Кто из людей не испытывал изложение. Тексты для сжатого изложения

От Гость >>

ПОМОГИТЕ СЖАААТЬ!Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц-никогда. птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты. Самая богатая музыка-музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие-"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои "голоса", разные днём и ночью. Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.

Ответ оставил Гость

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи?Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.Один канадский композитор ввёл специальное понятие-"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.(не сильно сократила...ну так думаю сойдет...если нужно еще сократить пиши)

Оцени ответ

Самые новые вопросы

Биология , опубликовано 21.01.2020

У человека аутосомный признак сумеречное зрение (куриная слепота) (А) полностью доминирует над признаком нормальное зрение (а). У матери куриная слепота (гетерозигота), а у отца норма. В этой семье...

Текст 1: «Меня предал родной человек…»

«Меня предал родной человек, меня предал лучший друг». Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга"./53/

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности./47/

Предательство полностью разрушает достоинство человека. В результате предатели ведут себя по- разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной./ 51/ М. Литвак

Всего 151 слово

Сжатое изложение

Довольно часто мы слышим высказывания, что кого-то предал близкий человек. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. И чем больше благодеяние, тем сильнее предательство. Гюго говорил, что он безразличен к ножевым ударам врага, но страдает от булавочного укола друга. /43/

Многие терпят издевательства в надежде, что у предателя проснется совесть. Но у предателя ее нет. Он объясняет свой поступок интересами дела, но чтобыоправдать первое предательство, совершает новые. /28/

Предатель полностью разрушает достоинство человека. Предатели ведут себя по-разному. Кто-то пытается оправдаться, кто-то впадает в страх перед возмездием, кто-то старается все забыть. В любом случае,жизнь предателя становится пустой и бессмысленной./31/ Всего99 слов.

ТЕКСТ 2 «Леса»

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

(По К.Паустовскому) 187 слов

Сжатое изложение «Леса» (по Паустовскому) /76 слова из 187 /

Антон Чехов выразил меткую мысль о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах предстают ее красота, могущественность и таинственность. В глубине наших лесов создавались жемчужины нашей поэзии. /28 сл./

Леса являются источником вдохновения и здоровья.Это исполинские лаборатории,в которых вырабатывается свежий душистый кислород и улавливаются ядовитые газы и пыль. / 21 сл./

В лесах воздух в двести раз здоровее воздуха городов. Он целебен, удлиняет жизнь, радует, приносит наслаждение, когда мы попадаем в леса из душных городов. /25 сл./

Текст 3«Когда мне было лет десять…»

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». (21)Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу… /54/

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. /62/

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, приближающая человека к счастью./51/

/167 слов/

Сжатое изложение

«.Будильником» чувства природы для меня стал томик «Животные-герои», подаренный мне в десять лет. Для других же этим «будильником» стали прогулки в лес, жизнь в деревне,путешествие с рюкзаком, ночевка в лесу… /31/

Вырастая, человек умом постигать должен, как все в живом мире переплетено, как все в нашей жизни зависит от богатства земли,от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть./29/

И все-таки в начале всего стоит вовремя разбуженная Любовь ко всему живому. С нею человек обретает некую точку опоры для отсчета всех ценностей жизни./24/ /Всего 86 слова/

Текст 4 Есть ценности

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба./39/

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба - это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь./59/

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство - отличительная черта настоящей дружбы./61/

(Из Интернета) 163 слова

Микротемы исходного текста

1. Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур, является дружба.

2. Дружба - это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.

3. У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

Сжатое изложение

Есть ценности, которые пропадают со временем. Но на все времена остаются вечные ценности, которые имеют значение для всех поколений и культур. Одна из них - дружба./28/

Люди часто употребляют слово «дружба» в речи, считают многих людей друзьями, но не всегда могут сказать, что такое дружба,каким должен быть настоящий друг. Однако все определения сходны. Дружба - это взаимная открытость, полное доверие и готовность всегда прийти на помощь./41/

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, цели. И тогда на их дружбу не влияет ни время, ни расстояния, ни разногласия. Такое постоянство - отличительная черта настоящей дружбы./28/ Всего 94 слова.

