Упражнения по орфографии онлайн. Тренировочные упражнения по орфографии и пунктуации Кл задания по орфографии на все правила

Задания по орфографии для 9-11 классов

1. Двойные согласные

Около ак..уратно стрижен..ого мож..евелового куста опираясь на колон..у распол..жилась директрис..а картин..ой гал..ереи автор дис..ертации по искусству импрес..ионизма. Слушая жуж..ание пчел она изучала эф..ектную программ..ку новой эксп..зиции и я я..ствен..о предст..вляла себе натюрморты с изображением из..скан..ых я..ств, груп..овые п..ртреты эпохи Ренес..анса и полотна с ал..егорическими сюжетами. Поприветствовав свою кол..гу профес..ора – искусствоведа директрис..а уверен..о проше..ствовала по ал..ее направляясь на дис..кус..ию посвящен..ую живописи гол..андского барок..о.

2. Употребление Ъ и Ь

А)Теплой июн..ской ноч..ю когда поверхность крыши бл..стела от лун..ого света генерал..ша старшая доч.. протод..якона пр..слушиваясь к соловьин..ому пению листала непод..емный двух..язычный словарь чтобы об..яснить значения слов ад..ективация, контр..агент и суб..ект.

Б)Генерал..ша об..жала грил..яж и бул..он из шампин..онов. По понедельникам она предпоч..тала сеч.. крепос..ных мужич..ков а по суб..отам отчаян..о бранила молодеж...

В) В доме стояла необ..яснимая тиш.. лиш.. под окнами были слышны шаги юн..ого ад..ютанта страс..ного поклон..ика генерал..ши.

3. Н и НН в словах различных частей речи

А)Утомлен..ый путешествен..ик сосредоточен..о осматривал окрес..ности отряхивая пыль с рван..ых башмаков. Восх..щен..ый увиден..ым он слушал комарин..ый гул глядя в серебрян..ый б..нокль инкрустирован..ый драгоцен..ыми каменьями. Его глазам открывалась во..истину невидан..ая картина не..коше..ые луга сияли девствен..ой красотой не..пуга..ые журавлин..ые стаи торжествен..о ше..ствовали срывая листья с лимон..ых деревьев посеребрен..ые облака отражались в стеклян..ой глади реки. На песчан..ой отмели путешествен..ик от..скал бесцен..ые берестян..ые грамоты. Писан..ые несколько веков назад они были сохран..ы и не..испорчен..ы. Несказан..о обнародован..ый путешествен..ик упоен..о пр..танцовывал на берегу. Тихим безветрен..ым вечером он возвращался в запущен..ую гостин..ицу прижимая к сердцу неожидан..ую находку.

Б)В честь именин Мариан..ы стол накрыт вязан..ой скатертью из..скан..ой и ч..порной. В вазы поставлен..ы цветы подарен..ые гостями по стенам развеш..н..ы воздушные шары. На стол водружен..ы серебрян..ые блюда по углам поставлен..ы позолочен..ые подсвечники.

В) Копчен..ые колбасы плавлен..ый сыр салаты из краснокочан..ой капусты варен..ых овощей и мелко резан..ых фруктов эф..ектно смотрятся в стеклян..ой посуде. На кухне ждут своего часа жарен..ые котлеты тушен..ые в соусе тефтели масл..н..ые блины с икрян..ой начинкой. А в холодильнике прячется невидан..ый десерт особен..ое морожен..ое которое изготовлен..о по старин..ому рецепту лимон..ый торт украшен..ый консервирован..ыми фруктами. (В) след за взволнован..ой именин..ицей желан..ые и долгождан..ые гости рассаживаются вокруг стола.

4. Приставки ПРЕ и ПРИ

А)Пр..бывая на отдыхе пр..зидент пр..успевающей к..мпании пр..верженец новых взглядов и пр..восходный ком..ерсант пр..давался воспоминаниям о пр..красных днях проведен..ых в Пр..карпатье.

Б) Пр..одолев множество пр..град он наконец смог пр..творить в жизнь свою мечту пр..был в этот южный город и сразу (же) пр..ступил к осмотру мес..ных достопр..мечательностей пр..ч..дливых построек пр..зентабельных отелей и пр..стижных магазинов.

В) На пр..морском бульваре он пр..сел на скамье возле пр..пиравшихся с пр..старелым гидом туристов и пр..глушив звук включил радиопр..емник. Туристы пр..кратили пр..глупый спор пр..щурили глаза и пр..возмогая усталость пр..ступили к поискам пр..станища.

