Как совершается крещение у протестантов. Епископ К

Появился подумать о протестантском водном крещении. Не имея желания отнимать время, предлагая не единожды уже высказанные аргументы, поделюсь своими очередными измышлизмами.

Про ненужность протестанту водного крещения писали многие. И в самом деле: зачем оно ему, если он, покаявшись, уже обретает спасительную веру? Повторяться здесь нецелесообразно. Так же не вижу смысла в очередной раз обосновывать безблагодатность протестантских водных крещений. Я задумался над другим второстепенным аспектом и спросил себя, смогут ли протестанты засчитать действительным самокрещение? То есть вошёл человек в воду и сам себя крестил во имя Троицы. Понятно, что ничего подобного мы в Писании не встретим, но, тем не менее. Почему нет? Что мешает уже имеющему веру протестанту крестить самого себя? Ведь это всего лишь обряд, установленное Христом внешнее свидетельство перед другими. Почему же нельзя самому в присутствии общины погрузиться в воду после декларирования установленной крещальной формулы? Вера есть, есть спасение, а, следовательно, уже есть членство в «небесной Церкви». По мне, так тут не может быть абсолютно никаких прещений. Однако на практике крестят пасторы протестантских общин, присоединяя тем самым крещаемых к своим собраниям. И это на мой взгляд является интуитивно правильным осмыслением сути православного Таинства, в котором мы исповедуем соединение со Христом в Его Теле, в Его Церкви: какие бы благодатные чувства не испытывал человек до крещения, они лишь предваряют тот дар, который он получит в самом Таинстве. Однако протестанты претендуют на полноту богообщения до водного крещения, и здесь у меня возникает вторая порция рассуждений.

Я вспомнил, с какой торжественностью проводят протестанты свои венчания. Очевидно, что протестантский обряд венчания является католическим рудиментом. Писание не упоминает о каких-либо обязательных обрядах, связанных с вступлением людей в брак. Христос присутствовал на свадьбе, но не заповедовал проводить венчаний подобно тому, как Он заповедовал водное крещение. Обосновать необходимость венчания только одним лишь Писанием мне представляется затруднительным. Писание часто говорит о браке, но не даёт критериев легитимности брака, обусловленного каким-либо обрядом.

Тем не менее протестанты считают блудным сожительство молодых людей до обряда венчания. Почему? Ну полюбили молодые друг друга и дали самим себе обещание жить вместе до конца дней. Чувство есть, соединение душ произошло. В чём проблема? Зачем пастор, зачем церемония и регистрация в ЗАГСе? Ну, живут они и живут, сохраняя взаимную верность. Что же в этом плохого? Почему протестанты творят некую обрядовую границу, искусственно отделяя блуд от благочестивого брака? Разве не всё должно быть духовно, по вере? Однако практика показывает, что к живущим в невенчанном браке относятся довольно-таки сурово. И здесь у меня возникает вопрос, отчего же тогда в аналогичной ситуации венчания человека со Христом, протестанты настаивают на дееспособности спиритуализированного подобия «гражданского брака» без обряда водного крещения?

И. В. Музычко

Когда христианин вступает в завет с Господом посредством водного крещения по вере, он переходит в духовный отроческий возраст. Однако христианин в период духовного отрочества главное свое усилие должен направлять на осуществление значения водного крещения по вере. Из 6-й главы послания к Римлянам следует, что главное значение водного крещения по вере состоит в том, что это есть крещение, то есть погружение в смерть Христову. Крещаемый своим погружением в воду как бы заявляет о своей смерти для греха, о погребении своего ветхого человека со Христом, о своем сораспятии с Ним. Как же осуществлять эту мертвость для греха, если, несмотря на то, что мы дети Божьи, в этой жизни «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2)?

Прежде всего, необходимо понимать, что своей силой и одними своими стараниями мы осуществить этого не можем. Мертвость для греха — это дар благодати Божьей, это то, что наш Спаситель приобрел нам своей смертью на голгофском кресте. Наш Господь умер на кресте Голгофы не только за наши грехи для того, чтобы спасти нас от вечной гибели, но Он также своей смертью приобрел нам мертвость для греха (2Кор. 4:10; Рим. 6:10), освободил нас от власти греха, от «закона греха и смерти» (Рим. 8:1-2). Поэтому все члены Церкви Христовой должны «жить не по плоти, а по духу» (Рим. 8:4), и «всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы жизнь Иисусова открывалась в их теле» (2Кор. 4:10).

Таким образом, на этапе духовного отрочества христианин должен познавать Иисуса Христа не только как своего личного Спасителя, но и как освободителя от плотской жизни, от власти греха, как Того, Кто приобрел нам мертвость для греха и дарует нам эту мертвость, как дар Его благодати. С чего же практически начинать «носить эту мертвость Господа Иисуса в нашем теле»?

Прежде всего, как всякий дар благодати Божьей, эту мертвость следует принять верою в специальной молитве. Такой молитве должно предшествовать «наставление в вере» (Гал. 3:2), а сама молитва должна совершаться перед самым крещением по вере или после него. Если же такая молитва не совершалась во время водного крещения, то ее можно совершить и в дальнейшем в порядке восполнения упущенного. Такая молитва веры очень важна, ибо если молитва веры может «исцелить болящего» (Иак. 5:15) физически, то тем более она может исцелить душу от власти греха через принятие мертвости для греха. Подобно тому, как молитва покаяния, в которой человек верою принял спасение во Христе Иисусе, дала возможность Духу Святому возродить человека к новой жизни, так точно и молитва, в которой христианин верою принимает мертвость для греха, дает возможность Духу Святому помочь христианину осуществить эту мертвость для греха в его практической жизни. Старание осуществлять эту мертвость для греха составляет суть освящения (Вт. 6:25; Евр. 12:14).

