Философия в современном мире. Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии Развитие философии в эпоху классики

ПЛАН ЛЕКЦИИ Типологические черты постклассической философии.
  1. Постклассичсекая философия: фаза развития, основные школы и направления. Программа преодоления философской классики в современной философии.
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Ждановский А.П. Введение в постклассическую философию. Минск, ХХ05.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., ХХ01.
Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии//Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Рассел Б. История западноевропейской философии. В 2 т. М., 1993.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997.
Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
Хрестоматия по истории философии. Ч.2. Современная западная философия. М., 1994.
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЬЕЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ
  1. Классика и постклассика: проблема хронологической демаркации.
Типологические черты постклассической философии
Европейская философия нового и новейшего времени представляет собой сложное многоуровневое образование. В ее развитии выделяют две эпохи:
  1. классика - период, охватывающий эволюцию европейской философской мысли XVII - первой половины XIX в. (до Г. Г егеля включительно);
  2. постклассика - развитие европейской философии с середины XIX в. до настоящего времени.
Классическая философия обнаруживала ряд специфических черт, касающихся способов постановки проблем, использования понятийно-категориальных средств, общей стилистики мышления. Постклассика ориентирована на преодоление базовых характеристик классического философствования. Она стремится к радикальным трансформациям, касающихся развития категориального аппарата философии, осмысления регулятивов деятельности философа. Критическому переосмыслению подвергается также язык философской классики, ее аналитический инструментарий. Постклассика проявляет интенцию к новым формулам, отражающим изменившееся представления о социальных функциях философии, историческом призвании философствования.
Для выявления сущностных характеристик постклассического философствования следует сопоставить соответствующие позиции классики и базовые установки постклассической философской мысли по ниже приведенным параметрам.
  1. Способы постановки онтологических проблем. Здесь следует указать на метафизическую ориентацию классического мышления. Классическая философия стремилась к выработке знания, вскрывающего самые глубокие, фундаментальные основания бытия. Она претендовала на систематическую целостность, завершенность, отражающие естественную упорядоченность самого мироустройства. В классике утверждалась идея гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека, когда мыслительные акты однозначно соответствуют связям и дифференциациям объектов.
Отрицая мета физику классической философии, постклассика указывает на историческую изменчивость самого бытия и отказывается строить свое содержание как систему законченного знания. Онтологической базой философствования становится не универсальное всеобщее, а исторически развивающееся конкретное бытие. В качестве онтологического основания мира выступает уже не абсолютный дух, а «воля» (Артур Шопенгауэр»), «труд» (Карл Маркс), «чувственность» (Л.Фейербах), экзистенция как поток неповторимых моментов человеческой жизни (С.Кьеркегор).
  1. Трактовка субъект-объектного отношения.. Классика исходит из презумпции автономного субъекта, выделенного из окружающего мира и наделенного способностью мысленного проникновения в структуры бытия и постижения их глубинной сущности. Будучи вырванным из системы повседневных социально-экономичексих связей и зависимостей философский субъект наделен способностью познания мира в ее предельно мыслимой форме. Субъект способен к рациональному самонаблюдению, соотнесению тех или иных мыслительных содержаний с элементами чувственного опыта и структурами объективной действительности. Субъекту противостоит мир объектов, раскрывающихся перед познающим разумом и его эвристическими способностями.
Постклассическая философия стремится преодолеть субъект-объектную
оппозицию. Она исходит из признания факта онтологической вовлеченности субъекта, укорененности его познавательной и практической деятельности в структурах исторической и культурной традиции вплоть до полного «растворения» субъекта в историческом бытии (идея философствования без субъекта, концепция «смерти субъекта»).
  1. Понимание регулятивов познавательной деятельности.
Для классики характерно стремление к объективной «вечной» истине,
преодолевающие на этом пути множество препятствий и, прежде всего, предрассудков, обусловленных самой природой человека, его психофизической организацией, несовершенством языка и форм общения, исторической ограниченностью любых видов практики (вспомним «идолов» Ф. Бэкона).
Постклассика трактует знание через выявление его эффективности, практичности, утилитарности. Истина должна прежде всего согласовать экзистенцию с формами социальной организации, 2приспособить» человека к миру.
  1. Особенности применяемого категориального инструментария. В качестве главного инструмента познания в философской классике выступает разум. Целью познания является воспроизведение фундаментальных оснований бытия в сложноорганизованных системах непротиворечивого знания. Пафос классического философствования - это пафос системосозидания. Связи философских понятий, конструируемых разумом, отражает системность самого бытия, а категории (случайность, необходимость, причинность, форма) наполняются объективно-онтологическим содержанием.
Постклассика расширяет поле философской рефлексии, выходя за пределы рациональных оснований бытия мира и человека. Мир не только познается. Он прежде всего переживается субъектом, изначально этому миру сопричастным. Этим обстоятельством обусловлено появление в постклассическом философствовании новых категорий (экзистенция), совершенно немыслимых в контексте классического мышления: «страх», «забота», «сподручность», «заброшенность», «экзистенция». Не удивительно, что стремящаяся к выражению такого рода опыта постклассическая мысль использует также средства как интуиция, «вчувстование».
