Точность измерительных приборов и измерений. Погрешность, виды и точность измерений

ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ

ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ

Характеристика качества измерений, отражающая степень близости результатов измерений к истинному значению измеряемой величины. Чем меньше результат измерения отклоняется от истинного значения величины, т. е. чем меньше его погрешность, тем выше Т. и., независимо от того, является ли погрешность систематической, случайной или содержит ту и другую составляющие (см. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ). Иногда в кач-ве количеств. оценки Т. и. указывают погрешность, однако погрешность - понятие, противоположное точности, и логичнее в качестве оценки Т. и. указывать обратную величину относит. погрешности (без учёта её знака). Напр., если относит. погрешность равна ±10-5, то равна 105.

Физический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор А. М. Прохоров . 1983 .


Смотреть что такое "ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ" в других словарях:

    Точность измерений - Качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины Источник: ГОСТ 24846 81: Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений …

    точность измерений - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN accuracy of measurements …

    Помощью так называемых измерительных приборов постоянно возрастает с ростом науки (Измерения; Единицы мер абсолютные системы). Она зависит теперь не только от тщательного приготовления приборов, но еще от нахождения новых принципов измерений. Так … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    точность измерений - поверка. поверять. прибор врет. см. показывать время … Идеографический словарь русского языка

    ГОСТ Р ЕН 306-2011: Теплообменники. Измерения и точность измерений при определении мощности - Терминология ГОСТ Р ЕН 306 2011: Теплообменники. Измерения и точность измерений при определении мощности: 3.31 величина воздействия: Величина, не являющаяся предметом измерения, но способная влиять на получаемый результат. Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    точность результата измерений - точность измерений Одна из характеристик качества измерения, отражающая близость к нулю погрешности результата измерения. Примечание. Считают, что чем меньше погрешность измерения, тем больше его точность. [РМГ 29 99] Тематики метрология,… … Справочник технического переводчика

    точность - 3.1.1 точность (accuracy): Степень близости результата измерений к принятому опорному значению. Примечание Термин «точность», когда он относится к серии результатов измерений, включает сочетание случайных составляющих и общей систематической… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Средства измерений степень совпадения показаний измерительного прибора с истинным значением измеряемой величины. Чем меньше разница, тем больше точность прибора. Точность эталона или меры характеризуется погрешностью или степенью… … Википедия

    точность - Степень близости результата измерений к принятому опорному значению. Примечание. Термин «точность», когда он относится к серии результатов измерений (испытаний), включает сочетание случайных составляющих и общей систематической… … Справочник технического переводчика

    точность средства измерений - точность Характеристика качества средства измерений, отражающая близость его погрешности к нулю. Примечание. Считается, что чем меньше погрешность, тем точнее средство измерений. [РМГ 29 99] Тематики метрология, основные понятия Синонимы точность … Справочник технического переводчика

Книги

  • Физические основы измерений в технолог. пищевой и химической промышленности. Учебное пособие , Попов Геннадий Васильевич , Земсков Юрий Петрович , Квашнин Борис Николаевич Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель: Лань ,
  • Физические основы измерений в технологиях пищевой и химической промышленности. Учебное пособие , Попов Геннадий Васильевич , Земсков Юрий Петрович , Квашнин Борис Николаевич , В настоящем пособии изложены краткие теоретические сведения о закономерностях измерений, измерительных системах, элементах физической картины мира, а также о принципах измерений на основе… Серия: Учебники для ВУЗов. Специальная литература Издатель:

Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Наука начинается там, где начинаются измерения». В ходе этого урока вы узнаете, что такое измерение, что такое цена деления шкалы измерительного прибора и как ее рассчитать, а также научитесь определять погрешность (неточность) результатов измерений.

Тема: Введение

Урок № 2: Физические величины и их измерение.

Точность и погрешность измерений.

Цель урока: познакомиться с понятием «физические величины»; научиться измерять физические величины при помощи простейших измерительных средств и определять погрешность измерений.

Оборудование: линейка, мензурка, термометр, амперметр, вольтметр.

1. Проверка домашнего задания (15 минут).

1) Первый ученик решает задачу № 5 у доски.

2) Второй ученик решает задачу № 6 у доски.

