Православная электронная библиотека. Блаженный иероним стридонский

Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки. В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение . После этого он посетил Галлию. Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.

Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.

Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. Кроме того, святой Иероним в совершенстве изучил еврейский и халдейский языки. В этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам. Сохранилось до 120 писем, бесспорно написанных блаженным Иеронимом. В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли и обители, где трудился блаженный Иероним. Вследствие несогласий ему пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь епископ Павлин посвятил его в сан пресвитера. Затем блаженный Иероним посетил Константинополь, беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским , а в 381 году отправился в Рим. В Риме он продолжал ученые труды. Святой Папа Дамас I (366 - 384), также занимавшийся изучением Священного Писания, приблизил его к себе. Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним вынужден был навсегда покинуть этот город. Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь.

Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.

Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание - набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.

Житие блаженного Иеронима Стридонского

Бла-жен-ный Иеро-ним Стри-дон-ский ро-дил-ся в хри-сти-ан-ской се-мье в го-ро-де Стри-доне (Дал-ма-ция и Пан-но-ния). Для за-вер-ше-ния об-ра-зо-ва-ния ро-ди-те-ли по-сла-ли его в Рим, где он изу-чал свет-ские на-у-ки. В на-ча-ле сво-ей жиз-ни в сто-ли-це юно-ша увлек-ся мир-ской су-е-той, но вско-ре в нем со-зре-ло ре-ше-ние в корне из-ме-нить свою жизнь. Ко-гда юно-ше бы-ло око-ло 20 лет, он при-нял Свя-тое Кре-ще-ние. По-сле это-го он по-се-тил Гал-лию. Здесь у свя-то-го Иеро-ни-ма про-бу-ди-лось же-ла-ние все-це-ло по-свя-тить се-бя Бо-гу и при-нять мо-на-ше-ство.

Око-ло 372 го-да бла-жен-ный Иеро-ним вер-нул-ся в род-ной го-род, но ро-ди-те-лей в жи-вых уже не за-стал. На него лег-ли за-бо-ты о вос-пи-та-нии млад-ших сест-ры и бра-та Пав-ли-ни-а-на. По-стриг при-шлось на вре-мя от-ло-жить. Бла-жен-ный Иеро-ним стал рев-ност-но изу-чать Свя-щен-ное Пи-са-ние.

Устро-ив до-маш-ние де-ла, он по-ехал на Во-сток и око-ло 5 лет про-жил в од-ном си-рий-ском мо-на-сты-ре, со-еди-няя ра-бо-ту над Свя-щен-ным Пи-са-ни-ем с су-ро-вы-ми ас-ке-ти-че-ски-ми по-дви-га-ми. Кро-ме то-го, свя-той Иеро-ним в со-вер-шен-стве изу-чил ев-рей-ский и хал-дей-ский язы-ки. В этот пе-ри-од на-ча-лась его пе-ре-пис-ка с мно-го-чис-лен-ны-ми ли-ца-ми по са-мым раз-но-об-раз-ным во-про-сам. Со-хра-ни-лось до 120 пи-сем, бес-спор-но на-пи-сан-ных бла-жен-ным Иеро-ни-мом. В это вре-мя в Ан-тио-хии про-ис-хо-ди-ли раз-но-гла-сия меж-ду сто-рон-ни-ка-ми епи-ско-пов Ме-ле-тия, Пав-ли-на и Ви-та-лия. Спо-ры до-стиг-ли и оби-те-ли, где тру-дил-ся бла-жен-ный Иеро-ним. Вслед-ствие несо-гла-сий ему при-шлось по-ки-нуть оби-тель и уй-ти в Ан-тио-хию. Здесь епи-скоп Пав-лин по-свя-тил его в сан пре-сви-те-ра. За-тем бла-жен-ный Иеро-ним по-се-тил Кон-стан-ти-но-поль, бе-се-до-вал со свя-ти-те-ля-ми и , а в 381 го-ду от-пра-вил-ся в В Ри-ме он про-дол-жал уче-ные тру-ды. Свя-той па-па Да-мас I (366-384), так-же за-ни-мав-ший-ся изу-че-ни-ем Свя-щен-но-го Пи-са-ния, при-бли-зил его к се-бе. Но из-за об-ли-че-ния бла-жен-ным нра-вов совре-мен-но-го ему рим-ско-го хри-сти-ан-ско-го об-ще-ства об-ра-зо-ва-лась це-лая пар-тия недоб-ро-же-ла-те-лей бла-жен-но-го. По-сле трех-лет-не-го пре-бы-ва-ния в Ри-ме бла-жен-ный Иеро-ним вы-нуж-ден был на-все-гда по-ки-нуть этот го-род. Вме-сте со сво-им бра-том Пав-ли-ни-а-ном и дру-зья-ми бла-жен-ный Иеро-ним по-се-тил Свя-тую Зем-лю, мо-на-хов Нит-рий-ской пу-сты-ни, а в 386 го-ду по-се-лил-ся в пе-ще-ре в Виф-ле-е-ме, по-бли-зо-сти от пе-ще-ры Рож-де-ства Хри-сто-ва, и на-чал пол-ную су-ро-вых по-дви-гов жизнь.

Это был пе-ри-од рас-цве-та его твор-че-ской де-я-тель-но-сти. Вы-да-ю-щий-ся уче-ный сво-е-го вре-ме-ни, бла-жен-ный Иеро-ним оста-вил Церк-ви бо-га-тое пись-мен-ное на-сле-дие: со-чи-не-ния дог-ма-ти-ко-по-ле-ми-че-ские, нрав-ствен-но-ас-ке-ти-че-ские, тру-ды по ис-тол-ко-ва-нию Свя-щен-но-го Пи-са-ния, тру-ды ис-то-ри-че-ские. Но глав-ным его по-дви-гом был сде-лан-ный за-но-во пе-ре-вод на ла-тин-ский язык книг Но-во-го и Вет-хо-го За-ве-та. Этот пе-ре-вод под на-зва-ни-ем Вуль-га-ты во-шел во все-об-щее упо-треб-ле-ние в За-пад-ной Церк-ви.

Бла-жен-ный Иеро-ним с глу-бо-кой скор-бью пе-ре-жил па-де-ние лю-би-мо-го им го-ро-да Ри-ма, за-во-е-ван-но-го го-та-ми в 410 го-ду. А в 411 го-ду бла-жен-но-го по-стиг-ло но-вое ис-пы-та-ние - на-бег ди-ких бе-ду-и-нов-ара-бов. Лишь ми-ло-стью Бо-жи-ей об-щи-на пре-ста-ре-ло-го по-движ-ни-ка бы-ла спа-се-на от пол-но-го ра-зо-ре-ния. Свою жизнь он окон-чил в той же Виф-ле-ем-ской пе-ще-ре. Да-той смер-ти бла-жен-но-го Иеро-ни-ма счи-та-ет-ся 420 год. Мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны из Виф-ле-е-ма в

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь блаженному Иерониму Стридонскому

Вели́ка име́ет тя предста́теля, Богому́дре,/ правосла́вных собра́ние,/ я́коже у́бо преподо́бных еси́ собесе́дник/ и Боже́ственныя прему́дрости соприча́стник,/ та́ко, пречу́дне Иерони́ме,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Великим почитает тебя защитником, Богомудрый, православных собрание, так как ты единомышленник преподобных и Божественной премудрости причастник, потому, удивительный Иероним, Христу Богу молись о даровании нам великой милости.

