Рабочие программы по предметам: рекомендации к составлению. Учебный предмет и учебная программа Учебные дисциплины учебные программы по предмету

Положение о разработке учебной программы

Основные документы,

  • государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент);
  • базисный учебный план школ РФ (распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям);
  • типовые (примерные) учебные программы;
  • образовательная программа и учебный план ОУ;
  • рабочая программа по предмету конкретного учителя.

Примерные программы по предмету

  • отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества,
  • определяют основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета;
  • рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана ОУ Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Примерная (типовая) учебная программа - это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер

Функции примерной программы

Информационно- методическая функция

(дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета).

Организационно-планирующая функция

(выделяет этапы обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся)

документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов

Рабочая программа учебного предмета

этосовокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы ступени школы и которая отражает пути реализации содержания учебного предмета в конкретном ОУ.

Отличие примерной и рабочей программы

Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении

Составитель рабочей учебной программы может самостоятельно

  • расширять перечень дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
  • конкретизировать и детализировать дидактические единицы;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
  • дополнять перечень практических занятий;
  • конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
  • выбирать исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.

Аспекты, отражаемые и учитываемые в рабочей программе

  • требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных программ;
  • максимальный объем учебного материала для учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • выбор педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Структура учебной рабочей программы учителя

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • содержание программы учебного курса;
  • учебно-тематический план  тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся);
  • требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
  • учебно-методические средства обучения (описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Титульный лист программы

  • полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;
  • где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
  • наименование учебного предмета (курса);
  • указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
  • срок реализации данной программы;
  • указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;
  • ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу
  • название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);
  • логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана;
  • обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений;
  • общая характеристика учебного процесса : формы, методы и средства обучения, технологии

Содержание тем учебного курса

  • Реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
  • Содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы,
  • практические и лабораторные работы, творческие
    и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении,
  • требования к знаниям и умениям обучающихся,
  • формы и вопросы контроля,
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.
  • Название темы.
  • Необходимое количество часов для ее изучения.

Учебно-тематический план

  • отражает последовательность изучения разделов и тем программы показывает распределение учебных часов по разделам и темам;
  • определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой;
  • составляется на весь срок обучения (обычно на учебный год );
  • оформляется в виде таблицы

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).
  • Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
  • Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

Особенности формулировки требований к уровню подготовки учащихся

Они должны :

  • описываться через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • описываться понятным для учащихся языком.

Учебно-методические средства обучения

включают

  • основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);
  • справочные пособия (словари, справочники);
  • наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
  • оборудование и приборы...

Три группы:

  • «Литература (основная и дополнительная)»;
  • «Дидактический материал»;
  • «Оборудование и приборы».

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом библиографического описания

Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ

  • Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями;
  • Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника);
  • Использование авторской программы с внесенными изменениями;
  • Авторская программа учителя.

Путь утверждения рабочей программы

1.Рассматривается на методическом объединении , принимается на научно-методическом совете. Решение ШМО и НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (июнь месяц)

2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должно быть отметка о принятии программы (МС) , результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 31 августа.

3. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога

  • Федеральный список экстремистских материалов (по состоянию на 02.04.2019) Открыть
  • Федеральный закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» Открыть
  • Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“Открыть
  • Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»

Белгородский Институт Развития Образования

Рабочие программы

по учебным предметам:

содержание, структура, требования

(статья)

Беляева Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Борисовская средняя

общеобразовательная школа № 1

им. А.М. Рудого»

п. Борисовка Белгородская обл.

Белгород 2013

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приоритетным направлением развития общего образования является обеспечение качества образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества, государства.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработаны и опубликованы примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования, в которых определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса.

Примерная программа по учебному предмету ориентирует учителя при составлении рабочих программ.

Рабочая программа учебного предмета- это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом целей и задач основной образовательной программы образования школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. Это программа действий учителя для достижения образовательных результатов.

Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на примерной программе по учебному предмету.

Цель рабочей программы - планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Каждый учитель--предметник должен иметь рабочую программу по своему предмету. Рабочие программы должны отражать особенности структуры и содержания того комплекта учебников по предмету, который выбран учителем и по которому осуществляется обучение.

