Всероссийский экологический урок на тему "экология начинается с нас". Урок-путешествие "экология и энергосбережение" Всероссийский урок экология

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК. эКОЛОГИЯ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Выполнила: учитель биологии и географии

Каимова Н.В.

Цель: рассмотреть возможные варианты энергосбережения в школе и дома; мотивировать школьников на энергосберегающий образ жизни

Вводная часть. Актуализация.

Современный период развития человечества иногда характеризуют через три:энергетика, экономика, экология. Энергетика в этом ряду занимает особое место.

Энергетика играет важную роль в развитии общества. Рост населения Земли с 6,5 млрд. человек в настоящее время до оценочно 8,7 млрд. к 2050 г. Будет сопровождаться ежегодным увеличением потребности энергии на 1,7%.

Поэтому перед современным обществом встал очень серьезный вопрос: какой же быть энергии будущего? Энергетика, основанная на использовании углеводородов, во многом уже исчерпала себя. Запасы же углеводородов непрерывно сокращаются, а использование их в качестве источника энергии ухудшает экологическую ситуацию на планете. Потребление энергии неудержимо растет, запасы ископаемого топлива столь же стремительно сокращаются. Необходимо срочно изыскивать новые, по возможности дешевые, обильные (вечные), достаточно мощные и экологически чистые источники энергии.

Педагог: Какие ресурсы нам дают энергию?

Ученики: нефть, уголь, природный газ, водные запасы, руда, запасы урана, а также альтернативные источники энергии: солнце, вода, ветер.

Вопрос к классу (устный опрос): Следовательно, какие виды энергии (энергетики) вы знаете?

Ученики: тепловая (ТЭЦ), атомная (АЭС), энергия потока воды (ГЭС), электрическая, ветровая, приливная, солнечная.

III. Основная часть

В 2009 году в России вышел федеральный закон «Об энергосбережении», данный закон направлен на то, чтобы уменьшить расход энергии и при этом сохранить комфортные условия для жизни и работы. Данные меры принимаются не только в нашей стране, но и по всему миру, в некоторых европейских странах снижают налоги или выплачивают денежные дотации предприятиям, где следят за эффективным использованием энергии.

Что же такое энергосбережение?! Энергосбережение – это ряд мер, которые направлены на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственную деятельность возобновляемых источников энергии.

Ученик 1: Жить только для себя-не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потребить,
не только правнукам должна она достаться.
Энергия повсюду на земле:
В запасах нефти, газа, древесины,
В ветрах могучих, в каменном угле
И в солнечных лучах, в морских глубинах.

Тема: «ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ».

Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром».

Задачи:

Обратить внимание учащихся:

1. проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России;

2. то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);

3. культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России.

Технологии: групповая работа, игровая технология, проектная деятельность.

Ход урока:

  1. Введение (актуализация проблемы - 3 мин ):

Мы знаем, что наша Земля всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней, одной из всех обследованных человеком планет, есть жизнь. Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? В результате нарушается естественное равновесие, гибнут реки, изменяется климат, исчезают растения и животные. Это бедствие называется экологическим кризисом.

Сегодня скорость развития «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли « Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию » .

Северн Сузуки, 12 летней девочки, которая в 1992 году, на саммите Земли в Рио-де-Жанейро обратилась к представителям более 100 стран мира с призывом начать договариваться и реально решать экологические проблемы ради всех детей планеты и их будущего. Это выступление вошло в историю, как выступление девочки, заставившей замолчать мир на пять минут (http://netopalto.ru/vystuplenie-severn-suzuki.html ; видео прилагается).

ФИЛЬМ

  1. Вопрос (3 мин.)

- Что вы знаете о проблемах человека с окружающей средой?

  1. Дискуссия «Каково будущее России» (9 мин.)

Есть ли смысл России изменять свой путь развития?

Ведь наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.

И почему наша страна должна отвечать за все страны мира и тратить средства на решение экологических проблем?

4 . Ведущим условием выхода человечества из экологического кризиса и выживания на Земле является сохранение биологического и культурного разнообразия на планете. Оно создавалось тысячелетиями, обеспечивая эволюцию жизни на Земле и прогрессивное развитие человечества. Культурное и биологическое разнообразие сопряжены друг с другом. Понимание этого родилось только в последней четверти ХХ века и нашло отражение в ряде международных соглашений.

Потери от бесследного исчезновения биологических видов и целых пластов культуры невосполнимы. Не случайно, мир бьет тревогу: приняты Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенция ООН о биологическом разнообразии, Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Уже второй раз подряд ООН объявляет о Втором десятилетии коренных народов мира. Принята Хартия Земли – договоренность людей планеты о совместных действиях по сохранению культурного и природного наследия.

Сообщения учащихся

ИЗ КОНВЕНЦИИ ООН ОБ ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ (1972).

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, констатируя , что культурному и природному наследию все более угрожает разрушение, принимая во внимание, что повреждение или исчезновение любых объектов культурного или природного наследия представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира, считая , что существующие международные конвенции, рекомендации и резолюции в пользу культурных и природных ценностей свидетельствуют о той важности, которую представляет для всех народов сохранение уникальных и незаменимых ценностей, независимо от того, какому народу они принадлежат, принимая во внимание , что в связи с масштабом и серьезностью новых опасностей, которые им угрожают, все международное сообщество должно участвовать в охране природного и культурного наследия

принимает настоящую Конвенцию.

Каждое государство признает, что обязательство обеспечивать сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям своего культурного и природного наследия возлагается на него самого.

ИЗ ХАРТИИ ЗЕМЛИ (2000).

(Идея Хартии Земли появилась в 1987 году, когда Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН призвала создать новую хартию, которая сформулировала бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Текст был создан в процессе шестилетнего всемирного обсуждения (1994-2000 гг.). Заключительный вариант текста Хартии Земли был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в марте 2000 г.).

…Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким… Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира. …

Вот некоторые принципы Хартии:

  1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
  2. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.
  3. Осознавать, что мир - это одно целое, которое держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся.
  4. Нам выбирать – всеобщее партнерство для поддержки друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни.
  5. Обеспечивать взаимопонимание и сотрудничество между всеми нациями и людьми. Не допускать насильственное разрешение конфликтов, мирно решать экологические проблемы и другие спорные вопросы.

В нашей стране экологическая проблема тоже стоит остро. Особенность культурного богатства России – в его многонациональности, которая представлена многообразием конкретных традиционных культур.

