Сообщение о франклине рузвельте. Франклин Рузвельт: краткая биография

Содержание статьи

РУЗВЕЛЬТ, ФРАНКЛИН ДЕЛАНО (Roosevelt, Franklin Delano) (1882–1945), 32-й президент США, родился в Хайд-Парке (шт. Нью-Йорк) 30 января 1882. Получил начальное образование под наблюдением частных учителей, вместе с родителями часто бывал в Европе. Посещал подготовительную школу в элитарном Гротоне. После окончания Гарвардского университета в 1904 переехал в Нью-Йорк, где учился в школе права Колумбийского университета. В 1907 сдал экзамены на право заниматься юридической деятельностью и поступил на службу в известную нью-йоркскую юридическую фирму.

В 1910 Рузвельт баллотировался в сенат штата от своего избирательного округа Хадсон-Ривер. Он победил, поскольку вел активную кампанию, а демократы в том году повсеместно добивались успеха. В Олбани возглавил небольшую их группу, выступившую против партийной политической машины с тем, чтобы заблокировать избрание законодательным собранием штата одного из лидеров «Таммани-холла» в Сенат. Вскоре после этого организовал группу настроенных против «Таммани» демократов в поддержку В.Вильсона.

Занимал с 1913 по 1920 пост помощника министра военно-морских сил в кабинете Вильсона. В 1914 Рузвельт добивался выдвижения в Сенат от штата Нью-Йорк, но потерпел поражение. Сотрудничество с администрацией Вильсона и принадлежность к семье Рузвельтов сыграли свою роль в решении демократов выдвинуть его в 1920 напарником кандидата в президенты Дж.Кокса. Хотя республиканцы Гардинг и Кулидж одержали убедительную победу, Рузвельт установил важные контакты по всей стране и занял видное место в партии.

В 1921 он заболел полиомиелитом и был частично парализован. Ограниченные физические возможности не сузили круг его интересов. Рузвельт поддерживал обширную переписку с политическими деятелями Демократической партии и пытался заняться предпринимательской деятельностью. На национальных конвентах партии в 1924 и 1928 он выдвигал на пост президента кандидатуру нью-йоркского губернатора А.Смита.

В 1928 Рузвельт уже смог отказаться от костылей при своих появлениях на публике. Когда Смит стал настойчиво предлагать ему баллотироваться в губернаторы штата Нью-Йорк, Рузвельт долго сомневался, но затем согласился. Как губернатор Рузвельт предвосхитил многие политические шаги своего будущего «Нового курса». Он боролся за сохранение природных ресурсов и рациональное использование земельного фонда, за государственный контроль над коммунальными службами и принятие законов о социальном обеспечении. Утвердил страхование по безработице и заявил в законодательном собрании штата 28 августа 1931, что оказание помощи безработным должно рассматриваться правительством не как благотворительность, а как долг перед обществом. Рузвельт основал первое ведомство штата по оказанию социальной помощи во главе с Г.Хопкинсом, ставшим позднее его ближайшим советником.

В четвертом туре голосования на конвенте демократов в Чикаго в 1932 губернатор Рузвельт был выдвинут кандидатом в президенты. Под умелым руководством Дж.Фарли его кандидатура получила наибольшее количество голосов в каждом из туров голосования, но, по тогдашним правилам Демократической партии, при выдвижении кандидатуры требовалось большинство в две трети голосов. Оно было получено, когда У.Херст и спикер палаты представителей Дж.Гарнер обеспечили Рузвельту голоса Калифорнии и Техаса. Гарнер стал кандидатом на пост вице-президента.

Выборы 1932 явились реакцией Америки на постигшую страну беду. Гнев и разочарование энергичного народа, вынужденного бездельничать и бедствовать в результате экономической депрессии, лишили власти Республиканскую партию. Рузвельт победил в 42 штатах, получил 472 голоса выборщиков против 59, поданных (исключительно в северо-восточных штатах) за Гувера. Преимущество победителя составило более 7 млн. голосов избирателей.

Именно в первые сто дней после инаугурации по настоянию Белого дома Конгрессом была принята значительная часть законопроектов Нового курса, и по истечении этого срока Рузвельт превратился в настоящего лидера нации. Ему удалось обеспечить беспрецедентную в американской истории общественную поддержку программы, имевшей целью достижение того, что ее инициаторы именовали «более демократичной экономической и социальной системой».

Перед тем как начать кампанию за переизбрание в 1936, Рузвельт добавил к свершениям Нового курса одобрение Конгрессом девальвации доллара и регулирования фондового рынка (1934), а также системы социального страхования и закона Вагнера о трудовых отношениях (1935). Обещая продолжение политики Нового курса и осуждая «экономических роялистов» за установление экономической тирании, Рузвельт и Гарнер нанесли сокрушительное поражение канзасскому губернатору А.Лэндону и издателю из Иллинойса Ф.Ноксу, победив во всех штатах, кроме Мэна и Вермонта.

К 1936 Рузвельт привлек в Демократическую партию многих из тех, кто ранее голосовал за республиканцев или вообще не принимал участия в выборах. Он пользовался поддержкой практически всех групп населения, кроме представителей крупного бизнеса. В течение второго президентского срока Рузвельта Конгресс продвинул программу Нового курса, создав управление жилищного строительства США (1937) в целях кредитования местных агентств и приняв в 1938 второй закон о регулировании сельского хозяйства и закон о справедливых условиях труда, устанавливавший минимальную заработную плату для рабочих.

Верховный суд признал неконституционными некоторые из законов Нового курса, включая первый закон о регулировании сельского хозяйства и закон о восстановлении национальной промышленности. Рузвельт принял решение о внесении изменений в состав суда. Он обратился к Конгрессу с просьбой предоставить ему право назначать новых судей по достижении членами суда 70-летнего возраста. Это предложение вызвало широкий протест и было отвергнуто. Но прежде чем оно было отвергнуто, сам Верховный суд признал конституционность закона Вагнера о трудовых отношениях и закона о социальном страховании.

Положение Рузвельта осложнилось тем, что в конце 1937 экономическая ситуация резко ухудшилась. К 1938 количество безработных возросло до 10 млн. человек. Президенту удалось получить у Конгресса 5 млрд. долл. на создание новых рабочих мест и осуществление общественных работ. В конце 1938 экономическая ситуация улучшилась, однако уровень безработицы оставался высоким вплоть до начала Второй мировой войны, когда начались широкомасштабные закупки американских товаров Великобританией и Францией, а армия приступила к перевооружению. Предпринятая Рузвельтом в 1938 попытка вывести из Конгресса нескольких консервативных демократов почти целиком провалилась, а республиканцы добились значительного успеха на промежуточных выборах.

Внешнеполитический курс президента получил признание в Конгрессе гораздо позже, чем его политика внутри страны. Исключение составил лишь подход к латиноамериканским странам. В развитие начинаний президента Гувера по улучшению отношений с государствами к югу от границ США, Рузвельт провозгласил «политику добрососедства». С помощью государственного секретаря К.Халла и его помощника (а затем заместителя) С.Уэллса было прекращено вмешательство в дела стран Латинской Америки. В 1933 были выработаны тексты новых договоров с Кубой и Панамой, изменявших их статус протекторатов США. Из Гаити были выведены части морских пехотинцев. Доктрина Монро была преобразована из односторонней политики США в многостороннюю политику для всего Западного полушария.

С 1933 Рузвельт пользовался трибуной Белого дома для воздействия на общественное мнение. Своими речами и выступлениями на пресс-конференциях он постепенно убеждал общественность в том, что Германия, Италия и Япония представляют угрозу безопасности США. В октябре 1937, после нападения Японии на Северный Китай, Рузвельт настаивал на необходимости принятия мер по изоляции стран-агрессоров. Однако общественность отреагировала негативно, и президенту пришлось снова убеждать страну в важности перехода от политики изоляционизма к политике коллективной безопасности. Между тем в 1938 и 1939 ему удалось добиться увеличения финансирования на нужды армии и флота.

В апреле 1940 Германия оккупировала Данию. 10 мая ее дивизии вторглись в Голландию. Спустя пять дней немецкие войска пробили брешь в линии французской обороны и в течение недели достигли Ла-Манша, отрезав бельгийские и английские войска во Фландрии. 10 июня Италия присоединилась к Германии в наступлении на Францию. Через 12 дней Франция капитулировала. В сентябре начались массированные налеты на Лондон. Наиболее важные шаги президента по оказанию помощи союзникам были предприняты средствами исполнительной власти. Он возвратил военные самолеты их производителям с тем, чтобы они могли продать их Великобритании. В августе 1940 Рузвельт и британский премьер-министр У.Черчилль достигли соглашения о том, что за поставку 50 американских эсминцев времен Первой мировой войны Великобритания предоставит США 8 военно-морских и военно-воздушных баз в британских владениях от Ньюфаундленда до Южной Америки.

Во время битвы за Англию Рузвельт баллотировался на беспрецедентный третий срок президентства. Выдвижение его кандидатуры вызвало довольно широкое, но бессильное раздражение консервативно настроенных демократов, которые были недовольны и номинацией на пост вице-президента министра сельского хозяйства Г.Уоллеса. Рузвельту противостоял У.Уилки, юрист и бизнесмен, вырвавший республиканскую номинацию из рук сенатора из Огайо Р.Тафта, сенатора из Мичигана А.Ванденберга и Т.Дьюи из Нью-Йорка. Рузвельт одержал на выборах убедительную победу.

