфье мечтали стать первыми пассажирами своего изобретения, однако их отец запретил подобный риск. Поиски добровольцев не заняли много времени, а первыми людьми, поднявшимися в воздух, стали Пилатр де Розье и маркиз Д’Арланд.

Свой первый полет братья Монгольфье смогли совершить уже в 1784 году, когда вместе с ними на борт поднялись еще 7 человек. Это путешествие принято считать первым коммерческим полетом в истории воздухоплавания.

Братья запланировали первый полет на 21 ноября 1873 года. Именно в этот день и состоялось эпохальное путешествие двух первооткрывателей: воздушный шар, поднявшись на высоту одного километра, за 25 минут пролетел расстояние более 9 километров. Первые пассажиры оказались более чем умелыми воздухоплавателями и отлично управляли огромным шаром, что в большой степени обеспечило успешность мероприятия.

Благополучный полет подстегнул желание развивать это направление дальше, но следующая цель, на которую замахнулись братья вместе со своими последователями, оказалась слишком сложной. Попытка перелета через Ла-Манш, не согласованная с самими Монгольфье, оказалось неудачной для Пилатра де Розье: он погиб при падении сгоревшего шара. В судьбе этого первопроходца печально совпали две вехи: честь оказаться первым человеком на воздушном шаре и трагедия пасть первой его же жертвой.

После этого воздухоплавание стало развиваться семимильными шагами. Жак Шарль в своих исследованиях не только значительно обезопасил полеты, но и изобрел способ измерять высоту полета и регулировать ее. Путешествия на воздушных шарах стимулировали изобретение парашюта: в 1797 году был успешно совершен первый прыжок Андре-Жака Гарнерена, отделавшегося только вывихом кисти. А уже в 1799 первый прыжок с парашютом совершила женщина – Жанна Лаброс, ученица Гарнерена.

Сегодня монгольфьеры, претерпев не особо кардинальные изменения конструкции, по-прежнему используются в воздухоплавании, пользуются популярностью у людей и украшают собой многие праздники. Огромные яркие шары из прочной ткани с достаточным уровнем безопасности стали не средством передвижения, но попыткой человека стать ближе к небу.