Кондак блаженному Иерониму Стридонскому

В преподо́бных преподо́бнейшаго и в блаже́нных блаже́ннейшаго учи́теля,/ пе́сньми восхва́лим Иерони́ма достохва́льнаго,/ ве́рных наста́вника и засту́пника, любо́вию тому́ зову́ще:// ра́дуйся, о́тче Богому́дре.

Перевод: Преподобнейшего среди преподобных и блаженнейшего среди блаженных учителя, песнопениями восславим Иеронима достойного похвал, верующих учителя и защитника, с любовью к нему взывая: «Радуйся, отче Богомудрый».

Молитва блаженному Иерониму Стридонскому

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иерони́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Житие
Большую часть жизни своей блж. Иероним провёл на Востоке, где и написана им значительная часть его произведений. Но по характеру первоначального воспитания своего он - римлянин, а потому
и по всем симпатиям своим, по характеру учёных трудов, по духу богословских воззрений, равно как и по самому языку (латинскому) своих писаний, он ближе к западным отцам Церкви, чем к восточным. Главное, что с этой стороны отличает его творения от творений восточных отцов Церкви, - это нерасположенность его к чисто догматическим вопросам, рассуждениям и воззрениям. Живя на Востоке во время самых живых и горячих споров православных с арианами, он мало принимал в том живого участия, между тем как с Востока следил за движением ересей в Западной Церкви и писал опровержение их(1). Это потому, что западные ереси искажали практическую сторону христианства.
Блж. Иероним родился, как полагают, между 330-340 годами в Стридоне, лежащем на границе Далмации и Паннонии. Происходил он из христианской семьи. После первоначального домашнего обучения в 354 году поступил вместе с товарищем детства Бонозом в школу знаменитого римского грамматика Доната. Здесь же он близко сошёлся с Руфином Аквилейским, сначала неизменным участником его плотских увлечений, а потом - обращения ко Христу. Дальнейшей ступенью его образования было изучение риторики и диалектики. С греческой философией блж. Иероним познакомился исключительно по изложению Цицерона и Сенеки. Движимый любовью к классическому образованию, он постепенно составил для себя огромную библиотеку, с которой никогда не расставался. Около 360 года он принял Крещение и резко изменил свою жизнь, проникшись аскетическим настроением.
Из Рима он в сопровождении друзей совершил путешествие по странам Европы, а затем устроил общину друзей-отшельников в Аквилле.
В 370 году вместе со своими друзьями блж. Иероним отправился в Палестину для поклонения святым местам, но болезнь на два года задержала его в Антиохии. Во время болезни он видел свой знаменитый сон: восхищенный к престолу Божию, он дал перед ним клятву не брать в руки классиков и после этого действительно в течение 15 лет не читал ни Цицерона, ни Виргилия. В Антиохии блж. Иероним поз-
0) Например, опровержение ереси пелагиан и ереси Елвидия, отвергавшего приснодевство Божией Матери.

накомился с Аполлинарием, комментариями которого впоследствии пользовался, и быстро усвоил греческий язык. Не стремясь разобраться в многочисленных антиохийских сектах, он держался в стороне от всех. После некоторого колебания блж. Иероним в 374 году удалился в пустыню Халкис, которая являлась центром сирийского подвижничества. Здесь в течение 5 лет он предавался отшельническим подвигам и научным занятиям, изучал еврейский язык, переписывал книги и составлял свою библиотеку.
Волнения среди халкидского монашества заставили блж. Иеронима вернуться в Антиохию. Здесь епископом Павлином он был посвящён в сан пресвитера.
Из Антиохии блж. Иероним предпринял поездку в Константинополь, где имел встречи с св. Григорием Богословом и св. Григорием Нисским. Под их влиянием он познакомился с творениями Оригена и сделался сначала его ревностным почитателем.
В 381 году по приглашению папы Дамаса блж. Иероним отправился в Рим и на соборе 382 года участвовал в рассмотрении меле- тианского раскола. После собора он исполнял обязанности личного секретаря и библиотекаря папы Дамаса и по его поручению занялся исправлением латинского перевода Библии, имевшего много погрешностей. В то же время он написал ряд полемических и нравственноназидательных произведений, которые доставили ему славу учёного богослова и талантливого церковного писателя.
Но его жизнь и деятельность и созданное им аскетическое движение вызвали раздражение против него развращённого римского общества, и, когда умер его покровитель, папа Дамас, блж. Иероним снова уехал на Восток, где после посещения египетских и сирийских подвижников окончательно обосновался в Палестине. В Вифлееме он воздвиг два монастыря - мужской и женский, и в первом из них провёл последние 33 года своей жизни.
Здесь он целиком отдался научной работе и собрал богатую библиотеку. Главное внимание его было направлено на исправление и экзегетику библейского текста. Умер блж. Иероним в 420 году. Церковная память его совершается 15 июня.
Личность блж. Иеронима, его подвиги послужили образцом для подражания в среде католического монашества, в котором со сред
них веков существовали общества «иеронимитов», считавших блж. Иеронима своим покровителем и живших строго по правилам, извлечённым из различных его писем об иноческой жизни.
Творения и богословие
В переводе на русский язык имеются (в порядке издания) следующие сочинения блж. Иеронима. 117 писем к разным лицам (Творения. Ч. I-III. Далее - только часть). «Жизнь Павла Пустынника». «Жизнь св. Илариона». «Жизнь пленного монаха Малха». «Предисловие блж. Иеронима к сделанному им латинскому переводу правил св. Пахомия». «Разговор против люцифериан». «О приснодевстве блж. Марии. Книга против Елвидия». «Две книги против Иовиниана». «Книга против Вигилянция». «Книга против Иоанна Иерусалимского к Паммахию» (ч. IV). «Апология против книг Руфина, посланная к Паммахию и Марцелле, три книги». «Разговор против пелагиан в лице Аттика православного и Критовула еретика, три книги». «Книга о знаменитых мужах, написанная к Декстру, преторианскому префекту» («De viris illustrious»). «Изложение хроники Евсевия Памфила». (На русский язык переведена только часть хроники, начиная с Рождества Христова - от императора Октавиана Августа). «Хроника блаженного Иеронима». «Перевод книги Дидима о Святом Духе» (ч. V). «Толкование на книгу Екклесиаст, к Павле и Евстохии». «Перевод двух бесед Оригена на книгу Песнь песней». «Шесть книг толкований на пророка Иеремию» (ч. VI). «Восемнадцать книг толкований на пророка Исайю» (ч. VII- IX).
«Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля» (ч. XXI). «Одна книга толкований на пророка Даниила». «Три книги толкований на пророка Осию». «Одна книга толкований на пророка Иоиля» (ч. XII). «Три книги толкований на пророка Амоса». «Одна книга толкований на пророка Авдия». «Одна книга толкований на пророка Иону». «Одна книга толкований на пророка Наума» (ч. XIII). «Две книги толкований на пророка Михея». «Одна книга толкований на пророка Аввакума». «Одна книга толкований на пророка Софонию». «Одна книга толкований на пророка Аггея» (ч. XIV). «Три книги толкований на пророка Захарию». «Одна книга толкований на пророка Малахию» (ч. XV). «Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея» (ч. XVI). «Три книги толкований на Послание апостола Павла к Галатам». «Три книги толкований на Послание апостола Павла к Ефеся- нам» (ч. XVII).

