Тайны афона. Как только корабль приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы

Афонский полуостров (длиной примерно 80, шириной -12 км), омываемый водами Эгейского моря и расположенный на северо-западе Греции, неподалеку от города Салоники, имеет исключительное значение для судеб Православия и всего мира. Это -древняя цитадель монашества, которая по праву носит название Святой Горы.

Первые иноки поселились здесь полтора тысячелетия тому назад. Постепенно, промыслом Божиим, Афон становится местом жительства одних лишь монахов, особой монашеской "республикой"с собственными органами самоуправления и границами, со своим строгим уставом, запрещающим, например, доступ сюда женщинам. Нога женщины не ступала на эту землю вот уже более тысячи лет.

История православного Афона неразрывно связана с именем Матери Божией, Пречистой Девы Марии, Которую особенно почитают все афонцы, называя Ее Игуменьей Святой Горы, а саму Гору - Ее Уделом. Здесь, согласно церковному преданию, во время Своей земной жизни Она проповедовала Евангелие. Здесь же изрекла Свое известное пророческое обетование:

"Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего Бога в наследие Себе, дабы те, кои хотят удалиться от мирских забот и смущений мира, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне будет называться Гора эта вертоградом Моим. Много люблю Я это место, и придет время, когда оно от края до края, на север и юг, наполнится множеством иноков. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, - великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего..."

Гора Афон, Гора Святая!.. Как забыть твои неземные красоты - неумолкающий шепот волн у подножья суровых, задумчивых скал, щебетание птиц в твоих вечнозеленых чащах, величественный шатер раскинувшегося над тобою южного неба, ласкающего взор то прохладной, девственно чистой голубизной, то пиршеством красок пламенных закатов и восходов, то таинственным мерцанием бесчисленных далеких звезд...

Идешь по тропинке, которая еще минуту назад петляла среди огромных, отшлифованных морем прибрежных валунов, и вот она уже круто взмывает вверх, струится причудливым серпантином по изрезанному ущельями горному склону, стремительно поднимая тебя все выше и выше. Новый поворот, еще один... И ты уже на заоблачной высоте, оставив далеко внизу и море, и медленно парящих над его изумрудной гладью белоснежных чаек.

Радость полета, света и простора. Свобода и окрыленность души. Только ли неповторимая природа наполняет ее этим счастьем? Конечно же, нет. Ведь ты - в уделе Пресвятой Богородицы, в особом, удивительном, благодатном уголке земли, над которым распростерт Покров Царицы Небесной. Здесь, в этой древней и вечно юной монашеской стране, каждый камешек дышит святостью. Здесь нет ничего, что не было бы освящено молитвенным подвигом и трудами десятков тысяч православных иноков, полторы тысячи лет живших на этом месте. Каменные громады монастырей, похожих на сказочные средневековые замки, жилища отшельников - каливы, прилепившиеся на неимоверной высоте к отвесным скалам подобно ласточкиным гнездам, скиты, погруженные в ничем не нарушаемое безмолвие, - во всем ощущается дыхание Вечности.

Молитва за весь мир - главное делание святогорских монахов. Это именно подвиг, вся неимоверная тяжесть и высота которого известна немногим. "Молиться за мир - кровь проливать", - свидетельствует преподобный Силуан Афонский, на своем личном опыте познавший сию истину и положивший, по евангельскому слову, "душу свою за други своя" в незримой огненной битве с полчищами ада, которые неустанно день и ночь вершат свое темное дело вовлечения людей в погибель. Дьявол с удвоенной энергией восстает на тех избранников Божиих, кои, подобно Старцу Силуану, не только сами достигают вершин чистоты и святости, но и души ближних вырывают из его когтей своим молитвенным предстательством пред Богом. "Брат наш - жизнь наша", - говорил святой. И проливал потоки слез о миллионах несчастных, пребывающих во мраке безбожия и лишенных радости общения со своим Создателем.

Утром, вечером, ночью - изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год собираются на совместные службы в монастырских храмах братия двадцати афонских обителей. Лишая себя отдыха и покоя, после долгих и тяжелых дневных трудов встают на ночную молитву отшельники-анахореты...

Четырнадцать часов подряд, и более, могут длиться ночные афонские богослужения. И их надо не просто "выстоять", как "выстаиваем"их мы, паломники, непривычные к такому труду и порой готовые просто упасть на пол от усталости. Нужно сохранить внутреннюю собранность, постоянное внимание, ибо именно оно, по святоотеческой мысли, есть "душа молитвы".

Громкие удары в металлическое било разрывают тишину безмятежной ночи. В кромешной темноте, освещая себе дорогу карманным фонариком и следя за тем, чтобы не наступить на змей, которых, как нам сказали, здесь множество, идем в храм приютившей нас обители. Отметим, впрочем, что смерть от укуса ядовитой змеи - явление на Афоне исключительное. Бог хранит Своих избранников. Возможно, единственный случай произошел некогда именно около этой кельи. Ее бывший насельник, укушенный змеей, нашел в себе силы лишь взобраться на мула и доехать до ворот ближайшего монастыря, перед которым и свалился замертво. Но сохранились свидетельства, что этот монах пострадал не случайно, ибо впал в какую-то ересь. Назидание и нам - страшиться более духовных, невидимых "змей", хранить чистоту Святого Православия!