Часто учителя спрашивают, можно ли пользоваться готовыми, изданными рабочими программами или они должны разрабатывать их сами? В случае если изданные рабочие программы отвечают требованиям ФГОС, дублировать их необходимости нет, и можно использовать готовые рабочие программы.

Конечно, учитель может самостоятельно разработать рабочую программу к комплекту, по которому он работает, соблюдая все требования ФГОС общего образования, учитывая особенности класса, в котором он работает, и представить рабочую программу как индивидуальный творческий документ.

Приступая к составлению рабочей программы по учебному предмету, учителю необходимо хорошо знать:

основное содержание курса, то есть соответствующий раздел фундаментального ядра содержания общего образования, который сохраняется независимо от того, по какому учебнику работает учитель;

требования к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в области своего учебного предмета;

планируемые результаты изучения учебного предмета;

программу формирования универсальных учебных действий;

программу воспитания и социализации обучающихся.

Со всеми этими материалами учитель может ознакомиться, прочитав примерную программу по своему учебному предмету и примерную основную образовательную программу соответствующего уровня образования.

Необходимо напомнить, что рабочая программа составляется не вообще к учебному предмету, а к конкретной линии учебников, по которой учитель работает.

Требования к программе:

1.Наличие признаков нормативного документа.

2.Учет основных положений образовательной программы школы.

3.Полнота раскрытия ценностей и целей обучения.

4.Системность и целостность содержания образования.

5.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

6.Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.

7.Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Рабочие программы создаются с учетом:

. требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов;

. обязательного минимума содержания основных учебных образовательных программ;

. объема учебного материала для обучающихся;

. требований к уровню подготовки выпускников;

. объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели);

. когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;

. целей и задач образовательной программы учреждения;

. используемого комплекта учебно-методического обеспечения;

. информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса)

Структура

Рабочая программа по любому учебному предмету должна строиться по той же структуре, что и примерная программа. Эта структура определена ФГОС.

Рабочая программа должна включать:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Общая характеристика учебного предмета.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане школы.

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

6. Содержание учебного предмета.

7. Тематическое планирование учебного курса.

8. Планируемые результаты достижения обучающимися.

9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Приведу конкретные методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС и их обязательными структурными компонентами .

1. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

Наименование общеобразовательного учреждения;

Название курса, для изучения которого написана программа;

Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

Указание параллели, класса, в котором изучается курс;

Фамилию, имя, отчество учителя - составителя рабочей программы;

Гриф утверждения программы;

Год составления программы.

2. Пояснительная записка рабочей программы по учебному предмету должна содержать:

нормативную основу программы (федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), примерную программу по общеобразовательному предмету, авторскую образовательную программу в соответствии с учебно-методическим комплектом, образовательную программу образовательного учреждения, образовательную программу по предмету, учебный план образовательного учреждения;

цели и задачи обучения по предмету в данном классе;

отличительные особенности по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.), обоснование внесенных дополнений и изменений;

количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных (с указанием вида), лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований, уроков развития речи;

межпредметные (метапредметные) связи учебного предмета;

учет особенностей обучающихся класса;

особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем;

виды контроля (вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный); -- формы контроля, используемые учителем;

используемый учебно-методический комплект (полный перечень).

3. Общую характеристику учебного предмета (этот раздел описывает особенности содержания и методического аппарата учебников, в том числе как отражается фундаментальное ядро содержания общего образования в выбранном учебно--методическом комплекте);

4. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения должно отражать сведения о том, к какой части учебного плана (обязательной или необязательной) и почему к той или иной части относится этот учебный предмет, как должен быть он реализован по количеству часов в неделю по классам и общему количеству часов. Описание места учебного предмета в программе должно отражать сведения из учебного плана конкретного ОУ, а не базового.

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета , которые должны быть взяты из ФГОС и могут быть пополнены в соответствии с особенностями выбранных учебников;

6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета должно содержать ценностные ориентиры конкретного учебного предмета, взятые из примерной программы и программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основной образовательной программы образовательного учреждения, и соотнесенные с содержанием конкретного учебного предмета.

7. Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Примерная форма календарно-тематического плана.

