Орфограмма слитное и раздельное написание производных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов: как правильно

1. Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?

Предлоги и союзы относятся к служебным частям речи и служат для связи. Однако предлоги связывают между собой слова в словосочетании, а союзы связывают однородные члены и части сложного предложения.

2. Какие предлоги называются производными, а какие - непроизводными?

Непроизводные предлоги не образованы ни от чего, а производные образованы от других частей речи, например от существительных: в течение (сущ. течение), насчет (сущ. счет) – производные предлоги; в, из – непроизводные предлоги.

3. Чем отличаются составные предлоги и союзы от простых?

Составные предлоги и союзы состоят из двух и более слов (в течение, для того чтобы), а простые – из одного слова (насчет, чтобы).

4. Расскажите о слитных и раздельных написаниях предлогов.

Производные предлоги могут писаться слитно или раздельно. Их правописание надо запомнить или узнать в словаре. Раздельно пишутся предлоги в течение, в продолжение; слитно – предлоги вследствие, насчет, ввиду и т.д.

5. Приведите примеры предлогов, которые пишутся через дефис.

Через дефис пишутся предлоги из-за, из-под, по-над.

6. Как отличить предлоги в течение, в продолжение, вследствие от существительных с предлогом?

Есть несколько способов отличить предлог от существительного.

Во-первых, переходя в предлог, слово теряет свое лексическое значение. Например, в течение недели – но ведь неделя никуда не течет. Следовательно, это предлог, а не существительное (ср. в течении реки)

Во-вторых, к предлогу нельзя поставить вопрос, а к существительному можно.

В-третьих, предлог можно заменить синонимичным предлогом: в течение недели – в продолжение недели.

В-четвертых, к существительному можно подобрать зависимое прилагательное, а к предлогу нельзя. В продолжении романа – в новом продолжении романа (это существительное); в продолжение часа - - (это предлог).

7. Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?

Сочинительные союзы служат и для связи однородных членов, и для связи предложений в составе сложного. А подчинительные – только для связи предложений.

8. На какие группы делятся сочинительные союзы?

Сочинительные союзы бывают соединительными (и, да в значении и, тоже и др.), разделительными (или, либо, то ли… то ли и др.) и противительными (а, но, да в значении но, однако и др.)

9. Приведите по три примера предложений с союзами также, тоже, зато.

Заяц сменил шубку, белка тоже стала серой. Отец хорошо учился, его сын тоже отличник. Я опоздал, Петя тоже.
Завтра я также надену красное платье. Мы купили молоко, старушка также. Я люблю танцевать, Оля также поклонница этого искусства.
Он глупый, зато красивый. Я пришел рано, зато успел поговорить с профессором. Он любил биологию, зато физику терпеть не мог.

10. Как отличить на письме союз чтобы от местоимения что с частицей бы?

Частицу БЫ можно переставить в другое место предложения.
Я не знал, что бы это значило. – Я не знал, что значило бы это.
Союз ЧТОБЫ можно заменить союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ.
Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться. – Я в этот мир пришел, для того чтобы не соглашаться.

Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; научить отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа) предложения.

Методические приемы: анализ сочинений, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, словарная работа, лингвистический разбор, самостоятельная работа.

Ход урока 1

Щ. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ

II. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Самое важное в этой теме - научиться правильно определять часть речи, а это, как мы знаем, возможно лишь в контексте, в предложении. Сопоставим предложения, запишем их на доске и в тетрадях:

В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.

В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.

В течение часа необходимо решить контрольную работу.

На слух первые слова каждого предложения совершенно одинаковы. Посмотрим, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделим словосочетания, определим падеж, где это возможно:

Встречается где? в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идет о течении реки.

Ворвалось куда? в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идет о течении жизни.

Решить когда? за какое время? в течение часа. Речь идет о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом: за час.

Вывод: в третьем случае перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом.

Предлог - неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток {за сутки), в течение жизни {за жизнь), в течение некоторого времени {за некоторое время). Ясно, что предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. Обратим внимание, что на конце этого производного предлога пишется буква е.

Попробуем первые слова второго предложения заменить на сочетание с предлогом: за жизнь - предложение потеряло смысл. Заменим второе предложение синонимичным:

Течение нашей мирной жизни неожиданно изменило тревожное известие.