Братия, вставшие еще часа два назад, в полночь, на свое келейное молитвенное правило, уже собрались в маленькой уютной церкви. Неспешно читается полунощница, совершается утреня, длящаяся до самого рассвета. Наступает черед великопостных часов, за которыми сам известный здесь и почитаемый Старец читает от начала до конца Евангелие от Марка. Наблюдая за служением этого пустынника, телесно немощного, но пламенеющего духом, мы не переставали изумляться тому, откуда у него берутся силы. Вот с особым благоговением и трепетом им отслужена Литургия. Уже час дня, но после пятнадцатиминутной трапезы он снова в заботах - принимает новых паломников, приехавших из Польши и России...

Неизменно ровный, тихий, спокойный, стремящийся каждого из вновь прибывших оделить вниманием и любовью, Старец остается таким все это время и, кажется, совсем не нуждается в отдыхе (без которого он оставался, по нашим подсчетам, чуть не целые сутки). Дивный пример самоотвержения, смирения и кротости! Эти его качества, как свидетельствуют братия, простираются даже на животных, насекомых.

"Старец, - рассказывал один из послушников, - не благословляет убивать скорпионов. Найдешь какого у себя в келье - бери аккуратно в баночку и относи куда-нибудь подальше, в лес..."

Афон - величественная, неугасимая, тысячелетняя лампада, жертва Богу от лица всего человечества, быть может, одна из последних, немногих, которые еще удерживают десницу Всевышнего, вот-вот уже, кажется, готового опустить Свой Карающий меч на пораженную греховным тлением планету.

Сколько афонских святых, имена которых мы доподлинно знаем, ходатайствуют за нас сегодня на Небе! И, кроме того, были, есть и будут на Святой Горе до скончания века подвижники, неведомые миру, но в судьбе его играющие куда большую роль, чем, скажем, самые известные и влиятельные политики. Много уже написано об этих сокровенных от человеческого взора аскетах, еще больше по-прежнему остается за завесой тайны. Вот что читаем, например, в одном из современных святогорских патериков.

Несколько десятилетий назад, пишет его составитель, архимандрит Иоанникий (Коцонис), один благочестивый паломник, критянин по происхождению, прибыл на Афон, чтобы поклониться его святыням и повидаться со своим братом - отцом Евфимием, который подвизался здесь в уединенной каливе, расположенной к северу от скита Малой Святой Анны. Ближайшая пристань находится достаточно далеко от этого места, и, поднимаясь в гору по запутанным тропкам, паломник через какое-то время сбился с пути. Долгие часы пришлось ему блуждать по безлюдным, почти непроходимым афонским чащам, прежде чем он достиг наконец желанной цели. Поприветствовав хозяина кельи и немного переведя дух после столь утомительного путешествия, он сразу же спросил брата: "Когда же вы будете погребать того почившего, которого я видел здесь неподалеку в пещере? Я тоже хотел бы присутствовать, потому что давно мечтал посмотреть, как совершается этот обряд на Святой Горе".

Отец Евфимий был в полном недоумении. Он ничего не слышал о том, чтобы кто-то из пустынников жил поблизости. И они вместе отправились на поиски загадочной пещеры. Ее так и не удалось найти. Но в одном месте, где они вдруг почувствовали исходящее неизвестно откуда сильное благоухание, паломник воскликнул: "Она была здесь - вот у этого дерева. Когда я вошел внутрь, то увидел благолепного Старца, лежащего на "погребальной кровати" (особого рода носилки, на которых тело усопшего доставляют к месту погребения. - Д. В. ). Он был как живой, и, только приблизившись, я понял, что он мертв, потому что на нем лежал крест и икона Пречистой. Рядом горела зажженная лампада и чувствовался этот удивительный аромат ладана..."

Или другой случай. "Будь внимателен, мы втроем живем здесь. Не потревожь нас, скажи и другим, чтобы нас не тревожили", - такие слова услышал от явившихся ему во сне трех светоносных отшельников старец Герман, поселившийся неподалеку от Великой Лавры св. Афанасия Афонского, в местечке, называемом Хаири. Подобного откровения удостоился спустя некоторое время и живший по соседству известный старец -румын Герасим. Проходя мимо одного места, где всегда ощущался некий таинственный благоуханный запах, и заметив однажды, что он как-то особенно усилился, старец помолился Богу, чтобы Он открыл святые мощи Своих тайных угодников, и обнаружил заложенный камнями вход в пещеру. Но когда он стал освобождать его, внезапно услышал голос: "Не беспокой нас. Нас трое. Мы жили здесь и не хотим, чтобы нас кто-нибудь потревожил".

Добродетельный и благоговейнейший старец снова заложил отверстие пещеры и ушел, прославляя Бога и сих сокровенных святых - эти тайные цветы афонской пустыни. Место, где находится пещера, он указал только ученику своему, Иллариону.

Приближение к святыне требует особого благоговения и трепета, очищения, приуготовления души. "Кто близ Меня, тот близ огня", - говорит Господь.

"Это, что ли, у вас "чудотворная "икона?" - с недоверием и насмешкой спросил посетивший Зографский монастырь епископ и дерзко ткнул указательным пальцем прямо в лик Святого Георгия Победоносца на самом почитаемом в обители образе. Внезапная боль огненной стрелой пронзила тело кощунника. Но ужаснее всего было то, что палец... прирос к иконе. И несчастному владыке после хирургической операции пришлось навсегда оставить его отрезанный кончик на щеке Великомученика как видимый символ недозволенного прикосновения к Невидимому.

