Методические рекомендации «О преподавании истории и обществознания» в общеобразовательных учреждениях Калининградской области в учебном году. Методические рекомендации учителю истории в школе Методические рекомендации в преподавании истории школе

Активные формы обучения на уроках истории - залог повышения качества образования в школьном обучении.

Софин Олег Валентинович

Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. Однако результаты различных исследований продемонстрировали трудности российских школьников в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение.

Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.

Задача новой школы – научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Поэтому необходимо системное внедрение активных форм обучения в школе.

Система активных форм обучения на уроках истории, внедряемая в течение нескольких последних лет многообразна. Но особого внимания заслуживают две формы – групповая практическая работа (командная развивающая игра, деловая игра) и индивидуальная практическая работа (практикум-тест, практикум по решению познавательных задач). Так как в настоящее время приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.

Один из вариантов решения этой задачи – использование групповой формы обучения на уроках. Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.

Можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной:

1) Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке.

2) Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.

3) Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.

4) Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. В конце урока должно быть обсуждение оценки работы каждого ученика сначала самой группой, а потом обоснование каждой оценки перед классом. Каждый ученик, оценивая работу других, человек обязательно оценивает и свою работу. Тем самым ученик получает возможность не просто познавать, но и познавать самого себя.

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.

Не менее важна также индивидуальная практическая работа. Она содействует развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому, индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения.

Система индивидуальных заданий по истории, имеет некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы, как на уроке, так и дома:

1) Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.

2) Индивидуальная практическая работа (практикум) наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим).

3) Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума ), причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах одного практикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того, необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета, так и индивидуальные возможности разных учеников.

4) Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Ученики учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение.

Алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока:

А. Определение целей и отбор материала:

    Определение области ранее полученных знаний, которые должны быть применены в процессе самостоятельной работы.

    Определение области новых знаний, которые должны быть получены в процессе самостоятельной работы.

    Выделение главного в изучаемом материале.

    Определение тех мыслительных операций и учебных умений, которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы.

    Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и ролью изучаемой темы в курсе истории.

    Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной практической работы (возможны и даже желательны, особенно в старших классах, комбинированные варианты).

    Формулировка цели самостоятельной практической работы для учащихся.

Б. Основной материал для изучения:

    Документ (исторический источник, научный, публицистический или художественный текст)

    Текст учебника

    Видео- или аудиоматериал

    Историческая карта, картина

В. Технология создания раздаточного материала

    Подбор заданий, направленных на воспроизведение и первичное осмысление изучаемого материала.

    Подбор заданий, направленных на установление связей между ранее полученными и новыми знаниями, анализ изучаемого материала.

    Подбор заданий обобщающего и оценочного характера, позволяющих творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и аргументировать собственное мнение.

В практике необходимо использовать активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары). Причём использовать их надо дифференцированно, учитывая возраст, уровень знаний и навыков обучаемых.

Так в младших классах целесообразно применять увлекательные командные развивающие игры: «Жизнь первобытных людей глазами историка», «Библейские сказания», «Поэмы Гомера», по истории Древнего мира «По страницам прошлого» и т.п.. В 8 классе проводим семинары «Почему не удалась реформа М.М. Сперанского?», «Прав ли маркиз де Кюстин?», деловые игры по теме «Отмена крепостного права», «Экономика и общество пореформенной России» и др. В 10 классе интересно проходит деловая игра «Альтернативы Смутного времени»; в 11 классе – семинар «Октябрь 1917 г.: революция, переворот или …?», деловые игры «Модернизация России в начале ХХ в.: пути, достижения, проблемы», «Политические партии России в 1917 г.» и т.д.

В настоящее время активные формы обучения приобретают особое значение. Они позволяют обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию.

В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11 классах:

    вводная лекция с элементами беседы;

    практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации);

    практикум по решению познавательных задач;

    в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.

Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.