Подробно разобрав один пример, мы получили ключ к логическим рассуждениям, необходимым при анализе предложений и слов, из которых они состоят.

Упомянем лишь, что производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: бежать впереди паровоза {перед паровозом), пешеходы вышли навстречу друг другу {друг к другу). Слитное и раздельное написание производных предлогов придется запомнить.

2. Самостоятельное чтение и изучение теоретического материала учебника § 53, с. 142-143.

3. Словарная работа.

Выпишем предлоги из § 53 в словарики, составим с ними словосочетания:

Направились навстречу приехавшим; неурожай вследствие засухи; антенна наподобие тарелки; корень дерева вроде рогов; поговорить насчёт приема на работу; отказать ввиду отсутствия мест; вымой посуду вместо меня; выиграли, несмотря на мощное сопротивление противника.

Раздельно:

напишу в течение дня; познакомимся поближе в продолжение путешествия; опоздал по причине поломки автобуса; обмотал провод изолентой в целях безопасности; ветер со стороны моря.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 308: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях); объяснение орфограмм; словообразовательный разбор и разбор по составу слова опасности.

2. Упражнение 309: комментированное письмо; применение знаний по синтаксической синонимии.

Домашнее задание 1- § 53.

2. Упражнение 311.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

На прошлом уроке мы говорили о предлогах-синонимах. А существуют ли предлоги-антонимы? Приведите примеры тех и других. Предлоги-синонимы: вследствие - из-за; около - у, в течение - в продолжение, за; наподобие - вроде; навстречу - к; со стороны - с; позади - за; благодаря - из-за и т. д.

Предлоги-антонимы: с - без; из - в; над - под; перед - позади; до - после; к-отчг. д.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о случаях слитного и раздельного написания производных предлогов.

2. Упражнение 311: проверка правописания слов с орфограммами по цепочке.

В это время ученик выписывает на доску словосочетания, нe которых зависимое слово присоединено к главному при помощи "предлога.

Комментарий. Вытащенные на берег; образовали на песке;); заняться в такую погоду; несшийся с холмов; несшийся в пустоту; пребывание на воздухе; выманивали из дома; выходил на мос

настланный по рядам; обнажённое у берегов; поспевающей за волнами; бежали с грохотом; бежали к горизонту; несущихся в отчаянии; несущихся к утешению.

III. Словарная работа

Выпишите слова, помещенные в рамках на 143-144, составьте

с ними предложения.

Впоследствии, фантазия.

IV. Самостоятельная работа

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания, сделайте морфологический разбор предлогов.

(Предложения записаны на доске.)

Примечание: после выполнения работы проводится разбор в классе.

(На)канунема...ча с футболистами обстоятельно побеседовал профе(с, ее)...опальный пс.холог пр...глаш...(н, нн)ый трен... ром в (з, с)борную ещ... в прошлом с...зоне.

Благодаря сказово... повествовани... у читателя возн...кает увере(н, нн)ость в правдивости поведа(н, нн)ой истори...

Только на гла...ких поверхн...стях краскаложит...сяровно без полос и по...теков (по)этому подготовка стен должна быть очень т...отельной.

Накануне матча с футболистами обстоятельно побеседовал профессиональный психолог, приглашенный тренером в сборную еще в прошлом сезоне.

Благодаря сказовому повествованию у читателя возникает уверенность в правдивости поведанной истории.

Только на гладких поверхностях краска ложится ровно, без полос и потеков, поэтому подготовка стен должна быть очень тщательной. Домашнее задание

2. Упражнение 310.

3. Подготовка к практической работе.

Цели: проверить умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа предложения, орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: свободный диктант, практическая работа, лингвистический разбор.

Ход уроков

I. Свободный диктант (по упражнению 311)

II. Практическая работа

1. Выписать предлоги: первый вариант - производные, второй

вариант - непроизводные:

Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под I землей, достать из-под земли, отдыхать около реки, только для I вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль по улице, построили по-. среди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остатъся без обеда, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.

(Производные: вокруг, около, вдоль, посреди, в течение, насчет, : в связи. Непроизводные: через, под, из-под, для, из-за, над, без.)