выполнить свою задачу, блж. Иероним изучил не только еврейский язык, но и халдейский, сирский. В основу перевода им был положен еврейский текст, но этому тексту он не следовал слепо.
Превосходное знание языков обеспечило высокое качество перевода, но в результате некоторой спешки и в нём оказались неисправности, которые он старался устранить впоследствии. В Римской Церкви перевод блж. Иеронима пользуется большим авторитетом; он находится в употреблении и в Восточной Церкви. Язык перевода отличается ясностью и в то же время красотой и выразительностью.
Кроме книг Священного Писания, блж. Иероним перевёл на латинский язык многие произведения Оригена, причём во вторую половину жизни из поклонника Оригена он превратился в его противника. На сочинения великого александрийца внимание блж. Иеронима обратил св. Григорий Богослов. При первом знакомстве с этими сочинениями они до такой степени поразили воображение блж. Иеронима своей обширностью и эрудицией, что он вознамерился перевести их на латинский язык полностью. Намерение не было осуществлено, но он несколько раз принимался за эту работу и в 399 году сделал перевод сочинения Оригена «О началах», не сохранившийся до нашего времени.
Кроме произведений Оригена блж. Иероним переводил сочинения Дидима Александрийского, правила св. Пахомия и апокрифическое евангелие от евреев, но не все переводы сохранились.
Убеждённый в том, что только Священное Писание требует буквального и дословного перевода, в прочих переводах блж. Иероним всегда давал более или менее близкий к подлиннику перифраз. При таком способе воспроизведения подлинника на переводах не могла не сказаться индивидуальность переводчика. Будучи ритором по призванию и блестящим стилистом, искренно любя изящное слово, блж. Иероним любил украшать переводы подробностями и драматизировать положения. «Если перевожу буквально, - говорит блж. Иероним, - то выходит нескладно; если по необходимости что- нибудь изменю в расстановке или в речи, то покажется, что я отступил от обязанности переводчика... И если кому представляется, что прелесть языка от перевода не изменяется, тот пусть буквально переводит Гомера на латинский. Скажу нечто большее: пусть он того
же Гомера перекладывает прозой того же языка: он увидит смешную конструкцию и изящнейшего поэта едва говорящим» (V: 315, 316). Как экзегет блж. Иероним превосходит своей учёностью и знанием предмета многих латинс-
экзегет 7 тт ^
Священного Писания ки*,отцов Церкви" „ ,
Из священных книг Ветхого Завета он
истолковал Екклесиаста и всех пророков. Правда, на книгу пророка Иеремии довёл он толкование до 33-й главы (всего у пророка Иеремии 52 главы, следовательно, не истолковано 20 глав). Заботы и беспокойства последних лет жизни блаженного учителя Церкви не позволили ему окончить этот труд. Из священных книг Нового Завета он изъяснил Евангелие от Матфея и Послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, к Титу и Филимону. Кроме того, часть писем блж. Иеронима имеет экзегетическое содержание.
Блж. Иероним хорошо знал еврейский язык, историю еврейского народа, его традиции и обычаи, и вместе с преподобным Ефремом он занимает первое место среди отцов в толковании Священного Писания Ветхого Завета. Но нельзя думать, что у него все толкования верны: он иногда выставляет учёные гадания раввинов на место простого и естественного значения слов. Руфин был прав, упрекая блж. Иеронима за то, что он, собирая разные и иногда противоречивые объяснения, не всегда показывает достоинства их. Блж. Иероним защищался тем, что он суду других предоставляет выбирать лучшее. Но что делать тому, кто не получил дара судить?
Из его комментариев более ценны комментарии на великих пророков и на Послания апостола Павла.

истории Рима. Третья часть - с 329 года до смерти Валента - составляет его собственное произведение. Источниками для дополненной и самостоятельной работы блж. Иерониму служили исторические труды Светония, Евтропия и др.
Монашеские биографии, написанные блж. Иеронимом, представляют собой предварительные наброски для намеченного, но не осуществлённого большого труда. Он намеревался составить историю Церкви в биографиях по схеме: распространение Евангелия апостолами, укрепление христианства кровью мучеников, упадок его со времени объявления государственной религией. К монашеским биографиям относятся: 1) жизнь пустынника Павла Фивейского, которого он считает родоначальником египетского монашества, оспаривая приписывание этого первенства преподобному Антонию Великому; 2) жизнь благочестивого старца Малха, составленная на основании личных бесед с ним; 3) «Жизнь св. Иллариона», написанная на основе устного предания о нём. Недостатками этих трудов блж. Иеронима являются крайне аскетическое направление, страсть к чудесному и напыщенность изложения.
В сочинении «De viris illustrious» блж. Иероним явился новатором. Это был первый опыт истории христианской литературы. Сочинение преследовало апологетические цели. По просьбе преторианского префекта Декстра блж. Иероним задался целью доказать язычникам, что у христиан нет недостатка в образованных людях. Эта тенденция объясняет целый ряд особенностей сочинения. Подчиняясь ей, автор старается умножить число христианских писателей. Для этого он вносит в свой список не только писателей-еретиков, но и нехрис- тиан - Сенеку, Филона, Иосифа Флавия, Юста Тивериадского. Далее, он старается говорить о христианской литературе в высоком стиле и не дать язычникам заметить разногласия среди христиан. Отсюда он расточает преувеличенные похвалы даже совершенно второстепенным писателям и воздерживается от порицания нецерковных произведений христианской литературы.
По содержанию сочинение можно разделить на две части: компилятивную (гл. 1-78) и самостоятельную (гл. 79-135).
Компилятивная часть составлена главным образом на основании материалов, извлечённых автором из «Церковной истории» и отчас

ти из хроники Евсевия. Извлечения эти сделаны недостаточно внимательно и вследствие этого первая часть содержит ряд ошибок. К этому материалу блж. Иероним присоединил сведения на основании личного знакомства с христианской литературой, особенно западной, которой мало интересовался Евсевий. Сюда нужно отнести сообщения о Тертуллиане, св. Киприане, Новациане, Викторине Пе- тавианском и др.
Самостоятельная часть составлена на основании библиотечных каталогов, из которых автор иногда заимствовал названия сочинений, неизвестных ему лично, но главным источником для неё послужила выдающаяся начитанность блж. Иеронима в церковной литературе IV века. Он не искал специально материалов для своей работы, не изучал их для этой цели нарочито, а изложил в ней только то, что уже было известно ему и находилось в его библиотеке. Поэтому труд его не даёт нам того, что мог бы дать при ином отношении автора к своей задаче. Тем не менее, только блж. Иерониму мы обязаны сведениями о целом ряде церковных писателей. В этом заключается положительное значение этого сочинения и особенно второй его части. Крупным и характерным для блж. Иеронима недостатком каталога церковных писателей служит необыкновенная краткость сообщений о самых видных писателях, хорошо известных автору: свв. Епифании, Григории Богослове, Григории Нисском, Амвросии, Иоанне Златоусте.

