Янтарная комната, Кёнигсберг, Куршская коса. Тайна янтарной комнаты: где сейчас янтарная комната? Обратимся к астрологам

Больше 70 лет остается неразгаданным таинственное исчезновение, знаменитой «янтарной комнаты». Осенью 1941 года фашисты вывезли её с Царского села в Кёнигсберг, где она находилась всю войну, но в 45 году, когда Кёнигсберг заняли наши войска, оказалось, что комната бесследно исчезла.

Страсти вокруг нее не утихают до сих пор. Только официально заявленных местонахождении янтарной комнаты сегодня насчитывается более 600. Этот уникальный раритет, окружен огромным количеством мифов, легенд и странных происшествий. Многие, из которых связаны с гибелью людей.

Погибли 17 человек, которые находились на грани открытии ее нахождения. Подобных историй ее обнаружения немало. Почему поиски янтарной комнаты, стали смертельно опасными, за что были убиты все те люди, кто только приблизился к раскрытию этой тайны.

И, что хотел рассказать на своей пресс-конференции, самый известный энтузиаст поиска, гражданин ФРГ Георг Штайн, но так и не успел этого сделать. Стоит отметить, что Штайн воевал на стороне Германии, впоследствии решивший восстановить справедливость в отношении Советского Союза. Почему простой немец загорелся найти эту комнату, проявив такое рвение.

Кёнигсберг 1945 год, где началась невидимая связь между судьбой Штайна и янтарной комнаты. В этом городе случилась трагедия в семье простого солдата Георга Штайна, события которой перевернули всю его дальнейшую судьбу. Вся семья Штайна была арестована за связь с другом семьи Карлом Гёрделером, который был участником заговора против Гитлера.

Янтарная комната Кёнигсберг: начало

6 апреля 1945 года вся семья Штайна была казнена по приказу Коха. После смерти своей семьи Георг Штайн нашел предсмертную записку своего отца, в которой отец просил его закончить все начатые им дела. Штайн старший был архивистом и скрупулёзно вел учет всех вывезенных ценностей, похищенных фашистами. Особое место в его архиве занимала янтарная комната.

Скорее всего, г-н Штайн напал на след знаменитой янтарной комнаты, но за свое открытие он поплатился жизнью. Георг Штайн оставил ключи для расследования пропажи янтарной комнаты, это его записки и конспекты. Бавария 20 августа 1987 года Георг Штайн едет на встречу с двумя бывшими офицерами, особой группы Альфреда Розенберга рейх-министра оккупированных Восточных территорий.

Именно это сказали ему люди, звонившие по телефону, пообещав сообщить важную информацию по янтарной комнаты. Её поиску Штайн посвятил почти всю свою жизнь и наконец, сделал сенсационное открытие. Он уже готовился к предстоящей пресс-конференции, когда раздался этот звонок. Георг, не задумываясь, откликнулся, даже не подозревая, что едет навстречу своей смерти.

Его тело нашли на окраине городка Альтдорф, случайный прохожий. На теле обнаружили восемь ножевых ранений, жесткое и страшное преступление, нераскрытое до сих пор. Вся уникальная информация, собранная за годы поиска, осталась в архиве Штайна. Осознавая ценность и важность этих документов, друг и соратник исследователя барон Эдуард фон Фальц-Фейн выкупил архив у родственников и торжественно передал его Советскому союзу.

Что знают архивы о янтарной комнате?

Не зная, что делать с таким подарком Московские чиновники отправили документы в Калининградский областной архив и успешно обо всем позабыли. В этом хранилище с ним работал один переводчик, бывший офицер СМЕРШа, который, кстати сказать, скоропостижно скончался. В архиве материалы пролежали 30 лет, настоящая историческая сенсация и ключ раскрывающий тайну исчезновения янтарной комнаты и многих других ценностей, вывезенных Германией из Советского Союза. За все 30 лет, только несколько сотрудников, заглянули в его записи.

Весной 1942 года, янтарная комната, украденная немецкими оккупантами из Царского села, была заново собрана в одном из помещений Королевского замка и вошла в музейную опись, художественных ценностей Кёнигсберга, но уже под другим названием «немецкий янтарный кабинет». Позже именно эта запись с играет с комнатой злую шутку.

На самом деле изначально вариантов янтарной комнаты было несколько, первый тот, что подарил Петру I Прусский король Фридрих, небольшой янтарный кабинет, который позже был увеличен вдвое. Архитектор Франческо Растрелли переделал его под один из залов Екатерининского дворца, добавив верхний ярус панели, мозаики, канделябры и резные элементы декора из тонированного янтаря. Вот этот второй полный вариант и назвали в последствие янтарной комнатой.

Янтарная лихорадка

Первый вариант, подаренный Петру I королем Фридрихом, взбудоражил умы историков и военноначальников Германии они решили признать его национальным достоянием Германии, вторая часть, доработка до янтарной комнаты их совершенно не интересовала.

Вариант комнаты подаренной Фридрихом был восстановлен в Королевском замке Кёнигсберга, оставшаяся же часть была уложена в коробки и сложена в погребах замка. Они мало кого интересовали.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер один из организаторов покушения на Гитлера.

Гёрдер довольно резко прервал рассказ Штайна о янтарной комнате, фразой: «запомни Георг, все, что награблено, не может быть красивым, и должно быть возвращено туда, откуда его взяли». С таким вот напутствием Георг Штайн отправился на фронт.

Война дошла до Кёнигсберга в августе 1944 года, англичане опробовали напалмовые бомбы, специально созданные для гражданского населения. Более 4 000 жителей города, сгорели в своих домах и бомбоубежищах. Весь исторический центр города, был безвозвратно утерян, 200 000 человек остались без крова.

Самой страшной бомбардировкой была ночь на 30 августа, во время которой 6 цокольных панелей янтарной комнаты оплавились. Что произошло дальше с янтарной комнатой?

Из архива Штайна о движении ценностей:

«февраль 1943 года - август 44 года в хранилище Имперского банка»

Получается, что еще до бомбардировки янтарная комната, была разобрана, упакована и спущена в хранилище замка. Там их и удалось сберечь от пожара, но края нескольких панелей все-таки пострадали. Тогда их перенесли в более глубокое хранилище, филиал Имперского банка. Тем более это можно было сделать, не выходя на поверхность, туда вел подземный коридор с Королевского дворца.

"С июля 1944 года янтарная комната в имении Эриха Коха в пригороде Кёнигсберга".

