Николай семенович лесков биография кратко самое важное. Николай Семенович Лесков: биография, творчество и личная жизнь

Рассказ «Левша» был написан Н. С. Лесковым в 1881 году. Кто такой Левша в произведении? Это талантливый тульский оружейник, который смог превзойти английских мастеров. Однако на родине его умения не были оценены по достоинству, и он умирает в больнице, позабытый всеми. Называя свое произведение рассказом, писатель, скорее всего, хотел подчеркнуть особую «сказовую» форму повествования.

Вконтакте

Рассказ ведется от имени цехового мастера и только в заключительной главе приводятся размышления автора. Ниже вам предлагается краткое содержание «Левша» Лескова.

Краткий пересказ произведения

Персонажи

Главные герои:

  • Левша - оружейный мастер, сумевший подковать механическую блоху вместе с другими мастерами.

Описание других персонажей:

  • Платов - казачий атаман.
  • Александр Павлович - русский император, получивший в подарок от англичан заводную блоху.
  • Николай Павлович - русский император, который приказал тульским оружейникам улучшить английскую блоху.
  • Тульские мастера - оружейники, которые смогли подковать заводную блоху микроскопических размеров.
  • Английские мастера - оружейники и инженеры, пораженные умением тульских мастеров.
  • Мартын-Сокольский - врач, который пытался передать последние слова Левши русскому императору.
  • Чернышев - министр иностранных дел.

Рассказ «Левша»: краткое содержание по главам

Глава 1

В 1814 году русский император Александр I в сопровождении атамана Платова отправился в путешествие по Европе, чтобы увидеть достижения науки и искусства в других странах. Император восхищен изобретениями иностранцев, а Платов уверен, что русские мастера не уступают иностранным.

Глава 2

Император Александр I и донский казак Платов посещают Англию, где тоже смотрят на лучшие изобретения. Александра I вновь восхищают достижения иностранцев. Платов все еще уверен, что мастера из России ничем не хуже.

Глава 3

Англичане хотят впечатлить своих гостей и показывают им свое гениальное изобретение - заводную танцующую блоху, которую можно разглядеть только в микроскоп. Царь покупает блоху за миллион, а Платов ворует микроскоп, чтобы ее можно было рассмотреть. После чего Александр I и Платов возвращаются на родину.

Глава 4

В 1825 году, после смерти Александра І, его брату - Николаю І — достается шкатулка с блохой. Платов рассказывает Николаю историю, связанную с блохой. Посмотрев на блоху в микроскоп, царь отправляет Платова в Тулу. Император хочет, чтобы тульские мастера смогли превзойти английских.

Приехав в Тулу, Платов просит местных мастеров найти способ превзойти инженеров из Англии. На это он отводит мастерам две недели.

Услышав поручение Платова, трое лучших тульских оружейника покидают свои дома и уходят неизвестно куда. Среди этих оружейников был и Левша.

Глава 7

Оружейники добираются до города Мценска с целью поклониться иконе Св. Николая, который считался покровителем торговли и военного дела. После чего они возвращаются домой. Оружейники закрываются в доме и не выходят из него две недели.

Глава 8

По прошествии двух недель Платов приезжает в Тулу, чтобы забрать блоху. Он зовет трех мастеров, которые должны были выполнить работу.

Глава 9

Отправленные за мастерами курьеры пришли к дому, где закрылись оружейники. Но курьеров в дом не пускали и потому они снимают крышу с дома. Тем временем оружейники заканчивают работу и направляются к Платову.

Глава 10

Оружейники отдают механическую блоху Платову. Не заметив никаких изменений, Платов злится на них. Обиженные оружейники говорят, что их работу заметит только император. Платов сердится, бросает в свою повозку Левшу и уезжает в Петербург.

Глава 11

В Петербурге Платов говорит царю, что оружейники ничего не сделали и просто вернули блоху. Император в это не поверил и решил проверить сам.

Когда блоху заводят, выясняется что она больше не прыгает. Это привело Платова в ярость и он бьет Левшу, говоря что тот обманщик. На это мастер отвечает, что работу оружейников можно разглядеть только в очень сильный микроскоп.

Глава 13

Даже в очень сильный микроскоп царь не может разглядеть работу оружейников. Тогда Левша говорит, что следует обратить внимание на ноги блохи. После этого император, наконец, замечает, что блоха подкована. Это удивляет и радует царя.

Глава 14

Левша рассказывает императору, что на подковах можно увидеть имена самих мастеров. А имя Левши выгравировано на гвоздях, которыми подбиты подковы, хотя настолько сильных микроскопов еще не изобрели. Царь отправляет Левшу в Англию, чтобы тот показал иностранцам свою гениальную работу.