Культура – это характеристика человеческой жизнедеятельности.

Культурному разнообразию тоже грозит оскудение – там, где люди не помнят своей истории, забывают своих предков, стыдятся своего языка, народных песен и танцев, бездумно преклоняются перед иной культурой и не чтят своей.

Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.), способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе).

Народный фольклор – обязательная составная часть экологического просвещения и воспитания. Оно опирается на мифологические образы, сказания, легенды и эффективно дополняет методы научного убеждения. Для сравнения:

с точки зрения науки «Нельзя, просто ради удовольствия, рвать цветы в степи, потому что ее флора трудно восстанавливается» - с точки зрения мифологии «Не рви цветы в степи, это – глаза твоих предков, которыми они смотрят в небо»;

научный вывод о том, что «Нельзя переделывать природу в угоду своим прихотям» - и образ «Великого Духа Жизни Природы, покой которого нельзя нарушать, иначе он покинет тебя»;

научные доказательства того, что «Человек – не царь Земли, а лишь часть ее глобальной экологической системы» - и неслучайность верования наших предков в то, что «Даже в своем доме человек – не абсолютный хозяин (в доме – домовой, в лесу – леший, священные животные, растения, родники)» и т.д..

7. Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны (обсуждение вариантов)- 2 мин:

1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать.

2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.

Вывод: первый сценарий нас не устраивает; второй – устраивает, но мы должны помнить, что существующие и всё возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.

Идея консолидации для решения экологических проблем актуальна не только для нашей страны. Люди всех стран и народов выступили с почином объединить усилия по сохранению жизни на Земле и создали ХАРТИЮ ЗЕМЛИ.

Хартия – это публичный документ, декларация, заявление, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий.

  1. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение.

Класс делится на группы. Каждой группе дается не более 5 мин для обсуждения

Возможно ли применение «Хартии Земли», как свода этических норм с целью изменения отношения Российского общества к природе

Что мы можем сделать для решения этой проблемы.

Каждая группа дает краткий ответ:

Экономим воду:

1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.

2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.

3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).

4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ!

Справка: во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!

Экономим электричество, тепло (и топливо!):

1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.

2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.

3. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.

4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.

5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку.

Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие «экономные» идеи!

Результатом урока будет составленный классом документ «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ».

Ее примерный вариант:

Мы, учащиеся 10 «А» , понимая, что

Важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;

Для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;

Важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;

Людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы сохранить природное и культурное наследие страны,

решили договориться:

Проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что …;

Бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что …;

Мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к представителям других национальностей, потому что …

Изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что …;

Стараться давать старым вещам вторую жизнь (…), потому что …

Не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …

Не поджигать мусор, потому что …

Экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и обесточивая их, потому что …

В борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что …

Не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что …

Экономить бумагу, потому что…

Закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что...

… (дети дополняют своими предложениями).

Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.

9. Обобщение урока (3 мин.):

По команде учителя все ученики закрывают глаза (важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя).

Учитель просит два раза согнуть листок и поочередно отрывать уголки.

Вывод по уроку : для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила, таковыми может стать Хартия Земли.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газопроводская средняя школа

Всероссийский экологический урок

Выполнили:

учителя биологии и химии

Лапкина Т. С. и Лепенькина А. А.

с. Починки

2017

Всероссийский экологический урок
«Экология начинается с НАС»

Актуальные проблемы экологии

Проблемы экологии сегодня становятся не просто главными в осуществлении устойчивого развития общества, но и весьма острыми для самого выживания человека. И это не удивительно. Антропогенное воздействие на окружающую среду достигло угрожающего уровня. Вырубка лесов, уничтожение биосферы, ассимилирующей солнечную энергию, варварская эксплуатация природных ископаемых, вредные выбросы и сбросы, отходы производства и потребления нарушают экологический и энергетический баланс нашей планеты и ведут к глобальному изменению климата на Земле, которое с каждым годом становится все ощутимее. Человек, который сам себя назвал «Гомо сапиенс» (человек разумный), очень часто ведет себя далеко не как человек разумный. Зачастую жажда наживы, желание удовлетворить свои потребности любой ценой превалируют в поведении и поступках человека. Главная причина тому – несовершенство социально-экономического устройства нашего общества, где господствует идея получения максимальной прибыли.

Цель урока

знакомство с понятиями экологии, экологическими проблемами, путями их решения, развитие познавательного интереса к экологическим проблемам, творческого и логического мышления, умения высказать свою точку зрения.

Экология

    Греч Oikos – дом, жилище, убежище, родина

    Logos – понятие, учение, наука

    Впервые дал определение Эрнест Геккель в 1866 году

    Наука об отношении организмов с окружающей средой.

Пять основных исторических этапов.

1. Период чистого биологического исследования связей отдельных организмов между собой и окружающей средой.

2. 1920 г.г. - термин "экология” применяется к исследованию сообществ организмов.

3.1950 г.г – введены определяющие для экологии как науки термины “экосистема” и “биогеоценоз”.

4. 1970г.г. – объект пристального изучения глобальная экосистема –биосфера.

5. По настоящее время – этап признания ответственности общества за судьбу всей биосферы.

Примеры естественных загрязнений

    Землетрясения

    Вулканическая деятельность

    Лесные пожары

    Биологическое самозагрязнение водоемов (цветение воды)

    Эрозия почв, засоление почв

Химическая экология

    Необходимо знание химических механизмов взаимодействия между человеком, средой обитания и отдельными экосистемами

    Экосистема - совокупность разных обитающих вместе организмов, а также физических и химических компонентов среды необходимых для их существования или являющихся продуктами их жизнедеятельности

    Физические – загрязнения , которые влияют на физические характеристики ОС: температура, освещенность, уровень шума и другие.

    Химические - загрязнения , которые изменяют химический состав атмосферы, гидросферы и литосферы.

    Биологические – загрязнения , которые характеризуются привнесением живых организмов не желательных или не характерных для данной экосистемы.

Некоторые виды загрязнений

    Вредные выбросы – пыль, дым, зола, сажа, оксиды азота, серы, СО, СО 2 , С х Н у и др.

    Сточные воды некоторых предприятии, животноводческих ферм, бытовые сливные воды, содержащие неорганические, органические вещества, микроорганизмы.