Этот особый случай - исключение, подтверждающее правило. А именно то, что каждый прибывающий на Афон испытывает сильнейшее чувство раскаяния в грехах и своего недостоинства даже ходить по этой земле. Не то что прикасаться (пусть только губами)к ее уникальным духовным сокровищам - древним, воистину чудотворным иконам, святым мощам угодников Божиих, частицам Креста Господня, Поясу Богоматери, Дарам волхвов... Не перечесть святынь благословенного Вертограда Пресвятой Девы Марии. Тысяч и тысяч страниц не хватит, чтобы поведать о всех его тайнах.

Быстро летит время. Не успеешь сойти на афонский берег - и вот он уже снова за бортом белоснежного и стремительного, как чайка, кораблика, уносящего тебя в мир, к привычным делам и заботам...

Кто из путешественников, расставаясь надолго с каким-нибудь полюбившимся ему уголком планеты, не испытывал щемящего чувства потери? Люди бросают в воду монетки, по-детски веря в то, что сбудется примета и они еще раз возвратятся сюда. Делают новые и новые фотографии, пытаясь хотя бы с их помощью удержать мимолетные мгновения счастья. А оно все ускользает куда-то... И переполненные фотокарточками альбомы только умножают тоску по безвозвратно ушедшему прошлому.

Иное - на Святой Горе. Ее очень легко покидать. Это тем более удивительно, что душе твоей, кажется, уже не найти на земле другого места, столь прекрасного и притягательного. Ты переполнен Афоном. И можешь унести его с собой, в какую бы отдаленную точку земного шара тебе ни предстояло вернуться. Это почти физическое ощущение. И, наверное, еще одно чудо - живое свидетельство сердца о Вечно Живом Боге.

Диакон Димитрий Валюженич

Известный исследователь и переводчик древних христианских текстов Дионисий Поспелов рассказывает «МН» о своих последних находках.

- Как давно вы начали заниматься древними текстами?

- Наша группа начала складываться в 1995 году. Первым текстом, с которым мы работали, стала «Парафраза Святого Евангелия от Иоанна» египетского поэта Нонна из Хмима. Это был весьма интересный, даже «экзотический» текст V века - переложение Евангелия от Иоанна гекзаметром, христианский эпос по сути.

После выхода этой книги в 2002 году мы попытались создать серию научных публикаций святых отцов. Для этого я начал работу в Греции, в Салониках - тамошний монастырь Влатадон является центром хранения микрофильмов рукописей афонских библиотек.

Но в скором времени я понял, что необходимо все-таки работать с самими рукописями, а не с микрофильмами. Дело в том, что огромное количество святоотеческих текстов, даже самые важные источники, к сожалению, не опубликованы. На Афоне я работал в библиотеках монастырей Ивирон, Ватопед, Дионисиат, Великая Лавра. В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре немалая часть рукописного хранилища вообще не описана или описана недостаточно подробно, как это можно увидеть в каталоге Спиридона Ламброса. Славянские рукописи также описаны не полностью.

- Насколько доступны для исследователя афонские библиотеки?

- К тем источникам, которые действительно важны, подобраться очень тяжело. Определенная «политика» монастырей Святой Горы не позволяет свободно работать с рукописями. Даже в Ватиканской библиотеке работать легче - тем более что там сделаны микрофильмы практически всех рукописей, чего не скажешь, например, об афонской Великой Лавре. На Афоне есть архивы, которые никогда не были микрофильмированы и которые вообще не доступны.

К русским исследователям на Афоне относятся особенно настороженно, потому что были случаи, когда русские похищали рукописи или вырывали из них листы. Это было и в XVII веке, когда Арсений Суханов вывез с Афона немало рукописей, и позднее. Так или иначе, память на Афоне долгая.

- Может ли идти речь о намеренно скрываемых рукописях?

- В православии существует особая, очень глубокая исихастская традиция. Публикация мистических текстов такого уровня может повлечь за собой возникновение некоторых вопросов среди православных людей, на которые пока нет ответов. Такие тексты могут быть даже опасны, как опасна сложнейшая техника в руках несведущего в ней.

Например, такой текст, как «Исихастское утешение» Каллиста Ангеликуды, XIV века. Этот важнейший исихастский текст не был полностью опубликован даже по-гречески, и ныне готовится нашей группой к публикации. Преподобный Каллист пишет: «Вовсе лишен ума (то есть естественного человеческого мышления) тот ум, который созерцает Иисуса». Само слово «исихия», которое принято переводить как «безмолвие», имеет оттенки чувственного значения: «сладость», «сладостный». Эти тексты пугали и Синодальную цензуру дореволюционной России - исихасты не переводились намеренно!

Безусловно, многие из величайших русских святых - от преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского - прекрасно владели искусством исихии, несмотря на отсутствие текстов по исихазму. «Дух дышит, где хочет:». Они каким-то Божественным наитием поняли то, что не могли знать по книгам и чему не могли научиться в полной мере от наставников, старцев.

- Какова ваша позиция в отношении книги «Код да Винчи»?

- На евангельских сюжетах изначально было очень много спекуляций. «Мастер и Маргарита» - наиболее очевидный прецедент. Но в данном случае речь идет об использовании достаточно древних сектантских текстов, гностических и неогностических, на коптском, латинском и старофранцузском языках.

Мария Магдалина уже в первые века христианства почиталась как великая святая. В «Коде да Винчи» есть спекуляция о «человеческой» любви Спасителя к Марии Магдалине. О Божественной любви, Божественном эросе действительно говорится в неизвестном исследователям житии Марии Магдалины пера афонского старца блаженного Иерофея Загорейского, которое мне удалось обнаружить на Афоне летом этого года. Но человек, разбирающийся в богословии, прекрасно осознает, что понятие о Божественной любви, которая дается святым свыше через духоносное озарение нетварным светом, не имеет ничего общего с чувственной любовью падшего человека. Христос любил Магдалину не как человек, но «выше человека», как выразился бы преподобный Максим Исповедник.

