Как проверить экспорт при возмещении ндс. Сроки подтверждения нулевой ставки

Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.


1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.

Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.

В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:

  • фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
  • представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.

Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:

  • уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
  • соблюдение мер экономической политики;
  • вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.

2. Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.

С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.

Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/502@ со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.

3. Документы, подтверждающие реальный экспорт

Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:

  1. Контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (подп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
  2. Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке (подп.2 п.1 ст.165 НК РФ).
  3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) (подп.3 п.1 ст.165 НК РФ). На грузовой таможенной декларации должны быть две отметки:
    1. Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.
    2. Российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
    Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории России производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации следующих лиц (далее - заявители):
    1. декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    2. российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
    3. лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
    4. лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
    Подтверждение производится при представлении заявителем следующих документов:
    1. письменного заявления, подписанного руководителем организации заявителя, ее главным бухгалтером и заверенного печатью организации (если заявителем является индивидуальный предприниматель, заявление подписывает указанное лицо и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), с просьбой о подтверждении вывоза товаров и с обязательным указанием:
      • наименования таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
      • наименования и количества товаров;
      • номера грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации, содержащей сведения о товарах и дату окончания его таможенного оформления;
      • наименования пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный переход);
      • месяца и года фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации;
      • сведений о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар доставлен в пункт пропуска через государственную границу Российской Фе-дерации, а также на которых он фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации;
    2. экземпляра таможенной декларации, возвращенной декларанту после таможенного оформления товаров, или ее копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
    3. копии договора заявителя на оказание работ (услуг), заверенной печатью организации - налогоплательщика (подписанного индивидуальным предпринимателем) (для заявителей, реализующих работы (услуги);
    4. экземпляра транспортного и/или товаросопроводительного документа (или его копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (прилагается по желанию заявителя);
    5. почтового конверта с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (в случае обращения по почте).
  4. Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (подп.4 п.1 ст.165 НК РФ). К транспортным документам относятся транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие факт заключения договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров. Анализ состава названных документов свидетельствует о том, что их представление призвано решить две задачи:
    1. подтвердить факт вывоза товара на условиях экспорта согласно условиям действующего контракта (ГТД , транспортные документы).
    2. подтвердить факт поступления валютной выручки за экспортированные товары (выписка банка).
    В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.
  5. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации. (подп.4 п.2 ст.165 НК РФ).

При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
  3. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.

Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:

  1. Налоговые вычеты по товарам, облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.
  2. Если 181-й день с момента выпуска товаров в таможенном режиме экспорта региональными таможенными органами и день получения последнего документа из комплекта документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим Еперациям.
  3. С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.
  4. Подтверждение права на применение нулевой ставки не влечет за собой корректировки ранее сданных деклараций в отношении суммы налога, начисленного ранее не по нулевой ставке с суммы полученного аванса и со стоимости реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.

Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.

Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:

  • имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
  • все ли необходимые документы имеются в наличии;
  • правильно ли оформлены все документы по проведению экспортных операций;
  • соответствуют ли сведения, указанные в паспорте сделки, условиям контракта, правильно ли заполнена грузовая таможенная декларация ;
  • полноту поступления валютной выручки и своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
  • правильность оформления операции по экспорту товаров (работ, услуг);
  • правильность оформления операций по экспорту товаров через посредника;
  • правильность определения налоговой базы по НДС.

Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.

Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534@.

В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. предприятия, производящие собственную продукцию:
    • поставляют в страны дальнего зарубежья (в том числе по договорам комиссии, поручения) продукцию собственного производства (традиционные энергоносители, металл, лес, бумагу, а также продукцию, производимую военно-промышленными и авиационно-промышленными предприятиями);
    • работают не менее 3-х лет на внешнеэкономическом рынке;
    • не имеют существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдают стабильность номенклатуры экспортируемой продукции;
    • имеют собственные основные средства производственного назначения;
    • работают с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.
  2. Кроме того, к традиционным экспертам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. При этом они должны:
    • иметь объемы экспортных поставок в размере не менее 100 000 долларов США в месяц;
    • работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет;
    • не иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдать стабильность номенклатуры поставляемой на экспорт продукции;
    • закупать продукцию для последующей реализации на экспорт у постоянных российских поставщиков;
    • поставлять продукцию постоянным иностранным покупателяЕ;
    • не использовать в качестве оплаты поставщикам кредиты иностранных банков.

5. Возможное изменение порядка возмещения НДС

В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.

Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.

Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.

Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.

Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.

В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.

Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:

"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".

Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:

"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".

В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.

6. Проблемы возврата НДС экспортерам в России

Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.

Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.

Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.

Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .

Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).

Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.

Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.

Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.

Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .

Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.

Приложение

Примеры по рассмотренной теме

Пример 1

ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.

Пример 2

Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.

Пример 3

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

Пример 4

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Пример 5

ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.

Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.

Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.

Пример 6

ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация

Как известно, ставка НДС при экспорте товаров (вывозе за пределы РФ) составляет 0%, если в течение 180 дней собран необходимый пакет подтверждающих документов (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. п. 2, 3 Протокола о взимании косвенных налогов (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе)). Если документы для подтверждения НДС при экспорте не собраны, то ставка составляет 18% на дату отгрузки.

При этом, и в том и в другом случае экспортер имеет право на вычеты «входного» НДС по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортной отгрузке (п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ). Ранее налоговый вычет НДС при экспорте заявлялся в особом порядке - на момент определения налоговой базы. То есть на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, либо в периоде отгрузки, если пакет не собран в срок.

Таким образом, вычет НДС откладывался на длительный период после принятия к учету товаров (работ, услуг), предназначенных для экспортной операции. Данное правило ставило экспортеров в неравное положение по сравнению с копаниями, реализующими товары на внутреннем рынке по ставкам 18% (10%).

Что изменилось с 1 июля 2016?

С 1 июля 2016 г., благодаря Закону от 30 мая 2016 г. N 150-ФЗ, ситуация с экспортным вычетом изменилась.

В пункте 3 статьи 172 НК РФ появился новый абзац, благодаря которому норма об особом порядке экспортного вычета, не будет распространяться на операции по реализации товаров, указанных в подпунктах 1 и 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

То есть входной НДС, относящийся к экспортной поставке товаров, перечисленных в вышеуказанных подпунктах, теперь принимается к вычету в общем порядке - на дату принятия к учету товаров, работ, услуг. Законом № 150-ФЗ определено, что данное правило действует только в отношении товаров (работ, услуг), принятых к учету после 1 июля 2016 г.

Напомним, что в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ речь идет о реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России, банкам. Те лица, которые могут быть признаны субъектами добычи и производства драгоценных металлов в соответствии со специальным законодательством о недрах, драгкамнях и драгметаллах, то есть, прежде всего, имеющие лицензию на право пользования участками недр (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Но большинство товаров, получивших право на ускоренный налоговый вычет, относятся к подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, то есть реализуют товары, вывезенные в таможенной процедуре экспорта, а также товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Итак, с 1 июля 2016 года при реализации товаров, перечисленных в подпунктах 1 и 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для вычета сумм входного НДС не надо ожидать, когда будет собран (не собран) пакет документов и наступит момент определения налоговой базы. Вычеты по товарам (работам, услугам), использованным для экспортной операции, производятся в общем порядке: при наличии счета-фактуры поставщика и принятии товаров, работ, услуг на учет. К тому же экспортерам товаров, перечисленных в подпунктах 1 и 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ теперь не надо в учетной политике закреплять правила раздельного учета «входного» НДС при экспорте товаров (изменен пункт 10 статьи 165 НК РФ).

Исключением из нового правила являются сырьевые товары, вывезенные в режиме экспорта, либо помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Для них сохраняется прежний порядок: входной НДС принимается к вычету в момент определения налоговой базы.

Понятие сырьевых товаров дано в пункте 10 статьи 165 НК РФ. Это минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. В этом же пункте сказано, что коды видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС определяются Правительством РФ.

Данный перечень пока не утвержден. Однако, если он и будет утвержден в ближайшее время, то в силу статьи 5 НК РФ вступит в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, то есть не ранее 1 октября. Поэтому перечень в любом случае в 3 квартале применяться не будет.

Что делать экспортеру? Пока данный перечень Правительством не утвержден, можно воспользоваться единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54). В частности, разделами 5 (минеральные продукты), 6 (продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности), 9, группа 44 (древесина и изделия из нее, древесный уголь), 14 (жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы), 15 (недрагоценные металлы и изделия из них).

Если товары приняты к учету до 1 июля 2016 г.

Повторимся, все вышеназванные поправки относятся только к тем товарам (работам, услугам), которые будут приняты на учет, начиная с 1 июля 2016г., соответственно, и к тем экспортным операциям, которые будут совершены, начиная с названной даты (пункт 2 статьи 2 Закона N 150-ФЗ).