Отношение к водному крещению во время Реформации

Еще со времен Реформации в протестантском христианстве наметились две точки зрения на вопрос водного крещения по вере. Великие реформаторы Лютер, Кальвин и Цвингли не придавали водному крещению по вере того важного значения, которое оно имеет по Слову Божию. Поэтому они не призывали своих последователей принимать святое водное крещение по вере (то есть сознательно, взрослыми), а оставили в своих деноминациях неевангельскую, католическую традицию крещения детей.

Однако среди первых реформаторов были и такие, которые поняли, что водное крещение имеет такое же важное значение в домостроительстве Церкви Христовой, как и уверование (покаяние, возрождение). Ими были Конрад Гребель, Валтасар Губмайер и другие, которые в самом начале были друзьями и помощниками Цвингли. Они начали призывать людей (католиков, формально верующих) не только к возрождению, но и к крещению по вере. По этой причине они не только разошлись с Цвингли, но и подверглись жестоким преследованиям со стороны тех же Цвингли, Лютера, Кальвина и их последователей. Конрад Гребель, Валтасар Губмайер и другие возглавили так называемое движение крестителей или, как их называли в народе, анабаптистов (перекрещенцев).

Лютер, Цвингли и Кальвин ставили своей целью реформировать (видоизменить) Римско-католическую церковь, поэтому в лютеранстве и кальвинизме осталось от католицизма много такого, что не соответствует Писанию. В частности они не признавали святого водного крещения по вере, а, повторяем, оставили в своих деноминациях католическую традицию крещения детей. Руководители же анабаптистов и их последователи, в отличие от реформаторов, ставили своей целью воссоздать живую Церковь Христову по образцу первоапостольской Церкви. Поэтому в основании их проповеди были эти великие истины Великого повеления Христа: уверование (покаяние, возрождение) и крещение по вере (Мф. 28:19; Мр. 16:15,16), а также принцип независимости Церкви от государственной власти(Мф. 22:21).

Отношение к водному крещению в братстве ЕХБ

Это разное отношение к водному крещению нашло отражение и в славянском евангельско-баптистском братстве, которое, как известно, до Второй мировой войны (сначала в царской России, а потом в бывшем Советском Союзе) организационно состояло из двух союзов: Союза Евангельских Христиан и Союза Христиан Баптистов. Это разное понимание водного крещения отражено в вероучениях этих союзов. В «Исповедании веры христиан баптистов», изданном В. Г. Павловым в 1906 году и переизданном Н. В. Одинцовым в 192 8 году читаем: «Обращенные через Слово Божье действием Святого Духа присоединяются к Церкви Христовой через крещение»; «Крещение есть первый плод веры и любви ко Христу, вступление в послушание Господу и в Его Церковь». В «Вероучении Евангельских Христиан», изданном И. С. Прохановым в 1910 году, говорится: «Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности»; «Для вступления в члены вселенской Церкви Христа Бог установил одно только условие: веру, покаяние, обращение и рождение свыше», «Для вступления в члены поместной церкви Богом установлено то же условие: вера, покаяние, обращение и новое рождение, о факте которого человек должен дать свидетельство перед церковью и Богом через устное исповедание и через видимое крещение в воде».

Как видим, евангельские христиане не придавали водному крещению такого важного значения, как баптисты. Они не считают водное крещение таким же необходимым условием присоединения к Церкви Христовой, как и рождение свыше. Они верят, что водное крещение — это только внешний знак совершившегося в душе человека рождения свыше, что через водное крещение человек присоединяется к поместной общине, а к вселенской Церкви Христовой он был присоединен при покаянии, в момент рождения свыше. Исходя из такого понимания, в русском евангельском братстве на первых порах водное крещение считалось не обязательным и к участию в вечере Господней допускались и не крещенные.

Такое положение можно объяснить происхождением евангельских христиан в России. Как известно, они появились под влиянием проповеди английского проповедника Лорда Редстока. Он был членом Англиканской церкви, в которой, как известно, принято крещение детей, как в Католической церкви. Он пережил во время Крымской войны (1854-1856) рождение свыше и, после возвращения в Англию, примкнул к так называемым Плимутским братьям или, как их называли в народе, «дарбистам», которые, будучи тоже выходцами из Англиканской церкви, крещению по вере тоже не придавали особого значения, а призывали к возрождению и благочестивой жизни.

В семидесятых годах девятнадцатого столетия Редсток проповедовал благую весть спасения по благодати в православных кругах придворной знати в Петербурге. Под воздействием его проповеди многие из придворной знати покаялись и приняли в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Среди них были такие известные лица, как гвардии полковник в отставке В. А. Пашков, граф М. М. Корф, граф А. П. Бобринский, княгиня Н. Ф. Ливен, княгиня В. Ф. Гагарина и другие. Несмотря на то, что Редсток был благословенным тружеником на ниве Божией, он по какой-то причине в своих беседах и проповедях не касался истины о святом водном крещении по вере и о истинной живой Церкви Христовой.

В каком то смысле его можно сравнить с красноречивым проповедником Аполлосом, который «горел духом и учил о Господе правильно, но был наставлен только в начатках пути Господня» (Деян. 18:24-25). По-видимому, Редстоку не встретились такие, как Аполлосу встретились Акила и Прискила, которые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). В проповеди Редстока содержался призыв к спасению через принятие в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя, но ничего не говорилось о необходимости вступить в завет с Господом через святое водное крещение по вере. Он не доводил свое благовестие до принятия крещения по вере, как это делал Филипп (Деян. 8: 35-39), или как это делал апостол Петр (Деян. 10:48) или апостол Павел (Деян. 16:32-33). Он не организовывал поместные церкви из уверовавших в Господа, как делали апостолы, и его труд оставался «недоконченным» (Тит. 1:5).