Вывод: системное внедрение активных форм обучения на уроках истории позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации.

Классификация Блума:

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1.

Знание

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

объясняет факты, правила, принципы;

2.

Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3.

Применение

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4.

Анализ

вычленяет части целого;

выявляет взаимосвязи между ними;

определяет принципы организации целого;

видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

проводит различие между фактами и следствиями;

оценивает значимость данных.

5.

Синтез

пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

предлагает план проведения эксперимента или других действий;

составляет схемы задачи.

6

Оценка

оценивает логику построения письменного текста;

оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Авторы предлагают эффективные решения актуальных проблем школьного исторического образования, с которыми сталкиваются педагоги в повседневной практике. Для авторов характерно современное прочтение классических сюжетов методики преподавания истории в школе. В поисках новых методических решений авторы опираются на современные достижения мировой педагогической практики, не забывая при этом наследия лучших российских педагогов.

Нестандартные хронологические задачи.
Решите предложенные задачи и объясните, чем они отличаются от стандартных задач.

1. Александр Македонский родился в год 105-й Олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?

2. В лето 6367-е «варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». В каком году по христианскому календарю это было?

3. Продолжая дело Мухаммеда, халифы в 89 г. от Хиджры завоевали Северную Африку и Испанию, бассейн р. Инд, а спустя 40 лет победили китайцев на реке Талас. В каких годах от Рождества Христова произошли эти события? Что в эти годы происходило в Западной и Восточной Европе?

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема 1. Познавательные возможности учащихся и способы их диагностики в школьных курсах истории
Тема 2. Структурно-функциональный анализ учебного исторического материала и методика определения поурочных целей
Тема 3. Формирование хронологических знаний и умений в школьных курсах истории
Тема 4. Формирование картографических знаний и умений в школьных курсах истории
Тема 5. Приемы работы со статистическими сведениями в школьных курсах истории
Тема 6. Способы формирования образов главных исторических фактов
Тема 7. Способы изучения теоретического материалав школьных курсах истории
Тема 8. Способы организации проблемного обучения истории
Тема 9. Способы работы с текстом учебника истории
Тема 10. Приемы работы с историческими документами
Тема 11. Приемы работы с наглядностью в школьныхкурсах истории
Тема 12. Обучение школьников приемам учебной работы
Тема 13. Проверка знаний и умений учащихся, проблемаоценивания результатов обучения истории
Тема 14. Подготовка учителя к уроку истории.
Анализ урока истории
Рекомендуемая литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методические рекомендации учителю истории, Основы профессионального мастерства, Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Горбунов А.В., методист
кафедры теории и методики предмета
АО ИППК РО

Методические рекомендации по преподаванию истории в 5 классе
для общеобразовательных учреждений Архангельской области -
«пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Общая цель преподавания истории как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования. Она состоит в «формировании у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности».

Главные цели изучения предмета «История» представлены в примерной программе по истории для 5 – 9 классов общеобразовательной школы.

В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «История», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета, заявленными в авторских программах, включённых в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

Очевидно, что образовательные учреждения, которые являются «пилотными площадками» по введению ФГОС ООО (основного общего образования), при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Согласно первому и второму вариантам базисного учебного плана, общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «История» в 5 классе, составляет 70 часов (по 2 часа в неделю) .

При этом уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается (не менее 2 часов в неделю). Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа.

Примерная программа по истории для основного общего образования (5 – 9 классы), рассчитанная на 374 часа, содержит инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 11 часов (3 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане).

При составлении рабочей программы по истории учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.

1. Во взаимосвязи с общим курсом истории рассматривается также региональная и локальная история. В 5 классе в качестве регионального содержания возможно использование материалов о древних стоянках на Севере и экспозиций местных музеев.

2. В процессе изучения истории в пятом классе важно обращать внимание на уроки практической направленности, в том числе и уроки, предполагающие несложную исследовательскую деятельность обучающихся. Необходимо уделять внимание и формированию такого умения, как работа с историческими источниками.