отношение и написал ряд сочинений в опровержение оригенистов. В этих работах, раскрывая неправые мнения Оригена, блж. Иероним обнаруживает невыдержанность и чувство личного раздражения. Особенно это проявляется в полемике с Руфином, против которого он написал апологию в трёх книгах. По поводу данной полемики следует заметить, что в догматическом отношении она не представляет чего-либо ценного. Вопрос, обсуждавшийся полемистами, состоял не в том, правильно или неправильно учил Ориген, а в том, кто ори- генист - блж. Иероним или Руфин.
Выступая против пелагиан, блж. Иероним связывает их учение с манихейством, христианскими ересями и стоицизмом. Свои опровержения он обосновывает данными Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Но резкий тон полемики вызвал волнения среди монахов, сторонников пелагианства. Фанатичная толпа монахов напала на монастыри блж. Иеронима, разгромила здания, подожгла постройки, убила диакона и нескольких монахов и монахинь. Сам блж. Иероним едва спасся в крепкой башне. Так как Иоанн, епископ Иерусалимский, стоял на стороне Пелагия, то отношения между ним и блж. Иеронимом испортились, и под влиянием обиды блж. Иероним опубликовал в 416 году своё сочинение против Иоанна, заготовленное ещё в начале оригенистического спора, но не выпущенное вследствие состоявшегося тогда примирения противников.

тельство Елвидий ссылался на слова св. евангелиста Матфея: Прежде нежели сочетались (I, 18); И не знал Ее. /Как/ наконец Она родила Сына (1,25), на название Христа первенцем, на упоминание о братьях Господа, на аналогичное учение Тертуллиана.
Критикуя Елвидия, блж. Иероним свидетельствует следующее.
«Прежде нежели» не всегда указывает на то, что предполагаемое действие потом совершилось. Апостол Павел, прежде чем отправиться в Испанию, был закован в узы. Из этого не следует, что потом он отправился в Испанию.
«Наконец» не всегда указывает на последующее прекращение действия. Например: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (I Кор. 15, 25).
Первенец означает просто «разверзающий ложесна», хотя бы за ним и не следовали другие дети.
«Братьями Господа» называются двоюродные братья Его или вообще родственники, но не дети Иосифа и Пресвятой Марии, даже не дети Иосифа от первого брака, потому что Писание не упоминает о последнем. Иосиф, как и Мария, был девственником и за это удостоился именоваться отцом Господа.
Мнение Тертуллиана не имеет никакого авторитета, потому что он отделился от Церкви.
В заключение блж. Иероним доказывает преимущественную ценность девства. Брак с его заботами о благосостоянии семьи не оставляет времени для молитвы и служения Господу. Поэтому если в Ветхом Завете был заповедан брак, то в Новом - девство.
б) Более серьёзным проявлением противомонашеских тенденций было выступление Иовиниана - девственника и строгого подвижника, живущего среди мирян. Учение его представляется в следующем виде. Христианские девственницы, вдовы и замужние при равенстве прочих условий имеют одинаковую заслугу пред Богом. Дозволен не только первый, но также второй и третий брак. Раскаявшиеся блудники имеют одинаковую заслугу с девственниками. Девство - нечто неслыханное в христианстве, потому что неестественно. Бог создал и благословил брак. Патриархи, священники, пророки и апостол Пётр угодили Богу в браке.
Всё решает внутренее настроение, а поэтому между воздержанием от пищи и принятием её с благодарением нет никакого различия. Бог создал животных для человека и позволил употреблять в пищу всё движущееся. Христа называли ядцей и винопийцей. Он был на обеде у Закхея, на браке в Кане и для Евхаристии взял вино. Посты заимствованы у язычников. Все возрождённые в Крещении и сохранившие благодать его получат равное блаженство в Царстве Небесном.
Как добро, так и зло не имеют степеней. Наёмники, пришедшие на работу в 3-й час ив 11-й, одинаково получают динарий.
Это учение Иовиниана стало быстро распространяться. Смущённые успехом новой проповеди, монашески настроенные друзья блж. Иеронима послали ему в Вифанию «Commentarioli» Иовиниана с просьбой написать на них опровержение. Идя навстречу этому желанию, блж. Иероним составил в 392-393 годах «Две книги против Иовиниана».
Первая книга посвящена опровержению тезиса о равноценности девства и брака. В доказательство преимущественной ценности девства блж. Иероним ссылается на апостольские слова: хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7, 1). Но хорошему - добру - противоположно зло, следовательно, «касаться» - зло. Оно допускается только из опасения худшего. А это - уже не полноценное добро. Лучше жениться, чем разжигаться, как лучше иметь один глаз, чем ни одного. Девство высоко ценилось и в Ветхом Завете. Ной и его сыновья вошли в ковчег с жёнами, потому что должны были послужить родоначальниками нового человечества, но, пребывая в ковчеге, были отделены от жён. Моисей был женат и потому не вошёл в землю обетованную. Народ был введён в неё Иисусом Навином, о жене и детях которого Писание ничего не говорит. Из новозаветных праведников апостол Пётр был женат до призвания, а, став апостолом, оставил супругу и хотя имел тёщу, но не имел жены. Апостол Павел допускает в клир женатых, но по нужде, принимая во внимание слабость новообращённых язычников. Девство не только было известно языческому миру, но и высоко ценилось в нём; брак, наоборот, порицался. Девами были сивиллы, жрицы Дианы Таврической, Весты. Язычество повествует о рождении бесов от дев, например, Будды, родившегося
из бока девушки. Напротив, брак осмеивается Аристотелем, Плутархом, Сенекой. «Мнение учёнейшего мужа (Сенеки. - К. С.) таково: прежде всего должно хранить целомудрие; с потерей его падает всякая добродетель. В нём верх добродетелей женских» (IV: 220).
Во второй книге блж. Иероним отстаивает ценность поста. Уже язычники ценили пост. Сам Эпикур питался хлебом и овощами. Египетские жрецы, брамины, пифагорейцы, орфики, циники служат для христиан примером воздержания. Однако не христиане подражают в этом язычникам, а диавол, научивший язычников, подражает христианам. Пост был заповедан ещё в раю. Илия, Ниневия, Даниил, на- зореи, Креститель дают нам пример поста.
Учение об одинаковости наград всех искуплённых противоречит, настаивает блж. Иероним, понятию о справедливости Божией, назначающей различное возмездие за различные деяния, и прямым свидетельствам Писания о различии загробных наград (см. 2 Кор. 5,10).
Общий тон сочинения до такой степени враждебен браку, что этими утверждениями блж. Иеронима были смущены даже его друзья. На их упрёки блж. Иероним ответил письмом, в котором взял назад наделавшие много шума резкие выражения и объяснил, что употребил их по примеру восточных писателей - полемически, а в полемике часто, показывая хлеб, готовят камень противнику. По существу же он не отрицал брака, называл его даром Божиим, признавал дозво- лительность второго и третьего брака и если называл брачный союз злом, то лишь по сравнению с девством.
в) Вигилянций был сыном трактирщика и некоторое время помогал отцу в торговле. В 395 году он получил сан пресвитера в Барселоне. С рекомендательными письмами Павлина Ноланского он предпринял паломничество в Египет и Палестину. В Вифлееме он был любезно принят блж. Иеронимом. По возвращении на Запад Вигилянций выступил с учением - отчасти навеянным впечатлениями путешествия в центры монашества, - подрывающим почитание мучеников и реликвий. Направляя остриё своей критики против монашества, он восставал, главным образом, против пышности культа почитания святых мощей, паломничества и сборов на монастыри. Отшельничество он счёл за бегство из мира, лишающее Церковь лучших деятелей.