К декабрю 1940 Великобритания оказалась не в состоянии платить наличными за товары военного назначения. Выступая по радио и на пресс-конференциях, Рузвельт активно пропагандировал программу «ленд-лиза», в соответствии с которой США могли бы сдать в аренду Великобритании военное снаряжение и получить за него оплату после окончания войны. В марте 1941 соответствующий закон был одобрен значительным большинством голосов в обеих палатах Конгресса. Экономические ресурсы Америки стали использоваться для нанесения поражения странам Оси. Рузвельт также расширил район использования военных американских патрульных судов, сопровождавших торговые корабли, вплоть до Исландии и приказал американским военным судам открывать огонь по кораблям стран Оси, оказавшимся в этих водах.

В эти месяцы противники Рузвельта, создавшие комитет «Америка превыше всего», обвинили президента в деятельности по подготовке нации к войне. В ходе публичных дебатов Рузвельт отказывался обсуждать этот вопрос и настаивал, что речь идет о безопасности страны. Вместе с тем, он по дипломатическим каналам предпринял все для того, чтобы избежать войны с Японией, которая воспользовалась положением в Европе для вторжения во французский Индокитай как плацдарм для последующего продвижения в Сингапур и голландскую Ост-Индию. Переговоры все еще продолжались, когда 7 декабря 1941 японцы нанесли удар по вооруженным силам США в Перл-Харборе. Четыре дня спустя, 11 декабря 1941, Германия и Италия объявили войну США.

Спустя две недели после нападения японцев на Перл-Харбор в Вашингтон прибыл Черчилль. В результате его переговоров с Рузвельтом было принято решение об организации совместного англо-американского военного и экономического планирования и совместного управления различными видами деятельности. Различие позиций США и Англии проявилось в вопросе о действиях в Европе. Рузвельт выступал за осуществление массированного наступления через Ла-Манш как наиболее быстрый путь к победе в войне. Англичане предпочитали наступление через Балканы – «мягкое подбрюшье Европы». Эта стратегия носила военно-политический характер и имела целью не только нанести поражение Гитлеру, но и перекрыть Советам дорогу к Балканам. В конечном итоге на Квебекской конференции в августе 1943 англичане были вынуждены согласиться, что вторжение в Европу через Нормандию важнее операций в Италии и Средиземноморье. Оба западных лидера встречались со Сталиным на Тегеранской конференции 1943 и в Ялте в феврале 1945.

В пользу созыва Ялтинской конференции и встречи «Большой тройки» говорило многое. Представлялось целесообразным договориться о согласованных действиях против Германии и вступлении России в войну против Японии. Кроме того, «Большой тройке» было необходимо согласовать структуру ООН, отношение к государствам, освобожденным от гитлеровской тирании, и вопрос о будущем побежденной Германии. К тому времени войска стран Запада еще не форсировали Рейн. Более того, германское контрнаступление в декабре 1944 отбросило союзные войска к реке Mаас и помешало осуществлению планов весеннего наступления. Тем временем советские войска заняли всю Польшу, большую часть Балканского полуострова и отрезали Восточную Пруссию от остальной части Германии. Передовые части русской армии находились всего в ста километрах от Берлина.

Западные лидеры убедили Сталина согласиться на проведение свободных выборов в Польше и других странах Восточной Европы, освобожденных советской армией. По соглашению о Дальнем Востоке Россия вернула себе территорию, перешедшую к Японии после окончания русско-японской войны (1904–1905), а также получила Курильские острова. Таков был результат давления американских начальников штабов, требовавших вовлечения СССР в войну с Японией. Никто в то время не имел представления о действительной мощи атомного оружия, и начальники штабов считали, что без вступления России в войну она может продлиться еще два года и обойдется США в 1 млн. человеческих жизней.

В Ялте русские согласились принять участие в конференции в Сан-Франциско по учреждению ООН и сняли ряд своих требований после того, как Рузвельт заявил, что США с ними не согласятся. Нет сомнения, что Рузвельт переоценил возможности послевоенного сотрудничества с СССР. Его надежды на то, что прочные границы и членство в эффективно работающей всемирной организации положат конец русской экспансии, не оправдались.

Состояние здоровья Рузвельта стало предметом озабоченности всей страны в ходе кампании за переизбрание в 1944, когда он и кандидат в вице-президенты миссурийский сенатор Г.Трумэн нанесли поражение нью-йоркскому губернатору Т.Дьюи и губернатору Огайо Дж.Брикеру с преимуществом в 3,5 млн. голосов избирателей, получив 432 голоса выборщиков против 99 голосов, поданных за соперников. По возвращении из Ялты Рузвельт выступил перед Конгрессом, а в начале апреля выехал на отдых в Уорм-Спрингс (шт. Джорджия). Умер Рузвельт в Уорм-Спрингсе 12 апреля 1945.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«НОВЫЙ КУРС» Ф.Д.РУЗВЕЛЬТА

ПОСЛАНИЕ Ф.Д.РУЗВЕЛЬТА КОНГРЕССУ

Еще до окончания специальной сессии конгресса я рекомендую принять две дальнейшие меры в нашей национальной кампании по обеспечению народа работой.

Моя первая просьба, чтобы конгресс обеспечил создание механизма, необходимого для согласованного проведения во всей индустрии (с целью достижения большей занятости) сокращения рабочей недели, при сохранении достаточной платы за сокращенную неделю, и предотвращения нечестной конкуренции и гибельного перепроизводства [...].

Другое предложение дает исполнительной власти полномочия приступить к большой программе «прямой занятости». Тщательное изучение убеждает меня в том, что приблизительно 3300 млн. долларов могут быть вложены в полезное и необходимое общественное строительство и в то же время предоставят работу максимально возможному количеству людей.

Печатается по: A Documentary History of American Economic Policy since 1789 . N. Y., 1961. P. 364–365.

ЗАКОН О ВОССТАНОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Настоящим признается, что страна находится в состоянии всеобщего бедствия, которое чревато дальнейшим широким распространением безработицы и дезорганизацией промышленности, что в свою очередь тяжело ложится на межштатную и внешнюю торговлю, наносит ущерб народному благосостоянию и подрывает жизненный уровень американского народа. Настоящим заявляется также, что конгресс будет следовать политике, направленной на устранение трудностей, стоящих на пути свободного развития межштатной и внешней торговли, которая способствует ослаблению этого напряженного положения; на достижение всеобщего благосостояния путем поощрения организации промышленности и совместных действий различных профессиональных групп; на то, чтобы побуждать и поддерживать совместные действия труда и предпринимателей на основе равного их признания со стороны правительства и под его наблюдением; на уничтожение несправедливой практики в деловой деятельности; на поощрение наиболее полного использования имеющихся производственных мощностей; на то чтобы избегать ненужных ограничений производства (за исключением тех случаев, когда это будет временно необходимо); на увеличение потребления промышленных и сельскохозяйственных продуктов путем повышения покупательной способности населения; на уменьшение безработицы и оказание здесь необходимой помощи и на улучшение условий труда; а также любыми другими способами стремиться к оздоровлению промышленности и сохранению естественных богатств. [...]

Ст. 3 (а). По поступлении на имя президента соответствующих прошений от одной или более профессиональных или промышленных ассоциаций или групп президент может утверждать кодекс или кодексы о справедливой конкуренции для данной профессии или отрасли промышленности или их отдельных организаций в соответствии с внесенными просителем или просителями предложений, если он найдет: 1) что эти ассоциации или группы не ставят никому неравных ограничений при принятии своих членов и что они действительно являются представителями указанных в прошении профессий или отраслей промышленности или входящих в них организаций; 2) что предложенные кодекс или кодексы о справедливой конкуренции не направлены на развитие монополий или на уничтожение или подавление мелкого предпринимательства и что они будут способствовать проведению в жизнь политики, предусмотренной настоящим законом. [...]

По утверждении президентом какого-либо из вышеупомянутых кодексов о справедливой конкуренции положения этого кодекса будут рассматриваться как нормы, регулирующие справедливую конкурентную практику для данной профессии или отрасли промышленности или входящих в них организаций. Любое нарушение этих норм при совершении какой-либо межштатной или внешнеторговой коммерческой сделки или затрагивающее эту сделку будет рассматриваться как нечестная коммерческая конкуренция, понимая этот термин так, как он трактуется в действующем законе о правах Федеральной торговой комиссии. [...]

Все кодексы о справедливой конкуренции, а также соглашения или лицензии, одобренные, заключенные или выданные в соответствии с настоящим законом, должны предусматривать: 1) что все, работающие по найму лица, имеют право на организацию и на заключение коллективных договоров через ими самими выбранных представителей и что работодатели или их представители не могут вмешиваться, оказывать давление или иным способом ограничивать их совместные действия при выборе ими своих представителей или самоорганизации с целью ведения переговоров о коллективном соглашении или предпринятии других мер взаимопомощи или защиты; 2) что ни одному работающему или ищущему работу по найму лицу не будет поставлено условием его нахождения на работе вступление в тот или иной компанейский союз или воздержание от вступления, организации или оказания помощи выбранному им по собственному усмотрению рабочему союзу; 3) что наниматели согласны с максимальной продолжительностью рабочего дня, минимальным уровнем оплаты и другими условиями найма, одобренными или предписанными президентом. [...]

Имея в виду проведение в жизнь настоящего закона, президент уполномачивается настоящим создать чрезвычайное федеральное управление общественных работ, все полномочия которого будут осуществляться федеральным чрезвычайным администратором общественных работ. [...]