- Но ведь в евангельском тексте даже один из апостолов укоряет Христа, что он разговаривает с блудницей.

- В этом эпизоде речь идет совсем о другой Марии. Из житий следует, что Мария Магдалина не была блудницей, она была девой до конца жизни. Известны имена ее родителей - Сир и Евхаристия. Наряду с Иоанном Богословом она была любимой ученицей и духовной дочерью Спасителя. В Евангелии есть прямое свидетельство, что она стояла у Его Креста. Согласно житиям, Мария Магдалина была в Риме, общалась с императором Тиберием и сообщила ему о чудесах, совершенных Спасителем.

Мощи святой Марии Магдалины почитаются на Святой горе Афон. В Россию недавно привозили длань, то есть левую руку святой, которая хранится в афонском монастыре Симонопетра. Невероятным образом она сохраняет и поныне температуру человеческого тела.

- То есть та женщина, которая отерла ноги Христа своими волосами, Марией Магдалиной не была?

- В священном Предании не сохранилось никаких сведений об этой женщине. Из евангельского текста явствует, что это была грешница, но имя ее не известно.

- Отчего возникло это отождествление?

- Легенда о Магдалине-блуднице родилась в VII веке в среде латинян. Это католическая традиция, которой придерживаются ныне многие православные России. Особенно легенда расцвела во время крестовых походов для удовлетворения куртуазных вкусов того времени. Это ведь очень красиво - блудница стала любимой ученицей Христа. Но ведь это же безумие: Иисус приближает к Себе женщину с улицы и открывает ей Свои таинственные учения: Откровенный гностицизм.

Существует и апокрифическая литература о Марии Магдалине - например, так называемое «Евангелие Марии Магдалины» на коптском языке. Но это не имеет отношения к церковному Преданию, это гностическая литература такого же плана, что и «Евангелие от Иуды». Апокрифических, гностических Евангелий на самом деле очень много. Существуют, к примеру, «Евангелие от Адама», «Евангелие от Евы», «Евангелие Египтян» и другие.

- Кто автор тех житий Марии Магдалины, о которых вы упомянули?

- Есть так называемые анонимные фрагменты житий. Есть греческая рукопись, датированная 1307 годом, находящаяся на Сицилии, в монастыре Сан-Сальваторе. Есть изданная гомилия Иоанна Златоуста, также содержащая информацию о Марии Магдалине, гомилия преподобного Григория Паламы. Еще одна неопубликованная гомилия XIV века есть в одном из венских кодексов. Также существует текст Иоанна Фессалоникийского, изданный в 1894 году. Существует и уже упомянутое мной коптское Евангелие Марии Магдалины III-IV вв.еков, которое сохранилось в Оксиринхском папирусе N3525.

Такие тексты, как коптское Евангелие, наименее надежны. Гностики за отсутствием информации формировали то или иное понимание Евангелия на основе своих воззрений. Многие греческие тексты о Магдалине основаны на отрывочной информации, но святоотеческое предание все-таки более отражает реальную историю, чем гностические «фантомы». К сожалению, сейчас в России к подлинному исследованию святоотеческих текстов относятся как к полумаргинальной деятельности, а церковная наука по преимуществу живет прошлым. В основном выходят репринты русских изданий XIX века. Пока это происходит, мифы будут затенять свет православного Предания.

Досье МН

Дионисий ПОСПЕЛОВ окончил аспирантуру в Институте всеобщей истории РАН (отделение палеографии, кодикологии и византийской дипломатики). Организовал 2 научные серии - Scrinium Philocalicum (Свиток добротолюбия) и Smaragdos Philocalias (Сокровище добротолюбия).

В последнее время в сферу научных интересов г-на Поспелова входят тексты последователей исихазма - мистического православного учения о духовном преображении человека. Через личную аскезу и усиленную молитву исихаст стремится к созерцанию «нетварного света», подобного тому, который был явлен апостолам на горе Фавор. Значительное число исихастских рукописей находятся в монастырях Афона (Греция) и малодоступны исследователям.

Издревле считалось, что под особым покровительством Богородицы находятся четыре места на земле – Киево-Печерская лавра на Украине, земли древней Иверии, входящие в состав современной Грузии, Серафимо-Дивеевский монастырь в России и греческая гора Афон. Причем, последняя – наиболее загадочная и закрытая. Здесь одновременно действуют двадцать монастырей, принадлежащих различным православным церквям мира.

В эти дни по России в сопровождении неотступных хранителей - строгих и молчаливых греческих монахов – впервые путешествует одна из главных святынь всего православного мира – Пояс Пресвятой Богородицы. В конце октября его привезли из афонского монастыря Ватопед, где он бережно хранится на протяжении нескольких веков. Количество желающих увидеть святыню, которую по легенде сплела сама Богоматерь незадолго до своей земной кончины, столь велико, что организаторы вынуждены были расширить список городов, где должна побывать реликвия. В каждом городе, куда прибывает святыня, десятки и сотни тысяч людей приходят поклониться скромному поясу из верблюжьей шерсти, наделенному, по поверью, невероятной энергией любви и святости.

А в Москве, в Государственном историческом музее, открылась выставка «Гора Афон. Образ Святой земли». Цель проекта – познакомить с одним из самых значимых для христиан всего мира местом – одним из уделов Пресвятой Богородицы.