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение; количество часов в неделю по учебному плану)

Тема урока

Тема урока

Тема урока контроля

Итого

** часов

8. Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы (этот раздел учитель может взять из примерной основной образовательной программы образовательного учреждения).

Требования к уровню подготовки обучающихся представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны: описываться через действия учащихся; обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; описываться понятным для учащихся языком.

Этот раздел должен содержать:

пакет контрольно-измерительных материалов с указанием номера урока, даты проведения (контрольных работ, тестов по классам и темам, входные и итоговые работы).

критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся (устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания и др.).

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса также должно быть представлено в таблице. При его описании необходимо учитывать реальные условия образовательного процесса конкретного образовательного учреждения. К примеру, если в образовательном учреждении имеются компьютерные классы, то их использование планируется в рабочей программе учебного предмета, если по «Физкультуре» планируется обучение учащихся плаванию, то должно быть указано наличие бассейна и т.п. Электронные ресурсы должны быть конкретно перечислены, а не только указываться их наличие на определенном сайте сети Интернет. В графе «количество» необходимо указывать фактическое число объектов, используемых учебном процессе конкретного образовательного учреждения. Столы и стулья не относятся к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по рабочей программе учебного предмета.

Перечень учебно-методического обеспечения , являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса. Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив Положением о рабочей программе педагога.

Порядок разработки и утверждения рабочей программы

Рабочая программа подлежит экспертизе .

Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Количество учебных часов по предмету в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, последовательность изучения материала, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.

Учитель представляет рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников для экспертизы соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Общие требования к оформлению рабочей программы

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета.

1. Общие положения.

В Законе РФ «Об образовании» в пункте 2.7 статьи 32 «Компетенции и ответственность образовательного учреждения» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».

Основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:

  1. Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент).
  2. Базисный учебный план школы, составленный на базе МБУП.

Рабочие учебные программы составляются на основе примерных программ, рассматриваются методическим объединением, утверждаются методическим советом школы, директором.

Рабочие программы основываются на требованиях Государственного образовательного стандарта по предмету. В отличие от примерной программы, они основываются на образовательной программе школы, учитывая основные направления развития, описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся конкретного учебного учреждения и класса.

В соответствии с современными требованиями к планированию образовательного процесса в рабочей учебной программе по предмету должны быть отражены и конкретизированы ключевые компетенции, которые могут быть сформированы на данной учебной дисциплине, т.е. описан их компонентный состав с учетом специфики предмета.

Кроме того, в рабочей программе по предмету при наличии итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классах и ГИА-9 в 9 классах, следует отвести время на подготовку к данной форме аттестации при изучении дидактических единиц, входящих в состав ЕГЭ и ГИА-9.

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: классно-урочной, домашней, индивидуальной и экстерната.

Инвариантная часть рабочей программы – в ней учитель может на свое усмотрение раскрыть содержание тех основных разделов и тем, которые обозначены в стандарте в качестве дидактических единиц, опираясь на научные школы и учебные пособия, которые он считает целесообразными. Исходя из своих соображений (межпредметные связи, необходимость более быстрой подготовки к ЕГЭ и ГИА-9), он может устанавливать последовательность изучения учебного материала, распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости, разрабатывать перечень лабораторных работ и практических занятий, выбирать темы для самостоятельного изучения школьниками, конкретизировать требования к знаниям и умениям учащихся, включать материал школьного компонента в объеме выделенных на данную дисциплину учебных часов, выбирать исходя из стоящих перед учебной дисциплиной задач, технологии, формы и методы обучения и контроля знаний и умений.

2. Порядок разработки рабочей учебной программы.

Рабочая учебная программа включает в себя титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематический план на текущий учебный год, содержание учебного материала, обязательных лабораторных, практических, контрольных и других работ, результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, список литературы для обучающихся. К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса (например, кодификаторы, примерные варианты контроля и т.д.).

1) На титульном листе указывается:

  • полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;
  • где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
  • ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу;
  • название методического объединения (кафедры);
  • наименование образовательной области;
  • наименование учебного предмета (курса);
  • наименование класса, его № и литера;
  • указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
  • указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа (название, авторы);
  • количество часов, отведенных на изучение предмета за год;
  • учебно-методический комплект (название, авторы, выходные данные);
  • дополнительная литература.