Печатается по: Хрестоматия по новейшей истории , т. 1. M., 1960.

Франклин Рузвельт – 32-й президент США, одна из центральных фигур мировых событий первой половины 20 века, возглавлял США во время мирового экономического кризиса и Второй мировой войны.

Рузвельт переизбирался на пост президента 4 раза подряд. В историографии его неизменно ставят в один ряд с наиболее выдающимися Вашингтоном, Джефферсоном и .

Политическая биография Рузвельта

С раннего возраста Франклин серьезно интересовался политикой. Во многом это объяснялось тем, что он приходился родственником 26 президенту Теодору Рузвельту.

Франклин Рузвельт в детстве

Когда парню исполнилось 18 лет, он получил место сенатора в легислатуре штата Нью-Йорк. Он работал в законодательном органе местного самоуправления, будучи представителем демократов.

Интересен факт, что в следующем году Франклин Рузвельт стал членом масонской ложи «Голландия». За годы своей биографии он дойдет до 32-й степени Шотландского Устава и окажется в Великой ложе штата Джорджиа.

В период президентской гонки 1912 г. Франклин поддерживал кандидатуру Вудро Вильсона, который впоследствии стал 28 президентом США. Благодаря этому Рузвельт получил пост замминистра морского флота.

В 1914 г. Рузвельт пытался получить место в сенате, но потерпел неудачу. То же самое его ожидало и в 1920 г.

После перенесенного в 39-летнем возрасте полиомиелита Франклин стал инвалидом. В связи с этим, он был вынужден на 8 лет оставить политическую деятельность. Однако он продолжал делать все возможное, чтобы вернуться на политическую арену.

В 1928 г. Франклин Делано Рузвельт победил на выборах в губернаторы от штата Нью-Йорк. Эту должность он занимал на протяжении 2-х сроков. За этот период политик накопил бесценный опыт, который пригодился ему в будущем.

Накануне президентских выборов 1932 г. Рузвельт организовал комитет, оказывающий помощь безработным людям. Благодаря этому он расположил к себе множество американцев.

Кроме этого он каждый день выступал в радиоэфире, обсуждая любые темы, волнующие простого обывателя. Интересен факт, что позже все записи эфиров Рузвельта были опубликованы в виде книг.

Президент США

В 1933 г. Франклин Рузвельт представил на обозрение свою предвыборную программу, изложенную в тезисах «Нового курса».

В ней он отразил свое видение развития Америки и устранения существующих проблем, связанных с экономическим сектором. Народ поверил ему, вследствие чего он стал главой государства.

В первые месяцы президентства Рузвельт поднял уровень банковской системы и подписал документ о рефинансировании задолженностей фермерских хозяйств.

Кроме этого он принял ряд реформ, касающихся . За относительно небольшой период времени ему удалось заметно улучшить положение внутренних дел США, увеличить количество рабочих мест и разрешить вопросы, связанные с фермерством.

После этого президент Рузвельт разработал несколько программ, направленных на помощь малообеспеченным детям и старикам.

Рузвельт образовал профсоюзы, поднял зарплаты и внес изменения в налоговую систему. Менее чем через год он наладил дипломатические отношения с .

Личная жизнь

В 1905 г. Рузвельт женился на своей шестиюродной сестре Анне Элеоноре Рузвельт (1884-1962). Её отец был младшим братом президента Теодора Рузвельта, который был кумиром Франклина.

В этом браке у них родилось 6 детей, один из которых умер еще в младенчестве.


Франклин Рузвельт с женой и детьми в молодости

Элеонора Рузвельт была надежной опорой для любимого мужа и сыграла важную роль в его биографии. Это особенно проявилось после того, как в 1921 г. супруг тяжело заболел и до конца жизни оставался в инвалидном кресле.

Элеонора с энтузиазмом занималась вопросами трудоустройства и социальной защиты женщин. Благодаря ее действиям жизнь низшего и среднего классов населения США значительно улучшилась. По этой причине в 30-е годы она стала даже более популярной в Америке, чем ее муж.

Когда над миром нависла угроза фашизма, Анна Элеонора Рузвельт заняла должность помощника министра обороны США. Она была одним из инициаторов образования ООН и всю жизнь боролась за свободу и права человека.

Даже после смерти Франклина Рузвельта Элеонора продолжала интересоваться политикой. Более того, она находилась в администрации последующих глав государства. Интересен факт, что ею восхищались президенты Гарри Трумэн и .

Вторая мировая война 1939-1945

В январе 1942 г. американскому президенту удалось образовать ООН.


Рузвельт, Сталин и Черчилль на Ялтинской конференции, 1945 г.

Франклин Рузвельт не раз принимал участие во встречах с лидерами Великобритании () и Советского Союза ().

Он участвовал в конференциях в Тегеране, Ялте, Квебеке, и Вашингтоне. На них обсуждались глобальные мировые вопросы.

Смерть

После окончания Ялтинской конференции глава Белого дома вернулся домой, где продолжил активно работать.

Внезапно 12 апреля 1945 г. у Франклина Делано Рузвельта произошло кровоизлияние в мозг, от которого он скоропостижно скончался.

Рузвельта похоронили в Хайд-Парке. Интересен факт, что вскрытие тела не проводилось, хотя того и требовал закон. Погребальная церемония проходила при закрытом гробе.

Несмотря на то, что многие свои идеи Рузвельт не успел воплотить в жизнь (например, образование союза четырех и укрепление отношений с СССР), о нем и сегодня отзываются с большим уважением во всем мире.

Что же, теперь вы знаете самые главные факты биографии Франклина Рузвельта. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам нравятся вообще и биографии великих людей в частности, – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org .

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Партия: Демократическая партия США Образование: 1) Гарвардский университет
2) Колумбийский университет Профессия: Юрист Вероисповедание: Протестантизм , епископальная церковь Рождение: 30 января
Гайд-Парк , Нью-Йорк , США Смерть: 12 апреля
Уорм-Спрингс, Джорджия , США Похоронен: Гайд-Парк, Нью-Йорк Отец: Джеймс Рузвельт Мать: Сара Делано Супруга: Элеонора Рузвельт Дети: сыновья: Джеймс, Франклин, Элиот, Франклин Делано и Джон
дочери: Энн

Фра́нклин Дела́но Ру́звельт (англ. Franklin Delano Roosevelt , МФА : [ˈfræŋklɪn ˈdɛlənoʊ ˈroʊzəˌvɛlt] , 30 января , Хайд-Парк, штат Нью-Йорк - 12 апреля , Уорм-Спрингс, Джорджия) - 32-й президент США .

Биография

Родился в семье состоятельного землевладельца и предпринимателя, имевшей широкие связи в политических кругах северо-восточных штатов. Принадлежит к «Рузвельтам из Гайд-парка» - ветви семьи, выделившейся в XVII веке . Другая влиятельная ветвь - «Рузвельты из Ойстер-бея», потомком которой был шестиюродный брат Франклина Делано Рузвельта президент Теодор Рузвельт ( -).

Родители души не чаяли в сыне, окружая его роскошью и ограждая от реалий жизни. С раннего детства Франклину неустанно внушали привилегированность его происхождения. Со сверстниками практически не общался, все чаще находясь в окружении взрослых. С самого рождения сына и до его 20-тилетия, мать вела дневник, в который записывала все, что наблюдала в жизни Франклина, а так же собирала его вещи (которые ныне хранятся в музее). Она же занялась и его образованием. С семи лет с мальчиком начинают заниматься преподаватели. До 14 лет юный Франклин получает образование исключительно на дому, после чего его отправляют в частную школу в Гортоне, где ему приходится жить почти в спартанских условиях. Комнаты учеников были ничтожно малы, вода в душе зачастую холодная, но при всех неудобствах к ужину ученики были обязанны являться в костюмах, белых рубашках с накрахмаленными воротничками и лаковых туфлях.В Гротоне юноша не мог похвастаться атлетическими данными и он вызывал недоверие у одноклассников.

По образованию юрист, учился в привилегированной частной школе в Гортоне, в Гарвардском и Колумбийском университетах.Уже тогда молодой Рузвельт был очарован политикой своего кумира Теодора Рузвельта и начал продумывать своё политическое восхождение, которое должно было стать точной копией карьеры его кумира.Он никогда не стремился поражать окружающих своей блестящей эрудицией, был внимателен и обходителен и там, где Теодор поражал вспышками своего темперамента, Франклин держался доброжелательно и спокойно. В 1905 году женился на своей дальней родственнице Элеоноре Рузвельт , племяннице президента Теодора Рузвельта . В -1910 годах работал в юридической фирме. В возрасте 28 лет, после купания в озере Фанди(Канада), Рузвельт заболел полиомиелитом. В результате врачебной ошибки хирурга У. Кина, Рузвельту было назначено, неправильное лечение, которое привело к параличу. После вызова из Бостона доктора Роберта Ловетта, диагноз был установлен, однако лечение не привело к восстановлению деятельности ног. Рузвельт рано включился в активную политическую деятельность в рядах Демократической партии . В 1910 году он избран в сенат штата Нью-Йорк . В - гг. - помощник морского министра в правительстве президента Вильсона , выступал за усиление военно-морской мощи США, что было насущно необходимо для осуществления политики «большой дубинки» в глобальном масштабе. В 1920 году - кандидат на пост вице-президента США от Демократической партии. Потерпел поражение и вернулся к частной юридической практике и предпринимательству. С августа 1921 года в результате полиомиелита на всю жизнь стал инвалидом, потерял способность свободно передвигаться.Долгое время он был практически обездвижен, но нашёл в себе силы вновь вступить в борьбу и снова смог встать на ноги. До 1928 года оставался «в тени», не заявлял о себе на общественной или политической арене, но становится все более заметной фигурой в руководстве Демократической партии.