Текст 5 «Дети войны»

Война была для детей жестокой и суровой школой. Они сидели не за партами, а в мерзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулеметные ленты. Они еще не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаешь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. / 91 слово/

Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. /25 слов/

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать людей. Не забывать людей - это значит не забывать Время. / 36 слов/ /Всего - 152 слова/

/ по Ю.В.Бондареву/

Микротемы текста:

1 Война стала для детей жестокой и грубой школой.

2 Пройдя войну, молодые люди приобрели огромный душевный опыт и смогли сохранить в себе человечность

3. Главные участники истории — это Люди и Время, память о которых не должна угаснуть.

Сжатое изложение

Война была для детей жестокой школой.Они сидели не за партами,и перед ними были не тетради, а боеприпасы. Они еще не обладали жизненным опытом и не понимали истинной ценности вещей в мирной жизни. Война наполнила их души до предела. Они могли плакать не от горя,а от ненависти, радовались журавлиному клину,как никогда до войны и после нее,с нежностью хранили в душе тепло юности./65 сл./

Те, кто остался в живых, сумели сохранить в себе чистый мир,веру в добро,ненависть к несправедливости./18 сл./

Хотя война стала историей, память о ней должна жить. Нельзя забывать людей и их время./15/ Всего 88 слов

Текст 6

Слово «мама» - особое слово. Оно сопровождает нас всю жизнь, с любовью и нежностью звучит на языках всех народов.

Место матери в нашей жизни исключительное. Мы несем ее и радость и боль в трудных обстоятельствах, зовем маму и верим, что она спешит на помощь,ее любовь окрыляет. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов.поэтов создали замечательные произведения о маме! К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать добрые слова своей маме и не дарили ей радость каждый день. А ведь благодарные дети - лучший подарок для мам.

Текст 7

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство - это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (По Юрию Васильевичу Бондареву)

Сжатое изложение

Нельзя одной формулой определить,что такое искусство. Искусство - это колдовство, выявление смешного и трагедийного,мораль и безнравственность, познание мира и человека. В искусстве человек создает свой образ, способный существовать вне его и остаться в истории./35/

Момент обращения человека к творчеству является величайшим открытием,ведь через него человек и народ осмысливает свою жизнь. Свое место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, цивилизациями, народами через время и пространство./32/

Вот почему с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению, а как к могучей силе,способной оставить потомкам образ времени и человека./25/ Всего82 сл.

Текст 8. «Рецепт выбор пути»

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

(По Андрею Николаевичу Москвину)

Сжатое изложение

Универсального рецепта, как выбрать верный путь в жизни, просто нет. Окончательный выбор всегда остается за человеком./16/

Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство важнейших решений мы все - таки принимаем в юности. Ведь именно юность - самый ответственный период, когда человек выбирает главное на всю жизнь: друга, интересы, профессию./33/

Такой выбор - дело ответственное. Его нельзя отложить на потом Не стоит надеяться,что после можно все исправить. Что - то исправишь, но последствия останутся. А успех приходит к тем, кто решительно делает выбор, верит в себя и упорно двигается к цели./38/ Всего 87 сл.

Текст 9

«Испытания ждут дружбу всегда»

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня -

изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением

темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание

значимости времени. Раньше невозможно было представить, например,

чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время - цена достижения

своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые

встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками

дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей

становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня

человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это

заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся

обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале

библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление

к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать

её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на

первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам

в самую трудную минуту. (По Николаю Прохоровичу Крыщуку)

Сжатое изложение «Испытания ждут дружбу всегда…» /сжатое/

Испытания ждут дружбу всегда.Главное сегодня - перемена уклада жизни,нехватка времени. Раньше хозяева не тяготились гостями, а теперь отдых с друзьями и гостеприимство перестали быть важными. Неторопливые беседы и встречи стали редкими.потому что люди живут в разных ритмах. /38/