Размывая границы между философией и наукой, мыслители обращаются к использованию различных литературных форм (эссе, афоризмы, символическая поэма, пьеса).
  1. Постклассическая философия: фаза развития, основные школы и
направления. Программа преодоления философской классики в современной философии
В развитии постклассической философской мысли могут быть выделены следующие этапы.
Первый этап ознаменовался процессами размывания гегелевской системы идеалистической диалектики, стремлением к переосмыслению предмета и социальной роли философии. Обнаружила себя тенденция освобождения философии от метафизики и крайнего рационализма. В этой связи следует упомянуть имена Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, К. Маркса, усилиями которых европейская философия осуществила коренной поворот к анализу исторического конкретного бытия, отвернувшись от абстрактно-спекулятивных форм мышления. Подобного рода импульсы были усилены в творчестве Ф.Ницше, основателя философии «жизни», заменившего гегелевский абсолютный разум категорией «жизни» как бесконечного процесса мирового становления. Тем самым он продолжил развитие философской программы А. Шопенгауэра, видевшего в основании мироздания.
Тенденция к освобождению от спекулятивного идеализма проявила себя на втором этапе развития постклассики и в философии постпозитивизма. (Конт, Спенсер, Дж.С.Милль), утверждавшей необходимость обоснования знания, исходя из конкретного данного, эмпирически проверяемого фактического материала. Переосмысление классики, приспособление наработанных ее мыслительных конструкций к изменяющейся социальной действительности прослеживается в неокантианстве (Г.Рикер, Дж, Джентиле, Б. Кроче). Неотомизм (Ж.Маритен, Э.Жильсон) пытается трансформировать мировоззренческий и интеллектуальный потенциал философии Ф. Аквинскского, приведя ее в соответствие с духовно-религиозными запросами современного мира. В рамках философии жизни оформляется интуитивистская философия А. Бергсона, морфологическая программа исследования цивилизаций ОюШпенглера.
Праксеологические аспекты знания исследует прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи), к изучению структуры человеческой психики, и тайн подсознания обсуждается психоанализ (З. Фрейд. К. Г. Юнг).
Третий этап в развитии постклассической философии оформляется к середине ХХ в. В его содержании следует выделить следующие относительно автономные программы философствования: 1) социально-критическая; 2) экзистенциально
феноменологическая; 3) аналитическая.
Социально-критическая стратегия исторически восходит к марксистской философии, воспринимая ее интенцию к выполнению функций социальной практики. Исходя из признания существования феномена отчуждения как фундаментальной характеристики человеческого бытия в докоммунистических формациях, марксизм связал его с конкретно историческими формами общественных отношений, базирующихся на частной собственности. Позитивная социально-практическая программа марксизма состояла в идее трансформации системы общественных отношений, приведения ее в соответствие с родовой сущностью человека, преодоление исторически ограниченных форм бытия и переходе к коммунизму, как подлинной истории человечества.
Аналитическая стратегия обращается к анализу языка как особого феномена человеческого бытия. Еще в к. XIX в. Г. Фреге. Заложив основу логической семантики он исследовал связи обозначающего и обозначаемого, ввел обобщенное представление об имени в логике. Критикуя психологизм и формализм в логике и математике, Г. Фреге, дал продуктивные импульсы изучению проблематики языкового значения. Серьезно повлияв на философию ХХ в.
Логико-аналитический этап рассматриваемой стратегии характеризуется вниманием к анализу структуры научного знания (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский, «ранний» Л. Витгенштейн»).
Для позднеаналитического этапа характерно обращение к проблематике языковых игр, значения слов в контексте их употребления, вопросам о природе и функциях речевых коммуникаций.
Важную роль в развитии этого этапа сыграл неопизитивизм (М. Шлик, Р.Карнап). Обосновываемый им принцип верификации, требовал сводимости научно осмысленного утверждения о мире к совокупности протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта».
Принцип физикализма указывал на необходимость унификации всех наук на базе универсального языка (в качестве образца предлагался язык физики).
Принцип конвенционализма утверждал, что в основе естественно-научных категорий лежат произвольные соглашения (конвенции) между учеными.
Исчерпавший свой эвристический потенциал неопозитивизм был смене в 50-70 гг. ХХ в. сменен различными концепциями постпозитивизма, обратившихся к исследованию эволюции научного знания, его социокультурной обусловленности. Среди наиболее влиятельных теорий, представляющих это направление следует назвать критический рационализм К. Поппера. Д. Армстронга и Дж. Смарта, прагматический анализ У. Куайна и М. Уайта, эпитстемологический анализ П. Фейерабенда, концепцию неявного знания М. Полани.
Экзистенциально-феноменологическая стратегия исходила из критического отношения к объективизму классической философии. Основы этой программы были заложены немецким философом Э. Гуссерлем. феноменология Гуссерля обратилась к исследованию особой формы существования человеческому бытию. Последнее, по Гуссерлю, заключается в его особом «феноменальном» характере в его «нередуцироемости» к внешним природно-физическим и социокультурным факторам, его «выпадении» из потоков причинно-следственного детерминизма. Человеческое бытие выступает как «в себе самом себя привлекающее». и как таковое не поддается познанию средствами науки и логики. но требует для своего постижения особых категориальных средств, специфических философских интуиций. Это методологическая программа феноменологии была развита в философии экзистенциализма. Экзистенциалисты рассматривали человека как особое сущее, задающегося вопросам о смысле своего существования, стремящихся к творчеству, к реализации своей свободы. и жизненного призвания к поиску своей аутентичной сущности в контексте неподлинных форм коммуникативности, навязываемых социальной организацией.

