Православный именослов полный. Как назвать ребенка девочку по церковному календарю? Православные женские имена по Святцам для девочек по месяцам: список, значение, происхождение

Имени́ны – день памяти , чьё было дано человеку при . Каждый день посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в .
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

    Список православных церквей, соборов и монастырей Крыма Это служебный … Википедия

    Собор христианский храм, имеющий особые отличия, главным образом по своей значимости либо по причине какого то особенного его положения. До 1917 года в Санкт Петербурге насчитывалось 17 православный соборов. Православные соборы # Изображение… … Википедия

    Список православных церквей Москвы. Храмы (разделены по благочиниям Москвы) Андреевское (Юго Западный административный округ) Храм Троицы Живоначальной в Воронцове Церковь Бориса и Глеба в Зюзине Богоявленское (Районы «Басманный» и… … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Список содержит имена православных священнослужителей, убитых в России в современное время с 1990 года до настоящего времени . Используется хронологический порядок. Имя Дата, место убийства Обстоятельства убийства … Википедия

    Сюда перенаправляется запрос «Православные миссионеры». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Рильский монастырь, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО Православных монастырей в Болгарии, находящихся в юрисдикции Болгарской православной церкви насчитывается около 500. Большинство из них расп … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Книги

  • Памятная книга военного и морского духовенства , К. Г. Капков. Книга является справочным пособием необходимым для изучения истории военного и морского духовенства Российской Империи XIX - начала XX веков. Она содержит материалыо штатах, содержании,…
  • Великие мастера. Виктор Васнецов. Образ Твой, над Русью вознесенный… , . Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) был глубоко верующим человеком. Он сделал немало росписей в разных православных храмах: ему принадлежат мозаики для храма Воскресения Христова в…

Книга «Тысяча имён», раздел «Женские имена» (стр. 7 - 104)

Хотите найти лучшее на свете имя для своей дочки? Тогда вам не обойтись без этой книги. Словарь-справочник «Тысяча имён» - это практическое пособие для родителей, в нем вы найдете почти 400 русских женских имен: от самых редких до самых популярных в России.

Ваш выбор будет осознанным и обоснованным, ведь книга носит не только популярный, но и научный характер. Имена представлены в формате, нигде больше не встречающемся, причем о каждом имени вы найдете такие сведения и аргументы , о которых раньше представления не имели, и даже не думали!

Полный перечень женских имен приведен на этой ссылке . Отдельные главы раздела «Женские имена» посвящены выбору крёстного имени и рейтингам популярности имен новорожденных девочек в России и ряде стран (Белоруссия, Польша, Чехия, Германия, Англия, США) в 2010-2015 годах.

Электронная версия книги «Тысяча имён» не предусмотрена. Целиком она доступна только в печатном виде, а на этом сайте приведены отдельные фрагменты. ЗАКАЗАТЬ КНИГУ!

Что такое крёстное имя и как его выбирают?

Паспортные, «календарные», крёстные, церковные женские имена

Далеко не все приведенные в этой книге имена имеют соответствие в православных святцах, например, Альбина, Влада, Владислава, Есения, Каролина, Лада, Майя, Элеонора, Ярослава и др. Для атеистических семей, разумеется, это не имеет ровно никакого значения. Но для православных верующих, а также для родителей, живущих в русле русской культурной и исторической традиции, при выборе подобных имён для своего ребенка обязательно придется решить еще одну задачу - выбрать крёстное имя.

Имя, которое записывается в Свидетельство о рождении , называется паспортным

(поскольку при достижении ребенком 14-летнего возраста, оно переносится в Паспорт

гражданина РФ ). Имя, которое даётся при крещении, называется крёстным, оно указывается в Свидетельстве о крещении , которое должны выдать в храме. «Календарными» называются имена христианских святых, содержащиеся в православных церковных календарях («святцах» или «месяцесловах»), и используемые при проведении крещения детей (и взрослых).

Многие паспортные имена однозначно соответствуют календарным именам: Агния,

Александра, Алла, Анна, Вероника, Галина, Евдокия, Зинаида, Зоя, Лидия, Любовь, Нина, Серафима, Тамара, Фаина, … (паспортное и крёстное имена совпадают).