    Загрязнение водной среды, почвы нефтепродуктами, минеральными солями, тяжелыми металлами (Нg, Сd,Рb, Zn, Сu)

Распределите загрязнения ОС по типам в зависимости от их природы:

Ионы тяжелых металлов в питьевой воде; Сильный шум;

Колорадский жук на огороде; Вибрация;

Повышение температуры воды в озере из-за сброса в него теплой воды от ТЭЦ; Нефтяная пленка на поверхности моря;

Васильки и мак на хлебном поле; Избыток углекислого газа в атмосфере; Пестициды, используемые в сельском хозяйстве.

Разделите приведенные примеры на естественные и антропогенные источники загрязнения ОС:

Угарный газ, выделяющийся двигателем внутреннего сгорания на холостом ходу. Удобрения, смываемые с поля в водоем;

Сероводород, как продукт жизнедеятельности анаэробных бактерий;
Зола, остающаяся после сжигания угля;

Метан, выходящий из трещин в земной коре;
Хлоркальциевые стоки содового производства;
Остатки СМС, попадающие в городскую канализацию;
Сернистый газ, выделяющийся при извержении вулкана.

Некоторые способы защиты от загрязнений

    Кислотные оксиды серы и азота нейтрализуют веществами основного характера Са(ОН) 2 , МgО, Nа 2 СО 3

    Каталитическое восстановление

4NО +СН 4 =2N 2 + СО 2 + 2Н 2 О

    Каталитическое окисление

2СО + О 2 =2 СО 2

2SО 2 + О 2 = 2SО 3

Образование кислотных дождей

Составьте уравнения реакций взаимодействия оксидов серы (SО 3 , SО 2 ) и азота (NО 2 ) с водой

Результаты воздействия загрязнителей ОС на атмосферу

Парниковый эффект

Проблема парникового эффекта особенно актуальна в нашем веке, когда мы уничтожаем леса, чтобы построить еще один промышленный завод, а многие из нас не представляют жизни без машины. Мы, как страусы, прячем голову в песок, не замечая вреда от нашей деятельности. Тем временем парниковый эффект усиливается и приводит к глобальным катастрофам. Явление парникового эффекта существовало с момента появления атмосферы, хотя и не было столь заметным. Тем не менее изучение его началось задолго до активного использования автомобилей и сжигания топлива.

П
арниковый эффект
– повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты вследствие накопления парниковых газов. Механизм его таков: солнечные лучи проникают в атмосферу, нагревают поверхность планеты. Тепловое излучение, которое исходит от поверхности, должно вернуться в космос, но нижний слой атмосферы слишком плотный для их проникновения. Причина этому – парниковые газы. Тепловые лучи задерживаются в атмосфере, повышают ее температуру.

История исследований парникового эффекта

Впервые о явлении заговорили в 1827 году. Тогда появилась статья Жана Батиста Жозефа Фурье «Записка о температурах земного шара и других планет», где он подробно изложил свои представления о механизме парникового эффекта и причины его появления на Земле. В своих исследованиях Фурье опирался не только на собственные эксперименты, но и на суждения М. Де Соссюра. Последний проводил опыты с зачерненным изнутри стеклянным сосудом, закрытым и поставленным под солнечный свет. Температура внутри сосуда была гораздо выше, чем снаружи. Это объясняется таким фактором: тепловое излучение не может пройти сквозь затемненное стекло, а значит, остается внутри емкости. При этом солнечный свет смело проникает через стенки, так как снаружи сосуд остается прозрачным.

Несколько формул

Суммарная энергия солнечного излучения, поглощаемого в единицу времени планетой радиусом R и сферическим альбедо A, равна: E = πR 2 { E 0 over R 2 } (1 - A), где E 0 – солнечная постоянная, и r – расстояние до Солнца. В соответствии с законом Стефана–Больцмана равновесное тепловое излучение L планеты с радиусом R, то есть площадью излучающей поверхности 4πR 2 : L=4πR 2 σТЕ4, где ТЕ – эффективная температура планеты.

Причины возникновения

П
рирода явления объясняется различной прозрачностью атмосферы для излучения из космоса и от поверхности планеты. Для солнечных лучей атмосфера планеты прозрачна, как стекло, и поэтому они легко проходят сквозь нее. А для теплового излучения нижние слои атмосферы «непробиваемы», слишком плотные для прохождения. Потому-то часть теплового излучения остается в атмосфере, постепенно опускаясь к самым нижним ее слоям. При этом количество парниковых газов, уплотняющих атмосферу, растет. Еще в школе нас учили, что основная причина парникового эффекта – деятельность человека. Эволюция привела нас к промышленности, мы сжигаем тонны угля, нефти и газа, получаем топливо, дороги заполнены автомобилями. Следствие этого – выделение парниковых газов и веществ в атмосферу. Среди них – водяной пар, метан, углекислый газ, оксид азота. Почему они так названы, понятно. Поверхность планеты нагревается солнечными лучами, но обязательно «отдает» часть тепла обратно. Тепловое излучение, которое исходит от поверхности Земли, называется инфракрасным. Парниковые газы в нижней части атмосферы не дают тепловым лучам вернуться в космос, задерживают их. Вследствие этого средняя температура планеты увеличивается, и это ведет к опасным последствиям. Неужели ничто не может урегулировать количество парниковых газов в атмосфере? Конечно, может. С этим заданием отлично справляется кислород. Но вот беда – количество населения планеты неумолимо растет, а значит, поглощается все больше кислорода. Единственное наше спасение – растительность, особенно леса. Они поглощают избыточный углекислый газ, выделяют гораздо большее количество кислорода, чем потребляют люди.

Парниковый эффект и климат Земли

Когда мы говорим о последствиях парникового эффекта, мы понимаем влияние его на климат Земли. В первую очередь - это глобальное потепление. Многие отождествляют понятия «парниковый эффект» и «глобальное потепление», но они не равны, а взаимосвязаны: первое – причина второго. Глобальное потепление напрямую связано с Мировым океаном. Вот пример двух причинно-следственных связей. Средняя температура планеты растет, жидкость начинает испаряться. Это касается и Мирового океана: некоторые ученые боятся, что через пару сотен лет он начнет «высыхать». При этом из-за высокой температуры ледники и морские льды начнут активно таять уже в ближайшее время. Это приведет к неизбежному росту уровня Мирового океана. Мы уже наблюдаем регулярные потопы в прибрежных районах, но если уровень Мирового океана существенно возрастет, затоплены будут все приближенные участки суши, погибнет урожай.