Но вот парадокс. Раньше круг общения был узок, а сегодня нас угнетает вынужденное общение. Люди в больших городах стремятся уединиться. /20/

Текст 10

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Сжатое изложение. «Любимые игрушки» /77 слов из 158 /

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки, с которыми связаны самые яркие, нежные и светлые воспоминания детства. /18 /

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но детская игрушка остается незаменимой, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка. /29 /

Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, необходимо правильно выбрать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. /30 /

Текст 11: « Мы часто говорим о сложностях воспитания…»

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема - это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином./51/

Другая крайность - чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами./36/

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой./48/

(По Юрию Марковичу Нагибину)

/136 слов/

Сжатое изложение

Мы часто говорим о сложностях воспитания ребенка в семье. Самая важная проблема - ослабление семейных связей. А если в ранние годы семья не заложила в ребенка прочной нравственности, то у общества будут хлопоты с этим гражданином./35/

Другая проблема - чрезмерная опека ребенка родителями. Родители не дали ребенку душевного тепла и заменяют его запоздалой мелочной опекой и материальными благами./21/

Мир меняется. И если родители не установили контакт с ребенком, переложили заботы о нем на бабушек, дедушек и школу, то не стоит удивляться, что некоторые дети рано приобретают цинизм, их жизнь обедняется, становится неинтересной./34/ / 90 слов/

ТЕКСТ 12 «Дерево»

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни - ногами, крона - головой, ветви - руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков - точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами - дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А.Камкину) 198 слов

Издавна народом особенно воспринималось дерево .Оно напоминало человека: ствол -туловище. Корни -ноги, крона -голова, ветви -руки, соки -кровь. Как и человек,оно росло. Старело,болело,умирало,старело. Могло быть твердым и сильным. /32 сл. /

Особое восприятие дерева можно найти в Библии . Два дерева райского сада - древо жизни и древо познания добра и зла. Одно дает плоды бессмертия, а другое испытывает человека,зло или добро он выберет.Об этом думает верующий, видя на иконе деревья. /40 сл./

Особо примечались деревья -долгожители , деревья - красавцы русскими художниками и поэтами. И в песнях люди делятся сокровенными чувствами с деревом, как с другом. /22 сл./ - 94

Текст13 «Музыка»

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись, и чей образ и подобие утратили.

Сжатое изложение

Музыка - самое дивное создание человека и вечная загадка. Никто ближе музыканта не соприкоснулся с подсознанием человека. Люди плачут,слушая музыку от соприкосновения с прекрасным и чистым, что было задумано природой, но погублено человеком. /33 сл./

Музыка возвращает человеку все лучшее в нем и на земле. Я думаю, что музыку человек услышал раньше, чем научился говорить. Этой музыкой были разные звуки природы, потом сложилось слово. /29 сл./

Музыка и природа - это самое святое, что не дает человеку одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то дикое бесовство,вой и дикие пляски,которые закружили сейчас человека. /30сл./

Текст14

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие позабыли о таких вещах, как взаимопомощь. А общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать с помощью общему делу, общим интересам, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга как мозаика. И как теперь мы можем поддерживать другую отличающую точку зрения, говорящую о том, что нет других интересов, кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит очень эгоистично, дело в том, что только в этом вопросе связываются личные и общественные вкусы.
Понимаете, насколько это интересней и заманчивей, чем, кажется? Ведь индивидуализм рушит общество, а стало быть, и ухудшает нас. Только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
И что же больше всего подходит нашим интересам - взаимовыручка или выбор в пользу себя (эгоизм)? Здесь явно будет больше мнений. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в сложную ситуацию, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод, и тебе в ответ помогут, однозначно.

Сжатое изложение

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. Человеческое общество сформировалось и существует благодаря общему делу, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга.