Глава 15

В Лондоне англичане восхищаются работой русских мастеров. Английские мастера даже уговаривают Левшу остаться, чтобы он мог получить образование и работать в Англии. Однако мастер отказывается поскольку любит свою родную страну, но он решает немного погостить.

Глава 16

Левше показывают заводы Англии. Ему нравится как в этой стране заботятся о рабочих и какой у них порядок. Также он замечает, что ружья у иностранцев в лучшем состоянии, чем у русских. После чего Левша отплывает обратно в Россию и на корабле знакомится с полшкипером.

Глава 17

По пути домой Левша с полшкипером много выпивают, отчего заболевают. Однажды Левша едва не падает за борт. Пьяных товарищей держат в каюте до окончания путешествия.

Глава 18

В Петербурге полшкипера отвозят в английское посольство, а Левша, ослабевший и не в состоянии даже разговаривать, попадает в квартал. Полицейские пытаются оставить его в какой-нибудь больнице, но без документов его нигде не принимают. Тогда его оставляют на полу в больнице для простонародья.

Глава 19

Полшкипер обнаруживает Левшу на больничном полу. Он находит мастеру доктора с помощью Платова, однако слишком поздно. Умирая, мастер просит доктора передать царю, что англичане «ружья кирпичом не чистят». Врач пытается донести послание мастера, но его не слушают и продолжают чистить ружья кирпичами аж до самой войны.

Глава 20

В конце произведения писатель размышляет о том, что в век технического прогресса гениальных мастеров заменили машины. Но память о талантливых людях, таких как Левша, будет жить вечно.

Заключение

Суть рассказа Лескова заключается в том, что огромное количество народных умельцев и талантливых людей не может полностью раскрыться по причине жизненных условий. Короткий пересказ произведения Лескова не передает всей силы таланта писателя. Поэтому лучше читать рассказ полностью.

Лесков Николай Семенович - русский писатель-этнограф родился 16 февраля (по старому стилю - 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.

В Горохове - в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, - он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, не взлюбили и по просьбе будушего писателя бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле - в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник - муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев (1816–1884). В 1849 году Николай Лесков переехал в нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.

Неожиданно для родных, и не смотря на советы повременить, Николай Лесков решает жениться. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался.

В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс», во главе которой стоял А.Я. Шкотт - англичанин, женившийся на тетке Лескова, и управлявший имениями Нарышкина и графа Перовского. По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений. («Русский биографический словарь», статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович») «Вскоре после Крымской войны я заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии, то есть я бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний. Хозяева дела, при котором я пристроился, были англичане. Они еще были люди неопытные и затрачивали привезенный сюда капитал с глупейшей самоуверенностью. Из русских был только я.» (из воспоминаний Николая Семеновича Лескова) Дела компания вела по всей России и Лескову, как представителю фирмы, довелось в то время побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом.

В 1860 году его статьи были напечатаны в «Современной Медицине», «Экономическом Указателе», «Санкт-Петербургских Ведомостях». В начале своей литературной деятельности (1860-е годы) Николай Лесков печатался под псевдонимом М.Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, В.Пересветов, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы. В 1861 году Николай Лесков переселяется в Петербург. В апреле 1861 года в «Отечественных записках» была опубликована первая статья «Очерки винокуренной промышленности». В мае 1862 года в преобразованной газете «Северная пчела», считавшей Лескова одним из самых значительных сотрудников, под псевдонимом Стебницкий он публикует острую статью по поводу пожара в Апраксином и Щукином дворах. Статья обвиняла и поджигателей, к которым народная молва относила бунтовщиков-нигилистов, и правительство, не способное ни потушить пожар, ни поймать преступников. Распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов и, не смотря на публичные объяснения писателя, имя Лескова стало предметом оскорбительных подозрений. Уехав за границу, он начал писать роман «Некуда», в котором отразил движение 1860-х годов в негативном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 года в «Библиотеке для Чтения» и создали автору нелестную известность, так Д.И. Писарев писал: «найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?». В начале 80-х годов Лесков печатается в «Историческом Вестнике», с средины 80-х годов становится сотрудником «Русской Мысли» и «Недели», в 90-х годах печатается в «Вестнике Европы»

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

  • Биография

Иллюстрация В. Бритвина

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.

Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.

Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформи­ровывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьет. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу - в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекре­щивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристокра­тической удали, сами работники вспоминают о старине и своем эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

Пересказала

Николай Лесков – русский писатель, публицист и мемуарист. В своих произведениях он уделял большое внимание русскому народу.