Иногда паспортная и церковная формы имеют небольшие отличия: Анфиса - Анфуса, Арина - Ирина, Елизавета - Елисавета, Кристина - Христина, Наталья - Наталия, Пелагея - Пелагия, Прасковья - Параскева, Степанида - Стефанида, Татьяна - Татиана, Эмилия - Емилия, Юлия - Иулия. А иногда и очень значительные: Авдотья - Евдокия, Аграфена - Агриппина, Аксинья и Оксана - Ксения, Алёна - Елена, Виктория - Ника, Виолетта - Ия, Ирма - Ермиония, Лукерья - Гликерия, Олеся - Александра, Жанна и Яна - Иоанна, Полина - Павла или Аполлинария, Светлана - Фотина или Фотиния, Снежана - Хиония.

Во всех рассмотренных случаях паспортные формы имён происходят от соответствующих церковных форм. Так, к примеру, имя Лукерья имеет прямую связь с церковным именем Гликерия, поскольку является его русским преобразованием, а имена Оксана и Аксинья являются признанными народными и литературными вариантами церковного имени Ксения.

Однако следует сказать, что строгих правил не существует. И наличие связи между паспортным и крёстным именами совершенно не обязательно. Вполне возможной является ситуация, когда в качестве паспортного будет выбрано христианское имя Анна или, допустим, Тамара, а крёстным именем станет другое христианское имя, например, например, Агриппина, Ангелина, Евдокия или Агафия (в честь своей знаменитой бабушки или прабабушки).

Пойдем дальше, и зададим вопрос. А могут ли православные носить такие «неправославные» имена, как Аврора, Азалия, Владислава, Есения, Зарина, Инга, Камилла, Каролина, Луиза, Мирослава, Тереза, Ярослава? - Да, безусловно, но для обряда имянаречения (наречения имени), который совершается в процессе крещения, потребуется подобрать еще одно имя - церковное. В принципе, оно может быть любым, но обычно подбирают такое, чтобы оно было или созвучным , или близким по значению к паспортному имени.

Вот один из возможных примеров. Достаточно популярными в русских семьях стали

европейские имена Эльви ра (испанского происхождения, от albar - «белая») и Элеоно ра (от окситанского allia Aenor - «другая Аэнора). Но это «некалендарные имена»: в православных святцах нет одноименных святых, поэтому крестить ребенка в церкви с этими именами не получится. В качестве крестного имени для каждого из них можно предложить, например, такое созвучное церковное имя, как Елена («солнечный свет», «солнечная», греч.) или имя Леони лла («львиная», «львица», греч.).

Другие примеры. Имена Богда на, Боже на и Да на в православных святцах отсутствуют, но близкими по смыслу являются такие имена, как Феодо ра («Божий дар»), Дорофе я («Дар Божий») и Феодо сия («Бог дал») - любое из них вполне можно взять в качестве крёстного. В последние годы регистрируется все большее количество таких имен, как Витали на и Вита лия. Очевидно, что это аналоги мужского имени Вита лий, происходящего от латинского слова vitalis , поэтому вариантами перевода имени на русский язык могут быть «полная жизни», «живая», «дающая жизнь». Очевидно, хорошим крёстным именем для Витали ны и Вита лии может стать Валенти на - и по общему смыслу и по звучанию (Валентина - «сильная, крепкая здоровьем», от латинского valens , означающего «крепкий, сильный, здоровый»).

Еще раз подчеркнем: 1) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя совпадало с крёстным именем, 2) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя имело православное происхождение (имя может быть любым, лишь бы оно нравилось родителям). Даже в седую старину поступали именно так - у каждого члена княжеской семьи было два имени: и мирское имя, и христианское .

Итак, при выборе «неправославного» имени порядок действий должен быть таким - в органах ЗАГС в Свидетельство о рождении записывают выбранное родителями для девочки имя - допустим, Мирослава, Руслана, Земфира, Инга или Есения, после чего в церкви её крестят любым другим понравившимся церковным именем - Варвара, Илария, Мария, Ольга, Руфина, Серафима, София или Фаина. Ни в ЗАГСе, ни в церкви не вправе влиять на выбор родителей. Советовать и рекомендовать - это да, но препятствовать - нет!

