Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами. Толкования на Мф

Ключевой стих 6:9

“здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?”

В Евангелии от Иоанна описаны семь чудесных знамений: первое – превращение воды в вино (2:1-11); второе – исцеление сына царедворца (4:43-54); третье – исцеление больного, лежавшего 38 лет (5:1-9а); четвертое – насыщение 5000 человек (6:1-15); пятое – хождение по воде (6:16-24); шестое – прозрение слепого (9:1-7); и седьмое – воскрешение Лазаря (11:38-44). Эти знамения помогают нам открыть духовные глаза и увидеть, кто же Иисус. В сегодняшнем отрывке говорится о четвертом знамении Иисуса, описанном в Евангелии от Иоанна, о том, как Он накормил 5000 человек. Все чудеса Иисуса были сотворены не для того, чтобы показать Его всемогущую силу – они были сотворены от великого пастырского сердца Иисуса к Своим людям и чтобы ученики также сделали что-нибудь для стада Бога. Сегодняшнее событие учит нас тому, что Бог активно использует одного человека веры, и что Он благословляет тех, кто живет с верой. Его насыщение 5000 людей говорит нам о том, что Иисус имеет огромное пастырское сердце для беспомощных людей. Иисус также учит нас иметь веру, чтобы накормить 5000 голодных людей пятью маленькими хлебами и двумя маленькими рыбами.

I. Где нам купить хлебов? (1-9)

Во-первых , отпуск учеников Иисуса был прерван толпой людей. Взгляните на 1-й стих. “После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады” . Когда мы читаем другие Евангелия, мы узнаем, что перед этим событием Иисус послал Своих учеников по двое для проповедования Благой Вести, дав им власть над нечистыми духами (Мк.6:7,30). Это путешествие было серьезным воспитанием для учеников, чтобы они смогли в будущем служить Божьему делу. Во время путешествия они сталкивались с удивительными событиями. В прошлом никто даже не хотел слушать их. Но когда ученики полагались на власть Иисуса, они изгоняли многих бесов, и исцеляли многих больных (Мк.6:12,13; Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.) Иисус увидел, что вернувшись после такого путешествия, ученики нуждались в небольшом отдыхе.

Поэтому Он отправился с ними на другую сторону Галилейского моря. Может быть, солнце еще только начало закатываться, когда Иисус и Его ученики вошли в лодку. Наконец, когда оно скрылось за линией горизонта, их лодка уже скользила по глади озера, а ученики чувствовали себя великолепно. Они были наедине с Иисусом и наслаждались отдыхом, оставив позади навязчивую толпу людей. Они упивались холодным морским бризом и приятными звуками морских волн. Вскоре они начали весело петь. Но неожиданно, к их удивлению они услышали какие-то звуки, будто отдаленные раскаты грома. Но это не был гром. Это был шум толпы. Множество людей уже пришло на другой берег, раньше Иисуса и учеников. И там толпа ждала их приезда. Как только они увидели их, то с нетерпением начали кричать: “Иисус! Иисус!” Почему же они так тянулись к Иисусу? Почему они день и ночь приходили к Нему? Взгляните на 2-й стих. “За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными” . Множество людей следовало за Иисусом потому, что они были свидетелями чудес, творимых Им над больными. Все они пришли к Иисусу с надеждой увидеть очередное чудо. Они нуждались в помощи Иисуса. Когда мы читаем Евангелия, мы встречаемся с людьми, имеющими различные болезни, с расслабленными, слепыми, прокаженными и многими одержимыми нечистыми духами. Все они пришли к Иисусу, чтобы получить помощь. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский, поэтому многие, кто приехал на Пасху, приходили к Иисусу один за другим, так что вокруг Него собралась огромная толпа народа. В результате они сорвали все планы Иисуса и учеников, и сильно обременили их. Что же сделал для них Иисус? Иисус взошел на гору, чтобы обозреть одним взглядом всех людей и никого не пропустить (3). Иисус принял их и хотел помочь им.