2. Записать словосочетания в два столбика: первый - с производными предлогами, второй - с другими частями речи.

Вариант 1

1) ввести новых актеров в продолжение сериала; I 2) получить замечание ввиду опоздания;

3) отличаются вроде и падеже;

4) ждать в течение суток; Вариант 2

1) иметь в виду,

2) игрушка вроде конструктора;

3) отдыхать в продолжение недели,

4) вмешаться в течение мыслей. Ответы:

С производными предлогами

С другими частями речи

Вариант 1

Вариант 2

3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор предлогов. (Предложения записаны на доске.)

Вариант 1

(В)следстви... травмы лу...шего бомб...рдира о...борочного турнира вынужд...(н.нн)ого пропустить два бл...жайших ма...ча трен...ры заменили его на молодого игрока.

Вариант 2

(Не, ни)смотря на (не, ни)удачу пости(г, к)ш...ю нашу сборную в серии матчей, цель (по)прежн...му ост...ется дост...жимой.

Вариант 1: Вследствие травмы лучшего бомбардира отборочного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока.

Вариант 2: Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остается достижимой.

4. Придумать предложения, в которых одинаково звучащие слова были бы разными частями речи:

Вариант 1: наподобие - на подобие.

(Например: Меня заинтересовал какой-то странный предмет наподобие куба. Мы решали задачу на подобие треугольников.)

Вариант 2: вместо - в место.

(Например: Вместо спектакля, объявленного заранее, давали другую пьесу. Мы приехали в место, очень похожее на сказочный городок.)

В этой статье мы с вами окунемся в изучение русского языка и сделаем еще один маленький шажок к получению новых знаний. Мы рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов. А на основании приведенных примеров наглядно увидим отличие предлога от других частей речи.

Понятие предлога

Служебной частью речи является предлог, функциональной особенностью которого является выражение зависимости слова от другого слова или от их группы. Служит предлог для связи в словах в предложениях.

Предлоги производные и непроизводные

Предлоги называют производными, если они были образованы путем перехода из самостоятельных в служебные части речи. Таким образом, первые из них теряют свои морфологические признаки и лексическое значение.

А непроизводными предлоги считают, если названного перехода не было. Пишутся такие предлоги раздельно:

  • на берегу;
  • к подруге;
  • от корабля и т. п.

Написание производных предлогов

Предлог - это важная часть речи, без которой представить полноценное общение достаточно трудно. Это обязательный компонент, который очень и очень часто встречается в разговоре и не только. Мы с вами рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов "вследствие" и "в следствии".

Слитно пишется предлог "вследствие", если есть причинное отношение и данное слово можно в тексте заменить синонимом "из-за", не теряя смыслового значения:

  • Вследствие (из-за) того что осталось мало работы, Иван не торопился .

Раздельно же слово пишется, если в тексте оно является именем существительным:

  • В следствии по обвинению в краже не хватало прямых улик.

Теперь рассмотрим еще одну пару: "ввиду" и "в виду". Ввиду пишется слитно, если есть значению. То есть данное слово можно заменить синонимом «из-за»:

  • Николай почувствовал некое уважение к сидящему рядом, ввиду того что он вел себя тихо и сдержанно.

Раздельно пишется, во-первых, при употреблении устойчивого выражения "иметь в виду", во-вторых, если у в фразу вкладывается пространственное значение (поблизости, вблизи ):

  • Лодка плыла по тихому течению реки в виду (поблизости, вблизи) берега.

Слова "насчет" и "на счет" пишутся слитно, когда можно употребить синонимичные предлоги "о", "об":

  • А насчет Федора хотелось бы поговорить.

Раздельно пишется, если в тексте оно является существительным:

  • На счет в банке было переведена большая масса денег .

Теперь рассмотрим слова "невзирая на" и "несмотря на". Деепричастие с не пишутся раздельно - это главное правило, а предлоги пишутся слитно, если по характеру в предложении имеют уступительное значение:

  • Несмотря (можно заменить «невзирая») на усталость, мы с большим удовольствием поднимались на вершину холма.

Пример с деепричастным оборотом:

  • Не смотря по сторонам, парень уверенно подошел к сцене .