Мученицы, праведницы, преподобные…

Как уже было сказано, крещение в русской православной церкви происходит одновременно с наречением имени. А имянаречение обязательно производится в честь какой-то конкретной святой, которая сразу же становится «святой небесной покровительницей» (не путать с ангелом-хранителем!). Родители вправе просить священника крестить тем именем, и в честь той святой, которую они сами считают наиболее желательной и предпочтительной для своего ребенка, например, в честь святой мученицы Агнии Римской или святой великомученицы Екатерины Александрийской, или святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Как видим, каждая святая угодница Божья носит определенный «чин»: мученица, великомученица,

преподобная… Что это такое, как это нужно понимать?

  • Мученицы - это христианские святые, принявшие насильственную смерть за свою веру
  • Великомученицы - это мученицы за веру, перенесшие особо тяжкие мучения
  • Преподобные - это монахини, почитаемые в качестве святых за самоотверженную, подвижническую жизнь, всецело посвященную Богу (безбрачие, аскетизм, пост, молитва и физический труд в монастырях и пустынях); монахиня (по-другому и нокиня), игу менья (настоятельница монастыря)
  • Преподобномученицы - святые мученицы из числа монахинь (монахини, принявшие смерть за веру)
  • Девы-мученицы - незамужние, целомудренные девушки (не монахини), пострадавшие при гонениях на христиан; иногда в святцах пишут отрокови ца (то есть девочка-подросток)
  • Праведные (праведницы) - к ним относятся такие святые женщины, которые при жизни были семейными людьми, вели мирскую (то есть не монашескую) жизнь, и не подвергались мучениям или гонениям за веру. В качестве святых они почитаются за свою праведную , то есть добродетельную, правильную жизнь, особо угодную Богу (слово праведный , напрямую связано со словами правда, правый, справедливый )
  • Жёны-мироносицы - женщины, ставшие первыми свидетельницами воскресения Иисуса Христа из мертвых; мироносицами в древности были женщины, которые переносят сосуды с ми ро м (ми ро - это ароматное, благовонное масло, используемое при миропомазании и других церковных обрядах); несколько мироносиц стали первыми свидетелями воскресения Иисуса Христа из мертвых, к их числу относятся Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария Магдалина - все они считаются святыми праведными (праведницами)
  • Равноапостольные - «равные апостолам», подобно апостолам они просвещали разные народы, обращали их в христианство (т.е. это миссионеры, распространители христианства), среди равноапостольных были не только мужчины, но и несколько женщин
  • Благоверные - царицы и княгини, ставшие святыми за свою благочестивую жизнь и дела по укреплению веры и церкви
  • Блаженные и юродивые. Блаженная, то есть «счастливая» (в латинском языке - beata ): такой эпитет носят несколько известных святых IV-IX века (святая Мария Хиданская, святая Муза Римская, святая царица Феофания), а также святая Матрона Московская (XX в.). Эпитет «блаженная» в применении к остальным русским святым имеет другой смысл: юродивая (например, святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая), от древнерусского уродливый ; юродивые пророчествовали, обличали дурные нравы, невзирая на лица, проявляли большую мудрость при кажущемся безумии
  • Новомученики - под ними, как правило, понимаются те, кто пострадал за христианскую веру в годы советской власти

В церковных календарях, месяцесловах, святцах эти «чины» (категории, ранги, по-другому «лики святости»), пишут сокращенно:

мц. - мученица; вмц. - великомученица; прп. - преподобная; прмц. - преподобномученица; прав. - праведная (праведница); равноап. - равноапостольная; блгв. - благоверная; блаж. - блаженная

Другими частыми сокращениями в церковных календарях являются:

св . - святой, святая; кн. - князь, княгиня; вел . - великий, великая

Английские эквиваленты (используются в зарубежных православных церквях):

святая = Saint ; мученица = Martyr ; великомученица = Great-martyr ; преподобная = Venerable ; преподобномученица = Venerable-martyr ; дева-мученица = Virgin-martyr ; праведная = Righteous ; мироносицы = Myrrhbearers ; равноапостольная = Equal-to-the-Apostles ; просветительница = Enlightene r; благоверная = Right-believing (княгиня = Princess ; царица = Queen ); юродивая = Foolfor- Christ ; новомученица = New-martyr

Именины (день именин, именинный день, праздник именин)

Хорошо известное всем понятие «именины» означает день памяти «своего» святого

покровителя (то есть того святого, чьё имя человек получил при крещении) . Во многих странах именины являются более зна чимым личным праздником, чем день рождения. Да и в России в старину, как правило, справляли именины, а день рождения оставался в тени.

