Хранить или выбрасывать: что делать с оставшимися после Пасхи яйцами. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже

Согласно православным традициям, допустимо оставшиеся яйца после Пасхи хранить до следующего Христова Дня. Но как быть с освящёнными атрибутами, если ни оставлять, ни употребить их в пищу уже нельзя? Жития святых рассказывают, что подвижники начинали пасхальную трапезу с вкушения яйца, освящённого к прошлому Воскресению Христову. Для простых мирян, не достигших таких духовных высот, следование подобным примерам может быть опасным, да и не нужно в принципе.

Но иногда после праздника остаётся довольно много яиц, даже если для семейного разговленья их приготовили в разумном количестве: родные и близкие, пожелав разделить радость Светлого Воскресения, принесли свои пасхальные угощения, в том числе и нарядные, освящённые в храме крашенки, писанки. Что можно сделать с излишками освящённой пищи? Куда их девать? Нужно ли их хранить? Что рекомендуют в таких случаях церковные каноны?

Считается, что пасхальные яйца обладают почти чудодейственными свойствами.

Свойства крашенок и писанок Что бывает, согласно поверьям
Состояние и сохранность освящённых яиц. В доме, где присутствует благодать, освящённые крашенки могут многие месяцы лежать возле образов и не портиться: их содержимое просто высыхает, не источая характерного запаха сероводорода. При воздействии негатива, дурных намерений, направленных против семейного благополучия, яйцо внутри чернеет, покрывается плесенью, портится.
Мощный оберег семейного очага. Этот освящённый пасхальный атрибут охраняет дом от пожара.
Благотворное влияние на обитателей дома. Яйцо может снять порчу, избавить от головной боли, ломоты суставов, усталости. Его размолотая скорлупа также помогает исцеляться больным.

По разным поверьям, этот освящённый пасхальный атрибут имеет большую силу. В любом случае, считать или нет приписываемые свойства суевериями, - яйцо, приготовленное для празднования Пасхи, является священным символом, или, как принято говорить у священнослужителей, реальной вещественной святыней.

По отношению к предметам такого рода, независимо от того, испортились они или нет, ставится вопрос, куда деть их излишки: нужно действовать согласно принятым правилам.

Как поступить с атрибутом Пасхи после праздника

По поводу того, что делать с пасхальными яйцами прошлого года, если хранить их невозможно, церковью установлены такие рекомендации.

  1. Освящённые предметы нельзя выбрасывать в попираемые места, к которым относятся мусоропроводы, придомовые контейнеры, канализация, дороги, тротуары.
  2. Недопустимо давать освящённые яйца в пищу свиньям, собакам, другим домашним животным.
  3. Лучший способ утилизации прошлогодних пасхальных атрибутов: сжечь их в печи и высыпать пепел в реку, а при отсутствии такой возможности закопать в безлюдном непопираемом месте.
  4. Прошлогоднее яйцо можно закопать на кладбище около могил родственников.

Довольно часто при храмах имеются специальные баки. В них складывают обветшавшие иконы, высохшие просфоры, сломавшиеся кресты, пришедшую в негодность церковную утварь. Поэтому, когда встаёт вопрос, что делать с яйцами, оставшимися с прошлой Пасхи, можно отнести их в такое место.

Отдельный вопрос: использование для украшения яиц термоэтикеток с яркими многоцветными рисунками, изображающими лик Христа, Богородицы и церковную атрибутику вообще. Термоплёнка не позволяет скорлупе «дышать» - это объясняет, почему портятся яйца, даже освящённые в церкви, при последующем хранении в холодильнике. Поэтому яиц с термонаклейками нужно приготовить ровно столько, сколько можно съесть в близкие к Пасхе дни. И уж совсем недопустимо, чтобы этикетки с иконными ликами вместе со скорлупой отправились в мусоросборник. В этом случае их нужно утилизировать так же, как это диктуют церковные правила в отношении освящённых предметов: сжечь и избавиться от золы.