В одном из своих писем в конце января 1941 года Томас Манн , великий немецкий писатель-гуманист, эмигрировавший из нацистской Германии , писал о приеме, которым он был удостоен президентом Ф. Рузвельтом в Белом доме : «дальнейшее наше путешествие было интересно и утомительно - интересно, конечно, особенно на следующем этапе, где нас приняли с поразительным вниманием. Головокружительной вершиной его был коктейль в рабочем кабинете, когда другим приглашенным на обед гостям пришлось ждать внизу. А ведь у нас уже был с „ним“ первый завтрак. „Он“ снова произвел на меня сильное впечатление или, вернее, опять вызвал у меня интерес и симпатию: трудно охарактеризовать эту смесь хитрости, солнечности, избалованности, кокетства и честной веры, но есть на нём какая-то печать благодати, и я привязался к нему как к прирожденному, на мой взгляд, противнику того, что должно пасть». А пасть должен был фашизм. Это замечание писателя-антифашиста удивительно точно и ярко передает сложный и противоречивый внутренний облик 32-го президента США.

Когда Рузвельт вступил в должность, США находились в небывалом кризисе. В феврале 1933 года всему банковскому делу грозил крах, и было несколько случаев голодной смерти в стране, страдающей от избытка продуктов питания. Одной из областей, куда сразу после вступления на пост вмешалось правительство Рузвельта, объявив четырехдневные банковские каникулы (Bank holiday) и введя «Чрезвычайный закон о банках », была система денежного и кредитного обращения США. Все мероприятия в этой области служили трем целям: радикальная реформа довольно хаотического банковского дела, надзор и контроль торговли ценными бумагами и, что особенно важно было на начальной фазе, создание законных основ для инфляционной политики государства, чтобы преодолеть дефляцию посредством новой денежной эмиссии.

Период, начавшийся мировым экономическим кризисом - гг. и завершившийся победой сил антигитлеровской коалиции занимает особое место в судьбах человечества. Роль Рузвельта и его окружения в определении принципов и реализации социальной и внешнеполитической стратегии, направленной на сохранение и упрочение экономических и внешнеполитических позиций США, исключительно велика.Гибкость характера позволяла Рузвельту доминировать над многочисленными подчинёнными и при этом не отдаляться от них. Это способствовало доверительным отношениям между президентом и его окружением.

22-я поправка в Конституцию

До Франклина Рузвельта ни один человек не занимал пост президента США более двух раз. Во многом это было следствием традиции, идущей от Джорджа Вашингтона , первого президента США, отказавшегося баллотироваться на третий срок.

Нарушение Рузвельтом этой традиции привело к ее оформлению в виде закона и принятию 22 поправки в Конституцию США . Поправка была предложена уже через 2 года после смерти Рузвельта (в 1947 году) и вступила в силу в 1951 году , во время второго срока Гарри Трумэна .

Поскольку пост Президента США можно занять не только в результате выборов (вице-президент становится президентом после смерти или отставки своего предшественника), в поправке предусмотрено положение, что исполнение полномочий Президента США в течение хотя бы двух полных лет приравнивается к полному президентскому сроку.

Поправка не имела обратной силы, из-за чего Гарри Трумэн имел теоретическую возможность баллотироваться на третий срок - хотя его первый срок длился почти полные 4 года, он не был избран на него, а занял в результате смерти Рузвельта (через 3 месяца после очередной инаугурации). Трумэн не воспользовался этой возможностью и в 1952 году отказался от участия в выборах.

Франклин Рузвельт выработал специальный прием борьбы с невнимательной аудиторией. Если ему казалось что сенат его слушает невнимательно, он вставлял в свою речь фразу:"Вчера я убил свою бабушку". Часто в ответ ему кивали головой:"Да, вы совершенно правы".

Биографы и современники отмечали, что Франклин Рузвельт являлся труднопостижимой натурой и скрывался под маской благодушия и тайны, которую сам же и создал. Сам Рузвельт явно наслаждался этой тайной и обычно заявлял:"Меня считают загадкой, которую я сам создал, - на самом деле я своего рода гибрид загадки и Санта-Клауса".

Франклин Рузвельт всю жизнь стремился быть хоть немного похожим на своего первого политического кумира и двоюродного брата Теодора Рузвельта. Теодор Рузвельт был скорее героическим лидером, в то время как Франклин Рузвельт был лидером демократическим.

Речи и выступления

Примечания

Ссылки

  • «Инфляция и её последствия» , В. Кизилов, Гр. Сапов.
  • Вивиан Грин. Безумные короли. М. «Зевс». 1997
Предшественник:
Герберт Гувер
Президент США
-
Преемник:
Гарри Трумэн

Полный список · 1927-1950 · 1951-1975 · 1976-2000 · с 2001


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рузвельт, Франклин Делано" в других словарях:

    Рузвельт, Франклин Делано - Франклин Делано Рузвельт. РУЗВЕЛЬТ (Roosevelt) Франклин Делано (1882 1945), 32 й президент США (с 1933), от Демократической партии (4 раза избирался на этот пост). Провел меры по усилению государственного регулирования в экономике, а также ряд… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Франклин Делано Рузвельт (Franklin Delano Roosevelt) - 32-й президент США - родился 30 января 1882 года в Гайд Парке (штат Нью-Йорк), умер 12 апреля 1945 года в Уорм-Спрингс (штат Джорджия). Президент США с 4 марта 1933-го по 12 апреля 1945 года.

Франклин Делано Рузвельт является самым выдающим-ся, мощным и результативным политиком США в XX ве-ке. Он был президентом военного времени. Самый тяже-лый экономический кризис с начала промышленной революции и до сегодняшних дней, самая крупная война мировой истории дали ему двойной шанс для историчес-кого величия.

В свое время современники не только безгранично уважали его, но и резко критиковали и даже ненавидели, в свете же дистанции его вес возрастает по трем причинам: во-первых, с редким единодушием историки и политологи разделяют точку зрения, что «Ф.Д.Р.» является основателем современного американского ин-ститута президентов.

Во-вторых: начиная с пребывания его на посту президента интервенционное государство и смешанная экономика, в которые феде-ральное правительство в Вашингтоне вмешивается регу-лируя, поправляя, планируя и управляя, принадлежат к повседневной жизни американцев. В-третьих: во внеш-ней политике он с несгибаемой волей принял раньше, чем большинство американцев, вызов немецкого нацио-нал-социализма, японского империализма и итальянско-го фашизма. Когда в 1940 - 1941 гг. на карту было по-ставлено будущее западной цивилизации, он был последней надеждой демократов и прямой альтернати-вой Гитлеру. Благодаря необычному сочетанию сознания силы и призвания, крепости нервов и тактических тон-костей он воспрепятствовал тому, чтобы США изолиро-вались в Западном полушарии. Рузвельт был великим победителем второй мировой войны, и когда он умер, США стали новой супердержавой мира.

Его планы послевоенного порядка потерпели крах. Ни Объединенные Нации, ни кооперация с Советским Союзом, ни сотрудничество четырех «полицейских мира»: США, Советского Союза, Великобритании и Китая не стали определяющими факторами послевоенной полити-ки. Также и неделимый, либерально-капиталистический мировой рынок остался иллюзией.

Франклин Делано Рузвельт родился на солнечной стороне общества. Дом, где он родился, находился в Гайд-Парке, это было просторное поместье на реке Гудзон между Нью-Йорком, и Олбани. Франклин был единственным ребенком от второго брака его тогда 54-летнего отца Джеймса Рузвельта с Сарой, которая была на 26 лет моложе мужа и принесла прида-ное в один миллион долларов. Отец вел размеренную жизнь сельского дворянина из лучших новоанглийских семей голландского происхождения. Он был одновре-менно фермером, коммерсантом и светским человеком, который так же любил оперу и театр, как и регулярные поездки в Европу. Хотя состояние Рузвельтов не шло в сравнение с новобогатыми Вандербильтами и Рокфелле-рами, их общественное положение среди ведущих семей Новой Англии было неуязвимо.

Джеймс и Сара дали своему единственному и люби-мому сыну соответствующее положению, бережное и од-новременно богатое событиями и идеями воспитание. Естественная надежность, которую излучали родители и родительский дом, перешла на восприятие жизни сына и заложила основу его непоколебимой уверенности в себе и мире.

Эта уверенность в себе и чрезвычайная самодисципли-на помогли ему, когда он в 1921 году тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на то, что Рузвельт с большой энергией пытался в течение многих лет победить болезнь, он остался парализованным и привязанным к ин-валидной коляске. Без помощи стальных шин весом в десять фунтов он не мог стоять, только на костылях медленно и понемножку передвигался. Как бы внутрен-не он ни роптал на судьбу, внешне надевал безукориз-ненную маску, полную надежд и уверенности. Он запре-тил себе всякую мысль о разочарованности и жалости к себе, а своему окружению - любой сентиментальный жест.