Влияние на жизнь людей

Не стоит забывать, что повышение средней температуры Земли отразится и на нашей жизни. Последствия могут быть очень серьёзными. Многие территории нашей планеты, и так склонные к засухе, станут абсолютно не жизнеспособными, люди начнут массово мигрировать в другие регионы. Это неизбежно приведет к социально-экономическим проблемам, к началу третьей и четвертой мировых войн. Недостаток продовольствия, уничтожение урожаев – вот что ждет нас в ближайшее столетие. Но обязательно ли ждет? Или все-таки можно что-то изменить? Может ли человечество снизить вред от парникового эффекта? Болотистые земли способны предотвращать парниковый эффект, самое большое болото в мире, Васюганское. Про другие глобальные экологические проблемы читайте здесь. При добыче нефти сгорает много попутного газа, http://greenologia.ru/eko-problemy/proizvodstvo-neft/neftyanye-mestorozhdeniya-mira.html перейдя по ссылке, вы узнаете сколько нефти добывается во всем мире.

Действия, способные спасти Землю

На сегодняшний день известны все вредные факторы, которые приводят к накоплению парниковых газов, и мы знаем, что нужно делать, чтобы это остановить. Не стоит думать, что один человек ничего не изменит. Конечно, эффекта может добиться только все человечество, но кто знает – может, еще сотня людей в этот момент читает подобную статью?

Сохранение лесов

Остановка вырубки лесов. Растения – наше спасение! Кроме того, нужно не только сохранять существующие леса, но и активно высаживать новые. Понять эту проблему должен каждый человек. Фотосинтез настолько силен, что способен обеспечить нас огромным количеством кислорода. Его хватит для нормальной жизни людей и устранения вредных газов из атмосферы.

Использование электромобилей

Отказ от использования автомобилей на топливе. Каждый автомобиль выделяет огромное количество парниковых газов в год, так почему бы не сделать выбор в пользу здоровья окружающей среды? Ученые уже предлагают нам электромобили – экологически чистые машины, которые не используют топливо. Минус «топливный» автомобиль – еще один шаг к устранению парниковых газов. Во всем мире пытаются ускорить этот переход, но пока современные разработки таких машин далеки от совершенства. Даже в Японии, где наибольшее использование таких автомобилей, не готовы полностью переходить на их использование.

Альтернатива углеводородному топливу

Изобретение альтернативной энергии. Человечество не стоит на месте, так почему же мы «застряли» на использовании угля, нефти и газа? Сжигание этих природных компонентов приводит к накоплению парниковых газов в атмосфере, поэтому пора перейти на экологически чистый вид энергии. Мы не можем полностью отказаться от всего того, что выделяет вредные газы. Зато мы можем способствовать увеличению кислорода в атмосфере. Не только настоящий мужчина должен посадить дерево – это обязан сделать каждый человек! Что главное в решении любой проблемы? Не закрывать на нее глаза. Возможно, мы не замечаем вреда от парникового эффекта, но это точно заметят последующие поколения. Мы можем прекратить сжигать уголь и нефть, сохранить природную растительность планеты, отказаться от обычного автомобиля в пользу экологически чистого – и все для чего? Для того чтобы наша Земля существовала и после нас.

Озоновые дыры

В
сем известно, что нашу планету окутывает довольно плотный озоновый слой, располагающийся на высоте 12–50 км над поверхностью земли. Эта воздушная прослойка является надежной защитой всего живого от опасного ультрафиолета и позволяет избежать губительного воздействия солнечного излучения.

Именно благодаря озоновому слою когда-то микроорганизмы сумели выбраться из океанов на сушу и способствовали появлению высокоразвитых форм жизни. Однако с начала XX столетия озоновая прослойка начала разрушаться, в результате чего в некоторых местах стратосферы стали появляться озоновые дыры.

Что такое озоновые дыры?

Вопреки распространенному мнению обывателей, что озоновая дыра является брешью в небесном пространстве, на самом деле она представляет собой участок значительного снижения уровня озона в стратосфере. В таких местах ультрафиолетовым лучам легче проникать к поверхности планеты и оказывать свое разрушительное воздействие на все живущее на ней.

В отличие от мест с нормальной концентрацией озона в дырах содержание «голубого» вещества составляет всего около 30 %.

Где находятся озоновые дыры?

Первая большая озоновая дыра была обнаружена над Антарктидой в 1985 году. Ее диаметр составлял около 1000 км, причем она появлялась каждый год в августе, а к началу зимы исчезала. Тогда исследователи определили, что концентрация озона над материком снижена на 50 %, а наибольшее его уменьшение было зафиксировано на высотах от 14 до 19 км.

Впоследствии еще одна крупная дыра (меньших размеров) была обнаружена над Арктикой, сейчас же ученым известны сотни подобных явлений, хотя самой огромной по-прежнему остается та, что возникает над Антарктидой.

Как образуются озоновые дыры?

П
оскольку на полюсах наблюдаются долгие полярные ночи, в этих местах происходит резкое снижение температуры и образуются стратосферные облака, содержащие ледяные кристаллики. Как следствие, в воздухе накапливается молекулярный хлор, внутренние связи которого разрываются с наступлением весны и появлением солнечного излучения.

Цепочка химических процессов, возникающих при устремлении в атмосферу атомов хлора, приводит к разрушению озона и образованию озоновых дыр. Когда в полную силу, к полюсам направляются воздушные массы с новой порцией озона, благодаря чему дыра затягивается.

Почему появляются озоновые дыры?

Существует множество причин появления озоновых дыр, но важнейшая из них – загрязнение природной среды человеком. Помимо атомов хлора, молекулы озона разрушают водород, кислород, бром и другие продукты сгорания, попадающие в атмосферу из-за выбросов фабрик, заводов, дымовых газовых ТЭЦ.

Не меньшее влияние на слой озона оказывают ядерные испытания: при взрывах выделяется огромное количество энергии и образуются окислы азота, которые входят в реакцию с озоном и уничтожают его молекулы. Подсчитано, что только с 1952 по 1971 год при ядерных взрывах в атмосферу попало около 3 миллионов тонн этого вещества.

Возникновению озоновых дыр способствуют и реактивные самолеты, в двигателях которых также образуются окислы азота. Чем выше мощность турбореактивного двигателя, тем выше температура в камерах его сгорания и тем больше азотных окислов попадает в атмосферу. Согласно исследованиям, ежегодные объемы азота, выбрасываемого в воздух, составляют 1 миллион тонн, из них треть приходится на самолеты. Еще одна причина разрушения озонового слоя – минеральные удобрения, которые при внесении в землю вступают в реакцию с почвенными бактериями. В этом случае в атмосферу попадает закись азота, из которой образуются окислы.