Но и в проявлениях благочестия следует соблюдать разумную меру. Не следует придавать важного значения каким-то мелкообрядовым установлениям, стремиться непременно сохранить крашенки до следующего Христова Дня или искать знамения свыше в том факте, что освящённое прошлогоднее яйцо испортилось: значит, для этого пришло время.

Главным является не превращение обрядового атрибута в магический талисман, а соблюдение уважительного и достойного отношения к нему как к символу Пасхи.

Яйцо с первобытных времен было символом жизни. Загадочность сочетания столь простой формы со способностью скрывать под ней сложнейшие процессы, связанные с формированием организма, не оставляла равнодушными мыслящих людей во все века.

Яиц началась с посещения Марией Магдалиной Тиберия. Рассказывая в далеких от Палестины землях о чудесном воскрешении Христа, и она, и апостолы часто сталкивались с неверием. Так вышло и в этот раз. Император начал смеяться над Марией и, потешаясь, сравнил чудо воскресения с таким невозможным, с его точки зрения, фактом, как мгновенное изменение цвета подаренного ею белого яйца на красный. Не успела сойти с лица Тиберия веселая улыбка, как яйцо заалело у него в руках. Поверил ли римский владыка Марии или принял это чудо за какой-то неведомый фокус, история умалчивает, людям вообще свойственна недоверчивость именно тогда, когда происходит что-то настоящее. А вот иллюзиями мы почему-то охотно проникаемся.

Так получила свое начало история пасхальных яиц и возникла традиция их дарения на праздник Святой Пасхи. Сначала их красили исключительно в красный цвет, затем палитра расширилась, добавляя нарядности и общей атмосферы ликования всему праздничному столу. К тому же каждый цвет символичен: зеленый отражает Пасху как воскрешение и торжество жизни, голубой - устремление ввысь, желтый - солнечный свет веры.

Возникла традиция сохранять подаренные символы весь год - до следующего Святого воскресенья. Но соблюдать ее оказалось непросто - они хрупкие и скоропортящиеся. История пасхальных яиц была продолжена деревянными писанками, искусно разукрашенными узорами и христианскими символами. Каждое такое произведение народного искусства спорило с другим в красоте и мастерстве того, кто с божьей помощью трудился над его созданием. Этот подарок можно было хранить не один год и любоваться на него в те минуты, когда хотелось посмотреть на что-нибудь красивое.

Как каждое искусство, получило дальнейшее развитие и украшение пасхальных символов. За дело взялись лучшие ювелиры, славящиеся своим мастерством. Пасхальные - знаменитой фирмы, обретшей славу благодаря высочайшим художественным достоинствам своей продукции - стали символом эпохи. Безупречная скань, инкрустация, эмали и бриллианты сочетались с филигранно выполненными механизмами, наполнявшими произведения искусства. Каждый из ювелирных шедевров имел свое название и, кроме пасхальной смысловой нагрузки, нес подтекст, связанный с памятными событиям и датами. История пасхальных яиц конца XIX и начала XX веков прочно связана с именем исполнявшего заказы императорского дома. Многие его произведения можно увидеть в коллекции Эрмитажа и других музеев мирового уровня.

Но не всем быть великими ювелирами. И это не беда. Украшение яиц к пасхе своими руками помогает заранее настроиться на предстоящий праздник, его радостную и торжественную атмосферу. В этом деле можно и нужно проявлять фантазию, благо в наши дни продаются разнообразные наклейки и краски, облегчающие труд и придающие нарядность этим непременным атрибутам Великого дня.

Христос воскресе!

Яйцо с древнейших времен было символом зарождения новой жизни, женского и мужского начала.
Философы древности использовали рисунок яйца как символ происхождения мира.

Греческий историк Плутарх считал его творцом природы и человечества. В то же время греки поражались форме яйца - овалу - и считали его природной загадкой в отличие от всем понятного и простого круга.