Дни памяти святых в этой книге указываются по старому и новому стилю. Это выглядит так: июль 6 / 19; декабрь 2 / 15; ноябрь 19 / декабрь 2. Дело в том, что Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, все даты в котором отличаются от современного гражданского календаря на 13 дней. Именно поэтому праздник Великой Октябрьской революции (которая произошла 25 октября 1917 года) в СССР ежегодно отмечался 7 ноября. Именно поэтому «старый Новый год» и поныне отмечается в ночь с 13 на 14 января (в церковном календаре это ночь с 31 декабря на 1 января!).

Даты юлианского, то есть церковного календаря считаются «старым стилем». А даты

григорианского, то есть современного гражданского календаря» - «новым стилем».

Некоторые святые имеют несколько памятных дней. Например, святая мученица

Александра Анкирская, святая благоверная княгиня Анна Кашинская, святая мученица

Галина Коринфская и ряд других - по две памятных даты, а святая мученица Ираида (Раиса) Александрийская и святая праведная Анна (мать Пресвятой Богородицы) - по три.

У нескольких святых дни памяти имеют не фиксированные, а подвижные даты (так

называемые переходящие празднования ). Например, память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста , а память праведных Саломии, Иоанны, Марии Магдалины совершается в неделю святых жен-мироносиц (то есть ежегодно в третье воскресенье после православной Пасхи). Празднование памяти Евы (праматери всех людей), святых праведных Сусанны Вавилонской, Руфи, Есфири, Лии и Мариам совершается в неделю святых праотцов и в неделю святых отцов (то есть в предпоследнее и последнее воскресенья перед Рождеством); слово неделя в церковных календарях означает воскресенье (от не делать , то есть отдыхать); праотцы - это первые праведники в человеческой истории, они упоминаются в Ветхом Завете: Адам, Ева, Авель, Ной, Авраам и др., отцы (Богоотцы ) - ближайшие родственники Иисуса Христа: царь Давид, праведные Иоаким и Анна (родители девы Марии), праведный Иосиф.

При получении Свидетельства о крещении нужно позаботиться, чтобы в него было

внесено полное имя святой, в честь которой было наречено имя, и дата её памяти.

Интересным исключением из правил являются имена Инна и Римма. В России они

считаются женскими, но следует иметь в виду, что в православных святцах они содержатся в разделе «Мужские имена». Так что небесными покровителями и заступниками всех женщин, носящих имена Инна и Римма являются мужчины - святые мученики II века Инна Новодунский и Римма Новодунский, ученики Андрея Первозванного.

Если стоит задача выбрать для девочки крёстное имя (то есть подобрать имя

соответствующей святой) исходя из её дня рождения (или дня совершения крещения), нужно обратиться к Месяцеслову. Месяцеслов является книгой, в которой дни памяти святых расположены по дням года (по месяцам ), другими его названиями являются Церковный календарь и Святцы . Несколько удобных и качественных церковных календарей и месяцесловов представлено в интернете, в том числе на английском языке. Ссылки на них вы найдете в книге « Тысяча имён» в разделе Литература.

Если вы находитесь за границей в длительной командировке или на постоянном

жительстве - в Австралии, Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Канаде, Китае, США

или Японии, то отыскать ближайший православный храм Русской православной церкви

Московского патриархата или других православных церквей (Антиохийской, Болгарской,

Греческой, Североамериканской) вам помогут интернет-ссылки, указанные в разделе

Литература (см. подраздел «Православная церковь за рубежом»).

При общении со священником полезной может оказаться информационная строка

«Крестное имя в зарубежных православных церквях», приводимая в этой книге по многим

женским именам, и справка по соответствию «чинов» святых угодников в русском и

английском языках (см. немного выше - Мученицы, праведницы, преподобные…)

жития святых»).

Полностью книга доступна только в печатной версии.

Августа с вященная, величественная (лат.)

Авдотья – см. Евдокия

Агапия, Агапея – любовь

Агафия (Агафа, Агафья) – благая, добрая (греч.)

Агафоклия – доброславная (греч.)

Агафоника, Агафоникия

Аглаида, Аглая – красивая, светлая (греч.)

Агния (Агна, Агнея) – огненная, непорочная (лат.)

Агриппина, Аграфена – горестная (лат.)

Аза – крепкая, сильная (древнеевр.)

Акилина, Акулина – орлиная (лат.)