Количество уроков практической направленности определяется авторами УМК, по которому работает учитель.

3. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня исторического образования – полноправный раздел примерной программы по истории. Формы, виды контроля содержатся в примерной программе по предмету, могут быть выбраны по усмотрению учителя и проведены как в устной, так и в письменной форме.

Количество работ для контроля уровня исторического образования – не менее 2 в год.

4. В связи с тем, что формы итоговой аттестации обучающихся по истории в настоящее время претерпевают некоторые изменения, активно развивается государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, учителю истории и обществознания рекомендуется внести соответствующие коррективы в формы контроля, увеличив долю заданий, связанных с извлечением информации из исторических источников, сравнением исторических событий и явлений, анализом исторических ситуаций.

При этом необходимо учитывать, что аудиторная практическая работа может и не предполагать отдельного учебного занятия, предназначенного только для её выполнения. Она может рассматриваться как вполне закономерная часть урока любого типа в зависимости от совместного целеполагания учителя и обучающихся на учебном занятии.

5. Выбор учебника по истории для 5 классаосуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от «27» декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (

«О преподавании истории и обществознания»

в общеобразовательных учреждениях Калининградской области

в учебном году

Преподавание предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Калининградской области должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Калининградской области:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования и науки РФ).

2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ 05.03.2004 № 000).

3. Базисный учебный план Калининградской области на 2007/2008 учебный год (Приложение к приказу Министерства образования Калининградской области от 24.08.07 № 000/1).

Для информационной и методической поддержки модернизации историко-обществоведческого образования создан специальный сайт Минобрнауки РФ и издательства «Просвещение»: http:// www. history. standart. edu. ru/ , консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: http:// www/ apkpro. ru/.

Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации историко-обществоведческого образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Информационно-методическое пособие для учреждений общего образования. М., 2007: http:// window. edu. ru

В условиях нового Базисного учебного плана система исторического образования охватывает вторую и третью ступени общего образования. Государственный стандарт не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории. В то же время содержательная линия «История Отечества» включена в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена».

В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в 5-9 классах по 70 часов в год /из расчета 2 часа в неделю/. Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной средней школе , составляет 350 часов.

На ступени среднего /полного/ общего образования федеральный компонент БУП включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. История входит в состав инвариантной части предметов, обязательных для изучения на базовом уровне. Учебное время, отведенное в этом случае на изучение истории, составляет 140 часов /т. е. из расчета 2 часа в неделю/. Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов /т. е. из расчета 4 часа в неделю/.

Примерная программа по истории для основной школы предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов «Истории России» и «Всеобщей истории», а также отдельного пропедевтического модуля «Что изучает история» в начале 5 класса .

Предполагается синхронно - параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.

Содержательная новизна стандарта основной средней школы заключается в отказе от детализации содержания курсов истории, усилении общеобразовательной, общекультурной направленности учебного процесса, его мировоззренческой значимости. В отличие от Обязательного минимума содержания 1998 г. стандарт предполагает обязательное изучение персоналий важнейших исторических деятелей, более полно рассматривается история народов, проживающих на территории нашей страны.

Примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени и порядок прохождения курсов:

Объем учебного времени (федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

Всеобщая история

История России

V-VI классы

Что изучает история – не менее 10 ч

История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч.

История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.

История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч.

История России (XVI - начало ХХ вв.) – не менее 72 ч.

Новейшая и современная история – не менее 24 ч.

Новейшая и современная история России – не менее 36 ч.

Следует также учитывать, что по новому учебному плану в IX классе на треть сокращено количество часов для изучения истории XX века, тогда как именно на этот период приходится изучение самых сложных проблем отечественной истории, актуальных для успешной социализации современных школьников, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины. В соответствии с региональным Базисным учебным планом рекомендуется интегрированное изучение курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории», при этом основной объем (2/3 отведенного учебного времени) должен быть ориентирован на изучение социально-экономических, политических, и этнокультурных аспектов развития России в новейшее время.