5. Сложные слова

А)(Не) далеко от (водо) (грязе) лечебницы и магазина (аудио) и (видео) техники появился (снежно) белый (трех) этажный выставочный павильон из (железо) бетона и (голубовато) белого стекла. Пройдя по (огнен..о) красной ковровой дорожке мы попадаем в (чрезвычайно) парадный (конференц) зал где только что началась (пресс..) конференция и (седо) волосый (вице) губернатор докладывает об охране (лесо) насаждений и строительстве (водо) очистных сооружений на (северо) западе нашей области.

Б)На втором этаже в хол..е украшен..ом (бело) снежными гардинами распол..жилась (выставка) продажа продовольствен..ых товаров (хлебо) булочных и (мясо) молочных изделий. Выпив (крем) соды отправляемся на третий этаж в (книжно) журнальный отдел что (бы) ознакомиться с (учебно) методическими и (литературо) ведческими изданиями полистать редкие книги на (древне) (церковно) славянском языке.

В) Посетив (чудо) выставку мы (радостно) – возбужден..ые отправляемся вдоль (ярко) освещен..ой магистрали к ближайшей железно (дорожной) станции где нас уже ожидает (ярко) голубой (электро) поезд.

6. Наречия и наречные сочетания

А)(В) середине сентября ясная погода установилась (на) долго и мы с ребятами (по) многу гуляли в лесу который находится (не) (по) – далеку. Нам (во) (что) (бы) (то) (н..) стало хотелось насладиться последним теплом и мы отправлялись в лес (по) одиночке (по) двое или (по) трое.

Б) Как (то) раз мои друзья (в) троем несколько часов (к) ряду (без) толку искали грибы. Казалось день прошел (в) пустую однако возвращаться ни (с) чем не хотелось. И вот (в) далеке показалась небольшая (на) вид поляна (в) середине которой возвышался (на) редкость корявый пень сплош.. усыпан..ый грибами. Это был сон (на) яву! Ребята (в) миг повеселели и (на) перегонки бросились к заветному пню. (С) начала рвали грибы (без) разбора и (в) перемешку бросали в корзину но (в) скоре заметили что вся поляна усеян..а лисичками и груздями.

В) В тот день друзья (до) упаду собирали (до) отказа набив корзины а (за) одно и карманы выл..жили (с) верху (на) показ самые красивые лисички и пошли (на) зад (без) удержно хохоча и (ис) (под) тишка подтрунивая друг над другом. Вечером все (до) – сыта наелись жарен..ых грибов а то что не с..ели оставили (на) утро.

7. Частицы НЕ и НИ

А)(Н..) смотря на (н..) прилично долгий звонок (н..) кто (н..) подходил к двери однако (н..) кто звонил (н..) прекращая. Наконец мама (н..) спеша отставила (н..) доварен..ый суп и (н..) торопливо но уверен..о пошла отп..рать. У двери стоял (н..) кто иной как (н..) давний знакомый отца профес..ор Нечипорук. Гость (по) обыкновению был (н..) ловок и (н..) уклюж. (Н..) чуть (н..) смущаясь (н..) чищен..ых ботинок он прошел по (н..) вероятно чистому паркету прихожей при этом (н..) умолкая (н..) на секунду.

Б)(Н..) ждан..о – (н..) гадан..о разразился (н..) предсказан..ый синоптиками ливень а я как (на) зло (н..) захватил зонта! Так промок что (н..) рад был (н..) свежему воздуху (н..) радуге!

В)Мама отнюдь (н..) радостно посмотрела на пол и (н..) весело усмехнулась приглашая (н..) званого гостя в кабинет.

Упражнение 262. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

I. 1. Я и старуха Изергиль остались под густой тен…ю виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как та…т в голубой мгле ночи силу…ты тех людей, что пошли к морю. (Горьк.) 2. В течени… пяти недель доктор Любомудров н… мог с достаточной ясностью определит… болезнь паци…нта. (Горьк.) 3. Зашумел невидимый в ночи пар…ход с погаш…ными огнями, и человеческая лавина покатилась вперед, к деб…ркадеру. (Чак.) 4. Отозвалась женщина, попросила подождать, и он дожидался так долго, что уже хотел отложить разговор, когда она секретарски кор…ектно сообщила назначе…ый ему час, под…езд и комнату, куда он должен при…ти. (Фед.) 5. За какие-н…будь два-три дня листве…ая пор…cль разош…ет м…хнатую зеле…ую шубу тайги пестрым узором. (Полев.) 6. Сережа, весну…атый, (голубо) глазый паренек с сер…цем Данко, взывал об отмщении, дети на руках матерей тянули к Пулату худые руч…нки - а он … н… мог при…ти на помощ… . (Раш.) 7. Один английский уче…ый недавно под…итал вес пойма…ой в Англии рыбы на ед…ницу снасти и приш…л в ужас: еще недавно на одну снасть пр…ходилось сто пятьдесят килогра…ов выловл…ой рыбы, а сейчас - н… больше сем…надцати килогра…ов. (Закр.) 8. Потихон…ку я встал из-за стола, подошел к окну и заглянул вниз - там была большая красная вывеска с белыми буквами «Зеле…ая Торговля». (Андреев) 9. Он указал в рап…рте, что, как выяснилось, его настоящим, родным отц…м был герой гражданской войны Василий Яковлевич Толстиков, погибший под Царицын…м, а оказавшийся впоследстви… врагом народа Серпилин, за которого мать вышла вторым браком, усыновил его в пят…летнем возр…сте. (Сим.) 10. Надо выскак…вать на берег, а иной раз и в воду и по…тягивать трап за веревку. В жарк…ю погоду это просто приятно. В зл…ю непогодь - тоже хорошо. А вот в такую моросявку - н… рыба н… мясо. Н… борьбы, н… удовольствия. (Сарт.)