3) Остальные пишут физический диктант.

4) Как дополнительные вопросы спросить у решающих задачи у доски вопросы к параграфу и основные определения.

6) У 7 «А» как дополнительный вопрос спросить про сообщения на листочке (какие выводы сделали).

2. Изучение нового материала (20 минут).

Вы уже знаете, что для изучения различных физических явлений, происходящих с различными физическими телами, приходится ставить опыты. А во время проведения опытов приходится проводить измерения различных физических величин, таких как масса тела, скорость, время, высота, длина, ширина и др. Для измерения физических величин требуются различные физические приборы.

2.1. Что значит измерить физическую величину?

(ПЗ): Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с другой такой же (как говорят, однородной) физической величиной, принятой за единицу.

Например, длину предмета сравнивают с единицей длины, массу тела сравнивают с единицей массы. Но если один исследователь измерит длину, например, пройденного пути в саженях, а другой исследователь измерит ее в футах, то им, наверное, сразу будет трудно понять друг друга.

Поэтому во всем мире стараются измерять физические величины в одних и тех же единицах. В 1963 году была принята Международная система единиц СИ (SI – System International). И именно в этой системе единиц измерения физических величин мы в дальнейшем будем работать.

Например, самыми распространенными физическими величинами являются длина, масса и время. В Международной системе единиц СИ принято:

Длину измерять в метрах (м); единица измерения – 1 м;

Массу измерять в килограммах (кг), единица измерения – 1 кг;

Время измерять в секундах (с) единица измерения – 1 с.

Конечно, вы знаете и другие, второстепенные единицы измерения. Например, время можно измерять в минутах, часах. Но важно учесть, что все наши последующие расчеты мы будем стараться вести именно в системе СИ.

Часто применяются единицы, которые в 10, 100, 1000, 1000000 и т. д. раз больше принятых единиц (так называемые кратные единицы).

Например: дека (дк) – 10, гекто (г) – 100, кило (к) – 1000, мега (М) – 1000000, деци (д) – 0,1, санти (с) – 0,01, мили (м) – 0,001.

Пример: длина стола равна 95 см. Необходимо в ыразить длину в метрах (м)?

60 см = 60 * 0,01 = 0,6 м

2.2. Цена деления шкалы измерительного прибора

При проведении измерений очень важно правильно пользоваться измерительными приборами. Вам уже знакомы некоторые приборы, такие, как линейка, термометр. С другими вам еще предстоит познакомиться – с измерительным цилиндром, вольтметром амперметром. Но все эти приборы объединяет одно: у них есть шкала.

Чтобы правильно работать с измерительным прибором, необходимо в первую очередь обратить внимание на его измерительную шкалу.

Для примера рассмотрим измерительную шкалу самой обыкновенной линейки.

Рассматриваем пример с линейкой в классе совместно.

С помощью этой линейки можно измерить длину любого предмета, но не в единицах системы СИ, а в сантиметрах. На шкале любого прибора обязательно указаны единицы измерения.

На шкале вы видите штрихи (так называются черточки, нанесенные на шкалу). Промежутки между штрихами называются делениями шкалы. Не путайте штрихи с делениями!

Рядом с некоторыми штрихами расположены числа.

Для того чтобы начать работать с любым прибором, необходимо определить цену деления шкалы этого прибора.

(ПЗ): Цена деления шкалы измерительного прибора – это расстояние между ближайшими штрихами шкалы, выраженное в единицах измеряемой величины. (в сантиметрах или миллиметрах для линейки, в градусах для термометра и т. д.).

Чтобы определить цену деления шкалы любого измерительного прибора, необходимо выбрать два ближайших штриха, рядом с которыми нанесены численные значения величины. Например, два и один. Теперь из большего значения нужно вычесть меньшее. Полученный результат нужно разделить на число делений между выбранными штрихами

В нашем примере – ученическая линейка.

Еще один пример – шкала термометра.

Рис. 2. Шкала термометра

Выбираем два ближайших штриха с числами, например, 20 и 10 градусов Цельсия (обратите внимание, что и на этой шкале указаны единицы измерения, °С). Между выбранными штрихами расположено 2 деления. Таким образом, получим

2.3. Погрешность измерения и ее нахождение.