2) Пояснительная записка – один из важнейших разделов рабочей программы. В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей учебной программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе, обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы. В этом разделе учителем определяете, что должны учащиеся освоить по предмету за год и каким материалом овладеть.

3) К рабочей программе прикладывается кодификатор по предмету, который можно найти на сайте ФИПИ в КИМах:

  • для 5-9 классов – кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по... (предмету);
  • для 10-11 классов – кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по... (предмету).

4) К рабочей программе также прикладывается контроль реализации программы (варианты контрольных работ, тестов для стартового, рубежного и итогового контролей, варианты практических и лабораторных работ).

5) Рабочая программа включает в себя и литературу, которая подразделяется на литературу по учебной дисциплине, на основную и дополнительную, на учебные и справочные пособия, а также учебно-методическую литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений составителя рабочей программы. В рабочую программу включаются издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

Примерный объем рабочей программы – 8–10 листов в MS Word.

4. Учитель также составляет календарно-тематическое планирование по предмету и прикладывает к рабочей программе.

В календарно-тематическом плане должна быть раскрыта последовательность изучения разделов и тем программы, распределены учебные часы по разделам и темам дисциплины из расчета трудоемкости предмета и количества учебных недель. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки, определенный Государственными требованиями, а также дополнительными требованиями, установленными самим образовательным учреждением. При разработке тематического плана необходимо обратить внимание на выделение времени для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9, особенно в выпускных классах.

Титульный лист календарно-тематического планирования содержит следующую информацию:

Само календарно-тематическое планирование имеет следующую структуру:

Разработанные учителем рабочие учебные программы и календарно-тематические планирования по предмету рассматриваются на заседании методического объединения учителей школы.

Школьное методическое объединение учителей после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке учебных программ. Решение школьного методического объединения оформляется протоколом. После чего при положительном решении рабочие учебные программы представляются администрации общеобразовательного учреждения. Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу).

На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения с подписью его председателя, подпись заместителя директора по УВР о согласовании и директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передается учителю для осуществления учебного процесса.

Администрацией общеобразовательного учреждения в течение года ведется периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ: проводится мониторинг по выполнению рабочих программ и учебных планов, составляется административная справка.

Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной/и в соответствии с их возрастными познаватель­ными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков (компетенций) по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и количества времени на их изучение.

Учебная программа определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.

В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса.

Учебные программы могут быть

· типовыми,

· рабочими

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер.

На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы

В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного,технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы , учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские точки зрения на освещаемые явления и процессы. При наличии рецензии от ученых, представляющих данную предметную область, заключений, сделанных педагогами, психологами, методистами, они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента :

· первый - объяснительная записка , в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета;

· второй - собственно содержание образования : тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий;



· третий - некоторые методические указания , касающиеся глав­ным образом оценки знаний, умений, навыков.

Учебная литература

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные и методические пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник , который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для всех школ страны.


Одной из важных методических проблем, связанных с содержанием обучения, является проблема отбора содержания обучения.

В настоящее время такой отбор производится с учетом цели и этапа (сертификацион­ного уровня) обучения на основе двух принципов.

Первый принцип: необходимость и достаточность содержания для достижения поставленной цели обучения. Другими словами, предназна­ченный для усвоения материал должен обеспечивать владение языком (быть достаточным) в рамках поставленной цели.

Второй принцип: доступность содержания обучения для его усвое­ния. Здесь речь идет об учете возможностей учащегося для усвоения ото­бранного для занятий материала. Завышение объема учебного материа­ла, который должен быть усвоен учащимися в отведенный программой временной интервал, или труднодоступное изложение материала отрица­тельно сказываются на его усвоении и, следовательно, являются наруше­нием требований этого принципа.

а) средства общения (фонетические, лексические, грамматические, страноведческие, лингвострановедческие);

б) знания, как такими средствами пользоваться в процессе общения ;

в) навыки и умения, обеспечивающие возможность пользоваться языком ;

г) сферы, темы, ситуации общения, в пределах которых содержание обучения может быть реализовано (предметно-со­держательная сторона общения);

д) тексты, образующие материаль­ную основу содержания обучения.