То есть вычет товаров (работ, услуг), принятых к учету с 1 июля и предназначенных для экспортной отгрузки несырьевых товаров, с 3 квартала 2016 года будет отражаться по общим правилам в Разделе 3 налоговой декларации по НДС. Однако, если товары (работы, услуги) приняты на учет до 1 июля 2016 года, в отношении них по-прежнему нужно вести раздельный бухгалтерский учет входного НДС при экспорте и заявлять налоговый вычет в «старом» порядке: либо в периоде, когда собран пакет, либо на дату отгрузки, если пакет не собран.

Например, приобрели и приняли к учету товары в июне. Во 2 квартале приняли НДС к вычету, поскольку полагали, что товар будет реализован на внутреннем рынке. Но товар внутри страны так и не был продан, а в августе был отгружен на экспорт. Полагаем, что в данной ситуации в периоде отгрузки товара на экспорт НДС нужно восстановить к уплате в бюджет, а принять к вычету уже в периоде, когда будет собран пакет документов.

НДС при экспорте товаров в ЕАЭС

Правила уплаты НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия) закреплены в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014г.). Согласно пункту 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена на территорию другого государства - члена ЕАЭС экспортер имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, предусмотренном законодательством своего государства.

Таким образом, в отношении налоговых вычетов при экспорте товаров в страны ЕАЭС применяются те же правила НК РФ, что и в отношении экспорта в иные страны.

Кроме того, для экспортеров в страны ЕАЭС с 1 июля 2016г. действуют поправки в статью 169 НК РФ.

Напомним, в подпункте 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести книги покупок и продаж при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС. Счета-фактуры не составляются при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ.

Однако с 1 июля 2016г. Законом № 150-ФЗ данное правило дополнено подпунктом 1.1 - если освобожденный от налогообложения товар вывозится за пределы территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС счета-фактуры экспортеру составлять нужно.

Обратите внимание, новая норма применяется только при реализации товаров. Если налогоплательщик реализует контрагенту из ЕАЭС работы или услуги, освобожденные от налогообложения, то счета-фактуры не выставляются

Кроме того, с 1 июля 2016г. в счет-фактуру, выставляемый в адрес покупателя товаров из ЕАЭС, добавили новый реквизит - код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (был дополнен пункт 5 статьи 169 НК РФ).

Таким образом, при вывозе любого товара за пределы территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС в счете-фактуре необходимо будет указывать соответствующий код вида товара. Правда, специальной графы для данного реквизита в счете-фактуре нет, будем ждать изменений в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Пока, полагаем, код можно указать в строке «Наименование товара».

Этот реквизит нужен налоговым органам для контроля за экспортными вычетами, чтобы определить какие именно товары отгружаются в ЕАЭС (сырьевые или нет).

Таким образом, с 1 июля 2016г. экспортеры несырьевых товаров смогут получить вычет НДС в ускоренном порядке. К ним больше не применяется правило о раздельном учете входного НДС. Новый порядок применяется только при реализации товаров на экспорт, в т.ч. в страны ЕАЭС. В отношении работ, услуг (в частности, международной перевозки), облагаемых НДС по ставке 0%, ничего не изменилось.

Расчет и оплата НДС при экспорте в 2019 году - эти алгоритмы практически полностью переведены в электронную форму. Налогоплательщикам не нужно сдавать бумажные копии многочисленных документов, достаточно предоставить электронные декларации и реестры. Но главное - желающие вообще могут отказаться от применения нулевой ставки.

НДС при экспорте товаров

Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151 , п. 1 ст. 164 , п. 1 ст. 165 , п. 9 ст. 167 Налогового кодекса России . При этом в качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0 %». Перечни документов, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в НК РФ (ст. 165). Подтверждающие документы при экспорте для НДС могут быть предоставлены в электронном формате, обоснованность положений закреплена в Приказе ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 .

В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6: если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации, иначе — лист 6 декларации; лист 5 используется редко. При этом в бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК, — по каждому из них должен быть свой регистр учета.

Экспорт в Казахстан, Белоруссию и Армению учитывается отдельно; налог в 0 % подтверждается не так, как в прочие страны. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС. Пока же необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.

Ставка НДС при экспорте

Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0 % (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: являются его плательщиками, должны сдавать декларации, имеют право на вычет входящих сумм. Для того чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ :

  • оригиналом или копией внешнеторгового контракта,
  • таможенной декларацией,
  • копиями транспортных и товаросопроводительных справок.

Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ :

  • экспорт;
  • таможенный склад для вывоза;
  • свободную таможенную зону;
  • реэкспорт;
  • вывоз припасов.

С 2018 года нулевая ставка налога на добавленную стоимость при экспорте стала не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу при экспорте. Такой отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычной ставке.