Во-вторых , Иисус имел пастырское сердце к ним. Взгляните на 5-й стих. “Иисус, возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему” . По-человечески говоря, эти люди были бессовестными. Это большое множество народа отнимало отдых у Иисуса и Его учеников. Они добрались даже до укромного местечка, где Иисус собирался отдохнуть с учениками и без предупреждения пришли туда. Если бы человек, который имеет власть, увидел такую толпу, то, наверное, разогнал бы ее, считая ненужной и бесполезной, существующей только для того, чтобы досаждать другим. Но Иисус по-другому смотрел на них. Иисус смотрел на них глазами Бога. Евангелие от Матфея 9:36 говорит: “Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря” . Иисус сочувствовал им. В другом Евангелии написано так: “Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря” (Мк.6:34). Они были жалкими из-за своей жизни, но Иисус не осуждал их. Иисус знал, что они находились в таком жалком состоянии не потому, что были плохими, а потому что не имели пастыря. Иисус смотрел на них с Божьим пастырским сердцем. Иногда смотря на многих людей, мы говорим про себя: “Они заслуживают серьезного наказания” . Но здесь мы учимся тому, что нам нужно смотреть на них, имея сочувствие Бога. Мы должны видеть, что их проблемы возникали из-за того, что они не имели пастыря. Имея сердце пастыря, Иисус понял, что им нужно что-нибудь поесть. Иисус был похож на мать, которая хочет дать самое лучшее своим детям: самую вкусную еду, самую теплую одежду, все необходимое, и даже свое сердце.

Из этого, мы учимся, что пастырь должен иметь сердце пастыря, что значит сочувствие к агнцам и горячее усердие помочь беспомощному. Пастырь всегда должен быть готов отдать что-либо другим. Его сердце должно наполняться преизбыточным богатством Иисуса Христа. Из-за пастырского сердца пастырь должен уметь дать любому самое важное и необходимое, то, что может оживить человека. Он должен уметь утешить душу страдающего и обремененного и насытить душу обделенного. Сердце Апостола Павла всегда наполнялось удивительным таинством Христовым и силой Бога. Он хотел открыть людям, верующим и неверующим, духовное откровение. Он сказал: “Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему” (Рим.1:10). “Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых” (Еф.1:17,18). Апостол Павел сотворил великие дела Бога, потому что он знал сердце Иисуса и имел пастырское сердце и богатство Иисуса Христа. Он был всегда готов помочь другим и даровать им самое драгоценное.

В-третьих , Иисус испытал веру Филиппа. Взгляните еще раз на 5-й стих. “Иисус, возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” Иисус знал, что эта толпа людей была очень голодной. У них не было ничего кушать. Тем более они пришли сюда издалека. Поэтому Иисус сказал Филиппу: Когда Иисус сказал это, Он надеялся на то, что Филипп начнет искать хоть какую-нибудь возможность разрешить эту проблему, имея пастырское сердце. Иисус ожидал услышать от него ответ: “Нет ничего невозможного, господин. Я не знаю где купить хлеб, но я посмотрю и обязательно найду какой-нибудь выход. Я верю, что Бог помогает тем, кто помогает себе сам” . Но слова Филиппа были совсем другими.

Взгляните на 7-й стих. “Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу” . Он действительно был смышленым человеком. Он смог сразу, одним взглядом оценить количество людей и быстро выдать ответ, что даже всей зарплаты за восемь месяцев было бы недостаточно, чтобы купить продуктов, и чтобы каждому досталось хотя бы по маленькому кусочку. Однако таким ответом он не удовлетворил Наставника, и не сдал экзамен веры. Он потерпел поражение главным образом из-за своего образа мышления. Он только рассчитывал, а затем отчаялся. Иисус старался воспитывать многих пастырей. Он хотел использовать умных людей как будущих лидеров. Но Иисус не мог использовать Филиппа, потому что тот зависел от своей головы. Филипп был умным и способным человеком. Но он не имел веры в Бога. Довольно важно быть в этом мире способным человеком, наполненным духа соперничества, чтобы прожить успешную жизнь. Но нам нужно знать, что более важно стать в этом мире человеком веры, чтобы жить истинно успешной жизнью. Также Филипп потерпел поражение, потому что он начал думать с того, чего он не имел. Когда он думал о своем кошельке, он стал жалким. Может быть, он раскаялся в том, что стал учеником бедного Иисуса. Его привычка начинать с того, чего у него нет, сделала его нигилистом. Люди такого типа смотрят только на то, чего они не имеют, чего они не получили от родителей или от Бога. Они живут в горечи и оказывают на окружающих людей скверное влияние. Такие нигилисты сравнивают себя с другими и находят только то, что другие имеют, а они сами не имеют. На самом же деле, в этом случае Иисус уже решил накормить толпу из 5000 людей. Когда Иисус спросил у Филиппа: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” – это было испытанием для него, чтобы узнать, есть ли у него вера в Бога и есть ли у него пастырское сердце.