II. 1. Во тьме, рассе…ва…мой бел…зной снега, раздавался мерный шаг батал…на. (Бек) 2. Осмотрев нареза…ые впереме…ку с луком огурц… и п…мидоры, взглянув на яич…цу-глазуныо, Закамышный нашел, что столы накрыты щедро, что Иван Лукич будет доволен, да и перед гостями не будет совес…но. (Бабаев.) 3. С каждой минутой курени все больше наполнялись лю…кими голосами, лю…кими движениями - на одном дворе мать звала сына, на другом плакало, зал…валось слезами н… вовремя разбуж…нное дитя. Во двор возле липы пожилой человек вводил коня, со двора напротив выгоняли поросят, и за ними покорно брел замурза…ый мальч…ка с опуще…ыми по-стариковски плечами … (Мел.) 4. Близость реки ощущалась во всем: в свеж…м воздухе, в обильной р…се на травах, брызжущей на людей светлыми ледя…ыми каплями, в таинстве…ых звуках, характерных для пр…речья,- в тихом булькань…, коротком внезапном всплеске, шуршань…, похожем на ч…и-то быстрые осторожные шаги: может, это лисица разгул…вала в камышах, а может, серый волк под…скивал сухой островоч…к, чтобы расположиться там на отдых и подремать на солн…шке. (Тютюн.) 5. Никита, щ…рясь от со…ца и снежного блеска, шел медле…о, выб…рая дорогу, ступая калошами осторожно по наезж…ой, скользкой шос…ейке, и словно прислуш…вался и пригляд…вался ко всему впереди. (Смирн.) 6. Все говорили ш…потом, поеж…вались, словно кон…чик кабатчикова ножа щ…котал между лопатками. (Смирн.) 7. Ожила сирен…вая труба, заш…пела, закашляла, прочищая горло, и запела резко, печально, немножко неприятно, как Клавка Косоурова, ц…ганка. Оглуш…нные, ребята от неожида…ости попятились, но тут же сунулись поближе к гра…офону. (Смирн.)

Упражнение 263. Перепишите, заменив, где надо, строчные буквы прописными.

1. И крикнул сокол с тоской и болью, собрав все силы: «о, если б в небо хоть раз подняться!.. врага прижал бы я … к ранам груди и … захлебнулся б моей он кровью!.. о, счастье битвы!» А уж подумал: «должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..» (Горьк.) 2. В митиных ушах гулко отдались слова, одно жестче другого. (Голуб.) 3. Как раз в тот предрассветный час, когда мать попрощалась с сыном и знакомая нам «волга», перемахнув через мост, скрылась в кубанском ущелье, в прискорбном случилось то, что и должно было случиться: Илья Голубков освободил стешу из плена. (Бабаев.) 4. Наконец Завьялов вырвал нужный адрес: кировский проспект, 81. Его попросили ничего не записывать, просто сказали адрес и ничего не говорящее название учреждения: «нии-24». (Чак.) 5. Почему-то представлялось, что южный крест светится по-иному и главенствует в ночном небе, а он прост: обычный ромб, скромное сочетание из неярких звезд. (Кап.) 6. На «пингвин» я вернулся с брошюрой о русских моряках, побывавших в прошлом веке на шлюпам «восток» и «мирный» в антарктике. (Кап.) 7. Остановился закурить и осмотрелся. «Прага» - на месте, кинотеатр - на месте, вот старый, стиснутый домами арбат, но площадь не та.- Она словно влилась в новую, незнакомую ему широкую, пробившуюся сквозь жилой массив к москве-реке улицу. А это и есть новый арбат. Вот он каков. Смело рубанули! Пересек площадь, направляясь к гоголевскому бульвару. (Поп.) 8. В праздничные дни надевал старик свои регалии - два солдатских «георгия», орден красного знамени за гражданскую, да за отечественную ордена Кутузова и Суворова. (Поп.) 9. Уезжать домой еще нельзя: на завтра и на послезавтра множество дел - ив самом цк, и в совете министров, и даже в академии наук, где Василий Антонозич хотел договориться о переводе в старгород одного из многочисленных институтов, какими ведает академия. У Артамонова тоже были дела в москве, тоже, надо полагать, раньше, чем послезавтра к вечеру домой не соберется. «Ну, что будем делать-то? - спросил Артамонов.- в «датский мир» зайти, что ли? Внучатам игрушку поискать». (Коч.)