Обратите внимание, что отказаться от нулевой ставки при экспорте в ЕАЭС вы не можете. Так как положения договора о ЕАЭС, а именно обоснования п. 3 данного протокола не предусматривают такой возможности для налогоплательщиков (п. 1 ст. 7 НК РФ ).

Общий срок отказа — не менее чем на год. Плательщикам это право необходимо, если они хотят принимать налог к вычету, выставленный по ставкам 20 % или 10 % теми поставщиками, которые, имея право на нулевую ставку, не хотят ее подтверждать, выделяя в результате в счетах-фактурах обычный налог. Ведь для применения этой льготы фирма должна собирать документы для ее подтверждения и предоставлять в ФНС.

В прошлые периоды налоговики обращали пристальное внимание на тех, кто регулярно «забывает» собрать нужные документы. Поэтому организации хитрили и проводили часть операций по обычной ставке 10 % или 20 % (18 % до 2019 г.), и хотя бы что-то оформляли под 0 %. Теперь прибегать к таким сложностям не нужно.

Налоговая база НДС при экспорте

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт определяется как стоимость товаров по условиям заключенных договоров (п. 1 ст. 154 НК РФ ).

Обратите внимание, что налоговую базу по НДС следует определять исключительно в российских рублях. Если же договор заключен в иностранной валюте, то произведите пересчет по официальному курсу рубля по данным Центробанка России на дату отгрузки товара.

А вот момент определения налоговой базы по НДС по экспортной операции напрямую зависит от того, когда вы собрали пакет документов. Отметим, что при экспорте товаров в ЕАЭС определение налоговой базы проводится в следующем порядке:

  1. Если документы и подтверждения подготовлены в течение 180 дней с момента определения товара под таможенную процедуру экспорта, то налоговую базу определите последним днем отчетного квартала, в котором были собраны документы, и включите сведения в декларацию.
  2. Если же документы и подтверждения были собраны после 180 дней, то налоговую базу определите на момент отгрузки.

При экспорте товаров ЕАЭС учитывайте, что момент определения нал. базы зависит от времени подтверждения нулевой ставки. Вместе с тем 180-дневный срок следует определять с момента осуществления отгрузки. А вот НДС по ставке 0 % с аванса начислять и уплачивать не требуется, по общим правилам.

Налогоплательщик в своей работе должен обеспечить раздельный учет при регистрации операций разного характера. Например, при экспорте сырьевых товаров и несырьевых товаров, а также при выпуске продукции для продажи на территории РФ. Способы ведения раздельного учета должны найти место в учетной политике субъекта.

Вычет, возврат или возмещение НДС при экспорте

В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:

  • вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
  • возмещение — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.

Уплата налогов вполне может привести к ситуации, если из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:

  1. Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
  2. Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев (ст. 88). Она может запросить дополнительные документы, например копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
  3. Затем она же в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
  4. Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.

Подтверждение 0-ой ставки НДС при экспорте

При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:

  1. Договором, согласно которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
  2. Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
  3. Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).

При экспорте в другие государства нулевой НДС подтверждается:

  1. Договором или другими документами по сделке, если договора нет (например, офертой и акцептом).
  2. Копией таможенной декларации или электронным реестром; по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр.
  3. Копиями транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронным реестром.

Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не нужно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая их потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.

Обратите внимание, если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10 % или 20 %.

Прежде чем осуществлять операции по экспорту надлежит изучить учет НДС, его ставки, виды и особенности исчисления. В нашей статье вы найдете ответы на вопросы о налоговых преференциях при экспорте в 2018 году, оформлению проводок и декларированию данных операций.

НДС при экспорте товаров

Начнем с того, что для осуществления экспортных операций в законодательстве РФ предусмотрена ставка НДС 0%. Что именно нужно делать, чтобы применять данную ставку:

  • Вывозить товары в страну по таможенной экспортной процедуре;
  • Вывоз при условии, что товар перемещен в особую экономическую зону СЭЗ;
  • Оказывать услуги международных перевозок товаров.

Под таможенной процедурой следует понимать перемещение товаров за границы страны, оплату необходимых пошлин на таможне, соблюдать правила перемещения (требования и запрет на вывоз отдельных видов товаров), представлять документы, сертификаты, которые раскрывают информацию о происхождении товаров, предназначенных для экспорта.

Товары, перемещаемые в СЭЗ, разрешается складировать, хранить, отдавать в переработку на производство, отправлять в ремонт, осуществлять прочие действия по погрузке/разгрузке для дальнейшей транспортировки в пункт назначения.

Важно! Не нужно забывать о том, что основным подтверждением экспортной операции остается таможенная декларация, контракт на поставку товаров иностранным партнерам. Более подробно об этом расскажет ст. 165НК.