Утверждение о том, что есть только наши собственные интересы, звучит эгоистично. В этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Индивидуализм разрушает и ослабляет общество. Только взаимная поддержка может сохранить и укрепить людей.

Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. Надо помогать, не ища для себя выгоды. Тогда и тебе помогут обязательно. (90 сл.)

Текст 15

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица - вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие - это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой.

Сжатое изложение

Текст 16

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде - очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, -человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно -прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно - это нужно, действительно нужно! Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Сжатое изложение

1) Грубость в языке - распространенное явление, свидетельствующее о слабости и незащищенности человека. Оно является признаком невоспитанности, а иногда - жестокости.

2) По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет громко говорить и ругаться. Каждый наш поступок и каждое наше слово отражается на окружающих. Сильный человек это понимает. Он и силён как раз своим благородством и великодушием.

3) Учиться спокойной и интеллигентной речи нужно долго и внимательно. Это действительно нужно, ведь речь - важнейшая часть личности и способности не поддаваться влиянию среды, если она "затягивает".

Текст 17

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание - это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды - это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным - счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия -наши добродетели».

Текст 18

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей - это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба - это порыв души. Отказать человеку в помощи - значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи - это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире - в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Сжатое изложение

1) В пожелании добра людям мы выражаем свою человеческую сущность, потому что это требует большой силы духа. Умение видеть окружающих по-доброму - это результат огромной внутренней работы.

2) Отказать в помощи - значит потерять достоинство. Чтобы уберечь себя от равнодушия к нуждающимся в помощи, надо развивать соучастие и сострадание, а также умение отличать человеческие слабости от пороков.

3) Увеличивать добро в окружающем мире - самая большая цель жизни. Любовь и дружба обретают новые силы, становясь выше, а человек, их центр, мудрее.

Текст 19

Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим числом людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.
Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.
Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых недостатков. Нет. Друг — тоже человек, а идеальных людей нет. Главное — относиться к нему с добротой и вниманием.

Сжатое изложение

1) Современная жизнь заставляет людей общаться с большим числом "мимолетных" знакомых, среди которых всё сложнее найти настоящих друзей. Но сильную потребность в близком дружеском общении ощущаем мы все.

2) Каким должен быть настоящий друг? Он сможет помочь в трудное время и никогда не будет использовать вас. Он будет искренне рад вашим успехам и не будет завидовать вам. Он найдет слово поддержки. На него можно положиться.

3) Друг - не идеальный человек. У него есть недостатки. Главное - относиться к нему с добротой и вниманием.

Текст 20

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал - добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности.
Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых - это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств

Сжатое изложение

1) Почему доброта не ставится в один ряд с доблестью и храбростью? Ведь без доброты невозможна душевная красота человека. Она вместе с эмоциональной культурой является средоточием человечности.

2) Сегодня нам стоит быть более добрыми по отношению друг к другу, к животному миру и совершать смелые поступки во имя добра. Путь добра - единственно верный для человека. Он испытан, верен, полезен и человеку, и обществу.

3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. Они усваиваются вместе с главной истиной - ценностью жизни всего живого. В детстве человек должен пройти школу добрых чувств.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

- Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция


Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм


Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность


С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт


В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность


В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм


«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия


Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

Приложение

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ «ПОАБЗАЦНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТА»

1.1 . Люди разные. Одни видят в природе нашу колыбель и обитель, другие все пытаются захватить, переиначить, не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, присваивая это право исключительно только себе…

Нами погублено множество ни в чем не повинных существ. Возьмите самый наглядный пример - стеллерова корова. Питалась водорослями. А вес достигал трех с половиной тонн! А где она, эта корова, сейчас? Нету! Ни одного экземпляра! Но это не все. Увлекаясь достижением исключительно материальной пользы, мы можем лишать себя пищи не менее важной. Ведь жизнь человеческая заключается не только в том, чтобы есть, одеваться. Еще несколько десятилетий назад мало кому приходило в голову, что многие из нас будут стремиться выехать на как можно более дикую природу, чтобы насладиться ее красотой…

Еще в период завоевания Америки пришельцами из Европы возникло два противоположных подхода к природе. Европейцы полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней все бесполезное людям. Индейцы же считали, что великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания. Эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. А состояние природы сейчас таково, что все больше ученых склоняется к тому, что правы все-таки индейцы(По Ю.Аракчееву).