О том, что комната оказалась в имении Коха, Георг Штайн узнал из дневников отца, правда на полях этой записи стоял знак вопроса, но Штайн не придал этому значения.

Позже в архиве Кёнигсберга было выяснено, что комната не покидала Королевский замок, а Штайн старший видел копию янтарных панелей комнаты, изготовленных мастерами янтарями из поместья Коха, для неизвестных целей.

Из допросов очевидцев, стало известно, что янтарная комната все-таки осталась в Королевском замке, правда переехала в другую его часть, популярный ресторан «Блютгерихт». Это было самое надежное место в замке, старинная часть замка состояла из трех ярусных каменных подвалов, которые могли выдержать, любые бомбардировки.

Почему комната не покинула Кёнигсберг до бомбардировок, ведь Гитлер лично дал приказ о её эвакуации? Ответ прост, смотритель Роде упорно не хотел увозить комнату, он повел свою опасную игру с Гитлером. Вместо отправки самой первой комнаты подаренной Фридрихом, Петру I, он стал отправлять разными путями, лишние детали «янтарные доработки» архитектор Франческо Растрелли, лежавшие в подвалах замка и незадействованные в обустройстве комнаты Королевского замка.

Этот факт был установлен в протоколе допроса Роде, который был обнаружен в архиве Александра Кучумова, руководителя государственной комиссии по поиску янтарной комнаты и других похищенных ценностей.

Александр Михайлович был не только известным искусствоведом, но и бывшим хранителем янтарной комнаты в Царском селе, и мечтал, о том дне, когда янтарная комната вернется на свое место. Эти документы нигде и никогда не публиковались, возможно кому-то было выгодно сохранить их в тайне.

9 апреля 1945 года на рассвете, первая Московско-Минская дивизия, форсировала реку Прегель и захватила Кафедральный собор и Королевский замок. Когда в замок вошли советские артиллеристы, то в Большом рыцарском зале обнаружили множество ящиков. На некоторых из них сидели испуганные немцы, на вопрос русского полковника: «что в ящиках?» ответили, «музейные ценности».

В регистрационном журнале замка, янтарная комната была записана под номером 200, как экспонат немецкого музея, т.е. собственность Восточной Пруссии, а не Советского Союза. Полковник решив, что это трофейные ценности, передал панели специальной трофейной бригаде НКВД.

Документы об этих событиях были обнаружены в архиве Кучумова руководителя государственной комиссии, после его смерти.

Сопоставив все факты, выясняется, что немцы сидели на ящиках немецкого янтарного кабинета подаренного Петру I, а янтарные панели, незадействованные в его строительстве были, отправлены Роде по железной дороге.

Секретность была большая, не принято было об этом говорить, интересоваться, управления и структурам было не до этого, нужно было разбираться с трофейными немецкими ценностями, награбленными со всей Европы. Проверочные комиссии приезжали в Кёнигсберг дважды, и всякий раз делался вывод, раритет найти невозможно, потому-что он сгорел.

Руководитель комиссии по поиску Кучумов, безусловно, догадывался, что оригинал янтарной комнаты не сгорел, а оказался в руках особой команды НКВД, которая переправила его в секретные фонды трофейных ценностей. Где она благополучно затерялась среди других трофейных ценностей и послевоенной неразберихе.

В последствие спецслужбы стали запутывать следы, боясь ответственности. Стало появляться много дезинформации в СМИ по поводу янтарной комнаты в Советских и Германских газетах. Советские спецслужбы, допустившие досадную ошибку с янтарной комнатой, уже не могли ничего исправить, поскольку не знали, где теперь в действительности она находиться и чтобы вывести себя из под удара, стали направлять поиски в ложную сторону.

Простой немец Георг Штайн, тоже прочитал заметку о янтарной комнате и решил восстановить хронологию событий. Сам на свои деньги, он стал проводить расследование. Заниматься этим было смертельно опасно, речь шла об очень больших деньгах, которые продолжали получать на аукционах за украденные ценности, бывшие нацисты, сумевшие скрыться от возмездия. Германия к своим послевоенным архивам никого не подпускала, Штайну пришлось прикрыться легендой по розыску бывших нацистов.

В архиве штаба Розенберга, Георг Штайн напал на след, но не янтарной комнаты, а на сокровище Псково-Печерского монастыря, которые с его помощью вернулись на родину. Денег Штайн не получил ни копейки от Советского руководства за помощь в возврате сокровищ.

В ГДР тоже вели поиски сокровищ на своей территории, соблюдая секретность. Сотрудники разведки Штази (Stasi), внедрили в окружение к Штайну разведчика под видом журналиста, который стал приносить Штайну очень интересные документы. В том числе были документы о шахте Горслебен в Саксонии, в этой шахте были спрятаны награбленные нацистами сокровища и в том числе и якобы янтарная комната. Это была сенсация, Штайн собирает пресс-конференцию и вдруг звонок, ему обещают дать очень важную информацию. Он выехал на встречу, которая оказалась роковой.

Дело в том, что никаких ценностей в шахте уже не было. Из записей Штайна:

«В ночь с 10 по 11 апреля 1945 года, группа офицеров СС вывезла детали янтарной комнаты вместе с другими ценностями в шахту Горслебен в Нижней Саксонии, и поместили на глубине 430 метров».

«15 апреля 1945 года шахту заняли американские войска и 10 мая 1945 года, американцы вывезли экспонаты янтарной комнаты через Висбаден в США».

На запрос Штайне в Висбаден ему ответили, что вся документация по этому делу засекречена.

Напрашивается вопрос, как янтарная комната могла быть в двух местах в трофейных складах НКВД и шахте Горслебен в Саксонии. Штайн все-таки нашел янтарную комнату, только не всю, а её часть, которую смотритель Роде успел эвакуировать с Королевского замка Кёнигсберга, это янтарное продолжение комнаты архитектора Франческо Растрелли, которая оказалась в руках американских военных. Остается вопрос, где основная часть комнаты, которую немцы назвали «немецкий янтарный кабинет».

В конце войны янтарный кабинет был отправлен из Кёнигсберга в музей Берлина, он оказался в Восточном секторе, ставшим в последствии столицей ГДР. После экспертизы, янтарную комнату передали в американский сектор музея.

Как он оказался у американцев? Дело в том, что оплата ленд-лиза началась через 5 лет после окончания войны. Платить было нечем, золота и валюты не было. Американцы же принимали помимо золота и ценное имущество, куда входили произведения искусств. Получается, что вместо денег американцы брали по ленд-лизу трофейные культурные ценности. Таким образом, янтарная комната, может быть, оказаться в числе вещей, которыми Германия расплачивалась по ленд-лизу перед Америкой.