Момент определения налоговой базы по НДС при экспорте

Момент определения базы по НДС в экспортных операциях зависит от наличия пакета таможенной документации по сделке. Для экспортных сделок срок сбора документации установлен до 180 дней. Если фирма уложилась в этот срок, начисление НДС по ставке 0% происходит в последний день того квартала, когда пакет документов был передан в ФНС.

Если на протяжении 180 дней после проведения таможенный операции документы не собраны, то фирме придется начислить НДС по реализации товаров в обычном порядке той датой, которой были переданы товары иностранному покупателю.

В дальнейшем судьба НДС зависит от сроков, в которые осуществлена сделка. Если НДС уплачен по обычной ставке, но документы были собраны с опозданием, то оплаченный налог до 01 июля 2016 года можно вернуть. Если сделка совершалась после 01 июля 2016 года, сумма налога принимается к вычету в периоде, когда пакет по экспортной сделке был собран или в течение последующих трех лет.

Данное условие применяется к сделкам с покупателями, находящимися в Таможенном союзе. Исключение составляет один момент: сделка по неподтвержденному экспорту осуществлялась с привлечением железнодорожного транспорта (доставка), то налоговая база по реализации признается на дату отгрузки товаров.

НДС при экспорте в Беларусь

В случае поставок товаров в страны Таможенного союза день, когда переходят права собственности к покупателю, не зависит от определения налоговой базы по НДС. Если экспортная сделка не подтверждена документально, то НДС требуется начислить и оплатить на дату отгрузки товаров.

При экспортной поставке допускается составление УПД вместо счета-фактуры. В документах указывается нулевая ставка налога. В случае поставки в страны ТС, подтверждение (пакет документов) требуется передать в ФНС до окончания 180 дня с даты отгрузки покупателю.

Основными документами, которые подтвердят факт экспортной сделки, являются:

  • Контракт на поставку;
  • Товарно-транспортные документы;
  • Накладные на товар (отгрузка), УПД, счет-фактура;
  • Заявление на ввоз и уплату косвенных налогов;
  • Декларация по экспортной сделке.

Подобные сделки регулируются соглашением между Россией и странами союза, принятым в 2010 году. В соответствии с протоколами, утвержденными соглашением, декларацию по НДС следует подать в том квартале, когда собраны и представлены в ФНС документы, дающие право на применение нулевой ставки по экспортному налогу.

Налоговые вычеты по НДС при экспорте

Плательщикам НДС правовыми нормами п. 1 ст. 171НК предусмотрены налоговые вычеты, которые уменьшают исчисленную налоговую базу по операциям, облагаемым налогом. При этом должны соблюдаться некоторые условия:

  • Товар (услуга или работа) куплена для операций, которые облагаются НДС;
  • Товар (услуга или работа) принимается к учету;
  • Имеется счет-фактура, составленная по требованиям ст. 169, 172НК.

Итак, вычеты признаются и учитываются в декларации в тот период, когда происходила операция и на дату сформированной счета-фактуры.
Для экспортных сделок применяются особые требования, которые приняты законодательством с 01.07.2016 года. В отношении входного НДС по сделкам связанным с сырьевым экспортом принято правило определения налоговой базы по НДС, если реализовано сырье на экспорт датой исчисления налога будет конечная дата квартала. В остальном (если сделка не сырьевая) ожидать конца квартала для начисления налога, а также принять входной налог к вычету не нужно.

Восстановление вычетов НДС при экспорте

Восстановление суммы НДС происходит в том объеме, в котором принимались к вычету ранее. Выполняется операция по восстановлению налога в том периоде, когда совершалась операция реализация с нулевой % ставкой налога НДС. До 31.12.2014 года действует правило, которое обязывает восстанавливать НДС, если товары или услуги (ОС или НМА, прочие имущественные права) используются в реализации (по п. 1 ст. 164НК). Под этой нормой принимается операция с применением нулевой ставки НДС и действует с 01.10.2011 года.

Начиная с 01 января 2015 года, восстанавливать суммы НДС в таких случаях не следует. И если, в дальнейшем, товары или объекты имущества находят применение в операциях по реализации со ставкой 0%, не требуется. Речь идет о суммах налога, которые принимались к вычету на основании полученных счетов-фактур, отражались в декларации того квартала, когда принимались к учету товары или услуги.

Процесс по восстановлению сумм налога заключается в следующем. Принятый к вычету ранее налог, который оприходован на основании счетов-фактур, отражается в .

