Окунев анатолий арсеньевич. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А

О Урок! - ты - солнце!

Ш. Амонашвили

Окунев Анатолий Арсеньевич (р. …) – учитель математики средней школы № 526 г. С.-Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н.К. Крупской .

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: диалектическая.

Методологический подход: дифференцированный, комплексный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД.

Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, технократический, политехнология.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, управления.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: современное традиционное обучение.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + поисковые.

Организационные формы: классно-урочная.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: технология сотрудничества.

Направление модернизации: активизация.

Целевые ориентации

¶ Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД.

¶ Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся.

¶ Экономное и целесообразное расходование времени урока.

¶ Разнообразие методов и средств обучения.

¶ Формирование и тренинг способов умственной деятельности учащихся.

¶ Формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению.

¶ Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

¶ Развитие способных детей.

Концептуальные положения

v Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями.

v Принцип интереса . Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка.



v Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

– теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;

– принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

– принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

– принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

– установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;

– принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

– мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки , материал дается большими дозами;

– принцип наглядности (отработка умения наблюдать);

– принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

Особенности методики

Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока:

– создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

– экономное и целесообразное расходование времени урока;

– применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;

– формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД);

– вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ);

– высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;

– объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).

Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Известные рекомендации на примере только одной маленькой структурной части варьируются в технологии А.А. Окунева так:

Способы организации начала урока (задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию):

Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны.

Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные.

Предлагается проверить их.

На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками.

Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное.

На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения.

Урок начинается с чтения по фразам параграфа (изучали самостоятельно) - обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучения темы.

На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключевые моменты доказательства наиболее трудной теоремы, чтобы лучше ее запомнить.

Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят исследовательскую работу по плану.

Обсуждаются различные способы решения задачи.

Было дано домашнее задание - сочинить сказку, составить кроссворд. Представляются наиболее удачные.

Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения.

На доске выполнены чертежи к домашним задачам. По готовым чертежам обсуждаются их решения.

Урок начинают «солисты» - «защищать» решение трудных домашних задач.

t Требования к учителю

Основная задача учителя - воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников.

Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования .

Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.

Делать урок эмоционально ярким.

Использовать все разнообразные современные методы урока.

Создавать психологический комфорт для класса.

Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

t Система уроков (по классификации А.А. Окунева):

уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти);

урок поиска рациональных решений;

урок проверки результатов путем сопоставления с данными;

урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают);

урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода;

урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли;

урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения;

урок –«бенефис»;

лабораторные работы по геометрическому материалу младших;

урок - устная контрольная работа;

урок-зачет (тематический и итоговый).

Предтечи, разновидности, последователи

& Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками: Л.В. Маховой (химия), Т.И. Гончаровой (история), В.А. Гербутовым (физика) и др.

1. Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1986.

2. Махова Л.В. Опыт, поиск, раздумья... - М., 1989

3. Нянковский М.А. Изучаем «Тихий Дон». - Ярославль, 1996.

4. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! - М.: Просвещение, 1988.

5. Окунев А.А. Сменить акцент // Народное образование. - 1991. - №1, 3, 5.

6. Окунев А.А. Мы не имеем права уставать // Народное образование. - 1988. - № 10.

7. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. - М.: РИПКРО, 1996.

4. «Мне трудно решать сложные задачи». «Мой дорогой юный друг! Я получил твое письмо и, прочитав его, я узнал, что тебе трудно решать сложные задачи. Дам тебе совет, как решать такие задачи. Сначала прочитай параграф (внимательно), обдумай, что там написано. Затек, прочитай задачу, так же внимательно, что дано в задаче. Потом только решай, но сначала все обдумай и взвесь»

5. «Мне трудно выбрать время». «Мой дорогой юный друг! Я желаю тебе всего только самого лучшего. Старайся понять задачу. Впейся в нее глазами, долго смотри на нее и обдумай все этапы. Потом закрой глаза и представь перед собой условие. Если ты поймешь, условие, а это ОЧЕНЬ ТРУДНО, ты сможешь решить задачу и много других интересных задач»

6. «Мне трудно: я отвлекаюсь >. «Мой дорогой юный друг! Постарайся находить во всех задачах интересное для себя, и ты поймешь то, чего не знал. Ньютон из червивого яблока вывел закон физики. Если это тебя не волнует, то вот: блестящий стиль восточных единоборств - ”стиль богомола” был создан в наблюдении за этими насекомыми»

7. «Мне трудно делать домашнее задание, когда меня заставляют». «Мой дорогой юный друг! Ты прав, когда тебя заставляют что-то делать, то ты обязательно сделаешь не то. Поэтому ты должен сам захотеть это, и тогда все получится. Ну, все, прощай. Если будут какие-нибудь трудности, пиши мне. Твой профессор»

8. «Мне трудно понимать некоторые задачи». «Мой дорогой юный друг! Да, очень сложно понять или осмыслить некоторые задачи, но это очень важно сделать, ведь без этого невозможно решить задачу. Попытайся нарисовать картинку, не только на листе бумаги, но и мысленно. Это очень полезно и для мозга, он развивается. Главное - упорно искать решение, и оно найдется. Некоторые задачи решают столетиями. И великие математики не стыдились того, что не могут решить задачу»

9. «Мне трудно сосредоточиться на задаче». «Мой дорогой юный друг! Если ты не можешь сосредоточиться на задаче, то оставь ее и решай другую; потом, когда поймешь, как ее решить, ты получишь такое наслаждение от ее решения и будешь рад, что ты не перетруждал себя!»