С.Н. Савинский в своем фундаментальном труде «История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии» пишет: «В вопросе о водном крещении по вере не было единого понимания: большая часть верующих, в том числе и В. А. Пашков, еще признавали действительным крещение, совершенное над ними в младенчестве, и оставались при нем, считая достаточным в деле спасения и принадлежности к Церкви Христовой покаяние и возрождение».

М. М. Корф в своих воспоминаниях пишет: «В первой любви мы без страха свидетельствовали о Христе, но в познании Слова мы были младенцами».

Поэтому и последователи Редстока, которые в дальнейшем стали называться евангельскими христианами, были истинно возрожденными детьми Божьими, но крещению по вере, как вспоминает участница петербургского пробуждения княжна С. П. Ливен в своей книге «Духовное пробуждение в России», не придавали особого значения и считали, что оно не обязательно.

Разница между баптистами и евангельскими христианами в вопросе крещения по вере кажется незначительной и второстепенной. Действительно, и те и другие одинаково понимают крещение Духом Святым, как погружение человека в Тело Христово (1Кор.12:13), то есть присоединение человека к Церкви Христовой. Они одинаково верят, что Дух Святой присоединяет спасенного человека к Церкви Христовой. Разница, однако, в том — какие условия человек должен выполнить, чтобы Дух Святой присоединил его к Церкви Христовой? Согласно Вероучению баптистов, такими условиями являются — уверование (покаяние, рождение свыше) и принятие святого водного крещения по вере, а согласно Вероучению евангельских христиан, такими условиями являются — уверование и покаяние. Первая точка зрения подтверждается местом Писания Деян. 2:41, а вторую точку зрения подтвердить Писанием невозможно.

Некоторые, правда, считают, что вторая точка зрения подтверждается событиями в доме Корнилия (Деян. 10:44-48), когда язычники впервые уверовали в Иисуса Христа. Но, во- первых, в этом месте Писания ничего не говорится о присоединении к Церкви Христовой, а во-вторых, там описано не крещение Духом Святым, а исполнение Духом. Там было такое же видимое проявление Духа Святого, как в день Пятидесятницы, и это было результатом не крещения Духом Святым, а исполнения Духом, ибо написано: «И исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках» (Деян. 2:4). То же и в доме Корнилия: «Дух Святой сошел на всех, слушающих слово. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян. 10:44,46).

Из этого места Писания можно сделать вывод, что в момент покаяния возможно первоначальное исполнение Духом Святым, а не крещение Духом Святым, которое есть погружение спасенного человека в тело Христово (1Кор. 12:13) или присоединение к Церкви Христовой (Деян. 2:41). В момент покаяния Дух Святой поселяется в сердце человека или другими словами наполняет его. И это исполнение Духом Святым выражается в первую очередь в проявлении глубокого сокрушения кающейся души, освобождении от гнета прошлых грехов и в обновлении всего внутреннего человека — его разума, чувств и воли, то есть в рождении свыше. Иногда это исполнение Духом сопровождается свидетельством и восхвалением Бога, как это было в день Пятидесятницы и в доме Корнилия.

Существует мнение, что место Писания Деян. 2:41 не может быть доказательством того, что Дух Святой присоединяет спасенных к Церкви Христовой после принятия ими святого водного крещения на том основании, что книга Деяний Апостолов является исторической книгой, описывающей переходный период от Ветхого Завета к Новому Завету, и потому на ней вообще нельзя строить никакого учения. Учение можно основывать только на вероучительных посланиях Апостолов.

Действительно, доктринальное учение нельзя основывать на описательном материале. И в данном случае учение о созидании Церкви Христовой не строится на описании событий в день Пятидесятницы. Учение о созидании Церкви в данном случае основано на ясном утверждении в вероучительном Послании апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 12:13). В этом месте Писания сказано, что Церковь Христова созидается путем присоединения (крещения, погружения) спасенных людей к Телу Христа, Его Церкви, причем это присоединение совершает Дух Святой. И если мы зададимся вопросом — какие условия должен выполнить человек, чтобы быть присоединенным к Церкви, то об этом в этом месте Писания не говорится. Что касается места Писания Деян. 2:37-47, то это только иллюстрация к учению о созидании Церкви Христовой. Эта иллюстрация уточняет некоторые детали этого созидания, а именно, какие условия Бог предъявляет к человеку, чтобы присоединить его к Церкви Христовой. Эта иллюстрация только наглядно показывает, как во дни апостолов осуществлялась заповедь Христа «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мар. 16:16).

Может показаться, что эта разница в отношении к святому водному крещению в настоящее время не существенна, так как в настоящее время наше славянское братство является единым евангельско-баптистским братством, в котором святое водное крещение является обязательным для вновь уверовавших. С этим можно было бы согласиться, если бы не одно очень важное обстоятельство. Речь идет о вероучении, которое официально принято в настоящее время братством ЕХБ в странах постсоветского пространства, и которое является основой домостроительства Церкви Христовой в этом братстве.

Конкретно хотелось бы обратить внимание на «Вероучение евангельских христиан-баптистов», в котором читаем: «Систематизированное вероучение евангельских христиан- баптистов было разработано на основании Библии. Союз церквей христиан-баптистов, развиваясь на территории Евразии, время от времени переиздавал свое вероучение, основой которого был текст, разработанный в прошлом веке баптистским проповедником И. Г. Онкеном. Так в 1906 г. было издано вероучение христиан — баптистов под редакцией председателя Всероссийского Союза баптистов Д. И. Мазаева и в 1928 г. — под редакцией председателя Всесоюзного Союза баптистов Н.В. Одинцова. Аналогичное вероучение было принято в 1985 г. на 43 съезде ВСЕХБ. Содержание данного вероучения евангельских христиан-баптистов отражает текст вышеуказанных изданий».