Болезнь изменила также и его жену – Элеонор, а также харак-тер их брака. Рузвельт женился на Элеонор Рузвельт, дальней родственнице пятой степени родства из долины Гудзона и племяннице президента Теодора Рузвельта, в 1905 году. Первый ребенок, дочь, родилась в 1906 году, в последующие 10 лет родилось еще 5 сыновей, один из которых умер в возрасте 8 месяцев. Из первоначально робкой на публике и скромной домохозяйки и матери, шаг за шагом сформировалась «Элеонор», женщина, ко-торой, возможно, больше всех восхищались в Соединен-ных Штатах в 30-е и 40-е годы. Наряду с ее многосторонней социально-политической деятельностью, ее неутомимым выступлением за равноправие женщин и профсоюзное движение, вообще за угнетенных, унижен-ных и бедных в американском обществе, наряду с ее деятельностью в качестве учительницы, автора передо-вых статей, оратора и организатора она, особенно с 1922 по 1928 гг., стала заместителем Рузвельта и контакт-ным лицом с демократической партией. Брак превратил-ся в политическое рабочее содружество, в котором руководимая христианско-социальными убеждениями Элеонор воплощала «левую совесть» Рузвельта и в котором с течением лет возрастал ее собственный авторитет, но она по убеждению всегда признавала политическое первенст-во своего мужа. Для Элеонор эта смена роли означала одновременно бегство от внутреннего одиночества. Пото-му что роман Рузвельта в первую мировую войну с Люси Мерсер, привлекательной секретаршей Элеонор, вызвала трещину в их браке, никогда более не склеен-ную. С вступлением на пост президента в 1933 году Эле-онор была вынуждена оставить надежду на то, что ее муж выделит для нее место в своей жизни, которого она так желала: место равноправной доверенной и партнер-ши, разделявшей самые глубокие надежды и разочаро-вания. Блистательный, остроумный и очаровательный Рузвельт, который еще до своего президентства как маг-нит притягивал мужчин и женщин, использовал их для своих политических амбиций и ожидал от них абсолют-ной лояльности, никому не открывая своих сокровенных чувств, даже своей жене.

После посещения одной из самых изысканных част-ных школ страны в Гротоне Рузвельт с 1900 по 1904 гг. учился в колледже Гарварда, а потом с 1904 по 1907 гг. был студентом правоведения в университете Колумбии.

Он отказался от академического завершения учебы, сдал экзамен нью-йоркской палате адвокатов и поступил на службу в знаменитую нью-йоркскую адвокатскую контору в качестве умеренно оплачиваемого стажера. Так как он не испытывал никакой тяги вникать в детали экономического права и права картелей и уже имел фи-нансовое обеспечение и социальное признание, то един-ственным объектом его ярко выраженного честолюбия стала политика. К тому же был еще пример Теодора Рузвельта , которого Франклин и Элеонор много раз посещали в Белом доме . Без всякой иронии в ходе бе-седы Рузвельт разработал четкий график движения на-верх: в благоприятный для демократической партии год выборов он хотел попытаться стать депутатом парламен-та в штате Нью-Йорк , потом его карьера должна следо-вать по пути Теодора Рузвельта: государственный секре-тарь в министерстве военно-морского флота, губернатор штата Нью-Йорк, президент.

По этому образцу его карьера и развивалась. В нояб-ре 1910 года он стал секретарем штата Нью-Йорк, в парламенте которого связал свою судьбу с «прогрессив-ными» демократами. В марте 1913 года был назначен государственным секретарем министерства военно-мор-ского флота, должность, обязанности которой он с вос-торгом исполнял семь лет. В 1920 году демократическая партия назначила его даже кандидатом на пост вице-президента. Год спустя после поражения демократов на президентских выборах и после его заболевания полио-миелитом он связал надежду на окончательное выздо-ровление с планом возвращения в политику. В 1928 и 1930 гг. Рузвельт стал губернатором штата Нью-Йорк, 8 ноября 1932 года после ожесточенной предвыборной борьбы против находящегося в должности президента Герберта Гувера он был избран президентом США.

«Эта предвыборная борьба больше, чем борьба между двумя мужчинами. Это больше, чем борьба между двумя партиями. Это борьба между двумя точками зрения на цель и задачи правительства». Это предвыборное выска-зывание президента Гувера могло бы слово в слово при-надлежать Рузвельту, так как по смыслу он утверждал то же самое в ходе своей предвыборной борьбы. В страст-ной полемике о причинах и о преодолении экономиче-ского кризиса, с которым явно не справилось правитель-ство Гувера, вопрос о том, имеет ли федеральное правительство во главе с президентом право и обязан-ность, и в какой степени, вмешиваться для регулирова-ния и наведения порядка в экономику США с целью устранения кризиса и нужды, являлся решающей проти-воположностью между обоими кандидатами. Вопрос ка-сался ядра американского самопонимания. Глубокий и пожизненный антагонизм между Рузвельтом и Гувером основывался на их несовместимых взглядах, на функцию правительства.

В то время как Гувер взывал к классическим амери-канским добродетелям индивидуализма и добровольнос-ти, а также предостерегал от тиранства государства, Рузвельт агитировал за самую радикальную государственно-ин-тервенционистскую программу планирования, которая до тех пор еще не формулировалась в мирное время кандидатом в президенты. Уже весной 1930 года он на-писал: «Для меня не подлежит сомнению то, что страна должна быть довольно радикальной, по крайней мере, для одного поколения. История учит, что нации, у кото-рых это время от времени происходит, избавлены от революций». Он понимал себя как хранителя и новато-ра, как сторонника традиций и прогресса одновременно. Никогда не собирался подвергать сомнению такие осно-вы американской системы, как частная собственность, мотивация прибыли, региональное и функциональное разделение власти, свобода прессы и свобода вероиспове-дания. Несмотря на резкие выпады против корыстолюб-цев на вершине социальной пирамиды, он не был идео-логом классовой борьбы. Это бы глубоко противоречило его основному убеждению, что президент является за-щитником общественных интересов. Он, конечно, не был марксистом или социалистом, как утверждал Гувер на заключительной фазе предвыборной борьбы. Так же мало хотел быть классифицированным как капиталист. На вопрос о его политических убеждениях мог с обезоружи-вающей простотой сказать, что он христианин и демо-крат. Но если американская система не может сделать то, что по мнению Рузвельта она должна делать, а именно, служить общему благу и обеспечить каждого американца приличным пропитанием, то тогда должно вмешиваться правительство. Этого требуют здравый смысл и человеческая порядочность. Глубоко неамериканская правительственная философия Гувера распространяет только сомнения, безнадежность и страх среди миллио-нов людей, которые без денег, власти и социального статуса прозябают у фундамента социальной пирамиды. Рузвельт же обещал в предвыборной борьбе «новый курс» и подразумевал под этим понятием из лексикона игроков в карты, что США стоят перед новым началом.

Тяжесть кризиса и убеждения Рузвельта привели к тому, что произошел количественный и качественный ска-чок в значении института президентов. В более широком масштабе, чем даже при Теодоре Рузвельте и Вудро Вильсоне , Белый дом стал энергетическим центром всей американской правительственной системы, источником новых идей, движущей силой торговли, двигателем со-циального преобразования и тем самым, по представле-нию Рузвельта, воплощением всеобщего блага. Для мас-сы американского населения федеральное правительство и президент в первый раз стали узнаваемой составной частью их повседневной жизни, центром их ожиданий и надежд.

Образование современного американского института президентов объясняется тем, что Рузвельт последова-тельно вывел всю страну из мирового экономического кризиса и из величайшей в истории войны. В определен-ном смысле США постоянно воевали эти двенадцать лет, сначала с экономической нуждой, потом с внешними врагами. Двойное чрезвычайное положение стало часом исполнительной власти. Примечательно, что при преодо-лении экономического бедственного положения метафора «война» играла первостепенную роль.

«Рузвельт вел дело» до границ возможного, которые американская конституционная система устанавливает даже сильному президенту. Он был артист в политике власти. Как ни один президент до него, он вырвал у Конгресса законодательную инициативу и в этом смысле расширил законодательную функцию института прези-дентов. Рузвельт побил все рекорды использования влас-ти вето, в общей сложности он наложил вето 635 раз. Он обхаживал и уговаривал решающих депутатов и сенато-ров в личных разговорах, использовал возможность долж-ностного покровительства и, если было необходимо, ока-зывал давление на Конгресс с помощью общественного мнения. Рузвельт сконцентрировал ожидания обществен-ности на институте президентов, потому что имел оба средства массовой информации того времени, прессу и радио, несравненным образом использовать как инстру-менты своей политики. Рузвельт был первым президен-том средств информации. Он господствовал в крупных газетных заголовках, не в последнюю очередь вследст-вие своей суверенной политики «открытых дверей» по отношению к работающим в Вашингтоне журналистам. Из года в год, парализованный ниже пояса, президент собирал дважды в неделю вокруг своего письменного стола до 200 журналистов. Они могли задать ему любой вопрос без предварительной письменной заявки. Эти кон-ференции были шедеврами умения обходиться со свобод-ной прессой. По значимости их сравнивали с часом во-просов и ответов в британской палате общин. Тайна успеха его непринужденных бесед у камина (fire-side chats) по радио, которые завоевали миллионную публику, заклю-чалась в том, что этот диалог с народом не был для Рузвельта манипуляционной уловкой, а касался сути его понимания демократии.