В историко-философской периодизации различают классическую, неклассическую и постклассическую философию. Началом классики является древнегреческая философия, завершает классику философия Гегеля. Неклассический этап – от Маркса до Гуссерля – развертывается до середины XX столетия и постклассический этап оформляется во второй половине XX в.и развивается в настоящем времени. Первоначально неклассическая, а затем и постклассическая философия развивается под знаком чрезвычайно интенсивной полемики с классической философской традицией. И эта полемика ведется в самом широком диапозоне: от полного отрицания классических философских ценностей до попыток использования традиций для решения собственных задач. Но это не разрушение классической философии, а только трансформации, продолжение ее в современность и приспособление к актуальным проблемам новой культуры. Для полного понимания сути полемики и принципиальных различий между классикой и постклассикой важно определить собственно черты классической философии.

Классическая философия конституировала себя в качестве теории, ориентированной на разум как высшую ценность. При этом разум представал в этой философии не только как существенная характеристика человека, но и как субстанциальная основа мира. Именно греки сформировали убеждение в том, что принципы строения мира совпадают с принципами функционирования разума, и это совпадение является гарантией возможности рационального познания мира. Эта античная идея достигает своего логического завершения в гегелевской идее тождества бытия и мышления.

Отсюда и другая черта классической философии – рационализация человека. Единственное свойство, отличающее человека от всего живого – это разум, способность к логическому мышлению. Этот разум не признает никаких авторитетов, а его цель – постижение истины. В связи с этим классическая философия рассматривала человека исключительно как разумное существо, призванием которого была познавательная деятельность. Познание – не только потребность разума, но и души, ибо только познание способствует и расширению возможностей человека в мире, и духовному освобождению.

Такое понимание человеческой природы вело к гносеологизации отношений человека и мира. Классическая философия эти отношения рассматривает исключительно как теоретико-познавательные, как отношения субъекта и объекта, где субъект выступал абсолютной точкой отсчета, а его разум – как единственно возможный способ видения мира. Результаты познавательной деятельности фиксируются с помощью точных и однозначных понятий и исключают всякие антропоморфные проекции. Отмеченное обстоятельство определяло и цели философии: поиск субстанциальных оснований бытия, постижение подлинной сущности мира как единой устойчивой целостности. Эта философия была ориентирована на выявление фундаментальных структур действительности, открытие и осмысление универсальных законов мира. Классическая философия, таким образом, имела ярко выраженный метафизический характер и онтологическую ориентацию, ей присущи объективизм, субстанционализм, признание тождественности бытия и мышления.


События 19 столетия обнажили бессилие человеческого разума в объяснении и предотвращении дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием общественной жизни. С одной стороны, крах наполеоновской Франции поставил под сомнение идеалы эпохи Просвещения, связывающие с прогрессом разума общественный прогресс. Резкое обострение классовой борьбы в Германии и Франции, обозначившее непримиримые позиции в обществе, что вылилось в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни. Но с другой стороны, триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, Ампером - теории магнетизма, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. И все это на фоне активного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника стали более ценной "философией", ибо их использование обещало новые блага. Однако та же наука, как и старая философия, оказались абсолютно бесполезными в плане объяснения социальных коллизий, что и послужило поводом для их критики и зарождению нового типа философского мышления.