Для правильного проведения измерений недостаточно уметь определять цену деления шкалы прибора. Вспомните, что, говоря о расстоянии от одного пункта до другого, мы иногда употребляем выражения вроде «плюс-минус полкилометра». Это означает, что точное расстояние нам неизвестно, что при его измерении допущена некоторая неточность, или, как принято говорить, погрешность.

Погрешность присутствует при любом измерении, абсолютно точных приборов не существует. И величину погрешности тоже можно определить по шкале измерительного прибора.

(ПЗ): Погрешность измерения – составляет половину цены деления шкалы измерительного прибора.

Пример 1. Например, обычная ученическая линейка имеет цену деления 1 мм. Предположим, с ее помощью мы измерили толщину кусочка мела и у нас получилось 12 мм. Половина цены деления линейки 0,5 мм. Это и есть погрешность измерения. Если обозначить толщину кусочка мела буквой b, то результат измерения записывается так:

b = 12 + 0,5(мм)

Знак (плюс-минус) означает, что при измерении мы могли ошибиться и в большую, и в меньшую сторону, то есть ширина кусочка мела лежит в пределах от 11,5 мм до 12,5 мм.

Рисую на доске пример № 2 с меньшим числом делений, вместе с классом вычисляем ЦД и находим погрешность.

Рис. 1. Шкала обычной линейки

ЦД = (2см – 1см)/5см = 0,2см = 2мм

Половина цены деления линейки в данном случае будет равна 1мм.

Тогда ширина кусочка мела b = 12 + 1(мм), то есть в данном случае ширина кусочка мела лежит в пределах от 11 мм до 13 мм. Разброс измерения получился больше.

В обоих случаях мы провели правильные измерения, но в первом случае погрешность измерения была меньше, а точность выше, чем во втором, так как цена деления линейки была меньше.

Таким образом, из этих двух примеров можно сделать вывод:

(ПЗ): Чем меньше цена деления шкалы прибора, тем больше точность (меньше погрешность) измерений с помощью этого прибора.

При записи величин, с учетом погрешности, пользуются формулой:

(ПЗ): А = а + ∆а,

где А – измеряемая величина, а – результат измерений, ∆а – погрешность измерений.

3. Закрепление изученного материала (10 минут).

Учебник: упражнение № 1.

4. Домашнее задание.

Учебник: § 4, 5.

Задачник: № 17, № 39. (подробное описание задач)

(пояснить как записывать подробное решение задач!!!)

При практическом использовании тех или иных измерении важно оценить их точность. Термин «точность измерений», т. е. степень приближения результатов измерения к некоторому действительному значению, не имеет строгого определения и используется для качественного сравнения измерительных операций. Для количественной оценки применяется понятие «погрешность измерений» (чем меньше погрешность, тем выше точность).

Погрешностью называют отклонение результата измерений от действительного (истинного) значения измеряемой величи­ны. При этом следует иметь в виду, что истинное значение физической величины считается неизвестным и применяется в теоретических исследованиях. Действительное значение физической величины устанавливается экспериментальным путем в предположении, что результат эксперимента (измерения) в максимальной степени приближается к истинному значению. Оценка погрешности измерении - одно из важных мероприятий по обеспечению единства измерении.

Погрешности измерений приводятся обычно в технической документации на средства измерений или в нормативных документах. Правда, если учесть, что погрешность зависит еще и от условий, в которых проводится само измерение, от экспериментальной ошибки методики и субъективных особенностей человека в случаях, где он непосредственно участвует в измерениях, то можно говорить о нескольких составляющих погрешности измерений, либо о суммарной погрешности.

Количество факторов, влияющих на точность измерения, достаточно велико, и любая классификация погрешностей измерения (рис.2) в известной мере условна, так как различные погрешности в зависимости от условий измерительного процесса проявляются в разных группах.

2.2 Виды погрешностей

Погрешность измерения - это отклонение результата измерения Х от истинного Х и значения измеряемой величины. При определении погрешностей измерения вместо истинного значения физической величины Х и, реально используют ее действительное значение Х д.