Опровергая это учение, блж. Иероним утверждает, что нет оснований опасаться вредных последствий отшельничества для Церкви, так как монашество всегда будет уделом лишь немногих избранников. Милостыня в пользу палестинских монастырей угодна Богу. Уже апостол Павел производил сборы в пользу Иерусалимской Церкви. Почитание мучеников освящено преданием. Император святой Константин перенёс в столицу святые мощи апостолов Андрея, Луки, Тимофея, а Аркадий - святые мощи Самуила. Нужно различать Божеское поклонение, приличное одному Богу, и почитание, воздаваемое мученикам. Если Бог исполняет молитвы их при жизни, то тем более Он слышит их молитвы, когда они находятся со Христом. «Один человек Моисей, - рассуждает блж. Иероним, - испрашивает у Бога прощение шестистам тысячам способных носить оружие (Исх. 32. Деян. 7); и Стефан, подражатель Господу своему и первый мученик во Христе, молит о прощении гонителей; неужели после того, как они станут быть со Христом, они будут иметь меньше силы? Апостол Павел говорит, что ему дарованы двести семьдесят шесть душ, бывших с ним на корабле: неужели он, после того как, разрешившись, будет со Христом, сомкнёт уста и не будет в состоянии вымолвить слова за тех, кои во всём мире уверовали его Евангелию? ...Наконец, святые не называются умершими, но усопшими» (IV: 300).
Письма Переведённых на русский язык насчиты
вается 117 писем. Они наполнены разными фактами и сообщениями, относящимися к событиям того времени, и касаются различных вопросов: «Об образе жизни клириков и монахов» (письмо 49), «Об упражнении в Священном Писании» (письмо 50), «О хранении девства» (письма 21 и 106), «О хранении вдовства» (письмо 51), «О покаянии» (письмо 98), «О единобрачии» (письмо 99) и др.
Интересно письмо блж. Иеронима Марцелле (44-е) с убедительным приглашением прийти в Вифлеем. Здесь он с живостью речи представляет в самых светлых чертах жизнь вифлеемскую, её безмятежную тишину и безмолвие, сравнительно с шумным Римом, и, дабы ещё более возвысить достоинство её, рисует мрачную картину непрерывного шума и смутного волнения столицы мира, применяя к ней пророчество апостола о новозаветном Вавилоне.

Замечательным творением блж. Иеронима в эпистолярной области служит его письмо к Лете (87-е) о воспитании её малолетней дочери Павлы. Это образец мудрых советов о воспитании детей в духе истинно христианского благочестия. * *
Что касается значения блж. Иеронима как богослова, то в этом отношении он, по слову Ф. Фаррара, не оказал большого влияния на последующее время. Блж. Иероним был, скорее, учёный и человек учёности, чем самобытный мыслитель. Он был крайне робок в области умозрения. У него едва ли была какая-либо своя собственная богословская система. Он твёрдо держался установившихся воззрений Римской Церкви. Хотя в течение многих лет он был пламенным почитателем Оригена и гордился тем, что учился у таких лиц, как св. Григорий Назианзин и Дидим Александрийский, тем не менее, он всегда более полагался на предание и в этом отношении не выступал из уровня обычного богословского воззрения того времени(1).

Блаженный Иероним Стридонский - церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви. Память в Католической церкви - 30 сентября, в Русской православной церкви (именуется Иероним Блаженный) - 15 июня (по юлианскому календарю), в Элладской православной церкви - 15 июня по григорианскому календарю.

Канонизирован в 1767 г. папой Климентом XIII. В КЦ считается патроном Далмации, Лиона; аскетов, ученых, учителей, учеников, студентов, теологов, переводчиков, высших школ, теологических факультетов, орденских братств св. Иеронима, библейских обществ.

Иероним родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония) ок. 342 г. В родительском доме Иероним получил христианское воспитание и хорошее классическое образование. Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки. В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение. После этого он посетил Галлию. Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.

Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.

Устроив домашние дела, он поехал на Восток и посетил Св. Землю, Киликию, Сирию, а затем около 5 лет прожил в Халкидской пустыне в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. Кроме того, святой Иероним в совершенстве изучил еврейский и халдейский языки. Так как спутниками себе он имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей», в этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам.

Постепенно он разочаровался в сирийском иночестве. «Я видел, - писал Иероним, - некоторых, которые, отрекшись от мира, то есть по одежде, по обещанию и на словах, а не на деле, ничего не переменили из прежней жизни» (Письмо 101).

В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли и обители, где трудился блаженный Иероним. Вследствие несогласий ему пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь епископ Павлин посвятил его в сан пресвитера. Иероним не хотел священства и принял сан с условием, что его никогда не будут заставлять служить и не “припишут” к какой-либо конкретной церкви. Он действительно ни разу не совершил литургии, - случай, может быть, уникальный в истории Церкви, во всяком случае, для человека, признанного святым.

Затем блаженный Иероним посетил Константинополь, беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским. Через Назианзина Иероним открыл для себя труды Оригена, первого великого богослова Востока.

В 382 году Иероним вместе с Павлином отправился в Рим, на собор, созванный папой Дамасом для решения антиохийских проблем, и остался здесь в качестве секретаря Папы. В Риме он продолжал ученые труды. Св. папа Дамас I (366 - 384), также занимавшийся изучением Священного Писания, приблизил его к себе. Он высоко оценил знания и таланты Иеронима и просил его писать о трудных местах Библии. Некоторое время Иеронима даже считали возможным кандидатом на Римскую кафедру. Папа поручил Иерониму пересмотр латинских переводов Библии, и тот вскоре представил папе отредактированный Новый Завет и Псалтирь (382-83). Эта работа стала подготовительным этапом к новому переводу всей Библии.