Первым шагом на пути становления неклассической философии было радикальное ограничение принципа рационализма. Логицистские онтологические конструкции классической философии не имеют ничего общего с подлинной реальностью, для которой характерны дискретность, неоднородность и противоречивость. В мире разумного не больше, чем неразумного, а претензии классической философии на системно-рациональное постижение природы и человека, утверждение тождества бытия и мышления – только миф. Это было не отрицание разума или его познавательных способностей, а только ограничение разумного и утверждение неразумного в качестве константы бытия и познания. Эта иррационалистическая традиция подкреплялась и изменениями в обществе. Кризис классической культуры и науки, массовое общество с его отрицанием традиционных ценностей, экономические кризисы, революции и войны, иделогизация социальных процессов порождали “кризисное сознание”, “растерянный разум”, восстающие против науки (этого воплощения разума), и иррациональность поведения человека переносят на строение мира, придавая иррационализму не только гносеологический, но и онтологический статус. С этой точки зрения наука и разум предстают как средства порабощения людей и их угнетения.

Под влиянием этих факторов происходит дерационализация человека. Неклассическая философия не отрицает разумности человека, но и не допускает ее верховенства. Человек не потому человек, что разумен и познает, а потому что живет. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а тотальной категорией жизни как совокупности разнообразных и многозначных форм его бытия. Мир можно понять и оправдать не с точки зрения разума, а с позиций жизни. Человек рождается в мир не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. И разум – только одно, и не самое существенное проявление этой жизни. Так меняется господствовавшее прежде представление о сущности и предназначении человека.

Вместе с этим происходит своеобразная дегносеологизация отношенийчеловека и мира. Характерное для классической философии понимание связи мира и человека как отношений объекта и субъекта, противопоставленных друг другу и независимых друг от друга, неприемлемо для постклассической философии. Эта философия исходит из тезиса, согласно которому всякий раз, как человек осознает себя, он осознает себя здесь и сейчас, в этом месте, в этой среде. Это значит, что бытие человека – это бытие-в-мире и бытие-во-времени. Мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира, а внутри его, и только так этот мир может быть им помышлен.

Постклассическую философию можно характеризовать как “бессубъектную философию”, преодолевающую субъект-объектную дихотомию классической философской традиции. Это бытие-в-мире-и-во-времени не ограничивается одним только разумом, но имеет целью всю полноту существования. Поэтому для описания этого бытия недостаточно одних только рациональных понятий, это требует самого широкого спектра изобразительных средств, в том числе и иррациональных. Но в таком случае меняется и образ самой философии: из средства мышления мира в категориях разума она превращается в способ понимания действительности, адекватное познание которой средствами одного только разума невозможно. И эта действительность утрачивает статус объекта, ибо она – сфера нашей жизни, в которой мы всегда находим себя не только разумных и святых, но и глупых и развращенных. И цель философии – постижение смысла и значения нашего присутствия в мире. А поскольку это присутствие многозначно и разнообразно, то и философия утрачивает свое единство и целостность.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Античной называется философия Древней Греции и Древнего Рима, она существовала с 7 века до н.э. до 5 века н.э. Характерной чертой античного мировоззрения был космоцентризм : мир понимался как живой, одушевленный космос, а человек – только часть его. Первых философов называли «физиками» (от слова «фюзис» – природа), их интересовали вопросы происхождения и устройства мира. Фалес утверждал, что все из воды, а Пифагор первоначалом всего сущего считал число, понимаемое мистически.

Гераклит ввел понятие «логос» – это мировой, универсальный закон, которому подчиняется все сущее. Главным признаком мира он считал развитие, источником которого является борьба противоположных начал. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Его современники, философы Парменид и Зенон занимали противоположную позицию, они утверждали, что движения и развития нет, это только иллюзия, обман наших чувств.

С Сократа начинается изучение человека и общества. Этот философ полагал, что природу изучать бесполезно, она нам не подвластна. Но мы владеем своей душой, можем ее исправлять и совершенствовать, от этого зависит наша жизнь. Философия должна учить человека жить достойно. И сам Сократ своей жизнью и смертью доказал свою верность философии, истине и добру.

Прочитайте биографию Сократа и объясните, почему в истории мировой культуры он считается воплощением мудрости.

Ученик Сократа Платон стал родоначальником объективного идеализма. Истинно существующими он считал вечные, бестелесные, умопостигаемые идеи, которые, соединяясь с мертвой, косной материей и порождают наш мир. Душа человека – это тоже идея, которая, находясь в телесной оболочке, забывает о своем происхождении, поэтому познание строится на процессе припоминания. Платон является автором одной из первых утопий: в трактате "Государство" он создал проект идеального общественного устройства, главными условиями при этом предполагается отсутствие семьи и частной собственности.

Демокрит – родоначальник атомистического материализма. Мир состоит из атомов и пустоты. Вещи возникают из сочетания разных по форме и размеру атомов, душа человека также состоит из легких огненных атомов.

Аристотель в своих трудах стремился обобщить достижения античной мысли, классифицировал науки, создал целый ряд новых (логика). Особого внимания заслуживает его полемика с Платоном по проблемам общественного устройства: Аристотель полагал, что не надо выдумывать идеального общества, а нужно улучшать существующее, приспосабливая государственное устройство к нуждам и потребностям людей.