В зависимости от формы выражения различают абсолютную, относительную и приведенную погрешности измерения.

Абсолютная погрешность определяется как разность Δ"= Х - Х и или Δ = Х - Х д, а относительная - как отношение δ = ± Δ / Х д ·100%.

Приведенная погрешность γ= ±Δ/Χ Ν ·100%, где Χ N - нормирующее значение величины, в качестве которого используют диапазон измерений прибора, верхний предел измерений и т.д.

В качестве данного истинного значения при многократных измерениях параметра выступает среднее арифметическое значение :

= i ,

где Xi - результат i -го измерения, - n число измерений.

Величина , полученная в одной серии измерений, является случайным приближением к Х и. Для оценки ее возможных отклонений от Х и определяют оценку среднего квадратического отклонения среднего арифметического:

S()=

Для оценки рассеяния отдельных результатов измерения Xi относительно среднего арифметического определяют выборочное среднее квадратическое отклонение:

σ =

Данные формулы применяют при условии постоянства из­меряемой величины в процессе измерения.

Эти формулы соответствуют центральной предельной теореме теории вероятностей, согласно которой среднее арифметическое из ряда измерений всегда имеет меньшую погрешность, чем погрешность каждого определенного измерения:

S()=σ /

Эта формула отражает фундаментальный закон теории погрешностей. Из него следует, что если необходимо повысить точность результата (при исключенной систематической погрешности) в 2 раза, то число измерений нужно увеличить в 4 раза; если точность требуется увеличить в 3 раза, то число измерений

увеличивают в 9 раз и т.д.

Нужно четко разграничивать применение величин S и σ: первая используется при оценке погрешностей окончательного результата, а вторая - при оценке погрешности метода измерения. Наиболее вероятная погрешность отдельного измерения Δ в 0,67S.

В зависимости от характера проявления, причин возникновения и возможностей устранения различают систематическую и случайную погрешности измерений, а также грубые погрешнос­ти (промахи).

Систематическая погрешность остается постоянной или закономерно изменяется при повторных измерениях одного и того же параметра.

Случайная погрешность изменяется в тех же условиях измерения случайным образом.

Грубые погрешности (промахи) возникают из-за ошибочных действий оператора, неисправности средств измерения или резких изменений условий измерений. Как правило, грубые погрешности выявляются в результате обработки результатов измерений с помощью специальных критериев.

Случайная и систематическая составляющие погрешности из­мерения проявляются одновременно, так что их общая погрешность равна сумме погрешностей при их независимости.

Значение случайной погрешности заранее неизвестно, она возникает из-за множества не уточненных факторов. Исключить из результатов случайные погрешности нельзя, но их влияние может быть уменьшено путем обработки результатов измерений.

Для практических целей весьма важно уметь правильно сформулировать требования к точности измерений. Например, если за допустимую погрешность изготовления принять Δ = 3σ, то, повышая требования к точности (например, до Δ = σ), при сохранении технологии изготовления увеличиваем вероятность брака.

Как правило, считают, что систематические погрешности мо­гут быть обнаружены и исключены. Однако в реальных условиях полностью исключить эти погрешности невозможно. Всегда остаются какие-то неисключенные остатки, которые нужно учитывать, чтобы оценить их границы. Это и будет систематическая погрешность измерения.

Другими словами, в принципе систематическая погрешность тоже случайна и указанное деление обусловлено лишь установившимися традициями обработки и представления результатов измерения.

В отличие от случайной погрешности, выявленной в целом вне зависимости от ее источников, систематическая погрешность рассматривается по составляющим в зависимости от источников ее возникновения. Различают субъективную, методическую и инструментальную составляющие погрешности.

Субъективная составляющая погрешности связана с индивидуальными особенностями оператора. Как правило, эта погреш­ность возникает из-за ошибок в отсчете показаний (примерно 0,1 деления шкалы) и неверных навыков оператора. В основном же систематическая погрешность возникает из-за методической и инструментальной составляющих.

Методическая составляющая погрешности обусловлена несовершенством метода измерения, приемами использования средств измерения, некорректностью расчетных формул и округления результатов.

Инструментальная составляющая возникает из-за собственной погрешности средств измерения, определяемой классом точности, влиянием средств измерения на результат и ограниченной разрешающей способности средств измерения.