К каким последствиям для человечества могут привести озоновые дыры?

В силу ослабления озонового слоя увеличивается поток солнечной радиации, что в свою очередь, может привести к гибели растений и животных. Влияние озоновых дыр на человека выражается прежде всего в увеличении числа раковых заболеваний кожи. Ученые подсчитали, что если концентрация озона в атмосфере упадет хотя бы на 1%, то число больных раком возрастет примерно на 7000 человек в год.

Именно поэтому сейчас экологи бьют тревогу и пытаются предпринять все необходимые меры для защиты озонового слоя, а конструкторы разрабатывают экологически безопасные механизмы (самолеты, ракетные системы, наземный транспорт), выбрасывающие в атмосферу меньшее количество окислов азота.

Озоновый экран

Н
аходящаяся на высоте 10 – 50 км атмосферная зона с максимальным количеством озона. Своему существованию обязан деятельности фотосинтезирующих растений (выделение кислорода О 2 ) и действию на кислород ультрофиолетовых лучей:

2 +285кДж=2О 3 .

Слой атмосферы, отличающейся повышенной концентрацией озона и поглощающий ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов. Наибольшая плотность озоносферы на высоте20-25 км .

Демонстрация опыта «Извержение вулкана ».

Аэрозольный эффект

Аэрозоль это взвешенные в атмосфере твердые и жидкие частицы размеров, превышающих молекулярные.

Аэрозоли отличают от облачных и дождевых капель, главным образом, по химическому составу. Если облачные и дождевые капли практически полностью состоят из воды, аэрозоли содержат значительное количество других материалов. Аэрозоли также отличаются от облачных и дождевых капель по размеру и концентрациям. В англоязычной терминологии аэрозоли часто называют Particulate Matter (PM), чтобы подчеркнуть, что их главное свойство – содержание вещества.

Существуют различные типы атмосферного аэрозоля.

Аэрозольные частицы содержат неорганические и органические компоненты, а также могут представлять собой растворы. Наибольшую часть жидкого аэрозоля, как правило, составляет вода. Она служит растворителем для растворимых веществ. Вместе они и образуют раствор. Растворенные вещества могут распадаться, или оставаться в основной форме. Распавшиеся в растворе вещества образуют положительные и отрицательные ионы.

Атмосферный аэрозоль оказывает большое влияние на климат.

Решение экологических задач

    В Починковском районе питьевая вода содержит растворимые соли ионов Ca2+ и Mg2+ - сульфаты и карбонаты, обуславливающие ее жесткость. Повседневное употребление такой воды может привести к ряду заболеваний пищеварительного тракта. Какие из перечисленных ниже веществ могут быть применены для снижения жесткости починковской воды:

карбонат калия;

поваренная соль;

фосфат натрия.

Дайте обоснованный ответ, приведя уравнения соответствующих реакций.

    В состав феромона тревоги у муравьев - древоточцев входит углеводород. Каково строение углеводорода, если при его крекинге образуются пентан и пентен, а при его горении - 10 моль углекислого газа.

    «Кислотные дожди» - следствие деятельности человека. При сжигании различного топлива (бензина, керосина, нефти, угля) в атмосферу выделяется огромное количество диоксида серы SO 2 и диоксида азота NO 2 . Взаимодействуя с кислородом воздуха и атмосферной влагой, эти оксиды превращаются в серную и азотную кислоты. Определите значение pH природных вод, которые получаются из газовых выбросов химзавода, содержащих 10 кг диоксида азота и 20 кг диоксида серы. Объем воды, в которой будут растворены полученные азотная и серная кислоты, примите равным 10000 м 3 .

    Разбитый термометр, в котором было 20,5 г (Hg) выбросили в пруд. Прошло четыре месяца и вследствие сложных биохимических процессов около 5 % этого опасного металла перешло в виде солей ртути в воду. Представляет ли опасность прудовая вода, если её объём в пруду 80 м 3 , а санитарные нормы предусматривают содержание, ионов ртути не более 0,01 г/м 3 .

    Содержание угарного газа в отработанных газах автомобиля «Жигули» (режим холостого хода) не должно превышать
    4,5 % по объёму. Соответствует ли режим работы двигателя указанной норме, если при пропускании 25 литров выхлопных газов (содержание по объёму СО 2 > в 2 раза больше чем СО) через 180,5 мл 18% раствора NaOH (плотность 1,197 г/см) произошло полное насыщение раствора?

    Тепловая электростанция потребляет 320 тонн каменного угля в сутки. Среднее содержание серы в угле - 0,5 %. Определите максимально возможную массу сернистой кислоты, которая может выпасть с дождём в результате суточной работы этой ТЭС.
    Как произвести утилизацию сернистого газа?

    Можжевельник способен, как никто другой, очищать воздух от вредных микробов. Известный факт: гектар можжевеловых посадок выделяет за сутки до 30 кг фитонцидов! Этого достаточно, чтобы очистить от болезнетворных микроорганизмов воздух в городе с населением 100 тысяч жителей. Сколько кустов можжевельника должно расти вокруг нашей школы?

    За один солнечный день гектар леса выделяет 201 кг кислорода. Сколько килограмм кислорода выделяет 44400 га леса Починковского района? Сколько человек будут обеспечены данным кислородом для дыхания?

    C 2 H 4 +3O 2 =2CO 2 +2H 2 O

    1. Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту.

      Какой объем CO 2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)?

    12СО 2 + 11Н 2 О = С 12 Н 22 О 11 + 12О 2
    Какой объем CO
    2 усвоили зеленые листья сахарной свеклы для получения 100 г сахарозы (С12Н22О11), из которой можно изготовить 10 конфет (одна конфета содержит примерно 10 г сахара)?

    Одна маленькая летучая мышь ночница съедает за ночь 500 комаров. Сколько комаров за ночь съест колония из 250 летучих мышей?

    Если растение поглощает углекислый газ объемом 662 л (при н.у.) выдыхаемый одним человеком за сутки, то какой объем кислорода он выделает во время фотосинтеза.

    ПДК свинца в питьевой воде - 0,03 мг/дм 3 ; среднее суточное потребление воды составляет 2,5-3 дм 3 ; ПДК свинца в воздухе - 0,003 мг/м 3 ; в среднем за одну минуту через лёгкие человека проходит - 10 дм 3 воздуха.