Американцы не вывозили так называемый «Прусский янтарный кабинет» в США, скорее всего он так и находиться на территории Германии в музейных хранилищах Касселя. Куда изначально и планировался переезд янтарной комнаты из Кёнигсберга.

December 1st, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Начинается интересный марафон #словокалининграду и я никак не могу пройти мимо. Посему напишу пару постов, и, надеюсь, Вам, драгечи, будет сие интересно.
Итак, начать предлагаю с одного артефакта, который прямо ассоциируется с Кёнигсбергом Калининградом. Конечно речь пойдет об "Янтарной комнате" (она же Янтарный кабинет, она же Янтарная камора, она же Элла Кацнельбоген..:-) Вобще так - говорим Калининград - подразумеваем "Янтарная комната" и наоборот:-)

Кто только на этом свете не занимался поисками этого замечательного артефакта (в том числе и Ваш покорный слуга) - от Юлиана Семенова до барона Эдуарда Фальц-Фейна. Очень многих волнует ее судьба - это факт. И дело даже не только и не сколько в ее материальной ценности, речь больше о нахождении величайшего произведения искусства. То, что можно с 2003 года лицезреть в Екатерининском дворце Пушкина - это лишь слабое подобие того, что было первоначально. Чего бы иного Вам не говорили.

Конечно была проделана титаническая работа, и восстановители во главе с Александром Журавлевым, и спонсоры сделали огромное дело, за что им огромное спасибо. Но все-таки, это, повторюсь, слабая копия. Почему? Ну простой пример. В комнате используется для декорирования лепнина, покрытая тонкими пластинками янтаря. А в настоящей комнате эти элементы были не с гипса а целиком выточены из кусков янтаря. Учитывая хрупкость и сложность материала, вы представляете какова была стоимость и качество этих работ. И так, в общем то, во всем.
Давайте немного разберемся, почему же у большинства интересующихся темой Янтарная комната ассоциируется именно с городом Королей:-)

Для начала немного истории для того, чтобы понимать, что же именно такое эта комната.
Жил да был такой интересный зодчий и инженер Андреас Шлютер. Он был популярным зодчим в Европе и после триумфа в Польши его ко своему двору приглаcил пруcский король Фридрих I, дав хорошее финансирование. Шлютер как человек амбициозный искал как бы оставить свое имя в истории, и однажды,разглядывая крупную королевскую коллекцию янтаря, он решил сделать одну из комнат Большого королевского дворца в Берлине, который он же и перестраивал, полностью из янтаря. Ну а что? Никто такого это не делал до этого -слишком капризный и сложный материал. Загорелся настолько, что выбил из Фридриха дополнительные ассигнования и выписал из Дании некого мастера Вольфрама, ведущего на тот момент, специалиста по янтарю. Вольфрам истово взялся за дело (благо платили хорошо), а Шлютер переключился на другие проекты, по сути не участвуя в создании зала из янтаря.


А. Шлютер

Работа шла полным ходом, когда Шлютер проиграл в подковерной борьбе звание главного королевского архитектора шведу фон Гете и все его начинания, в том числе и янтарный кабинет, перестали финансироваться. Работы были проведены в лучшем случае наполовину. Вольфрам уехал домой, где вскоре умер. Шлютер несколько лет пытался вернуть расположение короля, и это ему удалось. Король дал согласие делать кабинет в своем замке Шарлоттенбург. Но сначала долго искали новых мастеров, затем так неудачно смонтировали уже готовые панели, что те упали и разбились. После- долго восстановление. И так длилось вплоть до 1713 года, когда король Фридрих умер. Кабинет так и не довели до ума. Новому королю Фридриху Вильгельму I он был не нужен, и все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз.

Замок Шарлоттенбург в Берлине

Шлютер же перешел на русскую службу, где и рассказал Петру I, любящему всякие диковинки, про этот свой проект. Русский царь загорелся и через несколько лет получил этот самый кабинет в подарок. Точнее там был обмен - прусский король отдал янтарный кабинет и яхту, русский царь- 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В общем, дипломатия, такая дипломатия:-)


И вот в 1717 году кабинет прибыл в Петербург. Но....непонятно что с ним было делать.Шлютер к тому времени умер,хотя,говорят,приложил свою руку к возведению Монплезира в Петергофе, дворцов Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме, а также Кикиных палат. Без него никто не только не мог собрать этот кабинет,но и мастеров по янтарю дельных посоветовать. Опять-таки, не будем забывать, что ответственным за транспортировку и перевозку артефакта был сам Александр Данилович Меншиков. Герцог Ижорский был выдающейся личностью, но и воровал тоже масштабно. Так что, вполне может быть к рукам часть кабинета у него "прилипла" :-)) Как бы там не было-собрать Янтарный кабинет не смогли (планировали,что он должен быть в Кунксткамере) и панно из драгоценного янтаря попросту валялись Летнем Дворце. И там их забыли на 20 лет

Г. Х. Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

В 1743 году императрица Елизавета I, "дчерь Петрова", вспомнила о комнате и решил ее все-таки установить. Она поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли разобраться с проблемой. Те рьяно взялись за дело, но вскоре стали во весь рост 2 проблемы. 1 - янтарь во многих местах оказался серьезно подпоречен, а второе - комната в Екатерининском дворце Царского Села, где должен был бы быть размещен кабинет, вдвое превосходил его размеры. Такой умелец как Расстрели быстро нашел выход из положения сделав симбиоз янтарных элементов и золочёной деревянной резьбы, зеркал и мозаичные картины из агата и яшмы. Плюс флорентийская мозаика. смотрелось очень даже симпатично.


Следующая императрица - Екатерина II Великая решила пойти еще дальше. Под руководством того же Бартоломео Растрелли янтарный кабинет к 1770 году вовсе преображается в Янтарную комнату. Теперь тут только янтарь и это настоящее чудо света! У немцев оказалось очень много "запчастей" которые были переданы нам, плюс мастера поработали и создали единый ансамбль. Именно с 1770 года мы можем говорить о том явлении, которое мы и понимаем под термином "Янтарная комната". Но янтарь (повторюсь в очередной раз) слишком сложный в эксплуатации материал, за которым нужен был глаз да глаз. Портится постоянно. От отопления, свечей, сквозняка, солнца...Поэтому приходилось постоянно делать небольшие ремонты. И 4 крупных. Они были в 1833, 1865, 1893—1897 и 1933—1935 годах. Часть панелей меняли, часть делали "про запас" и модно сказать, что к началу войны в наличии имелось почти полторы "Янтарных комнаты" (с учетом запчастей и дополнительный, не вошедших элементов). Говорят, в 1941 году должен был производится очередной ремонт, но не успели-война....