В случае, если в IX классе ведется интегрированный курс истории, выставляется одна итоговая оценка по предмету «История».

В соответствии с региональным базисным учебным планом Калининградской области за счет учебного времени из регионального компонента в VI – IX классах предполагается изучение учебного предмета «История западной России. Калининградская область» в объеме 1 час в неделю / 35 часов в год/.

На ступени среднего (полного) общего образования учебное время, отведенное на изучение истории, составляет 140 часов (т. е. из расчета 2 часа в неделю). Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов (т. е. из расчета 4 часа в неделю).

Примерная программа по истории для ступени среднего (полного) общего образования предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории» как на базовом, так и на профильном уровне:

в X классе – «Истории России» (с древнейших времен до середины XIX в.); «Всеобщей истории» (с древнейших времен до середины XIX в.);

в XI классе – «Истории России» (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.); «Всеобщей истории» (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.).

Для базового уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Объем учебного времени

(федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

Всеобщая история

История России

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 24 ч.

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 36 ч.

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч.

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 36 ч.

Таким образом, если ФБУП отводит для обязательного изучения предмета «История» на базовом уровне в старшей школе 140 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю в течение двух учебных годов), то примерная программа рассчитана на 120 учебных часов. Резерв свободного учебного времени составляет 20 учебных часов.

Для профильного уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Объем учебного времени

(федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 72 ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 48 ч

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 72 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 48 ч

Таким образом, если ФБУП отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на профильном уровне в старшей школе 280 часов (из расчета 4 учебных часа в неделю в течение двух учебных годов), то примерная программа рассчитана на 240 учебных часов. Резерв свободного учебного времени составляет 40 учебных часов.

Резерв учебного времени рекомендуется использовать для планирования уроков вводного характера и повторительно-обобщающих с обязательной записью в журнал, а также при реализации компетентностного подхода предусматривать часы на практические и лабораторные занятия с использованием хрестоматий и сборников документальных материалов для занятий практической направленности в курсе истории России и Всеобщей истории.

Изучение курсов «Истории России» и «Всеобщей истории» на базовом уровне рекомендуется проводить интегрировано, поэтому в классах, где история не является профильным предметом, предполагается выставление в аттестат одной оценки по предмету "История". На профильном уровне, где предполагается преподавание двух курсов истории: истории России и всеобщей истории, в аттестат выставляются две оценки: по истории России и по всеобщей истории.

В соответствии с региональным базисным учебным планом Калининградской области за счет учебного времени из регионального компонента в X – XI классах образовательные учреждения имеют право на изучение учебного предмета «История западной России. Калининградская область» в объеме 70 час. (1/1).

Обществознание в основной школе согласно новому базисному учебному плану вводится с 6 по 9 классы в объеме 1 час в неделю / 35 часов в год.

В старшей школе (10-11 классы) на изучение интегрированного курса «Обществознание» (с обязательным включением разделов «Право» и «Экономика») на базовом уровне отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).

Разделы «Право» и «Экономика» в качестве самостоятельных учебных предметов преподаются в объеме по 35 часов (1 час в неделю). Последовательность их изучения в 10 и 11 классах определяется образовательным учреждением. В таком варианте учебный предмет «Обществознание» изучается без указанных разделов в объеме 70 часов за 2 года обучения.

На изучение курса «Обществознание» в классах социально-экономического профиля (вариант 1) - отводится по 3 часа в неделю (105 часов в 10 и 105 часов в 11 классах). На изучение курса «Обществознание» в классах социально-экономического профиля (вариант 2) - отводится по 1 часу в неделю (35 часов в 10 и 35 часов в 11 классах).