В поздний период своего творчества Лесков написал ряд сатирических рассказов, многие из которых не прошли цензуру. Николай Лесков был глубоким психологом, благодаря чему мастерски описывал характеры своих героев.

Более всего его знают по известному произведению «Левша», которое удивительным образом передает особенности русского характера.

Итак, перед вами краткая биография Лескова .

Биография Лескова

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.

В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.

Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.

Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.

Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.

Детство и юность

Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.

Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.

После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.

После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.

В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.

На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в . На тот момент он проживал у своего родного дяди.

Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.

В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.

В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.

Затем Лесков устроился работать в компанию «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшую его родственнику.

Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных . Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.

Творчество Лескова

Впервые Николаю Семеновичу Лескову захотелось взяться за перо во время работы в «Шкотт и Вилькенс». Каждый день ему приходилось встречаться с различными людьми и быть свидетелем интересных ситуаций.

Изначально он писал статьи на повседневные социальные темы. Например, он обличал чиновников в незаконной деятельности, после чего на некоторых из них были заведены уголовные дела.

Когда Лескову исполнилось 32 года, он написал повесть «Житие одной бабы», которую потом опубликовали в петербургском журнале.

Затем он представил еще несколько рассказов, которые были положительно восприняты критиками.

Окрыленный первым успехом, он продолжил писательскую деятельность. Вскоре из-под пера Лескова вышли очень глубокие и серьезные очерки «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Интересен факт, что Лесков не только мастерски передавал образы своих героев, но и украшал произведения интеллектуальным юмором. Нередко в них присутствовал сарказм и искусно замаскированная пародия.

Благодаря этим приемам, Николай Лесков выработал свой собственный и уникальный литературный стиль.

В 1867 г. Лесков попробовал себя в качестве драматурга. Он написал множество пьес, многие из которых ставились на сценах театров. Особенную популярность приобрела пьеса «Расточитель», повествующая о купеческой жизни.

Затем Николай Лесков издал несколько серьезных романов, в числе которых были «Некуда» и «На ножах». В них он критиковал разного рода революционеров, а также нигилистов.

Вскоре его романы вызвали волну недовольства со стороны властной элиты. Редакторы многих изданий отказывались публиковать его произведения в своих журналах.

Следующим трудом Лескова, который сегодня входит в обязательную школьную программу, стал «Левша». В нем он в красках описывал мастеров оружейного дела. Лескову удалось настолько хорошо изложить сюжет, что о нем начали говорить, как о выдающемся писателе современности.

В 1874 г. по решению Министерства народного просвещения, Лескова утвердили на должность цензора новых книг. Таким образом, ему приходилось определять, какая из книг имеет право выходить в печать, а какая нет. За свою работу Николай Лесков получал очень маленькую заработную плату.

В этот период биографии им была написана повесть «Очарованный странник», опубликовать которую не захотело ни одно издательство.

Повесть отличалась тем, что многие ее сюжеты намеренно не имели логического завершения. Критики не поняли идею Лескова и весьма саркастично отозвались о повести.

После этого Николай Лесков выпустил сборник рассказов «Праведники», в котором он описывал судьбы простых людей, повстречавшихся на его пути. Однако и эти произведения были отрицательно восприняты критиками.

В 80-е годы в его работах начали отчетливо появляться признаки религиозности. В частности, Николай Семенович писал о раннем христианстве.

На позднем этапе своего творчества Лесков писал произведения, в которых обличал чиновников, военнослужащих и церковных деятелей.

К данному периоду творческой биографии относятся такие труды, как «Зверь», «Пугало», «Тупейный художник» и другие. Кроме этого, Лескову удалось написать ряд рассказов для детей.

Стоит заметить, что говорил о Лескове, как о «самом русском из наших писателей», а и Тургенев (см. ) считали его одним из главных своих учителей.

Отзывался о Николае Лескове так:

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами русской, каковы Л. Толстой, . Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».

Личная жизнь

В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.

Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.


Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова

В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.

Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.


Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова

Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства ради пропитания.

Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Смерть

На протяжении всей жизни Лесков страдал от приступов астмы, которая в последние годы начала прогрессировать.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Незадолго до смерти, в 1889-1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения.

Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г. и продолжается до сих пор.

Если вам понравилась краткая биография Лескова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Главные герои

Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

Другие персонажи

Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.

Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.

Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.

Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.

Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.

Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.

Чернышев – министр иностранных дел.

Глава 1

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера» .

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории» . Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп» , взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» , отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп» .

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику» , а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал. Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента» , ни в одной больнице его не приняли. К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят» . Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

Заключение

В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Тест по рассказу

Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 13499.