Смещение центра тяжести политики на исполнитель-ную власть, проявлялось также на кадровом и институ-ционном уровнях. Особенно между 1933 и 1935 гг., а потом снова с 1939 года все новые учреждения, ведомства, комитеты, комиссии вырастали как грибы, находились в постоянном преобразовании, роспуске и реорганизации, нередко пересекались и могли довести до отчаяния приверженцев четко разграниченных компетенций и упоря-доченного пути по инстанциям. Во время пребывания Рузвельта на посту президента удвоился и даже утроил-ся персонал исполнительных органов: в 1933 году в фе-деральном правительстве было занято ровно 600 000 человек, а в 1939 году, перед началом европейской войны, около 920 000 человек. Когда японцы напали на Перл-Харбор, число увеличилось до, более чем, 1,5 миллиона, чтобы потом в результате войны еще раз резко возрасти. Ни при одном из его последователей число не опуска-лось ниже 2 миллионов.

Наконец, реорганизация и кадровое расширение служ-бы президента сами предположительно принадлежали к имеющим большие последствия воздействиям мирового экономического кризиса на политическую систему США. После 1933 года, Рузвельт увидел, что его бюро институционно не справляется с огромными задачами и требованиями. Он назначил комитет, знаменитый коми-тет Браунлоу. Этот комитет в 1937 году пришел к выво-ду: «Президенту нужна помощь». Он предложил создание исполнительной службы президента, под крышей которого и служба Белого дома должна быть укомплек-тована компетентными, энергичными сотрудниками, ко-торые должны отличаться только одним: «страстью к анонимности». После ожесточенного политического пе-ретягивания каната Конгресс в 1939 году издал закон о реорганизации института президента, который Рузвельт претворил в жизнь президентским распоряжением № 8248.

Благодаря этому, президент получил самостоятельную бюрократию, которая дала ему возможность конкуриро-вать с также значительно возросшим бюрократическим аппаратом Конгресса. Одновременно эта реформа таила в себе возможность злоупотребления, искушение собрать в Белом доме силовую элиту, недостаточно контролируе-мую Конгрессом и общественностью, и основать, таким образом, «имперское президентство».

Постоянные новообразования и перекрещивание ин-станций принесли Рузвельту славу плохого администра-тора. И до известной степени это правильно, но в этом процессе таился метод. Рузвельт делал ставку на спон-танность, мощную инициативу, импровизацию, желание экспериментировать, конкуренцию и соперничество как движущую силу «нового курса», а позже и военной экономики. Расщепление власти ниже уровня президен-та соответствовало технике «разделяй и властвуй», ко-торой он виртуозно владел.

Он сохранял свою свободу принятия решений и по-следнюю ответственность только благодаря тому, что в деловом, кадровом и институционном отношении остав-лял открытыми альтернативы, всегда использовал много информационных каналов, никому не предоставлял мо-нополии на доступ к президенту и принуждал спорящих министров и советников, ко все новым компромиссам. За вполне оправданными жалобами политиков из окруже-ния Рузвельта на его неортодоксальные и непредсказуе-мые обычаи получения информации и принятия решений, часто скрывалось также уязвленное тщеславие.

Преобразование института президентов и усиление вашингтонской бюрократии были одновременно предпо-сылкой и следствием государственно-интервенционист-ской политики «нового курса», цели, сферы, и противо-речия которой в грубых чертах проявились уже в предвыборной борьбе. Рузвельт обещал краткосрочную помощь в кризисе, оздоровление экономики и долгосрочные реформы, ко-торые должны были сделать невозможным повторение беспримерной катастрофы. Законодательство «нового кур-са» отражало эти цели в различных смесях, нередко пытались одним мероприятием одновременно осуществить две, а то и три цели.

Рузвельт вступил на национальную сцену 4 марта 1933 года как исцелитель и покинул ее только после трехкратного переизбрания в 1936, 1940 и 1944 гг. вместе со своей смертью 12 апреля 1945 года. Даже не принимая во внимание ставшие знаменитыми 100 первых дней его президентства, в которые Вашингтон чуть не взорвался от активности и Конгресс большинство законопроектов одобрил в рекордном темпе, Рузвельту, несмотря на некоторые неудачи, вопреки растущей оппозиции слева и справа, почти всегда принадлежала инициатива.

Когда Рузвельт вступил на пост президента, США находились в небывалом кризисе. В феврале 1933 года всему банков-скому делу грозил крах, и было несколько случаев го-лодной смерти в стране, страдающей от избытка продук-тов питания. Одной из областей, куда сразу после вступления на пост вмешалось правительство Рузвельта, объявив четырехдневные «банковские каникулы», была система денежного и кредитного обращения США. Все мероприятия в этой области служили трем целям: ради-кальная реформа довольно хаотического банковского дола, надзор и контроль торговли денными бумагами и, что особенно важно было на начальной фазе, создание законных основ для инфляционной политики государст-ва, чтобы преодолеть дефляцию посредством новой де-нежной эмиссии.

Наряду с открытием банков, Рузвельт, если он хотел вернуть доверие населения к правительству, должен был срочно приступить к неотложной социальной проблеме - огромной безработице. Нельзя было ждать, пока ре-форма законодательства принесет ожидаемые экономи-ческие плоды. Средствами временного улучшения были прямые выплаты пособий социального обеспечения союза отдельным штатам и общинам, но прежде всего, широкая государственная программа трудоустройства, которая началась в марте 1933 года как временная вынужденная мера и закончилась, вопреки первоначальным планам, только с вступлением США во вторую мировую войну.

Как бы запутана ни была внешняя картина сменяющих и дополняющих друг друга программ и организаций, как бы ни соперничали друг с другом интенсифицирую-щие капитал и труд проекты, основная идея Рузвельта была проста: он хотел убрать с улицы тех трудоспособ-ных безработных, которые не нашли рабочего места в частном хозяйстве, уберечь их от обнищания и отчаяния и вернуть чувство самоценности посредством увереннос-ти, что они заработают свое пропитание, сознательно трудясь для общего блага. Если прибавить к этому чле-нов семьи, то 25 - 30 миллионов человек получат пользу от, хотя и скромных, зарплат за государственную рабо-ту. Администрация под руководством доверенного лица Рузвельта Гарри Хопкинса построила 122 000 обществен-ных зданий, 664 000 миль новых дорог, 77 000 мостов и 285 аэропортов. Работу получили даже учителя, худож-ники и писатели, чем Рузвельт завоевал формирующую общественное мнение прослойку для «нового курса».

К самым глубоким вмешательствам государства в ры-ночную экономику относятся вспомогательные меропри-ятия в сельском хозяйстве, которое бесспорно являлось наиболее пострадавшей отраслью экономики. Опираясь на срочно изданные Конгрессом законы, правительство Рузвельта предприняло широкую попытку регулировать производство и цену. Проклятие перепроизводства под-талкивало также к вмешательству в промышленный сек-тор. С федеральным законом о восстановлении промыш-ленности связывалась надежда посредством своего рода кооперативной саморегуляции под нестрогим надзором и при содействии правительства заменить «разрушающую конкуренцию» «честной конкуренцией». Правительст-во, предприниматели и рабочий класс должны были до-бровольно сотрудничать, чтобы стабилизировать произ-водство, цены и зарплаты.

Рабочий класс в этой концентрированной акции впер-вые в истории США получил как вознаграждение право свободной, стоящей над предприятием организации и право вести коллективные переговоры по тарифам. Далее были согласованы максимальный рабочий день и самые низкие зарплаты, полностью был запрещен труд детей до 16 лет.

Решающий шаг союза на пути к социальному госу-дарству был отмечен законом о социальном обеспечении 1935 года, который ввел страхование безработных и пен-сию по старости. Но начала социального обеспечения были чрезвычайно скромными. Почти половина амери-канцев была еще лишена возможности пользоваться и без того незначительными выплатами. Не было введено стра-хование на случай болезни. Законодательство «нового курса», однако, и сегодня еще определяет двойную струк-туру федерально-государственной социальной полити-ки. Оба основных принципа социального государства, финансированное за счет взносов социальное страхова-ние и финансируемая из налогов социальная помощь или социальное обеспечение уходят корнями в 30-е годы.

До сих пор является спорным вопрос, насколько успе-шен был «новый курс». Правда, что «новый курс» смог смягчить, но не устранить безработицу и нужду, а соци-ально-политические законы не пошли дальше скромных начал. Только война принесла полную занятость и поби-вающее все рекорды производство. Неорганизованные группы населения и социально деклассированные мень-шинства, а также черные, остались на краю «нового курса», неодинаковая структура возможностей и дохода изменилась незначительно, монополии и концерны поте-ряли во влиянии, но не в размере. Никто не знал границ «нового курса» лучше, чем сам Рузвельт, ведь он на свой второй срок провозгласил борьбу против нищеты низшей трети нации. То, чего он не достиг, зависело не от него, а от непреодолимых барьеров, которые политико-экономи-ческая система США ставила даже перед сильными пре-зидентами. Его оба тяжелых внутриполитических пора-жения, попытка реорганизации Верховного суда, который оказывал сопротивление централизующим тенденциям «нового курса», и исключение консервативной оппози-ции в собственной партии после выдающейся победы на выборах 1936 года являются яркими тому примерами. Обе попытки, которые, по мнению Рузвельта, должны были обеспечить и продвинуть вперед «новый курс», не удались, потому что он переоценил возможности и власть президента.

Решающим было то, что Рузвельт дал новую надежду упавшей духом, неуверенной в себе и не имеющей на-правления нации. Единственное, чего должна была бо-яться нация, как он провозгласил при введении в долж-ность, так это самого страха.