Упражнение 264. Перепишите, раскрывая скобки.

I. 1. Феня сидела уже за столом, похрумкивая, грызла сахар - она любила пить чай (в) прикуску. (Сарт.) 2. По Оби идут пароходы, река живет, солнце старается (во) всю. (Лип.) 3. Капитан вылез (из) за стола я (в) плотную подошел ко мне, продемонстрировав всю (не) уклюжесть закоренелого штатского. (Первом.) 4. (На) против себя, (в) правой стороне (полу) кольца Скрипкин приметил молодого толстого полицейского в (полу) военной форме. (Гин.) 5. От напора встречного ветра машину покачивало, и казалось, летит она (не) вперед, а плывет (в) месте с облаками (на) зад. (Федос.) 6. В департаменте полиции Наде сказали, что (бы) готовилась к ссылке. (То) же натри года. (Коптел.) 7. Что (бы) служить родине, надо быть (не) просто лояльным, а подлинным ее гражданином, работать для нее не (за) страх, а (за) совесть. (Никул.) 8. Закамышный пожелал, что (бы) обед был приготовлен (в) складчину. (Бабаев.) 9. Иван пошел, по улице в ту сторону, (от) куда долетали звуки баяна. Григорий и Галина посмотрели ему (в) след. (Бабаев.) 10. В вестибюле Завьялов опустил (пятнадцати) копеечную монету в телефон (автомат) и набрал номер справочного бюро. (Чак.) 11. Просьба Завьялова для Прохоровой (по) меньшей мере (не) ожиданна. Действительно, (не) лепо: какое у него может быть дело к Лизе? (Чак.) 12. Фоном домов была стена тайги, подступающая (в) плотную к будущим улицам; (Полев.) 13. Дина, (то) же почти (не) покидавшая палубы, очень заинтересовалась новым пассажиром. (Полев.) 14. Получив телеграмму, Литвинов даже зажмурил глаза: (поло) водье, только этог-о (не) хватало. (Полев.)

II. 1. В (конце) концов я решил снова написать записку - коротко и (по) деловому сообщить, что закончил первую главу повести и хочу ей показать. Согласно (де) нашему договору. (Брег.) 2. (По) зади у Литвинова был трудный рабочий день, (пол) часа (на) зад он мечтал (по) скорее добраться до дома, поесть, посидеть на крылечке. (Полев.) 3. Грузовик мчался, виляя, около надменных беркутов, сидевших по обочинам широкой дороги. (Ни) один беркут (не) шевельнулся, хотя машина проскакивала около них почти (в) притирку. (Пауст.) 4. Ведь (не) даром Светка называла меня и моих друзей «посторонними». И такие «посторонние» молодые люди, которые растрачивают себя (по) пусту, не на главное, были, наверно, всегда, даже в годы революции. (Дем.) 5. Синева Алтая, его аромат и тот заветный кедр (ни) чуть (не) приближались к Рязанцеву, хотя шофер Владимирогорский и вел машину со скоростью около (восьми) десяти километров в час: (не) настье двигалось на Алтай с (севера) запада еще быстрее. (Залыг.) 6. Орхидей в ботаническом саду было (не) счетное количество. Белые, красные, розовые, (густо) малиновые, (нежно) желтые, лиловые - такого скопления орхидей нет, (по) видимому, (ни) где в мире. (Тихон.) 7. Александрова (то) же вышла из своей избы, как всегда, вся в черном, повязанная своим (не) изменным платком, но (не) подошла к нам, а, остановившись на меже, (из) под руки стала смотреть в небо. (Первом.) 8. Комната выглядела, как заброшенный, (ни) кому (не) нужный сарай. На опустевших столах и на полу валялись какие (то) исчерченные и изорванные бумаги. (Бабаев.) 9. Баюткан (не) ожиданно и смело рванулся (на) встречу опасности, мелькнул рыжей тенью между стволов, понесся с закинутыми (на) зад рогами мимо Улукиткана, гордый, (не) устрашимый. (Федос.) 10. Лучше гроза, ливень, чем эта могильная тишина. Как угнетающе она действует на человека! (Так) же, вероятно, тяжело переносят затяжную (не) погоду и звери и птицы. (Федос.) 11. Все, без чего сможем обойтись пять-шесть дней: (не) прикосновенный запас продуктов, одежды, личные вещи,- укладываем (в) низ. Остальное: спальные мешки, посуду, рацию, (не) много продуктов, что нужно будет каждодневно на стоянках,- уложили (с) верху утром. (Федос.)