Античная культура заложила основу всей европейской цивилизации, теории древнегреческих мыслителей были развиты впоследствии во многих областях жизни и деятельности.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средние века в истории Европы – это период с 5 по 15 век, эпоха феодализма. Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения. Бог считается причиной возникновения и существования мира. Отношения религии и философии строятся по формуле: «Философия – служанка богословия». Средневековая философия (схоластика) своей главной задачей считает рациональное обоснование бытия божьего. Самый известный философ средневековья Фома Аквинский выдвинул пять доказательств, например: каждая вещь должна иметь причину, другую вещь, которая на нее действует, каждая причина должна иметь свою причину, и должна быть конечная причина всех причин – и это Бог.

В наше время слово «схоластика» имеет значение: учение, оторванное от жизни, далекое от наблюдений и опыта, оторванное от жизни. Приведите примеры таких учений из разных областей.

Какое философское направление лежит в основе средневековой философии?

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

15-16 века в истории Европы получили название эпохи Возрождения. Мыслители того времени считали, что они возрождают античную культуру, но на самом деле они создавали новое мировоззрение, главной чертой которого был антропоцентризм . Бог отодвигается на второй план, главное внимание уделяется человеку, его способностям и возможностям. В это время возникает понятие «гуманизм». Т. Мор создает произведение под названием «Утопия», где рисует свой план идеального общественного устройства. Появляются новые идеи в области естественных наук, в это время развивают свои учения Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей. Многие философы и ученые в эту эпоху отождествляли бога с природой. Такое учение называется пантеизм и оно послужило обоснованием интереса к изучению природы.

Что такое гуманизм? В чем он выражается? Существовал ли гуманизм до эпохи Возрождения?

Утопия (в переводе с латинского – «место, которого нет») – принципиально нереализуемый план идеального общественного устройства. Подумайте, почему утопии нереализуемы?

В чем суть учений Д. Бруно, Н. Коперника, Г. Галилея? Почему их научные идеи имели большое влияние на мировоззрение?

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В 17-18 веке в Европе начинается эпоха буржуазных революций. На смену ремесленному приходит промышленное производство. Растет роль науки, причем главную роль начинают играть естественные науки. Идет процесс секуляризации – освобождения от влияния церкви во всех областях. Основной чертой мировоззрения в эту эпоху является рационализм. Разуму человека приписывали исключительное значение, его развитие считали основной причиной развития общества.

Английский философ Ф. Бэкон главной задачей философии считает помощь развитию науки. Для этого необходимо избавить сознание людей от заблуждений и разработать правильный метод научных исследований, таковым Бэкон считает индукцию. При исследовании мира нужно в первую очередь опираться на опыт (по латыни – эмпирия). Такое направление в гносеологии получило название эмпиризм . Система, разработанная Ф. Бэконом – метафизический материализм. Мир – часы, он устроен по законам механики, движение есть, а развития нет. Бог при этом понимался как часовщик, который сотворил мир, а далее в его дела не вмешивается. Такая позиция получила название деизм.

Французский философ Р. Декарт полагал, что мир имеет два первоначала - протяжение и мышление. В теории познания он был рационалистом, т.е. считал, что главным источником познания является разум, только он может нам дать достоверные знания о мире. Отбрасывая средневековый догматизм с его слепой верой в авторитеты, Декарт выдвигал принцип сомнения: можно и нужно сомневаться во всем, даже в данных собственных органов чувств, единственное, что несомненно - наличие сомневающейся мысли. «Я мыслю, следовательно, существую».

Нидерландский философ Б. Спиноза утверждал, что у мира только одно начало и это материя. Она является причиной самой себя.

Известный немецкий ученый и философ Г. Лейбниц был сторонником плюрализма: мир состоит из множества неделимых первоэлементов бытия – монад. И эти монады имеют идеальную природу.

Сенсуализм – гносеологическое направление, которое главным источником познания мира считает ощущения. Английский философ Д. Локк говорил: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах». Наше сознание – это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена.

Не все философы в это время были гносеологическими оптимистами. Английский мыслитель Д. Юм, исходя из эмпиризма и сенсуализма, приходит к скептицизму: мне даны только мои ощущения, а что стоит за ними достоверно неизвестно.

18 век в истории Европы получил название эпохи Просвещения. Просвещение – идейное движение молодого класса буржуазии против устаревших феодальных порядков. Главной чертой человека и мира считался разум (онтологический и антропологический рационализм), поэтому основным способом улучшения жизни людей полагается распространение знаний, просвещение.

Мыслителей этого времени в первую очередь интересуют проблемы правильного, справедливого общественного устройства. Ж.Ж. Руссо развивает демократические идеи: власть должна исходить от народа и действовать в пользу народа, если она этого не делает, народ вправе расторгнуть «общественный договор» и свергнуть такую власть. Ш.Л. Монтескье поставил вопрос: как сделать, чтобы власть не превращалась в тиранию? И выдвинул идею: нужно разделить власть на три ветви, с тем, чтобы они ограничивали и контролировали друг друга.