10. «Мне трудно выбрать такое количество задач, чтобы учитель был доволен». «Мой дорогой юный друг! Я получил твое письмо с просьбой о помощи и посылаю тебе хороший совет: никогда не отчаивайся! И когда делаешь домашнее задание, не думай о том, сколько сделать. Ты думай только о задаче, тогда ты сделаешь столько, сколько никогда не делал. Читай всегда параграф, заданный на дом, и учитель похвалит тебя! Никогда не болей, учись на пять! Твой профессор Игорь ибн Халив Чаран Хатабыч»

11. «Мне трудно сосредоточиться на задании». «Мой дорогой юный друг! Я хочу научить тебя делать домашнее задание. К урокам лучше приступать со свежей головой. Сначала прочитай задачу, потом мысленно представь ее; если не получается, то начерти на листочке, потом подумай, как можно решить задачу, чем воспользоваться; если ты устал или у тебя не получается и начинаешь нервничать, то встань, помоги по хозяйству маме или бабушке, отдохни, а потом снова приступай к решению этой задачи. И никогда не бойся задач и трудностей. Желаю удачи. Неизвестный профессор».

Сверхзадача домашнего задания

Домашние задания - такой вид учебной деятельности, которому в школе не учат. В младших классах родители пе-


Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политтехнология. По типу управления: современное традиционное обучение. По организационным формам: классно-урочная. По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно- иллюстративная + поисковая. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая.


Концептуальные положения Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями. Принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка.


Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: - теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться-по способностям; - принцип связи теории с практикой; - принцип доступности; - принцип сознательности; - установка не на запоминание, а на смысл; - принцип прочности усвоения знаний; - мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами; - принцип наглядности (отработка умения наблюдать); - принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).


Особенности методики Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока: - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; - экономное и целесообразное расходование времени урока; - применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; - формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; - объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).


Способы организации начала урока: Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками. На уроках математики на доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное. На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» создается условие задачи, осуществляется поиск ее решения.


Основные задачи учителя: воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников. Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования. Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать. Делать урок эмоционально ярким. Использовать все разнообразные современные методы урока. Создавать психологический комфорт для класса. Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.


Система уроков: - уроки, где ученики учатся припоминать материал; - урок поиска рациональных решений; - урок проверки результатов путем сопоставления с данными; - урок одной задачи; - урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода; - урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли; - урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения; - урок -«бенефис»; - лабораторные работы по геометрическому материалу младших; - урок - устная контрольная работа; - урок-зачет.


К нетрадиционным технологиям урока относятся: - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; - уроки в форме соревнований и игр; - уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала; - уроки с имитацией публичных форм общения; - уроки с использованием фантазии; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций; - уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия; - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы.

Технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)О Урок! - ты - солнце! Ш.Амонашвили

Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики средней школы № 526 г. С.-Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н.К.Крупской.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология.

По типу управления: современное традиционное обучение.

Принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих воз можностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

Принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

Установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания:

Принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

Мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами;

Принцип наглядности (отработка умения наблюдать); -принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

Особенности методики

Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока:

Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

Экономное и целесообразное расходование времени урока;

Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;

Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ);

Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;

Объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).

Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Известные рекомендации по структуре комбинированного урока (на примере только одной структурной части) варьируются в технологии А.А.Окунева так (см. рис. 14):

Способы организации начала урока (задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию):

Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны.

Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как вер ные, так и неверные. Предлагается проверить их.

На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными , наиболее часто встречающимися ошибками.

Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное.

На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения.

Рис. 14 Технологическая схема комбинированного урока

Урок начинается с чтения по фразам параграфа (изучали самостоятельно) - обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучения темы.

На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключе вые моменты доказательства наиболее трудной теоремы, чтобы лучше ее запомнить.

Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят исследовательскую работу

по плану.

Было дано домашнее задание - сочинить сказку, составить кроссворд. Представляются наиболее удачные.

Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения.

На доске выполнены чертежи к домашним задачам. По готовым чертежам обсуждаются их решения.

Урок начинают «солисты» - «защищать» решение трудных домашних задач " Требования к учителю

Основная задача учителя - воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников.

Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования.

Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.

Делать урок эмоционально ярким.

Использовать все разнообразные современные методы урока.

Создавать психологический комфорт для класса.

Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

Система уроков (по классификации А.А.Окунева):

Уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти);

Урок поиска рациональных решений,

Урок проверки результатов путем сопоставления с данными;

Урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают);

Урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода;

Урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли;

Урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения;

Урок -«бенефис»;

Лабораторные работы по геометрическому материалу младших;

Урок - устная контрольная работа;

Урок-зачет (тематический и итоговый).

Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками: К.В.Маховой (химия), Т.И.Гончаровой (история), В.А.Гербутовым (физика), М.А.Няньковским (литература), Е.А.Филипповой (иностранный язык).

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

Уроки а форме соревнований и игр; конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике; исследование, изобретательство, ком ментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, «дублер начинает действовать»;

Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.