Красный цвет у многих древних народов символизировал новую жизнь: первобытные племена посыпали погребенных красной охрой, азиатские народы много веков назад выставляли выкрашенные охрой или шафраном яйца на новогодний стол. Древние римляне красили яйца охрой и брали их с собой в храмы для очищения от грехов. В Египте сохранились изображения расписных яиц , но неизвестно, с какой целью они делались.
Во время языческих ритуалов куриные яйца обмазывали кровью жертвенных животных и приносили в дар божествам. Древние ирландцы всю неделю перед Пасхой собирали птичьи яйца в гнездо из камушков, а в воскресенье съедали всей семьей. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Яйца символизировали у многих языческих народов солнце, новую жизнь, а кролик - плодородие. Это объясняет современные традиции красить яйца и дарить шоколадных кроликов на Пасху.
С появлением и развитием христианской религии яйца и красный цвет приобрели новый смысл.

Легенды и история

Крашеные яйца - особый символ Пасхи, радости воскресения. Существует старинная красивая легенда о том, как появилась традиция красить яйца на Пасху . Святая Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию, надеясь пробудить у него интерес к христианству, и протянула ему яйцо со словами: «Христос Воскрес!» Император удивленно спросил: «Как возможно воскресение человека» В это так же невозможно поверить, как в то, что белое яйцо станет красным!» В тот же момент Тиберий увидел, что яйцо приобрело ярко-красный цвет.

Другая легенда гласит, что, когда враги закидали Иисуса Христа и апостола Петра камнями, камни обратились в красные яйца. Позднее Петр собрал их и раздал бедным.

Согласно лютеранской легенде идущему на Голгофу Христу встретился простой человек, несущий в корзине яйца на продажу. Человек пожалел Иисуса и попытался помочь ему идти. Когда он вернулся к оставленной корзине, увидел, что яйца стали красными. Он не продал их, а принес домой и раздал соседям.

Во времена последних римских императоров яйца красили только в красный цвет, позднее стали не только красить в разные цвета (чаще всего в желтый, золотистый, черный и серебряный), но и раскрашивать, изображать христианские знаки и символы. В иконописных традициях воскресший Христос окружен нимбом в виде овала, земным символом которого являлось яйцо.

Подарочные пасхальные яйца

Знатные европейцы дарили друг другу яйца, завернутые в золотую фольгу. Начало этой традиции положил в XIII в. английский король Эдуард I Плантагенет. В XVII в. в Европе в пустую яичную скорлупу вкладывали накрученные на тонкую палочку листочки бумаги с пасхальными пожеланиями. Яйца сверху расписывали красками или оборачивали тканью.

В России сложилась традиция красить яйца, и она родила множество произведений искусства из дерева, стекла, глины, драгоценных металлов и камней. Художественной росписью яиц занимались монахи в мастерских, придворные иконописцы.
В 1675 г. иконописец Богдан Салтанов преподнес царю Алексею Михайловичу три блюда с расписанными пасхальными яйцами. На первом лежали 5 утиных яиц, на втором - 7 гусиных, на третьем - 7 куриных. Все яйца были невероятно красиво расписаны.
В середине XVIII в, в России стали изготавливать первый фарфор, на нескольких фабриках делали и фарфоровые, а позже - стеклянные яйца для продажи и подарков.
В конце XIX в. иконописцы братья Тюлины изготовили особые пасхальные деревянные яйца, состоящие из двух половинок. Внутри они были покрыты матовым золотом, а снаружи на одной половинке изображался сюжет «Сошествие во ад Спасителя», а на другой - портрет святого - покровителя того человека, кому было предназначено яйцо. На подмосковной фабрике делали красивые яйца из папье-маше. Позднее это предприятие стало знаменитой Федоскинской фабрикой лаковых миниатюр. Эта фабрика прославилась декоративными шкатулками, игрушками и разными сувенирами, включая пасхальные яйца. Изготавливали расписные яйца и мастера других центров декоративно-прикладного искусства. Самыми знаменитыми пасхальными яйцами стали ювелирные изделия фирмы Фаберже . С 1885 по 1917 г. Фаберже создал знаменитую серию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в форме яиц. Общее количество яиц в коллекции - 71, из них 54 принадлежали императорской семье и были сделаны по заказу царя и его близких. Каждое яйцо было с секретом - при ближайшем рассмотрении оказывалось, что это не просто удивительно красивая и дорогая вещь, но и изящная шкатулка или часы со спрятанными внутри кукушкой или петухом. Для членов императорской семьи заказывались яйца с портретами.
Мастера фирмы Фаберже владели уникальной технологией нанесения 4-цветного золота - желтого, белого, красного и зеленого.