В настоящее время по заказу Министерства образования и науки России реализуется проект, направленный на учебно-методическую поддержку стратегии обновления школьного историко-обществоведческого образования в целом и преподавания в выпускном классе курсов новейшей истории России и обществознания как ключевого звена школьного историко-обществоведческого образования. В рамках данного проекта разработана программа «Актуальные вопросы исторического и обществоведческого образования в средней (полной) школе», предназначенная для оказания учителям теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в старших классах курсов «Новейшая история России (гг.)» и «Обществознание: глобальный мир в XXI веке».

Программа, тематическое планирование курса «История России. гг.» и учебник рассчитаны на изучение в объеме не менее 26 часов. Этот объем учебного времени позволяет реализовать основные цели и задачи данного курса на базовом уровне. Для изучения этого курса на профильном уровне необходимо выделить не менее 70 часов учебного времени. При этом учителю следует привлекать дополнительные компоненты УМК (цифровые электронные ресурсы и картографические материалы).

Новый курс «История России. гг.» органично вписывается в систему подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Методический аппарат учебника включает тестовые задания различных видов, исторические тексты, которые в принципиальном плане совпадают с теми, которые проверяются с помощью КИМов ЕГЭ.

Преподавание курса обществознания в 10 – 11 классах организуется с обязательным использованием УМК «Глобальный мир в XXI веке» (прежде всего, книги для учителя) – вне зависимости от того, по каким программам и учебникам изучается интегрированный предмет в данном общеобразовательном учреждении. При планировании курса учителям рекомендуется предусмотреть время на изучение УМК «Глобальный мир в XXI веке» в объеме 35 часов (базовый уровень) или 70 часов (профильный уровень) – в том числе, за счет резерва учебного времени, предусмотренного примерными программами. Указанные темы могут изучаться как отдельно – в качестве самостоятельного модуля, элективного курса (11 класс), так и включаться в соответствующие разделы курса «Обществознание» на базовом и профильном уровне.

Все более актуальной становится вопрос о подготовке учащихся к сдаче экзамена по истории и обществознанию в форме ЕГЭ. Ответственность за Государственный Экзамен увеличивается вдвойне, так как ЕГЭ одновременно является выпускным и вступительным экзаменом в высшее учебное заведение.

В непрофильной школе количество часов, отведенное на историю (в том числе историю России) доведено до минимума, а опыт показывает, что количество выпускников, выбирающих историю для сдачи экзамена в форме ЕГЭ, составляет до 30% выпуска. Поэтому необходимо развивать у учеников различные виды познавательной деятельности , основанные не на запоминании, а глубоком осмыслении исторических фактов и явлений. Учителю более внимательно следует относиться к составлению тематического планирования. Обязательно в каждой теме надо предусмотреть повторение и обобщение изученного материала: дат, событий, исторических персоналий. Это должны быть и тесты, и устные вопросы и письменные. Грамотно продуманная система повторительно-обобщающих уроков формирует умения систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы относящимися к ним конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой.

Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, практической направленности обучения не умаляет, а усиливает значимость прочных исторических знаний, умений различать факты, концепции, мнения. Желательно, чтобы на каждом занятии была организована активная познавательная деятельность учащихся путем применения разных форм учебных занятий, новых педагогических технологий, в том числе позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении. Речь идет о существенном изменении характера преподавания истории – развитии активной познавательной деятельности учащихся, включении всех видов учебной информации, расширении практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода к изучению истории.

Учитель должен использовать в работе по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию печатные сборники тестов (обязательно с грифом ФИПИ), кодификатор элементов содержания экзаменационной работы, изучить демонстрационные варианты КИМов по истории и обществознанию за гг.

Учителя истории принимают активное участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 422. Предстоящий 2009/2010 учебный год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Центральной темой урочной и внеурочной работы в новом учебном году по истории будет 65-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне гг.

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ . Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001 г. № 000 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

Примерная программа основного общего образования по истории;

Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень);

Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень).

Примерная программа основного общего образования по обществознанию;

Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень);

Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).

Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

Современное образование. История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. С. 87–157.