"Вроде" и "в роде" мы можем написать слитно и заменить синонимом "наподобие":

  • Что-то вроде тоски коснулось моей души.

Но не стоит предлог "вроде" путать с существительным (в роде) с предлогом.

"Вслед" или "в след"? Пишем слитно, если предлог можно заменить синонимом "вслед за":

  • Вслед убегающим годам, кричу я громкое: "Не надо"!

А сочетание «в след» может быть существительным с предлогом:

  • Пес громко залаял, как только ткнулся носом в след этого зверька.

"Навстречу" и "на встречу" также нужно суметь различить по принадлежности к разным частям речи:

  • Из темного переулка идет ему навстречу незнакомец .

Отличить можно следующим способом: пишем раздельно, если мысленно разделить это слово и вставить подходящее по смыслу прилагательное:

  • На (эту) встречу выпускников я пойду обязательно .

"Посередине" или "посредине" служит для выражения пространственного отношения, слитное и раздельное написание зависит от вашего умения отличить существительное с предлогом от предлога. Пример правописания предлогов выглядит так:

  • Я увидел освещенную солнцем поляну, посередине которой рос огромный дуб .

Приведем пример с существительным:

  • По (мысленно можно добавить подходящее по смыслу слово, например "самой") середине зала была проведена линия.

Чтобы не ошибиться в словах "наподобие и "на подобие", можно попробовать использовать синоним "вроде", если он подходит, то пишем слитно:

  • Из-за куста неожиданно выпорхнула птица, наподобие (вроде) совы .

Для большей наглядности предлагаем вам таблицу написания предлогов.

Слитное написание:

Раздельное написание:

вследствие

наподобие

посередине

навстречу

со стороны

в течение

в заключение

в продолжение

по причине

по сторонам

Как отличается исследуемый элемент от других частей речи?

Для того чтобы правильно написать слово, необходимо уметь отличать его от тех частей речи, от которых оно было образовано. Этими частями речи могут быть наречие, существительное, деепричастие. Мы рассматриваем с примерами слитное и раздельное написание предлогов.

И прежде всего обратим внимание на то, что предлог не может быть членом предложения, но обязательно он входит в вопрос, который можно задать от одного слова к другому. Приведем такой простой пример:

  • Я хотел спросить насчет заказа. Хотел спросить (насчет чего?) насчет заказа .

Разберем, "в течение" и "в течении". И предлог, и существительное с предлогом пишутся раздельно. Ошибки допускаются, как правило, в окончании этих слов:

  • В течение месяца она много работала.

То есть работала как долго? Здесь подразумевается количество времени. Предлог "в течение" заканчивается на -е.

  • В течении реки много подводных камней .

Если же к слову можно добавить прилагательное (в сильном течении реки), то перед нами сочетание существительного с предлогом. То есть "в течении" - это существительное среднего рода, употребленное в предложном падеже. Заканчивается оно на -и.

Теперь разберем правописание предлогов, которые необходимо отличить от деепричастия:

  • Мальчик бежал вприпрыжку, не смотря себе под ноги.

"Не смотря" является деепричастием, отвечает на вопрос - что делая? "Не" с деепричастиями пишется раздельно.

  • Поехали на море, несмотря на непогоду.

"Несмотря на" выступает в роли предлога, и его можно заменить на сочетание "вопреки чему-то".

И в конце отметим различия между изучаемым нами элементом и наречием.

  • Впереди колонны двигались мотоциклисты с флагами .

В этом предложении "впереди" - это предлог, соответствующий по значению словам "перед чем-то" или "перед кем-то".

  • Впереди все было застелено туманом.

А в этом предложении "впереди" является наречием и отвечает на вопрос - где?

Заключение

На основании приведенных примеров сравнительного характера показаны отличия предлогов от других частей речи, рассмотрены правила слитного и раздельного написания предлогов. Правила написания мы обобщили в таблице, что существенно облегчает восприятие нового материала.

Орфограммы и правила правописания предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов….

Орфограмма №7 с другими словами пишутся отдельно: на реке (пр., сущ.); на тебе (пр., мест.); к пяти(пр. числ.).