Целесообразность разделения систематической погрешности на методическую и инструментальную составляющие объясняется следующим:

Для повышения точности измерений можно выделить лимитирующие факторы, а, следовательно, принять решение об усовершенствовании методики или выборе более точных средств измерения;

Появляется возможность определить составляющую общей погрешности, увеличивающейся со временем или под влиянием внешних факторов, а, следовательно, целенаправленно осуществлять периодические поверки и аттестации;

Инструментальная составляющая может быть оценена до разработки методики, а потенциальные точностные возможности выбранного метода определит только методическая составляющая.

2.3 Показатели качества измерений

Единство измерений, однако, не может быть обеспечено лишь совпадением погрешностей. При проведении измерений также важно знать показатели качества измерений. Под качеством измерений понимают совокупность свойств, обусловливающих получение результатов с требуемыми точностными характеристиками, в необходимом виде и в установленные сроки.

Качество измерений характеризуется такими показателями, как точность, правильность и достоверность. Эти показатели должны определяться по оценкам, к которым предъявляются требования состоятельности, несмещенности и эффективности.

Истинное значение измеряемой величины отличается от среднего арифметического значения результатов наблюдений на величину систематической погрешности Δ с, т. е. X = -Δ с. Если систематическая составляющая исключена, то X = .

Однако из-за ограниченного числа наблюдений величину точно определить также невозможно. Можно лишь оценить ее значение, указать с определенной вероятностью границы интервала, в котором оно находится. Оценкучисловой характеристики закона распределения Х, изображаемую точкой на числовой оси, называют точечной. В отличие от числовых характеристик оценки являются случайными величинами, причем их значение зависит от числа наблюденийn. Состоятельной называют оценку, которая при n→∞ сводится по вероятности к оцениваемой величине.

Несмещенной называется оценка, математическое ожидание которой равно оцениваемой величине.

Эффективной называют такую оценку, которая имеет наименьшую дисперсию σ 2 = min.

Перечисленным требованиям удовлетворяет среднеарифметическое значение результатовn наблюдений.

Таким образом, результат отдельного измерения является случайной величиной. Тогда точность измерений - это близость результатов измерений к истинному значению измеряемой величины. Если систематические составляющие погрешности исключены, то точность результата измерений характеризуется степенью рассеяния его значения, т. е. дисперсией. Как показано выше, дисперсия среднеарифметическогоσ в n раз меньше дисперсии отдельного результата наблюдения.

На рисунке 3 показана плотность распределения отдельного и суммарного результата измерения. Более узкая заштрихованная площадь относится к плотности вероятности распределения среднего значения. Правильность измерений определяется близостью к нулю систематической погрешности.

Достоверность измерений определяется степенью доверия к результату и характеризуется вероятностью того, что истинное значение измеряемой величины лежит в указанных окрестностях действительного. Эти вероятности называют доверительными, а границы (окрестности) - доверительными границами. Другими словами, достоверность измерения - это близость к нулю неисключенной систематической погрешности.

Доверительным интервалом с границами (или доверительными границами) от – Δ д до + Δ д называют интервал значений случайной погрешности, который с заданной доверительной вероятностью Р д, накрывает истинное значение измеряемой величины.

Р д { - Δ д ≤,Х ≤ + Δ д }.

При малом числе измерений (n 20) и использовании нормального закона не представляется возможным определить доверительный интервал, так как нормальный закон распределения описывает поведение случайной погрешности в принципе при бесконечно большом числе измерений.

Поэтому, при малом числе измерений используют распределение Стьюдента или t - распределение (предложенное английским статистиком Госсетом, публиковавшимся под псевдонимом «студент»), которое обеспечивает возможность определения доверительных интервалов при ограниченном числе измерений. Границы доверительного интервала при этом определяются по формуле:

Δ д = t·S(),

где t - коэффициент распределения Стьюдента, зависящий от задаваемой доверительной вероятности Р д и числа измерений n.

При увеличении числа наблюдений n распределение Стьюдента быстро приближается к нормальному и совпадает с ним уже при n ≥30.