И тут первый и важный вопрос. Почему Янтарную комнату не эвакуировали. Официальная версия - не успели. Мол, очень хрупкая... Ее "законсервировали", оклеив бумагой, марлей и ватой. 17 сентября нацисты взяли Пушкин и разместились в том числе и во дворце. Комната досталась им.
Если честно, я поначалу решил, что столь странное решение вызвано в том, что в ходе ремонта 1933—1935 года настоящая комната была демонтирована и продана тайно за Запад (СССР очень нужна была валюта), а во в Дворце сделали фейк.

Посему, зная истинную стоимость этой "комнаты" особо и не беспокоились о ее сохранности. Но покопавшись по архивам пришел к выводу, что это не так. Многое ценное вывезли. а к комнате не поступились. Она была в планах на вывоз, но не хватило времени. А потом уж при приближении врага к городу началась паника (чего греха таить) и попросту не до комнаты было. Опять-таки, немецкая зондеркоманда, включающая в себя спецов в искусстве дала положительное заключение о истинности комнаты как произведения искусства. Посему Янтарная комната весной 1942 года была демонтирована и с немецкой педантичностью перевезена в Кёнигсбергский замок.

Кёнигсбергский замок.

Интересно, что разместили ее в комнате, которая была заметно меньше залы Екатерининского дворца. Поэтому, можно говорить, что половина Янтарной комнаты украшала стены замка, вторая половина (с учетом запчастей) была спрятана в запасниках - в подземельях этого самого Замка. Комната точно была в Кёнигсберге до весны 1944 года, а вот дальше уже начинаются домыслы.
Тут надо еще один момент освятить- почему именно Кёнигсберг,а не Берлин или Нюрнберг. И это интересный вопрос. Ибо, насколько я понимаю, в вопросе обладания Янтарной комнатой столкнулись интересы двух очень могущественных людей III Рейха - Германа Геринга и Эрика Коха.


Команда последнего добралась до комнаты раньше и посему от греха подальше Кох перевез ее именно в Восточную Пруссию, чьим гауляйтером он был и где мог эффективно отбивать поползновения Рейхсмаршала. Опять-таки, ключевой человек во истории с Янтарной комнатой Альфред Роде (мы о нем поговорим чуть позже) конечно только отчасти мог считаться человеком Коха,но точно был антагонистом Геринга, с командой искусствоведов которого, был в состоянии откровенной вражды.
В общем, как не крути до весны 1944 года комната была в Кёнигсберге. А вот что дальше...
И тут мы с Вами вынуждены сортировать версии. И каждый выбирает по себе
Давайте начнем с самого начала.

I- Янтарная комната погибла в Кёнигсберге
II Янтарная комната благополучно дожила до конца войны.

Тем, кто придерживается первой версии, есть несколько точек конкретного уничтожения комнаты. Поздняя весна 1944 года, 30 января 1945 года, 9 апреля 1945 года, 11 апреля 1945 года.
В любую из этих дат комната могла быть уничтожена. Первая дата-налет английской авиации, в результате бомбежек которой в Замке начались пожары, которые, правда, быстро потушили. А мы знаем,как янтарь беззащитен против огня. Однако, по официальной версии, комната не пострадала, ее комнату демонтировали и разместили в особых ящиках, спрятали в подземелье Замка. После этого комнату уже никто не видел.

Вторая дата-гибель суперпарахода "Вильгельм Густлов", торпедированного нашей подлодкой С-13. До сих пор точно не известно, сколько именно людей погибло (данные разнятся чуть ли не в разы), а уж сколько и какие именно материальные ценности тогда перевозились вообще не понятно. Могла бы быть среди них и Янтарная комната? Легко!

Вильгельм Густлов
Третья дата -окончательный штурм города, когда разрушенный и дымящийся в руинах Кёнигсберг был взят на штык героической РККА. Правда, ценой немалых потерь - немцы бились ожесточенно.
Последняя дата-внезапный пожар не с того не с сего в подвалах замка, через 2 дня после окончания боев.

Замок после войны

В каждую из этих дат Янтарная комната могла погибнуть с большой долей вероятности. И я прекрасно понимаю тех, кто придерживается именно этой версии.

Апологеты же версии II - Янтарная комната благополучно дожила до конца войны делятся на 2 крупные подкатегории.
А) Те, кто ищут комнату и ее следы за пределами Калининградской области
Б) Те, кто роют землю в Калининграде и окрестностя
х.

Первых, естественно, большинство. Можно выделить порядка 25 серьезных версии, куда она подевалась. Кто-то говорит о том, что она была вывезена советскими трофейными командами и передана в счет оплаты Ленд-Лиза, кто-то говорит, что вывезли немцы и спрятали в Австрии, Чехии, Баварии, Тюрингии, Польше и даже в датской Ютландии, кто-то говорит о переезде многих ценностей, в том числе и Янтарной комнаты в Южную Америку. Версий полно, и не будем разбирать каждую, ибо и так пост уже очень большой:-)

Среди тех, кто ищет в Калининграде и окрестностях можно выделить исследователя Сергея Трифонова. Лет 15 уж точно он пытается найти комнату в Кёнигсберге. Очень увлеченный человек. По здоровому фанатичный:-)) Правда успехов пока нет:-) Это и неудивительно, ибо пару раз уже менял места возможной дислокации артефакта. Не совсем понимаю, какими источниками он пользуется, но предполагал, что комната находится в одном из подземных тоннелей под рекой Преголь, то в подземельях Замка копать предлагал,то в некой тайной лаборатории "Кенигсберг 13",то в бункере последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша, то еще где.
Ну пусть ищет человек. Может и найдет что-то нужное и хорошее. Пусть даже и не Янтарную комнату:-)))


С. Трифонов

Какова же истинная судьба "Янтарной комнаты"? Думаю, ее могли знать только 2 человека. И это не Геббельс (который точно не знал где именно) и Кох (которого оттерли от решения этой проблемы), который, кстати 40 лет провел в тюрьме, и если бы знал - то у него бы эти знания вытрясли. Это более мелкие фигуры. Уже упоминаемый мной выше Альфред Роде - искусствовед, и пожалуй, главный специалист по янтарю в Европе. Это он вывозил Янтарную комнату из Ленинграда и опекал ее в Кёнигсберге. И он точно знал что с ней случилось. После занятия Кёнигсберга советские службы разыскали его и смогли побеседовать. Он дал крайне путанные показания (которые, кстати, я не смог найти в архивах. Видимо засекречены). А главное, через некоторое время погиб вместе с женой. И смерть его до конца непонятна.