    Вычислить сколько килограммов углекислого газа выбрасывается в атмосферу автомобилем, при пробеге 1000 км, если известно, что за каждые 5 км он выбрасывает 1,08 кг углекислого газа в атмосферу.

    Из нижеперечисленных веществ укажите положенный состав воздуха:

Хе, СО, О 2 , NО 2 , Кr, SО 3 , СО 2 , Аr, Н 2 О, Не, N 2 , Р 2 О 5 , Nе, SО 2 , О 3

Классификация химических элементов в живых организмах

По содержанию % масс

    О-62

    С-21

    Н-10

    N – 3

    Са – 2

    Р-1

    К, S, СI, Nа, Мg – 0,23-0,027

Состояние здоровье населения Починковского района с 1998 – 2016 год.

Население Починковского района на 1 января 2016 года составляет 28823 человека.


Количество больных состоящих на диспансерном наблюдении в наркологическом кабинете ГБУЗ ИО «Починковская ЦРБ» с 2002 по 2015гг


Очень высокая поражённость от 301 до 560 на 100 тысяч человек


Состав бытовых отходов в России

Где все это хранится?

1 000 000 Га земли в России занимают мусорные полигоны.


Что делать с отходами?

Комплексный подход к обращению с отходами.

Вторая жизнь отходов

Один из важных факторов, обязывающий каждого внести хоть малейший вклад в дело сдачи макулатуры, – это забота о чистоте окружающей среды. С каждым сданным буклетом или книжкой снижается количество мусора на свалках (а значительная часть мусора – это бумажная продукция)

Ещё один фактор - охрана атмосферного воздуха

Человек на 2/3состоит из кислорода.

В сутки потребляет 500 литров кислорода, что составляет 12 кг, а пищи

1,5-2кг, воды-2кг.

Сейчас кислорода на Земле 21%, если останется 20% - смертельно для человека.

Потребление кислорода:

    Легковой автомобиль «Жигули» при пробеге 1000км расходует годовую норму на 1 человека;

    При сгорании 1 т угля расходуется годовая норма для 10 человек;

    Реактивный самолёт за 8 часов работы поглощает 75 тыс. тонн кислорода, на восстановление которого, необходимо 50 тысяч гектаров леса.

Загрязнения воздуха:

    Газами – отработка промышленности;

    Смоги – газовое и механическое загрязнение.

Практическая часть

Социологический опрос.

Мы провели опрос среди учащихся на тему: «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»

Цель опроса: выявление осведомленности учащихся об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).

Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?

2. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?

3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?

Анализ социологического опроса.

В опросе приняло участие 138 человек

В результате проведенного опроса выяснилось, что 95,5 % учащихся знает, как сохранить запасы древесины.

Решением этой проблемы было предложено следующее:

    50 % опрошенных предложили сбор макулатуры;

    32 % – предложили использовать иной способ получения бумаги не затрагивая природные ресурсы (синтетическая бумага полученая искусственным путём);

    13,5 % – предложили увеличить объем деревьев для посадки,

    12 % – интенсивнее использовать электронные носители информации,

    4,5 % – не знают, как решить проблему сохранности лесов.

О вторичном использовании бумажного сырья:

    знает – 91 % учащихся

    не знает – 9 % учащихся

Но не смотря на это:

    87 % считают, что сбор макулатуры необходим;

    13 % не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры;

В результате проведенного опроса выяснилось, что большинство учащихся знакомы с понятием «макулатура», слышали о продукции, изготавливаемой из макулатуры и согласны участвовать в акциях. Это значит, что мы будем продолжать вести беседы о способах сохранения лесных ресурсов.

2.2 Исследование количества утилизируемой бумаги среднестатистической российской семьей.

Были поставлены задачи:

1) Исследовать сколько бумаги выбрасывает в мусорное ведро российская семья в течение одного дня, одной недели, одного месяца, одного года?

Задание для семей участвующих в эксперименте

    Семьям было дано задание ненужную бумагу не выбрасывать в мусорное ведро, а собирать в картонную коробку.

    Каждую неделю необходимо было взвешивать собранную макулатуру.

    Сообщать о результатах взвешивания.

В эксперименте участвовали 4 семьи:

За неделю

(кг)

За 1 месяц

(кг)

За 1 год

(кг)

Павликовы

0,6

180

Шмаковы

0,5

18,9

226,8

Кантерины

0,4

8,3

99,6

Малькины

0,7

19,1

229,2

Средние данные

0,55

15,3

183,6

Выводы.

Результаты эксперимента показали, что среднестатистическая российская семья, в количестве 4 человек, выбрасывает в мусорное ведро в день 0,55 кг, в неделю 4 кг бумаги, в месяц 15,3 кг бумаги, в год 183,6 кг.

Если 60 кг бумаги собранной в качестве макулатуры позволяют сохранить 1 дерево, значит 1 семья за 4 месяца может собрать нужное количество бумаги и сохранить тем самым 1 дерево. Если взять все семьи нашей школы, получится уже целый лес и это за 4 месяца.

2.3 Изготовление бумаги в домашних условиях.

Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу.

Алгоритм изготовления самодельной бумаги

1.Старую бумагу измельчите (порвите) на мелкие кусочки, сложите в ведро и залейте горячей водой. Оставьте бумагу разбухать на 12 часов.

2. Распавшуюся на кусочки бумагу измельчите в блендере, добавьте 2 столовые ложки крахмала для прочности.

3 Лоток застелите марлей и выложите тонким слоем на нее получившуюся массу. Излишки воды уберите губкой.

4. Выложите заготовку с марлей на ткань, накройте другим куском ткани, отожмите скалкой и дайте подсохнуть.

5. Прогладьте получившиеся полоски утюгом. Бумага готова!!!

Получив лист бумаги, и изучив его, мы пришли к выводу, что «рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, - абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности - вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

А возможности, которые она предоставляет для экспериментов, поистине огромны. Изменяя фактуру бумажной массы, толщину готового листа, его окраску, добавляя самые невообразимые наполнители, вы сможете получить различные сорта бумаги ручной работы. Используйте ее для дальнейшего творчества – например, для изготовления открыток или скрапбукинга, для записей и рисунков. Изготовление бумаги в домашних условиях прекрасно подходит для совместной работы в кругу семьи.