В-четвертых , Иисус принял пять хлебов и две рыбки Андрея (8,9). Взгляните на 8-й стих. После Филиппа на первом плане событий появляется другой ученик. Это Андрей, брат Симона Петра. Когда Андрей привел своего брата Симона к Иисусу, Иисус сразу же стал интересоваться только Симоном Петром (Ин.1:42). Казалось, что Иисус игнорировал Андрея, как будто его вовсе и не было там. Хотя в этот раз Иисус тоже не обращал внимания на Андрея, а разговаривал лишь с расчетливым Филиппом, но все же, Андрей хотел привлечь внимание Наставника. Взгляните на стихи 8,9. “Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” Он принес пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки к Иисусу, хотя нужно было накормить 5000 человек! Тем более, эти хлеба и рыбки не принадлежали самому Андрею; они принадлежали одному мальчику. Может быть, этот мальчик принес их для своего обеда. В этой ситуации Андрей кажется безумным человеком, но мы многому можем научиться у него.

Андрей был человеком, ищущим возможность. Филипп думал только о том, чего он не имел. Он не имел двести динариев, восьмимесячной зарплаты, поэтому он не смог ничего сделать. Но Андрей был совсем другим. Он начал думать с того, что у него есть, несмотря на то, имеет ли он что-нибудь или нет! Он знал, что у него в кармане одни дырки и ветер, но он не думал о том, чего у него нет. Когда он похлопал руками по своим карманам, и оказалось, что они пусты, тогда он начал обеими руками усердно выворачивать каждый уголок в надежде найти завалявшийся динарий. Но, конечно же, он ничего не нашел, однако он не стал думать: “У меня совсем ничего нет” . Он не думал: “К сожалению, я ничего не могу сделать, потому что у меня нет денег” . Вместо этого, он начал осматриваться по сторонам. Когда он ничего у себя не нашел, он осматривался вокруг несколько раз до тех пор, пока не нашел одного мальчика с маленькой котомкой, в которой лежал завязанный в платочек скудный обед. Он попросил его у мальчика. Мы не знаем, каким образом он уговорил мальчика отдать обед. Может быть, широко улыбаясь, он просто попросил у него обед. Это было так смешно. Но в этом есть нечто более важное, чем просто комедия. Мы можем научиться у Андрея тому, как найти хоть какую-нибудь возможность разрешения проблемы, даже когда ситуация кажется невозможной.

Андрей взял пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки у мальчика и принес их к Иисусу. Он сказал: “Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” Минуту назад он вынудил мальчика заплакать из-за того, что он отобрал у него обед. А сейчас он заставил Иисуса посмеяться из-за того, что он принес пять хлебов и две рыбки для 5000 людей. Но все-таки Андрей нашел хоть какую-то возможность в затруднительной ситуации. Это и есть его великая вера. Это и есть его достоинство, через которое Иисус смог сотворить чудо. Мы учимся у Андрея быть людьми, ищущими возможность разрешения трудной ситуации.

Андрей был человеком веры. Он имел веру в Иисуса. Когда Андрей принес пять хлебов и две рыбки к Иисусу, он знал, что этого не хватит для того, чтобы накормить 5000 людей. Но он верил, что Иисус примет это скромное приношение. И он верил, что Иисус сможет насытить всех людей. Да! Иисус принял его пять хлебов и две рыбки. Это ясно показывает нам, что Андрей был человеком веры. Он имел веру: “Мы ничего не можем сделать, но Иисус может сделать все” (Фил.4:13). Все то, что нам нужно сделать – это с верой принести к Иисусу пять хлебов и две рыбки. Когда Андрей принес пять хлебов и две рыбки, он не зависел от котомки с обедом, но зависел от Иисуса. Он имел веру в Иисуса и в то, что Иисус примет его скромную возможность как выражение веры.

Вот, здесь мы видим что именно мысли сердца сделал Андрея и Филиппа так сильно отличающимися. Библия говорит: “потому что, каковы мысли в душе его, таков и он…” (Притчи 23:7а). Мысли сердца человека определяют, каков человек. Бог дал мышление каждому человеку одинаково, хотя люди находились в разной ситуации и обстановке. Мышление – это великое приобретение, данное мне и Вам Богом. Если мы хорошо используем и развиваем это приобретение, наша судьба и будущее изменяются. Наша судьба создается через развитие нашего мышления.