В Риме вокруг Иеронима сложился кружок вполне почтенных матрон и дев, готовых отдать за него жизнь, по его инициативе принесших обеты девственной жизни, ныне признанных святыми: Альбина и ее дочери Маркелла и Аселла, Леа, Мелания Старшая, Фабиола, Павла с дочерьми Влесиллой и Евстохией. К нему относились примерно так же, как в наше время относятся к проповедникам различных псевдовосточных культов, требующих ухода от семьи, полного подчинения воле духовного руководителя. Дело ухудшалось еще тем, что, в отличие от подобных учителей, Иероним защищал правое дело в манере совершенно невыносимой, агрессивной, не заботясь о том, как воспримут его слова.

После смерти Дамаса (384) Иероним почувствовал враждебность римских клириков, которых он сурово обличал. Из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия его недоброжелателей. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним вынужден был навсегда покинуть этот город. Вместе со своим братом Павлинианом, ученицами и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь. В Вифлееме и на деньги Павлы основал один мужской монастырь и три женских.

Даже находясь в удалении от своих противников, Иероним не избежал их нападок. Эти нападки вынуждали его вести резкую полемику с противниками, в которой сказался его горячий темперамент. Но Иероним имел не только врагов, но и немало друзей (среди них блж.Августина).

Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание - набег диких бедуинов-арабов. Еретики пелагиане подослали бандитов, которые разорили монастырь в Вифлееме. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.

2. Творческое наследие

Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.

Литературная деятельность св.Иеронима может быть подытожена несколькими основными главами: работы по Библии, теологические споры, исторические работы, различные письма, переводы.

В период его пребывания в Риме (382) был сделан перевод проповедей Оригена о пророках Иеремии, Езекииле и Исаии (379-81), в это же самое время появились перевод Хроники Евсевия и "Жизнь св. Павла, первого отшельника" (374-379).

Следующий период простирается от времени пребывания в Риме до начала его перевода Ветхого Завета с древнееврейского в годах 382-390. На 384 год мы имеем исправление латинской версии четвероевангелия, в 385 послания св.Павла, в этом же 384 году состоялся первый пересмотр псалмов на латыни согласно принятому тексту Септуагинты (так называемая "Католическая Псалтырь"), а также пересмотр Латинской рабочей версии Книги Иова согласно принятой версии Септуагинты.

Между годами 386 и 391 он осуществляет второй пересмотр "Латинской Псалтыри", на сей раз согласно тексту "Гексапли" Оригена ("Галликанская Псалтырь", воплощенная в Вульгате). В годах 382-383 выходит "Altercatio Luciferiani et Orthodoxi" ("Спор с люциферианами и ортодоксами") и "Perpetua Virginitate B.Mariae, adversus Helvidium" ("О вечной девственности бл.Марии, против Гельвидия"). В 387-388 идут комментарии по "Посланиям" к Филемону, Галатам, Эфессцам и Титу, и в 389-390 комментарии к Экклезиасту.

В годы 390-405, Св.Иероним уделил всё своё внимание переводу Ветхого Завета с древнееврейского, но эта деятельность чередовалась со многими другими. Между годами 390 и 394 он перевел книги Царей, Иова, Притчи Соломона, Экклезиаста, Песнь Песней, Ездры, и Паралипоменона. В 390 году он перевел трактат "О Святом Духе" Дидима Александрийского, в 389-90, он составил его "Гебрайские вопросы в книге "Бытие" ("Quaestiones hebraicae in Genesim") и "Интерпретации гебрайского имени" ("Interpretatione nominum hebraicorum"). В годах 391-392 он написал "Жизнь св. Иллариона" ("Vita S. Hilarionis"), "Жизнь Мальха, плененного монаха" ("Vita Malchi, monachi captivi"), и комментарии по книгам пророков Наума, Михея, Софонии, Аггея, Аввакума. В годах 392-93 появились его "Жития замечательных людей" ("viris illustribus"), включающие 135 биографий и рисующие живые и полные реализма портреты деятелей христианской церкви, хотя и с известной долей тенденциозности. Также в это время был написан трактат "Против Иовинана" ("Adversus Jovinianum"), в 395 году комментарии по Ионе и Авдию, в 398 году он осуществил пересмотр оставшейся части Латинской версии Нового Завета, и дал приблизительные комментарии того времени к главам XIII-XXII Исайи. В 398 году вышла его незаконченная работа "Против Иоанна Иерусалимского", в 401 году его "Различная апологетика против Руфина" ("Apologeticum adversus Rufinum"), между 403 и 406, "Против Бодрствования" ("Contra Vigilantium"), и, наконец, в период между 398 и 405 завершил версию Ветхого Завета согласно гебрайской версии.

В последний период его жизни, от года 405 до 420, св.Иероним возобновил работу над рядом своих комментариев, которую он прервал на семь лет. В 406 году, он прокомментировал книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Захарию, Малахии, в 408 году пророка Даниила, от 408 до 410 года оставшуюся часть книги пророка Исаии, от года 410 до 415 книгу пророка Езекииля, от 415 до 420 книгу пророка Иеремии. От периода лет 401-410 остались его проповеди, трактаты о Св.Марке, проповеди о псалмах, о различных вещах и Евангелиях, в 415 году "Диалоги против пелагинацев" ("Dialogi contra Pelagianos").

Среди исторических работ Св.Иеронима должен быть отмечен перевод и продолжение "Хроники Евсевия Кесарийского", как продолжение, написанное им, которое простирается от года 325 до года 378, служащая моделью для летописей летописцев средневековья.

Переписка Св.Иеронима является одной из лучших известных частей его литературного наследия. Она содержит приблизительно сто двадцать писем, написанных им и несколько его корреспондентами. Многие из этих писем были написаны с целью предания гласности, и в некоторых из них автор даже редактировал сам себя. В них Св.Иероним показывает себя как мастер стиля. Эти письма, которые были встречены с большим успехом его современниками, были, наряду с "признаниями" Св.Августина, теми работами, которые в наибольшей степени были оценены гуманистами Ренессанса. Кроме интереса к ним с литературной точки зрения, они имеют большую историческую ценность. Касаясь периода, охватывающего середину IV столетия, они касаются различных предметов, следовательно, возможно их тематическое разделение на письма, имеющие дело с богословием, полемикой, критикой, поведением, и биографией.

Несмотря на обилие казенности они показывают индивидуальность автора. Именно в этой переписке характер Св.Иеронима виден наиболее ясно: его своенравность, его любовь к крайностям, его отсутствие чувства меры, когда он был и изящен и горько сатиричен, неэкономно откровенен относительно других и одинаково откровенен о себе....

Экзегетические труды Иеронима составляют значительную часть его литературного наследия. Иероним был одним из немногих библеистов святоотеческого периода, основательно изучивших еврейский язык. Он считал это необходимым, поскольку, будучи опытным литератором, знал, насколько неточным может быть любой перевод. Сначала он брал уроки у одного христианина-еврея, а потом пользовался услугами нескольких ученых раввинов. В конце концов, Иероним стал свободно говорить на еврейском и называл себя «трехъязычным человеком» (т.е. говорящим на латинском., греческом и еврейском языках). Знал он, хотя, вероятно, и хуже, сирийский и арамейский языки. Ему удалось найти «Евангелие евреев» и перевести его на латынь (перевод этот не сохранился).