Взаимозависимость, понимаемая как взаимная зави-симость всех слоев американского народа, была центральным понятием внутриполитического мышления, вза-имозависимость, понимаемая как взаимная зависимость всех государств мира, была центральным понятием внеш-неполитического мышления Рузвельта. США не должны изолировать себя от остального мира, потому что буду-щая безопасность и общее благо страны неразрывно свя-заны с судьбой Европы и Азии. Правда, чтобы быть избранным и не потерять внутриполитическую поддержку для «нового курса», Рузвельт был вынужден в 30-е годы пойти на уступки преобладающему изоляционистскому настроению в США, которое при любых обстоятельствах хотело уберечь Америку от новой войны в Европе и Азии. Но, ограничение изоляции национальны-ми интересами в Западном полушарии и половиной Ти-хого океана он не разделял никогда. Его интернациона-листическое миропонимание привело его в силу экспансивной внешней политики Германии, Италии и Японии в 1941 году к дилемме, от которой он освободил-ся только благодаря нападению японцев на Перл-Харбор и объявлению Гитлером войны США.

В 30-с года в США росло опасение, что возможно, предполагаемый «троянский конь» - НСРПГ в США, «Союз друзей новой Германии», будет угрожать внут-ренней безопасности США. Одновременно росло опасе-ние, что внешняя политика «Третьего рейха» представ-ляет угрозу для мира на земле. Это двойное опасение привело не к превентивной интервенционистской поли-тике в Европе, а напротив, к усилению изоляционис-тского настроения американского народа ввиду этих сиг-налов опасности еще решительнее изолироваться от Европы. Традиционные внешнеполитические рецепты, предполагаемые выводы из неудавшегося - «крестового похода» 1917 - 1918 гг. и узкое понимание националь-ных интересов США, были важнейшими детерминантами американской внешней политики до начала европейской войны в 1939 году. То, чего Гитлер в 1940 году напрасно пытался добиться Пактом трех держав, нападением на Советский Союз в 1941 году и союзничеством с Японией, а именно, держать Америку подальше от Европы и от-пугнуть назад в Западное полушарие, американский Кон-гресс сделал сам, издав закон о нейтралитете. Междуна-родно-политическая ситуация стала развиваться в обратном направлении. В то время, как в Европе и Азии возрастали агрессия и экспансия, Конгресс законами о нейтралитете от 1935 и 1937 гг. пополнял реестр внеш-неполитических мероприятий, запрещенных для прави-тельства Рузвельта на период войны и кризиса. На уров-не официальной внешней политики, поддерживаемой Конгрессом, законодательством и общественным мнени-ем, Рузвельт был в начале европейской войны в 1939 году невооруженным пророком, бесконечно малой величиной, и как к таковому к нему соответственно относился Гитлер.

Рузвельт слишком хорошо знал, что завоюет себе сво-боду действий и возможность действия в мировой поли-тике в той степени, насколько ему удастся изменить «ощу-щение угрозы», представления американского народа о потенциале угрозы национал-социалистической Германии и для Соединенных Штатов. Он должен был объяснить и продемонстрировать американскому народу, что ограничение национальных интересов Западным полушари-ем, изоляция себя в крепости «Америка» и предоставле-ние событий в Евразии их собственному течению является для CШA опасной иллюзией. Готовность - промышлен-ная, экономическая к психологическая подготовка к возможной войне - была до 1941 года превалирующей целью его внешней политики. В этом смысле внешняя политика в значительной степени была и внутренней. Методически и в институционном смысле Рузвельт действовал чрезвычайно искусно. Чтобы не попасть под подозрение в распространении своего мировоззрения с помощью правительственной пропаганды, что только уси-лило бы обвинение ненавистников Рузвельта в желании сделать себя «диктатором Америки», он сделал ставку, как и в годы «нового курса», на неформальную, однако чрезвычайно эффективную стратегию. В Белом доме, в многочисленных министерствах и учреждениях были со-зданы так называемые «информационные отделы», ко-торые якобы имели лишь одну цель - информировать американский народ о международном положении. Пос-ле случая с Францией в 1940 году с правительством ско-оперировались Голливуд, большое количество студий до-кументальных фильмов и хроник, радиостанции, газеты и журналы, чтобы заставить изоляционистов и нон-интервенционистов перейти к обороне. В этой воспитатель-ной кампании Рузвельт разработал свое интернациона-листическое видение мира, основные взгляды на будущую роль США в мире. И на этом фундаментальном уровне Рузвельт был чрезвычайно постоянен, он не был ни уте-шителем, ни жонглером, ни оппортунистом, ни аферис-том, который, обещая не вступать в войну, лишь затяги-вал в нее США, - все это было только на тактическом уровне. Во внутриполитическом конфликте с изоляцио-нистами он развернул диалектику глобализма США в его обоих компонентах: предостережение от мирового господства врага и глобальное определение националь-ных интересов США, а именно, в отношении содержания и радиуса действия национального интереса.

Он разделял точку зрения Томаса Джефферсона , Теодора Рузвельта и морского стратега Альфреда Тайера Мэхена, что равновесие сил на Европейском континенте является жизненным интересом для США. Вместе с Вудро Вильсоном он верил в идеал «такого мира», в котором самоопределение нации и принципы коллективной безопасности должны гарантировать мир. Со своим ми-нистром иностранных дел Корделлом Халлом он разде-лял убеждения, что только свободная мировая экономи-ка может производить товары и услуги, которые необходимы, чтобы надолго сохранять мир во всем мире. Гитлер и «Третий рейх» явно угрожали всему одновре-менно: равновесию сил в Европе, миру во всем мире и свободной мировой экономике. Поэтому Рузвельт сфор-мировал свои предостережения, свой глобализм как трой-ное предупреждение будущего.

С каждым военным успехом агрессоров в Европе и в Азии, по мнению президента и его сторонников, прибли-жалось будущее, осуществление которого означало бы катастрофу для американской экономики: победа Гитле-ра и Муссолини в Европе, Японии на Дальнем Востоке принудят оба региона к системе почти независимого от импорта планового хозяйства, что означало бы конец либерального, неделимого мирового рынка и серьезную угрозу американской экономической и социальной систе-ме. Если США и их союзники потеряют контроль над мировым океаном, по Рузвельту, то он может быть ис-пользован державами «оси» для нападения на Западное полушарие. Но контроль морей не может осуществляться только флотом США, он возможен лишь в том случае, если в Европе и Азии не будут господствовать державы «оси» и можно будет располагать судостроительными мощностями двух континентов. Францию, Британскую империю и Китай, а с середины 1941 года и Советский Союз нужно поддерживать, потому что они косвенно защищают и США.

К тому же приближающаяся война имела для Рузвельта еще до массового уничтожения моральный масштаб. Она была для него крестовым походом на защиту свободы от агрессоров и диктаторов. Почти навязчиво повторяя, Рузвельт постоянно объяснял: право народов на свободное самоопределение и долг государств подчи-няться в международной политике принципам международного права неразделимы. Насилие и агрессия как средство изменения status quo являются незаконными. Еще до 1941 года он толковал войну как эпохальную борьбу за будущий образ мира между агрессорами и мирными нациями, между либеральной демократией и варварством, между гражданами и преступниками, меж-ду добром и злом. Для Рузвельта не могло быть никако-го мира с агрессорами. Самой худшей возможностью, с его точки зрения, был «супер-Мюнхен» в Европе и Азии, который развязал бы руки Гитлеру для его расовой им-перии в Европе, а японцам для их империи в Восточной Азии. В то время как он с учетом общественного мнения и Конгресса до осени 1941 года придерживался фикции, что меры помощи, оказываемые США своим союзникам, должны уберечь саму страну от войны, Рузвельт еще до Перл-Харбора знал, что США должны вступить в нее. Однако утверждение, что он был заранее информирован о нападении японцев на тихоокеанский флот и сознательно не предпринял никаких мер, относится к области легенд.

С вступлением США в войну перед 61-летним Руз-вельтом встали задачи, которые подтачивали его силы так, что с 1944 года каждому было видно физическое разрушение. К тому же, относились еще переход на воен-ную экономику, военные и союзно-политические пробле-мы «большой коалиции» против держав «оси» и Японии, новая дипломатия конференций в войне, самоотвержен-но выполняемая Рузвельтом роль главнокомандующего всеми американскими вооруженными силами. С 1943 года проблемы отношений с вражескими государствами после ожидаемой победы, которые он долго пытался отклады-вать и, наконец, большой вопрос, как после этой второй мировой войны создать длительный мирный порядок. Все эти задачи Рузвельт вынужден был решать, постоян-но оправдываясь перед обществом, которое президенту не предоставило свободу действий даже в войне, но при этом оставило существовать институты критики. Общес-твенное мнение, Конгресс, партийно-политические проти-воречия между демократами и республиканцами, наконец, выборы президента 1944 года остались и во время войны, факторами, которые Рузвельт должен был учитывать в слове и деле. В этом отношении он был зависимее, чем Уинстон Черчилль, не говоря уже о Сталине и Гитлере.

Наряду с многообразием проблем проявлялись еще их глобальные масштабы. Во время войны с большей силой действовало то, что Рузвельт сформировал еще в 1941 году: задачи американской внешней политики так огромны и переплетены друг с другом, что каждая попытка только представить их принуждает его думать о двух континен-тах и семи морях, В мировой войне Соединенные Шта-ты, как и предсказывал Рузвельт, стали «арсеналом демократии». В 1943 и 1944 гг. страна производила 40% всех военных товаров мира. Как главные враги Германия, Япония и Италия, так и главные союзники Англия и Британская империя, Советский Союз и Китай вынуждали Рузвельта мыслить глобальными масштаба-ми. Важнейшие решения в Европе принимались с учетом Азии, и наоборот. Гитлеровская Германия была главным врагом номер один, однако, начиная с наметившегося поражения, играла менее значительную роль в планах президента на будущее.