В той же ситуации Филипп получил неудачу перед Господом, а Андрей – успех. Филипп был человеком, наполненным отрицательным мышлением, что “я не могу или мы не можем потому что ситуация такая плохая: уже темно, нет денег, слишком много народа чтобы накормить их, здесь пустыня; нет не где магазинов в близких итд.” Он уже в мыслях направлял себя к неудаче. Однако Андрей имел способ мышления успешного человека. Он имел положительный метод мышления, что, поскольку Иисус сказал накормить их, поэтому я могу или мы можем накормить их в любой ситуации. Он имел метод мышления что “я могу в Иисусе” . Поскольку он думал что он может сделать это, он мог искать какой-то способ решения. Он удалил всякие отрицательные мысли и найдя какую-то возможность, принес Господу Иисусу. Кто имеет веру “я могу в Иисусе” , именно это – человек веры. В жизни имеющих мышление “я не могу” не происходят великие чудеса Господа. Но когда мы, мысля, что нет ничего невозможного в Иисусе Христе, ищем всякую возможность и приносим Иисусу, там явятся чудеса Бога, который накормит 5000 людей 5-ю хлебами и 2-мя рыбами. Все люди хотят жить успешную жизнь. Никто не хочет жить неудачную жизнь. Также все мы хотим жить благословенную жизнь, а не жизнь проклятия. Успех или неуспех начинается от нашего мышления и веры. Обстановка, образование, судьба или родители, – это не основные условия. Бог благословляет наше мышление веры и работает через нашу веру. В Библии не написано “благословенная страна” или “благословенная обстановка” , а “блажен человек” . Поэтому, можно ли получить благо от Бога, зависит от мышления и веры человека.

Когда мы смотрим на себя, мы признаем что мы привыкли размышлять отрицательно. Мы думаем, что никогда не сможем найти двести динариев. Нам кажется, что у нас ничего нет, чтобы отдать другим, даже наоборот, хочется получить от кого-то помощь. Но Иисус, увидев, что множество людей страдают и алчут, спрашивает у нас: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” – прекрасно зная ситуацию, в которой мы находимся. Он не хочет, чтобы мы нашли двести динариев, которых у нас на самом деле нет. Он хочет от нас, чтобы мы имели сердце пастыря к агнцам. Он хочет, чтобы мы поверили в Иисуса Христа и нашли то, что мы имеем, и принесли наше сердце к Нему. Если мы принесем с верой наши пять хлебов и две рыбки, Он сможет показать великое и недоступное, чего мы не можем ожидать. Тогда наши пять хлебов и две рыбки изменят нас. Они изменят Украину и Господь накормит весь народ через наши пять хлебов и две рыбки, посылая по всему миру миссионеров.

II. Иисус благословил веру Андрея (10-15)

Когда Андрей принес хлеба и рыбки, Иисус сказал: “Велите им возлечь” . Отсюда мы узнаем, что Иисус не работал в одиночку. Он работал совместно с учениками. Это и есть Божий метод. Бог работал вместе с Авраамом. Он призвал многих пророков и с ними работал ради спасения Своего народа. Также и Иисус работал вместе с Петром. Ученики работали вместе с Иисусом. Участвовать или не участвовать в Божьем деле – это делает большую разницу в истории. Стих 11 говорит нам, что когда Иисус посмотрел на пять хлебов и две рыбки, то увидел веру Андрея. Иисус молился Богу за то, чтобы Он благословил веру Андрея и его пять хлебов и две рыбки. Иисус молился, чтобы Бог принял сердце пастыря Андрея и накормил 5000 человек этими хлебами и рыбами. Что сделал Иисус с пятью хлебами и двумя рыбами? Иисус раздавал людям столько, сколько они хотели есть, до тех пор, пока все не насытились. Так Бог благословил пять хлебов и две рыбки Андрея. Когда люди насытились, Иисус сказал ученикам: “Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” . Ученики собрали и наполнили двенадцать коробов кусками, оставшимися у тех, которые ели. Это показывает нам, что Божье благословение преизбыточно.

Все мы, кто участвовал на богослужении, верим в Иисуса Христа. Все мы любим Иисуса. Однако здесь есть люди, которые говорят отрицательно о себе, о стране или о работе Бога, как Филипп. А также есть люди, как Андрей, который имеют положительный взгляд на себя, страну и работу Бога и работают с усердием, чтобы как-то изменить ситуацию в этой земле через наши пять хлебов и две рыбки.

Я твердо верю, что Бог работает через группу Андрея и изменяет каждого из Нас и Украину из страны фатализма и судьбы в страну пастырей и святой народ. Бог работает через нашу веру и через наши пять хлебов и две рыбки. Если мы с верой принесем наши пять хлебов и две рыбки Богу, Он щедро благословит нас и накормит 5000 человек. Господь спрашивает также и нас: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” ; “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему” (Мк.9:23); “как ты веровал, да будет тебе” (Мт.8:13)

Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос, видя множество людей, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Он вышел на берег, и много и долго беседовал с народом о Царстве Небесном, и исцелял много больных. Народ с таким усердием слушал Его, что не замечал, как проходило время. Наконец, день стал клониться к вечеру.

Ученики подошли к Иисусу Христу и сказали: "место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть".

Но Господь ответил ученикам: "не нужно им идти; вы дайте им есть".

Апостол Филипп сказал Ему: "им и на двести динариев мало будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя бы понемногу".

Иисус же сказал: "сколько у вас хлеба? Пойдите, посмотрите".