Подчеркнутые слова, мягко говоря, не соответствуют истине. Прочитав это вероучение можно убедиться, что в отношении учения о Церкви Христовой и о святом водном крещении по вере, редакция данного вероучения совершенно не отражает текст вышеуказанных изданий, а скорее отражает более позднюю либеральную точку зрения по этим вопросам. Выше подробно говорилось, что такое учение о достаточности одного уверования, чтобы быть членом Церкви Христовой не вполне согласуется с Писанием и является отступлением от баптистских принципов в отношении учения о созидании Церкви Христовой и о святом водном крещении по вере. Естественно такое положение не может не сказываться отрицательно на практике домостроительства поместных церквей в евангельско- баптистском братстве.

И вообще необходимо сказать, что в отношении святого водного крещения по вере в славянском братстве ЕХБ на территории постсоветского пространства сложилась странная и противоречивая ситуация. Теоретически, согласно принятому вероучению, наше братство находится на позиции вероучения евангельских христиан, а практически — на позиции вероучения баптистов. Имеется в виду то, что каждый месяц устами пресвитеров поместных церквей во время хлебопреломления провозглашается, что в хлебопреломлении имеют право участвовать только члены Церкви Христовой, которые уверовали во Христа как личного Спасителя и вступили в завет с Ним через святое водное крещение. Другими словами, в практической жизни наше братство исповедует, что членом Церкви Христовой является тот, кто уверовал во Христа, пережил рождение свыше и вступил с Ним в завет через святое водное крещение по вере. А теоретически в вероучении нашего братства говорится, что для того, чтобы стать членом Церкви Христовой достаточно уверовать во Христа как своего личного Спасителя и пережить рождение свыше (то есть крещение не обязательно). Такое двусмысленное положение является результатом отступления от первоначальных баптистских принципов нашего братства.

Что касается славянского евангельско-баптистского братства в рассеянии, в частности в Америке и Канаде, то оно осталось верным традиционным баптистским принципам и его официальным вероучением является Вероучение, изданное Одинцовым в 192 8 году. Это Вероучение было переиздано Русско-Украинским Союзом Евангельских Христиан Баптистов в США в 1961 г. В предисловии к этому изданию говорится:

«Оригинал этого «Исповедания» вырабатывался в течение десяти лет И. Онкеном, Ю. Кебнером и Г. Леманном, и был принят баптистскими церквами в Германии в 184 7 году».

К великому сожалению, в западном евангельско- баптистском братстве, в частности в англоязычном, святому водному крещению не везде придается серьезное значение. Можно даже сказать, что в большинстве, так называемых, фундаментальных евангельских и баптистских церквах к водному крещению относятся, как к простому необязательному обряду. Отсюда следует, что в таких церквах подавляющее большинство членов общины не принимали святого водного крещения по вере, а значит, они не являются членами Церкви, Тела Христова, как не выполнившие заповеди Христа о водном крещении. Возможно они искренно покаялись, стали детьми Божьими, являются спасенными людьми и могут даже вести примерную христианскую жизнь, но их членство в Церкви Христовой является сомнительным. Те из них, кто принял водное крещение, совершил его, как необязательный обряд, а не как вступление в завет с Господом со всеми вытекающими из этого последствиями. Такое водное крещение, как простой необязательный обряд, в очах Божьих не имеет значения и мало чем отличается от крещения детей, практикуемого в исторических церквах.

Что касается таких евангельских деноминаций, как Методисты и Моравские Братья, то в их среде святое водное крещение по вере вообще отсутствует. Они практикуют, подобно католикам и православным, водное крещение детей. В то же время в их вероучениях содержатся положения об оправдании по вере, и они принимают в свои общины только тех, кто принял Иисуса Христа как своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Об этом можно прочитать в книге П. Д. Савченко «Сравнительное богословие». То, что члены этих деноминаций, если они исполняют свое вероучение, являются людьми спасенными, детьми Божьими, в этом нет сомнения. А что касается их членства в Церкви Христовой, то здесь стоит большой вопрос, ибо они не выполняют заповеди Христа относительно святого крещения по вере. Даже такая евангельская деноминация, как Назарянская Церковь Америки,которая делает ударение на возрождении и святости, в вопросе водного крещения занимает компромиссную позицию — допускает к водному крещению не только взрослых, но и детей.

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония

Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян. 22: 16), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим. 6: 3-5), облекается во Христа (см.: Гал. 3: 27), становиться чадом Божиим (см.: Ин. 3: 5-6). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1 Пет. 3: 21), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин. 3: 5; Мк. 16: 16).

Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения.

Приходиться слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) - баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала указать на важнейшую библейскую истину: таинство крещения не есть нечто отдельное от Церкви - оно является дверью, вводящей в Церковь. И совершает его не человек, а Сам Христос Спаситель, Который является Главой тела Церкви (см.: Еф. 1: 23). Исходя из этого бесспорного положения откровения и помня, что вне видимой Церкви нет спасения, уже в древности святые отцы (священномученик Киприан Карфагенский и отцы Карфагенского Собора 256 года) учили, что вне евхаристических границ Церкви нет и таинств. А потому, по их учению, все еретики и отщепенцы потеряли благодать и не могут преподать другим того, чего сами не имеют. Эта точка зрения популярна в Православной Церкви и сейчас. Но уже в то же самое время другой святой - мученик Стефан, папа Римский, - утверждал, что и внецерковное крещение свято, и потому необходимо лишь дополнять его возложением рук, подающим дар Святого Духа (аналогом нашего миропомазания).