Раньше яйца расписывали всей семьей, как правило, вечером Великого четверга . Для изготовления настоящих традиционных русских писанок в каждом доме хранились яркие краски и маленькие проволочные крючки. Крючки опускали в расплавленный воск и покрывали им яйца, оставляя места для рисунков. Затем яйца окрашивали в натуральных красках, и на местах, не тронутых воском, проступал рисунок. Такую операцию проделывали несколько раз, чтобы получить сложные многоцветные рисунки. Перед подачей на стол воск с яиц стирали.
Начиная с первых годов XX столетия в продаже незадолго перед Пасхой появлялись всевозможные пищевые красители. Краски были яркими, предпочтение отдавалось золотым, серебряным и бронзовым оттенкам. Но стоили они дорого, поэтому в простых семьях продолжали красить яйца по старинке луковой шелухой, овощами и травами.
В наше время Проще всего купить краситель и окрасить яйца, а затем наклеить прилагаемые к краскам специальные рисунки. Следует только следить за тем, чтобы красители были пищевыми и не содержали вредных добавок.
Красились яйца традиционно в субботу. Считалось, что если сделать это раньше, то они быстро испортятся и не принесут удачи. Праздничный пасхальный завтрак по православной традиции проходил скромно, гостей не приглашали. Первое, что съедали все члены семьи, освященное крашеное яйцо, причем одно яйцо делил на всех старший мужчина в доме. В некоторых местах завтрак начинали с кулича, также разделенного на всех.
Крашеными яйцами одаривали друг друга дети и взрослые, с красивыми цветными яйцами шли в гости. Обязательно относили яйца родит елям: живым - домой, умершим - на могилу. Пасхальным яйцам придавали огромное магическое значение. Скорлупу крашенок не выбрасывали, а хранили как оберег от пожаров, засухи и других невзгод. В Великое Воскресенье яйца клали в зерно, отложенное на посев, обходили с ними коровники, закапывали в землю для урожайности. Одно яйцо, его еще называли наисвященнейшим, оставляли до первых работ в поле, его брали с собой как залог удачного года. Иногда крашеное яйцо клали за икону и хранили весь год как оберег от пожаров в доме.
На Пасху устраивали разные игры с яйцами , преподносили их друг другу.
Утром в день Пасхи в европейских странах до сих пор от детей прячут крашеные или шоколадные яйца, и малыши с удовольствием отыскивают красивые подарки. В Америке яйца катают по наклонным лужайкам и стараются их догнать.
Самой увлекательной г. России XX в. была пасхальная игра «Путешествия». В нее с огромным азартом играли и дети, и взрослые. Суть игры заключалась в том, что участники по жребию выбирали себе букву, город на эту букву, а затем должны были на эту букву придумать как можно большие слов, обозначающих подарки, привезенные из этою города. Например, человеку достался Город Воронеж. Следовательно, он может «привезти» веер, валенки, ватрушки, веник. Кому-то Выпал Псков. Соответственно, из путешествия можно привезти пряники, печенье, плед, подушку, пиво и т. д. Тому кто называл больше всего «сувениров», дарили красивое пасхальное яйцо.