Когда они узнали, апостол Андрей сказал: "здесь есть у одного мальчика пять ячменных хлебов и две рыбы; но что это для такого множества народа!?"

Тогда Иисус Христос сказал: "принесите их Мне сюда", и повелел ученикам рассадить народ рядами по сто и по пятидесяти человек.

Потом Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы и, посмотрев на небо, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу.

Все ели и насытились.

Когда же все насытились, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало".

Ученики пошли, собрали и наполнили оставшимися кусками двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.

Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу 5 хлебами и 2 рыбами и ещё при этом осталось двенадцать коробов? Насколько я понимаю, Иисус сотворил всю эту еду из ничего как Бог? Или он привлёк изобилие Божие и сотворил эту еду из уже имеющегося света Божьего, так как Он благословил хлебы и посмотрел на Небо? Или это было как-то по-другому? Объясните мне этот момент, пожалуйста! С уважением, Меир Аhава

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42-44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну . Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).

Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа ), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение , преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.

«Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство. «Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы <...> самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший вначале: да произрастит земля былие травное ; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много – не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? – но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том <...> Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLIX).

Проповедь настоятеля Свято-Преображенского храма г. Харькова прот. Виктора (Бурбелы) в воскресный день 30 июля 2017 г.

Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали за богослужением, повествует о чудесном насыщении 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Евангелие говорит нам о том, что в то время Иисус много учил народ, много людей шли к Нему из городов пешком. И Он милосердствовал над ними, исцеляя больных.

“Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей”. (Мф. 14:13-21)

И вот пятью хлебами и двумя рыбами, благословенными Иисусом и разломанными на куски, насытились все 5 тысяч человек, не считая женщин и детей, а мы знаем, что всегда женщин и детей больше чем мужчин. Итак, все они насытились, и осталось еще 12 полных корзин.

Все присутствовавшие при этом прославляли Иисуса и хотели сделать Его своим царем, потому что он творил чудеса, великие и удивительные для них, но самое главное, как они считали, - Он накормил их хлебом. Эти люди, которые слушали Иисуса как Мессию и верили в Него как в пришедшего в мир Бога, были особенно поражены чудом приумножения пищи. И это действо стало настоящим тупиком для человеческой логики, потому что человеку свойственно быть пристрастным к миру внешнему, привычному, то, что видим ежедневно, и это свидетельство удаленности от мира духовного.

Если взять, к примеру, какую-то область науки, не зная о ней ничего, и почитать заключение ученого о о каком-то важном открытии, то у неподготовленного человека это вызовет массу сомнений, как такое возможно? Особенно если ученый не приводит подробных доказательств своей теории, то для ума человека, далекого от науки, - это тупик, потому что он не прошел тот путь, который прошел ученый, изучая данную проблематику. А те люди, которые глубоко в этой теме, им не надо подробных разъяснений, для них это понятно.

Вот нечто похожее происходит и когда человек, слушая слова Христа, не следует им, и при этом пытается их понять и растолковать. Он похож на того неподготовленного человека, который прочитав доклад ученого, сделал вывод: такого не может быть, я так думаю, потому что мне непонятно.

Но перед нами не просто ученый, перед нами Тот, Кто создал все законы бытия: и физические законы, которые мы познаем и в познании которых состоит смысл всей нашей науки, и духовные законы, которые мы можем наблюдать, ощущать в своей жизни, хотим мы этого или не хотим, но которые действуют. И чаще всего к концу своей жизни накопленный опыт подсказывает человеку, что мы изучили некоторые из этих духовных законов. Перед нами Тот, Кто является движущей силой этих законов, залогом того, что все это действует, гармонирует, движется, живет. Перед нами Тот, Кто является источником всего процесса действия законов бытия, Тот, Кто сотворил все это не вне Себя, но в Себе. И все, что происходит, и внутреннее, и внешнее, не может быть без Него, и жизни нет. Невозможно жить без Него, без Бога, и мы должны понимать, что для Бога ничего невозможного нет.

Чудо насыщения 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами описано у евангелистов, на которых оно тоже произвело впечатление. Они, будучи людьми простыми, не все чудеса Христовы понимали, но через свою веру они понимали, что перед ним не просто чудотворец, а Мессия.

Христос не часто творил чудеса такого свойства, подобные тому, о котором мы сегодня говорим. Он нечасто исполнял прошения, когда Его просили, чтобы Он знамение сделал. Какое знамение можно сделать, чтобы народ уверовал, что Он - Мессия? Он не делал никаких знамений, потому что это было бесполезно. Для верующего человека знамений не нужно, а для неверующего знамение превращалось бы в обычное зрелище, не ведущее к перемене жизни.