Резюме. Так, в филологическом вузе содержание обучения языку будет полнее и шире в сравнении с нефилологическим:

в каче­стве цели обучения в филологическом вузе рассматривается знание системы языка и практиче­ское владение языком в границах, близких к уровню владения языком его носителями;

в нефилологическом вузе - владение языком в границах, обеспечиваю­щих профессиональную деятельность по избранной специальности.

Смысл же его заключается в том, чтобы создать для учащихся условия, в которых они участвовали бы в деятельности общения на иностранном языке, а сама эта деятельность производилась бы в рамках конкретных жизненных ситуаций, с которыми учащиеся могут встретиться вне школы, ибо в основе коммуникативного подхода лежит не реальность самой ситуации, а реальность деятельности в данной ситуации.

Деятельность общения в межкультурной ситуации представляет собой решение различных коммуникативных межкультурных задач, включающих:

· цель общения: сообщить, убедить, возразить, расспросить ит.д.;

· партнёра по общению;

· предмет общения (его тему);

· время и место общения.

Как в действующем, так и в новом законе об образовании нет прямого определения рабочей программы по учебному предмету, но вместе с тем им устанавлива­ются ее место и значение в системе образования. Так, этот термин входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также понятия «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации, определяющей «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» (статья 2 главы 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Понятие рабочей программы

Согласно закону об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, педагогическим работникам которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ» . Они также обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Таким образом, рабочая программа по учебному предмету (далее – рабочая программа) является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации и представляет, по определению А.Б. Воронцова, совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

Т.к. законом об образовании не определены требования к рабочей программе. педагог может выбрать самостоятельную форму записи, текстового варианта рабочей программы. Например, рабочая программа может быть составлена по аналогии с требованиями к типовой учебной программе, а учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, на основе рекомендаций региональных методических служб рабочие программы включают следующее содержание:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
  • технологии преподавания и проверки достижения запланированных результатов;
  • рекомендуемая литература (для учителя и обучающихся).

К рабочим программам могут прикладываться различные документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Структура рабочей программы

В соответствии с означенным содержанием рабочая программа может иметь следующую структуру:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты по окончании изучения курса;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • содержание учебного предмета по годам обучения;
  • внеурочная деятельность учащихся по предмету;
  • контрольные материалы (тесты, контрольные работы, задания и др).

Возможные затруднения

Создание рабочей программы достаточно трудоемкий процесс. Основные затруднения, особенно для молодого специалиста, связаны обычно с такими проблемами:

  • описание требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения;
  • необходимость пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала;
  • разработка контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.

Администрирование рабочей программы

Порядок и сроки рассмотрения рабочей программы устанавливаются локальным актом общеобразовательной организации. Они могут быть, например, такими:

  • рассмотрение проекта рабочей программы на заседании методического объединения школы (научно-методического совета школы);
  • ШМО или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочей программы;
  • при необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) соответствующих профильных кафедр учреждений высшего профессионального образования, регионального института повышения квалификации;
  • при положительном решении представление рабочей программы в администрацию общеобразовательного учреждения для утверждения;
  • рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется соответствие учебника, предполагаемого для использования из рекомендованного перечня, даты контрольных работ, их количество в классе и соответствие требованиями СанПиН, положениям локальных актов общеобразовательного учреждения;
  • после согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения.

Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания и на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Гриф согласования заместителем директора также ставится на последней странице рабочей программы (внизу слева): СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Гриф утверждения ставится на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Утверждение рабочих программ осуществляется до начала учебного года. После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном общеобразовательном учреждении.

Делопроизводство и контроль

Один экземпляр утверждённых рабочих программ обычно хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления учебного процесса.

Администрация общеобразовательной организации осуществляет контроль за реализацией и выполнением рабочих программ в соответствии с планом ВШК.

Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Конечно, задача администрации не сводится только к контролю. Главное — помочь учителю в её составлении и реализации, особо начинающему учителю, не имеющему ни практики, ни опыта в написании подобных бумаг.

Рабочая программа по учебному предмету