Заключение

Подводя итоги нашего исследования можно с уверенностью сказать, что переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды и 1000 кВт электроэнергии. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. Сбор макулатуры действительно является огромным вкладом в спасение лесного богатства нашей планеты. Мы считаем, что этой проблеме со стороны нашего правительства должно быть уделено намного больше внимания. Необходимо проводить разъяснения в школах и на предприятиях города о важности сбора макулатуры, увеличить количество пунктов приема и, конечно же, необходимо проводить масштабные акции по сбору макулатуры, широко освещая их в средствах массовой информации.

Стоит задуматься о том, что:

1. 100 килограмм макулатуры – это одно спасенное дерево;

2. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией.

3. Среднестатистический россиянин нуждается в 25 килограммах бумаги в год, соответственно одна семья при желании может сберечь 1 дерево в год;

4. Площадь лесных массивов на нашей планете постоянно сокращается, следовательно, дефицит деревьев станет глобальной проблемой в ближайшее время

Подарили вторую жизнь бумаге, изготовив её в домашних условиях.

Изготовил экологический плакат «Сдай макулатуру – сохрани дерево» и информационный буклет «Интересные факты о бумаге».

Мы за бережное использования бумаги и переработку макулатуры. Надеемся, что в скором будущем будут производить бумагу без использования древесины.

Даже маленький вклад очень ценен для большого и важного дела.

Сдай макулатуру - спаси жизнь дереву!

П
риложение




Просмотр видеоролика

«Экология начинается с нас»

Актуальность проблем экологии

«Парниковый эффект»

Безбородова Екатерина

«Кислотные дожди»

Агафонов Никита

«Аэрозольный эффект»

«Озоновые дыры и озоновый экран»

Балашов Никита


Опыт «Вулкан»

«Расчёт количеств свинца, поступающего с водой и воздухом в организм человека»

Цебулаев Игорь

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тема урока: «Экология и энергосбережение»

В рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче (слайд 1)

Цель урока: Выявить энергетические ресурсы, существующие на Земле и подумать, как их бережно использовать?

Задачи урока:

  1. Познакомиться с видами энергетических ресурсов.
  2. Изготовить плакат о бережном расходовании энергоресурсов. (слайд 2)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя: Актуальность нашего занятия в том, что добыча огромного количества природных ресурсов приводит к истощению Земли. Так как количество населения на нашей планете растет, то энергоресурсов нужно еще больше.(слайд 3)
  3. Познакомимся с видами энергетических ресурсов. (слайд 4)
  4. Подумаем, как решить проблему?: Переход на альтернативные источники энергии.(слайд 5)
  5. Альтернативные источники энергии. Энергия Солнца(использование солнечных батарей на космических кораблях, на опорах дорожного освещения.(слайд 7)
  6. Энергия ветра: Запасы энергии ветра более чем в сто раз превышают запасы гидроэнергии всех рек планеты.(слайд 8)
  7. Энергия Земли: Издавна люди знают о стихийных проявлениях гигантской энергии, таящейся в недрах земного шара. (слайд 9)
  8. Энергия Мирового океана: Известно, что запасы энергии в Мировом океане колоссальны (энергия приливов и отливов).(слайд 10)
  9. Кроме использования альтернативных источников энергии, необходимо бережно относится к тем видам энергии, которые мы с вами используем сейчас. Умеете ли вы экономно использовать энергоресурсы?
  10. Выполните тест, из которого будет видно ваше отношение к энергоресурсам.
    Ответив на все вопросы теста, посчитайте все «Да». За каждое «Да» вы получаете 1 балл.
    Так как занятия в школе в рамках разных предметов (экологии, географии, природоведения, окружающего мира), то большинство учащихся набирают от 8 до 11 баллов.
  11. Учитель делает вывод, что ребята имеют достаточные знания по энергосбережению.
    Но в гостях у нас учащиеся 2 класса, давайте поделимся с ними своими знаниями.
  12. Учащиеся 7 класса заранее к уроку начали готовить плакат по энергосбережению. В центре плаката поместили земной шар, вокруг него ладони взрослых и детей, на ладонях взрослых название энергоресурсов, что символически обозначает, что природные ресурсы в наших руках.
  13. У учащихся 7 класса имеются карточки, на которых они пишут свой совет по энергосбережению и прикрепляют к плакату. Этот плакат они дарят малышам, чтобы и они учились беречь энергоресурсы.
  14. Учащиеся начальных классов тоже готовились к этому занятию и оформили выставку рисунков по энергосбережению.
  15. Вывод по уроку:
    1. Ребята узнали, что природные ресурсы можно заменить альтернативными источниками энергии.
    2. Учитель убедился, что энергоресурсы ребята знают как экономить.
    3. На уроке учащиеся 7 класса поделились своими знаниями с учащимися 2 класса (выполнив для них плакат по энергосбережению)
  16. Задание на дом: В Интернете поискать интересные мультфильмы по энергосбережению, продолжить работу с детьми из детского сада, показав им мультфильмы и познакомить с выставкой рисунков по энергосбережению.

3 сентября 2018г. в нашей школе состоялись тематические экологические уроки по обучению учащихся навыкам раздельного сбора мусора. Целью уроков было еще в школе научить детей цивилизованному обращению с отходами и сознательному поведению на природе, а также объяснить, зачем нужно сортировать мусор и какие способы переработки ТБО используются в мире. В его рамках проведены следующие мероприятия:

  • В 1 «А» прошел « Урок чистоты». На уроке детям было рассказано, что наша прекрасная планета нуждается в защите.На слайдах презентации показаны фото с последствиями деятельности человека на земле. После этого ребятам было предложено нарисовать плакат на тему «Разделяй мусор». Присутствовало 25 человек. Организатор -классный руководитель Лысенко Алла Алексеевна
  • В 1 «В» классе урок назывался «Очистим планету от мусора». Ребята узнали, почему мусор надо сортировать, сколько лет разлагается бумага, стекло, пластик. Что делают из переработанного сырья. Урок прошёл с использованием рисунков самих детей. Присутствовало 26 человек. Организатор мероприятия - классный руководитель Васильева Людмила Владимировна.

  • Во 2 «А» классе состоялся урок «Сохраним нашу планету». Ребята поняли, что наша планета находится в опасности. Посмотрели видеоролик о роли леса в жизни человека, познакомились с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека. В ходе беседы даны инструкции по правильному раздельному сбору мусора, поведению на природе, сделаны выводы. Присутствовал 31ученик. Организатор классный руководитель Зайцева Татьяна Анатольевна.