Методы учета раздельного НДС при экспорте

Если фирма работает на внутреннем и внешнем рынке, продает продукцию, тут потребуется вести операции по экспорту и прочие продажи раздельно. Согласно последним изменениям законодательства, начиная с 01.01.2016 года, фирмам разрешено принимать налог к учету упрощенным способом, и не дожидаться момента, когда можно определять налоговую базу на основании п. 3 ст. 172НК.

Но, компаниям – экспортерам сырья, по-прежнему требуется соблюдать правило ст. 167НК и определять налоговую базу по НДС в обычном порядке. Это значит, что сырьевикам требуется готовить полный пакет документов, которые подтвердят право на применение льготной нулевой ставки НДС. Для четкого представления кто же является экспортером сырья, в нормативно-правовой базе содержится следующее. Сырьевым товаром признается:

  • Древесный уголь, древесина;
  • Драгоценные, полудрагоценные камни (к примеру, жемчуг);
  • Прочие минеральные товары/сырье.

Подробный перечень определяет правительство РФ в абз. 3 п. 10 ст. 165НК, где перечислены коды видов сырья для внешнеэкономической деятельности российской фирмы.

Если внешние торговые операции компании не носят постоянный характер, то НПА ст. 170НК дает возможность не применять раздельный учет в тех периодах, в которых совокупная доля расходов на производство и реализацию без НДС не превысили долю расходов по операциям с основной ставкой налога.

Налог на добавленную стоимость - важнейшая составляющая для государственной казны. Его отчисляет предприниматель, но фактически взнос оплачивает обычный потребитель, когда покупает товары. И чтобы уменьшить нагрузку на плательщика, принято несколько изменений в этом виде налогообложения.

Кто теперь не платит НДС

С текущего года ряды «льготников» значительно пополнились. Ставкой НДС в 0% теперь наделены:

  • компании, предоставляющие сотовую и мобильную связь;
  • участники сделок по купле-продаже земли;
  • услуги аэропортов (навигационные и ремонтные);
  • перевозки по воздуху в Калининградской области;
  • сделки, совершенные по системе Tax Free;
  • перевозчики экспортных товаров посредством железнодорожного транспорта;
  • выпуск облигаций, ценных бумаг и акций.

Важно! Право на получение стопроцентной льготы по НДС нужно доказать. Если сделать этого не получится, то придется платить по 18% за всех контрагентов.

НДС при экспорте товаров

Ввиду тесного сотрудничества многих российских предпринимателей со странами ближнего и дальнего зарубежья, интерес к оплате и возврату НДС при экспорте товаров в 2018 году особый. Право на получение 100% льготы теперь имеют следующие виды деятельности:

  • международная перевозка продукции;
  • транспортировка нефти через трубопровод;
  • продажа газа;
  • услуги национальной электросети;
  • переработка товаров которая осуществляется на территории таможни;
  • предоставление контейнеров и составов для ж/д перевозок;
  • предоставление услуг водного транспорта.

Важно! Сумма налога на добавленную стоимость тщательно проверяется в момент прохождения таможенного контроля. Поэтому очень важно тщательно ее просчитывать.

Порядок получения льготной ставки

Для того чтобы возместить уплаченную сумму по НДС при осуществлении экспорта продукции, потребуется собрать такой пакет документов:

  • соответствующее заявление;
  • договор с иностранным партнером;
  • декларация;
  • выписка из банка, подтверждающая переводы за границу;
  • сопроводительные документы по товару;
  • договор с посредником, если таковой имеется.

В распоряжении у предпринимателя будет 6 месяцев с момента пересечения грузом границы. Процесс сбора документов не быстрый, поэтому не стоит откладывать его в «долгий ящик». Как только все бумаги будут собраны, их следует отнести в налоговую по месту регистрации компании. Особенно важно своевременно подать заявление.

Стоит быть готовым к бюрократическим тяжбам, которые могут существенно увеличить время на сбор нужных бумаг. Некоторым предпринимателям так и не удается пройти этот барьер, и в результате приходится отстаивать свое право на возмещение налога через суд.

После того, как налоговая получает документы, назначается дата камеральной проверки. Ее продолжительность составляет три месяца. Именно от того, как пройдёт бизнесмен «камералку», будет зависеть судьба вычета. Если вскроется сокрытие доходов или будут предоставлены не все документы, то о возмещении можно будет забыть. Или придется ждать дополнительно месяц, пока налоговики рассмотрят запоздалое заявление на вычет, поданное предпринимателем после прохождения аудита. Если все хорошо, то в течение семи рабочих дней после камеральной сверки принимается решение о возврате 18% НДС. Алгоритм возврата налога на добавленную стоимость выглядит так:

  1. Налоговый орган направляет письмо в казначейство по округу.
  2. В течение 5 дней (рабочих) переводится уплаченная ранее сумма НДС на расчетный счет организации.
    По желанию налогоплательщика деньги могут не переводиться, а быть зачтены в счет будущих налоговых платежей.