III. 1. Цагеридзе глядел, как бродят по тайге косматые снежные тени, то широко заслоняя собой даже самые ближние к конторе деревья, то, словно бы скрутившись в толстые тугие жгуты, уходят куда (то) (в) глубь, в лесную чащобу, а (в)след за ними устало волочатся (по) низу метельные хвосты поземки. (Сарт.) 2. Егор Ильич всегда заметен в толпе. И причина не в том, что он одет в (не) модный ныне китель и фуражку, а в том, что его просто (не) возможно (не) заметить. Именно (по) тому на него долго смотрят и оборачиваются (в) след даже (не) знакомые люди. (Не) знакомые люди (с) начала останавливают на Егоре Ильиче (бегло) рассеянный взгляд, (по) том глядят пристальней, (за) тем - (во) все глаза, а (по) том оборачиваются, (так) как (не) знакомый старик уже оказывается за спиной: он шагает ходко. (Лип.) 3. Петин, этот деловой, умный, (добро) порядочный сухарь, каковым до сих пор инженер его считал, на глазах оборачивается какой (то) другой, (ни) разу еще (не) виденной и, вероятно, (тщательно) скрываемой им от людей стороной. (Полев.) 4. Рязанцев (на) конец рассмотрел ее глаза - они были серые с зеленым. А больше Рязанцев (ни) чего (не) заметил в них, по (тому) что они оставались настороженными (не) то от (мимо)летного смущения, (не) то это было у них в природе - долго (ни) кому (не) открываться. (Залыг.) 5. Елена Семеновна в ручей заглянула, увидела себя в прозрачной воде и остановилась, будто разглядывая что (то) в этом отражении. Очень легкой казалась она, стоя на камне, на котором (едва) едва умещались ее зеленые (босо) ножки. «И (так), значит, (то) же может быть?! - (не) то спросила, (не) то согласилась она.- (Не) видели, даже (не) слышали, а (все) таки представили себе человека…» (Залыг.)

Упражнение 266. В приведенных отрывках из рассказа А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу» найдите орфографические ошибки; выпишите слова с ошибками, исправив последние, и укажите соответствующие правила правописания.

1. Дорогой Соседушка! Максим … (забыл как по батюшке, извените меня великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. 2. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя. 3. Я не согласен с Герасимовым касательно Ваших умственных идей, потому что живу и питаюсь одной только наукой, которую провидение дало роду человеческому для вырытия из недр мира видимого и невидимого драгоценных металлов, металоидов и бриллиантов. 4. Вы сочинили и напечатали в своем умном сочинении, как сказал мне Герасимов, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. 5. Я недавно читал у одного французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученый. И нащот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра, например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скоромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь я Вам скажу, дает себя знать. Через неделю ко мне прибудет брат мой Иван (Майор), человек хороший но между нами сказать, Бурбон и наук не любит. Это письмо должен Вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезет его пожже, то побейте его по щекам, по профессорски, нечего с этим племенем церимонится.

Упражнение 267. Перепишите, раскрыв скобки; где надо, вставьте буквы и замените строчные прописными.

I. Пройдя (пол) версты, Бобров взобрался на пригорок. Прямо под его ногами открылась огромная п…н…рама завода, раскинувшегося на пятьдесят квадратных верст. Это был настоящий город из красного кирпича с лесом (высоко) торчащих в воздухе закопче…ых труб,- город, весь пропита…ый запахом серы и железного угара, оглуша…мый вечным, (не) смолка…мым грохотом. Четыре доме…ые печи господствовали над заводом своими чудовищными трубами. Рядом с ними возвышалось восем… кауперов, предназнач…ных для ц…ркуляц…и нагретого воздуха,- восем… огромных железных башен…, увенча…ых круглыми куп…лами. Вокруг доме…ых печей разбросались другие здания: ремонтные мастерские, литейный двор, промывная, пар…возная, (рельсо) прокатная, мартеновские и пудлинговые печи и так далее.

Завод спускался (в) низ тремя громадными природными площадями. Во всех направлениях сновали маленькие пар…возы. Показываясь на самой нижней ступени, они с пронзительным свистом летели (на) верх, и…езали на (н…) сколько секунд в ту…елях, (от) куда вырывались, окута…ые белым паром, гремели по мостам и, (на) конец, точно по воздуху, неслись по каме…ым эст…кадам, что (бы) сбросить руду и кокс в самую трубу доме…ой печи.