Однажды, когда Иисус был на свадьбе в Канне Галилейской, и закончилось вино, Христос сотворил из воды вино для того чтобы утешить жениха, который переживал, что нечем угощать гостей, и чтобы ответить на просьбу Своей Матери. И Он тогда сотворил это чудо для того чтобы показать, что Бог заботится не только о духовном, но и о телесном. И Он делает в жизни человека все, что ему нужно для жизни телесно.

в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф.7:11) .

Сегодняшнее евангельское чтение выявляет для нас попечителя о роде человеческом, который заботится о нас всецело. Очень часто в нашей жизни происходит так, что мы думаем, что Бог нам не помогает. К таким выводам чаще всего приходят из-за маловерия и от лености в познании Бога. Такие мысли возникают у человека, который не знает, кто такой Бог. Потому что сказать, что Бог мне не помогает, это то же самое, что своим родителям, которые вырастили, дали воспитание, образование, оставили квартиру, помогали тебе всю жизнь, сказать: вы обо мне не заботитесь.

Как Бог должен помочь? Он должен прийти на кухню и сварить за вас борщ? Или вскопать огород? Или должен на работу вместо тебя ходить, чтобы ты в Него, наконец, поверил? Но и в это случае не поверил бы человек в Бога все равно, если у него нет стремления увидеть Бога истинным любящим Отцом, который может дать больше, чем дано тебе самому по силам твоим сделать.

Бог наградил каждого человека талантами. В меру своего разума, возраста, понимания, восприятия этой жизни, Бог дал каждому все необходимое для жизни. И всех одинаково, и верующих, и неверующих поставил в системе законов бытия, которые сами воспроизводят все потребное для жизни, делаешь ты что-то или не делаешь. Он производит все необходимое. Он положил закон, гласящий: в поте лица твоего будешь добывать пропитание твое. И это премудрый закон, ибо если бы не было его, человеку ничего не надо было бы делать, то он от своего безумия и лености погиб раньше, чем перешел бы в совершенный возраст.

И это закон действует в нашей жизни: и наше окружение, наша релаьность требует, чтобы мы трудились, и тогда мы получим пропитание и одежду, услуги какие-то, и все необходимое для жизни. Но даже есть люди, которые не трудятся, но они все равно не умирают от голода. Насколько забота Бога проявляется к этим людям. Возможно, им помогают другие люди. Но кто научил этих людей добродетели быть милосердными к ближнему неимущему, кто вложил в их сердца такой порыв? А кто говорил, рука дающего не оскудеет. Конечно, Бог учит. И не забота ли это Бога обо всех нас? Но многие не хотят согласиться с этим из-за своей гордости, из-за того, что их научили, что это не Бог, а сами люди, что “человек - это звучит гордо”, а Бога нет, и не хотят знать о Нем ничего, даже не рассказывайте мне.

И вот здесь очень важный момент. Чтобы понять чудеса Христовы, надо следовать Его советам, Его словам и знать, что Он есть главное в нашей жизни. Христос говорит о себе как о хлебе жизни. И когда во время последней встречи с учениками Своими Он преломляет хлеб, Он помолившись сказал слова, которые мы до сих пор за каждой Литургией повторяем, то есть Он установил Таинство жизни.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26-28)

И вот вспоминая сегодняшнее евангельское чтение, мы можем понять, что Христос сотворил это чудо не только для того, чтобы народ насытился телесно. Он сотворил это чудо для того чтобы напомнить внешне человеку что есть главное в его жизни. Не хлеб, который испек кто-то, благодаря своему труду из муки, а напомнить о том хлебе познания смысла жизни, которым есть Бог. Хлеб для каждого народа, и в те времена, когда жил Христос, и сегодня, является источником жизненных сил. То же самое можно сказать и о вине. Во времена Христа вино принимали внутрь как лекарство, им промывали раны для заживления, это было оно из самых ценных угощений. И исходя из этого символ должен быть понятнее человеку. Говоря о хлебе и вине как о Теле и Крови Своей, Христос указывал, что главным источником истинной жизни для человека является искание и познание своего Творца. Если человек не ищет общения с Богом, не ищет Бога как начало жизни, как смысл жизни, или вообще не задумывается об этих вопросах, то жизни у него по сути нет. И это имеет характер проявления и в его бытовом устройстве. Тот, кто не ищет Бога, не знает, зачем он живет. Он руководствуется только мотивами своего разума и того познания, которое он мог приобрести своим разумом благодаря воспитанию, обществу, благодаря тому, что он читал, видел, познал. И все это является главным критерием его поступков. И из этих выводов и определений он строит свою жизнь, ставя земные цели во главу угла.