Как красят яйца

Самый распространенный способ окраски яиц - кипячение их в отваре луковой шелухи. Чем дольше варится яйцо, тем более насыщенный коричнево-красноватый цвет оно приобретет. Для получения на яйцах рисунка перед опусканием в воду к ним прикладывают резные листья смородины, малины, клена, веточку петрушки, цветок подснежника, после варки на месте листа остается белый узор.
Готовые крашеные яйца натирают растительным, розовым или лимонным маслом для придания им блеска и аромата.
Иногда крашеные яйца заворачивают в золотую или серебряную бумагу, обвязывают лентами, тесьмой.

Крашеные любым способом пасхальные яйца называли на Руси крашенками, расписанные узорами - писанками, а деревянные с росписью - яйчатами. Какие только узоры не изображали на яйцах; кресты, цветы, пейзажи, животных и даже портреты людей.
Самые простые крашенки готовят путем отваривания в луковой шелухе. Писанку можно сделать, разрисовав отваренное яйцо акварельными красками или специальными лаками для яиц. Узоры на скорлупе также рисуют восковой свечкой, а затем яйцо отваривают в растворе пищевого красителя.
Крашеные яйца традиционно ставили в центр стола на молодую зелень или на проращенные зерна пшеницы.

Пасхальные яйца своими руками :
«мраморное» яйцо - обернуть в шелуху и варить в хлопчатобумажной салфетке;
«зеленое» яйцо - добавить при варке в воду нарезанный, укроп или березовые листья;
«фиалковое» яйцо - на ночь в горячей воде замочить лепестки темной фиалки, утром в этой воде отварить яйца;
«золотое» яйцо от курочки Рябы - в воду при варке добавить шафран (на 1 л воды 3 ст.л. шафрана);
«красное» яйцо - варить вместе с дольками очищенной свеклы;
«солнечное» яйцо - в воду добавить половинки очищенной моркови;
«лазурное» яйцо - в воду положить нарезанную краснокочанную капусту и 1 ст. л. уксуса;
«пастельное» яйцо - добавить в воду черничный или ежевичный сок;
«яйцо-цыпленок» - в воду добавить настоянный отвар ромашки;
«серовато-зеленое» яйцо - в воду добавить отвар листьев крапивы;
«бордовое» яйцо - варить яйца в луковом отваре с добавлением тертой свеклы;
«бронзовое» яйцо - в воду добавить отвар коры дуба.

Пасхальные яйца - специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому правителю Иудеи Понтию Пилату. Когда Мария пришла к и объявила о Воскресении Христа, Понтий Пилат сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной, и, по всей видимости, писанки существовали у славян до принятия христианства. В ранних церковных документах, в частности познаньском синоиадальном уставе Андрея Ласкаржа, обличавшего языческие пережитки славян, смертным грехом считается в пасхальное время «…вручать яйца и иные подарки…».

В христианской традиции обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.

Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

Третья легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.

Ещё одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов. Освобождённый из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.

Некоторые предпочитают объяснять обычай красить яйца на Пасху с иной точки зрения - проще и скучнее. Приверженцы рационального подхода убеждены, что все дело в животных, вернее, куриных, инстинктах и сорокадневном посте. В его течение нельзя было употреблять в пищу многие продукты и яйца в том числе. Однако христианский календарь совершенно не имел никакого значения для курочек-несушек, которые продолжали нестись с прежней активностью - в привычные дни и подходящее им время суток. Народ, желая сохранить яйца, варил их, а чтобы не путать с невареными - окрашивал, преимущественно используя натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в превосходный ритуал, сопровождающий пасхальный праздник.

Официальная христианская версия^ Во времена римского владычества было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиберию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо. Тиберий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры. И Тиберий воскликнул: «Воистину воскресе!».