Дальше, за этой природной те…асой, глаза разбегались на том хаосе, который представляла собою местность, предназнач…ая для возведения пятой и шестой доме…ых печей. Казалось, какой (то) страшный подземный переворот выбросил наружу эти бе…численные груды щебня, кирпича разных величин и цветов, песча…ых п…рамид, гор плитняка, штаб…лей железа и леса. Все это было нагр…м…ждено как (будто) бы (бе…) толку, случайно. Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно мурав…ина разоре…ом муравейнике. Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе.

Еще дальше, на самом краю гор…зонта, около дли…ого товарного поезда толпились рабочие, разгружавш…е его. По накло…ым доскам, спущ…нным из вагонов, (не) пр…рывным потоком к…тились на землю кирпичи; со звоном и дребезгом падало железо; летели в воздухе, изг…баясь и пружинясь (на) лету, тонкие доски. Одни подводы направлялись к поезду порожн…ком, другие вер…ницей возвращались (от) туда, нагруже…ые (до) верху. Тысячи звуков смешивались здесь в дли…ый скач…щий гул: тонкие и чистые звуки камен…щич…их зубил, звонкие удары клепаль…иков, чекан…щих заклепы на котлах, тяжелый грохот паровых молотов, могучие вздохи и свист паровых труб и изре…ка глухие подземные взрывы, заставлявшие дрожать землю.

Это была страшная и захватывающая картина.

(А. И. Куприн)

II. (В) плотную к левому борту «онеги» стояли подлодки. Это были старые знакомые: «двести девятая» Лямина и «двести тринадцатая» Ратнера. В (полу) мраке они выгляд…ли огромными доисторич…скими чудищами - н… то ящерами, н… то рыбами. (Сете) резные пилы с крупными тр…угольными зубьями придавали им особе…о хищный вид. (Серебристо) серые а…ростаты заграждения, поднятые в воздух над петроградской, (то) же напом…нали рыб, но другой породы - жирных, вялых, бе…зубых.

Туровцев мгнове…о нафантазировал: обезлюд…вшим городом завладели стра…ые сущ…ства. Они способны есть, пить и размножат…ся; те, что с зубами, будут разводить на мясо жирных и вялых, дома пр…вратят…ся в норы, город окончит свое существование, и фальконетов всадник будет для новых обитателей только каме…ой глыбой, около которой хорошо греть животы в жаркую погоду.

С (не) приятным чу…ством он обогнул надстройку и перешел на правый борт. Выглянул на набережную. Н… души. (Не) освеще…ые дома белели, как пр…брежные скалы, и даже вел…колепная кова…ая реш…тка летнего сада, казалось, н… была созданием рук человеческих. Люди были только на «онеге». Ч…рные бушлаты (не) слышна двигались среди задра…ых к небу пушечных стволов: на юте уже готовились к построению, и Туровцев потянулся душой к (не) любимой плавбазе - среди холодного безмолвия города она была островком, базисом, треп…тным к…мочком ж…вой материи, излучавш…м тепло, испарявш…м влагу, издававш…м слабый запах гари и брожения, запах Человеческого жилья.

В установленных вдоль набережной мощ…ных р…продукторах на…садно заскреж…тало. (За) тем застучал метр…н…м. Этот размере…ый стук, гулкий, как биение сер…ца, разом разрушил владевшее Туровцев…м жуткое очарование. Метр…н…м постучал (не) много, а (по) том, как колдун, ударившись (о) земь, обернулся музыкой: из глухого рокота в…олончелей возникла широкая, певучая фраза солирующей в…лторны. Передавали «анданте к…нтабиле» из пятой с…мфонии Чайковского, эту с…мфонию часто играли по радио, и Туровцев, ре…ко ходивший в концерты, знал ее и любил. Гибкий, чуточку гнусавый, в…брирующий голос в…лторны ворвался в хмурое безмолвие осажде…ого города, как теплое т…чение в ледя…ые зоды океана. Величестве…о и нежно пела медь, согретая и очеловече…ая дыханием гения, (не) слабым дыханием бе…вес…ного в…лторниста, а мощ…ным дыханием сотен…, ми…ионов людей - живших, живущих и тех, кто еще будет жить, творч…ским гением великого народа, который бе…мертен и, стало быть, (не) победим.