Аксинья – см. Ксения

Алевтина, Алефтина – здоровая (греч.)

Александра – защитница людей (греч.)

Алёна – см. Елена

Алла – вторая, другая, следующая (греч.)

Аменония – лучшая (греч.)

Амма

Анания – отмеченная милостью Божией (древнеевр.)

Анастасия, Настасья – возрожденная, воскресшая (греч.)

Анатолия – восточная (греч.)

Ангелина – вестница (греч.)

Андропелагия

Анимаиса (Анимаида) – воодушевленная (лат.)

Анисия, Анисья, Аниса, Онисья – успех, свершение (греч.)

Анна – благодать Божия (евр.)

Антония

Антонина, Антонида – приобретение взамен, вступающая в бой (греч.)

Анфиса (Анфуса, Анфиза) – цветущая (греч.)

Анфия – цветок (греч.)

Аполлинария, Полина, Поллинария – войною погубляющая (греч.)

Апраксия – см. Евпраксия.

Апфия – возжигающая (греч.)

Аргира – серебро (греч.)

Ариадна – достойная почтения, верная жена (греч.)

Арина – см. Ирина

Артемия – здоровая (греч.)

Архелая – начальница людей (греч.)

Аскитрея – подвижница (греч.)

Асклиада – посвященная Асклепию, греческому божеству врачевания (греч.)

Асклипиодота (Асклипиада) – посвященная Асклепию (греч.)

Асфея – волшебная (греч.)

Афанасия, Афонасия – бессмертная (греч.)

Афра – африканка (лат.)

Библия (Вивлия) – библейская (греч.)

Бландина, Бланда – ласковая (лат.)

Валентина – здоровая, сильная (лат.)

Валерия – здоровая, выносливая (лат.)

Варвара – дикарка (греч.)

Варсима

Василисса, Василиса, Василина – царица, царская, царственная (греч.)

Васса – пустыня (греч.)

Вауфа – верная (араб.)

Вевея (Вивея, Фивея) – верная, твердая (греч.)

Вера – вера (рус.)

Вероника – приносящая победу (греч.)

Вивлия – см. Библия

Викторина – победительница (лат.)

Виктория – победа (лат.)

21 – мученица Виктория Кулузская.

Виринея – эеленеющая, цветущая, молодая, свежая (лат.)

Вриена – см. Виринея.

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

Православные имена. Православные женские имена на буквы: А, Б, В

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Выбирая имя новорожденному важно узнать, есть ли оно в святцах, какие имена можно использовать при крещении. Очень полезно также разобраться, что означает выбранное вами имя (в переводе на русский язык), посмотреть на полный список уменьшительных (кратких) форм имени, узнать его место в р ейтинге популярности имен. Как раз для этого и был создан справочник "Тысяча имён" (полистать ознакомительный экземпляр). Если вы посчитаете эту книгу полезной, уже через 2-3 дня сможете её держать в своих руках! (больше информации).

Именинный календарь. Женские имена. Мужские имена

Январь, Февраль, Март /Апрель - Июнь /Июль - Сентябрь /Октябрь - Декабрь

На этой странице вы сможете подобрать имя для крещения (крёстное или крестильное имя).

Здесь приведены самые известные и "популярные" святые.

У некоторых святых в году несколько дней памяти (2-3), значит и именин несколько!

Январь. Имена в алфавитном порядке:

Амелия, Амалия (см. Эмилия)

Анисья, Анисия, крёстное имя: Анисия

Аполлинария, крёстное имя: Аполлинария

Святая преподобная Аполлинария Египетская, январь 5 / 18

Примечания: 1) св. Аполлинария обладала даром исцеления и чудотворения; несла монашескую службу в мужском образе под именем Дорофей, только после смерти выяснилось, что она была женщиной; 2) имя Аполлинария иногда выбирается в качестве крёстного для имени Полина

Апраксия (см. Евпраксия)

Богдана, Божена (см. Федора)

Василиса, Василина, крёстное имя: Василисса

Святая преподобномученица Василисса Египетская, январь 8 / 21

Дана (см. Федо ра)

До мника, Домни ка, Домини ка, крёстное имя: До мника

Святая преподобная Домника Константинопольская, январь 8 / 21

Евгения, крёстное имя: Евгения

Евпраксия, Апраксия, крёстное имя: Евпраксия

Святая преподобная Евпраксия (Euphrasia) Константинопольская, Тавенская, Старшая, январь 12 / 25