На какие три ветви предложил Ш.Л. Монтескье разделить власть?

Английский философ Дж. Беркли главной задачей своей жизни считает борьбу с материализмом. Никакой материи нет, это выдумка. Реально существуют только наши ощущения, а различные их комбинации мы привыкли называть вещами. «Существовать – значит быть воспринимаемым». Но ведь восприятие людей всегда ограничено. Беркли находит выход: мир существует в восприятии вечного и вездесущего Бога. Тем самым он опирает свой субъективный идеализм на объективный.

Каких ученых 17-18 веков вы знаете? Опишите созданную ими картину мира.

Почему в эпоху Возрождения в мировоззрении господствовали искусство и гуманитарные науки, а в Новое время ведущая роль переходит к естественным наукам?

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Германия в конце 18-начале 19 века была самой отсталой страной Европы, полуфеодальной и раздробленной, но в ней в это время происходит интенсивное духовное развитие, осмысление и усвоение тех революционных изменений, которые происходят в соседних странах. Поэтому немецкая классическая философия стала одной из вершин мировой философии.

И. Кант совершил переворот в теории познания, поставив вопрос: как вообще возможен процесс познания, как он происходит. При этом он рассматривает познание как активный, творческий процесс, а не просто отражение мира в голове человека. Хотя проблемы познания и устройства мира очень важны, но не они должны стоять на первом плане – только нравственность делает человека человеком. Поэтому Кант уделяет большое внимание разработке проблем этики.

Г.В.Ф. Гегель создал грандиозную и последнюю в своем роде систему объективного идеализма. Первоначалом мира он считает Абсолютную идею, которая, стремясь развернуть свое содержание, воплощается в природу, а затем в человеческую историю со всеми ее достижениями. Главным признаком этого процесса Гегель считает развитие. Философ превращает диалектику в стройную и последовательную теорию, доказывая, что развивающийся мир можно изучить, только применяя законы и категории диалектики. При этом возникает противоречие метода и системы: согласно диалектическому методу процесс развития вечен и бесконечен, а в системе Абсолютная идея, развернув свое содержание, замыкается на саму себя и развитие прекращает.

Л. Фейербах отвергал диалектику и был метафизическим материалистом. Но в его учении тоже содержались ценные и интересные моменты. Он считал человека центральной философской проблемой, такое направление получило название «антропологический материализм». Большое внимание этот философ уделял изучению религии. Причиной ее появления он считал «обожествление» людьми своих нереализуемых надежд и желаний (на вечную жизнь, абсолютную справедливость, бесконечное добро и т.д.), которые воплощаются в образах богов и которым люди поклоняются. Религия понимается не как результат обмана, а скорее самообмана людей. Она трактуется как сложное социальное явления, имеющее как негативные, так и позитивные стороны. Как говорил сам Фейербах, он был «материалистом внизу, идеалистом вверху»: материалистически понимал природу, но главной причиной развития общества считал сознание людей.

В широком смысле слова классической называется вся философия с античной до немецкой классической включительно. Для нее характерны вера в разумное устройство мира, разумность человека (при этом считается, что хорошо жить людям мешают только бедность и невежество), исторический оптимизм.

В каком смысле употребляется слово «классическая»?

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

К середине 19 века европейское общество вступает в новую стадию своего развития. Капитализм развивается на своей собственной основе. Ожидаемых «свободы, равенства и братства» буржуазные революции не принесли, наоборот, царят конкуренция, анархия производства, жестокая эксплуатация трудящихся. Противоречия в обществе углубляются, а положение человека еще более шатко и неустойчиво, чем это было в предыдущую эпоху: при феодализме человек был членом общины, цеха, мог надеяться на помощь и защиту, а при капитализме «каждый за себя, один бог за всех». Изменившееся мироощущение отражается в философии. Нарастает иррационализм. Немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше считают мир проявлением слепой и беспощадной воли, Жизнь – это хаос, а все наши теории – иллюзии и самообман.

Как реакция на засилье гегелевского идеализма возникает вульгарный материализм. Его создали ученые- биологи и физиологи. Они вообще отрицали наличие идеального и все считали материальным, даже сознание.

Французский философ О. Конт стал родоначальником позитивизма. Он утверждал, что из философии нужно выбросить все неразрешимые проблемы (что первично, в чем смысл жизни и т.д.), она должна подобно науке заниматься анализом и систематизацией фактов. Это и будет позитивная (т.е. положительная) философия.