  • В 3 «А» классе урок назывался «Раздельный сбор мусора в семье». Ребята узнали, сколько мусора образуется в семье каждый день, каждый месяц, каждый год, куда он девается и как можно уменьшить количество мусора. В конце мероприятия сделаны соответствующие выводы по теме. Организатор - классный руководитель Базарова Светлана Ивановна. Присутствовало 25 обучающихся.

  • В 3 «Б» прошел урок «Земля просит защиты у людей». После просмотра презентации ребята вместе с учителем обсудили необходимость относиться к природе бережно. Присутствовало 24 ребенка. Организатор - классный руководитель Подопросветова Ольга Николаевна.

  • В 3 «В» прошел урок «Разделяй с нами». Сначала ребята узнали, как и для чего сортировать мусор. Затем потренировались на практике. Присутствовало 20 человек.
  • В 4 «А» и 4 «В» классах состоялся урок «Раздельный сбор мусора в семье» В классах по 29 человек. На уроке детям была представлена информация об экологическом состоянии Земли, на слайдах показаны факторы, отрицательно влияющие на экологическое положение природы. На уроке ребята поделились своим мнением о том, какую посильную помощь они в силах оказать, что бы сохранить природу для следующих поколений. Организаторы - классные руководители Мацкевич Елена Викторовна и Копылова Галина Николаевна.

  • В 5 «А» состоялась экологическая игра «Загадки мудрого филина». На уроке ребята совершили путешествие в мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на множество вопросов, определили связь человека с природой. На уроке присутствовали родители из класса и 28 детей. Организатор - классный руководитель Прохорова Ирина Анатольевна.

    В 5 «Б» прошел урок «Будь природе другом». Во время урока учитель совместно собучающимися обсудили экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды, лесов.Сделали вывод о влиянии человека на состояние окружающей среды и возможности изменения в лучшую сторону этой проблемы. Присутствовало 29 учеников. Организатор - Покровская Евгения Александровна.

    В 6»А» урок «Переработка твердых бытовых отходов». Обучающиеся узнали почему надо собирать мусор раздельно, как перерабатывается пластик и стекло. В классе 23человека. Организатор - классный руководитель Ибулаева Анна Леонидовна.

    В 6 «Б» на уроке«Как мы можем защитить природу» детям была представлена информация об экологическом состоянии Земли, на слайдах показаны фото с последствиями деятельности человека на земле. Ребята пришли к выводу, что в наших руках многое. И уже сейчас они тоже могут содействовать улучшению состояния окружающей среды. В классе 24 человека. Организатор - классный руководитель Уварова Евгения Николаевна.

    В 7 «А» классе прошла игра-викторина «Раздельный сбор отходов». Ребята отвечали на вопросы почему, зачем и как мы должны помогать природе, а так же соревновались в быстроте и правильности сортировки бытовых отходов. В классе 20 человек. Организатор - классный руководитель Батекина Надежда Игоревна.

    В 7 «Б» классе прошел урок «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема." Учитель с учениками обсудили экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды, почвы продуктами человеческой жизнедеятельности. Обсудили последствия технологического прогресса, появления многих новых неприродных композиционных материалов, губительное воздействие многих человеческих изобретений на здоровье планеты. Ребята поделились своим мнением о том, какую посильную помощь они в силах оказать, чтобы сохранить природу для следующих поколений. В классе 27 человек. Организатор классный руководитель Пушилина Татьяна Александровна.

  • В 8 «А»классе тема занятия:"Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема." Ребята получили информацию по правилам раздельного сбора мусора и предстоящей акции по сбору ненужной электротехники. Обсудили экологическое состояние в нашем регионе. Пришли к выводу о необходимости подобных обучающих семинаров и просветительской работы по этому направлению.В классе 28 человек. Организатор - классный руководитель Каржавина Татьяна Владимировна.
  • В 8 «Б» классе на уроке «Сохраним нашу планету» беседа шла о необходимости пересмотреть свое отношение к природе, к Земле. Наш дом надо беречь и мы уже с детских лет должны осознавать свою ответственность за здоровье планеты. В классе 27 учащихся. Организатор - классный руководитель Ратникова Ольга Евгеньевна.
  • В 9 «А» состоялась экологическая викторина «Экология и мы». На уроке ребята углубили свои экологические знания. Смогли посоревноваться в знании законов природы. После викторины Ребята с классным руководителем обсудили правила раздельного сбора мусора и предстоящую акцию по сбору использованной электротехники и батареек. Ребята поняли, что большие дела начинаются с малого и с себя.

  • В 9 «Б» состоялся урок «Чистое будущее в чистом настоящем». В ходе занятия обучающиеся познакомились с некоторыми основными законами природы. Учителем во время занятия была поставлена проблемная ситуация, с решением которой дети успешно справились. Учителем было приведено много жизненных примеров и экологических ситуаций, в которых дети смогли успешно разобраться. В классе 19 обучающихся. Организатор - классный руководитель Суркова Ирина Николаевна.

  • В 9 «В» классе тема урока «Доходы из отходов». Урок проходил в форме беседы. Были подняты вопросы об исчерпаемых природных ресурсах и необходимости экономного отношения к ним. Эта форма позволила активизировать познавательную деятельность воспитанников, направить усилия на поиск решения глобальных и локальных проблем по защите и сохранению ресурсов и природы в целом, выделить позитивные нравственные ценности. Присутствовало 23 ученика. Организатор - классный руководитель, завуч по УВР Ступина Наталия Ивановна.
  • В 10 классе урок назывался "Собирай перерабатываемые отходы - сохрани ресурсы" Разговор шел не только о необходимости отдельно собирать пластик и стекло, но и использованную электротехнику и батарейки. Ребята поняли, что только совместные усилия по борьбе за чистоту планеты могут дать положительный результат. В классе 21 человек. Организатор - классный руководитель Меркулова Наталья Николаевна.

  • В 11 классе прошел урок-конференция «Сохраним Землю чистой». Эта тема для ребят уже не новая, так как в мае прошлого года они принимали участие в акции «Сделаем вместе» и почти все проводили уроки в начальной школе на тему раздельного сбора мусора. Ребята обсудили необходимость изменения экологического сознания людей, пока мы можем сохранить планету для потомков. В классе 26 человек. Организатор - классный руководитель Андреева Ирина Юрьевна.