А. Роде

Второй - это оберштурмбанфюрер СС Густав Вист, который сначала работал с Кохом, но потом оказался доверенным лицом и Геринга (не понимаю, как это могло так случится). Его сын утверждает что отец провел некую операцию «Грюн», по эвакуации Янтарной комнаты (или ее части) в одно из тайных хранилищ Геринга -некий бункер В3. Вист умер в 1947 году.

Китель оберштурмбанфюрера СС

Ну и напоследок, если Вам интересно - я могу Вам высказать свою версию. Благо, давно этим и не занимаюсь:-))) Я считаю, что комната не погибла. Я уже говорил Вам о том, что размеры Янтарной комнаты намного превосходили зал в Замке в Кёнигсберге, поэтому комната была первоначально разделена на 2 части. Одну из частей эвакуировали еще в начале 1945 (команда Роде). По моему убеждению, она была переправлена в Южную Америку, оттуда попала в США в одну из частных коллекций, в обмен на поддержку и "зеленый коридор" бегства нацистов за рубеж в рамках будущего проекта "ОДЕССА". Причем уровень был повыше, чем у самого Коха. Думаю или Геббельс или Гиммлер, а может и сам Фюрер. Роде просто ликвидировали, чтобы зачистить концы.
Вторая часть до сих пор находится в бункере В3. Где он? Нууу...я его искал в Польше:-)
Вот как-то примерно так:-)
Спасибо, что дочитали до конца мою "простыню", и, все же надеюсь (где-то в глубине души), что вам было интересно:-))
Приятного времени суток.

Кёнигсбергский замок или замок Кёнигсберг (немецкое название Das Königsberger Schloß) - символ и гордость Кёнигсберга. Именно с этого замка началось зарождение Кёнигсберга.

Имя данного замка («Кёнигсбергский») и дало общее наименование для города, возникшего у замковых стен - Кёнигсберг (ныне Калининград).

Также замок Кёнигсберг называют Королевским замком.

Некогда замок Кёнигсберг, наряду с Кафедральным собором, являлся важнейшей и древнейшей достопримечательностью города.

Замок имеет весьма продолжительную и очень насыщенную историю, но, к сожалению, до наших дней замок не сохранился. В настоящее время на месте некогда величественного и, без сомнения, прекрасного Королевского замка осталась лишь малая часть руин (археологические раскопки):

Фрагменты подземелий замка;

Фрагмент Южной террасы Королевского замка, который можно видеть со стороны Московского проспекта.

Южная терраса замка была оборудована в 19 веке. Для возведения террасы был снесен комплекс старых зданий северной части Альтштадта. В стене был сделан портал с нишей, где установили скульптуру короля Фридриха Вильгельма I, работа И.Майснера (1730 год). В летнее время вдоль подпорной стены ставили кадки с экзотическими растениями. Южная замковая терраса была популярным местом местом прогулок и отдыха горожан.

Сейчас, прошлое величие и красоту замка, мы можем видеть лишь по немногочисленным сохранившимся фотографиям, часть из которых выставлены в постоянной экспозиции .

Внутренний двор замка

Северо-восточный угол замка

Также королевский замок изображен на макете Кёнигсберга 1937 года, автор - художник-архитектор музея имени Канта - Дырыщев Альберт Михайлович. Макет находится в .

Основание и история Кёнигсбергского замка

В конце 12-го века в Палестине в ходе крестовых походов, наряду с другими монашескими орденами, был основан Тевтонский орден. Крестоносцы в Палестине потерпели поражение от мусульман и вынуждены были оставить Святую землю и вернуться в Европу.

К началу 13-го века в Европе лишь население Юго-Восточной Прибалтики (предки литовского, латвийского и эстонского народов, а также древние пруссы) оставались язычниками. Польский князь Конрад Мазовецкий, воевавший с пруссами, призвал на помощь Тевтонский орден. Заручившись поддержкой папы римского, Тевтонский орден приступил к насильственной христианизации пруссов. Началось планомерное завоевание прусских земель, простиравшихся от устья Вислы до устья Немана. Во время походов рыцари основывали замки, опираясь на которые, продвигались дальше.

В декабре 1254 года отряды рыцарей-добровольцев под предводительством чешского короля Отакара II Пршемысла и маркграфа Бранденбургского Отто II отправились на помощь терпящим поражение рыцарям Ордена.

В начале 1255 года объединенное рыцарское войско вышло к местности, именуемой пруссами Тувангсте. Согласно преданию, именно здесь, на высоком берегу реки Липца (немецкое название - Прегель, русское - Преголя), король Отакар посоветовал рыцарям Ордена построить замок и оставил для этого «богатые дары». В память о короле замок получил название «Кёнигсберг» («Королевская гора»).

Строительство крепости продолжалось несколько десятилетий. Замок превратился в центр комтурства Кёнигсберг, в которое входили северо-восточные земли Пруссии, и, наряду с военными, замок выполнял и административные функции.

С 1323 года Кёнигсбергский замок стал резиденцией верховного маршала Ордена и организованным центром продолжавшихся до конца 15-го века крестовых походов против Литвы.

С 1457 года Кёнигсбергский замок - место пребывания Великого магистра - главы Тевтонского ордена.

В 1525 году орденское государство было преобразовано в Прусское герцогство, а в замке разместился двор герцога Прусского.

Во второй половине 16-го века бал снесен дом конвента (западная часть замка), на его месте началось строительство флигеля. Это оборонительное сооружение имело по сторонам две круглые мощные башни, стену между которыми укрепили контрфорсами. Были сделаны ворота для выезда в замковый двор.

Флигель имел подвалы для хранения запасов продовольствия, а впоследствии и боеприпасов. На первом этаже располагались служебные помещения, на втором - замковая кирха.

В 1697 году в стенах большого зала для торжеств, который располагался на третьем этаже замка, тогда ещё курфюрст Фридрих III принимал Великое Московское посольство, в составе которого был царь Пётр I. Возможно, именно после этого приема, зал получил название «Зал Московитов».

В 1701 году в стенах замка прошла коронация первого прусского короля Фридриха I.

После Первой мировой войны в замок переехал провинциальный музей «Пруссия», в зале Московитов представили оружейные коллекции. В круглых башнях размещались служебные помещения, мастерские и библиотеки.