А человек, который ищет Бога, тот уже не просто ставит себе цели, благодаря которым он приобретает земные блага, а ставит цели, по достижении которых приобретает мудрость духовную, познание Бога и любовь к ближнему. И жизнь его от этого меняется. Человек четко видит и понимает, почему так или иначе происходит. Он видит ход своей жизни на годы вперед, он знает, к чему стремится, знает, что для этого нужно. Он не мчится к ложной цели сломя голову. Тот, кто ставит перед собой ложные цели, чтобы ухватить хоть что-то в этой жизни, достигая их, видит пустоту, и тогда приходит к нему отчаяние, одиночество, равнодушие и он оказывается в подвешенном состоянии из-за непонимания, зачем он живет. И это свидетельство несовершенства этого человека. Его несовершенство - не в том, что у него кто-то что-то забрал, а в том, что он не использовал главного своего дара - чувств и органов познания души, он ограничил себя только использованием органов внешних чувств - если хочется есть, он идет и ест, живет по чувственным инстинктам, удовлетворяя свою плоть, и этим пытается объяснить правильность своей жизни. А человек, который умеет употреблять духовные чувства, такие как веру, умеет ощущать голос совести и воспринимать его как некий призыв, как указатель пути, тот умеет осмыслить свою жизнь всесторонне, намного глубже.

И вот толкование сегодняшнего евангельского чтения о предложении хлебов должно натолкнуть нас на такую мысль: а что если ты пришел послушать Бога, и пошел за Ним искать правды Его, как те люди, которых накормил Христос, то ты получишь пропитание, а если ты не пошел, то ты тоже получишь свое пропитание. А в чем же разница? А в том, что в первом случае человек тратит силы и время своей жизни только для того чтобы получить пропитание, блага земные, а во втором случае помимо земных благ человек получит еще и мудрость жизни, откровение Бога и главные смыслы.

“Я есть хлеб жизни, приходящий ко Мне, не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда, - говорит Господь. Для человека плотского эти слова непонятны. Ну как мы можем поесть и попить, и потом больше никогда не хотеть. Вкусивший познание Бога, вкусивший божественной истины, уже научен вечности, ему не нужно искать другой пищи, ибо та пища, которую он вкусил, отвечает абсолютно на все жизненные вопросы - и этой жизни, и жизни вечной. Эта пища божественных откровений для рода человеческого дает ему познания не просто для бытия земного, а для существования вечного, это глаголы жизни, слова жизни.

Многие из учеников Христа оставили Его после Его слов “ядущий Тело Мое и пиющий Кровь Мою будет иметь жизнь вечную, а не ядущий не будет иметь жизнь вечную”. Они соблазнились, потому что эти слова были непонятны для них. И Христос обратился к тем, которые остались с Ним и сказал: может быть и вы хотите уйти? Но Петр ответил: куда мы пойдем от Тебя, Ты имеешь слова жизни, кто еще нас научит словам жизни вечной? Все нас учат и мы сами часто тратим время своей земной жизни на то, что учимся словам жизни временной, но никто нас не научил жить временно как вечно, начать свою вечность прямо здесь. И начать не от безысходности, а начать ее с Богом, ибо Бог вечен, и кто пребывает в Нем, тот будет таким же вечным.

Я хлеб живый , сшедший с небес ; ядущий хлеб сей будет жить вовек ; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (И. 6:51) И вот эту плоть, которую Христос отдал за жизнь мира, который является внешним подтверждением и напоминанием Его слов за каждой Литургией, и совершается в Таинстве Евхаристии. Каждый, приходящий к Таинству Евхаристии, поступает по слову Христову как ученик Христов, говоря, не хочу я уходить от Тебя и слушать этот безумный мир, отводящий меня от тебя, потому что этот мир не дает слов вечной жизни, поэтому каждый христианин, идущий на исповедь, кающийся в грехах, меняющий свою жизнь, с дерзновением приступает, чтобы соединиться, по слову Христову, с Ним через хлеб и вино, через Тело и Кровь Его, чтобы подтвердить: я ищу глаголы вечной жизни, и ищу ни где-нибудь, а в Тебе, Господи, в своем Творце, в Том, Кто пребывает во мне и во всем, по слову Твоему.

Иисус же сказал им: истинно , истинно говорю вам : если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. (И. 6:53-59).

Что еще можно добавить к этим словам? Каким надо быть ученым, чтобы осмыслить это? Надо быть не ученым, надо быть человеком, умеющим слушать Своего Творца и веровать в Него, и эти слова жизни станут в самом тебе жизнью, которая по сути наполнена скорбью и болезнями, жизнью, которая умеет радоваться вместе с радующимися, которая умеет жить счастливо в мире, в согласии с Богом в заповедях Его, жизнью, которая перетечет из тленного твоего тела в нетленное, обновленное, воскрешенное в последний день Аминь

Чудесное насыщение народа пятью хлебами

Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос, видя множество людей, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Он вышел на берег, и много и долго беседовал с народом о Царстве Небесном, и исцелял много больных. Народ с таким усердием слушал Его, что не замечал, как проходило время. Наконец, день стал клониться к вечеру.