В основу экспозиции лег уникальный фотоархив, собранный афонскими монахами за последние тридцать лет. Более 200 фотографий, авторами которых стали постоянные обитатели Афона, повествуют о буднях и праздниках насельников Святой горы, об окружающем их мире и гостях, которых, впрочем, единственная в своем роде монашеская республика принимает довольно неохотно.

Под защитой Богородицы

Афон – это полуостров, в юго-восточной части которого пирамидой возвышается величественная гора, именуемая Святой. С самой зари своей истории Афон окружен легендами и тайнами. Как гласит предание, когда греки приняли христианство, в 44 г. после Рождества Христова мать Иисуса вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только судно приблизилось к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и крестились, а сам Афон с тех пор стал земным садом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

Богородица лично заботится о каждом, говорят монахи. И показывают на крошечное легкое облачко, зависшее на самой вершине горы посреди абсолютно чистого неба. Когда облачко висит над вершиной, значит, Богородица на полуострове. Вот только никому из фотографов не удалось заснять это облачко на пленку. Случайность? Вряд ли, улыбаются монахи.

Долгое время поселение православных монахов на Афоне было небольшим. Первый крупный монастырь был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А через полвека после ее основания там появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой. Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона. В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеймонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеймона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи. Любопытно, что в русском монастыре на самом деле давно нет русских по национальности монахов, все они, в основном, украинцы.

Существует легенда, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут двенадцать старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти двенадцать старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

Кстати, интересная традиция: когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело – значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает, значит, монах перешел в другой мир с нераскаянными грехами. В этом случае тело закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тело, как правило, истлевает. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки.

Чудеса Афона

Это древняя традиция, да и вообще все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся еще в византийскую эпоху.

Жизнь монахов проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов. Животные, к слову, здесь лишь домашние, те, что используются в подсобных работах. Ни крик птиц, ни рык зверей не отвлекают подвижников от молитвы.

Чудеса здесь в порядке вещей. Почти с каждым предметом в монастырских храмах связано какое-то чудо. Так, в монастыре Зограф есть икона Георгия Победоносца, которая, по преданию, изобразилась сама на подготовленной для росписи поверхности. За семь веков монахи записали столько исцелений у иконы, что один епископ не поверил в их правдивость. Прибыв в обитель, он позволил себе коснуться пальцем лика Святого Георгия. Палец прилип к иконе. Несколько дней монахи молились, тянули епископа, как ту репку, но Святой Георгий так и не отпустил архиерея. Пришлось отрезать кончик пальца, который и доныне сохранился в засохшем виде на иконе и предупреждает всех о необходимости благоговейного отношения к святыням.

А в Ватопедском монастыре есть чудотворная икона, которая однажды защитила храм, изгнав турок. В XVIII веке, когда Греция была под турецким гнетом, к Афону причалил турецкий корабль с солдатами. Они вышли на берег и направились в монастырь. Игумен вышел и попросил солдат немедленно уйти и не гневить Богородицу, так как появление в храме вооруженных лиц воспринимается как оскорбление святости. Турки только рассмеялись над словами монаха и вошли в монастырь. Там они начали пьянствовать, бесчинствовать, стрелять в воздух, и один из солдат с криком: «Покажи мне свою мощь», выстрелил по иконе и попал в руку Богоматери. Сразу же после выстрела из образовавшейся дыры выскочил сильный зеленый луч света и ударил турка по переносице. Солдат упал навзничь, корчась в судорогах, крича от боли и прося пить. «Не могу!- кричал он,- внутри такой жар, что сгорю живьем!»

Потом он вскочил и бросился к морю, надеясь охладиться в его водах. Но даже в море он не успокоился. Вышел из воды, как безумный, взял веревку и повесился на маслине.

Другие турки, ужаснувшись, выбежали из монастыря и провели ночь на берегу моря. Когда они сообщили султану в Константинополь о случившемся, тот дал указ – не входить никогда в Афон. Это заколдованное место – так он назвал Сад Богородицы на Земле. Дыра от того выстрела есть на иконе до сих пор.
Даже Вторая мировая война не разрушила Афон – во время фашистской оккупации от всех монастырей Гитлеру была послана петиция с просьбой не вводить войска на территорию полуострова. Гитлер просьбу удовлетворил и даже больше. Он поставил на границе Афона подразделение, которое не пропускало никого на святую землю.

Поэтому в афонских монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: кроме пояса Пресвятой Богородицы, это частицы Честного Древа Креста Господня, нетленные мощи святых и даже Дары Волхвов. Внешне монастыри Афона – настоящие музеи византийских времен, величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах.

Женщинам вход воспрещен

Для того чтобы попасть на Афон, нужно иметь не только греческую визу, но и специальное разрешение на въезд – так называемый диамонитирион, то есть пропуск на Афон. Количество заезжающих на Афон ежедневно ограниченно – это 110 человек с общим пропуском и неограниченное количество с частным, но таких бывает немного. Все эти правила действуют только для мужчин. Женщина может посмотреть на Афон лишь издали, с палубы корабля.

Дам здесь не видели уже больше тысячи лет – еще в 883 году император Василий Македонец своим указом установил запрет «о непроходимости» на территорию Афона не только женщинам любого возраста, но даже животным женского пола. Чтобы среди посетителей не оказалась переодетая женщина, в старину сюда пускали только бородатых, причем проверяли, настоящая ли борода – дергали за волосы. Также говорят, что раньше монахи даже отстреливали залетавших на остров птиц, чтобы между ними не попалась самка.