Познания Иеронима оказали ему большую помощь в деле толкования Библии. Он убедился, что многие греческие переводы отличаются от еврейского текста, а рукописи изобилуют разночтениями. Он удивлялся, как прежде могли толковать Писание без соответствующей филологической подготовки. Идеалом комментатора был для него Ориген. Хотя Иероним и отвергал богословские мнения великого александрийца, но до конца дней экзегеза Оригена представлялась ему исключительно ценной.

Иерониму приходилось защищаться от обвинения в использовании «языческих» научных методов, ссылаясь на св.Василия Великого, св.Григория Богослова и Амфилохия. Он шел еще дальше, утверждая, что в самой Библии использованы языческие источники. «Кому не известно, - писал он, - что и у Моисея и в писаниях пророков нечто заимствовано из книг языческих?» (Письмо 85). Будучи уверен, что Библия дана людям для назидания, что, в частности, Притчи учат «науке жизни», а Екклесиаст укрепляет «навык презирать мирское», Иероним считал, что это не может быть доводом против научного подхода к священным книгам. Любое ремесло, писал он, требует профессионализма. Это относится и к пониманию Библии. Несведущий же человек должен следовать «предшественникам и путеводителям».

Иероним часто полемизировал с иудейскими толкователями, но не пренебрегал мидрашами, о которых узнал от них. Он даже признавал, что старые иудейские комментарии составили «некоторое основание будущему зданию» (Письмо 60). Иероним настаивал на духовном единстве двух Заветов. Памятуя, что «апостол был из иудеев; первая Церковь Христова собиралась из останков Израиля» (Письмо 64), он писал папе Дамасу: «Что читаем в Ветхом Завете, то самое находим и в Евангелии, и что будет прочитано в Евангелии, то выводится из свидетельства Ветхого Завета» (Письмо 18).

В своих переводах Иероним стремился передать букву еврейского текста, не нарушая при этом законов латинского языка. «Апостолы и евангелисты, - говорил он, - при переводе древних писаний искали смысла, а не слов» (Письмо 53). Он ссылался на Илария Пиктавийского, который, по его словам, «не корпел над мертвой буквой и не мучил себя над тухлым переводом невежд, но, так сказать, судом победителя переводил пленные мысли на свой язык» (там же). Знание восточных языков помогло Иерониму разъяснять акростихи в Писании, смысл Имен Божьих, непереведенные слова (осанна, аллилуйя и др.). Он признал, что некоторые выражения и термины не имеют в латинском языке точных эквивалентов (Письмо 111).

Экзегезу Иеронима нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, под влиянием Оригена он отдавал дань аллегорическому методу, очень многое толкуя иносказательно. Но, с другой стороны, он часто предпочитал исторический, прямой смысл, отмечая, что этот смысл требует иных экзегетических правил, нежели аллегоризм (Письмо 65). Свой метод Иероним сам характеризует следующим образом: «Необходимость вынуждает меня направлять путь моей речи между историей и аллегорией, подобно тому, как это бывает между скалами и подводными камнями... От воли читателя, конечно, будет зависеть - по прочтении того и другого [объяснения] - решить, чему более должно следовать» (Толк. на Наума 2:1).

Немалый интерес представляют попытки Иеронима дать объяснение спорным местам Писания. Он никогда их не замалчивал и не обходил, к чему его побуждали вопросы папы Дамаса и своих учениц. Он рассматривал притчу о неверном управителе, неточности в цитации Ветхого Завета у евангелистов, противоречия в деталях ветхозаветной истории. По некоторым вопросам он вел оживленную переписку с собратьями. Так, с блж.Августином они обсуждали тему Апостольского собора (Деян 15). Августин считал, что собор предоставил христианам-евреям соблюдать прежние обычаи, хотя они и не имели спасительного значения. Иероним не соглашался с ним. При этом Иероним, несмотря на пылкость своего темперамента, признавал допустимость различных пониманий частных экзегетических вопросов. «Я излагаю, - писал он, - различные толкования, чтобы каждый из многих объяснений следовал, чему хочет» (Письмо 90). Главным для него был центральный смысл Писания, его сущность. Конкретные подробности он считал важными, но не решающими для веры. Тем самым Иероним заложил основания для принципов всей будущей историко-богословской экзегезы. «Какая польза , - спрашивал Иероним, - гоняться за буквой, спорить из-за ошибки писца или из-за хронологии, когда очень ясно говорится: “буква убивает, а дух животворит”» (2 Кор 3:6) (Письмо 67). Боговдохновенность для Иеронима была тесно связана с содержанием книг. Так, апокрифы он отвергал не просто потому, что «это книги не тех лиц, кому они приписаны в заглавии», а в силу того, что «в них допущено много погрешностей» и неискушенному человеку «нужно великое благоразумие иметь выбирать золото из грязи» (Письмо 87).

392 г. Иероним решил защитить Церковь от обвинений в мракобесии и написал книгу “О прославленных мужах” (название взято у Транквилла, литературная форма тоже, чтобы уравнять христианскую культуру с языческой). Что обвинения в адрес христианства были не беспочвенны, видно из того, что на Иеронима тут же обрушился Августин Иппонский, обвинив его во включении в число “славных мужей” некоторых еретиков. С другой стороны, Иероним подверг критике Златоуста и Амвросия Медиоланского, своих личных врагов. Впрочем, самым печальным, возможно, было то, что он включил в число “прославленных” и себя самого. Занимаясь богословием, Иероним далеко ушел от идей Оригена, начал обличать “оригенистов” и из-за этого поссорился со многими друзьями, в том числе, с Руфином и с иерусалимским епископом Иоанном. В выражениях Иероним не стеснялся и в 416 г. писал в свое оправдание: “Я никогда не щадил еретиков и всегда делал все, что мог, чтобы враги Церкви стали и моими врагами”. Конечно, слишком часто он забегал вперед Церкви (а иногда и вбок) и считал еретиками людей вполне ортодоксальных.

Полемика, которую он вел с Руфином и другими учеными и неучеными врагами, отличалась иногда страстностью, запальчивостью; гордый и самолюбивый, Иероним знал, по-мирски, себе цену и был чужд монашеского смирения. Все это, в связи с любовью его к языческим классикам, не давало ему, в глазах восточных людей, репутации святости.