Апостольская Церковь не признала правильным ни то, ни другое учение. Уже Никейский Собор признал крещение и священство раскольников новациан (8-е правило), а II Вселенский Собор 7-м правилом распределил еретиков и раскольников на две группы - принимаемых через крещение и через миропомазание. 95-е правило Трулльского Собора добавило к этому еще одну группу - принимаемых через публичное (письменное) отречение от своих заблуждений. Так возникли три чина приема еретиков и раскольников.

В чем причина этого разделения? Почему Церковь не сочла для себя возможным принимать всех инославных через святое крещение? Думаю, что ответ надо искать опять- таки в Новом Завете. Апостол Павел, перечисляя смертные грехи (см.: Гал. 5: 20), поставил грех ереси наравне с другими тяжелейшими преступлениями: убийством, прелюбодеянием, воровством, идолослужением и другими. И добавил к этому страшную угрозу: «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21).

Итак, ереси и расколы - это смертные грехи, которые разрывают связь человека с Богом. Они влекут человека в геенну огненную. Они открывают его сердце для действия сатаны.

Но при этом в Церкви существует правило, что до суда человека нельзя считать осужденным. Именно поэтому те еретики и раскольники, которые были осуждены законным церковным судом и не пожелали раскаяться, лишаются всех даров Божиих. А те, которые еще не осуждены, - их действия как служителей Церкви могут считаться действительными в том случае, если Церковь пожелает признать это. В этом как раз и проявляется данная Святым Духом апостолам власть вязать и решить (см.: Ин. 20: 22-23).

Тут надо пояснить, по какому принципу действует Церковь. Ведь раз таинства совершает не человек, а Бог, то и Церковь Божия не может признать таинством то, что чуждо Божиего действия. Пустая форма не может дать человеку вообще ничего. Нужно действие Духа, иначе вода останется водой.

Епископ Никодим (Милаш) так описывает принципы, которыми руководствуется Церковь в вопросе признания или непризнания внецерковных таинств. Толкуя 47-е правило святых апостолов («епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников»), он пишет: «Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в Церковь и сделаться истинным ее членом. Оно должно быть совершено по учению Церкви, и только такое крещение называется по этому правилу истинным (κατά άλήθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом. От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению Церкви и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила “от нечестивых оскверненного” (τόν μεμολυσμένον παρά τών άσεβών). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м апостольских правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, то есть получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам апостола Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились (см.: Рим. 6: 3), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустого, называется крещением, которым и Он крестился (см.: Мф. 20: 23), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают (см.: Лк. 12: 50).

Поводом к изданию этого правила послужили, прежде всего, существовавшие во времена апостолов ереси (николаитов, симониан, Менандра, Керинфа и Евиона), искажавшие основные догматы о Святой Троице, о Лицах Божества и особенно о воплощении Сына Божия и об искуплении. У таких еретиков, конечно, не могло быть ни истинного крещения как таинства, возрождающего человека в новую жизнь и просвещающего его Божественной благодатью (хотя бы относительно формы таинство это было совершено правильно), потому что самые понятия их о Боге и об истинной вере Христовой были совершенно ложны. Другим поводом к изданию этого правила послужили также и споры, возникавшие в первые времена Церкви относительно крещения еретиков. По мнению одних, никоим образом нельзя было признавать крещения, совершенного у еретиков, и, следовательно, необходимо было снова крестить каждого без различия, переходившего из ереси в Православную Церковь. По мнению других, снова крестить необходимо было только переходящих из той ереси, в которой искажено было крещение; если же крещение известных еретиков не было повреждено, но по своей сущности соответствовало православному крещению и, следовательно, могло считаться Церковью по существу правильным, то переходивших из таковых ересей (где сущность крещения не была повреждена) не было надобности вторично крестить. Первого мнения держались епископы африканской Церкви и некоторые Восточной; другое мнение защищалось западными епископами и вместе с ними большинством остальных епископов. Это последнее мнение принято и настоящим апостольским правилом и ясно выражено в нем как общая церковная норма, а именно: крещение по своему существу, как тайна благодати, не может вообще повторяться. И, следовательно, если оно правильно совершено и по своей сущности, и по внешней форме, другими словами, если оно совершено сообразно его евангельскому установлению, то оно не повторяется даже и над теми, которые переходят в Церковь из какой-либо ереси. Особенно это должно относиться к лицам, крещенным первоначально в Православной Церкви и затем перешедшим в какую-либо ересь. Если же крещение совершено противно его евангельскому установлению и людьми нечестивыми (άσεβών), как говорит это апостольское правило, то есть таким еретическим священником, который извращенно исповедует основные догматы христианской веры, вследствие чего совершенное им крещение не есть истинное (ού χατά άλήθειαν) и считается недействительным, то данное лицо необходимо крестить снова как бы еще не крещенное.

Правила определяют точным образом, какое крещение, совершенное не в Православной Церкви и не православным священником, должно считаться недействительным и должно быть повторено. Предписания этих правил должны строго соблюдаться, и малейшее отступление от них должно подлежать каноническому наказанию. Предписания этих правил имеют значение исключительно при обсуждении действительности крещения, совершенного вне Православной Церкви.