Клавдия, крёстное имя: Клавдия

Леония, Леонида, Леонтина, крёстное имя: Леонилла

Святая мученица Леонилла (Неонилла) Лангонийская, январь 16 /29

Примечание: имя Леонилла также можно посоветовать в качестве крёстного для «некалендарного» имени Элеонора (по «созвучию»)

Мария, крёстное имя: Мария

Святая преподобная Мария Радонежская (мать преподобного Сергия Радонежского), у этой святой два дня памяти в году: январь 18 / 31, а также сентябрь 28 / октябрь 11 (соответственно, два именинных дня)

Мелания, Меланья, крёстное имя: Мелания

Примечания: 1) русскими народными формами имени, ныне вышедшими из употребления, были Малания и Маланья, 2) не надо путать имена Мелания и Меланья с именами Милена и Милана, имеющими другое происхождение.

Настасья (см. Анастасия)

Нина, крёстное имя: Нина

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, январь 14 / 27

Руслана, крёстное православное имя: отсутствует

Примечание: В православных святцах имени Руслана нет, подходящим именем для крещения вполне может быть имя Леонилла, поскольку его значение - «львиная», «львица» (греч.)

Святая мученица Леонилла (Неонилла) Лангонийская, январь 16 /29 (как вариант)

Татьяна, крёстное православное имя: Татиана

Святая мученица Татиана Римская, январь 12 / 25

Ульяна (см. Юлиана)

Федора, Феодора (а также Богдана, Дана, Божена, Дора), крёстное имя: Феодора

Святая преподобная Феодора Кесарийская, декабрь 30 / январь 12
- святая преподобная Феодора Цареградская (Константинопольская), декабрь 30 / январь 12
Примечание: Имя Феодора не относится к популярным, но вполне может послужить в качестве крёстного для таких паспортных имён, как Богдана, Дана, Божена (по общему смыслу имени). В качестве паспортного может рассматриваться и имя Дора (как усечение имени Феодора)

Эмилия, Эмма (а также Амелия, Амалия), крёстное имя: Емилия

Святая преподобная Емилия Кесарийская (мать Василия Великого), январь 1 / 14

Примечание: Имена Амалия и Амелия имеют другое происхождение, от древнегерманского amal, amala - «трудолюбивая», «усердная», «неутомимая», но в связи со сходством звучания для них неплохо использовать крёстное имя Емилия

Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, январь 2 / 15
- святая мученица Иулиания Никомидийская, декабрь 21 / январь 3

Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская, мученица; у этой святой два дня памяти в году: декабрь 21 / январь 3, а также июнь 2 / 15 (соответственно, два именинных дня)

Январь. Имена по дням календаря:

(даты по новому стилю)

3. Юлиана + Юлианна + Ульяна

4. Анастасия + Настасья

6. Евгения; Клавдия

10. Агафия + Агафья + Агата

12. Анисья + Анисия; Федора + Феодора (а также Богдана, Дана, Божена, Дора)

13. Мелания + Меланья

14. Эмилия + Эмма (а также Амелия, Амалия)

15. Юлиана + Юлианна + Ульяна

18. Аполлинария + Полина

21. Василиса + Василина; До мника + Домни ка + Домини ка

25. Евпраксия + Апраксия; Татьяна

27. Нина

29. Леония + Леонида + Леонтина + Леонилла (а также Элеонора, Руслана)

31. Мария + Марья (а также Мариетта, Мариэтта)

Февраль. Имена в алфавитном порядке:

(первая дата по церковному календарю, вторая - по новому стилю)

Агафия, Агафья, Агата, крёстное имя: Агафия

Святая мученица Агафия Сицилийская, Палермская, февраль 5 / 18

Агния, Агнесса, Инесса, крёстное имя: Агния

Аксинья (см. Ксения)

Анна, крёстное имя: Анна

Святая благоверная княгиня Анна Новгородская (иначе - преподобная Анна Новгородская), февраль 10 / 23
- святая праведная Анна Пророчица (дочь Фануилова), февраль 3 / 16, а также август 28 / сентябрь 10

Афанасия, крёстное имя: Афанасия

Богдана, Божена (см. Федора)

Валентина, крёстное имя: Валентина

Святая мученица Валентина Кесарийская (иначе - Валентина Палестинская), февраль 10 / 23