1.2. Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки ионизированного воздуха

В лесах вы дышите воздухом, который в 200 раз чище и здоровее воздуха города. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчетной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов. (По К.Паустовскому)

1.3 . Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц – никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка – музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие –«звуковой ландшафт». По его мнении., для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в елках- они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днем и ночью.

Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя – во всем этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рев водопада – вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. (По В.Борейко)

1.4. Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далеким предкам дерево напоминало человека. его ствол казался туловищем, корни –ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нем шло движение живительных соков – точно так же, как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твердость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же ее страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, человек может избрать в своей жизни как путь добра. так и путь зла. Об этом и думает верующий человек. когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские поэты и художники оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А.Камкину).

2.1. Трудно найти человека, который не любил бы зверей. Птиц, рыб. Но вот в чем проблема: любить мы предпочитаем издалека, заочно. И в то же время чуть ли не на каждом шагу вносим свой вклад в уничтожение дикой природы. Простой пример: многие предпочитают провести выходной день с удочкой на реке. Что делаете вы, когда на крючок попадается слишком маленькая рыбка? Отпускаете в воду. Предварительно разорвав ей рот при извлечении крючка. И не видите, как она всплывает вверх брюхом дальше по течению. А опытный рыбак изначально подбирает такие крючки, чтобы мелочь не могла их проглотить.

Другой пример: вы завели другую живность поэкзотичней – скажем, ежа. Но вот выясняется, что новый член семьи ведет ночной образ жизни и топает по квартире. Нарушая сладкий сон хозяев. Что происходит после этого «открытия»? немного повздыхав, вы относите животное в близлежащий парк и выпускаете его. Но еж не может там жить: слишком много людей гуляет среди деревьев, нет грибов, ягод, выгребается палая листва. В результате «игрушка» погибает через несколько дней.

Таких примеров можно привести множество. И все это происходит лишь потому, что нарушается простой жизненный принцип: если можешь, не причиняй беспокойства другим. Великий французский писатель Экзюпери вложил в уста одного из своих героев мудрые слова: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Гордясь своим разумом и силой. не следует забывать о том, что человек, в сущности, лишь недавно перешагнул тонкую грань, отделяющую его от животных. И не абсолютный разум у нас, а только первые проблески его.

Чтобы лучше осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями.(По А.Агееву)

2.2. Много во Вселенной удивительных планет, но одна совершенно сказочная. Когда на верхней ее половине лето, на нижней – зима. Если справа день, то слева – ночь. Сверху и снизу венчают планету два пятна: куда ни посмотри с одного-все будет юг, а с другого – все север. И есть океан. Где встречаются восток и запад. И в какую бы сторону ни пошел, всегда вернешься назад. А если на планету взглянуть со стороны – удивительной красоты перламутровый шар сияет над бездной.

Ученые сейчас упорно копаются в лунной пыли, пытаясь найти в ней хоть признаки жизни. Если бы так же трепетно относились мы к жизни на нашей Земле! Зачем человеку тигр? На что надеется цветок? О чем свистят дикие крылья?

Все мы на иждивении у природы – и телом, и духом. Спешим в лес непременно за чем-то: за грибами, за ягодами, подышать. Встретиться с тайной и красотой. И природа нам верно служит. Служила питекантропу, служит и современному человеку. И вместо благодарности мы пытаемся скрутить ее в бараний рог. А зачем? Только потому что она безропотная и поддается.!