Современное образование. Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Сост. Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 256 с.

Примерная программа по истории содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

(1) Рабочая учебная программа («школьная»)

(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин КОИРО

Методическое письмо Министерства образования РФ «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» /полностью с методическим письмом можно познакомиться на сайте http://www. ***** Центра образовательного законодательства/.

См.: . Изучение темы «Великая Отечественная война гг.». К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне гг. // О преподавании истории в уч. г.: методическое пособие. – М.: МИОО, учебники». – 2009. – С. 46-65.

Среди факторов, определяющих современные подходы к изучению истории в школе и, следовательно, к оценке качества обучения школьников, следует отметить наиболее значимые:

Цели и задачи изучения предмета формулируются в виде совокупности приоритетных для данного общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся в широком социальном контексте. Главная цель школьного исторического образования – дать молодому поколению возможность осмысления исторического опыта своей страны, человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире. В соответствии с этой целью определяются задачи изучения предмета «история », требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в государственном образовательном стандарте.

Эти требования направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода, на мировоззренческое и духовное развитие, на проверку овладения учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации.

Уровень подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Задания нацелены на выявление уровня овладения ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности; умения - применять их для решения практических задач.

Как уже было отмечено, содержание предмета «история» включает изучение двух курсов – «история России», занимающей приоритетное место по объему учебного времени, и «Всеобщая история».

Курс истории России дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом раскрывается как своеобразие и неповторимость российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. Курс всеобщей истории играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, знании и понимании ключевых событий, характерных чертах разных исторических эпох. Экзаменационные материалы ориентированы на проверку знаний в целом по курсу отечественной истории, однако, как было указано выше, ряд сюжетов требует привлечения знаний по курсу всеобщей истории.

Курсы истории России и всеобщей истории в практике преподавания изучаются синхронно – параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых воин, отдельные вопросы истории культуры и др.)

Назовем ряд направлений в организации учебного процесса, призванных решению названных выше задач и успешной подготовки учащихся к сдаче экзамена по предмету «История».

Необходима организация активной познавательной деятельности, включение всех видов учебной информации, расширения практики решения познавательных задач, реализация проблемного подхода.

Оправдано широкое использование в учебном процессе всех типов заданий, вошедших в варианты ГИА в качестве обучающих, а затем и контрольных. При изучении каждой темы желательно использовать задания, сходные с теми их видами, которые приведены в частях 1(А) и 2(В) экзаменационной работы, или близки к ним. Особое внимание следует обратить на задания частей 1(А) и 2(В), которые требуют проведения группировки событий, явлений, их итогов, последствий и т.д., систематизации знаний. Уроки обобщающего повторения по отдельным темам должны включать выполнение подобных заданий на основе изученных материалов.

Следует использовать многообразные формы организации учебной деятельности учащихся, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения.

При организации учебного процесса необходимо актуализировать ранее полученные знания, причем не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо-поисковом уровне: составление хроник событий, обобщающих таблиц, подготовка сообщений и др.

Целесообразно акцентировать внимание на работу с историческими источниками с учетом того, что все три части экзаменационной работы включают источники разного уровня сложности.

Необходимо использование проблемного подхода при изучении таких важных вопросов, как эволюция государственного строя от древности до современности, процесс модернизации, становление и эволюция социальной структуры общества, роль личности в отечественной истории, взаимоотношение власти и общества, процесс становление новой демократической России и др. Освещение этих проблем требует тесной связи с мировыми событиями, явлениями, процессами, что позволяет выделить общее и особенное в эволюции разных социумов, подчеркнуть национальную специфику страны.

Привлечение знаний по курсу всеобщей истории возможно разными методическими путями:

Объединенного изучения ряда тем (например: «Первая мировая война»; «Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза» и др.);

Чередованием изучения отдельных тем;

Синхронизацией двух курсов;

Организацией интегрированных уроков, основанных на использовании межкурсовых и межпредметных связей (например: «Вклад российской культуры ХIХ в. в мировую культуру», «Мировое сообщество в начале ХХI в.» и др.).