Между и словом можно вставить вопрос или слово: на (чем?) небе или на (голубом) небе .

Орфограмма №65 Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: идти навстречу (из наречия) судьбе . Некоторые предлоги и наречия являются функциональными омонимами. Необходимо различать предлоги и наречия: Используются без существительного – наречие, с существительным (или местоимением) – предлог. Посмотреть вокруг (наречие) — посмотреть вокруг себя (предлог);
идти навстречу (наречие) — идти навстречу друзьям(предлог) Орфограмма №66 Пишутся слитно следующие производные предлоги:

  • ввиду (= по причине, = из-за),
  • вроде (= подобно),
  • насчет (= о, об).
  • вместо, наподобие, вследствие (= по причине), сверх

Чтобы убедиться, что перед нами производный предлог, а не другая часть речи, надо попробовать заменить этот предлог синонимичным ему предлогом, смысловое значение при этом не изменится:

По причине дождя мы не пошли в поход. = Из-за дождя мы не пошли в поход.

Болеть в течение недели (= в продолжении ).

Орфограмма №67 В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется е (так как они образовались из формы винительного падежа) : в течение урока, в продолжение занятий, вследствие болезни . Сочетания с в течение, в продолжение всегда имеют значение времени и отвечают на вопрос как долго? . Эти предлоги могут заменять друг друга. Их следует отличать от сочетаний существительных в предложном падеже, с предлогом в . В сочетаниях между существительным и предлогом возможна подстановка определения: в кратком заключении , в верхнем течении реки, в этом продолжении ; кроме того существительное требует после себя зависимого слова в родительном падеже: в заключении статьи, в продолжении романа . Парные предлоги сращения из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, для-ради, за-ради пишутся через дефис. Из-за туч выглянуло солнце. Из-под крыльца выскочила собака.

О некоторых предлогах.

  • с квозь имеет на конце Ь : Мы пробирались сквозь густые заросли.
  • близ пишется без Ь : Близ дома была стройка. Прим. написание близь только у существительного: не разберешь где даль, где близь .
  • благодаря, согласно управляют формой дательного падежа существительного или местоимения: благодаря заботе, согласно расписанию . Форма родительного падежа существительных после этих предлогов не употребляется.

Слитное написание производных предлогов

  • Ввиду — пишется слитно, если имеет причинное или следственное значение: Ввиду морозов занятия отменили — предлог ввиду можно заменить предлогом синонимом из-за (Из-за морозов занятия отменили ); в виду пишется раздельно, если выражает пространственные отношения (= вблизи, поблизости): Корабль долго плыл в виду (вблизи) берега . Запомнить: Иметь в виду .
  • вроде — слитно, синоним наподобие, следует отличать от предложно-падежного сочетания в роде ; ср.: Я начал писать что-то вроде (= наподобие) воспоминаний — В роде нашем трусов не было ;
  • вслед — слитно, синоним вслед за , следует отличать от сочетания существительного с предлогом в след ; ср.: Вслед убегающему зверю неслось улюлюканье (вслед за убегающим зверем). — Охотники всматривались в след зверя ;
  • вследствие — слитно, выражает причинные или следственные отношения, синоним из-за , отличается от существительного с предлогом не только слитным написанием, но и постоянной конечной е; Вследствие (= из-за) плохой погоды поход не состоялся.- В следствие по обвинению была внесена поправка. Не путать с наречием впоследствии , которое не бывает предлогом и всегда оканчивается на и.
  • навстречу — слитно, следует отличать от существительного с предлогом на встречу ; ср.: Навстречу ему шел человек. — На эту встречу (с молодежью) пришел писатель — в последнем примере между предлогом и существительным возможна подстановка определения, кроме того, существительное может иметь зависимое слово в творительном падеже.
  • насчет — слитно, синоним о (об) на счет ; ср.: распорядиться насчет уборки- положить деньги на счет ;
  • наподобие — слитно, синоним вроде , не путать с существительным с предлогом на подобие: серая птица наподобие (=вроде) перепелки. — обратить внимание на подобие (на что?) этих фигур .
  • невзирая на — несмотря на — слитно с не , имеют уступительное значение, отличаются сочетаний деепричастий с отрицанием не, которые пишутся раздельно: ср.: Несмотря (невзирая ) на усталость, мы поднялись на вершину горы (Мы поднялись на вершину горы, хотя и устали). — Не смотря ни на кого, она выбежала из комнаты;
  • посередине (посредине) — слитно, выражает пространственные отношения, следует отличать от сочетания существительного с предлогом; ср.:
Раздельное написание предлогов: в течение, в продолжение, в отличие от, в виде, на протяжении, в силу, в меру, по мере, в заключение, во избежание, во изменение, во исполнение, в связи с, в деле.
    Cмотрите по этой теме:
  • См.
14.12.2011 26409 1953