Природа много значит в нашей жизни: она нас поит, кормит, одевает и радует. Человек будущего – конечно же – станет беречь каждое живое существо. Хотя бы потому, что радости духа станет ставить выше радостей живота. Для живота мы вывели молочных коров, мясных свиней, яйценоских кур. А в диком лебеде, журавле, олене, тигре, соколе, в тысяча других удивительных и прекрасных существ проявилась творческая линия дикой природы.

Мы все создаем для чего-нибудь. Стоит взглянуть на дело человеческих рук – и сразу понятно, это затем-то и для того-то. Нами движет необходимость. А что движет природой? Какая цель и какой смысл в ее созданиях. Зачем птица? Для чего дерево? Звери, насекомые, рыбы. Сами по себе…(По Н.Сладкову.)

2.3. Родину, как и родителей, не выбирают. Она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, провинцией в этом случае может оказаться и большой город, но цент по-прежнему там, на нашей «малой » родине. Ее сменить нельзя.

«Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправит ошибки родительного воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле. О красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь потом соотносим с этими изначальными образами и понятиями.

Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я верю, что в моем писательском деле Ангара сыграла не последнюю роль: когда-то я вышел к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины. Художником человек становится лишь тогда, когда свои собственные чувства соединяет с общим природным и народным чувством, в которые я верю не меньше, чем в совесть и истину, и в которых они, быть может, и проживают. Я это еще и к тому говорю, что разрушенная отнюдь не сыновьим хозяйничанием родина приводит и к духовному, и к физическому разрушению человека. Это вещи одного порядка.

Конечно, «малой» родиной может быть и большой город, вернее, какой-то милый сердцу район города. У Булата Окуджавы - это старый Арбат, у Юрия Нагибина – Армянский переулок. Черты «малой» родины и дух ее в творчестве писателя заметны всегда. Поэтому «малая» родина – это не только природа в деревне и история в городе, но еще и взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли ее вместе с ее солью. Это «родимые» пятна каждого человека, и в писателе они видны в особенности… (По В.Распутину)

2.4. В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество или просто пробудила к жизни скрытые силы. Нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб,- силы любви ко всему живому Может быть в жизни человека собака побитая, обиженная…

В моей жизни собака – это новый, с ее помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новая возникшая краска. Это самоуглубление. Новые переживания, новые страдания и радости. Собака должна сослужить еще одну службу человеку – она должна пробудить в сердце ребенка доброе чувство. Это не мое открытие. Это дивное открытие народа, многих народов. Я открыл открытое. Открыл для себя заново, и эта новизна как бы вдохнула новые силы, омолодила.

Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой.

Тот, кто любит собак, тот сильнее любит людей. В человеке не может быть две жестокости. Жестокость одна. Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло, неделимо. Оно едино даже в самых своих сложных проявлениях.

Академик Павлов поставил памятник собаке за то, что она помогла ему сделать величайшее открытие. Может быть, со временем у нас появятся еще памятники и другим собакам. Например, памятник собакам, охраняющим границу, или собакам- минерам, санитарам, связным и тем, кто шли со взрывчаткой на спине навстречу фашистским танкам. А может быть, один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому. (По Б.Емельянову)

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ

1.Прочитай текст внимательном. 2.Прочитай первый абзац вслух своему партнеру. 3.Попытайтесь вместе ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац. 4.Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь. 5.Поменяйтесь ролями и приступайте к работе со 2 текстом в той же последовательности. 6.После окончания работы с абзацем 2 текста, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый. 7.Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3-6. 8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПО ТЕКСТАМ:

В итоге у учащихся в тетрадях появятся примерные планы по тексту №1:1)Люди бывают разные. 2)Погублено множество ни в чем не повинных существ. 3)Два противоположных подхода к природе Домашнее задание может быть следующим: по этим текстам написать или сжатое изложение, или сочинение-рассуждение по исходному тексту с использованием аргументов из остальных текстов.