В кодификаторе элементов содержания по предмету «История» выделены те элементы содержания, которые требуют привлечения знаний по курсу всеобщей истории.

Наиболее сложной методической задачей является развитие у школьников познавательных действий, необходимых для выполнения заданий части 3(С).

Место и назначение заданий с развернутыми ответами (С) в экзаменационной работе определяются на основе требований к уровню подготовки выпускников основной школы по истории. Это наиболее сложные задания, включаемые в третью часть экзаменационной работы. Они требуют написания развернутых ответов. С помощью этих заданий проверяется широкий круг исторических знаний и умений экзаменующихся, то, насколько они владеют основными видами деятельности, присущими историческому познанию.

Задания С1-С4 проверяют сформированность умений ученика проводить комплексный анализ исторических источников; задания С5, С6 – систематизировать материал, давать общую характеристику историческому явлению например, характеристику значительных исторических движений (становления и развития государства, социальных движений и.т.п.) или масштабных событий (развития культуры в тот или иной период и др.). Важно понять, что означают слова «дать открытый развернутый ответ» на задания части 3 (С), на сколько ответ может быть развернутым.

Развернутый ответ при выполнении заданий части 3 (С) должен показать умение четко и последовательно изложить свои знания в соответствии с требованием задания. Экзаменуемый не должен воспринимать данную формулировку как предложение написать как можно более развернутый ответ. Ему следует в нескольких предложениях или тезисах раскрыть самые существенные элементы ответа в точном соответствии с формулировкой задания. Для этого нужно очень внимательно прочитать задание и уяснить его основные требования.

Форма развернутого ответа дает возможность увидеть, насколько свободно выпускники владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени, чем в задании с выбором ответа, оценить индивидуальную подготовленность выпускника. Таким образом, задания этого типа обеспечивают, во-первых, комплексный характер проверки, во-вторых – не только количественную, но и качественную дифференциацию ответов учащихся, в-третьих – позволяет проверить наиболее существенные элементы подготовки выпускников по истории. Они играют важную роль в выявлении уровней индивидуальной подготовленности экзаменуемых по предмету, степени их владения историческим материалом, умений применять знания для решения поставленных задач. Такого рода задания дают возможность в наибольшей степени выявить сильные и слабые стороны в подготовке выпускников, в первую очередь, их умения анализировать и систематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д. Важно дать учащимся алгоритм выполнения заданий части 3 (С), использовать их в учебном процессе.

При подготовке к экзамену необходимо заранее познакомить учащихся с содержанием, структурой, типами заданий, методикой организации и проведения экзамена. Особое место в реализации требований образовательного стандарта и подготовке учащихся к сдаче экзамена должны занимать уроки обобщающего повторения по темам, разделам курса. Прямое использование заданий экзаменационной работы на текущих уроках должно носить обучающий характер. На итоговых занятиях их можно использовать как средство углубления знаний, обобщения конкретно-исторического материала, а также как способ проверки знаний.

Необходимо предусмотреть специальные уроки предэкзаменационного повторения для актуализации знаний учащихся по проверяемым в рамках ГИА элементам содержания, ознакомления со всеми видами экзаменационной работы по истории, а также для выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным затронуть весь объем материалов, поэтому необходимо привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, отработать умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы. Школьники также должны быть ознакомлены с планом экзаменационной работы, хронологическими рамками принятой периодизацией представленных в ней материалов.

Предложенные рекомендации нацелены на совершенствование всего процесса обучения истории, организацию эффективной работы по развитию комплекса познавательных умений учащихся и усвоению содержания предмета, представленного в требованиях образовательного стандарта.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

Документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2010 г. по истории в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

Учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».


Анализ результатов проводился на основе обработки данных, полученных из базовых регионов РФ