Интересные факты

В Иране принято красить яйца на Новруз - праздник, имеющий зороастрийские корни

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

Сосна - символ здоровья.

Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Голубь - символ души.

Сеточка - символ судьбы.

Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе.

Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.

Дубок - символ силы.

Точечки - символ плодородия.

Сливы - символ любви.

Хмель - символ плодородия.

Любая ягодка - символ плодородия; матери.

Цветочки - символ девичества.



История
Пасхального Яйца


Основной элемент декора в Светлый
праздник Пасхи -это, конечно же,
пасхальное яйцо.Ещё задолго до
появления христианства древние
народы считали яйцо прообразом
Вселенной - из него родился мир,
а христианский обычай дарить друг
другу пасхальные яйца уходит
корнями в глубокую древность.Что
символизирует пасхальное яйцо?
Когда и как появился обычай красить и
расписывать яйца? Почему крашенные
яйца на католическую Пасху
доставляет Пасхальный кролик?
История фарфоровых и ювелирных
яиц.А также народные приметы,
забавы и игры с пасхальными
яйцами на Руси...


История пасхальных яиц

Приближается Светлый праздник Пасхи, а значит, пора начинать подготовку к нему. Среди прочего особое место занимают пасхальные украшения и сувениры. Основной элемент декора в этот день – это, конечно же, пасхальное яйцо, специально к этому празднику расписанное (или украшенное каким-нибудь другим образом).



Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. А христианский обычай дарить друг другу пасхальные яйца уходит корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества этот предмет имел огромное символическое значение, он ассоциировался с самой жизнью. Древняя латинская поговорка гласит «Все живое [происходит] из яйца».
В древнем Иерусалиме яйцо было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешел в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, ее возрождение.



По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Это произошло вскоре после вознесения Иисуса Христа. Мария Магдалина отправилась на приём к императору. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом:
"Христос Воскрес!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало менять цвет из белого в ярко-красный цвет.
У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа



Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте относящемся к Х веку. Упоминание найдено в библиотеке монастыря Св. Анастасии, который находится в Греции недалеко от Фессалоник. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братии, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!"

В христианской традиции обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.



Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.



Ещё одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов. Освобождённый из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.



По одной из версий, обычай связан с Великим постом . В его течение согласно правилам греческих православных Церквей нельзя употреблять в пищу многие продукты и яйца в том числе. Народ, желая сохранить яйца, варил их, а чтобы не путать с сырыми - окрашивал, преимущественно используя натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в традицию, сопровождающую пасхальный праздник.

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу



Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали). Позже стали использовать и другие цвета – желтый, зеленый, черный. Желтая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая; зеленая – из клевера, розмарина и петрушки; черная – из кофе или настоя ржавого железа, опущенного в сок квашенной капусты, с добавление нескольких капель уксуса. В зависимости от способа окраски яйца называли: расписные – «писанками»; крашенные – «крашенками»; деревянные – «яйчатами».



У разных народов существуют различные традиции, связанные с пасхальными яйцами. Прежде всего, они касаются украшения и различных элементов декора. Украинские писанки, раскрашенные вручную, славятся по всему миру. Аналогичные художественные традиции есть и у других славянских народов. Очень красивые расписные яйца дарят на Пасху в Болгарии, России, Румынии, Сербии.



Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.

При этом цвет пасхального яйца имеет особое символическое значение. Традиционным является красный цвет, символизирующий кровь Христову и победу жизни над смертью.Существуют и другие его значения, и все они имеют глубокий смысл, уходящий корнями в глубь веков. Однако это не означает, что сегодня красный цвет является обязательном, можно выбирать и другие оттенки.



Интересно, что обычай дарить друг другу пасхальные яйца существует и в католических, и в православных странах. Например, в Италии и Германии принято приносить в корзине шоколадные яйца, завернутые в разноцветную фольгу. Причем немецкая и итальянская пасхальная корзинка, как правило, содержит еще и шоколадного зайца.