Следует отметить, что результаты измерений, не обладающие достоверностью, т. е. степенью уверенности в их правильности, не представляют ценности. К примеру, датчик измерительной схемы может иметь весьма высокие метрологические характеристики, но влияние погрешностей от его установки, внешних условий, методов регистрации и обработки сигналов приведет к большой конечной погрешности измерений.

Наряду с такими показателями, как точность, достоверность и правильность, качество измерительных операций характеризуется также сходимостью и воспроизводимостью результатов. Эти показатели наиболее распространены при оценке качества испытаний и характеризуют их точность.

Очевидно, что два испытания одного и того же объекта одинаковым методом не дают идентичных результатов. Объективной мерой их могут служить статистически обоснованные оценки ожидаемой близости результатов двух или более испытаний, полученных при строгом соблюдении их методики. В качестве таких статистических оценок согласованности результатов испы­таний принимаются сходимость и воспроизводимость.

Сходимость - это близость результатов двух испытаний, полученных одним методом, на идентичных установках, в одной лаборатории. Воспроизводимость отличается от сходимости тем, что оба результата должны быть получены в разных лабораториях.

Точность измерения - это степень приближения результатов из­мерения к некоторому действительному значению физической величины. Чем меньше точность, тем больше погрешность изме­рения и, соответственно, чем меньше погрешность, тем выше точность.

Даже самые точные приборы не могут показать действитель­ного значения измеряемой величины. Обязательно существует погрешность измерения, причинами которой могут быть различ­ные факторы.

Погрешности могут быть:

систематические, например, если тензосопротивление плохо наклеено на упругий элемент, то деформация его решетки не будет соответствовать деформации упругого элемента и датчик будет постоянно неправильно реагиро­вать;

случайные, вызванные, например, неправильным функцио­нированием механических или электрических элементов измерительного устройства;

грубые, как правило, допускаются самим исполнителем, ко­торый из-за неопытности или усталости неправильно счи­тывает показания прибора или ошибается при обработке информации. Их причиной могут стать и неисправность средств измерений, и резкое изменение условий измерения.

Полностью исключить погрешности практически невозмож­но, а вот установить пределы возможных погрешностей измере­ния и, следовательно, точность их выполнения необходимо

Классификация и метрологические характеристики средств измерений

Средства измерений, утвержденные Госстандартом России, ре­гистрируются в государственном Реестре средств измерений, удостоверяются сертификатами соответствия и только после это­го допускаются для применения на территории Российской Фе­дерации.

В справочных изданиях принята следующая структура описания средств измерений: регистрационный номер, наименование, номер и срок действия сертификата об утверждении типа средства измерения, местонахождение изготовителя и основные метрологические характеристики. Последние оценивают пригодность средств измерений к измерениям в известном диапазоне с известной точностью.

Метрологические характеристики средств измерений обеспечивают:

Возможность установления точности измерений;

Достижение взаимозаменяемости и сравнение средств из­мерений между собой;

Выбор нужных средств измерений по точности и другим характеристикам;

Определение погрешностей измерительных систем и установок;

Оценку технического состояния средств измерений при их поверке.

Метрологические характеристики, установленные документами, считаются действительными. На практике наиболее распространены следующие метрологические характеристики средств измерений:

диапазон измерений - область значений измеряемой величины, для которой нормированы допускаемые пределы погрешности СИ;



предел измерения - наибольшее или наименьшее значение диапазона измерения. Для мер - это номинальное значе­ние воспроизводимой величины.

Шкала измерительного прибора - градуированная совокупность отметок и цифр на отсчетном устройстве средства измерения, соответствующих ряду последовательных значений измеряемой величины

Цена деления шкалы - разность значений величин, соответ­ствующих двум соседним отметкам шкалы. Приборы с равно­мерной шкалой имеют постоянную цену деления, а с неравно­мерной - переменную. В этом случае нормируется минималь­ная цена деления.

Основная нормируемая метрологическая характеристика средств измерений - это погрешность, т. е. разность между по­казаниями средств измерений и истинными (действительными) значениями физических величин.

Все погрешности в зависимости от внешних условий делятся на основные и дополнительные.

Основная погрешность - это погрешность при нормальных условиях эксплуатации.