В данном апостольском правиле важно то, что, помимо вышеприведенного основания к извержению епископа или пресвитера, повторившего правильно совершенное крещение или признавшего правильным ложное крещение, таковым основанием считается и то, что эти духовные лица не делают разницы между настоящими и ложными священниками (ψευδιερέων). Чтобы судить о том, должно ли священство того или другого иноверного общества считаться законным и, следовательно, признаваться или не признаваться со стороны Православной Церкви, необходимо убедиться главным образом в том, отступает ли известное иноверное общество от Православной Церкви только в некоторых отдельных пунктах веры и в некоторых своих отдельных обрядах, или оно погрешает в основных истинах Церкви и имеет искаженное учение как в отношении вопросов веры, так и в отношении церковной дисциплины; в последнем случае священство такого общества не может признаваться Православной Церковью. Далее, нужно принять во внимание, смотрит ли данное религиозное общество на священство как на божественное установление и на иерархическую власть как на власть, проистекающую из божественного права, или же оно смотрит на священство как на служение, получаемое, подобно всякой другой мирской службе, без участия божественной благодати и нужной только для того, чтобы сохранить известный порядок при исполнении каких-либо религиозных обязанностей. В последнем случае нет истинного священства, потому оно и не может признаваться Церковью. Наконец, так как основу законного священства составляет непрерывное преемство иерархической власти от апостолов и до настоящего времени, то при суждении об иноверном священстве необходимо обращать особенное внимание на то, сохранено ли в данном религиозном обществе это апостольское преемство или нет. Священство религиозных обществ, сохранивших это непрерывное преемство, считается, несмотря на существующие в них различные мнения, канонически правильным, если только в остальном они не затрагивают самых основ христианской веры и сущности и силы таинств; если же это апостольское преемство прервано в том или ином религиозном обществе, которое, отделившись от церковного общения, имеет свою особую иерархию, независимо от апостольского преемства, то священство подобного общества не может быть признано канонически правильным (см.: апостольское правило 67; I Вселенского Собора 8, 19; Лаодикийского 8, 32; Карфагенского 68; Василия Великого 1; др.)» (Толкование на правила апостолов).

Если с этими критериями мы подойдем к так называемым евангельским христианам, то очевидным будет отрицательный ответ на вопрос о действительности их крещения. Все «евангельские церкви» возникли не ранее XVII века без всякой связи с апостольской иерархией. Один из основателей баптизма, Джон Смит, был самокрещенцем. Таким образом, при самом основании этих сообществ была задекларирована их отделенность от той апостольской Церкви, которую создал Сам Христос и которой Он обещал неодолимость вратами ада (см.: Мф. 16: 18).

Уже здесь мы видим внутреннюю противоречивость учения данных сообществ. Ведь если Христос не смог сохранить в неповрежденности Свою Церковь, (а в Его время она была вполне видима и имела четкие границы (см.: Деян. 5: 13), и потому нельзя сказать, что Церковь была невидимой), если Христова Церковь настолько деградировала, что из видимой стала невидимой (что противоречит определению ее как тела Христова, ведь тело по определению видимо), то Христос солгал. А лжец не может быть Богом. Ведь в любой ситуации это знак или слабости и невежества (если Христос хотел сохранить Церковь - но не смог), или злого умысла (если Он не собирался этого делать, а просто ввел Своих учеников в заблуждение). Так что само определение протестантов как христиан внутреннее противоречиво. Как можно называться именем слабака или обманщика? Если же Иисус Христос - истинный Бог, то любой честный читатель Евангелия должен отыскивать не самоделку XVII или ΧΧ века, а ту Церковь, которая существует со времен апостолов, сохраняя и апостольское преемство, и апостольскую веру. Итак, с точки зрения 47-го правила святых апостолов, пасторы, епископы и пресвитеры баптистов, харизматов и других евангельских христиан не могут быть названы иначе чем «лжесвященниками». А потому, в строгом соответствии с этим древнейшим правилом, крещение их не может быть принято. Ведь Спаситель повелел крестить людей не всем подряд, а только апостолам (см.: Мф. 28: 18-20).

Но тут возникает другой вопрос: может быть, их крещение можно признавать по аналогии с мирянским крещением, принимаемым сейчас в Православии? И тут мы сталкиваемся с другими трудностями.

Как уже было сказано выше, для признания крещения необходимо, чтобы вера данной общины радикально не противоречила откровению. Да, формально евангельские христиане признают и Троицу, и Боговоплощение, так что этот признак ими выполняется. Конечно, их понимание догматики оставляет желать много лучшего. Так, например, многие сторонники евангелизма искаженно понимают тайну Триединства. Мне практически не приходилось встречать евангеликов, которые признавали бы существование ипостасных признаков у Божественных Ипостасей. Большинство реальных евангеликов (баптистов, харизматов), с которыми мне приходилось общаться, - это тритеисты (трехбожники). Многие из них утверждают, что вера в предвечное рождение Сына Божия - это верный путь к секте свидетелей Иеговы. Есть евангелики, утверждающие, что Сын Божий до воплощения не был Сыном, а был только Словом Отца. И это мнение распространено в ряде сочинений евангеликов, направленных против культов. Мы видим здесь невежество, граничащее с ересью. Причиной, почему мы оцениваем это заблуждение столь мягко, та, что официальное изложение веры этих организаций - это или апостольский символ, или Никео-Цареградский символ. И мы до формального утверждения этих еретических доктрин должны думать, что перед нами частные заблуждения тех или иных евангелических общин.

Но когда мы доходим до изучения веры евангеликов в таинства, то тут уже мы сталкиваемся с непроходимой границей между откровением и их учением. Согласно учению всех евангельских христиан, их крещение не спасает, не очищает от греха, не усыновляет Богу. Согласно баптистскому вероисповеданию 1985 года, «что водное крещение по вере есть исполнение заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести. Водное крещение по слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?”. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление».