Как полемист Иероним выступал против арианской ереси, против оригенистов и пелагиан. Тон полемики с последними был настолько резок, что толпа монахов, сторонников Пелагия, напала на монастырь Иеронима, убила нескольких монахов и монахинь, разгромила здания, сам Иероним едва спрятался в крепкой башне. Вел Иероним полемику с Елвидием, Вигилянцием и Иовинианом по вопросам морали, нравственности и аскетизма. Иероним доказывает преимущество девства и говорит, что брак с его заботами о благосостоянии семьи не оставляет времени на молитвы и служение Господу. Обсуждение подобных вопросов было весьма распространено в то время. В «Adversus Jovinianum» Иероним опровергает мнение Иовиниана, подвижника, живущего среди мирян, о том, что спасения можно достичь только верой, а не добрыми делами. Отстаивая ценность безбрачия и поста, Иероним обращается к примерам не только из Библии, но и апеллирует к произведениям Аристотеля, Плутарха, Сенеки, Эпикура. В трактате против Вигилянция Иероним пишет о церковных обычаях, слишком пышных на взгляд оппонента. Иероним вновь ссылается на многочисленные исторические примеры. Данная полемика представляет интерес как иллюстрация социальной и нравственной жизни эпохи.

Знаменитыми стали рисунки, на которых Иероним был изображен ученым в библиотеке и одновременно аскетом, или Иеронима, вытаскивающего занозу из лапы льва (это воспринималось и как символ его победы над ересями - лишил заблуждения их остроты).

(ок.330-420)

Рождение

Иероним родился, как полагают, между 330–340 гг. в Стридоне , лежащем на границе Далмации и Панионии (на с.-в. Балканского п-ова).

Семья Иеронима принадлежала к римским колонистам-землевладельцам, хотя, по некоторым сведениям, его родители были либо греками, либо иллирийцами (иллирийцы - предки нынешних албанцев).
Имел брата Павлиниана и сестру.

Христианская преемственность

Происходил он из христианской семьи
В возрасте ок. 25 лет он принял крещение от папы Дамаса около 367 г.

Деяния

Первоначальное образование получает дома.
Затем обучается в Милане.

УЧЕБА В РИМЕ

В 354 г. бл. Иероним поступает вместе с товарищем детства - Бонозом - в школу знаменитого римского грамматика Элия Доната.

Затем он изучает риторику у популярнейшего ритора того времени Марийя Викторина Арфа.

Греческую философию изучает в изложении Цицерона и Сенеки.
Здесь завязывается его дружба с Вонотием и Руфином Аквилейским.

Принимает крещение

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГАЛЛИИ.

Останавливается в Трире, возобновляет свои занятия.
Начинает свои богословские изучения.
Там в нем созревает решение целиком посвятить себя Богу и аскетическим подвигам.
Отправляется в Аквилею.
Вместе с друзьями принимает послушание у Хромациуса, епископа Аквилейского .
После того, как братство, к которому примкнул Иероним, распалось, отправляется на Восток.

ВОСТОК

Антиохия

Направляясь в Палестину для поклонения святым местам, останавливается здесь по причине болезни (370 г.)

Здесь он видит свой знаменитый сон:

Внезапно я был охвачен духом и поставлен перед престолом Судьи... Когда меня спросили, кто я такой, я ответил -христианин. Ты лжешь, - был ответ. - Ты последователь Цицерона, а не христианин. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. Я сразу же онемел, и пока меня побивали плетьми (так как Он приказал меня наказать плетьми), я более мучился от огня совести... Я произнес клятву и призвал имя Его: “Господи, если у меня когда-либо будут мирские книги или если я буду читать их, то это значит, что я отказался от Тебя”... С того времени я читал книги Божьи с большим рвением, нежели я до того читал книги человеческие.

Письмо 22:30

После того, как Иероним дал клятву не брать в руки классиков, он действительно, в течение 15 лет не читал ни Цицерона, ни Виргилия.

Знакомится с Аполлинарием.

Не стремясь разобраться в многочисленных антиохийских сектах, он держится в стороне от всех.

Изучает греческий язык.

Посещает Св. Землю

пустыня Халкис(д)

в 374 г. удаляется в пустыню (являлась центром сирийского подвижничества) почти на 5 лет

      • предавался отшельническим подвигам
      • вел научные занятия,
      • изучал еврейский язык,
      • переписывал книги и составлял свою библиотеку
      • начал переписку со многими по разнообразным вопросам (Сохранилось до 120 писем)

Антиохия

Волнения среди Халкидского монашества (из-за разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия) заставили бл. Иеронима вернуться в Антиохию. Здесь епископом Павлином (362-388) он был посвящен в сан пресвитера.

Константинополь

По дороге из Сирии в Рим посещает Константинополь.

Здесь знакомится со свт.Григорием Назианзином и свт.Григорием Нисским. Благодаря им Иероним знакомится с творениями Оригена и становится его ревностным почитателем.

Похоже, присутствовал на Втором Вселенском соборе.

РИМ

Прибывает в Рим в 382 г.

На соборе 382 г. участвует в рассмотрении Мелетианского раскола.

Иероним исполняет обязанности личного секретаря и библиотекаря папы Дамаса (366–384)

Папа Дамас поручает Иерониму пересмотр лат. переводов Библии Представляет папе отредактированный НЗ и Псалтирь (382-83).

Пишет ряд полемических и нравственно назидательных произведений.

Собирает кружок знатных матрон, которые под его руководством изучают Слово Божье.

После смерти папы Дамаса (11 декабря, 384), положение Иеронима становится очень трудным, так как многие не могут смириться с его резкой критикой.
Спустя несколько месяцев он вынужден оставить Рим.

Посещает Антиохию.

Посещает Александрию.
Здесь слушает Дидима Слепого

ВИФЛИЕМ

Останавливается в Вифлееме в 386.

По его указанию были построены мужской и 3 женских монастыря, и в первом из них Иероним проводит последние 33 года своей жизни.

Здесь он целиком отдается научной работе и собирает богатую библиотеку.

Здесь в течение 15 лет работает над своим переводом Писания, получившим название Вульгаты (Vulgata)

Кончина

* * *

Личность бл. Иеронима, его подвиги послужили образцом для подражания в среде католического монашества, в котором со Средних веков существовали общества «иеронимитов», считавших бл. Иеронима своим покровителем, и живших строго по правилам, извлеченным из различных его писем об иноческой жизни.

_______________________

Из свидетельства самого Иеронима мы узнаём, что город Стридон был уничтожен готами и, следовательно, уже в 5 в. н. э. его не существовало, а поэтому где точно он находился — определить трудно. Есть, например, данные, что Стридон располагался около реки Муры, в самом сердце Паннонии, а не на границе с Далмацией. Римские провинции Далмация (территория современной Хорватии и Черногории) и Паннония (территория современной Венгрии и части Австрии с Югославией) образовались в 8 году н. э. после разделения провинции Иллирик.

Хромаций , Chromatius, ум. ок. 407 г. н. э., греческий христианский писатель Епископ Аквилейский (387-407). Был связан с аскетическим движением в Аквилее. Из его произведений сохранились 25 проповедей о Евангелии от Матфея, Гомилия о 8 благословениях (Sermo de octo beatitudinibus) и 31 недавно открытых гомилии. Был знаком с Иоанном Златоустом и переписывался с ним.Иероним и Руфин, которые с ним переписывались, посвятили ему некоторые из своих сочинений.