В августе 1944 года в результате авианалетов замок получил разрушения, поставившие под вопрос его дальнейшее существование.

Фото Кёнигсбергского замка после Второй моровой войны

Руины замка сохранились до второй половины 1960-х годов, когда областные власти приняли решение о невозможности их дальнейшего нахождения в центре города и нецелесообразности восстановления объекта иной, не советской, культуры.

Руины снесли; фундамент закрыли плитами площади Калининграда; остатки подпорных стен южной террасы постепенно разобрали, для восстановления других городских объектов, а на рубеже 1970-х-80-х годов нижнюю подпорную стену окончательно демонтировали, тогда как малые оставшиеся фрагменты верхней подпорной стены закрыли бетоном, облицевали известняковыми плитами.

Именно так, печально, закончилась полноценная история Кёнигсбергского замка.

Фрагменты подземелий и южной террасы замка были выявлены в ходе археологических раскопок в 2001 - 2005 и 2016 годах.

В 2018 году на территории бывшего замка, на средства частного инвестора, были проведены благоустроительные работы в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу. Выполнена консервация сохранившихся остатков замка.

Приблизительно на месте юго-восточной части Кёнигсбергского замка в настоящее время стоит строившийся (и недостроенный) в советское время Дом Советов.

Янтарная комната и Кёнигсбергский замок

Кёнигсбергский замок - последнее, точно известное местонахождение легендарной янтарной комнаты (1942-1945 годы).

Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Ее дальнейшая судьба до сих пор остается одной из загадок истории.

Некоторые исследователи местонахождения комнаты считают, что она до сих пор находится в подвалах замка, хотя достоверных источников, подтверждающих эту информацию, не обнаружено. Поиск янтарной комнаты был одной из целей (не основной) раскопок замка, проводившихся в 2001-2008 годах немецким журналом «Шпигель».

Также ходят и другие версии, связанные с местонахождением янтарной комнаты (её остатков и частей). Одни предполагают, что она была вывезена в Берлин, затем передана США, другие версии гласят - комната была вывезена и зарыта в северной части полуострова Ютландия, или даже спрятана в одной из пещер близ Дрездена, а возможно, она просто была разобрана на небольшие части и развезена в различные уголки земли.

Что посетить возле руин Королевского замка в Калининграде

На котором расположены: Кафедральный собор, Медовый мост, связывающий остров с Рыбной деревней, могила Канта и парк скульптуры.


- одна из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Роскошный зал в Большом Екатерининском дворце, украшенный от пола до потолка янтарем, золотом и драгоценными камнями, привлекает туристов со всего мира. Однако не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.




Замысел янтарной комнаты появился у немцев, это должна была быть зимняя резиденция Фредриха I, короля Пруссии. Комната была спроектирована немецким скульпторам Андреасом Шлютером. Когда комнату увидел Петр I в 1716 году, Фредрих Уильям I отдал ее российскому императору в дар, чтобы упрочить прусско-российский альянс против Швеции.



Вначале янтарнй кабинет был установлен в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а после дочь Петра Елизавета решила перенести его в Екатерининский дворец в 1755 году.



В 1941 году после нацистского вторжения, начался массовый вывоз культурных ценностей из СССР. Эвакуировать янтарную комнату не представлялось возможным, материал был слишком хрупким. Чтобы
уберечь ее от грабежа, музейные работники попытались спрятать драгоценные украшения под обои. Для сохранности янтарь оклеили бумагой, а сверху проложили марлю и вату. Правда, такие меры не спасли произведения искусства: немцы смогли демонтировать драгоценное панно всего за 36 часов и отправить в Кёнигсберг.



С 1942 по 1944 год панно экспонировалось в одном из музеев Кёнигсберга. Из-за того, что зал по размерам был меньше питерского, часть панно хранилась отдельно. Этот замок-музей был захвачен советскими воинами, но из-за бомбежек там произошел пожар, и, согласно одной из версий, янтарная комната была утрачена.



Однако существуют и другие версии: по некоторым из них янтарная комната до сих пор хранится в тайных подземельях Калининграда (бывший Кёнигсберг), по другим данным ее вывезли тайно в одну из ближайших европейских стран (Германию, Австрию или Чехию). есть и более фантастические версии, что якобы она была передана в США или Южную Америку.



Большинство из этих версий историки опровергают, главный аргумент - без специального температурного режима в подземельях янтарь попросту не может храниться долго. В Санкт-Петербурге воссоздание янтарной комнаты начали в 1981 году. Десятки мастеров трудились над амбициозным проектом, и к 2003 году восстановительные работы наконец были завершены.



Янтарная комната - одно из .

— одна из самых больших загадок не только Второй мировой войны, но и, пожалуй, всего XX века. О судьбе жемчужины императорской резиденции в Царском селе, подаренной еще Петру Великому прусским правителем и вывезенной войсками Рейха в неизвестном направлении в 1945 году, до сих пор спорят ученые умы всего мира.

Сегодня насчитывается около шестисот предполагаемых мест, в которых, как было заявлено, она хранится. А уж количество мифов, легенд и странных загадочных событий, связанных с ней, и вовсе не поддается подсчету. О создании, попадании в Россию и таинственной пропаже Янтарной комнаты — эта статья.

  • Янтарный кабинет был создан в Берлине в 1709 году немецким архитектором и скульптуром Андреасом Шлютером.
  • В 1716 году Янтарный кабинет подарен Петру I в качестве дипломатического подарка прусским императором Фридрихом Вильгельмом I.
  • В 1770 году архитектор Растрелли по указу Екатерины II создает Янтарную комнату в Екатерининском дворце в Царском Селе.
  • Осенью 1941 года немцы оккупируют город Пушкин. Екатерининский дворец подвергается жестокому разграблению, а Янтарная комната вывозится в Восточную Пруссию — , где она экспонируется в Королевском замке.
  • В 1945 году перед штурмом Кенигсберга Красной Армией Янтарная комната исчезает. Следы ее теряются на территории бывшей Восточной Пруссии, ставшей территориальной репарацией СССР — Калининградской областью.
  • К 2003 году была полностью воссоздана копия Янтарной комнаты, которую могут увидеть все желающие в Екатерининском дворце в городе Пушкине.
  • Янтарная комната стала символом колоссального ущерба, причиненного Германией СССР во время Великой Отечественной войны.

Где посмотреть Янтарную комнату

Сайт музея-заповедника «Царское Село»: http://tzar.ru . Часы работы: выходной — вторник, с октября по апрель — вторник и последний понедельник месяца.