Примечание: В последние годы все чаще регистрируются имена Виталина и Виталия. Очевидно, что это аналоги мужского имени Виталий, происходящего от латинского vitalis (то есть «полная жизни», «живая», «дающая жизнь»). Хорошим крёстным именем для Виталины и Виталии может стать Валентина - и по общему смыслу и по звучанию

Галина, крёстное имя: Галина

Святая праведная Галина, февраль 10 / 23

Дана (см. Федо ра)

Дорофея, Дора, крёстное имя: Дорофея

Святая мученица Дорофея Кесарийская (из Каппадокии), февраль 6 / 19

Евдоксия, крёстное имя: Евдоксия

Евсевия, крёстное имя: Евсевия

Святая преподобная Евсевия Миласская (после крещения она получила имя Ксения), январь 24 / февраль 6

Зоя, крёстное имя: Зоя

Святая преподобная Зоя Вифлеемская, февраль 13 / 26

Инесса (см. Агния)

Инна, крёстное имя: Инна

Святой мученик Инна Новодунский, Славянин, январь 20 / февраль 2, а также июнь 20 / июль 3

Примечание: святым покровителем является мученик Инна; в России имена Инна, Римма и Пинна считаются женскими, но в святцах они содержатся в разделе «Мужские имена»

Святая мученица Христина Кесарийская, февраль 6 / 19

Ксения, Аксинья, Оксана, крёстное имя: Ксения

Святая преподобная Ксения Миласская, январь 24 / февраль 6
- святая блаженная Ксения Петербургская, январь 24 / февраль 6, а также май 24 / июнь 6

Мария, крёстное имя: Мария

Святая преподобная Мария Константинопольская, январь 26 / февраль 8
- святая мученица Мария Азийская, февраль 6 / 19
Примечание: Возможными паспортными формами имени также могут быть Марья и Мариетта (Мариэтта)

Марфа, Марта, Мартина, крёстное имя: Марфа

Святая мученица Марфа Азийская, февраль 6 / 19

Оксана (см. Ксения)

Пелагея, крёстное имя: Пелагия

Полина, крёстное имя: Павла

Святая мученица Павла Кесарийская, февраль 10 / 23

Примечание: иногда в качестве крёстного имени для Полины берут имя Аполлинария (см. Январь)

Римма, крёстное имя: Римма

Святой мученик Римма Новодунский, Славянин, январь 20 / февраль 2, также июнь 20 / июль 3

Примечание: святым покровителем является мученик Римма; в России имена Инна, Римма и Пинна считаются женскими, но в святцах они содержатся в разделе «Мужские имена»

Светлана, крёстное имя: Светлана (Фотиния)

Святая преподобная Фотиния (Светлана) Палестинская (V век), февраль 13 / 26

Святая праведная Феодора, царица Греческая (восстановившая почитание икон) (867 год н.э.), февраль 11 / 24

Христина (см. Кристина)

Фелиция, крёстное имя: Филицата

Феоктиста, крёстное имя: Феоктиста

Февраль. Имена по дням календаря:

(даты по новому стилю)

2. Инна; Римма

3. Агния + Агнесса + Инесса

6. Евсевия ; Ксения + Аксинья + Оксана

7. Фелиция

8. Мария + Марья (а также Мариетта , Мариэтта)

12. Пелагея

13. Афанасия; Евдоксия ; Феоктиста

16. Анна

18. Агафия + Агафья + Агата

19. Дорофея + Дора; Кристина + Христина ; Мария + Марья (а также Мариетта , Мариэтта) ; Марфа + Марта + Мартина

23. Анна; Валентина (а также Виталина , Виталия ); Галина; Полина

24. Федора + Феодора (а также Богдана , Дана , Божена , Дора)

26. Зоя; Светлана

Март. Имена в алфавитном порядке:

(первая дата по церковному календарю, вторая - по новому стилю)

Авдотья (см. Евдокия)

Алёна (см. Елена)

Анастасия, Настасья, крёстное имя: Анастасия

Святая преподобная Анастасия Патрикия (Константинопольская, Александрийская), март 10 / 23

Антонина, Антония, Антонида, крёстное имя: Антонина

Святая мученица Антонина Никейская, март 1 / 14, а также июнь 13 / 26

Богдана, Божена (см. Федора)

Виктория (см. Ника)