Орфография

Буквы ы-и после приставок

Задание: списать, вставить пропущенные

без...мянная речка

по...ск из...сканные манеры

роз...ск небез...звестный поэт

пед...нститут меж...нститутские спортив-

контр...гра ные соревнования

без...сходность без...нициативный человек

с...грать в шахматы пред...дущее изложение

по...грать в мяч пред...стория человечества

под...тожить сделанное меж...мпериалистические

по...скать книгу противоречия

без...дейное произведение

без...скусное повествование

раз...грать партию в шахматы сибирский при...ск

провести полит...формацию

транс...ранская магистраль

пред...юньские события

Орфография

Буквы о-е-ё после шипящих

КАРТОЧКА N 6.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Трущ...ба, щ...тка, ш...лк, ж...рнов, ш...рник, бесш...вный, крыж...вник,

ш...к, ж...ванный, саж...нки, медвеж...нок, печ...ный, реч...нка, улич...нный,

ж...лтый, ш...рох, тяж...лый, ч...рствый, заш...л, пч...лка, освещ...ннный,

пш...нный, размеж...вка, выкорч...вывать, вощ...ный, червяч...к, грош...вый,

моч...ный, парч...вый, горяч..., певуч..., жж...т, стаж...р, старуш...нка,

свинц...вый, перц...вый, облиц...вать.

2. Поставьте данные существительные в творительном падеже.

падеж кирпич продажа плащ

рубеж меч борщ межа

плач свеча пейзаж дача

Орфография.

Карточка № 1

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Орфография.

Правописание приставок на з-с

Карточка № 2

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

Орфография

Правописание Е-ё-О после шипящих

    Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш...нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки

Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра, холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.

    Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки, больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.

Орфография.

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.

Орфография.

Безударные гласные в корне слова

Карточка №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.

Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.

Пунктуация

Запятая при обращении

Расставьте нужные знаки препинания.

1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне

2) Вы откуда будете молодые люди?

3) Тебя ль я вижу милый друг?

4) Отпусти меня родная на простор широкий.

5) Опять я ваш о юные друзья!

6) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-

7) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-

8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.

9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пунктуация

Знаки препинания при прямой речи

Выделите нужными знаками препинания прямую речь.

1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

2) Дождь пойдет возразил Калиныч

3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.

4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.

5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.

6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!

7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-

8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Орфография

5класс

Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.

1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.

2.К большому т..рпенью придет и уменье.

3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.

4.Игра(не) стоит свеч.

5. Повинную голову меч(?…)(не) сечет.

6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.

7.Без первой ласточки весна (не) обходит(?)ся.

8.Порядок время бережет.

9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.

Орфография.

5 класс

1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).

2.Скво..ь в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).

3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).

4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).

6.Кро..т уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).

7.В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников).

8.Ш..лестит под ногами сухая листва.

9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).

Орфография

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.

1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).

2.И ноч(.?.) уж на небо взошла. (В.Жуковский).

3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).

4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).

5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).

6. Еще ранние птиц.. (не) пели, сереют вверху н..беса.

7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.

Данное пособие представляет собой печатный раздаточный материал по основным правилам орфографии и пунктуации , содержащий наряду с практическими заданиями, контрольными упражнениями и систематизированные теоретические сведения, а также перечень словарных слов, используемых в тестах.

Структура документа предполагает гибкую систему корректировки предложенного материала с возможностью изменения, дополнения, удаления; комплектацию многовариантного (в зависимости от условий проведения) пакета карточек; печать сформированного пакета.

Предложенный курс включает 40 тем и рассчитан на 68 часов. Для удобства использования и экономии бумаги предполагается, что две страницы будут распечатаны на одном листе формата А4.

Ориентированное на комплексное повторение изученного в V-IX классах, предлагаемое пособие помогает закрепить, систематизировать и обобщить полученные знания. Схематично изложенные правила, упражнения, включённые в программу курса, можно использовать для формирования разноуровневых карточек, слайдов и другого раздаточного и демонстрационного материала как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Темы и упражнения, сгруппированные на двусторонних листах, удобны и при индивидуальных занятиях.

Современные учебники русского языка для старших классов не всегда включают в себя перечень словарных слов, которые в изобилии используются в ЕГЭ, поэтому в начале года предлагаю каждому ученику список слов (систематически обновляю), из которых впоследствии формирую словарные диктанты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (040401)

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов колледжа, обучающихся по специальности «Социальная работа» и изучающих английский язык и направлено на выработку умений и навыков практич...

Упражнение 1

Составьте схему «Принципы русской орфографии». Приведите соответствующие примеры, отражающие отличия данных принципов.

Упражнение 2

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

Упражнение 3

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.).

2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.).

3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.).

4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.).

5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.).

6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 4

Распределите глаголы по двум столбикам в зависимости от гласной в их окончании. Определите спряжение глаголов.

(Не)облачаясь, (не)подчиняясь, (не)отрекаясь, (не)уклюжими, (не)ра…деляешь, (не)весомо, (не)одолимая, (не)много, (не)терпимость, (не)обходим.