Янтарная комната находится в пригороде Санкт-Петербурга — , в государственном музее-заповеднике «Царское Село» в Екатерининском дворце. Янтарная комната является популярнейшей достопримечательностью. Желающие посмотреть на нее приезжают со всего мира, интерес к этой реликвии только увеличивается с годами.

По словам администрации музея, чтобы уменьшить трафик посетителей и снизить нагрузку на дворец и музейные ценности приходится устанавливать достаточно высокие цены на билет. Билеты можно купить только в кассе музея, онлайн-продажи нет. Приобретенный билет для входа во дворец действителен 1 час.


Чтобы попасть в Янтарную комнату летом, надо отстоять долгую, живую очередь продолжительностью от 1 до 5-ти часов во дворец. Причем очереди будут и в самом дворце, а в залах толпы людей. Поэтому некоторые туристы, приезжая в Пушкин летом, с удовольствием гуляют по Екатерининскому парку, а в Екатерининский дворец приезжают в другое время года, когда очередь существенно меньше.

Без очереди проходить могут инвалиды I и II группы с сопровождающим лицом и дети-инвалиды.

Фотографировать в Янтарной комнате нельзя даже без вспышки, в отличие от других залов дворца. Запрет на фотосъемку администрация музея объясняет высокой светочувствительностью янтаря. Чтобы цветовая гамма органического камня не изменялась фотографировать в Янтарной комнате нельзя.

Стоимость билета

Бесплатные вход в парк и дворец — для детей до 16 лет.

Чтобы пройти в Екатерининский дворец надо сначала купить билет в Екатерининский парк. Платный вход в парк с 27 апреля по 21 октября, в остальное время вход свободный. Стоимость билета в парк — 150 руб ., учащимся (от 16 лет), студентам, курсантам и срочникам — 80 руб., пенсионерам РФ и Белоруссии — 40 руб., бесплатно — взрослому, сопровождающего ребенка в коляске.

Стоимость билета во дворец зависит от времени суток. С 12.00 до 18.00 дешевле:

  • для налоговых резидентов РФ — 700 руб.
  • для нерезидентов — 1000 руб.
  • 350 руб.

После 18.00 стоимость билета во дворец:

  • Для налоговых резидентов РФ – 850 руб .
  • для нерезидентов – 1200 руб.
  • для пенсионеров РФ и Белоруссии, учащихся от 16 лет, студентам, курсантам, срочникам — 430 руб.

Если вы отстояли долгую очередь ко дворцу и попали в кассу после 18.00 придется платить за более дорогие билеты.

История создания и попадания в Россию

Идея грандиозного проекта принадлежит Андреасу Шлютеру, занимавшему в начале XVIII века в должность главного зодчего королевского двора Пруссии. Именно он решил попытаться оформить дворцовые помещения янтарем, который никогда ранее не рассматривался в качестве отделочного материала.

Прусский правитель Фридрих Вильгельм захотел создать кабинет, стены которого были бы отделаны янтарем, в своем замке, однако эта идея не была воплощена в жизнь — монарх умер. А его преемник Фридрих Вильгельм I остался не в восторге от этой затеи, поэтому все элементы шедевра были перевезены в Берлин. Творение гениальных прусских мастеров так и осталось бы лежать на одном из многочисленных оружейных складов и было бы забыто, если бы о нем не узнал император Петр I, который загорелся идеей получить такой кабинет для себя.

Желание Петра довольно скоро исполнилось — в 1716 году Фридрих Вильгельм I подарил ему Янтарную комнату. Никто не знает, почему деталей кабинета не хватило, однако при жизни Петра Янтарная комната так и не была установлена. Роскошные панно долгое время пылились в покоях Летнего дворца, пока его дочь Елизавета Петровна не решила оформить ими одно их помещений Зимнего дворца. Нехватка янтарных составляющих была восполнена зеркалами и росписью. Однако размещена комната была не в Зимнем дворце, а в Царском селе.

Площадь комнаты составляла примерно сто квадратов. Помимо янтаря, зеркал и росписи, помещение было декорировано мозаикой из настоящего мрамора. В середине XVIII века, когда уже никто этого не ожидал, внезапно обнаружились недостающие детали декора, и Елизавета получила четвертое панно янтарного кабинета. В результате Янтарная комната наконец-то была собрана и стала использоваться для дипломатических встреч.

В окончательном виде комната предстала уже при Екатерине Великой, которая немного изменила ее отделку. Она стала настоящим достоянием императорского двора, сюда стремились попасть и выдающиеся европейцы. В течение всего своего существования этот дизайнерский шедевр реставрировался пять раз. Очередные восстановительные работы были назначены на трагический 1941 год.

Вывоз в Кенигсберг

Как только началась война и блокада, многие произведения искусства оказались под угрозой уничтожения из-за постоянных бомбежек и артобстрелов, проводимых немецкой армией. Чтобы уберечь их, было принято решение эвакуировать на восток страны хотя бы то, что можно увезти. К сожалению, Янтарная комната не попала в число эвакуированных предметов искусства, так как ее детали были слишком хрупкими и попросту не пережили бы эвакуацию. Поэтому она была законсервирована. Красивейшие панно закрыли подручными материалами — марлей, бумагой, ватой, различными тканями. Предполагалось, что эти меры уберегут ее от разрушения взрывными волнами.

18 сентября 1941 года в город Пушкин вошли фашисты и началось варварское уничтожение архитектурных памятников и грабежи дворцов. Консервация уберегла Янтарную комнату от разрушения при взрывах, но не спасла от жадных рук фашистов. Убранство Янтарной комнаты было аккуратно снято со стен и переправлено в Кенигсберг комиссией «Кунсткомиссион», специально созданной в 1941 году для изъятия ценностей из оккупированных районов СССР и для транспортировки их в Германию.

Янтарная комната украсила собой Королевский замок, где находился музей янтаря под руководством Альфреда Роде. Роде — немецкий искусствовед и известный специалист по янтарю, имел особое отношение к Янтарной комнате. В письме Эриху Коху он настоятельно рекомендовал срочно перевезти Янтарную комнату из Царского Села в Кенигсберг. Янтарная комната экспонировалась в одном из залов Королевского замка. Он имел меньшую площадь, чем помещение дворца в Пушкине, поэтому многие элементы декора не были даже извлечены из ящиков, в которых их перевозили. Из-за данного факта впоследствии судьба Янтарной комнаты стала еще более запутанной.