Такое же учение о крещении присутствует и у других радикальных протестантов, начиная с Цвингли, заявившего, что вода в купели ничем не отличается от воды в корыте. Тут мы видим, что для самих евангеликов крещение не является таинством, уникальным действием Самого Бога, а только символом, человеческим действием, которое совершает уже спасенный человек. Неоднократно в евангелистской литературе приходилось читать, что крещение не спасает человека, и даже некрещеный может стать чадом Божиим, пережить духовное рождение и войти в Царствие Небесное. В некоторых евангелистских собраниях люди могут участвовать даже в проповеднической деятельности и учиться в семинариях, не получив водного крещения.



«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мф 28, 19; Мк 16, 16)

Крещение – это внешнее свидетельство вашего завета с Богом. Крещение, это следствие принятия Евангелия. Когда сама вера, небезразличие к Евангелию уже есть. Когда нравится Его дух. Крещение это аверс решения человека следовать за Христом. У апостола Павла стало ещё и знаком умирания для жизни прежней и начала новой, выбор новой жизни, жизни ради Господа. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3, 27). Покаяние же во многом это еще выбор ради себя. Крещение это публичное заявление, получение «паспорта веры», сознательное совершеннолетнее желание быть Христовым.

этимология слова «крещение» восходит к греческому βάπτισμα (погружение в воду, и даже «вымачивание»). Так, рассказывают, что в трудах старинного греческого писателя Никандера в рецепте изготовления маринованных огурцов; —) сначала рекомендуется «бапто» огурец в кипяток, а затем «баптизо» его в уксус. Второе подразумевает более качественное окунание с изменением уже всего огурца, а не простое макание его

Соответственно, подготовка к «вымачиванию» ведется плотная, в гармонии общины и крещаемого, проверяя и готовя его к новому и чистому бытию.

Новообращенного приводили к епископу, который в ранней Церкви был священником, пастырем и учителем местной христианской общины. Получив заверения в серьезности намерений обратившегося, епископ вносил его имя в список оглашенных. Затем он трижды осенял крестным знамением новообращенного и возлагал руку на его голову. Этот первоначальный ритуал, называвшийся зачислением, означал, что Христос принимает этого человека в Свое достояние и вносит его имя в Книгу Жизни. Во времена св. Иоанна Златоуста это происходило в самом начале Великого Поста

+Крестятся во оставление грехов

Вот история обращения Савла (будущего апостола Павла). Еще на дороге в Дамаск он исповедал Иисуса Господом, и три дня после этого постился и возносил покаянные молитвы, и в день крещения его грехи были омыты (Деяния 22:16)

+Крестятся в Жизнь Христа

все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (К Галатам 3:26-27). Мы облеклись во Христа, и уже в этой жизни мы отождествляем свою жизнь с его жизнью.

+Крестятся в Святую Жизнь

Мы отождествляемся с предвечным Сыном Божьим Христом в прошлом, где Он — Агнец Божий; мы отождествляемся с Ним в нашей обновленной жизни сейчас, где Он — Спаситель Мира; мы отождествляемся с Ним подобием воскресения в будущем, где Он — Царь царствующих и Господь господствующих.

+Крестятся в Святую Церковь

Мы принимаем участие в крещении верующих публично отождествлять себя с Иисусом в Его смерти и воскресение. Это святая и прекрасная возможность заявить: «Я считаю, что наилучший способ жить есть путь Иисуса Христа, и я намерен следовать за Христом каждый день умирая для себя и позволяя воскресшему Христу, жить во мне и через меня».

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 12-13).

+Крестятся во спасение.

Крещение по вере является залогом нашего спасения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (От Марка 16:16).

Существует ли повторное крещение?

сегодня, когда человек не знает, был ли он крещен в детстве, и свидетелей его крещения отыскать не удаётся, но желание крещения у него есть, то крестят с оговоркой «аще не крещен есть». Таким образом удерживают требование единственности крещения. Однако интересно, что церковное правило, на которое при этом сегодня опираются говорит о детях, а не о взрослых.

84 правило Шестого Вселенского собора:

Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, что крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должно без всякого недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею.

А вот и 47-е правило «Апостольское» против повторных крещений:

Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.

Как видим, в нем есть оговорка по истине . А как истину можно трактовать различно, то различно и трактовали. Так, скажем, католиков, то перекрещивали в православие по этому правилу, то нет. (Сейчас по большей части нет.) Правило нацелено на удержание единого крещения. Но используется и для удержания «мнений». И вместе с тем, никак не ограничивает право крещения у мирян.

Крещаемый должен иметь возраст, позволяющий выполнить условия крещения, и не моложе 14 лет.

Церемония крещения

Слово крещение происходит не от слов крест или христианин, а переводится с греческого βαπτιζω «баптидзо» – «окунать», «погружать в воду». Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа, в Евангелиях в оригинале на греческом языке именуется Иоанном Баптистом — Ιωαννης ο βαπτιστης. Иисус был крещен полным погружением. Также погружением крестили христиан в первые несколько столетий после Христа. Вода, будучи осязаемым элементом крещения, придаёт ему вещественность, а значит и психологическую действительность -достоверность .

Чин крещения

1. Общая молитва,

2.Эпизод экзорцизма: крещаемый трижды отрекается от всякого зла

священник спрашивает: »Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?»

И отвечает оглашенный и глаголет: »Отрекаюсь». Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды.

Молитва запрещения 3-я

Священник : Господь Саваоф, Бог Израилев, исцеляющий всякий недуг и всякую болезнь, воззри на раба Твоего, испытай, исследуй и отгони от него всякое дьявольское действие. Запрети нечистым духам и изгони их, и очисти дело Твоих рук. И, направив Твою непреодолимую силу, скоро сокруши сатану под ноги его.

(Священник слегка дует на уста, на чело и на грудь оглашенного, говоря:).