Ученики подошли к Иисусу Христу и сказали: "место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть".

Но Господь ответил ученикам: "не нужно им идти; вы дайте им есть".

Апостол Филипп сказал Ему: "им и на двести динариев мало будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя бы понемногу".

Иисус же сказал: "сколько у вас хлеба? Пойдите, посмотрите".

Когда они узнали, апостол Андрей сказал: "здесь есть у одного мальчика пять ячменных хлебов и две рыбы; но что это для такого множества народа!?"

Тогда Иисус Христос сказал: "принесите их Мне сюда", и повелел ученикам рассадить народ рядами по сто и по пятидесяти человек.

Потом Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы и, посмотрев на небо, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу.

Все ели и насытились.

Когда же все насытились, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало".

Ученики пошли, собрали и наполнили оставшимися кусками двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.

В другой раз Господь семью хлебами и немногими рыбами насытил 4 000 человек, также не считая женщин и детей.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 14, 14-21; от Марка, гл. 6, 32-44; от Луки, гл. 9, 10-17 от Иоанна, гл. 6, 1-15.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ НАРОДА ХЛЕБАМИ. И вот снова после многих странствий по городам Галилеи пришел Христос на любимые им берега Тивериадского озера. Ему хотелось остаться одному, чтобы предаться размышлениям и обновить духовные силы. Но слава его была уже так велика, что

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Мф. 14: 13-21; Мк. 6: 31-44; Лк. 9: 11-17 Ин. 6: 1-14 Весть о смерти Предтечи не могла не опечалить Спасителя. Он знал, что силы ада не могут терпеть провозвестников истины на земле. Теперь вслед за Своим Предтечей и Он должен идти на Голгофу. А в это

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Чудесное насыщение народа пятью хлебами Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос,

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа Мф. 14, 13–23; Мк. 6, 30–46; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–15 Апостолы, возвратившись с проповеди, рассказали Христу спасителю все, чему научили и что сделали. После тяжких трудов они нуждались в отдыхе, но стечение народа, желавшего видеть и слышать

Из книги Над Евангелием автора (Грибановский) Михаил

XXXI. Насыщение пятью хлебами и хождение по водам Время было перед Пасхой (Ин.6:4). Это была третья Пасха за время общественного служения Господа .Он находился на берегу Галилейского озера (в окрестностях Тивериады), куда пришел по направлению от Назарета, послав на пути

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение народа пятью хлебами Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новых контекстах и перед лицом новых обстоятельств – исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Чудесное насыщение около пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Матф., гл. 14) 15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16Но Иисус сказал им:

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами 13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. (Мк. 6:30-33; Лк. 9:10, 11; Ин. 6:1, 2). Следующий рассказ о чуде насыщения пяти тысяч пятью

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

29. Насыщение четырех тысяч семью хлебами 29. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. 30. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31. так

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Глава 6 1. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами 1. После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. После сего. После чудесного исцеления расслабленного при Вифезде прошло уже довольно много времени. Это видно из того,

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Чудесное насыщение народа пятью хлебами Иисус Христос, услышав о смерти Иоанна Крестителя, удалился на лодке в уединенное место.Народ заметил это, и многие сухим путем последовали за Ним.Господь сжалился над ними, потому что они были как овцы без пастыря, долго учил их и

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

ГЛАВА 19. Смерть Иоанна Крестителя. Возвращение Апостолов. Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение Иисуса по воде и спасение утопавшего Апостола Петра. Беседа о хлебе жизни. Оставление Иисуса многими учениками Пир ИродаПравитель Галилеи и Переи, Ирод

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ Все люди с любовью и со вниманием слушали наставления Иисуса Христа. Они дорожили каждым Его словом и постоянно ходили за ним толпами. У Иисуса Христа не было времени даже вкусить пищи и отдохнуть.Раз Он пошел в одно пустынное и безлюдное место, где не

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. 13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.(Мк. 6:30-33; Лк. 9:10, 11; Ин. 6:1, 2). Следующий рассказ о чуде насыщения пяти тысяч пятью

Из книги автора

29. Насыщение четырех тысяч семью хлебами. 29. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. 30. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31. так

Из книги автора

XV Возвращение учеников с проповеди. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Хождение Христа по водам и беседа его в Капернаумской синагоге о таинстве причащения Апостолы между тем обошли назначенные им города и селения, повсюду проповедуя Евангелие и