На практике, когда имеется более широкий диапазон влияющих величин, нормируется и дополнительная погрешность средств измерений.

В качестве предела допускаемой погрешности выступаетнаибольшая погрешность, вызываемая изменением влияющей величины, при которой средство измерения по техническим требованиям может быть допущено к применению.

Класс точности - это обобщенная метрологическая характе­ристика, определяющая различные свойства средства измерения. Например, у показывающих электроизмерительных прибо­ров класс точности помимо основной погрешности включает в себя также вариацию показаний, а у мер электрических вели­чин - величину нестабильности (процентное изменение значе­ния меры в течение года).

Класс точности средства измерения уже включает системати­ческую и случайную погрешности. Однако он не является непо­средственной характеристикой точности измерений, выполняе­мых с помощью этих СИ, поскольку точность измерения зави­сит и от методики измерения, взаимодействия СИ с объектом, условий измерения и т. д.

Погрешностью называется отклонение результата измерения физической величины (например: давления) от истинного значения измеряемой величины. Погрешность возникает в результате несовершенства метода или тех. средств измерения, недостаточного учета влияния внешних условий на процесс измерения, специфической природы самих измеряемых величин и других факторов.

Точность проводимых измерений характеризуется близостью их результатов к истинному значению измеряемых величин. Существует понятие об абсолютной и относительной погрешности измерения.

Абсолютной погрешностью измерения называется разность между результатом измерения и действительным значением измеряемой величины:

DX= Q- X , (6.16)

Абсолютная погрешность выражается в единицах измеряемой величины (кгс/см2 и т. д.)

Относительная погрешность измерения характеризует качество результатов измерения и определяется, как отношение абсолютной погрешности DX к действительному значению величины:

d X=DX/ X , (6.17)

Относительная погрешность обычно выражается в процентах.

В зависимости от причин, приводящих к погрешности измерения, различают систематические и случайные погрешности.

К систематическим погрешностям измерения относятся погрешности, которые при повторных измерениях при одних и тех же условиях проявляются одинаково т. е. Остаются постоянными или их значения меняются по определенному закону. Такие погрешности измерения определяются достаточно точно.

Случайными погрешностями называются погрешности, значения которых измеряется при проведении повторных измерений физической величины, выполненных одинаковым образом.

Оценка погрешности приборов производится в результате их поверки т. е. Совокупности действий (мероприятий) направленных по сравнению показаний приборов с действительным значением измеряемой величины. В качестве действительного значения измеряемой величины при проверке рабочих приборов принимают значение образцовых мер или показаний образцовых приборов. При оценке погрешности образцовых средств измерения за действительное значение измерение величины принимается значение эталонных мер или показания эталонных приборов.

Основная погрешность - погрешность свойственная средству измерения при нормальных условиях (давление атмосферное, Твозд. = 20 град, влажность 50-80 %).

Дополнительная погрешность - это погрешность вызванная измерением одной из влияющих величин за пределы нормальных условий. (например температура, ср. изм.)

Понятие о классах точности. Под классом точности принимается обобщенная характеристика средств измерений, определенная пределами допускаемых основных и дополнительных погрешностей, а также др. свойств этих средств, которые могут влиять на их точность. Класс точности выражается числом, совпадающим со значением допускаемой погрешности.

Образцовый манометр (датчик) класса точности 0,4 имеет допустимую погрешность = 0,4 % от предела измерения т.е. погрешность образцового манометра с пределом измерения 30 Мпа не должна превышать +-0,12 Мпа.

Классы точности приборов измерения давления: 0,16; 0,25; 0,4; 0,6; 1,0; 1,5; 2,5.

Чувствительностью приборов называется отношение перемещения его указателя D n (направление стрелки) к изменению значения измеряемой величины, вызвавшему это перемещение. Таким образом, чем выше точность прибора, тем как правило, и больше чувствительность.

Основные характеристики измерительных приборов определяются в процессе специальных испытаний, включающих в себя градуировку, при которой определяются градуировочная характеристика прибора т.е. зависимость между его показаниями и значениями измеряемой величины. Градуировочную характеристику составляют в виде графиков, формул или таблиц.