Почему на Пасху крашеные яйца доставляет Пасхальный кролик?


На этот счет существует легенда
В то время, когда ковчег бороздил безбрежные воды, сотворившие Великий Потоп, наткнулся он днищем о вершину горы, и появилась в посудине брешь. И пошел бы ковчег в глубинные воды, если бы не заяц, закрывший прореху своим куцым хвостиком. Вот в память о храбром трусишке и родились легенды. Дети, которые ждут пасхального кролика или пасхального зайца, уверены, что именно он на волшебной поляне в лесах германских земель варит в котелках на пыльце светлячков магические травы, которыми вручную раскрашивает каждое пасхальное яйцо. Это животное у германских народов в древности считалось одним из символов плодородия и благополучия. Постепенно заяц, как одна из эмблем Пасхи, появился и в Англии.

А вот в Ирландии с пасхальными яйцами связана другая традиция. Здесь число яиц, которые дарят человеку, зависит от его социального статуса. Богатому человеку преподносят одно яйцо, а бедному – четыре.
Существует версия, что позолоченные деревянные яйца, которые дарили на праздник весеннего равноденствия, существовали еще в эпоху Римской империи.



Со временем украшение пасхальных яиц стало настоящим искусством
Сначала такие подарки изготавливались из дерева и расписывались вручную. В 18 веке появились первые фарфоровые яйца (конечно, они стоили очень дорого и дарить их друг другу могли только обеспеченные люди). В России такие яйца выпускал Императорский фарфоровый завод. Они были украшены различными тематическими узорами, а также модными в те времена рисунками. Интересно, что фарфоровые пасхальные яйца часто были подвесными, в них проделывалось специальное отверстие для шелковой ленты.



Позже появились стеклянные пасхальные яйца, а затем и фигуры из папье-маше (они, разумеется, были намного доступнее фарфоровых). В царственной семье последних Романовых была традиция дарить яйцо не только на Пасху, но и на другие значимые праздники. Идея соединить пасхальный сувенир с ювелирным украшением впервые возникла у знаменитого ювелира Фаберже. Сегодня пасхальные яйца его фирмы известны во всем мире, являются предметом коллекционирования и стоят баснословных денег.

Наверняка знаменитые яйца современности, именуемые «киндер сюрприз» своровали идею у несравненного мастера Фаберже. Ведь его золотые яйца, обрамленные в драгоценности, имели скрытые секреты и внутри таили сокровища.
Кстати, русские дворянки, задолго до появления игрушек с сюрпризом от Фаберже прятали в своих ридикюлях жадеитовые яички, которые стискивали пальцами для приобретения белоснежности цвета рук и легкий холод.

Приметы пасхальных яиц

В прошлом люди верили, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником и, покрошив на могиле яйцо, скормить его вольной птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога."

При помощи пасхального яйца получают облегчение и живые от многих болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить в божнице в течение трех и даже 12 лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжелым больным и всю хворь с них как рукой снимет.

Верили, что пасхальным яйцом можно свести порчу, снять головную боль, усталость, маяту тела. В Германии пасхальные яйца ели роженицы, чтобы у них родился мальчик.

В некоторых местечках считалось, что если взять в руки красное яйцо и пойти с ним в ночь с субботы на воскресенье искать, клад, то обязательно найдешь зарытые ценности. Яйцо начнет нагреваться в руке, указывая место, где зарыты сокровища. Правда, старики утверждали, что этот обряд небезопасен, человека могут унести черти, охраняющие клад.

Любящие супруги били за завтраком в воскресенье крашеные яйца друг об друга, у кого яичко не разбилось, тот становился в семье как бы в подчиненное положение, иначе лада не будет;

Всю неделю на восходе солнца гоняли с шестов кур, чтобы они снесли больше яиц;

Первое снесенное на Пасху яйцо от черной курицы считалось оберегом стада от волков;