За два дня до Перл-Харбора Рузвельт закончил бе-седу у камина полной надежд фразой: «Мы выиграем войну, и мы выиграем мир». Но во время войны для него вторая цель подчинялась первой. Внешняя полити-ка Рузвельта в войне являлась, в первую очередь, поли-тикой для ее успешного завершения. Высшая военная и политическая цели были идентичны, а именно - уничто-жение врага, хотя президент очень серьезно относился к принципам для будущего мира, которые он провозгла-сил еще в январе 1940 года в обращении к Конгрессу и уточнил в августе 1941 года на встрече с английским премьер-министром Уинстоном Черчиллем у побережья Ньюфаундленда, в Атлантической хартии. Из этого для Рузвельта следовали как основные принципы действий - обязать своих партнеров по союзу перед общественностью к исполнению этих общих принципов и воспрепятствовать тому, чтобы возможные политические конфликты по конкретным вопросам послевоенного порядка, как например, о границах и репарациях, не взорвали боль-шую англосаксонскую-советско-китайскую коалицию. В случае конфликта следовало сослаться на эти общие прин-ципы, заключить компромиссы или отложить спорные решения до победы.

Политике Рузвельта по отношению к Советскому Со-юзу, часто критикуемой после 1945 года, не было аль-тернативы. Ему нужен был Советский Союз, потому что Рузвельт должен был вести и выиграть американскую войну, т. е. с беспримерным применением техники и от-носительно незначительными жертвами, США нужны были русские солдаты, чтобы победить немецкие и япон-ские войска. За каждого американца, погибшего в вой-не, умерло 15 немцев и 53 русских. Уже в 1942 году Руз-вельт знал, «что русская армия убьет больше людей держав «осы» и уничтожит больше военной техники, чем все 25 объединенных наций вместе. Из этого выте-кал неизбежный вывод, что мощь и влияние Советского Союза после совместной победы будет несравнимо боль-ше, чем в 1939 году. Никто не мог помешать тому, чтобы победа во второй мировой войне сделала из Советского Союза евроазиатскую мировую державу, и как следст-вие, после самой убийственной войны в истории, многое будет зависеть от сотрудничества с Советским Союзом. От этой логики власти нельзя было уйти, что Рузвельт и Черчилль понимали со всей ясностью. Но в начале этой причинной цепочки стоял Гитлер.

Иллюзия Рузвельта заключалась в вере в то, что при всех признаниях потребностей Советского Союза в без-опасности можно достичь сотрудничества с Атлантичес-кой хартией на американских условиях. Он не понимал, что имперско-гегемонистская потребность Советского Со-юза в безопасности не шла в Восточной и Южной Европе так далеко, чтобы посягать на международно-правовую независимость этих государств и присоединить их к со-юзу государств СССР, что она была с самого начала нацелена на то, чтобы сломить самостоятельную волю этих государств посредством трансформации в «анти-фашистские демократии нового типа», в «народные демократии», которые по советскому мнению, пред-ставляли собой промежуточную ступень на пути к дик-татуре пролетариата.

Источники не дают ответа на вопрос, продолжал ли скептически настроенный Рузвельт в последние месяцы перед своей смертью надеяться, вопреки всем ожидани-ям, или он, учитывая общественное мнение своей страны после конференции в Ялте (4-11 февраля 1945 года), только делал вид, что верит в общность целей союзни-ков, чтобы не подвергнуть угрозе вступление США в Объединенные Нации.

Объективно, однако, сразу же после его смерти, на-ступившей вследствие кровоизлияния в мозг 12 апреля 1945 года, распалось все, что Рузвельт хотел одновре-менно осуществить: политическое сотрудничество с Со-ветским Союзом и американское видение лучшего мира. Он также не мог совместить реалистичные и идеалисти-ческие компоненты американской внешней политики, власть и воображение. Можно было бы говорить о тра-гизме, если бы эти категории глубоко не противоречили непоколебимому оптимизму и здоровой вере Рузвельта в прогресс Нового мира.

При подготовке материала использовалась статья Детлефа Юнкера "Мечтатель и государственный политик".

Рузвельт Франклин (Franklin Delano Roosevelt, 1882-1945) – 32-й американский президент, выдающийся государственный деятель. Возглавлял Соединенные Штаты Америки с 1933 по 1945, единственный из президентов, кого избирали более, чем на два срока. Провел реформы «нового курса», внес значительный вклад в развитие антигитлеровской коалиции, является автором идеи создания ООН.

Детство и молодые годы

Рузвельт родился в семейном поместье Гайд-Парк, штат Нью-Йорк. Его родители имели аристократическое происхождение, прочное положение в обществе и владели акциями угольных компаний.

Он был единственным ребенком в семье. Все детство Франклин вместе с родителями находился в поездках по европейским странам, что позволило овладеть несколькими языками. Регулярный отдых на морском побережье пробудил в нем интерес к мореплаванию.

Образование Рузвельт получал дома вплоть до 14-летнего возраста. Затем три года он отучился в престижной школе Гротон, штат Массачусетс. Далее с 1900 по 1904 получал образование в Гарвардском университете, а после юридической школы при Колумбийском университете в 1907 году стал адвокатом в крупной нью-йоркской фирме.

Развитие политической карьеры

С самого начала работы в юриспруденции Рузвельт не испытывал живого интереса к праву. Он рассматривал возможность заняться большой политикой, имея перед собой пример Теодора Рузвельта. Именно по его пути и развивалась карьера Франклина. Начало ей было положено в 1910 году, тогда Франклин Рузвельт баллотировался на пост сенатора от демократической партии в штате Нью-Йорк. Тогда он одержал свою первую политическую победу.

После активной поддержки на президентских выборах Томаса Вудро Вильсона в 1912 году Рузвельт перешел на службу в администрацию президента в должности помощника морского министра. Он трудился с энтузиазмом, способствуя усилению американского флота, развитию внешней политики и укреплению обороноспособности страны.

В 1920 году Рузвельт претендовал на пост вице-президента, однако демократическая партия тогда потерпела поражение, а его самого через некоторое время поразило тяжелое заболевание. Полиомиелит вынудил Франклина на время приостановить политическую деятельность. Только в 1928 году он вернулся в политику, став губернатором штата Нью-Йорк. В этой должности он отслужил два срока и приобрел неоценимый опыт. Именно тогда Рузвельт заложил традицию общения с электоратом посредством радио.

Президент США

В результате серьезной борьбы на президентских выборах в 1932 году Рузвельт обошел действующего тогда президента Герберта Гувера. Это было непростое для США время, страна страдала от экономического кризиса, и новый глава сразу же реализовал ряд реформ, получивших название «новый курс». Благодаря нововведениям были:

  • восстановлены ведущие отрасли экономики;
  • приняты меры по социальной защите уязвимых групп населения;
  • реанимированы американские банки;
  • введены изменения в трудовом законодательстве.

Внешняя политика характеризовалась осторожностью и гибкостью. В предвоенные годы были налажены связи с СССР, странами Латинской Америки. При этом США в условиях внутриэкономического кризиса по всем внешнеполитическим вопросам придерживались нейтральной позиции.

В Гитлере Рузвельт видел угрозу для своей страны. Он понимал, что в случае победы фашистов в Европе американскую экономику ждет катастрофа, поэтому необходимо содействовать странам в борьбе с Германией. Кроме того, следуя своим убеждениям, он не признавал насилие и диктат. Но долго ограничиваться лишь поставками оружиями на фронт не удалось. В декабре 1941 года, после событий в Перл-Харборе, США вынуждены были объявить войну Японии. Вскоре Германия и Италия объявили войну США.

Выступление в Конгрессе, в котором Рузвельт дал обещание одержать победу над гитлеровской коалицией

Президент, выполняя обязанности главнокомандующего, сделал существенный вклад в работу антигитлеровской коалиции, приложил усилия для создания ООН. Рузвельт видел в СССР державу, способную оказать решающее значение в победе над фашизмом, поэтому в 1943 году на Тегеранской конференции не стал поддерживать Черчилля, не желавшего открывать второй фронт. Он был нацелен на курс сотрудничества с СССР в послевоенное время, принимал активное участие в Квебекской конференции, оказал влияние на принятие значимых решений на Ялтинской конференции. Рузвельт был озадачен сохранением мира и восстановлением его после окончания войны. Но состояние здоровья не позволило реализовать намеченные планы, он скончался 12 апреля 1945 года от кровоизлияния в мозг.

Сложная экономическая ситуация и Вторая мировая война позволили Рузвельту проявить себя как деятельного политика, сумевшего под своим началом провести страну через эти испытания. Несмотря на серьезные нарушения здоровья, он всегда был на связи со СМИ. В глазах народа президент являлся олицетворением надежды, его трижды переизбирали.

Семейная жизнь

Избранницей Франклина стала его дальняя родственница, племянница Теодора Рузвельта Элеонор. Бракосочетание состоялось в 1905 году. У них родилось шесть детей, одна дочь и пятеро сыновей. Один сын скончался в восьмимесячном возрасте. Поначалу казавшаяся скромной домохозяйкой Элеонор впоследствии стала активным общественным деятелем, борцом за права и оказала значительное влияние на карьеру мужа.