Загадочное исчезновение

Королевский замок Кенигсберг — последнее известное место хранения Янтарной комнаты

В 1945 году, когда уже было понятно, что планы Германии неминуемо потерпят поражение, высшие власти Третьего рейха приняли решение спрятать украденные ценности, в том числе и Янтарную комнату. Великолепное убранство вновь было снято со стен и упаковано в коробки и ящики. За три дня до штурма Кенигсберга — 6 апреля 1945 года Янтарную комнату видели последний раз. С этого момента о ее судьбе ничего неизвестно, версии, предположения и загадки множатся, но пока безрезультатно.

Немцы пошли на хитрость — специально уничтожили один из грузовиков для того, чтобы на дороге остались кусочки янтаря. Тогда бы все подумали, что Янтарной комнаты больше нет. Куда отправился подлинный образец, так и не выяснили. Дочь нацистского искусствоведа Роде позже вспоминала, что в январе 1945 года ящики с янтарным декором должны были перевезти по железной дороге, однако в вагоны их не погрузили и соответствующего приказа из Рейхстага никто не получал.

Немецкое командование прекрасно понимало, что воздух, вода и железная дорога полностью контролируются войсками Красной армии, поэтому уже упомянутый выше искусствовед Роде в письме руководству рекомендовал спрятать ценности в бункере, что и было сделано впоследствии.

В 1945 году Роде был арестован советскими войсками и на допросе рассказал о существовании некой системы подземных городов Третьего рейха, где, якобы, и хранятся вывезенные нацистами сокровища. Упоминал он и Янтарную комнату. Однако дальше началось странное — протокол допроса бесследно пропал, а сам Роде с женой погиб при невыясненных обстоятельствах. Бункер, о котором он говорил, так и не был открыт.

Версии местонахождения

Поиски подлинной Янтарной комнаты не прекращаются с момента окончания войны. До сих пор их ведут как кладоискатели-одиночки, так и целые экспедиции. И если она когда-нибудь будет найдена, это станет великим событием не только для России, но и для всего мирового сообщества. Сегодня среди основных предположений о том, что же случилось с великолепным творением человеческих рук, можно выделить следующие:

  • комната полностью погибла в пожаре, произошедшем в 1945 году в кенигсбергском замке, где в одном из залов была выставлена после транспортировки из Царского села;
  • комната — в Восточной Германии, в одном из многочисленных подземелий времен Третьего рейха;
  • часть янтарных панно была вывезена в СССР, а затем попала в штаты по программе ленд-лиза;
  • комнату следует искать на полуострове Ютландия, между Северным и Балтийским морями;
  • шедевр до сих пор хранится в подвалах под развалинами кенигсбергского замка;
  • комната по частям разошлась по частным коллекциям в Северной Америке;
  • творение нужно искать в Аргентине или Бразилии, где сегодня живут потомки сбежавших от уголовного преследования фашистов;
  • комната помещена в один из гротов в окрестностях Дрездена.

Каждая из этих версий имеет право на жизнь, но более-менее правдоподобное подтверждение есть только у одной из них — что комната попала в частные коллекции в США. Об этом свидетельствуют подлинные элементы ее декора, найденные в период с 1994 по 1997 годы. Все остальные версии подтверждения не нашли и пока являются лишь предположениями.

Проклятие Янтарной комнаты

Янтарная комната — это не только произведение искусства, но и весьма мистический объект. Понятно, что в деле ее загадочного исчезновения не обошлось без мистики. Так, существует легенда, что все, кто когда-либо пытался найти ее или пролить хоть немного света на то, где она находится, погибал при странных обстоятельствах. Возможно, ее корни лежат в загадочной гибели искусствоведа Роде, который сначала заявлял о потере памяти и выдвигал прямо противоположные версии о нахождении Янтарной комнаты, а однажды и вовсе был найден мертвым в своей квартире. Официальной версией смерти стало самоубийство, однако теперь уже никто никогда не скажет, правда ли Роде терял память или же сознательно пытался запутать поиски.

У поисков Янтарной комнаты есть и еще одна жертва — советский майор Иван Курица, который загадочно погиб в Кенигсберге, когда пытался расследовать обстоятельства таинственной пропажи. Он ехал на встречу с человеком, который должен был рассказать о том, где находится предмет поисков, но кто-то натянул на дороге проволоку, и майору отрезало голову. Позже заговорили и о смерти агента, с которым была назначена встреча.

Немец Георг Штайн искал утраченное достояние больше двух десятилетий. Время от времени он получал письма с угрозами и настоятельными просьбами не лезть в это дело и прекратить поиски. В конце 80-х у него в руках оказались сенсационные сведения по этому вопросу, которые он захотел обнародовать на специально для этого собранной пресс-конференции. Незадолго до этого он сообщил своему другу, что искать Янтарную комнату в Европе -пустая трата времени, так как она давно на территории США. Однако конференции не суждено было состояться — Штайн, как и многие из тех, кто приближался к разгадке слишком близко, погиб. Официальная версия гласит, что он совершил самоубийство, зарезав сам себя. Конечно, в это мало кто поверил.

В 1992 году СМИ сообщили о гибели российского военнослужащего Юрия Гусева. Говорилось, что он погиб в автомобильной аварии. Мистика состоит в том, что буквально за пару дней до своей смерти он в беседе с журналистами обмолвился, что знает, где находится Янтарная комната, но говорить этого не будет, так как опасается за свою жизнь.

Никто не знает, кто стоит за гибелью всех этих людей. Но совершенно ясно, что это не случайности и погибшие так или иначе владели информацией, которая могла бы пролить свет на одну их самых больших загадок XX века и Второй мировой войны.

Восстановление Янтарной комнаты

В 70-e годы XX века было принято решение Советом Министров РСФСР восстановить утраченный шедевр. Работы заняли два десятка лет с 1983 по 2003 годы и стоили баснословных денег: 11, 35 млн. долларов, из них 3,5 млн передала немецкая компания «Рургаз АГ», и усилий лучших мастеров-реставраторов. На восстановление Янтарной комнаты ушло 6 тонн янтаря.

Торжественное открытие Янтарной комнаты состоялось в день 300-летия Санкт-Петербурга 31 мая 2003 года. Она была создана заново по немногочисленным фото и изображениям.

Сегодня, как и прежде, Янтарная комната находится в городе Пушкине, в Екатерининском дворце. Те немногие, кто посещал первую Янтарную комнату и дожил до ее открытия в отреставрированном виде, отмечали, что она намного роскошнее и красивее, чем утерянная. Судить о том, правда это или нет, к сожалению, теперь нет никакой возможности, поэтому остается лишь поверить на слово.