Но возникали и другие учения, которые стремились объяснить действительность на новом уровне и, в то же время, сохранить достижения рационализма, которые продолжали развивать линию гуманизма и оптимизма. К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм, новый этап в развитии материалистического направления, важнейшей чертой которого было признание саморазвития и активности материи. Важнейшей заслугой их учения была разработка материалистического понимания общественного развития. Домарксовский материализм был материализмом только наполовину, поскольку материалистически рассматривал только природу, а в объяснении общества прибегал к воле и сознанию людей как определяющему фактору. Маркс попытался найти в жизни людей материальное, объективное начало, которое независимо от их воли и сознания определяет весь строй их жизнедеятельности, таким началом он считал материальное производство. Тогда получается, что люди творят свою историю не произвольно, в ней есть объективные законы. Пытаясь вычленить эти законы на материале европейской истории, К. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций и на ее основе прогнозировал неизбежную смену капитализма коммунизмом.

ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА

Одним из важнейших факторов развития европейского общества является наука. Поэтому естественным выглядит формирование философского направления, которое стремится поставить философию на службу науке и саму философию сделать наукообразной. Таким направлением стал неопозитивизм . Еще в 19 веке французский философ О. Конт создал позитивизм, главной задачей которого провозгласил анализ и классификацию фактов. При этом предлагалось выбросить из философии «неразрешимые» проблемы смысла бытия, сущности человека и т.п. В 20 веке это направление продолжало развиваться. Английский математик, логик и философ Б. Рассел и австрийский философ Л. Витгенштейн задачей философии провозгласили логический анализ научных высказываний, а позднее расширили ее до анализа языка не только науки, но и обыденного мышления. Данное направление, разбившись на множество школ и учений, ныне существует под названием «аналитическая философия» и особенно широко распространено в англоязычных странах. Оно действительно во многом способствовало развитию науки и решению многих ее проблем, например искусственного интеллекта, машинного языка и т.д.

С другой стороны мировоззрение 20 века отмечено напряженным интересом к проблемам человека, ведь надежды мыслителей эпохи Просвещения на то, что человек разумное существо и, будучи избавлен от невежества и нищеты, станет жить справедливо и счастливо, не оправдались (стоит только вспомнить две мировые войны).

Экзистенциализм (от лат. «экзистенция»- существование) считает, что традиционная философия неоправданно много занималась абстрактными проблемами мироздания, тогда как нужно изучать повседневную жизнь людей. Научные методы здесь недостаточны, так как понять жизнь человека можно только изнутри, прочувствовав, пережив ее. К этому направлению принадлежали французские философы Ж.П. Сартр, А. Камю, немецкие М. Хайдеггер, К. Ясперс.

Австрийский психолог и психиатр З. Фрейд стал родоначальником нового направления в антропологических исследованиях. Он открыл, что наряду с рациональным началом в человеке существует бессознательное, в основе которого лежит влечение к наслаждению и к разрушению. Именно это начало, неосознаваемое и поэтому «невидимое» для человека, руководит его жизнью.

В мировоззрении 20 века можно наблюдать две крайние позиции по отношению к науке. Сциентизм – направление, которое считает науку способом решения всех проблем, безоглядно доверяет ей. Антисциентизм – направление, которое считает науку враждебной человеку и обществу, опасной.

Почему в философии 20 века так обостряется интерес к человеку? Чем это вызвано?

Можно ли привести доводы, на которые опираются сциентизм и антисциентизм?

В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящее время).

Классическая философия - это европейская философская традиция от античности до Г. Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления .

Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм).

Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Две эпохи в развитии европейской философии существенным образом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшествующей философской традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение философии с другими типами знания, и характер проблемного поля.

Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка.

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму, интенсифицирует интерес к «человеку-в-мире», обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

Развитие постклассической философии осуществляется в рамках трех основных стратегий: социально-критической, экзистенциально-феноменологической и аналитической. Каждая из них по-своему преодолевает установки классического философствования. Так, экзистенциально-феноменологическая стратегия отвергает объективизм предшествующей философской традиции. Для аналитической стратегии актуальной становится критика субстанциализма философской классики. Социально-критическая стратегия сосредоточивает свои усилия на преодолении созерцательности классической философии.

Разнообразие философских школ, принадлежащих к названным стратегиям, во многом знаменует собой плюрализм современной философской мысли. В то же время различные течения постклассической философии, как и философской классики, объединяет рефлексивность, проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет (эксплицирует) и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Философское познание и в новую историческую эпоху выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие.

21. Критика философской классики и иррационалистическая философия в творчестве а. Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Шопенгауэр , который, как и Фейербах, был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Г. Гегеля. Но он не принял и фейербаховской концепции. Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды).

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Это уже не было бессознательное в кантовском понимании, когда бессознательное действовало «рука об руку» с рассудком и могло быть осознано разумом в своей структуре, это уже было бессознательное как универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным методам исследования.

Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект - это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима.

Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны, стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой - он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на «посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный момент человеческой психики - метафизическую первоволю. Реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир - только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Если идея рациональной причины мира была естественна для европейского сознания, то идея волевого первоимпульса, не подвластного никаким рациональным, этическим и даже эстетическим ограничениям, была для Европы инородным явлением. Не случайно сам Шопенгауэр признавал, что в числе стимулировавших его мысль источников одно из первых мест занимали буддийские представления о майе и нирване.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Однако Шопенгауэр превратил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра - абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция - это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли; научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.

В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящее время).

Классическая философия - это европейская философская традиция от античности до Г. Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления .

Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм).

Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Две эпохи в развитии европейской философии существенным образом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшествующей философской традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение философии с другими типами знания, и характер проблемного поля.

Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка.

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму, интенсифицирует интерес к «человеку-в-мире», обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

Развитие постклассической философии осуществляется в рамках трех основных стратегий: социально-критической, экзистенциально-феноменологической и аналитической. Каждая из них по-своему преодолевает установки классического философствования. Так, экзистенциально-феноменологическая стратегия отвергает объективизм предшествующей философской традиции. Для аналитической стратегии актуальной становится критика субстанциализма философской классики. Социально-критическая стратегия сосредоточивает свои усилия на преодолении созерцательности классической философии.

Разнообразие философских школ, принадлежащих к названным стратегиям, во многом знаменует собой плюрализм современной философской мысли. В то же время различные течения постклассической философии, как и философской классики, объединяет рефлексивность, проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет (эксплицирует) и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Философское познание и в новую историческую эпоху выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие.

Критика философской классики и иррационалистическая философия в творчестве А. Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Шопенгауэр , который, как и Фейербах, был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Г. Гегеля. Но он не принял и фейербаховской концепции. Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды).

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Это уже не было бессознательное в кантовском понимании, когда бессознательное действовало «рука об руку» с рассудком и могло быть осознано разумом в своей структуре, это уже было бессознательное как универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным методам исследования.

Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект - это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима.

Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны, стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой - он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на «посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный момент человеческой психики - метафизическую первоволю. Реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир - только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Если идея рациональной причины мира была естественна для европейского сознания, то идея волевого первоимпульса, не подвластного никаким рациональным, этическим и даже эстетическим ограничениям, была для Европы инородным явлением. Не случайно сам Шопенгауэр признавал, что в числе стимулировавших его мысль источников одно из первых мест занимали буддийские представления о майе и нирване.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Однако Шопенгауэр превратил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра - абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция - это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли; научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.

Философская жизнь Ф. Ницше

Ницше (1844-1900) – немецкий философ, поэт. Язык его философии - язык символов. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни . В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление - метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове - своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Ницше - философ оболганный, запрещенный. Многие сегодня считают Ницше предшественником фашизма. Томас Манн сказал: <Не фашизм - создание Ницше, а Ницше - создание фашизма>. Ницше предвидел создание фашизма, наступление тоталитарного общества и критиковал такую демократию, которая может привести к фашизму.

Плохую услугу восприятию философии Ницше оказала его сестра, которая руководила архивом (Н) после его смерти. В 1934 г архив (Н) посещает Гитлер и беседует с его 90-летней сестрой. Это оказало еще большее влияние на отождествление философии (Н) и фашизма. А Гитлер стал восприниматься как <сверхчеловек Ницше>. Основные идеи нацистской идеологии - пангерманизм, антисемитизм и славянофобия.

НИЦШЕ рассматривал следующие аспекты европейской культуры: дионисийский и аполлоновский. Дионис - бог войны и виноделия в Др.Греции. Дионисийское начало сравнивается с опьянением, которое пробуждает душу, когда человек сливается с природой и близок к глубинам истокам жизни. Аполлон - греческий бог света, солнца, гармонии, искусства. Аполлон - эстетическое и этическое божество. Суть аполлоновского начала - познай самого себя и сторонись чрезмерного. Культура должна быть гармоническим сочетанием этих двух начал. (Н) считает, что европейская культура не смогла осуществить этот идеал. Жизнь (Н) понимает, как всякое движение, становление. Всякому живому присуща тяга к самоутверждению, подчинению себе чужой воли. Основа всего сущего - воля к власти. Она утверждает власть сильных над слабыми. (Н) выступает против уравнительности всех. (Н) пытается переоценивать ценности, особенно христианские. Мораль и идеология христианства - мораль рабов. Был один только христианин, и он умер на кресте. Ницше раскрывает противоречие между учением Иисуса и христианской церковью. Церковь - это единство тварей и творца. Сверхчеловек (Н) - саморазрушение твари в человеке ради созидания творца. Человек должен постоянно побеждать раба в себе. (Н) считал своим антиподом Сократа. (Н) назвал себя однажды <философом неприятных истин>. Мы должны освободиться от морали, чтобы жить морально.