Галина, крёстное имя: Галина

Святая мученица Галина Коринфская, март 10 / 23, а также апрель 16 / 29

Дана (см. Федо ра)

Евдокия, Авдотья, крёстное имя: Евдокия

Святая преподобномученица Евдокия Илиопольская, март 1 / 14

Елена, Алёна (а также Элина, Нелли, Лина, Илона), крёстное имя: Елена

Святая равноапостольная царица Елена Константинопольская, март 6 / 19, а также май 21 / июнь 3
Примечания: 1) крёстное имя Елена также является неплохим вариантом (по созвучию) для таких паспортных имен, как Элеонора, Эльвира, Элла, 2) иногда в качестве крёстного для имени Нелли используют церковное Неонилла / Леонилла (см. Январь, имя Руслана); Неонилла от латинского неон, греческого неос - «молодой, новый»).

Илона (см. Елена)

Ираида (см. Раиса)

Кира, крёстное имя: Кира

Кристина, Христина, крёстное имя: Христина

Святая мученица Христина Персидская, март 13 / 26

Лина (см. Елена)

Марианна, Марьяна, крёстное имя: Мариамна

Настасья (см. Анастасия)

Нелли (см. Елена)

Ника, Виктория, крёстное имя: Ника

Святая мученица Ника Коринфская, март 10 / 23, а также апрель 16 / 29

Примечание: в Древней Греции Ника (Nike) - богиня победы, у римлян ей соответствовала Виктория (Victoria)

Раиса, Ираида, крёстное имя: Раиса, Ираида

Святая мученица Раиса Александрийская, Антинопольская (эта же святая известна под именем Ираида Александрийская, Антинопольская), соответственно в её честь можно девочку называть Раисой или Ираидой, у этой святой три дня памяти - март 5 / 18; сентябрь 5 / 18; сентябрь 23 / октябрь 6

Ульяна (см. Юлиана)

Федора, Феодора, крёстное имя: Феодора

Примечание: Имя Феодора не относится к популярным, но вполне может послужить в качестве крёстного для таких паспортных имён, как Богдана, Дана, Божена (по общему смыслу имени). В качестве паспортного также может рассматриваться имя Дора (как усечение имени Феодора)

Христина (см. Кристина)

Элина (см. Елена)

Юлиана, Юлианна, Ульяна, крёстное имя: Иулиания

Святая мученица Иулиания Птолемаидская, март 4 / 17, а также август 17 / 30

Март. Имена по дням календаря:

(даты по новому стилю)

2. Марианна + Марьяна

13. Кира

14. Антонина + Антония + Антонида ; Евдокия + Авдотья

17. Юлиана + Юлианна + Ульяна

18. Раиса + Ираида

19. Елена + Алёна (Элина , Нелли , Лина , Илона , а также Элеонора , Эльвира , Элла)

23. Анастасия + Настасья ; Галина; Ника + Виктория ; Федора + Феодора (а также Богдана , Дана , Божена Подробную информацию о каждом из приведенных имен

вы найдете в книге Евгения Васильева "Тысяча имён"

Сведения в этом именинном календаре приведены в таком формате:

все возможные паспортные формы имени (для записи в Свидетельство о рождении) - крестное имя (для записи в Свидетельство о крещении) - полное имя святого угодника - день памяти святого (причем первая дата указывается по церковному календарю, а вторая дата - по нашему современному календарю ); день памяти святого - это и есть день празднования именин; у некоторых святых в течение года имеется несколько дней памяти (2-3), значит и именин несколько!

Ключевые слова: Крестное имя. Крестильное имя. Имя для крещения. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Июнь. Июль. Август. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Окрестить ребенка, девочку. Крестины. Церковное имя. Имя по созвучию. Имя по смыслу. Русская православная церковь. Русские святые. Белорусские святые. Календарное имя. Некалендарное имя. Каноническое имя. Неканоническое. Имя по церковному календарю. Русское имя. Христианское имя. Для девочки. Женские имена. Для новорожденной. Наречение имени. Имянаречение. Церковный календарь. По новому стилю. По старому стилю. Месяцеслов. Православный. Святцы. Имя по святцам. Имена по святцам. Именины. День именин. Когда праздновать. Именинный календарь. День ангела. День памяти святого. Популярные, известные святые. Святая. Святые угодницы. Мученицы. Праведницы. Праведные. Преподобные. Благоверные. Благоверная княгиня. Священномученица.