Важно! При условии своевременной подачи заявки на возврат уплаченных 18% у налоговой службы будет 12 дней. Отсчет начнется после завершения аудита. После истечения срока на сумму начнут начисляться проценты.

Как получить вычет быстрее

Существует ускоренная процедура возврата налога при вывозе за границу товаров. Ключевым ее моментом является досрочное завершение камеральной сверки – через два месяца. На эту государственную услугу могут рассчитывать лишь те организации, которые имеют низкий или средний уровень налогового риска (его определяет Система управления рисками). Также компания обязана соответствовать одному из требований:

  1. Заявленная для компенсации сумма НДС не должна быть больше совокупной суммы налогов (налог на прибыль и НДС), а также акцизов и НДПИ, которые были уплачены за 3 прошлых года.
  2. Доля операций с контрагентами, имеющими низкий уровень риска, должна составлять не менее 90%.

Несмотря на то, что 2018 год обозначился существенным послаблением в плане налогообложения для ряда предпринимателей, впереди грядет череда увеличения налоговых ставок. По мнению многих экспертов НДС уже в следующем году поднимется до 22%, а НДФЛ до 15%.

Возврат НДС: когда это возможно

Любые внешнеэкономические контакты с зарубежным партнерами сопряжены с экспортом товаров за пределы страны. Вывоз товаров за пределы страны и распространение их на зарубежных рынках очень выгодно для государства. Основной момент – наполнение валютой платежного баланса. По этой причине Россия активно поддерживает экспортную политику и поддерживает предпринимателей.

Налоговое законодательство предусматривает существенную льготу – нулевую ставку НДС. В этом случае выгода для экспортеров еще больше.

Экспорт НДС 2018 по нулевой ставке возможен в таких случаях:

  • Международная перевозка товаров.
  • Поставка нефти трубопроводным транспортом.
  • Поставка газа.
  • Услуги национальной электросетью.
  • При переработке товаров на таможенной территории.
  • Услуг по предоставлению ж/д составов и контейнеров.
  • Услуги водного транспорта для перевозок, в случае вывоза за пределы таможенной территории.
  • Ряд других случаев.

Воспользоваться нулевой ставкой можно только в отведенные законом сроки. Для подтверждения права на такую налоговую льготу предпринимателю требуется предоставить определенный набор документов. Не всегда это легко, ведь бюрократические трудности никто не отменял.

Требуемые документы

Нулевая ставка НДС при экспорте применяется в случае подачи полного пакета документов. Среди них:

  1. Контракт с иностранным партнером. Нужна копия, на которой четко различаются подписи обоих сторон. В отдельных случаях документ может иметь иную форму, что определена законом.
  2. Декларация – в бумажном или электронном виде. В ней обязательно содержится отметка таможенного органа о выпуске товара и фактическом пересечении ним границы.
  3. Выписка из банковского счета, что подтверждает перечисления соответствующей суммы, согласно контракту.
  4. Транспортные или товаросопроводительные, другие документы, на которых есть отметка таможенных органов касательно убытия и перемещения товара.
  5. Договор с посредником, если товар поставлялся с помощью такой организации.

Сроки подачи декларации для нулевого НДС при экспорте – 6 месяцев с момента пересечения товаром границы. Данный пакет предоставляется в налоговую инспекцию по месту регистрации.

По закону требуется указанный пакет, но инспектора налоговой часто требуют дополнительные бланки, среди них:

  • Квартальный отчет. Осуществляется его проверка, редко ограничиваются проверкой только одной декларации.
  • Также осуществляется проверка поставщика, как проводиться оплата товаров.
  • Ведется контроль: полноты штата работников, наличие офисного помещения, лицензий, склады.

Некоторые особенности применения нулевой ставки

После подачи всех документов налоговая проводит камеральную проверку. Продолжительность ее до 3-х месяцев. Если в ходе ее не будут предоставлены все необходимые документы или не выполнены требования, то применение нулевой ставки, а значит и возмещение НДС при экспорте не разрешается.

Камеральная проверка имеет следующую специфику:

  1. Проверка компании экспортера на право ведения подобной деятельности.
  2. С особой тщательностью осуществляется проверка реорганизованных компаний, которые сменили место нахождения офиса.

Расхождения в результате проверки нежелательны, ведь в таком случае нулевую ставку не разрешат применить. В дальнейшем подавать пакет документов на ее применение разрешено, но опять же процесс проверки будет такой же.