И згони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (повторяется трижды): - духа прелести, духа лукавства, духа идолопоклонства и всякого сребролюбия (страсти обогащения), духа лжи и всякой нечистоты, действующих по внушению диавола. Сотвори раба Твоего словесной овцой святого стада Твоего Христа, честным членом Церкви Твоей, сосудом освященным, сыном света и наследником Твоего Царства, чтобы он, пожив по Твоим заповедям и сохранив печать неповрежденной и ризу неоскверненной, получил блаженство святых в Царстве Твоем.

И дай ему победу над ним и над всеми его нечистыми духами, чтобы он, получив Твою милость, удостоился бессмертных и небесных Твоих Таинств, и воздавал славу Тебе - Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

3. Водное крещение совершается на основании положительных ответов крещаемого на вопросы:

а)«Веришь ли ты, что Иисус Христос есть Сын Божий?

б) Веришь ли ты, что Он умер за твои грехи и воскрес ради твоего оправдания?

в)Обещаешь ли ты служить Господу чистой и доброй совестью во все дни твоей жизни?»

г) Молитва священника

4) Крещаемый читает Никео-Цареградский Символ веры.

5) Освящение елеем.

После того, как вода освящена, она помазуется елеем. Также священник помазывает маслом и крещаемого: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком.

В елик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакое слово не достаточно для воспевания чудес Твоих (трижды).

Т ы, по Своей воле, из ничего создал все. Твоим всемогуществом Ты держишь творение и Твоим промыслом управляешь миром. Ты составил мир из четырех стихий и круг года увенчал четырьмя временами. Пред Тобою трепещут все небесные силы; Тебя воспевает Солнце; Тебя славит Луна; Тебе предстоят звезды; Тебе повинуется свет; пред Тобою трепещут бездны; на Тебя работают источники; Ты простер небо, как палатку; Ты утвердил землю на водах; Ты оградил море песком; Ты разлил воздух для дыхания; Ангельские силы Тебе служат, Архангельские лики Тебе кланяются; многоокие Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоя вокруг и летая, закрывают лица свои в страхе от Твоей славы.

Т ы - Бог неописуемый, безначальный и неизреченный. Ты пришел на землю, приняв образ раба и стал подобен людям. Ибо не мог Ты, Владыка, по Своему милосердию, видеть, как диавол мучит род человеческий. Но Ты пришел, и спас нас. Мы исповедуем благодать, провозглашаем Твою милость, не скрываем благодеяния: Ты освободил наши поколения, освятив девственную утробу Своим рождеством. Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты - наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа и сокрушил головы в них гнездящихся змиев.

П оэтому, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Твоего Святого Духа и освяти воду сию (трижды),

И дай ей благодать искупления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, прощения грехов, исцеления недугов, пагубой для демонов, непреступной для вражеских сил, исполненной ангельской крепости. Пусть замышляющие против сотворенного Тобою, теперь бегут от него. Ибо я призвал Твое имя, которое дивно, славно и страшно для противников.

6)Купание крещаемого.

Оглашенный становится в купель. Священник трижды погружает его в воду, говоря поочередно

Крещается раб Божий (имя).

Во имя Отца, аминь;

И Сына, аминь;

И Святого Духа. Аминь .

Потом священник дает крещеному светлую новую одежду, символизирующую чистоту его души, говоря: Облачается раб Божий (имя) в ризу праведности во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. В это же время на новокрещенного возлагается нательный крест, чтобы напоминать ему о христианском образе жизни.

19 января протестанты отмечают праздник Крещения Господня, который также называют Богоявлением. Праздник Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником и посвящен Крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Свое название "Богоявление" праздник получил потому, что при крещении Христа миру явилась Святая Троица: был глас Отца, было сошествие Духа Святого в виде голубя и произошло крещение Сына от Иоанна Предтечи. Протестанты иногда называют его "Большим новым годом".

Этот праздник непереходящий, т.е. с фиксированной датой празднования.

В протестантских церквях крестят, как правило, уже взрослых , хотя в некоторых церквах протестантизма сохраняется крещение младенцев (лютеранство, реформаты). Протестанты не крестят младенцев, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно (поскольку, по убеждению протестантов, крещение возможно только на основании личной веры человека, а не веры его родителей и восприемников). Поэтому протестанты, не практикующие детокрещения, в этот праздник специально подчеркивают, что Христос крестился в сознательном возрасте.

Протестанты по-разному представляют себе суть Таинства Крещения . Протестанты из "Церкви Христа", кэмпбеллиты и ряд других протестантских деноминаций, видят в Крещении средство спасительной благодати Божьей. Они согласны с православными и католиками в том, что Крещение - это начало спасения, и без него спасение человека в принципе невозможно.

Лютеране, пресвитериане, реформаты, англикане и представители других протестантских деноминаций, практикующие крещение младенцев, видят в Крещении знак и печать Завета с Богом. Как правило, в таких церквах человек, крещенный в младенчестве, должен пройти конфирмацию (подтверждение веры). Это своеобразный экзамен, которому подвергаются подростки, после которого можно считаться полноправными членами церкви.

Евангельские христиане, баптисты, меннониты и другие видят в Крещении символ спасения. Они уверены, что спасение происходит исключительно по вере в Иисуса Христа, а крещение всего лишь символ, действие, выражающее послушание спасенного человека Богу. Поэтому крещение они совершают только над взрослыми людьми, способными исповедовать свою веру в Христа.

У протестантов обрядовая сторона крещения также неоднозначна. В основном есть три формы крещения : полное погружение в воду, обливание водой и окропление водой. Причем даже эти формы крещения могут варьироваться. Например, погружение может быть как однократным, так и троекратным.