Уроки 108-109. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написа­ ния производных предлогов; научить отличать производные пред­ логи от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа ) предложения.

Методические приемы: анализ сочинений, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, сло­ варная работа, лингвистический разбор, самостоятельная работа.

Ход урока 1

Щ. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ

II . Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Самое важное в этой теме - научиться правильно определять часть речи, а это, как мы знаем, возможно лишь в контексте, в предло­ жении. Сопоставим предложения, запишем их на доске и в тетрадях:

В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.

В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тре­ вожное известие.

В течение часа необходимо решить контрольную работу.

На слух первые слова каждого предложения совершенно одинако­вы. Посмотрим, от каких членов предложения зависят эти первые сло­ ва, выделим словосочетания, определим падеж, где это возможно:

Встречается где? в течении (предложный падеж существи­ тельного течение). Речь идет о течении реки.

Ворвалось куда? в течение (винительный падеж существитель­ ного течение). Речь идет о течении жизни.

Решить когда? за какое время? в течение часа. Речь идет о вре­ мени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом: за час.

Вывод: в третьем случае перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом.

Предлог - неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток {за сутки), в течение жизни {за жизнь), в течение некоторого времени {за некоторое время). Ясно, что предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. Обратим внимание, что на конце этого производного предлога пишется буква е.

Попробуем первые слова второго предложения заменить на сочетание с предлогом: за жизнь - предложение потеряло смысл. Заменим второе предложение синонимичным:

Течение нашей мирной жизни неожиданно изменило тревожное известие.

Подробно разобрав один пример, мы получили ключ к логиче­ ским рассуждениям, необходимым при анализе предложений и слов, из которых они состоят.

Упомянем лишь, что производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: бежать впереди паровоза {перед паровозом), пешеходы вышли навстречу друг другу {друг к другу). Слитное и раздельное написание производных предлогов придется запомнить.

2. Самостоятельное чтение и изучение теоретического мате­ риала учебника § 53, с. 142-143.

3. Словарная работа.

Выпишем предлоги из § 53 в словарики, составим с ними словосочетания:

Слитно:

Направились навстречу приехавшим; неурожай вследствие засухи; антенна наподобие тарелки; корень дерева вроде рогов; поговорить насчёт приема на работу; отказать ввиду отсут­ ствия мест; вымой посуду вместо меня; выиграли, несмотря на мощное сопротивление противника.

Раздельно:

напишу в течение дня; познакомимся поближе в продолжение путешествия; опоздал по причине поломки автобуса; обмотал про­ вод изолентой в целях безопасности; ветер со стороны моря.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 308: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях); объяснение орфограмм; словообразовательный разбор и разбор по составу слова опасности.

2. Упражнение 309: комментированное письмо; применение знаний по синтаксической синонимии.

Домашнее задание 1- § 53.

2. Упражнение 311.

Ход урока 2

I . Лингвистическая разминка

На прошлом уроке мы говорили о предлогах-синонимах. А существуют ли предлоги-антонимы? Приведите примеры тех и других. Предлоги-синонимы: вследствие - из-за; около - у, в тече­ние - в продолжение, за; наподобие - вроде; навстречу - к; со стороны - с; позади - за; благодаря - из-за и т. д.

Предлоги-антонимы: с - без; из - в; над - под; перед - позади; до - после; к-отчг. д.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о случаях слитного и раздельного написания про изводных предлогов.

2. Упражнение 311: проверка правописания слов с орфограм мами по цепочке.

В это время ученик выписывает на доску словосочетания, нe которых зависимое слово присоединено к главному при помощи "предлога.