Существует легенда о том, как в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась. Пришлось повернуть назад и сербской царице Маро, которая в 1470 году на роскошном корабле прибыла на Афон. Она привезла здешним обитателям богатые дары, но и ей не удалось пройти по этой земле больше десяти шагов. По легенде, ее встретил ангел и попросил вернуться на корабль.

Сейчас гостей, конечно, за бороды не дергают, а просят показать паспорт. Но даже поддельный документ не спасет женщину, решившую проникнуть в мужскую обитель. Местные экскурсоводы любят рассказывать туристам историю про французскую туристку, которая в мужской одежде и с фальшивым паспортом пробралась на остров. Выбрав на пляже укромный уголок, она пошла купаться. Тут откуда ни возьмись появилась акула и пообедала смелой, но неудачливой женщиной.

Кстати, по закону, принятому в 2005 году, ступившая на Афон дама может быть осуждена на год тюрьмы. Но европейские феминистки не сдаются и уже не первый раз пытаются провести через Европарламент закон об изменении статуса Святой горы как ущемляющего права женщин. Но так ли легко отказаться от традиций, которые не менялись тысячи лет?

За время своего существования Афон занял особенное положение среди всех других стран – образ жизни здесь не подчинен мирским законам. Это место, где выразительно говорит молчание, то есть сама вечность. У каждого свой путь на Афон, говорят монахи. Здесь переосмысливается вся жизнь, все поступки. Здесь верующий человек особенно чувствует присутствие Богородицы и чудеса, которые каждый день совершаются в этом удивительном месте. Жизнь Святой горы сокровенна от мира, но судьба человечества тесно связана с ней.

Подготовила Александра Билярчик
по материалам

Святой Афон (по-гречески «Агион Орос», то есть Святая Гора) — это полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики. В юго-восточной части полуострова возвышается гора Афон высотой 2033 метра. Для православных всего мира Афон — одно из главных святых мест, земной удел Божьей матери.

Святым полуостров Афон считался еще с античных времен. Древние греки возвели здесь ряд храмов, посвященных Аполлону и Зевсу. Святилище Зевса называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова.

После принятия греками христианства на полуострове начали появляться первые монашеские поселения. Согласно церковным преданиям, в 44 г. после Рождества Христова Богоматерь вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном.

Как только корабль приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы.

Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились в христианскую веру, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери.

Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света. Первый крупный монастырь основан здесь в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе.

Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после неё, в 1016 г. , появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

В византийскую эпоху на полуострове появилось 20 монастырей, из них один русский, один болгарский, один сербский, а остальные греческие. Кроме этого, там есть множество уединенных келий и скитов для отшельников.

Говорят, в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника.

По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию . Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.) , которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячеление.

Доступ на Афон женщинам строго запрещен . С этим запретом тоже связана легенда. Говорят, что в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую Гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише.

Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась, а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.

Афон — это самостоятельное монашеское государство. Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу.

Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого, ведь тогда земной удел Богоматери превратится в обычное туристическое местечко. Святой Афон — это дорога к Небу.

На таинственном полуострове, куда не пускают женщин, постятся коты и запрещают пить кофе

Святая гора Афон - классическая монашеская школа. Греческий полуостров, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей. "Место сборки" и обновления для всех монахов Вселенской православной церкви, к которой относится УПЦ. И вообще - святая земля, куда мечтает попасть православный верующий человек.
Мечтать могут все, а вот реально попасть - только мужчины. Женщинам максимум разрешено проплыть мимо на кораблике. Дело у том, что Афон считается земным уделом Божьей Матери. По преданию, Дева Мария и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм. Чудом оставшись в живых, они пристали к подножию горы Афон (теперь на том месте расположен Иверский монастырь). Пораженная красотой этих мест, Матерь Божья попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Богородицы, ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе приняли устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. За нарушение закона женщинам и сейчас грозит от 2 до 12 месяцев тюрьмы. "Сегодня" попросила монаха Троице-Сергиевой лавры, отца Парфения, побывавшего в этом монашеском государстве, рассказать читателям о тайнах и жизни святой горы Афон.
История монашеского Афона начинается с VIII века, когда Афанасий Великий основал Великую Лавру на Афоне - первый монастырь. Изначально на Афон пришли монахи из Египта, потому что там начались гонения на христиан, появилось мусульманство, начались религиозные войны, и монахи уже не имели покоя нигде, даже в пустыне. Они начали искать себе прибежище и пришли на Афон. Поэтому есть четкая преемственность монашеской школы от Афанасия Великого - родоначальника монашества и до наших дней. Это единственное место на планете, где сохранилась беспрерывная монашеская традиция.

РИТУАЛ С ДРАКОНОМ. Однажды Афанасию Великому император Никифор Фока вручил странный подарок: некий окаменевший предмет - язык дракона. Этот язык до сих пор выносят из ризницы четыре раза в год. Существует золотое изображение змея или дракона, сделанное уже позже, внутрь которого и вложен этот каменный язык. Получается как обрамление для "драконьей святыни". Этот язык вытаскивают из хранилища, из этого золотого дракона, выносят во двор к огромному чану с водой и погружают его туда. От пузырьков воздуха с языка вода начинает бурлить. Потом начинается чин освящения воды, читаются молитвы, монахи черпают воду и разносят ее по кельям. Кропят свои кельи и пьют воду в случае каких-либо отравлений или же укусов змей. Вода отгоняет змей. Называется она аспидова вода. Освещают ее только в этом монастыре. Наши знакомые привозили домой эту воду и утверждают, что она помогает от любых отравлений.