Упражнение 5

Распределите слова с не по двум столбикам в зависимости от их написания.
Вид..шь, разделяя…шь, расспрашива…шь, наход…т, дыш…тся, уход…шь, соединя…т, уважа…т, встрет…мся, озаря…т, вспомина…т.

Тест по теме "Принципы русской орфографии"

1. В каком слове пишется буква и ?

1) Пр_зидиум;
2) пр_вилегия;
3) пр_пятствие;
4) пр_кратить;
5) пр_дварительный.

2. Какие слова пишутся с удвоенной согласной?

1) Драм_тический;
2) пьес_а;
3) ви_жать;
4) со_женная;
5) ра_считать.

3. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.

1) Горластый;
2) примирение;
3) наклониться;
4) косматый;
5) непромокаемый.

4. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.

1) Стеллаж;
2) растаять;
3) растирание;
4) замирать;
5) отрасль.

5. В каких словах пишется ь после шипящих?

1) Настеж_;
2) горяч_;
3) отреж_те;
4) дрож_;
5) развлекаеш_ся.

6. В каких словах пропущена безударная гласная о ?


7. В каких словах пишется одна буква л ?

1) Инте_игенция;
2) апе_яция;
3) ди_етант;
4) компи_яция;
5) ка_играфия.

8. Какие слова написаны ошибочно?

1) Аккомпанемент;
2) абонемент;
3) антоганизм;
3) драматургия;
5) кавалерия.


9. В каких словах пишется буква ё ?

1) Ш_пот;
2) ш_рох;
3) чащ_ба;
4) ж_кей;
5) ж_лоб.

10. Найдите слова – исключения из правила «Написание буквы и ы после ц ».

1) Лучшие образц_;
2) ц_таты из произведений классиков;
3) отряд Тряпиц_на;
4) шли на ц_почках;
5) операц_онный день.

11. В каких словах буква ь не указывает на мягкость предшествующего согласного?

1) Горечь разлук;
2) настойчивая просьба;
3) возьму у помощника;
4) посеем рожь;
5) поднялись на крыльцо.

12. Выберите случаи слитного написания.

1) Пройти (пол)света;
2) объехать (пол)Москвы;
3) купить (пол)ящика;
4) исписать (пол)листа;
5) прочесть (пол)романа.


13. Выберите слова с дефисным написанием.

1) (Одно)актный балет;
2) (литературно)музыкальная композиция;
3) (голово)кружительная карьера;
4) (голубо)глазый малыш;
5) (светло)серый костюм.

14. В каких словах пишется удвоенная буква с на стыке морфем?

1) Арзама_кий;
2) бе_четный;
3) ра_чет;
4) ра_мотреть;
5) вознё_я.

15. В каких словах следует писать одну букву н ?

1) Жже_ый;
2) тяжело ране_ый;
3) поджаре_ый;
4) кова_ый;
5) подержа_ый.

16. В каких словах следует писать нн ?

1) Ране_ый;
2) стекля_ый;
3) лома_ый;
4) лебеди_ый;
5) карма_ый.

17. В каких словах окончание ?

1) Репортаж об открыти_;
2) дискуссия об искусств_;
3) к будущей недел_;
4) письмо Лиди_;
5) исходить из обстановк_.

18. В окончаниях каких существительных пишется е ?

Присутствовать 1) на митинг_;
2) на лекци_;
3) на новосель_;
4) на концерт_;
5) на заседани_.


19. Укажите глаголы, в личных окончаниях которых при изменении по лицам вы будете писать букву и .

1) Измерять глубину;
2) измерить шестом;
3) одолеть препятствие;
4) полностью зависеть;
5) придержать дыхание;

20. Найдите слова, пишущиеся слитно.

1) Действовать (на)удачу;
2) (во)время экскурсии;
3) (в)глубь веков;
4) (на)веки вечные;
5) (на)силу нашел.

21. Укажите предложения, в которых глаголы пишутся с ь .

1) Чтоб стать мужчиной, надо им родит_ся.
2) Если друга верного найти, коротки становят_ся пути.
3) Свет остает_ся светом, хотя слепой и не видит его.
4) С добром надо спешить, а то оно может остат_ся без адресата.
5) Нам придет_ся поторопиться.

22. Какие из числительных пишутся с ь в середине?

1) Пят(?)надцат(?);
2) шест(?)десят(?);
3) сем(?)сот(?);
4) восем(?)надцат(?);
5) восем(?)десят(?).

23. Какие из предложенных слов пишутся в одно слово?

1) (Семью)(стами)(двадцатью);
2) (восьми)(десяти)(пяти);
3) (двадцати)(трех)(летний);
4) (сто)(тысячный);
5) (тридцати)(трем).