Случается, что в отведенный срок документы не предоставляются, многих предпринимателей интересует, произойдет ли возврат НДС при экспорте. В таком случае варианты такие:

  • Начисляется налог в размере 10 или 18%. Ставка зависит от категории товара. Начисление пошлины происходит от момента отгрузки товаров, а не прошествия срока, что отводиться на подачу документов.
  • Как результат образуется просрочка, что приводит к необходимости уплаты пени.

Варианты возврата НДС

Если предприниматель имеет право на возмещение налога, то процесс этот можно осуществить двумя путями: перечисление на расчетный счет или зачтение в предстоящие налоговые платежи. В первом случае требуется указать соответствующие реквизиты. В любой ситуации требуется сообщить в налоговый орган, какой вариант выбирает компания, чтобы в дальнейшем не было недоразумений.

Какой вариант возмещения НДС при экспорте товаров в 2018 году, каждая компания выбирает наиболее удобный для себя вариант.

Случается, что вопрос касательно возмещения решается в суде. Причина – бюрократические тяжбы, которые многие предприниматели просто не в силах пройти.

Пошаговый алгоритм действий при возврате НДС

Порядок действий для всех предпринимателей, которые претендуют на возмещение аналогичный.

Этап 1

Заключение контракта с иностранным партнером. В процессе проводиться проверка основных позиций контракта. Когда плательщик – третье лицо, то обязательно обозначаются его данные. Очень важно однозначно определить порядок оплаты, в том числе моменты касательно предоплаты.

Этап 2

Формирование паспорта сделки. Так как международные операции валютные, без оформления данного документа не обойтись. Совершить это можно в банке, который имеет соответствующую аккредитацию. Уточнить перечень необходимых документов и сроки проведения действий можно в том же банке.

После отгрузки – необходимый шаг это закрытие паспорта сделки.

Этап 3

Зачисление авансового платежа на счет. Тут уже происходит плотное взаимодействие с банком. После поступления на счет средств в течение 14 дней требуется получить справку об осуществлении валютной операции. В нее вносятся данные касательно целей получения валюты на счет. Эта справка используется финансовым учреждением. Очень важно оформить ее в отведенные сроки (в отдельных банках срок более 14 дней), в противном случае экспортера ждет штраф в пределах 40 тыс. рублей.

Этап 4

Формирование отгрузки. Чтобы восстановление НДС при экспорте произошло, отгрузка формируется в программе 1С или в другой подобной. При этом ставка формируется 0%, важно, чтобы была документация, которая это подтверждает.

Этап 5

Отчетность. Она формируется и сдается в статистический отдел Таможенного органа. На этом шаге важно правильно сформировать коды ТН ВЭД на товар, который экспортируется. Процедура эта не легкая, ведь требуется верно внести код, в случае ошибочного его определения существует вероятность «заработать» штраф.

Бланк отчетности можно найти на официальном сайте отдела таможенной статистики.

Этап 6

Заявление на 0% НДС. Перед тем как подавать указанный выше пакте документов в налоговой орган, требуется сформировать соответствующую заявку. Она заполняется на бланке установленного образца в свободной форме.

Этап 7

Декларация. Далее происходит формирование декларации по НДС. При этом охватывается весь квартал, в котором производилась операция. При этом используются электронные книги покупок. Не следует забывать, что в них отображаются только данные касательно продукции, что реализована и подкреплена заявлениями о ввозе товара, которые передает иностранный контрагент.

В результате происходит формирование разделов 4 и 6 налоговой декларации, при этом указываются соответствующие коды экспортных операций.

Этап 8

Сдача документов в налоговую, и прохождение камеральной проверки.

Нулевая ставка НДС при экспорте в страны Таможенного союза

Учет НДС при экспортировании в страны ЕАЭС имеет свою специфику. Как таковой подобный вывоз товара за пределы страны с позиции НК РФ – не является экспортом. Процедура налогообложения в этом случае регламентируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов. В таком случае экспорт называется внутренним в пределах ЕАЭС, тут всегда применяется нулевая ставка. Для оформления такой льготы должны предоставляться документы:

  1. Экспортный контракт.
  2. Заявление касательно ввоза и оплаты косвенных налогов.
  3. Товаросопроводительные документы.
  4. Выписки из банка, что подтверждают получение выручки.

Вывод

Подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте обязательное условие, для получения возмещения. Процесс этот нельзя назвать простым, ведь требуется предоставить пакет документов и пройти проверку налоговой, преодолевая бюрократические преграды на пути.

Видео: НДС при экспорте