СКИТ БАБУШКИ ХРИСТА. Выверенная и самая популярная дорога к вершине Святой Горы Афон - от скита святой Анны. В него мы и направились с отцом Дормидонтом и нашим гостем Александром. Этот скит был построен в XVII веке. В нем находится большая часть мощей святой Анны, матери Богородицы. Как отец Дормидонт верно подметил, бабушки Христа.
Повсюду иконы, все прикладываются, мы тоже не отставали. Икона - с виду привычный нам образ Богоматери, но тут изображена святая Анна, держащая на руках Младенца - будущую Богоматерь.
Было около пяти часов вечера - для подьема время позднее. Потому что путь до креста - полтора часа, а до вершины - 3,5-4 часа. Но из-за гостя-новичка, который не мог ждать до утра, решились таки подняться.
В предыдущие наши поездки-подъемы мы даже не знали, чем туризм отличается от паломничества. Старались подниматься с пионерским задором: кто быстрее, сбивая дыхание, все мокрые. Прямо-таки спортивный забег. Поднялись на гору, и даже в первый момент не поняли зачем. В этот раз было по-другому. Шли неторопливо, еле переставляя ноги, и читали иноческое правило и каноны. Вот тогда мы и ощутили, что есть настоящее паломничество, когда поднимаешься с молитвой. Одно дело - забег пионерский, другое - подъем с молитвой. Просто земля и небо. С молитвой даже дыхание не сбилось! На вершине у креста - красота дивная! И все равно, что уже стемнело. Россыпи звезд, тишина, жары нет, ветра нет. Тишина-исихия.

ЧУДЕСА ПРИ ПОДЪЕМЕ. Святая Гора - эта такая аскетическая практика. Подняться на нее - это наше выражение любви к Богу. И от того, насколько раскроешь свое сердце Господу, настолько Он раскроет Себя и тебе.
Мой компаньон Александр - человек светский, но очень восприимчивый. Очень его впечатлила фраза о том, что благодаря молитве мы можем владеть своим умом. Моего спутника это так проняло! Поднимаемся дальше, вдруг слышу - Александр идет и читает Иисусову молитву ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного"), да так, словно много лет читал ее, а не впервые в жизни.
Бывало, что некоторые получали дары при подъеме на Гору. В XVII веке афонские монахи между собой переругались из-за того, что денег нет и храм строить не на что. Перед тем как навсегда разойтись, решили взойти на Гору. По пути встретили путников, рассказали свою историю, что уходят, а путники и говорят: "Возвращайтесь, мы поможем и заплатим за строительство". Монахи вернулись, начали постройку скита и чудесным образом нашли 200 золотых монет. На эти средства был построен храм. В благодарность за помощь тех святых путников изобразили на стене храма.
К Панагии - по преданию, сама Божья Матерь поднялась на это место, не дойдя до вершины, - мы пришли к десяти вечера. Здесь - большой дом-храм. Большое помещение, где стоят кровати, хранятся спальные мешки, есть небольшая кухня с камином и собственно храм.
Нам сразу же предложили в три часа ночи встать на литургию и причаститься. В этом месте возникает ощущение братства. Все с друг другом знакомятся, помогают, делятся. Кто-то только поднялся, чуть отдышался и тут же спускается, чтобы помочь подняться другим. Воду или дрова помогают поднять. Настоящая школа христианского отношения друг к другу!

НА ВЕРШИНУ! Утром начался жуткий ветер. Просто "из уха в ухо" - насквозь тебя продувает. Очень страшное ощущение! Благо, я запасся всякими порошками, таблетками. Это меня и выручило, потому что продуло насквозь. Помогли и взятые трекинговые палки. Не мулашка, конечно, но помощь ногам существенная. Хотя при таком ветре и на четырех точках опоры идти было крайне сложно. Взбираешься и поражаешься, как тут еще умудряются расти маленькие пушистые елочки высотой 80 см. Чтобы удержаться на Горе, эти малыши развивает мощную корневую систему в несколько метров. А на самой вершине уже ничего не растет, даже мох. Последние 50 метров нас сопровождают лишь голые камни.
На вершине Горы - сильный ветер, туман. Сфотографировать ничего не удалось. Как обычно поступают альпинисты? Поднимутся на гору, на Эверест или Эльбрус, на вершине воткнут флаг, сфотографируются - и назад. И мы также поднялись, щелкнули фотоаппаратом разок и назад. Надел я на себя все, что было, даже носки вместо перчаток приспособил и закутался в целлофан. Внизу нас дожидался отец Дормидонт, встречал, как пророков: "Где вы были?! Я соскучился!". Согрелись чаем.

ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Монахи Троице-Сергиевой лавры любят Ватопед и считают его родным. У нас в Троице-Сергиевой лавре находятся мощи Максима Грека - это ватопедский постриженник. Патриарх Филофей (Коккин) - тоже насельник афонского Ватопедского монастыря - передавал благословение Сергию Радонежскому на введение общежительного устава в XIV веке. Золотой крестик, который он подарил преп. Сергию, до сих пор хранится в Серапионовой палатке Лавры. Еще один святой - Григорий Палама - его келья находится поблизости в горах, тоже насельник Ватопеда и современник преподобного Сергия Радонежского. Такая дружба между Афоном и Троице-Сергиевой лаврой сложилась. Поэтому нашей основной базой во время пребывания на Афоне был избран Ватопед. Здесь я когда-то прожил семь месяцев.
Монашество на Афоне - колоссальная нагрузка. Когда я только приехал, думал, вот, покажу, как умеют работать наши парни! Я всю жизнь в трудах, мне к работе не привыкать. Покажу им мастер-класс! Через три дня загнулся. Греки оказались ребятами натренированными поболее меня. Греческое слово "аскеза" дословно означает "я упражняюсь". То есть они тренированные в монашеских трудах. Такая тренировка дается годами. Например, привычка к ночным службам: монахи встают в четыре часа утра. В течение года утреннюю и вечернюю службы афонским монахам пропускать нельзя! Они дисциплинированно питаются два раза в сутки, а в Великий пост - один раз в день. И таких моментов, прописанных в уставе и неукоснительно выполняемых, - масса!
Каждый монах обязан раз в месяц быть в библиотеке. Каждую пятницу - убирать свои комнаты, потому в этот день на Афоне у всех гудят пылесосы. И самое интересное - во всем четкая регламентация жизни. В понедельник я знаю, что буду делать в субботу вечером. Но при этом ощущение некой внутренней свободы. Я подумал: "Господи, так долго это искал! Внутри - свобода". Заходишь в прачечную, заходишь в трапезную, и тебе показывают, как ты должен помыть чашку, как перевернуть и куда ее поставить. Столько поколений монахов до тебя это уже делали, все за тебя давным-давно решили, как удобнее, а твое дело - только запомнить. Запомнив, ты дальше все делаешь на автомате. Если какая проблема возникает, которую уже не можешь стерпеть, - идешь к игумену. Смирять монах монаха не имеет права. Обращаешься к игумену: "Геронда, я больше не могу терпеть! Помогите!". Он выслушает и решит, что делать. Все конфликты разрешит.
Мы работали с чехом Дионисием, недавно поступившим в число братии монастыря. Он рассказывал: "Посмотреть на монашескую жизнь: это просто с ума сойти! Изо дня в день, неделя за неделей, год за годом одно и тоже. Если бы не молитва, не цели монашеские, то, действительно, обычный человек все это не выдержал бы. А здесь - утешение благодатью".
Когда я сам там начал трудиться, то первое время держался на некоем подъеме, эйфории, вдохновении, потому как огромное количество новых впечатлений. Утро начинается с того, что воздух разрывается от пения птиц. Каждые полчаса солнце по-разному светит, распускаются новые цветы, сплошное благоухание. Словом, первое время на тебя действует афонская романтика. Потом эта волна проходит, а тело начинает болеть, потому что к такой жизни оно непривычное. И начинает ныть тебе внутренним голосом: "Поработал, потренировался, все! Хватит! Лимит исчерпан". Начинаются проблемы. Тяжело вставать. Хочется попить чай уже не один раз за день, а пять раз. Однажды, помню, зовет меня отец Герасим перенести сковородку с четырьмя ручками с огня на стол. Расстояние-то небольшое, буквально метр. Я морально готовлюсь - ведь большой вес поднимать, накачиваю себя кислородом, распрямляюсь. А отец Герасим наблюдает "сбоку", перебирая капустные листья, и увидев, что я готов, спокойно берется и перетаскивает эту гигантскую сковородку со мной на стол. Мне так тяжело, а он это проделывает без видимых физических усилий, хотя сам - худющий такой, на нем все как на вешалке болтается, но при этом жилы у него на руках в два раза толще моих. Он на этой кухне проработал одиннадцать лет.

СВЯТЫНИ. В этот раз Ватопед был для меня праздником. Где хотим - можем останавливаться, где желаем - чай пьем или на службе постоим. В Ватопеде своя святыня - Пояс Божьей Матери. В Москве паломники до 27 часов в очереди к святыне выстаивают, а на Афон приезжаешь - там всего несколько десятков человек стоят. Святынь на Афоне - огромное количество, да каких! У нас святыни - маленькая частичка мощей, а Афонские мощи так мощи - глава, десница. Здесь самые великие в мире святыни, да так много, что мало кто знает, сколько еще хранится в ризницах у греков. Ходят легенды о невероятных сокровищах с ветхозаветных времен! Греческие монастыри не разграблялись и не теряли своих сокровищ на протяжении многих веков.
В Великой Лавре святого Афанасия (самый крупный монастырь на Святой Горе) есть красивая традиция. Монахи, перед тем как зайти в храм на службу, вешают свои пустые сумки, рюкзаки, короба на воротах монастыря. Через некоторое время выходят трапезники и наполняют их провиантом на неделю, не зная, кому они грузят, чья это корзина. Просто наполняют ее едой. И когда монахи после причастия направляются домой, то у ворот забирают наполненные сумки. И никто не знает, кто их благодетель.

СРЕДСТВО ОТ УСТАЛОСТИ.
Монахи, которые находятся на Святой Горе - это, конечно, отдельный разговор. Посмотреть на этих людей - просто ангелы во плоти. Внешних причин греха рядом нет, предлога нет. К примеру, вот, помню, приуныл. Вышел из монастыря - кругом лес. Куда идти? Ну по горам полазай, по садику оливковому погуляй. Походишь-походишь и вернешься. Пристал я с вопросами там к одному батюшке: если плохо, что ты делаешь? Отвечает: "Беру чайник, горелочку, иду в горы, пью в одиночестве чай, отдыхаю, бывает, даже посплю. Вечером прихожу на службу". Тогда я спрашиваю: "А если совсем плохо - что ты делаешь?" - "Вечером службу просплю". - "Ну а если совсем-совсем плохо?" - "Тогда и утром на службу не встаю". "А дальше что делаешь?" - "На службе можно и не молиться, а просто посидеть. Так потихонечку и уходит усталость".